Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВОДИТЕЛЕМ'

АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВОДИТЕЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маликов Шамиль Эмилевич

Нарушение правил дорожного движения водителями и пешеходами приводит к опасным последствиям. Стремление правоохранительной системы к выработке у участников дорожного движения уважения друг к другу и неукоснительное соблюдение ограничений на участках дорог, к сожалению, отдельной категорией граждан игнорируются. В целях снижения количества летальных исходов и получения участниками дорожного движения вреда здоровью необходимы новые подходы к контрольным функциям соблюдения правил дорожного движения водителями и пешеходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF MONITORING COMPLIANCE WITH TRAFFIC RULES BY THE DRIVER

Violation of traffic rules by drivers and pedestrians leads to dangerous consequences. Unfortunately, the desire of the law enforcement system to develop respect for each other among road users and strict observance of restrictions on road sections are ignored by a separate category of citizens. In order to reduce the number of deaths and injury to health by road users, new approaches to the control functions of compliance with traffic rules by drivers and pedestrians are needed.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВОДИТЕЛЕМ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022

Научная статья Original article УДК 34.07.0

АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВОДИТЕЛЕМ

AUTOMATION OF MONITORING COMPLIANCE WITH TRAFFIC RULES

BY THE DRIVER

Маликов Шамиль Эмилевич, преподаватель кафедры профессиональной подготовки, ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» (450103 Россия, г. Уфа, ул. Муксинова, д. 2, тел. +7(903) 351-84-27, bagautdinov93 @yandex.ru

Malikov Shamil Emilevich, Teacher of the Department of Professional Training, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (450103 Russia, Ufa, Muksinova str., 2, tel. +7(903) 351-84-27, bagautdinov93@yandex.ru

Аннотация: Нарушение правил дорожного движения водителями и пешеходами приводит к опасным последствиям. Стремление правоохранительной системы к выработке у участников дорожного движения уважения друг к другу и неукоснительное соблюдение ограничений на участках дорог, к сожалению, отдельной категорией граждан игнорируются. В целях снижения количества летальных исходов и получения участниками дорожного движения вреда здоровью необходимы новые подходы к контрольным функциям соблюдения правил дорожного движения водителями и пешеходами.

Abstract: Violation of traffic rules by drivers and pedestrians leads to dangerous consequences. Unfortunately, the desire of the law enforcement system to develop respect for each other among road users and strict observance of restrictions on road sections are ignored by a separate category of citizens. In order to reduce the number of deaths and injury to health by road users, new approaches to the control functions of compliance with traffic rules by drivers and pedestrians are needed. Ключевые слова: правила дорожного движения, автоматизация, информационные технологии, транспортная безопасность, противодействие преступлениям и административным правонарушениям.

Keywords: traffic rules, automation, information technology, transport security, countering crimes and administrative offenses.

Транспортные средства, когда то считавшиеся предметом роскоши, сегодня становятся средством передвижения. На дорогах страны количество автомобилей, которыми владеют физические и юридические лица становится все больше и больше.

С увеличением количества транспортного потока появляются факты дорожно-транспортных происшествий, в том числе приводящие к тяжким последствиям в виде вреда здоровью человека или даже смерти.

Повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан Российской Федерации, является одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны[1]. Последствия от дорожно-транспортных происшествий сказываются не только на целостности транспортного средства и потери рыночной стоимости имущества, но наносят непоправимый ущерб качеству жизни общества в целом, подрывая стратегические направления развития государства.

Отсутствие дисциплины в неукоснительном соблюдении правил дорожного движения водителями и пешеходами, отсутствие надлежащего

опыта, качество дорожного покрытия ежегодно становится наиболее распространенными причинами гибели людей, получения травм и увечий. Только в первом полугодии 2021 года по вине водителей транспортных средств совершено девять из десяти дорожно-транспортных происшествий (88,8%), всего совершено 51177 таких происшествий, в которых погибли 5027 и ранены 66979 человек. По вине пешеходов совершено почти каждое десятое (9,9%) дорожно-транспортное происшествие. Всего произошло 5690 происшествий, в которых погибли 867 и ранены 5005 человека[2].

Сотрудники ГИБДД постоянно призывают участников дорожного движения к неукоснительному соблюдению установленных правил, информируют об ухудшении погодных условий через средства массовой информации и путем рассылки информационных смс-сообщений при взаимодействии с другими службами и подразделениями, постоянно проводят профилактические мероприятия и рейды. Кроме использования сил сотрудников правоохранительной системы, ежегодно увеличивается количеств технических средств фото- и видео- фиксации правонарушения, позволяющие в автоматическом режиме выявлять правонарушителей.

Правоохранительная система в настоящее время не в силах физически осуществлять повсеместный контроль за всеми участниками дорожного движения. Важным постулатом криминологической науки является положение о том, что посыл законодателя, а, следовательно, государства и общества о неизбежности ответственности за правонарушения, обеспечивает формирование должного правосознания и порождает убеждение в необходимости исполнения закона. Суровость ответственности и наказания лишь акцентируют внимание правонарушителя на должном реагировании государства в применении принуждения, но между требованием закона и реальностью совершения правонарушения всегда есть стремление виновного лица избежать ответственности либо повлиять на характер и степень ее[3].

В целях снижения количества дорожно-транспортных происшествий следует воспользоваться достижениями науки и техники по

автоматизированному контролю за дорожной обстановкой. Установление стационарных систем фото- и видео- фиксации правонарушений эффективно воздействует на правонарушителей лишь на отдельном участке автодороги и только в отношении сознательных участников дорожного движения. Изменения, внесенные в уголовное и административное законодательство, также не являются эффективным инструментарием неукоснительного соблюдения дорожной дисциплины.

Достижение лишь с помощью законодательного урегулирования правопослушного поведения невозможно. Представляется более эффективным комплексный подход к контролю передвижения участников дорожного движения, в особенности водителей транспортных средств по следующей схеме:

а) внедрение необходимости прохождение технического осмотра всеми транспортными средствами, имеющее в качестве одного из требований установку глобальной навигационной спутниковой системы (далее ГЛОНАСС) с расширенной функцией постоянного отслеживания скорости передвижения на постоянной основе;

б) автоматическая передача данных о правонарушениях в правоохранительную систему для привлечения собственника транспортного средства к ответственности, либо лица управлявшего автомобилем;

в) отсутствие системы ГЛОНАСС должно являться основанием для изъятия транспортного средства;

г) возможность использования передовых технологий и применения искусственного интеллекта для выявления преступлений и административных правонарушений.

Таким образом, наличие правовой основы в правоохранительной системе Российской Федерации позволяет осуществить внедрение передовых технологий и опыта применения искусственного интеллекта в деятельность МВД России, повысив тем самым уровень выявления, раскрытия,

расследования и предупреждения^] преступлений и административных

правонарушений.

Литература:

1. Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы : Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 № 1-р - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. - URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.03.2022).

2. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 6 месяцев 2021 года. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021, 41 с.

3. Маликов Б.З., Мурсалимов А.Т. К вопросу о криминализации мошенничества в сфере кредитования и некоторых проблемах квалификации данного состава преступления // Евразийский юридический журнал. 2020. № 3 (142). С. 200-202.

4. Мурсалимов А.Т. К вопросу об использовании искусственного интеллекта при выявлении, раскрытии, расследовании и предупреждении мошенничества в сфере кредитования // В сборнике: Уголовная политика в современной России: состояние и перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 62-65.

References

1. On the approval of the Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018 - 2024 : Decree of the Government of the Russian Federation dated 08.01.2018 No. 1-p - Text: electronic // Official Internet portal of legal information: [website]. - URL: http:// www.pravo.gov.ru (date of application: 05.03.2022).

2. Road traffic accidents in the Russian Federation for 6 months of 2021. Information and analytical review. - M.: FKU "NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia", 2021, 41 p.

3. Malikov B.Z., Mursalimov A.T. On the criminalization of fraud in the field of lending and some problems of qualification of this corpus delicti // Eurasian Law Journal. 2020. No. 3 (142). pp. 200-202.

4. Mursalimov A.T. On the use of artificial intelligence in the detection, disclosure, investigation and prevention of fraud in the field of lending // In the collection: Criminal Policy in modern Russia: state and prospects of development. Collection of materials of the All-Russian Scientific and practical

© Маликов Ш.Э. 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «$>1ид№е1» №3/2022.

Для цитирования: Маликов Ш.Э. АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВОДИТЕЛЕМ // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №3/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.