Научная статья на тему 'Автоматизация контроля обучения специалистов здравоохранения по программам повышения квалификации'

Автоматизация контроля обучения специалистов здравоохранения по программам повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / повышение квалификации / непрерывное образование специалистов здравоохранения / Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России / информационная система

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенова Татьяна Владимировна, Природова Ольга Федоровна

Дополнительное профессиональное образование является значимой составляющей подготовки специалистов здравоохранения, а его организация и контроль – одной из важнейших функций органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья различных уровней. Внедрение принципов непрерывного образования привело к расширению перечня организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, а также обеспечило разнообразие самих программ повышения квалификации. В этих условиях появляется необходимость автоматизации планирования и учета соответствующей образовательной активности специалистов здравоохранения. В статье описаны возможности Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru в организации повышения квалификации специалистов здравоохранения через Личные кабинеты органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации и организаций – работодателей специалистов здравоохранения. Новый функционал, обеспечивая взаимодействие всех участников образовательного процесса, позволит повысить эффективность планирования и учета обучения медицинских и фармацевтических работников по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенова Татьяна Владимировна, Природова Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация контроля обучения специалистов здравоохранения по программам повышения квалификации»

УДК [614.25:378.046.4]:001.8

Автоматизация контроля обучения специалистов здравоохранения по программам повышения квалификации

Т.В. Семенова1, О.Ф. Природова2'"

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Рахмановский пер., д.3/25, стр. 1,2,3,4, г. Москва, 127994, Россия

2ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, ул. Островитянова, д. 1, г. Москва, 117997, Россия

Аннотация

Дополнительное профессиональное образование является значимой составляющей подготовки специалистов здравоохранения, а его организация и контроль - одной из важнейших функций органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья различных уровней. Внедрение принципов непрерывного образования привело к расширению перечня организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, а также обеспечило разнообразие самих программ повышения квалификации. В этих условиях появляется необходимость автоматизации планирования и учета соответствующей образовательной активности специалистов здравоохранения. В статье описаны возможности Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru в организации повышения квалификации специалистов здравоохранения через Личные кабинеты органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации и организаций -работодателей специалистов здравоохранения. Новый функционал, обеспечивая взаимодействие всех участников образовательного процесса, позволит повысить эффективность планирования и учета обучения медицинских и фармацевтических работников по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, непрерывное образование специалистов здравоохранения, Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, информационная система

Для цитирования: Семенова Т.В., Природова О.Ф. Автоматизация контроля обучения специалистов здравоохранения по программам повышения квалификации. Национальное здравоохранение. 2020; 1 (1): 39-44.

Контактная информация:

"Автор, ответственный за переписку: Природова Ольга Федоровна. E-mail: prirodova_of@rsmu

Статья поступила в редакцию: 30.10.2020 Статья принята к печати: 27.11.2020 Дата публикации: 25.12.2020

Список сокращений:

ДПП ПК - дополнительные профессиональные программы повышения квалификации ДПО - дополнительное профессиональное образование

ЕГИСЗ - единая государственная информационная система в сфере здравоохранения

ПРЕДПОСЫЛКИ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ УЧЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Освоение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП ПК) в соответствии с Федеральным законодательством Российской Федерации является правом и обязанностью специалистов здравоохранения. При этом обеспечение возможности необходимого в соответствии с трудовым законодательством повышения квалификации своего работника лежит непосредственно на самой медицинской организации1.

НСЗ ТФОМС - нормированный страховой запас территориального фонда обязательного медицинского страхования

РОИВ - региональный орган исполнительной власти в

сфере охраны здоровья

ФРМО - федеральный реестр медицинских

организаций

В отличие от обучения специалистов многих других сфер профессиональной деятельности, дополнительное профессиональное образование (ДПО) медицинских работников в основном финансируется за счет бюджетных ассигнований. Так, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов здравоохранения с высшим образованием, работающих в государственных организациях, проводится преимущественно за счет средств федерального бюджета образовательными организациями, подведомственными Минздраву России, в рамках их государственных заданий.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Национальное здравоохранение. Т. 1, №1, 2020 г.

Организация и финансирование ДПО среднего медицинского персонала государственных учреждений находится в ведении субъектов Российской Федерации. Кроме того, в 2016 г. была введена возможность оплаты повышения квалификации медицинских работников, работающих в системе обязательного медицинского страхования, из средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (НСЗ ТФОМС)2.

Таким образом, необходимость учета обучения по программам повышения квалификации существует у самих организаций, реализующих данные программы, у Минздрава России и региональных органов исполнительной власти (РОИВ) в сфере охраны здоровья, формирующих соответствующие государственные задания и согласующих возможность обучения за счет средств НСЗ ТФОМС, а также у работодателей, направляющих своих специалистов на обучение за счет различных источников финансирования.

До 2020 г. планирование повышения квалификации специалистов здравоохранения за счет средств Федерального бюджета осуществлялось преимущественно по количеству человеко-часов, выделяемых отдельной образовательной организацией на реализацию соответствующих программ. При расчете объемов обучения учитывалось, в том числе и обязательное повышение квалификации, необходимое для допуска к сертификационному экзамену. Формирование государственного задания на подготовку специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам с 2020 г. проводится на основании заявок от субъектов Российской Федерации и отдельных организаций федерального подчинения, а планирование указанной подготовки на 2021 г. стало проводиться с учетом не только количества специалистов, но и срока освоения, и тематики самой программы в автоматизированной системе мониторинга Минздрава России. Данный подход значительно повышает возможности контроля обучения медицинских работников, но не учитывает вероятность их повышения квалификации в образовательных учреждениях регионального подчинения, а также в негосударственных организациях. Эти же ограничения имеют и формы отчетности по реализации ДПО.

Резкое повышение скорости обновления медицинских знаний, увеличение частоты изменений нормативной правовой базы здравоохранения, особенно в период реализации национальных проектов, а также меняющаяся эпидемиологическая ситуация

требует постоянного совершенствования профессионального уровня специалистов. При внедрении непрерывного медицинского образования происходит все большее разобщение между обучением по ДПП ПК и процедурой допуска к профессиональной деятельности. В соответствии с Положением об аккредитации периодическая аккредитация заключается в оценке портфолио, которое включает, в том числе и сведения об освоении программ повышения квалификации за период действия предыдущего допуска к профессиональной деятельности3. Таким образом, полноценный контроль объема, частоты освоения, формы обучения и тематики освоенных программ возможен лишь почти через 5 лет от начала пятилетнего цикла непрерывного образования. Однако принятие управленческих решений для повышения доступности и качества программ повышения квалификации требует мониторирования количественных и качественных показателей обучения в реальном времени и на разных уровнях.

Данная задача может быть решена с помощью информационного ресурса, доступ к которому имеют различные участники образовательного процесса, организации, направляющие на обучение, и управляющие органы. Таким ресурсом является Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru (далее - Портал).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Портал был разработан в 2016 г. как автоматизированная информационная система планирования и учета образовательной активности в рамках непрерывного образования специалистов здравоохранения. В 2019 г. проведена масштабная модернизация ресурса, направленная на улучшение пользовательского интерфейса, создание мобильной версии, разработку и реализацию механизма индивидуализации обучения, а также обеспечения доступа к Порталу органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации и организаций - работодателей специалистов здравоохранения [1].

Так как освоение ДПП ПК в рамках Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования4 является сутью одного из его компонентов - формального образования, то меха-

2Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»

3Приказ Минздрава России от 2 июня 2016 г. № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»

4Приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 г.»

Рисунок 1. Взаимодействие различных участников процесса организации и реализации обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации через функционал Личных кабинетов Портала

низм выбора программы, учет обучения по ней, а также контроль данного процесса на различных уровнях автоматизированы с использованием технических средств Портала.

Программы повышения квалификации разрабатываются различными организациями, имеющими лицензию на дополнительное профессиональное образование (далее - образовательные организации), в соответствии с запросами регионов, отдельных учреждений или по собственной инициативе. Информация об уже утвержденных программах вносится на Портал через Личный кабинет образовательной организации. К концу 2020 г. на Портале открыто более 1100 таких кабинетов с целью реализации ДПП ПК для специалистов с высшим и со средним профессиональным образованием. При этом активно используют данный функционал менее 60% из них.

Все программы проходят процедуру оценки на соответствие требованиям внутреннего регламента Портала через Личные кабинеты рецензентов. При успешном прохождении данной процедуры программы утверждаются и вносятся в перечень ДПП ПК Портала. При включении программы в контент для формирования индивидуальных образовательных траекторий она дополнительно рассматривается экспертами по специальности через Личный кабинет эксперта. По утвержденным программам образовательная организация получает возможность внести информацию о сроках и особенностях ее реализации. С этого момента выбор соответствующих ДПП ПК становится возможен через Личный кабинет специалиста здравоохранения.

Пользователь Портала, используя систему множественных фильтров, может выбирать любые программы повышения квалификации с учетом своих образовательных потребностей, временных и иных возможностей, предпочтительной образовательной организации и технологий обучения. Для учета в портфолио для периодической аккредитации медицинскому или фармацевтическому работнику следует

останавливать свой выбор на ДПП ПК в соответствии со своей специальностью. При этом в рамках индивидуализации обучения специалисту может быть предложен определенный перечень программ, наиболее соответствующих его профилю, уровню обучения и потребностям системы здравоохранения в настоящий период. По выбранной программе пользователь Портала формирует заявку на наиболее подходящий ему цикл при наличии на нем свободных мест. Информация о заявке передается в Личный кабинет образовательной организации. Дальнейшее взаимодействие со специалистами осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами самой организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При выборе обучения за счет бюджетных средств или на договорной основе за счет работодателя заявка обязательно должна быть согласована с организацией, в которой работает специалист. Процесс согласования может осуществляться как на бумажном носителе (заявка распечатывается и подписывается руководителем или заместителем руководителя организации), так и в автоматизированном режиме через Личный кабинет работодателя. При согласовании заявки работодателем в автоматизированном режиме в Личный кабинет образовательной организации поступает уже подтвержденная заявка, что позволяет далее работать с нею, как и с аналогом на бумажном носителе.

После зачисления специалиста на ДПП ПК образовательная организация может вносить информацию о его обучении: зачислен, успешно обучился, не завершил обучение. При успешном освоении программы в портфолио специалиста появляется ее название, трудоемкость, срок освоения, а также название организации, проводившей обучение.

Схематично процесс организации и реализации обучения по ДПП ПК в рамках непрерывного образования специалистов здравоохранения представлен на рис. 1.

КОНТРОЛЬ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Как уже говорилось выше, в мониторировании реализации ДПП ПК в рамках своих компетенций заинтересованы все участники образовательного процесса, а также контролирующие его организации. И именно такие возможности предоставляет Портал edu.rosminzdrav.ru своим зарегистрированным пользователям.

Так, специалист здравоохранения может самостоятельно проверять появление информации об освоенной им ДПП ПК в своем портфолио. И это является наиболее эффективным механизмом контроля своевременности внесения информации на Портал образовательными организациями. Сами специалисты имеют доступ к информации о реализации всех программ Портала, но лишь в разрезе отдельных специальностей или тем обучения. Они не могут определить востребованность той или иной ДПП ПК, однако видят ее рейтинг, основанный на оценке удовлетворенности обучением на ней других специалистов, а также самостоятельно могут оценить ее после освоения.

В дополнительном профессиональном образовании анализ удовлетворенности обучающихся является частью внутреннего мониторинга качества образования и важнейшим фактором оценки качества реализации ДПП ПК [2]. Функционал Личного кабинета образовательной организации позволяет оценить потребность в разработанной программе самих медицинских или фармацевтических работников, частоту подтверждения данной потребности их работодателями, учесть различные результаты освоения реализуемых программ, а также получить деперсони-фицированную информацию об удовлетворенности специалистов обучением по освоенным ДПП ПК. Достаточный объем и систематический анализ таких оценок позволяет образовательной организации при необходимости осуществлять коррекцию своих программ путем повышения качества образовательного контента или образовательного процесса в целом [3].

Доступ к информации Портала на федеральном уровне позволяет мониторировать обучение по ДПП ПК всех его пользователей в любых организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы, независимо от их подчиненности. По запросам Минздрава России могут формироваться отчеты о повышении квалификации специалистов здравоохранения за любой период в разрезе специальностей, уровней образования, различных субъектов Российской Федерации и отдельных медицинских организаций. Последнее возможно лишь при вхождении организации в федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО) Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

В рамках Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» контроль вовлечения медицинских работников в систему непрерывного образования, в том числе и через освоение программ повышения квалификации, должны осуществлять региональные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья [4]. К середине 2020 г. для обеспечения контроля работы на Портале специалистов подведомственных организаций были открыты Личные кабинеты РОИВ всех субъектов Российской Федерации. Их функционал позволяет, с одной стороны, контролировать активность находящихся в региональном подчинении организаций, проводящих обучение по программам ДПО: мониторировать число включенных в перечень Портала программ, оценивать частоту их реализации и использование различных источников финансирования. С другой стороны - контролировать активность специалистов здравоохранения подведомственных организаций в повышении квалификации в любых образовательных организациях, в разрезе отдельных специальностей, как на бюджетной, так и на договорной основе, определяя наиболее и наименее востребованные тематики обучения. Получаемая информация помогает оценивать ситуацию с различных сторон и принимать соответствующие решения по повышению квалификации специалистов региона. Дальнейшее развитие функционала Личного кабинета РОИВ может применяться для объективизации потребности в обучении медицинских и фармацевтических работников субъекта Российской Федерации для допуска к профессиональной деятельности. Важным аспектом является полная деперсонализация анализируемых данных обучающихся.

Наиболее значимую роль в предоставлении возможности повышения квалификации своим работникам играют сами медицинские организации. Именно работодатель может заблаговременно сформировать запрос на выделение бюджетных мест для обучения в определенных образовательных организациях по конкретным программам, оплатить обучение на договорной основе, направить в РОИВ план на оплату ДПП ПК за счет средств НСЗ ТФОМС, а также наоборот, не согласовать заявку на обучение своего сотрудника при выборе им программы, неактуальной или реализуемой в неудобный период или в непредпочтительной форме. При этом, с одной стороны, руководитель организации естественно заинтересован в качественном, достаточном и своевременном повышении квалификации своих специалистов, а с другой - несет в период их обучения кадровые, а часто и материальные потери. Для работодателя крайне важно владеть информацией об имеющихся возможностях повышения профессионального уровня своих сотрудников, осуществлять учет уже освоенных ими программ,

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

мсмиюрирование обучения любых специалистов а разрезе специальностей, уровней образований, субъектов Российской Федерации, отдельных медицинских организаций в любых организациях гю любым ДПП ПК

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

* мониторироеание обучения по ДПП ПК специалистов здравоохранения подведомственных орс сниэа^й в любых образовательных организациях, в разрезе отдельных специальностей и основ обучения

* контроль образовательной деятельности подведомственных образовательных организаций

* информация о реалиэа1*1и всех ДПП ПК

* контроль своевременности внесения информации об освоении ДПП ПК образовательными организациями

Рисунок 2. Контроль обучения специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на разных уровнях управления на Портале

а также определять условную потребность в последующем обучении.

Открытие Личных кабинетов работодателей на Портале начато в IV квартале 2020 г. только для организаций, внесенных в ФРМО ЕГИСЗ. Их функционал позволяет самому руководителю или соответствующему подразделению, например кадровой службе, получить доступ к полному спектру ДПП ПК, на обучение по которым могут быть направлены специалисты здравоохранения, в разрезе специальностей, регионов, образовательных организаций, используемых технологий обучения и конкретных сроков реализации. Крайне востребованным может оказаться механизм автоматизированного согласования заявок, формируемых на Портале отдельными работниками, и возможность формировать запросы на обучение непосредственно от самой организации. Мониторирование статусов заявок позволяет определять запросы на обучение собственных работников, и те из них, которые в большей степени совпадают с потребностями медицинского учреждения. Формируемые отчеты по результатам обучения дают возможность оценить образовательную активность как отдельных специалистов, так и организации в целом не только по количественным, но и по качественным показателям. Проведенный анализ позволяет более качественно формировать запросы на повышение квалификации своих работников в следующий плановый период, в том числе и через автоматизированную систему мониторинга Минздрава России.

На рис. 2 представлена схема взаимодействия различных участников организации и реализации ДПП ПК в процессе управления обучением с использованием технических средств Портала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Активно развивающиеся информационные технологии и повышение скорости обновления информации, необходимой для профессиональной деятельности специалистов различных сфер, приводит ко все большей информатизации образовательного процесса. При этом отмечается значительное отставание информатизации и автоматизации процесса управления обучением, в том числе и организации повышения квалификации специалистов здравоохранения. Единая информационная система планирования и учета обучения медицинских и фармацевтических работников по ДПП ПК, которой является Портал edu.rosminzdrav.ru, обеспечивает контроль образовательной активности специалистов здравоохранения различными участниками образовательного процесса и другими заинтересованными организациями в рамках своих компетенций на разных уровнях управления. Дальнейшее использование функционала Личных кабинетов Портала позволит повысить эффективность планирования объемов и тематических направлений программ повышения квалификации для обеспечения доступности и качества обучения по ним.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки (собственные ресурсы).

ЛИТЕРАТУРА

1. Природова О.Ф., Колесниченко Т.В. Информационная поддержка непрерывного медицинского образования в рамках федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2020; (1): 6-12.

Информация об авторах

Дворцов В.Б., Диденко А.В. Особенности осуществления мониторинга субъективной удовлетворенности результатами образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования взрослых. Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019; 1 (5): 9-18. Фомина М.А., Природова О.Ф., Бразовская Н.Г. Принципы автоматизации анализа удовлетворенности специалистов здравоохранения обучением по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2020; 1 (1): 20-27. Семенова Т.В. Медицинские кадры России. Кадровый дисбаланс и его устранение в здравоохранении. Вестник Росздравнадзора. 2019; 4: 49-59.

Семенова Татьяна Владимировна - канд. мед. наук, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации

Природова Ольга Федоровна - канд. мед. наук, проректор по послевузовскому и дополнительному образованию ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.