Научная статья на тему 'Автоматизация процессов формирования региональной информационной системы обеспечения государственной итоговой аттестации'

Автоматизация процессов формирования региональной информационной системы обеспечения государственной итоговой аттестации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров М.А., Комаров А.С., Морозов И.В.

В статье представлен опыт работы с региональной информационной системой обеспечения проведения государственной итоговой аттестации в Челябинской области, приведены особенности работы автоматизированной информационной системы государственной итоговой аттестации, обозначены основные проблемы автоматизации формирования, пути их решения. Авторами представлен опыт совершенствования автоматизации процессов формирования в 2018 и 2019 году, а также спрогнозированы дальнейшие перспективы автоматизации процессов формирования региональной информационной системы обеспечения государственной итоговой аттестации в Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захаров М.А., Комаров А.С., Морозов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация процессов формирования региональной информационной системы обеспечения государственной итоговой аттестации»

D.A. Yugova, I.S Borovykh // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2019. - № 1 (6). - S. 18-24.

4. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669). - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf (data obrashcheniya: 31.10.2019).

5. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 31.10.2019).

6. Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 50.08.2013 № 662 (red. ot 25.05.2019). - URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-05082013-n-662/. (data obrashcheniya: 31.10.2019).

7. Ob usloviyakh predostavleniya v obyazatel'nom poryadke pervichnykh statisticheskikh dannykh i administrativnykh dannykh sub"ektam ofitsial'nogo statisticheskogo ucheta : postanovlenie Pravitel'stva

RF ot 18.08.2008 N 620 (red. ot 22.04.2015) - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _79488/. (data obrashcheniya: 31.10.2019).

Сведения об авторах Бенко Елизавета Вячеславовна - кандидат психологических наук, начальник отдела образовательной статистики ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Васютин Сергей Витальевич - статистик отдела образовательной статистики ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Benko E.V. - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department for Education Statistics, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Vasyutin S.V. - statistician of the Department for Education Statistics, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371.27

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

М.А. Захаров, А.С. Комаров, И.В. Морозов

В статье представлен опыт работы с региональной информационной системой обеспечения проведения государственной итоговой аттестации в Челябинской области, приведены особенности работы автоматизированной информационной системы государственной итоговой аттестации, обозначены основные проблемы автоматизации формирования, пути их решения. Авторами представлен опыт совершенствования автоматизации процессов формирования в 2018 и 2019 году, а также спрогнозированы дальнейшие перспективы автоматизации процессов формиро-

вания региональной информационной системы обеспечения государственной итоговой аттестации в Челябинской области.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, федеральная информационная система, региональная информационная система, формирование информационной системы, автоматизация процессов.

В соответствии с поставленными Правительством Российской Федерации задачами по

информатизации технологий, в том числе и системы образования, на протяжении последних лет набирают популярность вопросы по формированию и ведению информационных систем и баз данных. Одной из ключевых информационных баз данных системы образования является федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее - ФИС). Неотъемлемыми её компонентами являются региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС).

Действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования закреплена возможность создания, формирования и ведения РИС уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в рамках организации формирования и ведения ФИС и РИС становится необходимой обязанностью органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования [3]. Таким органом в Челябинской области в соответствии с решением Губернатора Челябинской области является Минобрнауки Челябинской области [8].

Важным стратегическим объектом для Минобрнауки Челябинской области для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА) выступает созданный региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ). Именно РЦОИ осуществляет эксплуатацию РИС и взаимодействие с ФИС, обработку экзаменационных работ участников ГИА. Роль РЦОИ решением Минобрнауки Челябинской области возложена на

ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования».

В связи с тем, что в РИС и ФИС осуществляется обработка персональных данных, к ним предъявляют серьёзные требования по обеспечению их сохранности. Также осуществляется пристальный контроль со стороны компетентных государственных органов по надлежащему соблюдению установленных требований. Кроме того, статьёй 98 Федерального закона об образовании закреплено, что исключительно Правительством Российской Федерации устанавливается порядок их формирования и ведения.

Необходимо подчеркнуть, что указанные информационные системы ориентированы на информационное обеспечение проведения ГИА, одним из основных процессов которого является формирование и последующее ведение РИС. Под понятием «формирование информационной системы» понимается создание соответствующей информационной системы и формирование ее информационных ресурсов [2]. В рамках настоящей статьи нами рассмотрен только вопрос формирования информационных ресурсов РИС, поскольку внимание к вопросу создания информационной системы требует, по нашему мнению, отдельной статьи. Следует отметить, что формирование информационных ресурсов РИС предполагает сбор необходимых сведений и их внесение для последующей организации проведения ГИА. Установленными требованиями предусмотрено, что в РИС вносятся следующие сведения:

а) об участниках итогового сочинения (изложения), участниках государственной итоговой аттестации;

б) об экзаменационных материалах государственной итоговой аттестации;

в) о результатах обработки итоговых сочинений (изложений), образовательных и экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации;

г) о результатах итогового сочинения (изложения) и государственной итоговой аттестации;

д) об апелляциях участников государственной итоговой аттестации;

е) о лицах, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации (далее -

работники);

ж) о гражданах, аккредитованных в качестве общественных наблюдателей;

з) о местах проведения государственной итоговой аттестации;

и) о распределении участников государственной итоговой аттестации, работников в местах проведения государственной итоговой аттестации [2].

Для обеспечения ведения РИС в Челябинской области эксплуатируется автоматизированная информационная система «Государственная итоговая аттестация» (далее - АИС «ГИА»).

Особенностями АИС «ГИА» являются:

- обеспечение идентичности процедур проведения ГИА всех форм;

- выработка единых подходов к формированию и ведению баз данных на всех уровнях системы образования;

- обеспечение стандартизации оценочных процедур, соблюдение единых условий прохождения ГИА для всех участников;

- получение объективных и независимых результатов участников экзаменов;

- сформировать оперативные и итоговые статистические отчеты;

- проведение экзаменов с использованием бланковой технологии и автоматизированной обработки результатов;

- передача сведений из регионального на федеральный уровень осуществляется автоматизировано;

- схожесть по своей архитектуре, структуре и интерфейсу со специализированными программными средствам, предоставляемым централизовано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в части информационного обеспечения проведения единого государственного экзамена [11, 2].

АИС «ГИА» имеет модульно-иерархическую структуру, предполагающую формирование идентичных комплексов уровней образовательной организации, муниципалитета и региона с соответствующим набором данных. Вместе с тем, АИС «ГИА» предполагает ввод первичных данных образовательными организациями,

муниципальными органами управления образования и региональным центром обработки информации ручным способом путём переноса ответственными лицами сведений в соответствующие поля интерфейса, в связи с чем в процессе эксплуатации выявляется ряд проблем:

Во-первых, особенности подчерка заявителей на заявлениях не всегда позволяют корректно разобрать содержащиеся в них данных.

Во-вторых, учитывая ограничения на ввод соответствующих данных на уровне образовательной организации только одним специалистом, предельно ограниченные сроки внесения необходимых сведений, варьируемое количество обучающихся в образовательных организациях на ответственного может приходиться значительный объём работы.

Описанные проблемы являются следствием возникновения ошибок из-за «человеческого» фактора (невнимательность, поспешностью, пренебрежение и др.). Вместе с тем, законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за полноту, достоверность, актуальность сведений, вносимых в информационные системы ГИА, и за своевременность их внесения [2].

Оценив описанную проблематику в целях повышения качества и оперативности внесения сведений в РИС, в Челябинской области в 2018 году была внедрена технология машиночитаемых заявлений. Она представляла собой технологию заполнения бланков, содержащих специальные знакоместа и образец начертания каждого символа алфавита и чисел, применяемых на экзаменах ГИА [1, 7, 4]. После заполнения машиночитаемые заявления проходили процедуру аналогичную обработке экзаменационных материалов. Машиночитаемые заявления улучшили качество и повысили оперативность внесения сведений, но данная технология была промежуточной в эволюционной цепочке формирования РИС, так как имела ряд минусов, которые можно объединить под одним общим знаменателем «ресурсо-затратный». Поэтому при подготовке к проведению ГИА в Челябинской области в 2019 году РЦОИ разработаны специальные программные

средства, показавшие высокую эффективность, как по качеству вносимой в последующем информации в РИС, так и по ресурсозатратам в целом [9, 6, 10, 5]. Эти программные средства обеспечили решение перспективной задачи по формированию заявлений в электронно-бумажном виде и подготовке сведений из заявлений для их внесения в РИС.

Программные средства представляют собой независимые друг от друга программы для ЭВМ, функционирующие по принципам работы программы «Декларация» для подготовки в налоговою декларации о доходах физических лиц (3-НДФЛ и 4-НДФЛ), ориентированные на соответствующий вид заявления:

1. заявление на участие в итоговом собеседовании по русскому языку;

2. заявление об участии в государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования;

3. заявление на участие в итоговом сочинении (изложении);

4. заявление об участии в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Указанные программные средства предоставляют пользователю возможность внесения сведений в соответствующие поля ввода как в ручном режиме, так и путём обмена основными данными с электронным журналом образовательной организации; осуществлять последующую автоматизированную проверку и контроль полноты и корректности, формировать заявления для печати и подготовку специализированной базы данных с соблюдением требований информационной безопасности, необходимой для последующего внесения в РИС в неизменном виде в точном соответствии с содержанием заявлений.

В заключении хотелось бы отметить, что перспективными направлениями совершенствования автоматизации процессов формирования РИС в Челябинской области, по-нашему мнению, является минимизация количества связующих звеньев при передаче сведений в РИС и развитие мобильности и удобства использования специализированных программных средств по подаче

заявлений пользователями - участниками ГИА.

Список литературы

1. О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.10.2017 г № 01/3258: приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/3489 от 17.11.2017 - URL: http://chel-edu.ru/docs/?id=2776

2. О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования" (вместе с "Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования") : постановление Правительства РФ от 31.08.2013 N 755 (ред. от

29.11.2018) - URL: http://www.consultant.ru/docu -ment/cons_doc_LAW_151284/ (дата обращения:

18.10.2019)

3. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _140174/ (дата обращения: 25.10.2019)

4. Об утверждении мест и Порядка регистрации на прохождение государственной итоговой аттестации по образовательным программам

основного общего образования в 2018 году в Челябинской области : приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 03/3795 от 18.12.2017 - URL: http://sosh13 .kyshtym.org/publ/gia/gia_9_2018/prik az-moin-cheljabmskoj-oblasti-ot-18-12-2017-03-3795/22-1-0-29 (дата обращения: 25.10.2019)

5. Об утверждении мест и Порядка регистрации на прохождение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2019 году в Челябинской области : приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 03/3908 от 27.12.2018 - URL: http://guotrg.ru/images/GIA/2019/OGE/Prikazi/prik az_3908.pdf (дата обращения: 25.10.2019) (дата обращения: 25.11.2019)

6. Об утверждении мест и Порядка регистрации на сдачу государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, в Челябинской области в 2019 году : приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/3501 от 29.11.2018 - URL: http://minobr74.ru/LegalActs/Show/8202 (дата обращения: 25.10.2019)

7. Об утверждении мест и Порядка регистрации на сдачу государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, в Челябинской области в 2018 году : приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 02/3614 от 30.11.2017 - URL: http://chel-edu.ru/docs/?id=2808 (дата обращения: 19.11.2019)

8. Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства образования и науки Челябинской области" (с изменениями на 25 сентября 2019 года) : постановление Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 г. N 410 - URL: http://docs.cntd.ru/document/802016364 (дата обращения) (дата обращения: 11.11.2019)

9. Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Челябинской области в 2018/2019 учебном году : приказ

Министерства образования и науки Челябинской области № 01/2887 от 05.10.2018 - URL: http://minobr74.ru/LegalActs/Show/8064 (дата обращения: 21.11.2019)

10. Об утверждении сроков, мест и порядка регистрации на участие в итоговом собеседовании по русскому языку в Челябинской области в 2018/2019 учебном году : приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 03/3866 от 27.12.2018 - URL: http://minobr74.ru/LegalActs/Show/8283 (дата обращения: 20.11.2019)

11. Федеральный центр тестирования: официальный сайт Федерального государственное бюджетного учреждение «Федеральный центр тестирования» (ФЦТ) - URL: http://www.rustest.ru/projects/program-ais-gia/ (дата обращения 15.11.2019)

References

1. O vnesenii izmeneniy v prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 24.10.2017 g № 01/3258: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti № 01/3489 ot 17.11.2017 - URL: http://chel-edu.ru/docs/?id=2776

2. O federal'noy informatsionnoy sisteme obespecheniya provedeniya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii obuchayushchihsya, osvoivshih osnovnye obrazovatel'nye programmy osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya, i priema grazhdan v obrazovatel'nye organizatsii dlya polucheniya srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya i regional'nyh informatsionnyh sistemah obespecheniya provedeniya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii obuchayushchihsya, osvoivshih osnovnye obrazovatel'nye programmy osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya" (vmeste s "Pravilami formirovaniya i vedeniya federal'noy informatsionnoy sistemy obespecheniya provedeniya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii obuchayushchihsya, osvoivshih osnovnye obrazovatel'nye programmy osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya, i priema grazhdan v obrazovatel'nye organizatsii dlya

polucheniya srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya i regional'nyh informatsionnyh sistem obespecheniya provedeniya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii obuchayushchihsya, osvoivshih osnovnye obrazovatel'nye programmy osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya") : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.08.2013 N 755 (red. ot 29.11.2018) - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _151284/ (data obrashcheniya: 18.10.2019)

3. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _140174/ (data obrashcheniya: 25.10.2019)

4. Ob utverzhdenii mest i Poryadka registratsii na prohozhdenie gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel'nym programmam osnovnogo obshchego obrazovaniya v 2018 godu v Chelyabinskoy oblasti : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti № 03/3795 ot 18.12.2017 - URL: http://sosh13 .kyshtym.org/publ/gia/gia_9_2018/prik az-moin-cheljabmskoj-oblasti-ot-18-12-2017-03-3795/22-1-0-29 (data obrashcheniya: 25.10.2019)

5. Ob utverzhdenii mest i Poryadka registratsii na prohozhdenie gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel'nym programmam osnovnogo obshchego obrazovaniya v 2019 godu v Chelyabinskoy oblasti : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti № 03/3908 ot 27.12.2018 - URL: http://guotrg.ru/images/GIA/2019/0GE/Prikazi/prik az_3908.pdf (data obrashcheniya: 25.10.2019) (data obrashcheniya: 25.11.2019)

6. Ob utverzhdenii mest i Poryadka registratsii na sdachu gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel'nym programmam srednego obshchego obrazovaniya, v tom chisle v forme edinogo gosudarstvennogo ekzamena, v Chelyabinskoy oblasti v 2019 godu : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti № 01/3501 ot 29.11.2018 - URL: http://minobr74.ru/LegalActs/Show/8202 (data obrashcheniya: 25.10.2019)

7. Ob utverzhdenii mest i Poryadka registratsii na sdachu gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po

obrazovatel'nym programmam srednego obshchego obrazovaniya, v tom chisle v forme edinogo gosudarstvennogo ekzamena, v Chelyabinskoy oblasti v 2018 godu : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti № 02/3614 ot 30.11.2017 - URL: http://chel-edu.ru/docs/?id=2808 (data obrashcheniya: 19.11.2019)

8. Ob utverzhdenii Polozheniya, struktury i shtatnoy chislennosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti" (s izmeneniyami na 25 sentyabrya 2019 goda) : postanovlenie Gubernatora Chelyabinskoy oblasti ot 09.08.2004 g. N 410 -URL: http://docs.cntd.ru/document/802016364 (data obrashcheniya) (data obrashcheniya: 11.11.2019)

9. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya itogovogo sochineniya (izlozheniya) v Chelyabinskoy oblasti v 2018/2019 uchebnom godu : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti № 01/2887 ot 05.10.2018 -URL: http://minobr74.ru/LegalActs/Show/8064 (data obrashcheniya: 21.11.2019)

10. Ob utverzhdenii srokov, mest i poryadka registratsii na uchastie v itogovom sobesedovanii po russkomu yazyku v Chelyabinskoy oblasti v 2018/2019 uchebnom godu : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti № 03/3866 ot 27.12.2018 - URL: http://minobr74.ru/LegalActs/Show/8283 (data obrashcheniya: 20.11.2019)

11. Federal'nyy tsentr testirovaniya: ofitsial'nyy sayt Federal'nogo gosudarstvennoe byudzhetnogo uchrezhdenie «Federal'nyy tsentr testirovaniya» (FTST) - URL: http://www.rustest.ru/projects/ program-ais-gia/ (data obrashcheniya 15.11.2019)

Сведения об авторах

Захаров Михаил Анатольевич - начальник управления государственной итоговой аттестации ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Комаров Андрей Сергеевич - заместитель начальника управления государственной итоговой аттестации ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Морозов Игорь Викторович - заместитель начальника управления государственной итоговой аттестации ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Zakharov M.A. - Head of Administration of State Final Certification, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Komarov A.S. - Deputy Director Administration of State Final Certification, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Morozov I.V. - Deputy Director Administration of State Final Certification, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 37:004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А.В. Гнедков, А.Б. Захаров, Е.С. Мухаметьева, И.В. Худорожков, А.А. Хурматшина

Статья посвящена актуальности использования электронной подписи в образовательных организациях с точки зрения информационной безопасности. Приведена типология электронных подписей; обоснован выбор образовательной организацией усиленной квалифицированной электронной подписи.

Ключевые слова: информационная безопасность, защита информации, электронная подпись, электронный документооборот.

В настоящее время новые технологии охватывают практически все сферы деятельности человека и общества, кардинально меняя качество жизни людей. Современный мир тяжело представить без использования компьютеров, планшетов, телефонов и других цифровых устройств, которые обрабатывают большие объемы данных, а также использования сети Интернет, посредством которого человек может получать государственные услуги, не выходя из дома, обмениваться информацией с друзьями, коллегами, приобретать товары в интернет-магазинах, совершать сделки и так далее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тенденция развития информационных технологий не обошла и правовую сферу, а конкретнее документооборот. На данный момент способ

электронного общения постепенно вытесняет традиционный способ передачи и утверждения информации, так как электронный документооборот позволяет более быстро по сравнению с аналогичным бумажным документооборотом совершать сделки, вносить правки,гораздо меньше времени требуется на транспортировку информации в электронной форме.

Вместе с развитием электронного документооборота возникают и новые проблемы. Основной проблемой является идентификация субъекта, подписывающего электронный документ и сведения об отсутствии изменений в документе с момента его подписания. Решением данной проблемы является применение электронной подписи.

Электронная подпись исходя из Федерального Закона Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи» -это информация в электронно-цифровой форме, которая используется для идентификации физического или юридического лица. Электронная подпись и ее носитель являются средствами криптографической защиты информации.

Применение электронной подписи является незаменимым инструментом, позволяющим наладить удобный и эффективный документооборот как внутри компании, так и с внешними

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.