Доклады ТУСУРа. 2004 г. Автоматизированные системы обработки информации, управления и проектирования УДК 378.16:681.3
АНАЛИЗ РЫНКА ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК
С.А. Пугин, Н.Г. Потапов, В.А. Щербанов
В статье проводится сравнительный анализ систем электронной торговли (СЭТ), используемых для автоматизации процесса формирования, размещения и исполнения государственного (муниципального) заказа в регионах РФ.
Определение функциональных возможностей системы электронной торговли
В настоящее время на отечественном рынке представлен ряд программных продуктов автоматизации системы государственных и муниципальных закупок, реализующих различный набор функций по обеспечению процесса планирования, размещения и исполнения государственного (муниципального) заказа.
Электронные государственные (муниципальные) закупки проводят в двух формах :
- электронного понижающего аукциона, проводимого в режиме реального времени через Web -сервер организатора торгов;
- системы автоматизации конкурсных процедур, ориентированных на использование методов, предусмотренных существующим законодательством (например открытый конкурс, запрос котировок, закупка у единого источника и т.д.).
Для сравнительного анализа существующих электронных систем государственных и муниципальных закупок (далее - Система) необходимо определить критерии (функциональные возможности), которым должна отвечать Система для полного обеспечения процесса планирования, размещения и исполнения государственного (муниципального) заказа.
Функционально данная Система должна состоять из следующих блоков:
- каталога товаров и услуг (далее - каталог продукции);
- реестров поставщиков и заказчиков;
- формирования заявки на проведение конкурса;
- проведения торгов;
- реестра контрактов;
- информационного обеспечения пользователей Системы;
- защиты информации;
- идентификации и аутентификации пользователей Системы;
- административного.
Блок каталога продукции представляет собой перечень закупаемой на торгах продукции. Порядок ведения, внесения изменений в каталог продукции регламентируется положением «О каталоге продукции».
Блок реестров поставщиков и заказчиков (распорядителей бюджетных средств) представляет собой реестр участников торгов. Он позволяет вести учет и изменение информации об участниках торгов.
Блок формирования заявки на проведение конкурса автоматизирует процесс сбора, обработки и консолидации заявок от Заказчиков. В него входят следующие модули:
- приема заявок от Заказчиков (Заказчик заполняет заявку в Системе согласно инструкции или предоставляет ее на бумажном носителе или в виде файла установленного образца);
- экспертизы заявок (заявки анализируются Системой, результат предоставляется оператору Системы, который принимает решение о принятии заявки или возвращении на доработку);
- формирования реестра закупок (перечень всех принятых к исполнению заявок).
Блок проведения торгов (конкурсов) автоматизирует процесс размещения государственного (муниципального) заказа от публикации информации о планируемом конкурсе до определения победителя. Он состоит из следующих модулей:
- календаря проведения конкурсов;
- рассылки объявлений и приглашений к участию в конкурсе, публикации объявлений о конкурсе в Системе;
- регистрации участников торгов;
- регистрации и учета конкурсных комиссий;
- приема предложений от поставщиков продукции;
- экспертизы предложений поставщиков;
- проведения конкурсов;
- подведения итогов торгов (конкурса).
Блок реестра контрактов служит для учета всех заключенных к онтрактов и мониторинга их исполнения. Данный блок необходим как информационный ресурс, используемый как заказчиком, так и финансовым органом (департаментом финансов). В него входят следующие модули:
- учета контрактов;
- мониторинга исполнения контрактов.
Блок информационного обеспечения пользователей Системы служит для предоставления информационной поддержки всем участникам СЭТ и состоит из следующих модулей:
- документального обеспечения пользователей Системы (инструкции, правила, положения о процедуре закупок, конкурсная документация и т.д.)
- сбора и анализа маркетинговой информации;
- проведения мониторинга цен;
- предоставления аналитической информации.
Блок защиты информации предназначен для шифрования информации, передаваемой между всеми участниками Системы.
Блок идентификации и аутентификации пользователей Системы предназначен для идентификации и проверки подлинности (аутентификации) участников Системы.
Административный блок предназначен для настройки Системы и ее обслуживания.
Сравнительный анализ СЭТ
Для сравнительного анализа СЭТ использовалась информация, предоставленная фирмой «Норбит» о системе «ГосЗаказ» (велись переговоры о внедрении данной Системы в г. Томске, была организована командировка в г. Новосибирск для ознакомления с работой системы «ГосЗаказ»); демоверсия системы «ГосЗакупки» «Корпорации Парус»; информация с сайтов компаний-разработчиков Систем и информация с «электронных торговых площадок» различных субъектов РФ. Наибольшее распространение получили Системы таких компаний, как «Корпорация ПАРУС», Ambit Systems (Норбит), Cognitive Technologies.
Результат сравнительного анализа СЭТ данных разработчиков представлен в таблице, где показаны функциональные возможности существующих Систем и предлагаемой СЭТ (в таблице предлагаемая СЭТ помечена индексом «П» - ПСЭТ).
Сравнительный анализ СЭТ
Функциональные возможности Системы Фирма-разработчик
Норбит Cognitive Парус "СЭТ
1. Каталог товаров и услуг + + + +
2. Каталог заказчиков + + + +
3. Каталог поставщиков + + + +
4. Учет и консолидация заявок от заказчиков (возможность + +
заполнить заявку в Системе, а не присылать в виде файла)
5. Экспертиза заявок (возможность автоматической
экспертизы поступивших заявок на основе установленных критериев) - - + +
6. Формирование реестра закупок + + + +
7. Формирование календаря проведения конкурсов + + + +
8. Рассылка объявления и приглашения к участию в конкурсе (рассылка Системой автоматически или оператором) + + + +
9. Регистрация участников процесса закупок + + + +
10. Регистрация и учет конкурсных комиссий - - + +
11. Учет предложений поставщиков продукции по выставлен-
ным на торги заявкам заказчиков (возможность заполнить - - + +
предложение в Системе, а не присылать в виде файла)
12. Экспертиза предложений поставщиков (возможность автоматической экспертизы поступивших предложений) - - + +
13. Проведение конкурсов Запрос + + +
котировок
14. Электронный аукцион + - - +
15. Учет контрактов + + + +
16. Мониторинг исполнения контрактов + + + +
17. Документальное обеспечение участников Системы
(инструкции, правила, положения о процедуре закупок, + + + +
конкурсная документация и т.д.)
18. Сбор и анализ маркетинговой информации + + + +
19. Модуль проведения мониторинга цен + + + +
20. Административный блок системы (настройка Системы и ее обслуживание) + + + +
21. Блок защиты информации (предназначен для шифрования
информации, передаваемой между всеми участниками Системы) - - + +
22. Блок идентификации и проверки подлинности (аутентификации) участников Системы + + + +
23. Блок формирования отчетности + + + +
24. Возможность получения исходных кодов для дальнейшего администрирования Системы - - - +
25. Стоимость базового (типового) решения системы (тыс. рублей) 2 200 1 600 3 000 -
26. Срок доработки системы с учетом требований заказчика 7 5 7 6
и внедрение её в опытную эксплуатацию (месяцы)
27. Стоимость системы (тыс. рублей) 3 100 3 200 6 000 2 000
Заключение
Таким образом, на основании данных таблицы можно сделать вывод, что основными недостатками систем «ГосЗаказ» («Норбит») и Cognitive Technologies являются следующие:
- отсутствие возможности заполнить заявку заказчика и предложение поставщика в Системе (отсутствует возможность заполнения заявок и предложений, заявки и предложения поступают в Систему в файлах установленного или свободного образца, что затрудняет экспертизу заявки автоматически Системой, данную работу выполняет оператор Системы);
- отсутствие модуля регистрации и учета конкурсных комиссий;
- отсутствие модуля защиты (шифрования) информации;
- отсутствие возможности получения исходных кодов и прав на Систему для дальнейшего ее администрирования (придется заключать договор о сопровождении Системы, вследствие чего плата (налоги) по данному договору будет перечисляться в бюджет другого региона).
Наиболее полно установленным критериям отвечают системы фирмы «Корпорация Парус» и предлагаемая Система «Электронные торги».
Учитывая стоимость системы «ГосЗакупки» («Корпорация Парус») составляет 3 - 6 млн руб., экономически целесообразно разработать электронную систему муниципальных закупок г. Томска, так как приобретение типовой конфигурации потребует:
- доработку системы, что повлечет за собой дополнительные затраты и увеличение сроков внедрения данной Системы в г. Томске (сроки подготовки и внедрения в опытную эксплуатацию составляют порядка 5 - 7 месяцев);
- заключение договора на обслуживание и техническое сопровождение Системы с разработчиком (сложность в получении исходных кодов), вследствие чего часть бюджетных средств (плата по договору) будет перечисляться в другой регион РФ. «»
(Заинтересованный читатель может подробнее ознакомиться со структурой СЭТ и формами электронных закупок на следующих сайтах.
1. Виды, стратегии и функциональные возможности систем закупок - www.nauet.ru, декабрь 2003 г.
2. Торговая площадка республики Башкортостан - http://www.platom.orQ.
3. Белгородская торговая площадка - http://etrade.bel.ru.
4. Центрально-Черноземная торговая площадка - http://www.centrchernozem.ru.
5. Краевой центр конкурсных торгов г.Краснодар - Закупка продукции для краевых государственных нужд - http://tender.kuban.info.
6. Система государственных закупок администрации Новосибирской области -
http://www.goszakaznso.ru/.
7. Электронные торги г. Ростова - http://tender.rostov-info.com.
8. Сайт компании «НОРБИТ» - www.norbit.ru.
9. Сайт компании «ПАРУС» - www.parus.ru.
10. Сайт компании Cognitive Technologies Ltd., Электронная торговля -
http://www.cognitive.ru/decisions/e-tradinQ.htm.