Научная статья на тему 'Автоматизация и инновации в системе корпоративного управления: современный аспект'

Автоматизация и инновации в системе корпоративного управления: современный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / МЕХАНИЗМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнов Ш.Э.

Развитие современных интегрированных структур тесно связано с модернизацией механизмов корпоративного управления, основанной на быстрой апробации и имплементации новаций. Это требует масштабной автоматизации систем корпоративного управления, обеспечения рабочих мест менеджмента и специалистов современными высокопроизводительными ЭВМ. Инновации в системе корпоративного управления являются весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающей весь комплекс внутрикорпоративных отношений. Поэтому реализуя организационноуправленческие инновации нужно понимать, что они будут влиять на все сферы деятельности корпорации. В статье рассматривается важность автоматизации системы корпоративного управления, внедрения локальных информационных сетей и современных ИТтехнологий в деятельность корпорации. Отдельное внимание посвящено организационноуправленческим инновациям и их взаимосвязи с другими видами инноваций в корпорации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация и инновации в системе корпоративного управления: современный аспект»

Автоматизация и инновации в системе корпоративного управления: современный аспект

см

1Л £

Б

а

2 ©

Гусейнов Шамиль Эхтибар оглы,

аспирант РЭУ им. Г.В. Плеханова, shamil37@yandex.ru

Развитие современных интегрированных структур тесно связано с модернизацией механизмов корпоративного управления, основанной на быстрой апробации и имплемента-ции новаций. Это требует масштабной автоматизации систем корпоративного управления, обеспечения рабочих мест менеджмента и специалистов современными высокопроизводительными ЭВМ. Инновации в системе корпоративного управления являются весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающей весь комплекс внутрикорпоративных отношений. Поэтому реализуя организационно-управленческие инновации нужно понимать, что они будут влиять на все сферы деятельности корпорации.

В статье рассматривается важность автоматизации системы корпоративного управления, внедрения локальных информационных сетей и современных ИТ-технологий в деятельность корпорации. Отдельное внимание посвящено организационно-управленческим инновациям и их взаимосвязи с другими видами инноваций в корпорации. Ключевые слова. Корпорация, корпоративное управление, инновации, организационно-управленческие инновации, механизмы корпоративного управления, автоматизация, корпоративные информационные системы.

Автоматизация, проводимая в современных интегрированных корпоративных структурах, - это, прежде всего, автоматизация системы корпоративного управления, автоматизация механизмов корпоративного управления. Любая корпорация сталкивается с необходимостью конкурировать, следовательно - с необходимостью делать всё лучше, быстрее и качественней, чем конкуренты. Автоматизация механизмов корпоративного управления позволяет эффективно и в срок выполнять все поставленные задачи и иметь полную и достоверную информацию о состоянии дел на текущий момент, что дает возможность корпоративному менеджменту реально оценивать ситуацию и ставить будущие задачи.

Современный рынок промышленных товаров можно описать тремя основными моментами: рост сложности продукции, увеличение конкуренции, развитие кооперации между участникам производственной цепочки создания продукта. На этом рынке активно формируются сложные интегрированные организационные структуры с запутанными механизмами корпоративного управления. Основная проблема, которая стоит перед интегрированными корпоративными структурами, - повышение конкурентоспособности, достигаемой через сокращение сроков разработки продукта, уменьшение издержек.

Отдельно следует отметить, что состояние рынка товаров промышленного назначения можно охарактеризовать фокусированием на формирование индивидуальных потребительских ценностей. Современные интегрированные промышленные структуры действуют под конкретные заказы, при этом свободное перемещение продукции и информации вызвала увеличение масштабов конкуренции корпораций на весь мир. Прогнозы сбыта перестали быть релевантными, горизонты планирования сузились. Корпоративные структуры стали критически зависеть от заказов со стороны рынка, поэтому для эффективной конкуренции стало необходимо разрабатывать товары и услуги, опережающие ожидания потребителей. Современная интегрированная корпоративная структура, несмотря на свои размеры, должна быть гибкой и быстро адаптироваться к изменению потребностей рынка.

Современная корпорация должна сама исследовать и предугадывать изменение факторов внешней среды, ассортимента продукции, цен, действий контрагентов и рынков в целом, быстро и релевантно реагировать на любые изменения внешней и внутренней среды, корректировать не только свою деятельность, но и организационную структуру, и механизмы корпоративного управления. А это означает, что корпоративный менеджмент всегда должен искать новые инновационные подходы к управлению. Одним из таких исключительно важных и новых для российских корпораций подходов к управлению является оперативное корпоративное управление, основанное на принципах синхронизации производства с потребителем как определяющего фактора повышения конкурентоспособности корпоративной структуры.

В текущих сложных экономических и политических условиях невозможно полноценное существование такой сложной организационной структуры, как корпорация, без широкомасштабной имплементации современных информационных технологий. Развитие современных телекоммуникационных средств, вычислительной техники, новые технологии, приведшие к ее удешевлению, повысили эффективность применения автоматизированных систем управления и обработки информации на корпорациях, функционирующих в различных сферах деятельности. Они используются финансовыми компаниями и банками, в торговле и производстве.

В сети Интернет постоянно увеличиваются объемы предоставляемой и потребляемой продукции, которые в ближайшем будущем превысят объемы традиционных рынков. Поэтому уже сегодня корпоративные структуры должны заниматься стратегическим планированием инноваций, позволяющих составить конкуренцию крупным

иностранным компаниям и предприятиям, услуги которых быстро станут доступными покупателям в нашей стране.

Организационная структура управления корпорацией (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. Течение управленческого процесса, представляющего собой принятие управленческих решений на основе движения потоков информации, реализуется в рамках указанной структуры. В этом процессе принимает участие корпоративный менеджмент всех уровней. Структуру можно сравнить с каркасом здания системы корпоративного управления, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители интегрированных корпоративных структур уделяют принципам и методам построения механизмов корпоративного управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам, стоящим перед организацией.

Ключевыми понятиями структур механизмов корпоративного управления являются элементы, связи (коммуникации), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и подразделения аппарата корпоративного управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенный функционал.

Несмотря на затянувшийся экономический спад и нехватку средств у корпораций, современные компьютерные технологии стали повседневным инструментом руководителей. Наиболее дальновидные и грамотные менеджеры, управляющие промышленными корпорациями, осознают необходимость серьезных вложений в реконструкцию и переоснащение не только основных производственных мощностей, но и систем управления.

Чтобы промышленные интегрированные корпоративные структуры эффективно работали в современных условиях, необходимо широко применять инновационные информационные технологии, которые позволяют не только решать задачи автоматизации механизмов корпоративного управления, но и осуществлять комплексную автоматизацию основных технологических и производственных процессов.

Следует отметить, что особую важность автоматизация системы и механизмов корпоративного управления приобретает сейчас, когда в условиях стагнации необходимо максимально повышать эффективность производства и системы корпоративного управления, что возможно за счет и технического переоснащения масштабной автоматизации. Связанные с этим инвестиции будут окупаться за счет экономии на инновационных механизмах корпоративного управления и за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

В настоящее время в российских промышленных корпорациях значительно интенсивнее, чем год или два назад, идет процесс внедрения систем автоматизированного управления. В современных условиях использование автоматизированных систем позволяет резко сократить сроки разработки и изготовления новых изделий, значительно повысить качество управления этими видами работ.

Итак, один из основных способов совершенствования работы механизмов корпоративного управления в настоящее время - внедрение инновационных компьютерных технологий управления. При этом затраты на автоматизацию труда сотрудников аппарата управления несопоставимы с затратами на автоматизацию производства, а реальный экономический эффект может быть весьма значительным.

Под управлением следует понимать процесс достижения индивидом или их группой поставленной цели при наличии определенного информационного обеспечения. Количество и качество информации для управления определяется специальными требованиями и зависит от источников информации. Компьютерная обработка информации предполагает сетевые технологии, предназначенные для коллективной работы пользователей в информационно-вычислительных сетях. Локальные сети объединяют все службы корпоративной структуры, ускоряют документооборот, хранят необходимую информацию и предоставляют ее работникам корпорации.

Бурный рост инноваций в информационных технологиях привел к появлению новых концепций при формировании информационных структурных подразделений. Высокопроизводительные ЭВМ позволили максимально приблизить к рабочим местам персонала интегрированной корпоративной структуры ресурсы обработки информации. Одна-

ко, в ближайшее время, в силу сложившихся экономических условий, наибольшее распространение получат коммерческие локальные вычислительные сети.

В современном обществе информация воспринимается как основной товар. Успешная деятельность такой сложной структуры, как интегрированная корпорация, зависит от построения коммуникаций и обмена данными с банками, государственными органами, биржами, контрагентами и т.д. Особую важность приобретают базы данных, центры справочной и аналитической информации, корпоративные хранилища данных. Большинство таких систем основано на локальных вычислительных сетях различной архитектуры, или их объединениях.

Наличие в корпорации структурированных локальных информационно-вычислительных сетей позволяет создать интегрированную систему корпоративного управления, основанную на автоматизированном документообороте, корпоративных серверах с базами данных, вычислениях с применением ресурсов всей сети. Кроме организации внутренних служб, локальные вычислительные сети позволяют организовать внешние по отношению к обслуживаемому учреждению службы.

Одной из самых важных составляющих информационной инфраструктуры современной интегрированной корпоративной структуры является корпоративная информационная система (КИС). КИС представляет собой сложное сочетание аппаратных и программных средств, поддерживающих протекающие в корпорации бизнес-процессы. Зачастую из определения КИС исключаются аппаратные средства, так как в современной корпорации их наличие является априорным. Отсюда следует, что корпоративная информационная система представляет собой, прежде всего, набор специальных программ, которые соответствуют текущим бизнес-процессам корпорации.

Итак, автоматизация системы управления за счет использования КИС позволяет повысить эффективность деятельности корпорации за счет повышения оперативности принятия решений, усиления контроля по всем направлениям бизнес-процессов. Кроме того, автоматизация механизмов корпоративного управления позволяет высвободить избыточные человеческие ресурсы за счет автоматизации отчетности, ускорения обработки больших массивов информации, внедрения инновационных ИТ-систем принятия управленческих решений.

О £

Я

3

Г

5

см

1Л £

Б

а

2 о

В странах с развитой рыночной экономикой принято рассматривать предпринимательство с позиции принадлежности к классической или инновационной модели. Классическая модель описывает традиционное, консервативное предпринимательство, предполагающее управление производством на основе экономичного и эффективного использования производственных ресурсов. Инновационная модель рассматривает виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики, с их доведением до конкретной продукции или технологии, которые пользуются спросом на рынке.

Безусловно, современные корпоративные структуры в подавляющем большинстве являются приверженцами инновационной модели. Дело в том, что в условиях быстроменяющейся внешней среды, постоянного появления новых конкурентов корпорация просто не сможет существовать без быстрой и инновационной адаптации. При этом в первую очередь адаптироваться должны механизмы корпоративного управления, что предполагает постоянное использование организационно-управленческих инноваций.

В корпоративном управлении принято выделять следующие виды организационно-управленческих инноваций.

Под организационными инновациями понимаются процессы освоения новых методов и форм регламентации и организации труда и производственных процедур, модификацию соотношения горизонтальных и вертикальных сфер влияния структурных подразделений, групп или отдельных сотрудников интегрированной корпоративной структуры.

Между индивидами в корпорации происходит формирование густой сети вертикальных и горизонтальных взаимосвязей. Корпоративная система управления осуществляет регулирование этих связей, в том числе - путем внедрения инноваций. В процессе работы корпоративной системы управления принимаются и воплощаются в жизнь решения, которые направлены на достижение корпоративных целей.

Реализация управленческих инновация происходит через структурно-функциональный интерес, модификацию технологий и организации менеджмента, методов работы механизмов корпоративного управления.

Управленческая деятельность в корпорации является одной из самых слож-

ных. Ее можно раскрыть через серию самостоятельных функций:

- планирование (разработка программы, процедуры ее осуществления и графиков выполнения, анализ ситуаций, определение методов достижения целей и т. п.);

- организация (проработка структуры корпорации, координация деятельности структурных подразделений и т. д.);

- мотивация (стимулирование усилий всех работников на выполнение поставленных задач);

- координация;

- контроль.

В условиях усложнения современного производство в механизмах корпоративного управления появились еще такие функции:

- инновационная, которая связана с разработкой и имплементацией нововведение в области технологий, техник, методов организации и управлению людьми;

- маркетинговая, которая заключается в проведении исследований и разработок, влияющих на их реализацию, на закупку сырья, производство, сбыт, послепродажное обслуживание.

Организационные инновации тесно связаны с экономическими. В рамках экономических инноваций происходят изменения в финансово-экономической сфере деятельности корпоративной структуры (в области цен и тарифов, оплаты труда и оценки результатов деятельности сотрудников). В качестве экономических инноваций можно привести систему создания резервов. К примеру, выполнение заказов на строительную продукцию в установленный срок зачастую затрудняется так называемыми внутренними и внешними сбоями в системе. Для их ликвидации необходимо создание резервов (материальных, трудовых и технических) с целью компенсации возникающих отклонений. Система резервирования является необходимой также в условиях инновационного развития корпоративной структуры, для создания предпосылок отработки и опытно-экспериментального производства принципиально новой продукции, что позволит гибко реагировать на инновации в производстве.

Создание системы резервов системы корпоративного управления обеспечивается образованием резервных мощностей в подразделениях, формированием многоуровневого комплекса складских запасов материалов, деталей и конструкций.

Маркетинговые нововведения связаны с новыми формами и методами продвижения продуктов на рынке, улучшением взаимоотношений с клиентами. Например, при новом маркетинговом подходе на первый план выступает тот факт, что потребители нуждаются не в новом продукте, как таковом, а в новых выгодах. Поэтому важно видеть различие между идеей товара и концепцией его позиционирования для потребителей. Идея товара - это новое благо или функциональная услуга, предложенная на рассмотрение, а концепция позиционирования относится к сфере выбора целевого рынка и выгодного предложения. Различие между идеей товара и концепцией его позиционирования является решающим, поскольку стратегии позиционирования большинства изделий значительно отличаются друг от друга. По сути, каждое успешное нововведение означает изобретение не только идеи товара, но и новой концепции его позиционирования.

В последнее время все больше отечественных корпораций осознают, что их деятельность напрямую влияет на общество, а будущие успехи в предпринимательстве тесно связаны с ключевыми общественными ценностями. Внедрение политики корпоративной социальной ответственности в маркетинговые нововведения способствует увеличению прибыльности корпорации и повышению эффективности механизмов корпоративного управления.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) - этичное поведение интегрированной корпоративной структуры и ее сотрудников по отношению к человеческому сообществу.

Социальные нововведения реализуются для активизации человеческого потенциала корпорации путем совершенствования организационной культуры, представляющей систему (не обязательно формализованную) общепринятых в корпоративной структуре и оберегаемых ее членами культурно-этических, моральных и других постулатов в отношении целей, дела, внутрикорпоративных коммуникаций и взаимодействия с окружением (клиентами, партнерами, конкурентами, госструктурами, обществом в целом).

Корпорации, занимающие лидирующие позиции в своих сегментах, известны своим брендом, имеют сложившиеся коллективы и свою клиентуру; ориентируют свою деятельность на возможности, потребности и желания клиентов. Они считают, что корпоративная культура -

это не то, что организация имеет, а то, чем она является. Не случайно в последние годы вопросы корпоративной культуры стали одними из ключевых при анализе деятельности корпорации и ее системы управления. Это доказывает, что любая корпорация, по сути, представляет собой социально выстроенную реальность, существующую в сознании собственных членов и воплощенную в конкретные структуры, правила и отношения.

Подводя итоги, можно считать, что наиболее эффективной деятельности корпорации удается достичь тогда, когда через организационно-управленческие инновации обеспечивается совпадение ценностей человека с ценностями корпорации; это гарантирует самоотдачу и лояльность сотрудников на протяжении длительного времени. Отечественные корпоративные управленцы, однако, лишь недавно осознали, что установки и ценностные ориентиры можно не только учитывать, но и влиять на них.

Развитие современных интегрированных структур тесно связано с модернизацией механизмов корпоративного управления, основанной на быстрой апробации и имплементации новаций. Это требует масштабной автоматизации систем корпоративного управления, обеспечения рабочих мест менеджмента и специалистов современными высокопроизводительными ЭВМ. Инновации в системе корпоративного управления являются весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающей весь комплекс внутрикорпоративных отношений. Поэтому реализуя организационно-управленческие инновации нужно понимать, что они будут влиять на все сферы деятельности корпорации.

Литература

1. Акинфиев, В.К. Управление развитием интегрированных промышленных компаний. Теория и практика [Текст] / В.К. Акинфиев - М.: Ленанд, 2011 - 226 с.

2. Бирман, Л.А., Кочурова, Т.Б. Стратегия управления инновационными процессами. Учебное пособие [Текст] / Л.А. Бирман, Т.Б Кочурова. - М.: Дело, 2014 - 144 с.

3. Боровская, М.А., Шевченко, И.К., Развадовская, Ю.В. Управление структурными преобразованиями в экономике промышленного сектора. Теоретико-прикладные аспекты реализации структурной и промышленной политики [Текст] / М.А. Боровская, И.К. Шевченко, Ю.В. Развадовская. - М.: Красанд, 2013 - 256 с.

4. Информационные технологии в экономике и управлении. Учебник [Текст] / под ред. Трофимова В.В. - М.: Юрайт, 2014. - 482 с.

5. Круглов, В.Н., Орехов, С.А. Инновационные аспекты экономического роста (практика региона) [Текст] / В.Н. Круг-лов, С.А. Орехов. - Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - № 6(2), - 2014.

6. Орехов, С.А., Бебрис, А.О. Основные принципы оценки эффективности стратегии инновационного развития [Текст] / С.А. Орехов, А.О. Бебрис. - Науковедение, интернет-журнал - №7, -2014.

7. Первушин, В.А. Практика управления инновационными проектами. Учебное пособие [Текст] / В.А. Первушин -М.: Дело, 2014 - 208 с.

8. Скворцов, А.В., Схиртладзе, А.Г., Чмырь, Д.А. Автоматизация управления жизненным циклом продукции [Текст] / А.В. Скворцов, А.Г. Схиртладзе, Д.А. Чмырь. - М.: Академия, 2013 - 320 с.

Automation and innovation in corporate governance: a modern aspect Huseynov Sh.J.

Russian Economic University Some aspects of regulation of wages in the social dialogue system Mirgorod E.E(REU) named after G.V. Plehanov

Development of the modern integrated structures is closely connected with the modernization of mechanisms of corporate management based on fast approbation and implementation of innovations. It demands large-scale automation of corporate management systems, providing jobs of management and experts with modern highperformance COMPUTERS. Innovations in a corporate management system are very complex, many-sided problem mentioning all complex of the internal relations. Therefore

realizing organizational and administrative innovations it is necessary to understand that they will influence all fields of activity of corporation.

The article discusses the importance of automation of the corporate management system, introduction of local information networks and modern it technologies in the activities of the corporation. Special attention is devoted to organizational and managerial innovation and its relationship to other types of innovation in the corporation.

Keywords. Corporation, corporate management, innovation,

managerial innovation, corporate management mechanisms, automation, corporate information systems.

1. Akinfiyev, V. K. Management of development of the integrated industrial companies. The theory and practice [Text] / V. K. Akinfiyev

- M.: Lenand, 2011 - 226 pages.

2. Birman, L.A., Kochurova, T.B. Strategy

of management of innovative processes. Manual of [Text] / L.A Birman, T. B Kochurova. - M.: Business, 2014 - 144 pages.

3. Bohr, M. A, Shevchenko, I.K., Razvadovskaya, YU.V. Management of structural transformations in economy of industrial sector. Teoretiko-prikladnye aspects of realization of structural and industrial policy [Text] / m. A. Borovskaya, I. K. Shevchenko, Yu. V. Razvadovskaya - M.: Krasand, 2013

- 256 pages.

4. Information technologies in economy

and management. The textbook [Text] / under the editorship of Trofimov V. V. - M.: OpaMT, 2014. -482 pages.

5. Kruglov, V.N., Nuts, S. A Innovative

aspects of economic growth (practice of the region) [Text] / V. N. Kruglov, S. A Orekhov. - Economy, statistics and informatics. UMO bulletin. - No. 6(2), - 2014.

6. Nuts, S. A, Bebris, A.O. Basic principles of an assessment of efficiency of strategy of innovative development of [Text] / Page. A Orekhov, A. O. Bebris. - Science of science, the online magazine - No. 7, - 2014.

7. Pervushin, VA Practice of management of innovative projects. Manual [Text] / VA. Pervushin - M.: Business, 2014 - 208 pages.

8. Skvortsov, AV., Skhirtladze, AG.,

Chmyr, D. A Automation of management of life cycle of production of [Text] / A.V. Skvortsov, A. G. Skhirtladze, D. A. Chmyr. - M.: Academy, 2013 - 320 pages.

О À

В

S

i? 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.