Научная статья на тему 'Анализ рынка электронных систем государственных (муниципальных) закупок'

Анализ рынка электронных систем государственных (муниципальных) закупок Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
200
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЗАКАЗ / СИСТЕМА «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пугин Сергей Александрович, Потапов Николай Георгиевич, Щербанов Виктор Анатольевич

В статье проводится сравнительный анализ систем электронной торговли (СЭТ), используемых для автоматизации процесса формирования, размещения и исполнения государственного (муниципального) заказа в регионах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MARKET OF ELECTRONIC SYSTEMS OF STATE (MUNICIPAL) PURCHASES

In clause the comparative analysis of systems of electronic trade (SET), used for automation of process of formation, accommodation and execution(performance) of the state (municipal) order in regions of Russian Federation will be carried out (spent).

Текст научной работы на тему «Анализ рынка электронных систем государственных (муниципальных) закупок»

Доклады ТУСУРа. 2004 г. Автоматизированные системы обработки информации, управления и проектирования УДК 378.16:681.3

АНАЛИЗ РЫНКА ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК

С.А. Пугин, Н.Г. Потапов, В.А. Щербанов

В статье проводится сравнительный анализ систем электронной торговли (СЭТ), используемых для автоматизации процесса формирования, размещения и исполнения государственного (муниципального) заказа в регионах РФ.

Определение функциональных возможностей системы электронной торговли

В настоящее время на отечественном рынке представлен ряд программных продуктов автоматизации системы государственных и муниципальных закупок, реализующих различный набор функций по обеспечению процесса планирования, размещения и исполнения государственного (муниципального) заказа.

Электронные государственные (муниципальные) закупки проводят в двух формах :

- электронного понижающего аукциона, проводимого в режиме реального времени через Web -сервер организатора торгов;

- системы автоматизации конкурсных процедур, ориентированных на использование методов, предусмотренных существующим законодательством (например открытый конкурс, запрос котировок, закупка у единого источника и т.д.).

Для сравнительного анализа существующих электронных систем государственных и муниципальных закупок (далее - Система) необходимо определить критерии (функциональные возможности), которым должна отвечать Система для полного обеспечения процесса планирования, размещения и исполнения государственного (муниципального) заказа.

Функционально данная Система должна состоять из следующих блоков:

- каталога товаров и услуг (далее - каталог продукции);

- реестров поставщиков и заказчиков;

- формирования заявки на проведение конкурса;

- проведения торгов;

- реестра контрактов;

- информационного обеспечения пользователей Системы;

- защиты информации;

- идентификации и аутентификации пользователей Системы;

- административного.

Блок каталога продукции представляет собой перечень закупаемой на торгах продукции. Порядок ведения, внесения изменений в каталог продукции регламентируется положением «О каталоге продукции».

Блок реестров поставщиков и заказчиков (распорядителей бюджетных средств) представляет собой реестр участников торгов. Он позволяет вести учет и изменение информации об участниках торгов.

Блок формирования заявки на проведение конкурса автоматизирует процесс сбора, обработки и консолидации заявок от Заказчиков. В него входят следующие модули:

- приема заявок от Заказчиков (Заказчик заполняет заявку в Системе согласно инструкции или предоставляет ее на бумажном носителе или в виде файла установленного образца);

- экспертизы заявок (заявки анализируются Системой, результат предоставляется оператору Системы, который принимает решение о принятии заявки или возвращении на доработку);

- формирования реестра закупок (перечень всех принятых к исполнению заявок).

Блок проведения торгов (конкурсов) автоматизирует процесс размещения государственного (муниципального) заказа от публикации информации о планируемом конкурсе до определения победителя. Он состоит из следующих модулей:

- календаря проведения конкурсов;

- рассылки объявлений и приглашений к участию в конкурсе, публикации объявлений о конкурсе в Системе;

- регистрации участников торгов;

- регистрации и учета конкурсных комиссий;

- приема предложений от поставщиков продукции;

- экспертизы предложений поставщиков;

- проведения конкурсов;

- подведения итогов торгов (конкурса).

Блок реестра контрактов служит для учета всех заключенных к онтрактов и мониторинга их исполнения. Данный блок необходим как информационный ресурс, используемый как заказчиком, так и финансовым органом (департаментом финансов). В него входят следующие модули:

- учета контрактов;

- мониторинга исполнения контрактов.

Блок информационного обеспечения пользователей Системы служит для предоставления информационной поддержки всем участникам СЭТ и состоит из следующих модулей:

- документального обеспечения пользователей Системы (инструкции, правила, положения о процедуре закупок, конкурсная документация и т.д.)

- сбора и анализа маркетинговой информации;

- проведения мониторинга цен;

- предоставления аналитической информации.

Блок защиты информации предназначен для шифрования информации, передаваемой между всеми участниками Системы.

Блок идентификации и аутентификации пользователей Системы предназначен для идентификации и проверки подлинности (аутентификации) участников Системы.

Административный блок предназначен для настройки Системы и ее обслуживания.

Сравнительный анализ СЭТ

Для сравнительного анализа СЭТ использовалась информация, предоставленная фирмой «Норбит» о системе «ГосЗаказ» (велись переговоры о внедрении данной Системы в г. Томске, была организована командировка в г. Новосибирск для ознакомления с работой системы «ГосЗаказ»); демоверсия системы «ГосЗакупки» «Корпорации Парус»; информация с сайтов компаний-разработчиков Систем и информация с «электронных торговых площадок» различных субъектов РФ. Наибольшее распространение получили Системы таких компаний, как «Корпорация ПАРУС», Ambit Systems (Норбит), Cognitive Technologies.

Результат сравнительного анализа СЭТ данных разработчиков представлен в таблице, где показаны функциональные возможности существующих Систем и предлагаемой СЭТ (в таблице предлагаемая СЭТ помечена индексом «П» - ПСЭТ).

Сравнительный анализ СЭТ

Функциональные возможности Системы Фирма-разработчик

Норбит Cognitive Парус "СЭТ

1. Каталог товаров и услуг + + + +

2. Каталог заказчиков + + + +

3. Каталог поставщиков + + + +

4. Учет и консолидация заявок от заказчиков (возможность + +

заполнить заявку в Системе, а не присылать в виде файла)

5. Экспертиза заявок (возможность автоматической

экспертизы поступивших заявок на основе установленных критериев) - - + +

6. Формирование реестра закупок + + + +

7. Формирование календаря проведения конкурсов + + + +

8. Рассылка объявления и приглашения к участию в конкурсе (рассылка Системой автоматически или оператором) + + + +

9. Регистрация участников процесса закупок + + + +

10. Регистрация и учет конкурсных комиссий - - + +

11. Учет предложений поставщиков продукции по выставлен-

ным на торги заявкам заказчиков (возможность заполнить - - + +

предложение в Системе, а не присылать в виде файла)

12. Экспертиза предложений поставщиков (возможность автоматической экспертизы поступивших предложений) - - + +

13. Проведение конкурсов Запрос + + +

котировок

14. Электронный аукцион + - - +

15. Учет контрактов + + + +

16. Мониторинг исполнения контрактов + + + +

17. Документальное обеспечение участников Системы

(инструкции, правила, положения о процедуре закупок, + + + +

конкурсная документация и т.д.)

18. Сбор и анализ маркетинговой информации + + + +

19. Модуль проведения мониторинга цен + + + +

20. Административный блок системы (настройка Системы и ее обслуживание) + + + +

21. Блок защиты информации (предназначен для шифрования

информации, передаваемой между всеми участниками Системы) - - + +

22. Блок идентификации и проверки подлинности (аутентификации) участников Системы + + + +

23. Блок формирования отчетности + + + +

24. Возможность получения исходных кодов для дальнейшего администрирования Системы - - - +

25. Стоимость базового (типового) решения системы (тыс. рублей) 2 200 1 600 3 000 -

26. Срок доработки системы с учетом требований заказчика 7 5 7 6

и внедрение её в опытную эксплуатацию (месяцы)

27. Стоимость системы (тыс. рублей) 3 100 3 200 6 000 2 000

Заключение

Таким образом, на основании данных таблицы можно сделать вывод, что основными недостатками систем «ГосЗаказ» («Норбит») и Cognitive Technologies являются следующие:

- отсутствие возможности заполнить заявку заказчика и предложение поставщика в Системе (отсутствует возможность заполнения заявок и предложений, заявки и предложения поступают в Систему в файлах установленного или свободного образца, что затрудняет экспертизу заявки автоматически Системой, данную работу выполняет оператор Системы);

- отсутствие модуля регистрации и учета конкурсных комиссий;

- отсутствие модуля защиты (шифрования) информации;

- отсутствие возможности получения исходных кодов и прав на Систему для дальнейшего ее администрирования (придется заключать договор о сопровождении Системы, вследствие чего плата (налоги) по данному договору будет перечисляться в бюджет другого региона).

Наиболее полно установленным критериям отвечают системы фирмы «Корпорация Парус» и предлагаемая Система «Электронные торги».

Учитывая стоимость системы «ГосЗакупки» («Корпорация Парус») составляет 3 - 6 млн руб., экономически целесообразно разработать электронную систему муниципальных закупок г. Томска, так как приобретение типовой конфигурации потребует:

- доработку системы, что повлечет за собой дополнительные затраты и увеличение сроков внедрения данной Системы в г. Томске (сроки подготовки и внедрения в опытную эксплуатацию составляют порядка 5 - 7 месяцев);

- заключение договора на обслуживание и техническое сопровождение Системы с разработчиком (сложность в получении исходных кодов), вследствие чего часть бюджетных средств (плата по договору) будет перечисляться в другой регион РФ. «»

(Заинтересованный читатель может подробнее ознакомиться со структурой СЭТ и формами электронных закупок на следующих сайтах.

1. Виды, стратегии и функциональные возможности систем закупок - www.nauet.ru, декабрь 2003 г.

2. Торговая площадка республики Башкортостан - http://www.platom.orQ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Белгородская торговая площадка - http://etrade.bel.ru.

4. Центрально-Черноземная торговая площадка - http://www.centrchernozem.ru.

5. Краевой центр конкурсных торгов г.Краснодар - Закупка продукции для краевых государственных нужд - http://tender.kuban.info.

6. Система государственных закупок администрации Новосибирской области -

http://www.goszakaznso.ru/.

7. Электронные торги г. Ростова - http://tender.rostov-info.com.

8. Сайт компании «НОРБИТ» - www.norbit.ru.

9. Сайт компании «ПАРУС» - www.parus.ru.

10. Сайт компании Cognitive Technologies Ltd., Электронная торговля -

http://www.cognitive.ru/decisions/e-tradinQ.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.