Научная статья на тему 'Анализ и тенденции развития сервисов по подбору персонала'

Анализ и тенденции развития сервисов по подбору персонала Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1261
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРУТИНГ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЧАТ-БОТ / ВИДЕОИНТЕРВЬЮ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / HR DIGITAL / RECRUITING / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / CHAT BOT / VIDEO INTERVIEW / SOCIAL NETWORK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Величко Н. А., Поклонский А. Ю.

Сейчас технологии развиваются и расширяются в геометрической прогрессии. Таким образом цифровизация проникла не только в сферу человеческой деятельности, но и интенсивно используется в области управления и ведения организациями. Особенно заметна трансформация процессов бизнеса в сфере HR. Область HR можно разделить на рекрутинг, кадровый учет и управление талантами. В данной статье исследовано направление цифрового рекрутинга. Рассмотрены его основные характеристики и приведены сервисы, активно использующиеся для первичного отбора кандидатов. Выявлены основные агрегаторы резюме, а также приведены результаты сравнительных характеристик систем с использованием искусственного интеллекта для подбора персонала, чат-ботов и сервисов видеоинтервью. Представлены статистические данные и перспективы использования искусственного интеллекта, чат-ботов и социальных сетей в развитии сферы рекрутинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and development trends of services for recruitment

Nowadays technologies are developing and expanding exponentially. Thus, digital penetration is not only in the field of human activity, but also intensively used in the field of management and organization. Particularly transformation of business processes is noticeable in the field of HR. HR can be divided into recruiting, personnel records and talent management. In this article was researched the direction of digital recruiting. Were considered its main characteristics and given the services actively for the initial selection of candidates. Were also identified the main aggregators of resumes and given the results of comparative characteristics of systems using artificial intelligence for the selection of personnel, chat bots and video interview services. In the article were presented perspective statistics of the use of artificial intelligence, chat bots and social networks in the development of the recruiting sphere.

Текст научной работы на тему «Анализ и тенденции развития сервисов по подбору персонала»

Анализ и тенденции развития сервисов по подбору персонала Analysis and development trends of services for recruitment

Величко Н.А.

магистрант

Научный Исследовательский Ядерный Университет «МИФИ»

Россия, Москва e-mail: nataliya. 96@mail. ru

Velichko N.A.

master's Degree students National Research Nuclear University MEPhI

Russia, Moscow e-mail: [email protected]

Поклонский А.Ю.

аспирант

Научный Исследовательский Ядерный Университет «МИФИ»

Россия, Москва e-mail: aleks1 q@mail. ru

Poklonsky A. Y.

graduate student National Research Nuclear University MEPhI

Russia, Moscow e-mail: aleks1 [email protected]

Аннотация.

Сейчас технологии развиваются и расширяются в геометрической прогрессии. Таким образом цифровизация проникла не только в сферу человеческой деятельности, но и интенсивно используется в области управления и ведения организациями. Особенно заметна трансформация процессов бизнеса в сфере HR. Область HR можно разделить на рекрутинг, кадровый учет и управление талантами.

В данной статье исследовано направление цифрового рекрутинга. Рассмотрены его основные характеристики и приведены сервисы, активно использующиеся для первичного отбора кандидатов. Выявлены основные агрегаторы резюме, а также приведены результаты сравнительных характеристик систем с использованием искусственного интеллекта для подбора персонала, чат-ботов и сервисов видеоинтервью. Представлены статистические данные и перспективы использования искусственного интеллекта, чат-ботов и социальных сетей в развитии сферы рекрутинга.

Annotation.

Nowadays technologies are developing and expanding exponentially. Thus, digital penetration is not only in the field of human activity, but also intensively used in the field of management and organization. Particularly transformation of business processes is noticeable in the field of HR. HR can be divided into recruiting, personnel records and talent management.

In this article was researched the direction of digital recruiting. Were considered its main characteristics and given the services actively for the initial selection of candidates. Were also identified the main aggregators of resumes and given the results of comparative characteristics of systems using artificial intelligence for the selection of personnel, chat bots and video interview services. In the article were presented perspective statistics of the use of artificial intelligence, chat bots and social networks in the development of the recruiting sphere.

Ключевые слова: рекрутинг, искусственный интеллект, чат-бот, видеоинтервью, социальная сеть, HR

Digital.

Key words: recruiting, artificial intelligence, chat bot, video interview, social network, HR Digital.

Введение

Высокая тенденция совершенствования сферы управления персоналом наблюдается в области HR-технологий с применением современных информационно-коммуникационных технологий [7]. С помощью таких

технологий организации оптимизируют функции по привлечению, тестированию, обучению, развитию и удержанию персонала, таким образом, управление персоналом реализуется более эффективно.

Методы исследования

В данной работе были использованы общенаучные методы исследования: методы анализа и синтеза вторичных данных, метод научной абстракции, методы индукции, дедукции и проведения аналогий, а также метод сравнительного анализа.

Анализ сервисов по подбору персонала

Сфера управления персоналом делится на три больших направления: рекрутинг (сервисы для поиска и отбора соискателей), кадровый учет (инструменты для автоматизации расчета заработной платы, налогов и других кадровых расходов) и управление талантами (системы мониторинга и поддержания эффективности работы сотрудников).

Во всех этих направлениях происходит обширное использование современных технологий [1]. Рекрутинг особенно активно использует цифровые технологии, так как компаниям необходимо быстро адаптироваться к постоянно меняющимся факторам и требованиям внешней среды, а также облегчить процесс поиска соискателей, чтобы преуспеть на волне прогресса.

Переход рекрутинга в цифровую среду называется HR Digital [10]. Внедрение такой технологии в HR значительно снижает трудоёмкость, увеличивает эффективность, повышает объективность оценки кандидатов, ускоряет процесс подбора персонала [12].

В HR Digital можно выделить следующие основные типы сервисов: агрегаторы резюме, системы с использованием искусственного интеллекта, чат-боты, сервисы видеоинтервью.

Агрегаторы резюме представляют собой объединенную базу соискателей, разместивших свои резюме на разных сайтах по поиску работы, либо имеющих профили в социальных сетях, либо в профессиональных сообществах. По такому принципу работают следующие сервисы: Яндекс.Работа, Friend work recruiter, AmazingHiring, Go Recruit и Indeed.com. Все они собирают данные о соискателях из различных источников информации и помогаю выбрать лучшую кандидатуру.

Системы с использованием искусственного (ИИ) интеллекта помогают находить и определять подходящих кандидатов для осуществления дальнейшего отбора сотрудниками отдела кадров. Такие системы быстро анализируют тысячи резюме, оценивают квалификацию соискателей, отправляют вопросы для собеседования и проводят интервью.

Известными системами на основе искусственного интеллекта являются: Робот «Вера», Skillaz и HireVue. Для оценки функционала и возможностей данных систем был произведен сравнительный анализ (таблица 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ систем с искусственным интеллектом.

Характеристика \ Наименование системы Робот «Вера» HireVue Skillaz

Подбор резюме исходя из требований вакансии + + +

Отбор входящих обращений по требованиям - - +

Телефонные интервью с кандидатом + - -

Проведение видео собеседования + + +

Проведение опросов или тестирование - + +

Анализ ответов + + +

Отправка сообщений кандидату + + +

Доступные языки Русский, английский Доступен более чем на 30 языках Русский

Мобильная версия - + -

Планирование собеседований - + +

Круглосуточная поддержка - + -

Управление контактами/CRM - + +

Интеграция с другими системами - - +

Интеграция с социальными сетями - - +

По результатам сравнительного анализа систем с использованием искусственного интеллекта (таблица 1) явным лидером можно выделить систему Skillaz, так как она позволяет решать широкий список HR-задач, а также собирает и анализирует информацию из различных источников: социальных сетей, агрегаторов и работных сайтов [3].

Такие системы на основе ИИ позволяют произвести первичный отбор подходящих кандидатов, оценить их потенциал, мотивацию и поведение, они также увеличивают объективность оценки кандидатов и избавляют рекрутеров от «рутинной» работы.

Следующие активно используемые сервисы при подборе персонала - это чат-боты. Так называемые программы интерактивного, не прямого взаимодействия работодателя с кандидатами. Чат-боты также работают на базе искусственного интеллекта, но имеют отличительный от систем с ИИ формат взаимодействия соискателя и работодателя. Используются телефонные, текстовые и видео- боты, позволяющие осуществлять коммуникацию кандидата с работодателем без личного участия рекрутера. Чат-боты помогают работодателям выбрать подходящих соискателей, обрабатывают предоставленную ими информацию и оповещают кандидатов о решении, принятом на основании полученных ответов. Также, бот может осуществлять административную работу, например, формирование профилей кандидатов, планирование встреч и ведение списков соискателей.

Чат-боты сегодня ведут диалог почти во всех известных мессенджерах, включая Telegram, Viber, WhatsApp, Facebook Messenger, Slack и др.

Наиболее широко применимыми чат-ботами в рекрутинге являются: XOR, Mya, Wendy и TalkPush (таблица 2).

Таблица 2. Сравнительный анализ чат-ботов для поиска персонала

Характеристика \ Наименование чат-бота XOR Mya Wendy TalkPush

Взаимодействие с мессенджерами Slack, Telegram, Facebook Messenger, Viber Skype Facebook Messenger, Skype Slack FB Messenger и WeChat

Интеграция с другими системами Полная интеграция с основными ATS Полная интеграция с основными ATS Отсутствует Полная интеграция с основынми ATS

Общение с кандидатом + + + +

Возможность соискателя формировать требований к вакансии + + + +

Возможность предоставления информации о компании соискателю + + + +

Автоматический отбор кандидатов + + + +

Анализ кандидатов + + + +

Возможность соискателя связаться с представителем компании + + + +

Доступные языки Доступно на 103 языках Английский, Немецкий Английский Английский

Отправка сообщений кандидату: смс или Email + + + -

Ведение графика интервью + + + +

Мобильная версия + + + -

Круглосуточная поддержка + - + +

Управление контактами/CRM - + - +

По результатам сравнительного анализа чат-ботов, можно выделить лидера - XOR. Явным

преимуществом XOR является доступность его использования более чем на 100 языках, это помогает найти кандидатов практически из любой точки мира, а явным недостатком можно выделить отсутствие CRM [5].

Основными преимуществами применения чат-ботов в процессе подбора персонала является сокращение времени на первичный отбор кандидатов, увеличение объективности оценки кандидатов, удобное взаимодействие работодателя с кандидатом. Также необходимо учесть, что эффективность применения чат-ботов во многом зависит от качества разработанного сотрудниками кадровой службы сценария разговора с соискателями и четких критериев их оценки [6].

Сервис видеоинтервью - это онлайн-интервью в удобное время для соискателя. Сервис видеоинтервью позволяет приглашать уже отобранных по резюме кандидатов на прохождение предварительного интервью. Проведение видеоинтервью происходит по настраиваемому временному сценарию и выбранным вопросам. Рекрутер просматривает записи с такого вида собеседований и принимает решение о дальнейшем взаимодействии с кандидатом.

Можно выделить два основных сервиса для проведения видеоинтервью: VCV и Pre-Interview (таблица

3).

Таблица 3. Сравнительный анализ сервисов видеоинтервью

Характеристика \ Наименование сервиса для видео интервью VCV Pre-Interview

Видео-презентация компании для кандидатов - +

Создание вакансий + -

Рассылка приглашений на интервью + +

Возможность загрузки резюме - +

Составление вопросов + +

Возможность оценки интервью + +

Управление кандидатами + +

Структурирование времени интервью + +

Интеграция с русскоязычными работными сайтами + -

Хранение видеоинтервью на сервере + +

Тестирование кандидатов + +

Мобильное приложение + -

По результатам сравнения сервисов видеоинтервью (таблица 3) преимущество имеет система VCV. В отличие от сервиса Pre-Interview она имеет функциональный пользовательский дизайн, а также мобильное приложение, что позволяет кандидатам записывать интервью с любого устройства [2; 4].

Проведение видеоинтервью значительно сокращает временные затраты и создает комфортные условия проведения интервью для рекрутеров и соискателей. Подбор кандидатов дистанционно особенно востребовано и актуально при работе с регионами [10].

Тенденция развития сервисов по подбору персонала

Рассмотренные сервисы для рекрутинга активно развиваются и совершенствуются. Они находят свое применение во многих организациях, так как использование таких сервисов повышает конкурентоспособности на рынке.

По результатам опроса представителей российских организаций компанией HeadHunter было выявлено, что 33% респондентов уже считают, что искусственный интеллект изменит в компании роль HR. Также 63% опрошенных сказали, что поиском кандидатов будут заниматься роботы, а 47% - привлекать соискателей [8]. Также было выявлено, что 89% респондентов используют HR-аналитику для поиска и подбора персонала, целями использования такой системы является сравнение текущих предложений о работе с рынком, оценка качества подбора персонала и построение воронки подбора.

По оценкам Juniper, уже в 2022 году объем сэкономленных средств за счет использования, чат-ботов при отборе кандидатов составит $8 млрд. А к 2024 году рынок таких роботов-рекрутеров достигнет $1,3 млрд., по прогнозу Global Market Insights [11].

Также хочется отметить нарастающую тенденцию поиска кандидатов с использованием социальных сетей. Более 70% рекрутеров оценили такой способ поиска соискателей за его скорость мониторинга, доступность информации, возможность прямого общения с кандидатами. Но есть и противники такой идеи, которые категорически не используют пространство социальных сетей, так как считают профили пользователей - частной территорией, в которую не нужно заглядывать, правда таких сторонников менее 10%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По прогнозам экспертов ведущих кадровых агентств, к 2020 году социальные сети как инструмент рекрутинга будет занимать лидирующее место [9].

Заключение

Анализ сферы рекрутинга в условиях цифровой экономики показывает, что применение современных инструментов способствует значительному упрощению процесса подбора персонала и многие компании срамятся внедрить digital-сервисы в свою деятельность.

Основными тенденциями трансформации процесса подбора и оценки персонала являются использование искусственного интеллекта, агрегация резюме, чат-боты, видеоинтервью и социальные сети.

Благодаря современным сервисам процесс подбора персонала становится проще, быстрее и эффективней. Но применение digital-инструментов требует значительных финансовых вложений от организации, а также специалисты по подбору персонала должны обладать цифровыми компетенциями.

Список используемой литературы:

HR-сервисы в России: обзор рынка / А. Соколова [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://rb.ru/story/HR-tech-present (Дата обращения 20.12.2019)

Pre-interview [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL https://preint.ru (дата обращения 20.12.2019).

Skillaz [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://skillaz.ru (дата обращения 20.12.2019). VCV [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://vcv.ru (дата обращения 20.12.2019).

XOR [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://cutt.ly/PrrfqMY (дата обращения 20.12.2019).

Архипова Н.И. Применение Digital-инструментов в подборе и отборе персонала в организации / Н.И. Архипова, О.Л. Седова // Управление и право. - 2018. - №2. - С.9-20.

Цифровые платформы управления жизненным циклом комплексных систем. / под общ. ред. д.э.н., проф. В.А. Тупчиенко. // А.И. Гусева, В.С. Киреев, И.А. Кузнецов, П.В. Бочкарёв, В.А. Тупчиенко, О.П. Аликова, А.В. Путилов, В.В. Харитонов, А.В. Крянев, Е.С. Юшков, А.Н. Силенко, Д.С. Смирнов, Н.С. Ростовский - М.: Научный консультант, 2018. - 439 с.

Как искусственный интеллект повлияет на сферу HR в ближайшее 30 лет [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5b56db662acf4b00a8df1437/kak-iskusstvennyi-intellekt-povliiaet-na-sferu-hr-v-blijaishie-30-let-5bc998cc8f48a200aa8304f3 (дата обращения 20.12.2019).

Назарова Д.Н. Подбор персонала при помощи социальных сетей / Д.Н. Назарова, А.С. Чабанова // Гуманитарный научный журнал. - 2018. - С. 108-113.

Подбор персонала в цифровую эпоху [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https ://www2. deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/human-capital/russian/podbor-personala-v-cifrovuyu-ehpohu.pdf (дата обращения 20.12.2019).

Роботы-рекрутеры научились у людей плохому [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4154263 (дата обращения 20.12.2019).

Шарапова Н.В. Digital-технологии подбора персонала / Н.В. Шарапова, В.М. Шарапова, Д.М. Швецова // Креативная экономика. - 2017. - №9. - С.953-966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.