Научная статья на тему 'Автоматизация задач в области управления персоналом с помощью HR-бота'

Автоматизация задач в области управления персоналом с помощью HR-бота Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1254
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ЧАТ-БОТЫ / HR-БОТЫ / ПОДБОР ПЕРСОНАЛА / АДАПТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЯ / КОНФЕРЕНЦИИ / ОПРОСЫ / ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЙ / EXIT-ИНТЕРВЬЮ / HUMAN RESOURCES MANAGEMENT / AUTOMATION / CHAT-BOTS / HR-BOTS / RECRUITMENT / ADAPTATION / TRAINING / CONFERENCES / SURVEYS / APPLICATION SUBMISSION / EXIT INTERVIEWS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гладкая Ксения Викторовна, Тихонов Алексей Иванович

Данная работа является анализом последних достижений в области автоматизации процессов управления персоналом. Исследуется эффективность применения систем искусственного интеллекта в работе кадровых служб. Рассматриваются различные возможности применения чат-ботов, как высокопроизводительных помощников HR-специалистов. Отдельно выделяются наиболее трудозатратные области кадрового менеджмента рекрутинг и прескрининг где наиболее часто и результативно происходит внедрение HR-ботов в рабочий процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automation of tasks in the field of personnel management using HR-bot

This work is an analysis of the latest achievements in the field of automation of personnel management processes. The effectiveness of the use of artificial intelligence systems in the work of personnel services is investigated. Various possibilities of using chat-bots as high-performance assistants for HR specialists are considered. Separately, the most labor-intensive areas of personnel management are highlighted recruiting and screening where HR-bots are most often and effectively introduced into the workflow.

Текст научной работы на тему «Автоматизация задач в области управления персоналом с помощью HR-бота»

Автоматизация задач в области управления персоналом с помощью HR-бота Automation of tasks in the field of personnel management using HR-bot

I i (" МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 4jl ЖУРНАЛ

УДК 331.1 DOI 10.24411/2413-046X-2020-10202 Гладкая Ксения Викторовна,

кафедра «Управление персоналом», Институт инженерной экономики и гуманитарных наук, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва

Тихонов Алексей Иванович, К.т.н., заведующий кафедрой «Управления персоналом», Институт инженерной экономики и гуманитарных наук, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва Gladkaya Kseniya V.,

of the Department «Personnel management» Engineering and Economics Institute Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow Tikhonov Aleksey I.,

Candidate of technical sciences, head of the Department «Personnel management» Engineering and Economics Institute, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow Аннотация. Данная работа является анализом последних достижений в области автоматизации процессов управления персоналом. Исследуется эффективность применения систем искусственного интеллекта в работе кадровых служб. Рассматриваются различные возможности применения чат-ботов, как высокопроизводительных помощников HR-специалистов. Отдельно выделяются наиболее трудозатратные области кадрового менеджмента - рекрутинг и прескрининг - где наиболее часто и результативно происходит внедрение HR-ботов в рабочий процесс. Summary. This work is an analysis of the latest achievements in the field of automation of personnel management processes. The effectiveness of the use of artificial intelligence systems in the work of personnel services is investigated. Various possibilities of using chat-bots as high-

performance assistants for HR specialists are considered. Separately, the most labor-intensive areas of personnel management are highlighted - recruiting and screening - where HR-bots are most often and effectively introduced into the workflow.

Ключевые слова: управление персоналом, автоматизация, чат-боты, HR-боты, подбор персонала, адаптация, обучения, конференции, опросы, подача заявлений, exit-интервью. Keywords: human resources management, automation, chat-bots, HR-bots, recruitment, adaptation, training, conferences, surveys, application submission, exit interviews.

Тема автоматизации и использования технологий искусственного интеллекта в области управления персоналом является одной из активно обсуждаемых в HR-сообществе. Как прогнозируют эксперты McKinsey Global Institute к 2025 году эффективность автоматизации достигнет 5 трлн. долл., а к 2030 году будет роботизировано уже 47% текущих рабочих мест на рынке. Так, в области управления кадрами предполагается, что 50% задач будут полностью или в высокой степени автоматизированы, а у 45% задач возможна частичная автоматизация. Похожая ситуация обстоит и с привлечением талантов (48% задач решается полностью, 40%- частично). При этом роботизация не означает замену сотрудников, она забирает у них лишь самые неприятные повторяющиеся действия. Это как раз тот момент истории, когда искусственный интеллект встает на службу человека, а он из исполнителя трансформируется в управленца [1].

Так одним из интеллектуальных цифровых инструментов, уже внедренных в работу HR-отделов многих компаний, являются чат-боты (chat-bots). Принято считать, что чат-боты в управлении персоналом применяются в основном в целях подбора и найма новых сотрудников. Уже существует множество примеров использования этой технологии зарубежными и отечественными компаниями. Но область выполняемых чат-ботом задач в управлении персоналом не ограничивается задачами рекрутмента.

В данной статье будут рассмотрены основные направления использования HR-ботов (чат-ботов) внутри организации. Под HR-ботами мы понимаем чат-ботов, используемые в целях коммуникации работодателя с соискателями или с уже действующими сотрудниками [2].

Подбор персонала

Рекрутинг и прескрининг - одни из самых распространенных задач в управлении персоналом, которые осуществляют HR-боты. Это связано с тем, что рекрутеру приходится обрабатывать большой поток заявок и резюме, что отнимает много времени на рутинные задачи. Возникает необходимость обработки большего количества данных о

кандидатах и их опыте, актуальность которых быстро устаревает. В связи с этим HR-боты в подборе - это отличное решение. Они автоматизируют поиск соискателей, справляются с большим потоком информации, работают 24/7 (24 часа в день, 7 дней в неделю) и создают базу данных. Более того, со стороны чат-ботов отсутствует субъективность отбора, они выявляют только тех кандидатов, которые строго соответствуют заданным требованиям, будучи толерантными к гендерным, национальным или расовым особенностям того или иного сотрудника или соискателя [3].

Массовый подбор временного или линейного персонала в России - одна из распространенных областей использования чат-ботов-рекрутеров. Это связано с тем, что существует большое количество кандидатов, которые довольно быстро меняют рабочее место. Он может справляться с такими задачами, как:

1. Быстро находить новых кандидатов и выходить с ними на связь.

2. Предлагать и заинтересовывать кандидатов вакансией.

3. Отвечать на однотипные вопросы об условиях работы и требованиях вакансии.

4. Формировать базу данных кандидатов.

5. Получать обратную связь от кандидата, насколько ему данная вакансия интересна.

Кроме того, при широком применении ботов может улучшиться скорость подбора и привлечения кандидатов - то есть ускориться поиск по резюме, базам данных и ключевым словам. HR-бот может гораздо быстрее человека проводить различные виды тестирования и первичную проверку важных профессиональных параметров. Главное преимущество чат-бота — он умеет не только собирать информацию о потенциальных работниках, но и проводить предварительный отбор.

Так, благодаря ботам время найма снижается с нескольких недель до нескольких дней. Например, за два месяца с ботом магазина «Пятерочка» пообщались 14 тыс. кандидатов, из них 1587 человек были отобраны на должности продавцов-консультантов и специалистов информационной службы.

В чат-бот также внедряют самообучающийся алгоритм автоматизированного подбора персонала, который постоянно совершенствует вопросы интервью с потенциальным работником, при этом основной упор делается на его рабочие компетенции и достижения. Впервые эта технология была опробована в Google, и, по отзывам HR-директора корпорации, данный тип автоматизации процессов доказал свою эффективность, так как помог ускорить отсев неподходящих соискателей.

Адаптация

Процесс адаптации очень ответственный и важный процесс, которому следует уделять должное внимание. От того, насколько успешно пройден этот этап, зависит дальнейшая работа в компании. У нового сотрудника возникает множество вопросов, и зачастую ему выдают книгу новичка, в которой не прописано много немаловажных нюансов. Более того, не все эту книгу прочитывают. Именно поэтому НК-бот — одно из лучших решений для адаптации. Он не только помогает новому сотруднику, но и облегчает жизнь НК-менеджеров.

Во-первых, уделяется меньше времени на нового сотрудника. Обычно НК-специалисту или наставнику приходится выделять большое количество рабочего времени на помощь новичку. Однако информация запоминается им фрагментарно, ему не хочется лишний раз тревожить НК-менеджера, и вследствие чего замедляется процесс адаптации. В данной ситуации чат-бот предоставляет всю информацию дозировано, в нужное время, в нужном объеме, и сотрудник её воспринимает, всегда может к ней вернуться, а компания всегда может проверить, насколько она оказалась доступной и полезной. НК-специалист может этот процесс геймифицировать, например, сделать его в виде квеста, а за его успешное прохождение наградить «новичка» корпоративным подарком.

Во- вторых, НК-бот действительно отвечает на вопросы нового сотрудника в режиме работы 24/7, так как НК-менеджер не всегда доступен, а работники, не связанные с управлением персонала, не всегда знают правильный ответ.

В-третьих, посредством чат-бота можно улучшать систему адаптации. Так новый сотрудник будет оценивать работу наставников, что позволит компании оценить рейтинг руководителей подразделениий, определить их типичные ошибки в работе с новыми сотрудниками и скорректировать их работу. С другой стороны, ведение рейтинга мотивирует наставников.

Чат-бот может задать вопрос не только о работе наставника — он выяснит, насколько процесс адаптации комфортен для сотрудника в целом: что осталось непонятно, а что вызвало удивление, что помогло больше всего, какие вопросы ещё остались, а что можно было бы изменить. Таким образом, чат-бот — это огромные возможности получить аналитику по всем входящим сотрудникам. Более того — он существенно повышает объективность обратной связи от нового сотрудника, поскольку сглаживает неловкость личного общения: в разговоре с НК-специалистом гораздо сложнее честно ответить, что в процессе адаптации вызвало трудности или непонимание. Анализировать такую обратную связь можно и одноразово, и по динамическим показателям. Это позволяет настроить процесс адаптации системно — так, чтобы каждому сотруднику было комфортно и

хотелось остаться в компании. В этом случае чат-бот является действенным механизмом снижения текучести кадров.

Помимо мгновенных ответов на вопросы, чат-бот помогает сориентировать не только нового работника, но и сотрудника, который находится в командировке в незнакомом городе, объяснить, как добраться до рабочего места, предложить специальные приложения по навигации.

В некоторых компаниях от оффера до выхода на работу проходит больше месяца. Такой срок может оказаться критичным для кандидата, и он предпочтёт другого работодателя. HR-бот — это возможность оставаться на связи с кандидатом на всём протяжении его рассмотрения, он сообщает, на какой стадии рассмотрения и тем самым дает понять, что в кандидате заинтересованы, о нем не забыли.

Одна из крупнейших мировых консалтинговых компаний, входящих в «Большую четверку», «Ernst & Young» (Великобритания) создала чат-бот «Onboarding Buddy». Этот HR-бот с искусственным интеллектом может быть интегрирован с облачными технологиями компании SuccessFactors, входящей в корпорацию SAP (Германия). Новые сотрудники фирмы могут задавать ему любые вопросы, которые не решились бы спросить у своих руководителей. В свой первый рабочий день новичок может попросить недостающие для работы офисные принадлежности. Подготовленный к самым каверзным вопросам, чат-бот может подсказать, с каким сотрудником надо связаться, чтобы решить конкретную проблему. В качестве бонуса HR-бот добавит в своей рекомендации не только фамилию и имя сотрудника, а еще и его фотографию, адреса контактов и подробную навигацию, как до него добраться.

Таким образом, благодаря HR-боту по адаптации, новые сотрудники легче и быстрее осваивают основные ценности компании, узнают своих коллег, с кем придется взаимодействовать в работе, изучают тонкости рабочих процессов. В свою очередь, HR-отдел, собирает обратную связь о всех нововведениях, об успешности такого обучения, о проблемных местах компании. Более того, это хорошая возможность выстроить процесс адаптации системно, снизить текучесть кадров, повысить бренд работодателя и получать HR-аналитику онлайн.

Вовлечение в корпоративную культуру

Как новых, так и сотрудников, которые проработали продолжительное время, необходимо вовлекать и приобщать к корпоративной культуре. В больших компаниях, которые имеют огромный штаб сотрудников или несколько филиалов, контролировать этот процесс сложно. На базе HR-бота можно рассылать различные

файлы для знакомства с азами корпоративной культуры, проводить небольшие интервью, вовлекать в активную жизнь компании через внерабочие моменты, что тем самым повышает уровень репутации компании среди сотрудников и их нематериальную мотивацию.

Организация мероприятий, конференций

Организация мероприятий является важной и неотъемлемой частью работы с персоналом. НК-бот отлично справляется с поддержкой как корпоративных, так и внешних конференций. Он, как обычно, решает сразу несколько задач: информирования, нетворкинга, сбора статистики и обратной связи. Так, благодаря ему можно посмотреть программу и тайминг конференции, получить контакт спикера или организатора, составить собственный маршрут на конференции, что намного быстрее и интереснее, чем использование информационного буклета. Чат-бот также позволяет организаторам быть на постоянной связи с участниками, мгновенно информировать их о любых изменениях (смене спикера, перенос выступления или обеда, изменение аудитории) и оперативно делиться новостями. Оценить выступление спикера и организацию мероприятия, сообщить о проблеме, поделиться мнением, насколько полезной оказалась конференция — через НК-бот сделать это гораздо проще и удобнее, организаторам такая информация помогает увидеть точки роста и составить рейтинги спикеров.

Опросы / Оценка качества

Важной составляющей в развитии любой компании является анализ удовлетворенности и вовлеченности персонала, так как эти показатели напрямую влияют на эффективность сотрудников. Все ведущие компании следят за рабочей атмосферой, проводят различные мероприятия для ее комфортного поддержания. Хорошим решением для внутренней коммуникации с сотрудниками могут стать НК-боты. С их помощью можно легко и быстро проводить любые опросы, например, замеряющие вовлеченность сотрудников компании или простой опрос о месте предстоящего корпоративного мероприятия. «Ботом» можно собирать отзывы о любых нововведениях в компании и принимать им предложения сотрудников по улучшению жизни компании. Сделав аргументированные выводы, исходя из результатов анализа и опросов, что ценят сотрудники и почему они уходят, можно улучшить ключевые показатели эффективности (КР1) и получить профессиональное развитие.

Более того, необходимо постоянно анализировать процесс рекрутинга. Так, посредством чат-бота можно предложить кандидатам пройти небольшой опросник по качеству встречи, интервью и разговора с рекрутером для улучшения процесса найма

даже в самых удаленных филиалах компании. Боты уже научились выполнять и более сложные задачи, что позволяет им реагировать на любой ответ и выбирать новый вопрос по заранее прописанной логике. К примеру, если сотрудник максимально положительно отзывается о компании в опросе, его можно попросить рекомендовать своих друзей на открытые вакансии. А если интервью сложилось хуже, то наоборот - попытаться укрепить лояльность бывшего сотрудника, не теряя лица и сохраняя добросовестную репутацию. Таким образом, HR-бот может:

1. Оценивать качество рекрутингового процесса или индекс потребительской лояльности (Net Promoter Score - NPS).

2. Оценивать условия труда.

3. Оценивать удовлетворенность работой, мотивацию и т.д..

4. Осуществлять сбор информации для оптимизации процессов и повышения производительности.

5. Сохранять и повышать репутацию компании.

Существует HR-бот Jane, который не только осуществляет функции центра поддержки персонала, но и помогает руководителям использовать заданные работниками вопросы для выявления проблем, собирать необходимую информацию о работе с персоналом.

Ответы на вопросы

Мало кому известно, что уже в течение 10 лет чат-боты успешно используются с целью ответа на вопросы потенциальных соискателей. Наиболее успешным примером виртуального собеседника в формате «вопрос-ответ» является автоматический «Сержант Стар» из армии США, который делает работу за 55 рекрутеров, и уже ответил на более чем 11 миллионов вопросов. Тем не менее, не многие руководители готовы их использовать, так как не знают, как такие внедрения повлияют на бизнес. Исследования подтверждают, что 73% потенциальных соискателей хотят «задать конкретные вопросы о вакансии». Но в большинстве случаев кандидаты лишены такой возможности.

С помощью одного HR-бота можно организовать центр поддержки персонала. Для этого необходимо загрузить в его базу знаний и диалоговый скрипт нужную информацию, и он сможет в реальном времени давать ответы на вопросы пользователей. Приложение поможет сотрудникам получить доступ к нужной информации и ответы на популярные вопросы. Если по каким-либо причинам в базе знаний HR-бота отсутствует нужная информация, пользователю будет предложено сформулировать свой запрос, после чего ответственному HR-менеджеру придет уведомление с контактами и

сформулированным вопросом. Таким образом, работа HR-отдела становится эффективнее: с использованием чат-бота для адаптации и обучения сотрудников, новички могут уточнить свой вопрос у бота, вместо того чтобы звонить или писать по электронной почте кадровику.

По статистике использования пятой части сотрудников, которым действительно требуется помощь специалиста-человека, могут переключиться в интерфейсе бота на связь либо посредством онлайн-чата, либо по другим каналам общения. Такого помощника создала компания Loka. Чат-бот Jane помогает оптимизировать рабочие процессы и отвечает на вопросы сотрудников. Вместо того чтобы идти в отдел кадров или ждать письмо по электронной почте, сотрудники сразу же получают ответ на свои вопросы.

Обучение

Процесс обучения может осуществляться различными способами: за сотрудником может прикрепляться наставник, HR-менеджер, сотрудник может посещать лекции, семинары или обучаться дистанционно. И во всех случаях на сотрудника сваливается большой поток информации. HR-бот в таком случае выступает отличным помощником и может работать в нескольких режимах:

• создается платформа чат-бота, на базе которой HR-центр может самостоятельно подстраивать обучение под собственные цели и сотрудников;

• создается программа с виртуальным наставником (чат-ботом), который может выявлять, где у сотрудника есть провалы в знаниях и опыте, и предлагает ему только те темы, где есть пробелы в знаниях;

• благодаря чат-боту можно разнообразить обучение добавлением игровых элементов

[4].

HR-бота можно интегрировать в стандартные корпоративные порталы, а для сотрудников, работающих без доступа к компьютеру, может работать бот на платформе какого-либо мессенджера, например Telegram или WhatsApp. Удобство и эффективность использования HR-ботов заключается в том, что HR-менеджер, разрабатывая обучающую программу под определенные цели, может легко внедрять ее в чат-бота, который общается с сотрудником в удобное для него время, а все полезные материалы будут храниться у него в смартфоне. Боты обслуживают каждого сотрудника компании лично. Они могут разрабатывать индивидуальные планы для обучения и развития, помогать ставить цели и находить пути их достижения и преодоления сложностей. Например, советовать литературу или курсы по определенным навыкам или провести быстрое

тестирование и посоветовать ресурсы в зависимости от результатов теста. Более того, виртуальный наставник способен помочь сотрудникам и руководителям в составлении Индивидуальных планов развития (НИР). Он будет задавать вопросы, уточнять детали и на выходе выдавать готовый НИР.

Существует также проблема обучения тех сотрудников, которые работают удаленно или далеко от главного офиса. Они могут обучаться по дистанционной форме обучения, однако не всегда налажена связь между сотрудниками и наставниками, а также возникает сложность у HR-а отслеживать усвоение материала, проводить проверку знаний. В этом помогает виртуальный наставник, который следит за процессом обучения, проводит тестирование, отвечает на вопросы и получает обратную связь.

Таким образом, преимущества виртуального наставника очевидны:

- удешевляет обучение персонала в несколько раз;

- каждого сотрудника компании чат-бот обслуживает лично;

- может применяться прямо на рабочем месте;

- обучение с HR-ботом занимает небольшой промежуток времени;

- чат-бот дает обратную связь на ответы работников;

- легко подстраивается под определенные цели обучения [4];

Подача заявлений

Одна из самых запутанных проблем — оформление документов. У каждого сотрудника возникают сложности с подачей заявлений, заявок на справки, выписки и другой документации. Все это достаточно долгая и утомительная часть работы. Но с помощью чат-ботов ее можно сделать немного проще. Они оптимизируют процедуру оформления отпуска, информируют о новых приказах, напоминают о совещаниях, уточняют у сотрудников то или иное решение после встреч и планерок. Их главное преимущество в том, что они никогда не ошибаются, всегда все помнят, не уходят в отпуск и к конкурентам и не требуют зарплаты.

Первыми в Росси, кто внедрил такую технологию были IT-комании. Отечественная компания «Крок», например, на базе мессенджера Telegram и собственных решений внедрила чат-бота, который берет на себя заботу о согласовании командировок, оформлению и печати билетов. Чат-боты используются и для упрощения взаимодействия отдела кадров с текущими сотрудниками компании. Вместо того чтобы каждый раз заходить в специальную HR-программу или искать данные в электронной почте, сотрудники могут экономить время, указывая отгулы и отпуска с помощью бота. Например, в компании Overstock (США) работники сообщают о своей болезни чат-боту

по имени Mila, которая передает эту информации старшим менеджерам. Однако стоит отметить, что чат-бот в данном случае является связующим звеном между сотрудниками и кадровым отделом. Он будет справляться с данной работой, если кадровое делопроизводство в том числе будет автоматизировано.

Коммуникация между сотрудниками Интеграция HR-ботов во внутрикорпоративные коммуникации помогает улучшить рабочий процесс и облегчить общение между членами команды. Например, если кто-то опоздает на встречу, бот может отправить на нее других сотрудников или предупредить, что время начала отложилось. HR-бот нацелен не столько на замещение им человека, сколько на укрепление доверия к корпоративной информации. В кризисных ситуациях боты менее эмоциональны, следовательно — эффективны в их разрешении.

Мессенджеры Telegram, Facebook, WhatsApp, через которые осуществляются коммуникации при модерации HR-ботов, меняют сам стиль внутрикорпоративных писем, которые здесь занимают объем не более одного-двух предложений, а статьи помещаются в несколько коротких абзацев. Исследования показали, что 90% сообщений в мессенджерах читаются в первые три минуты после получения, от чего далеки письма и интранеты.

Использование HR-ботов в функционировании системы внутренних коммуникаций способствует и увеличению такого показателя, как вовлеченность персонала. Одна из причин — организация потоков служебной и рабочей информации «снизу вверх»: отправляя свой отчет или рационализаторское предложение, сотрудник точно знает, на каком этапе рассмотрения документ находится и как на его содержание отреагировали те, кто его уже прочел. Одновременно с вовлеченностью возрастает и скорость взаимодействия между сотрудниками, что сокращает время принятия управленческих решений. Коммуникационная платформа, построенная на основе технологий искусственного интеллекта, способствует осведомленности работников о процессах, происходящих внутри компании. И наконец, персонализация информации позволит уберечь сотрудников от спама и информационного шума.

Планирование времени и ресурсов Улучшая организацию мероприятий и коммуникацию между сотрудниками, можно рационально планировать время и ресурсы компании. HR-бот выступает отличной программой, которая может решать текущие несложные вопросы без необходимости обращения к HR-специалисту. Американский бот Mila в интернет-магазине Overstock уверенно распределяет задачи заболевшего сотрудника среди оставшихся здоровых

работников. Когда кто-то чувствует себя плохо, вместо звонка менеджеру он пишет боту, который проверяет расписание и находит нового работника под задачи больного. Mila также помогает сотрудникам планировать время, проверяет их графики и выполняет другие рутинные задачи, которые требуют время и вклада HR-специалистов.

C помощью чат-ботов HR-команды переводят внимание с административной работы на повышение производительности и поиск новых талантов, что позволяет заниматься более творческими и стратегическими задачами.

Финальное интервью

Exit-интервью имеет большое значение в формировании репутации как внутри компании, так и за ее пределами. Оно призвано сгладить возникшие в ходе работы противоречия, продемонстрировать уважение к сотруднику и к его проделанной работе. Также, это особая возможность получить много полезной информации, которой сложно добиться иными способами. Так, можно услышать откровенное высказывание мнения сотрудника о положении дел в компании, истинную причину увольнения сотрудника, что важно знать HR-менеджеру с целью дальнейшего предупреждения увольнения коллег. Однако, во время exit-интервью не все сотрудники бывают достаточно откровенны: рассказывать о личных проблемах или конфликтах не очень приятно. В таком случае HR-боты могут убрать неловкость и гарантировать сотрудникам анонимность: так можно получить более честные ответы. К тому же чат-бот одновременно опрашивает несколько сотен увольняющихся в разных регионах. HR-менеджеры, как правило, успевают провести интервью на выходе только с ключевыми сотрудниками. Следовательно, посредством чат-бота можно отслеживать в динамике причины увольнений, проблемы в коллективе или в работе компании.

Выводы

Процесс внедрения чат-ботов в сферу управления персоналом находится еще в начальной стадии как в России, так и в мире. Это связано с тем, что не многие HR-специалисты готовы работать с искусственным интеллектом. Однако уже существует множество примеров автоматизации рутинных задач. Стоит отметить, что HR-боты являются лишь вспомогательным звеном в управлении персоналом, они никогда не смогут полностью заменить человека. Однако могут ускорить и упростить человеческий труд. Чат-боты - это достаточно гибкий инструмент, который можно адаптировать практически под любые цели управления персоналом. Они могут наладить коммуникацию как внутри организации, так извне. Компании, которые начали интеграцию HR-ботов будут более эффективны и приобретут еще одно конкурентное преимущество.

Московский экономический журнал №4 2020 Список литературы

1. Семина А.П., Гладкая К.В. Использование информационно-коммуникационных и виртуальных технологий в обучении персонала // Московский экономический журнал. -2019. - №11. - С. 69.

2. Гладкая К.В. Использование виртуальных технологий в управлении персоналом // Инновационное управление персоналом. - М.: Государственный университет управления (Москва), 2019. - С. 70-72.

3. Семина А.П., Федотова М.А., Тихонов А.И. Цифровые технологии социальных и бизнес-коммуникаций // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика, революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин. - М.: Государственный университет управления (Москва), 2018. - С. 84-89.

4. Тихонов А.И. Подбор персонала с использованием нетворкинга // Наука и бизнес: пути развития. - 2019. - №6(96). - С. 209-213.

5. Svistunov V., Mitrofanova E., Konovalova V., Mitrofanova A. and Trubitsyn K. (2017). Social Work As Prerequisite Of Social Welfare Of Personnel In Organization. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. RPTSS 2017 - International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. XXXV: 915-923.

6. Агеев М.А., Семина А.П. Использование технологии SMM в подборе и отборе персонала // Московский экономический журнал. - 2019. -№6(96). - С. 209-213.

7. Семь HR-задач, которые решает чат-бот. [Электронный ресурс]: https://hh.ru/article/501510

8. Современные чат-боты в HR. [Электронный ресурс]: https://www.forbes.ru/tehnologii/347533-sovremennye-chat-boty-v-hr-pochemu-ne-nado-trollit-robotov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.