Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ"'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ" Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
213
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ" / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ПОРТАЛ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНЗДРАВА РОССИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ / FEDERAL PROJECT 'PROVIDING HEALTHCARE ORGANISATIONS OF THE PUBLIC HEALTH SYSTEM WITH QUALIFIED PERSONNEL' / CONTINUING EDUCATION OF HEALTHCARE PROFESSIONALS / THE CONCEPT OF DEVELOPING CONTINUING MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION / INFORMATION SYSTEM OF EDUCATIONAL PLANNING AND MONITORING / THE PORTAL OF CONTINUING MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION OF THE MINISTRY OF HEALTH OF RUSSIA / ADDITIONAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / INTERACTIVE EDUCATIONAL MODULES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Природова О.Ф., Колесниченко Т.В.

В статье кратко рассмотрены основные положения концепции непрерывного медицинского и фармацевтического образования, являющиеся основой для достижения отдельных плановых показателей Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Представлены предпосылки для разработки информационной системы планирования и учета образовательной активности в рамках непрерывного образования специалистов здравоохранения - Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. С точки зрения пользователей рассмотрена структура Портала и функционал основных его компонентов - личных кабинетов специалиста и других пользователей, участвующих во внедрении системы. Подробно описаны возможности использования Портала региональными органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья, а также отдельными медицинскими организациями для контроля и анализа образовательной активности медицинских работников в рамках системы непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Природова О.Ф., Колесниченко Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF CONTINUING MEDICAL EDUCATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL PROJECT ‘PROVIDING HEALTHCARE ORGANIZATIONS OF THE PUBLIC HEALTH SYSTEM WITH QUALIFIED PERSONNEL’

The article briefly discusses the fundamental principles of the concept of continuing medical and pharmaceutical education, which provide the foundation for achieving planned indicators of the Federal project ‘Providing healthcare organisations of the public health system with qualified personnel’. The prerequisites to develop an information system for planning and recording educational activity in the framework of continuing education of healthcare professionals, namely the Portal of Continuing Medical and Pharmaceutical Education of the Ministry of Health of Russia, are presented. The structure of the Portal and the functionality of its main components are considered from the users’ perspective; personal accounts of specialists and other users involved in the implementation of the system are described. The opportunities provided by the Portal for regional executive healthcare authorities as well as for individual healthcare organizations to monitor and analyze the educational activity of healthcare professionals as a part of the continuing education system are described in detail.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ"»

УДК 378.2:004 ББК 74.40

DOI 10.24075/МТСРЕ.2020.001

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ»

Природова О.Ф.1 Колесниченко Т. В.1

7 Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

Для корреспонденции: Природова Ольга Федоровна, olgaprirodova@yandex.ru

Аннотация

В статье кратко рассмотрены основные положения концепции непрерывного медицинского и фармацевтического образования, являющиеся основой для достижения отдельных плановых показателей Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Представлены предпосылки для разработки информационной системы планирования и учета образовательной активности в рамках непрерывного образования специалистов здравоохранения - Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. С точки зрения пользователей рассмотрена структура Портала и функционал основных его компонентов - личных кабинетов специалиста и других пользователей, участвующих во внедрении системы. Подробно описаны возможности использования Портала региональными органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья, а также отдельными медицинскими организациями для контроля и анализа образовательной активности медицинских работников в рамках системы непрерывного образования.

Ключевые слова: Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»; непрерывное образование специалистов здравоохранения; Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования; информационная система планирования и учета образовательной активности; Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России; дополнительные профессиональные программы повышения квалификации; образовательные мероприятия; интерактивные образовательные модули

Как известно, сегодня в нашей стране при реализации различных направлений государственной политики активно внедряется проектное управление [1]. Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (далее - Федеральный проект) входит в состав национального проекта «Здравоохранение». Его основная цель - ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в том числе путем повышения обеспеченности населения медицинскими специалистами, укомплектования медицинских должностей, обеспечения допуска к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, а также вовлечения медицинских работников в систему непрерывного образования.

Контрольные точки данного проекта, отражающие внедрение системы непрерывного повышения квалификации специалистов, имеют прямое отношение к развитию регионального здравоохранения и касаются численности медицинских работников, вовлечённых в непрерывное образование. На руководителях органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации лежит ответственность за предоставление возможности медицинским работникам регионов непрерывно повышать свой профессиональный уровень, а также за реализацию этих возможностей.

В соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года, утвержденной Приказом Минздрава России от 21 ноября 2017 года N 926, непрерывное образование может быть реализовано через формальное, неформальное и самообразование. Под формальным образованием понимается освоение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации как охватывающих все разделы специальности, так и коротких, узкоспециализированных. К неформальному и самообразованию могут быть отнесены различные индивидуальные достижения специалистов, полученные путем участия в образовательных мероприятиях, освоения электронных образовательных ресурсов, в частности интерактивных образовательных модулей, и другая деятельность, направленная на повышение собственного профессионального уровня. Провайдерами обучения при реализации различных компонентов непрерывного образования являются как организации, имеющие лицензию на дополнительное профессиональное образование, так и некоммерческие профессиональные, научные и другие организации, реализующие или контролирующие образовательные мероприятия, или являющиеся авторами образовательных материалов1.

При этом само непрерывное образование специалистов здравоохранения неразрывно связано с процедурой допуска к профессиональной деятельности. В соответствии с Приказом Минздрава России от 2 июня 2016 г. N 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» индивидуальные профессиональные достижения, а также сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации, являются составляющими портфолио, которое медицинский работник должен представить в аккредитационную комиссию для прохождения периодической аккредитации2. К 2016 году по результатам пилотирования новой модели в нашей стране, а также с учетом зарубежного опыта других стран были сформированы рекомендации по обучению специалистов здравоохранения в рамках непрерывного образования, включающие минимальный объем, оптимальный график обучения за пятилетний период, а также долевое распределение различных компонентов непрерывного образования.

Самостоятельно искать ресурсы для выбора образовательных элементов, составлять план обучения с учетом вышеуказанных рекомендаций и контролировать формирование своего портфолио специалисту может быть сложно. Поэтому в это же время была разработана автоматизированная информационная система планирования и учета образовательной активности в рамках непрерывного образования специалистов здравоохранения - Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru (далее - Портал) [2]. В структуру Портала была включена платформа онлайн-обучения, позволяющая осваивать и контролировать результат освоения одних из элементов самообразования - интерактивных образовательных модулей. Портал был официально введен в эксплуатацию, а его функционирование обеспечивается специально назначенным оператором.

1 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 г. №926н «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года».

2 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. N 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

В 2019 году была проведена полная модернизация Портала, направленная на улучшение пользовательского интерфейса, создание мобильной версии, а также расширение функционала, в том числе за счет разработки и реализации механизма индивидуализации обучения. Проведенная миграция данных со старой версии Портала позволила полностью сохранить ранее сформированный образовательный контент, сведения о пользователях Портала, а также результаты их образовательной активности за предыдущие годы [3].

Общая структура модернизированного Портала включает открытую и закрытую части. Открытая часть представляет собой информационную систему, доступную пользователям Портала без регистрации и реализованную посредством системы управления сайтом CMS Typo3 с открытым исходным кодом и свободной лицензией. Она предоставляет возможность размещения новостной ленты, нормативно-правовой и справочной информации по вопросам непрерывного образования, подачи заявок на создание личных кабинетов образовательных организаций, обеспечения методической и технической поддержки пользователей Портала, в том числе в виде онлайн-консультиро-вания, а также проведения для них различных опросов.

Закрытая часть Портала представляет собой информационную систему, работа с которой возможна только после регистрации. Основными пользователями закрытой части Портала являются специалисты здравоохранения. Однако доступ к ней могут получить организации, реализующие дополнительные профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования, региональные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья (далее - РОИВ), медицинские организации, а также специалисты, участвующие в разработке и экспертизе образовательных элементов. Взаимодействие пользователей с Порталом осуществляется через соответствующие личные кабинеты. В настоящее время функционируют личные кабинеты специалистов здравоохранения, личные кабинеты образовательных организаций и РОИВ, личные кабинеты методистов, рецензентов и экспертов. Каждый из них имеет свой функционал, определяемый непосредственной ролью пользователя в реализации непрерывного образования. Архитектура закрытой части модернизированного Портала представлена на рис. 1.

Рис. 1. | Архитектура закрытой части модернизированного Портала

Центральным звеном закрытой части Портала является личный кабинет специалиста здравоохранения, вид которого зависит от уровня образования пользователя: личный кабинет специалиста с высшим медицинским или фармацевтическим образованием и личный кабинет специалиста со средним профессиональным медицинским или фармацевтическим образованием. Для медицинского работника, поддерживающего допуск к профессиональной деятельности по специальностям, относящимся и к высшему и к среднему образованию, формируются два соответствующих личных кабинета. Функционал личных кабинетов обеспечивает информационную поддержку специалистов здравоохранения при обучении в рамках непрерывного образования. Основные возможности медицинского работника при работе с Порталом в личном кабинете представлены на рис. 2.

Рис. 2. | Основные возможности медицинского работника при работе с Порталом в

личном кабинете специалиста

Идентификация пользователей Портала, как медицинских работников, осуществляется через Федеральный регистр медицинских работников (далее - ФРМР), что обеспечивается интеграцией Портала с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения. В личный кабинет специалиста, зарегистрированного в ФРМР, передается информация о его месте работы, должности, стаже, а также о допуске к профессиональной деятельности. Наряду с данными, внесенными пользователями при регистрации, а также с результатами профессионального анкетирования и тестирований различных уровней по специальности эта информация представляет основу для формирования персональных рекомендаций по обучению. Данные рекомендации разрабатываются экспертным сообществом для каждой специальности по рарнее разработанной методике. Их использование помогает медицинскому работнику сформировать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с имеющимся допуском к профессиональной деятельности.

С самого начала функционирования Портала организации, реализующие программы повышения квалификации для специалистов здравоохранения, могли направить заявки для формирования личного кабинета образовательной организации. Через него осуществляется размещение информации о программах и циклах повышения квалификации, учет заявок от специалистов и результатов их обучения. В настоящее время более 800 организаций используют Портал в качестве информационной площадки дополнительного профессионального образования, формируя систему по типу распределенного электронного деканата [4].

Все образовательные программы, мероприятия и интерактивные образовательные модули, информация о которых размещается на Портале, перед включением в его перечни проходят процедуру экспертизы. Проведение технической и содержательной экспертизы образовательных

элементов осуществляется через личные кабинеты методиста, рецензента и эксперта.

Эффективность внедрения системы непрерывного образования специалистов здравоохранения во многом зависит от заинтересованности самих участников образовательного процесса, а также обеспечивающих и контролирующих его организаций. В соответствии с З23-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 года обеспечение повышения квалификации медицинских работников является обязанностью медицинских организаций, то есть их непосредственных работодателей3. А в рамках Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» контролировать вовлечение медицинских работников региона в систему непрерывного образования обязаны региональне органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья. При этом показателем вхождения в систему является наличие образовательной активности специалиста на Портале.

Предыдущая версия Портала позволяла анализировать образовательную активность медицинских работников в разрезах отдельных регионов, населенных пунктов и организаций только на уровне оператора Портала непосредственно по запросам Минздрава России. С конца 2019 года по заявкам руководителей региональных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья на Портале начали формироваться личные кабинеты РОИВ. Их функционал обеспечивает работающим в них пользователям следующие возможности:

• мониторирование наличия различных типов образовательных элементов для обучения специалистов региона;

• предложение тем для разработки образовательных элементов для обучения специалистов региона;

• включение в план обучения специалистам подведомственных организаций отдельных образовательных элементов;

• контроль образовательной деятельности подведомственных образовательных организаций;

• формирование отчетности по активности специалистов здравоохранения подведомственных организаций в рамках непрерывного образования.

Информация об образовательной активности медицинских работников региона может быть представлена как в разрезе специальностей, так и по отдельным подведомственным организациям без доступа к персональным данным специалистов. Возможность контроля образовательной активности и влияния на формирование плана обучения медицинских работников региона позволит руководителям РОИВ более эффективно достигать плановых показателей Федерального проекта по обучению в рамках непрерывного образования. Кроме того, дальнейшее развитие этого функционала может применяться для объективизации потребности в обучении специалистов региона для допуска к профессиональной деятельности.

Наибольшими ресурсами для предоставления возможности и соответственно мотивации к обучению специалистов в рамках непрерывного образования обладают непосредственно медицинские организации. Именно в функции работодателя входит направление работников на цикл повышения квалификации, образовательный семинар или конференцию. Кроме того, медицинская организация может предоставлять своим сотрудникам возможность для дистанционного и электронного обучения. При этом руководителю, заинтересованному в совершенствовании профессионального уровня медицинских работников, важно иметь функционал для контроля их образовательной активности. Личные кабинеты работодателей, начало открытия которых запланировано на 2020 год, позволят соответствующим подразделениям медицинских организаций:

• получить доступ к единому официальному источнику для поиска необходимых образовательных программ, мероприятий и электронных ресурсов;

• ставить в план своим сотрудникам освоение отдельных образовательных элементов;

• в автоматическом режиме формировать заявки на циклы повышения квалификации;

• контролировать результаты освоения рекомендованных программ, мероприятий и интерактивных образовательных модулей;

• формировать отчеты по образовательной активности своих работников на Портале.

Кроме того, направить специалиста на обучение за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского образования работодатель может только по программам, выбранным из перечня программ Портала.

3 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

К концу 2019 года в систему непрерывного образования по данным Портала вовлечены более половины врачей государственных медицинских организаций. За последний год в перечни Портала стали включаться образовательные элементы для специалистов со средним профессиональным образованием, что позволило начать использовать его ресурсы медицинским сестрам, фельдшерам и фармацевтам.

В настоящее время Портал содержит информацию о нескольких десятках тысяч программ повышения квалификации и образовательных мероприятий, а также предоставляет доступ к тысячам интерактивных образовательных модулей, размещенным на различных платформах онлайн-обуче-ния. Образовательный контент, разрабатываемый для специалистов здравоохранения всех специальностей, а также функционал по планированию и учету образовательной активности позволяет рекомендовать использование Портала в качестве ресурса информационной поддержки в рамках непрерывного образования.

Возможность формирования отчетности по образовательной активности медицинских работников в разрезе регионов, организаций, отдельных специальностей и должностей делает Портал эффективным средством контроля достижения плановых показателей Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» в части вовлечения в систему непрерывного медицинского образования. Необходимыми условиями этого являются мотивация специалистов на использование Портала при выборе образовательных элементов, а также работа представителей региональных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и отдельных медицинских организаций в соответствующих личных кабинетах.

Список литерауры

1. Фадеева О. А. Основы проектного управления в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2019. - №39. - С. 61-62. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/277/62709/ (дата обращения: 10.01.2020).

2. Балкизов З.З., Природова О.Ф., Семенова Т.В., Сизова Ж.М. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2016. - № 4 (26). - С. 12-18.

3. Семенова Т.В., Природова О.Ф. Непрерывное образование специалистов здравоохранения. Новые разъяснения Минздрава // Здравоохранение. - 2019. - № 11. - С. 12-25.

4. Попов А.Э., Дьяченко А.В., Мяэотс В.К. Модели построения распределенных систем непрерывного образования на основе Интернет-технологий. // Высшее образование в России. № 3, -2009., - № 3. - C.61-68.

References

1. Fadeeva O.A. (2019), 'Fundamentals of project management in the Russian Federation', Young scientist, No39, pp. 61-62. URL https://moluch.ru/archive/277/62709/ (Accessed 10.01.2020).

2. Balkizov Z.Z., Prirodova O.F., Semicheva T.V., Sizova Zh. M. (2016), 'Transition of the new system medical care work permission: accreditation and continuing medical education', Medical education and professional development, No 4, pp. 12-18.

3. Semenova T.V., Prirodova O.F. (2019), ' Continuing education of health professionals. New clarifications from the Ministry of Health ', Zdravoohranenie, No 11, pp. 12-25.

4. Popov A.E., Dyatchenko A.V., Maetos V.K. (2009), 'Models for constructing distributed systems of continuing education based on Internet technologies', / Higher Education in Russia, No3, pp. 61-68.

INFORMATION SUPPORT OF CONTINUING MEDICAL EDUCATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL PROJECT PROVIDING HEALTHCARE ORGANIZATIONS OF THE PUBLIC HEALTH SYSTEM

WITH QUALIFIED PERSONNEL'

Prirodova O. F.1 Kolesnichenko T. V.1

7 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education 'Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov' Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow

Correspondence should be addressed: Prirodova Olga Fedorovna, olgaprirodova@yandex.ru

Abstract

The article briefly discusses the fundamental principles of the concept of continuing medical and pharmaceutical education, which provide the foundation for achieving planned indicators of the Federal project 'Providing healthcare organisations of the public health system with qualified personnel'. The prerequisites to develop an information system for planning and recording educational activity in the framework of continuing education of healthcare professionals, namely the Portal of Continuing Medical and Pharmaceutical Education of the Ministry of Health of Russia, are presented. The structure of the Portal and the functionality of its main components are considered from the users' perspective; personal accounts of specialists and other users involved in the implementation of the system are described. The opportunities provided by the Portal for regional executive healthcare authorities as well as for individual healthcare organizations to monitor and analyze the educational activity of healthcare professionals as a part of the continuing education system are described in detail.

Keywords: Federal project 'Providing healthcare organisations of the public health system with qualified personnel'; continuing education of healthcare professionals; the concept of developing continuing medical and pharmaceutical education; information system of educational planning and monitoring; the Portal of Continuing Medical and Pharmaceutical Education of the Ministry of Health of Russia; additional professional development programs; educational activities; interactive educational modules.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.