Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ'

АВТОМАТИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
640
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ИННОВАЦИИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Софья Владимировна, Михайлова Лариса Владиславовна

Текущая экономическая ситуация в России, осложненная экономическими санкциями и санитарно-эпидемиологическими условиями, в сочетании с научно-техническим прогрессом ставит новые задачи перед торговыми предприятиями разных форматов в борьбе за покупателей и перед их лояльностью [4]. В статье рассмотрена роль и направления применения в торгово-технологическом процессе магазина электронных технологий, которые являются своеобразными индикаторами инноваций. Они позволяют создавать не только модель работы магазина, но и корректировать ее, принимая во внимание доступные новинки в области технического оснащения торгового предприятия. Данный инструментарий облегчает как организационноуправленческую, так и оценочно-аналитическую работу, необходимую сегодня даже маленьким магазинам. В статье сделан вывод о необходимости совершенствования автоматизации процессов в торговле для повышения экономических показателей деятельности и конкурентоспособности магазина. Понимание специфики, правильный выбор электронных технологий дает возможность магазину более глубоко и своевременно выявлять достаточно быстро меняющийся вектор ценностных предпочтений покупателей, а также повышать эргономичность покупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE AND TECHNOLOGICAL PROCESSES AUTOMATION IN RETAIL TRADE IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

The current economic situation in Russia, complicated by economic sanctions and sanitary and epidemiological conditions, combined with scientific and technological progress, poses new challenges for trade enterprises of various formats in the fight for buyers and their loyalty [4]. The article examines the role and directions of application in the trade and technological process of the store of electronic technologies, which are a kind of indicators of innovation. They allow you to create not only a model of the store's operation, but also to correct it, taking into account the available innovations in the field of technical equipment of the trade enterprise. This toolkit facilitates both organizational and managerial and evaluative and analytical work, which is necessary today even for small stores. The article concludes that it is necessary to improve the automation of processes in trade to increase the economic performance and competitiveness of the store. Understanding the specifics, the correct choice of electronic technologies enables the store to more deeply and in a timely manner identify the rapidly changing vector of value preferences of customers, as well as improve the ergonomics of purchases.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»

УДК 658.6:339.37

АВТОМАТИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

С.В. Иванова, Л.В. Михайлова

Текущая экономическая ситуация в России, осложненная экономическими санкциями и санитарно-эпидемиологическими условиями, в сочетании с научно-техническим прогрессом ставит новые задачи перед торговыми предприятиями разных форматов в борьбе за покупателей и перед их лояльностью [4]. В статье рассмотрена роль и направления применения в торгово-тех-нологическом процессе магазина электронных технологий, которые являются своеобразными индикаторами инноваций. Они позволяют создавать не только модель работы магазина, но и корректировать ее, принимая во внимание доступные новинки в области технического оснащения торгового предприятия. Данный инструментарий облегчает как организационно-управленческую, так и оценочно-аналитическую работу, необходимую сегодня даже маленьким магазинам.

В статье сделан вывод о необходимости совершенствования автоматизации процессов в торговле для повышения экономических показателей деятельности и конкурентоспособности магазина. Понимание специфики, правильный выбор электронных технологий дает возможность магазину более глубоко и своевременно выявлять достаточно быстро меняющийся вектор ценностных предпочтений покупателей, а также повышать эргономичность покупок.

Ключевые слова: торгово-технологический процесс; розничная торговля; инновации; автоматизация торговли.

S.V. Ivanova, L.V. Mikhaylova. TRADE AND TECHNOLOGICAL PROCESSES AUTOMATION IN RETAIL TRADE IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

The current economic situation in Russia, complicated by economic sanctions and sanitary and epidemiological conditions, combined with scientific and technological progress, poses new challenges for trade enterprises of various formats in the fight for buyers and their loyalty [4]. The article examines the role and directions of application in the trade and technological process of the store of electronic technologies, which are a kind of indicators of innovation. They allow you to create not only a model of the store's operation, but also to correct it, taking into account the available innovations in the field of technical equipment of the trade enterprise. This toolkit facilitates both organizational and managerial and evaluative and analytical work, which is necessary today even for small stores.

The article concludes that it is necessary to improve the automation of processes in trade to increase the economic performance and competitiveness of the store. Understanding the specifics, the correct choice of electronic technologies enables the store to more deeply and in a timely manner identify the rapidly changing vector of value preferences of customers, as well as improve the ergonomics of purchases.

Keywords: trade and technological process; retail trade; innovation; trade automation.

Процесс применения современных технологий на всех этапах торгово-техноло-гического процесса магазина представляет собой единую систему, в которой все звенья взаимодействуют между собой, за счет чего торговые процессы протекают максимально оперативно и эффективно. Средством гибкой и эффективной стратегии действий торгового предприятия, объективной оценки качества торгового обслуживания, своевременного реагирования на покупательские тренды является автоматизация тривиальных опе-

раций торгово-технологического процесса

[1-3].

Все чаще внедрение инновационных технологий в торговле приходится на розничные торговые сети [5; 6]. Применение торговыми сетями магазинов-лабораторий для тестирования инноваций на ранней стадии (на примере магазина-лаборатории X5 Retail Group) позволит им спроецировать модель работы магазинов сети, постепенно внедряя их в регионы, с учетом инноваций в области технического оснащения предприятий торговли. Основными

64

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 1(43)

Направления развития торгово-технологического процесса в магазине

направлениями развития торгово-технологиче-ского процесса в розничной торговле является автоматизация следующих этапов (рисунок).

Внедрение контроля входящего трафика посещения покупателей позволит контролировать конверсию магазина с помощью подсчета посетителей посредством установки над входом в магазин счетчиков. Это позволит выяснить, сколько посетителей вошло в магазин, сколько вышло, а сколько прошло мимо. Если значительный трафик движется в другом направлении от магазина, необходимо разработать мероприятия по привлечению дополнительных клиентов.

Контроль локации покупателей в рамках торгово-технологического процесса магазина позволит составить карту треков, перемещения покупателей внутри магазина при помощи камер, которые ежеминутно делают снимки. Затем эти данные накладывают на цифровые карты, и в итоге получаются локации покупателей, отмеченные различными цветами (массовое скопление людей в отделе - красный цвет; пустое торговое помещение - зеленый). Внедрение этого процесса позволит предприятиям розничной торговли принимать решение о перемещении групп товаров в другую, более свободную зону для предотвращения скопления покупателей, а также можно предложить cross-товары там, где покупатель сконцентрировал свой интерес, что позволит увеличить «средний покупательский чек». Камеры, соединенные с СМК, позволяют распознавать постоянных покупателей, т.е. проводить идентификацию покупателя прямо на входе в магазин. Продавец может предложить помощь в выборе товаров, соотносимых с теми, которые потребитель выбирал в прошлый раз, а также выделит группу товаров, которые у покупателя вызывали сомнения, сделав акцент на их преимуществах.

Применение внутренней системы товаро-учета магазина на базе IT-решений актуально не только для бухгалтерии и финансов, но и для учета торгового ассортимента на складе и в магазине [2]. Например, применение программы «БИТ. Кассир» позволяет анализировать движение товара, разделять его на товарные группы с учетом его оборачиваемости. Это позволяет контролировать сроки годности, проводить переоценку товара, избежать товарного дефицита.

Большим прорывом в автоматизации стало внедрение технологий радиочастотной идентификации товаров через метки (чипы). Это позволяет контролировать движение товаров внутри самого магазина, указывать их месторасположение. Также преимуществом внедрения чипирования товаров является дополнительная реализация cross-товаров. Например, к продавцу приходит уведомление по отделу, закрепленному за ним, что покупатель выбрал себе пальто и переместился с ним в примерочную. Программа анализирует дополнительные товары, которые могут подойти к пальто, а продавец предлагает их покупателю, тем самым увеличивая возможность больших продаж магазина. Также применение радиочастотной идентификации позволяет ускорить процедуру инвентаризации и бороться с воровством.

Применение систем видеоаналитики позволяет следить за наличием товаров на прилавках и их выкладкой. Программа анализирует сильные и слабые стороны размещения товарных групп, показывает рекомендации по предпочтительному перемещению товаров внутри торгового зала с учетом принципов мерчандай-зинга и с использованием аналитики покупательских предпочтений и обращений «к умной полке с товаром».

В настоящее время продолжается поглощение федеральными сетями региональных, углубление федеральных сетей в регионы. Ри-тейлы в 2020 г. развивались в трех направлениях: покупательские тренды, тренды розничных сетей, тренды IT-технологий в ритейле [5; 6]. Каждое из этих направлений развития розничной торговли приведено в виде таблице.

Основные тенденции развития со стороны покупательских трендов носят положительный характер. Ритейлеры с целью привлечения покупательского спроса готовы использовать максимально удобные способы оплаты (безналичная оплата, Google Pay и Apple Pay), формы и места продажи товаров (мобильные приложения, страницы в социальных сетях), программы лояльности для потребителей.

Тренды развития розничной торговли в 2020 г. [5; 6]

Покупательские тренды Тренды розничных сетей Тренды 1Т-технологий в ритейле

1. Закрепление и рост безналичной оплаты: - удобны для покупателей, ритейлеров, государства; - сокращение времени обслуживания в кассовой зоне; - государственный контроль при безналичной оплате, «прозрачные» денежные операции 1. Тенденция проведения экспериментов торговыми сетями: - создание магазинов-лабораторий для апробации новых технологий (магазин-лаборатория X5 Retail Group) 1. Мультиканальный ритейл: - обновление онлайн-магазинов и приложений, адаптированных к новым требованиям и запросам потребителей, включая применение индивидуальных потребительских систем лояльности

2. Рост оплаты Google Pay и Apple Pay: - системы электронных платежей ИТ-гигантов, таких как Google Pay и Apple Pay; - удобство покупателей под девизом «телефон всегда под рукой», оплата с помощью часов 2. Проникновение офлайн в онлайн и наоборот: - торговые сети создают онлайн-магазины, запускают мобильные приложения; - интернет-магазины открывают пункты выдачи товаров, постаматы, шоурумы 2. Магазины без касс: - внедрение и развитие таких магазинов по зарубежному опыту (внедрение технологии Scan&Go и ее дальнейшее развитие в виде сканирования и оплаты товаров через смартфон покупателя)

3. Доставка на дом: - доставка продуктов на дом покупателям посредством офлайн-магазинов и мобильных приложений или в пункты заказа в торговой точке 3. Поглощение федеральными сетями региональных; углубление в регионы: - развитие федеральных сетей с закупочными ценами ниже, чем у региональных розничных продавцов, ведет к уменьшению количества последних; - региональным ритейлерам рекомендовано объединяться в региональные союзы 3. Магазин без продавцов: - унификация торгово-технологического процесса, сокращение персонала, перераспределение работ; - сокращение вероятности субъективных ошибок; - масштабное внедрение системы самообслуживания, электронных ценников, оптимизации графиков работы, мобильных приложений

4. Уменьшение контрафакта: - внедрение на государственном уровне обязательной маркировки товаров 4. Поиск новых форматов торговли: - диверсификация бизнеса федеральными ритейлерами 4. Видеоаналитика как перспективное направление: - видеоаналитика в ритейле

5. Промо-акции: - задействование рекламных акций, бонусных скидок и программ лояльности 5. Поглощение магазинов банками: - Сбербанк в 2018 г. стал основным владельцем сетей магазинов одежды Concept Group и Acoola 5. Борьба с кражами: - применение систем самообслуживания, которые позволяют покупателю самостоятельно вносить деньги за покупку

6. Социальные сети: - рост продаж товаров через социальные сети на базе их платежных систем 6. Уход с российского рынка зарубежных ритейлеров 6. Искусственный интеллект

Государство от поддержания таких мероприятий остается в плюсе, поскольку со стороны налогообложения бизнесу тяжелее уходить от налогов. Внедрение к 2024 г обязательной маркировки всех потребительских товаров позволит государству контролировать реализуемую продукцию, тем самым убрать с рынка контрафактную продукцию. Однако ритейлеры, обеспечивая удобство потребителям и требования государства, несут затраты на переоснащение торговых предприятий необходимым оборудованием.

Тренды электронных технологий в 2020 г. основывались на системах самообслуживания, обеспечивающих сокращение времени на совершение покупок и полную самостоятельность потребителей. Использование таких технологий также повышает эффективность противокражного оборудования. Например, система самообслуживания Self-Checkout позволяет покупателю самостоятельно сканировать, взвешивать и оплачивать товары. Система «Раздельное сканирование» - Scan&Pay помогает работнику магазина не участвовать непо-

средственно в расчете с покупателем, что представляет особый интерес в условиях пандемии. Работник магазина сканирует продукцию, при этом формируется пред-чек, по которому покупатель рассчитывается на терминале оплаты. Интерес представляет технология гибридной кассы, когда осуществляется одновременная работа продавца и покупателя: продавец взвешивает и упаковывает товар, вводит требуемые данные в интерфейс кассовой программы; покупатель вносит наличные и получает сдачу через встроенный модуль оплаты. В отдельных магазинах, наряду с традиционной формой оплаты покупки, реализация продукции идет под девизом «Мы вам доверяем». В этом случае покупатель получает персональный сканер, запускает специальное приложение в своем смартфоне, самостоятельно сканирует покупки и формирует список покупок - будущий чек. После чего остается только нажать кнопку «Оплатить».

Таким образом, предприятиям розничной торговли необходимо постоянно совершенствовать технологию продаж, используя для этого передовые процессы автоматизации магазина, касс и участков торгового зала, создавая максимально комфортные условия для покупателей. Автоматизация торгово-техно-логических процессов - это и требование времени, и стратегия для руководства ритейла. Игнорирование современных трендов в торговле ведет к тому, что на ровном месте теряется прибыль, увеличиваются прикассовые очереди, снижается лояльность к покупателям, и как следствие - уменьшение клиентской базы. Своевременная реакция на торго-во-технологические тренды позволит магазину не остаться позади более предприимчивых конкурентов.

Список литературы

1. Гуменников А.П. Факторы, влияющие на качество торгового обслуживания в розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь // Проблемы социально ориентированного инновационного развития белорусского общества и профсоюзы: материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф. (24 февраля 2017 г.) / Гомельский филиал Международного университета «МИТИСО»; под общ. ред. С.И. Ляха. Минск: Право и экономика, 2017. С.56-58.

2. Иванова С.В., Вохминцева О.П. Оформление расхождений при приемке товаров в «1С: Управление торговлей» // Управление ассортиментом, качеством и конкурентоспособностью в глобальной экономике: сб. ст. Межрегион. заоч.

науч.-практ. конф. (1 июня 2015 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. С. 46-50.

3. Лиценберг И.И. Основные тенденции развития торговли в аспекте цифровой экономики // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2018. № 1 (23). С. 3-8.

4. Михайлова Л.В., Власова Е.Н. Управление торговым ассортиментом на основе ценностных ориентаций потребителей // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 3 (41). С. 55-60.

5. Три ключевых тренда ритейла будущего. URL: https://www.retail-loyalty.org/expert-forum (дата обращения: 20.11.2020).

6. X5 ускорит процесс тестирования инноваций для супермаркетов. URL: https://www.retail. ru/news (дата обращения: 21.11.2020).

References

1. Gumennikov A.P. Faktory, vliyayushchie na kachestvo torgovogo obslu-zhivaniya v roznichnoj torgovoj seti potrebiteFskoj kooperatsii Respub-liki Belarus [Factors affecting the quality of trade services in the retail trade network of consumer cooperation in the Republic of Belarus] // Problemy sotsiaFno orientirovannogo innovatsionnogo razviti-ya belorusskogo obshchestva i profsoyuzy: materia-ly XXI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (24 fevralya 2017 g.) / Gomelskij filial Mezhdunarodnogo uni-versiteta «MITISO»; pod obshch. red. S.I. Lyakha. Minsk: Pravo i ekonomika, 2017. S. 56-58.

2. Ivanova S.V, Vokhmintseva O.P. Oformle-nie raskhozhdenij pri priemke tovarov v «1S: Up-ravlenie torgovlej» [Registration of discrepancies in the acceptance of goods in 1С trade management] // Upravlenie assortimentom, kachestvom i konkurentosposobnostyu v globalnoj ekonomike: sb. st. Mezh-region. zaoch. nauch.-prakt. konf. (1 iyunya 2015 g.). Cheboksary: ChKI RUK, 2015. S. 46-50.

3. Litsenberg I.I. Osnovnye tendentsii razvitiya torgovli v aspekte tsifrovoj ekonomiki [The main trends in the development of trade in the aspect of digital economy] // Vestnik Sibirskogo universiteta potrebitePskoj kooperatsii. 2018. № 1 (23). S. 3-8.

4. Mikhaylova L.V., Vlasova E.N. Upravleniye torgovym assortimentom na osnove tsennostnykh oriyentatsiy potrebiteley [Management of trade assortment based on value orientations of consumers] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperat-sii. 2020. № 3 (41). S. 55-60.

5. Tri klyuchevykh trenda ritejla budushchego. URL: https://www.retail-loyalty.org/expert-forum (Accessed 20.11.2020).

6. X5 uskorit protsess testirovaniya innovatsij dlya supermarketov. URL: https://www.retail.ru/ news (Accessed 21.11.2020).

ИВАНОВА Софья Владимировна - преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: golovanova_sofya@mail. ru.

МИХАЙЛОВА Лариса Владиславовна - кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: larisacoop@yandex. ru.

IVANOVA, Sofia Vladimirovna - Lecturer of the Department of Management and Marketing. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: golovanova_sofya@mail.ru.

MIKHAYLOVA, Larisa Vladislavovna - Candidate of Engineering, Associate Professor of the Department of Management and Marketing. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: larisacoop@yandex. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.