УДК 378.16:681.3
С.А. Пугин, Н.Г. Потапов, В.А. Щербанов
Автоматизированная информационная система «Электронные торги»
В статье представлено описание автоматизированной информационной системы (АИС) «Электронные торги»: описание ее возможностей, основных модулей, обобщенной структуры, технических характеристик системы, а также описание и функциональных возможностей каждого автоматизированного рабочего места (АРМ).
Очевидной тенденцией последних нескольких лет является бурное развитие электронной торговли (ЭТ). Под ЭТ понимается осуществление торговых операций с использованием информационных коммуникационных технологий (ИКТ).
Одним из приоритетных направлений развития ЭТ является широкое внедрение систем «электронных закупок» — автоматизированных информационных систем, обеспечивающих информационное, аналитическое и методологическое сопровождение всех стадий процесса закупок товаров, работ и услуг (продукции) для государственных и муниципальных нужд.
Построение и использование систем электронной торговли является одним из возможных инструментов для решения задач, связанных с повышением прозрачности государственных и муниципальных закупок, повышением их эффективности и снижением уровня коррупции в данной сфере в рамках проведения административной реформы [1].
Автоматизированная информационная система (АИС) «Электронные торги» (далее — Система), внедряемая в Томске, в ЗАТО Северск и Томской области, предназначена для информационно-аналитического сопровождения всего цикла закупок, включая планирование (формирование) потребностей, размещение, исполнение и контроль за исполнением.
Система также предназначена для определения поставщиков продукции на конкурсной (внеконкурсной) основе для нужд коммерческих (некоммерческих) организаций и продвижения продукции местных товаропроизводителей на рынке товаров, работ и услуг других регионов РФ с помощью Интернет-технологий (Интернет-маркетинга).
Основные задачи проекта по разработке и внедрению Системы:
— совершенствование системы государственного и муниципального заказа путем использования новых информационных телекоммуникационных технологий;
— создание системы электронной торговли, поддерживающей полный цикл конкурсных и внеконкурсных закупок;
— использование в системе юридически значимого электронного документооборота на всех стадиях муниципального заказа;
— создание на базе Системы региональной торговой биржи по закупке и продаже товаров, работ и услуг как для органов государственной и муниципальной власти, так и для коммерческих (некоммерческих) организаций;
— накопление и консолидация информации о рынке товаров, работ и услуг с целью эффективного анализа конъюнктуры рынка;
— разработка унифицированных форм документов, алгоритмов, методик с целью оптимизации документооборота;
— разработка нормативной, информационной, методологической, аналитической и другой документации.
Прежде чем принять решение о реализации проекта по разработке системы электронных торгов, был проведен сравнительный анализ существующих систем электронной торговли с целью исследования функциональных возможностей разрабатываемой Системы (насколько удовлетворяет предъявляемым требованиям) и определения сроков и стоимости ее реализации.
На основании данного анализа был сделан вывод, что целесообразно разработать данную систему « своими силами», приняв во внимание все достоинства и недостатки существующих систем [2].
Возможности Системы:
— ведение нормативно-справочной информации (НСИ), необходимой для правильного функционирования системы (справочники, классификаторы);
— ведение Реестров Заказчиков, Соискателей (Поставщиков), Заявок, Конкурсов, Контрактов, прайс-листов;
— ведение календаря конкурсов, календаря по каждому конкурсу;
— формирование различной аналитической отчетности;
— проведение конкурсных электронных торгов и внеконкурсных закупок (запрос котировок);
— использование системы криптографической защиты (шифрования) информации и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Это позволяет реализовать юридически значимый защищенный электронный документооборот;
— инвариантность системы к используемой ЭЦП;
— модульная структура системы, предоставляющая большие возможности для развития системы;
— протоколирование и персонификация всех действий каждого участника системы;
— автоматическое обновление клиентского программного обеспечения;
— использование транзакционной обработки информации;
— использование стандартного протокола передачи данных TCP/IP/.
Система представляет собой эффективную и надежную, с точки зрения сохранности и защиты данных, многопользовательскую информационную систему с возможностью распределенного хранения и обработки информации.
Система спроектирована с применением новейших информационных технологий, обеспечивающих дальнейшее развитие с целью наращивания функциональных возможностей, выполнение необходимых доработок вследствие возможных изменений законодательства или иных нормативных актов.
При обработке реестров или списков реализован поиск, обеспечивающий фильтрацию записей по различным критериям.
Система имеет блок (подсистему) формирования выходных документов, которая предоставляет средства отбора, просмотра, анализа и вывода на печать необходимых данных для различных категорий пользователей Системы.
Основные модули и структура Системы
Одним из основных достоинств Системы является модульная структура. Каждый из модулей представляет собой логически завершенный программный комплекс, решающий задачи автоматизации определенного блока функций муниципального заказа.
Каждый модуль может функционировать как в составе системы, так и автономно, что позволяет конструировать системы любой конфигурации для решения как частных, так и комплексных задач, а также осуществлять поэтапное внедрение данной системы.
В структуре системы можно выделить следующие основные модули:
— автоматизированное рабочее место (АРМ) Заказчика;
— АРМ Соискателя (поставщика);
— АРМ Оператора (организатора торгов);
— модуль обеспечения защиты и целостности информации;
— сайт системы.
Общая структура системы, представлена на рис. 1
Документооборот в Системе
Для обмена данными между участниками в Системе используется защищенный электронный документооборот. Для этого реализован механизм криптографической защиты информации (шифрования данных) и электронной цифровой подписи, позволяющий однозначно идентифицировать автора любого электронного документа, момент создания и отправки электронного документа и удостовериться в целостности информации. Таким образом, в системе реализована возможность использования юридически значимого электронного документооборота.
Рис. 1. Структура Системы
Функциональный состав основных модулей Системы
АРМ «Заказчик»:
— ведение учета персональных данных;
— создание, подписывание цифровой подписью и отправка заявок на проведение конкурса организатору торгов;
— получение информации по истории заявки (когда создана, отправлена, отклонена, утверждена и т.д.);
— ведение учета поданных заявок (реестр потребностей);
— ведение учета текущих и завершенных конкурсов;
— формирование различной отчетности;
— получение адресной рассылки новостей, планируемых мероприятий, различные аналитические материалы (как по системе, так и по отрасли в целом);
— ведение учета заключенных контрактов, отслеживать ход исполнения контракта (график поставок и платежей);
— ведение реестра закупок.
АРМ «Соискатель»:
— ведение учета персональных данных о соискателе;
— ведение учета дополнительной информации: материально-техническая база, перечень лицензий, репутация, опыт работы, бухгалтерская отчетность, прайс-листы;
— получение (просматривание) объявления о конкурсах;
— просматривание информацию по интересующим конкурсам;
— подача заявок на участие в конкурсах, получение конкурсной документации;
— принятие участия в торгах;
— получение (просматривание) результатов торгов;
— получение адресной рассылки новостей, планируемых мероприятий, различные аналитические материалы (как по системе, так и по отрасли в целом);
— получение аналитической информации по текущему состоянию рынка товаров, работ и услуг и т. д.
АРМ «Оператор»:
— администрирование Системы, ведение каталога продукции (добавление, удаление, редактирование и т. д.);
— прием и экспертиза заявок от заказчиков, документации от соискателей;
— формирование реестра потребностей, на основе полученных заявок;
— формирование (на основе полученных заявок) конкурса (объявления о конкурсе, параметры, календарь конкурса, состав комиссии и рабочей группы, конкурсную документацию, приглашения к участию в торгах и т. п.);
— рассылка объявлений, приглашений, новостей, аналитического материала участникам системы, публикация информации о конкурсах на сайте системы;
— организация проведения торгов по каждому конкурсу;
— формирование различной отчетности, в том числе отчетности по торгам для предоставления его в конкурсную комиссию;
— наполнение информацией сайта Системы.
Сайт Системы
Основная функция сайта Системы — это информационно-аналитическое сопровождение системы. Сайт системы содержит информационную, методологическую, нормативную, справочную информацию; инструкции и правила работы с системой, требования к участникам, порядок регистрации в системе; все объявления, приглашения, результаты конкурсов; аналитическую информацию по системе и по отрасли; ссылки на сайты других систем электронной торговли.
Алгоритм проведения открытого конкурса в Системе
1. Регистрация в Системе.
2. Создание электронной заявки на закупку продукции.
3. Экспертиза электронной заявки на закупку.
4. Размещение электронной заявки в системе, пополнение реестра потребностей.
5. Формирование конкурса на основе полученных заявок.
6. Формирование конкурсной документации.
7. Создание, размещение в системе, рассылка объявления о предстоящем конкурсе.
8. Прием документации от поставщиков (соискателей), квалификационная оценка соискателей на участие в процедуре торгов.
9. Формирование списка участников торгов, рассылка приглашений для участия в торгах.
10. Проведение торгов.
11. Формирование отчета по результатам торгов и предоставление его на рассмотрение в конкурсную комиссию.
Технические характеристики Системы
Документооборот:
— поддержка юридически значимого электронного документооборота с использованием ЭЦП;
— формирование отчетных форм на всех этапах исполнения государственного и муниципального заказа;
— возможность импортирования данных из других систем, офисных приложений. Форматы обмена — XML;
— возможность экспортирования данных в другие систем. Форматы обмена — XML.
Безопасность:
— система аудита (ведение журнала операций пользователей с системой);
— система уведомления о сбоях;
— возможность разграничения доступа (при управлении системой можно ограничивать доступ определенных пользователей к указанным разделам или страницам системы);
— защита (шифрование) информации; резервирование информации.
Используется системная Windows NT-аутентификация (NTLN или Kerberos), пароль не
передается по сети, передается только результат шифрования некоторой последовательности символов с использованием пароля в качестве ключа (в ДМЗ зоне).
Работа администратора происходит по защищенным каналам. Как дополнение, возможно разрешение работы только с определенного IP-адреса. На аппаратном уровне собственный сервер- и клиент-данные передаются шифрованными с использованием CryptoAPI данные подтверждаются цифровой подписью (кодом аутентификации).
Программная часть:
Платформа, на которой реализована система — Windows.
Используемая СУБД — MS SQL 2000.
Используемые протоколы обмена данными — IP.
Тип, используемого web-сервера — MS IIS5.0.
Тип клиентского программного обеспечения (ПО) — Специализированный «тонкий» клиент. Основная обработка введенного контента производится на сервере, но для работы с системой необходима инсталляция специализированного ПО.
Аппаратная часть:
Требования к характеристикам серверов — Windows, RAID5, ram >512 Mb.
Требования к характеристикам рабочих станций — Windows, Microsoft DOTNET Framework.
Требования к каналам и оконечным устройствам связи — Любой on-line доступ, IP-протокол, требует открытия одного нестандартного порта, для дополнительной защиты возможно использование защитных межсетевых экранов.
Требования к ЛВС — Ethernet 10/100Mb.
Требования к рабочим местам:
Минимальные требования: Windows 98, Pentium Celeron 400 Гц, 64 МБ RAM, 10 ГБ HDD.
Удобство работы с системой:
— гибкость управления правами доступа к объектам и операциям системы;
— интерфейс интуитивно понятен и соответствует сложившимся традициям организации взаимодействия с пользователем, однако требуется дополнительное время для его освоения (АРМ Оператора);
— наличие справочной системы и контекстной помощи;
— служба поддержки: Телефон/Электронная почта/Форум;
— возможность внесение разработчиком оперативных изменений в ПО в связи с изменениями в законодательстве.
(Пример реализованного функционала и дополнительная информация о Системе представлена на сайте: www.e-commerce.tomsk.ru)
Литература
1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». М.: Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65.
2. Пугин С. А. Анализ рынка электронных систем государственных (муниципальных) закупок / С.А. Пугин, Н.Г. Потапов, В.А. Щербанов // Докл. Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники. Т. 9. Автоматизированные системы обработки информации, управления и проектирования: Сб. науч. тр. Томск: Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлект-роники,2004. С.197-200.
Пугин Сергей Александрович
Аспирант кафедры автоматизированных систем управления ТУСУРа Телефон (служебный): (3822) 41 34 54 Эл. почта: [email protected]
Потапов Николай Георгиевич
Советник мэра г. Томска по формированию, размещению и исполнению муниципального заказа Телефон (служебный): (3822) 52 24 17
Щербанов Виктор Анатольевич
Канд. техн. наук, профессор кафедры автоматизированных систем управления ТУСУРа Телефон (служебный): (3822) 41 34 54
S. A. Pugin, N. G. Potapov, V.A. Sherbanov
The automated information system «Electronic tenders»
In clause the description of the automated information system (AIS) «Electronic tenders» is submitted: the description of its(her) opportunities,basic modules generalized structure, characteristics of system, and also description and functionalities of each automated workplace (AW).