Научная статья на тему 'Развитие технологий в информационно-промышленных системах'

Развитие технологий в информационно-промышленных системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / CORPORATE INFORMATION SYSTEM / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS PROCESSES / СИСТЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SYSTEM TECHNOLOGIES / АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ / AUTOMATION OF CONTROL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопова Татьяна Владимировна

Исследование специфики предприятий и корпораций оборонно-промышленного комплекса и анализ основных задач в управлении деятельностью позволили сформулировать концептуальные принципы построения Корпоративной информационной системы как открытой интегрированной автоматизированной системы реального времени по автоматизации бизнес-процессов всех уровней. Кроме того, проведен анализ технологического процесса подготовки, ввода и актуализации мета данных для Единой межведомственной информационно-статистической системы. При этом рассмотрены особенности форматов и форм, принимаемых в системе данных, и предложена идентичная система форматов и структур для сбора данных в информационно-аналитических системах по сбору и обработке данных Минпромторга, который является участником сегмента взаимодействия вышеуказанной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of technology in information and industrial systems

Research of specifics of the enterprises and corporations of defense industry complex and the analysis of the main objectives in management of activity allowed to formulate the conceptual principles of creation of Corporate information system as the open integrated automated system of real time on automation of business processes of all levels. Besides, the analysis of technological process of preparation, input and updating of meta data for Uniform interdepartmental information and statistical system is carried out. Thus features of formats and the forms taken in system of data are considered and the identical system of formats and structures for data collection in information and analytical systems on collecting and data processing of Minpromtorg which is the participant of a segment of interaction of the above system is offered.

Текст научной работы на тему «Развитие технологий в информационно-промышленных системах»

УДК 62

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНФОРМАЦИОННО - ПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМАХ

Прокопова Татьяна Владимировна

ведущий специалист Центра статистических наблюдений и аналитических исследований промышленности ФГУП "ЦНИИ "Центр"

Исследование специфики предприятий и корпораций оборонно-промышленного комплекса и анализ основных задач в управлении деятельностью позволили сформулировать концептуальные принципы построения Корпоративной информационной системы как открытой интегрированной автоматизированной системы реального времени по автоматизации информационно-промышленных процессов всех уровней. Кроме того, проведен анализ технологического процесса подготовки, ввода и актуализации метаданных для Единой межведомственной информационно-статистической системы. При этом рассмотрены особенности форматов и форм, принимаемых в системе данных, и предложена идентичная система форматов и структур для сбора данных в информационно-аналитических системах по сбору и обработке данных Мин-промторга России, который является участником сегмента взаимодействия вышеуказанной системы.

Ключевые слова:

• оборонно-промышленный комплекс,

• информационно-промышленная система,

• системные технологии,

• автоматизация систем управления.

Prokopova Tatyana Vladimirovna, leading specialist for Center statistical and analytical observations in industry the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Moscow, Russian Federation.

Development of technology information and industrial systems

in

Research of specifics of the enterprises and corporations of defense industry complex and the analysis of the main objectives in management of activity allowed to formulate the conceptual principles of creation of Corporate information system as the open integrated automated system of real time on automation of business processes of all levels. Besides, the analysis of technological process of preparation, input and updating of meta data for Uniform interdepartmental information and statistical system is carried out. Thus features of formats and the forms taken in system of data are considered and the identical system of formats and structures

for data collection in information and analytical systems on collecting and data processing of Minpromtorg which is the participant of a segment of interaction of the above system is offered.

Keywords:

• defense industry complex,

• information and industrial system,

• system technologies,

• automation of control systems.

При принятии решения о пути развития автоматизации важно понимать цель и сформулировать задачи, наиболее актуальные для предприятий и корпораций различной отраслевой принадлежности, а также сформулировать и прогнозировать требования, предъявляемые к будущей системе1,2. В настоящее время для предприятий и корпораций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России актуальным является решение следующих основных задач: общее сокращение расходов, стандартизация управления деятельностью и дальнейшее совершенствование системы управления, сокращение времени выхода нового продукта (вооружения, военной и специальной техники - ВВСТ) на внутренний и мировой рынок вооружений, повышение качества оказываемых услуг 3,4,5.

Для выполнения указанных задач может рассматриваться процессный подход к управлению. Процессный подход является основным подходом при построении гибкой и эффективной системы управления, получившим в последние 15-20 лет широкое распространение в мировой практике. Он включает в себя четкое формулирование целей и стратегии деятельности, описание деятельности в виде совокупности взаимосвязанных процессов, имеющих на выходе

конкретные результаты и четкое распределение ответственности между всеми участниками процессов.

Корпоративная информационная система (КИС) - это открытая интегрированная автоматизированная система реального времени по автоматизации бизнес-процессов компании всех уровней, в том числе и бизнес-процессов принятия управленческих решений на предприятиях и корпорациях ОПК. При этом степень автоматизации бизнес-процессов определяется, исходя из обеспечения максимальной прибыли компании. Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз КИС для поддержки принятия решений в управлении деятельностью предприятиями и корпорациями ОПК. КИС основана на интеграции подходов bpms, cpm, erp, crm и bi, единых архитектурных принципах и функционирует в рамках единого информационного и инфраструктурного кластера6.

Проведенное автором исследование показало, что для эффективной поддержки принятия решений в управлении деятельностью предприятиями и корпорациями ОПК с филиальной структурой в настоящее время требуются интеграция и развитие подходов к построению систем управления бизнес-процессами (Business Process Management System, BPMS), система планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP), система управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM),5 планирование ресурсов предприятия (Customer Relationship Management), бизнес-аналитика (Business Intelligence, BI), управление эффективностью (Corporate Performance Management,

CPM). Каждый из указанных классов систем в отдельности обеспечивает лишь только часть управленческих задач предприятий и корпораций оборонно-промышленного комплекса России.

Исследование специфики предприятий и корпораций оборонно-промышленного комплекса и анализ основных задач в управлении деятельностью позволили сформулировать следующие концептуальные принципы построения КИС:

1. Двухуровневая структура. Разрабатываемая КИС должна функционировать на двух уровнях : РГ (региональный) и ФД (федеральный). На региональном уровне КИС поддерживает управление деятельностью РГ на основе процессного подхода. На федеральном уровне обеспечивается сбор информации о деятельности со всех РГ, плюс учет данных с центрального филиала, централизованное хранение и анализ этой информации, классификация РГ, формирование стандартов.

2. Полный цикл управления на основе процессного подхода. Для эффективного и непрерывного совершенствования деятельности важной характеристикой КИС является обеспечение полного цикла управления на основе процессного подхода, который предполагает итерационное выполнение процедур описания процессов мониторинга и контроля исполнения, анализа процессов, реинжиниринга.

3. Интеграция подходов и технологий. С целью наиболее эффективного решения задач совершенствования деятельности РГ в создаваемой КИС необходимо интегрировать подходы и технологии управления бизнес-процессами (BPMS), систему планирования ресурсов предприятия (ERP), систему управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship

Management), управления эффективностью (CPM) и бизнес-аналитики (BI). Указанные подходы должны быть реализованы на единых архитектурных принципах и функционировать в рамках единой информационной и программно-технологической инфраструктуры.

4. Поддержка стандартов необходима для решения задач стандартизации деятельности РГ. На федеральном уровне - разработка, отладка, анализ стандартов процессов и т.д.; на региональном уровне - «наложение» стандартов на существующие процессы.

5. Интеграция процессов ERP - интеграция функций системы, при которых процессы выполнялись в «бесшовном» режиме. Процесс интеграции ускоряет выполнение этапов жизненного цикла7, давая возможность предприятию более быстро и гибко реагировать на события. Интеграция данных: информация о поставщиках, продукции и клиентах для «однозначного представления ситуации». Одна запись для каждого поставщика, продукта или клиента, доступная всем пользователям, с различным представлением элементов в зависимости от роли пользователя. Вертикальная и горизонтальная прозрачность информации о бизнес-процессах. Переход на другие уровни бизнес - процессов для получения детальной информации, до исходной транзакции и всех связанных с нею документов. Использование событийно-управляемых потоков бизнес-процессов. Потоки операций и бизнес-процессы инициируются в зависимости от статуса или ценности элемента информации.

6. Интеграция процессов в хранилище данных. Транзакционные системы класса BPMS не предполагают наличие корпоративных хранилищ данных (КХД). В лизинговых компаниях требуется не только организовать управление процессами, но и обе-

спечить динамический, структурный, структурно-динамический, коэффициентный анализ. Поэтому информация о деятельности должна накапливаться и консолидироваться в едином корпоративном хранилище данных.

7. Интеграция процессов в CRM -система для автоматизации стратегий взаимодействия с клиентами (заказчиками или поставщиками), для повышения уровня продаж, оптимизации процессов маркетинга, улучшения обслуживания клиентов: сохранение информации о клиентах - истории взаимоотношений, установления и улучшения процессов и последующего анализа результатов. CRM — система, центром взаимодействия которой является клиент, а основными направлениями - поддержка продаж, обслуживание клиентов, а также эффективный маркетинг. Хранение, анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также информация о внутренних процессах компании обеспечивают данные бизнес цели.

8. Развитие методологической базы для анализа. Для эффективного решения задач анализа информации о деятельности РГ необходимо развитие методологической и инструментальной базы по следующим направлениям: расчет стоимости процессов, оценка времени выполнения процессов, анализ организационной структуры, управление эффективностью.

9. Взаимодействие с СПК. КИС должна взаимодействовать с существующими программными комплексами (СПК), функционирующими в филиалах. Взаимодействие организуется с целью получения исходных данных (например, данные о расходах РГ), получения актуальной нормативно-справочной информации, получения данных об исполнении процессов.

Единая межведомственная

информационно-статистическая систе-

ма (ЕМИСС)8 представляет собой государственную информационную систему, объединяющую официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами статистического учета в плане реализации федерального плана статистических работ. Система ЕМИСС создана для реализации федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах». Государственный интегрированный ресурс ЕМИСС содержит статистическую информацию от органов государственной власти на этапе выполнения Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Система представляет пользователям актуальную, достоверную и полную официальную статистическую информацию для обеспечения органов государственной власти необходимой статистической информацией. Доступ к визуализации данных представляется через веб-интерфейс центрального узла системы ЕМИСС по адресу www.fedstat.ru/. Статистические показатели сгруппированы и представлены для обозрения на портале в виде разделов по сегментам отчетных ведомств и по Тематическому рубрикатору в соответствии с планом статистических работ. В ЕМИСС в качестве единицы информации представлен статистический показатель, который формируется изначально в системе в виде метаданных - паспорт данных, в котором заносятся исходные характеристики по данному показателю от представителей ведущих показатель ведомств. Паспорт показателя формирует правила ввода, ведения и предоставления информации по указанному направлению. Значения показателей ЕМИСС соответствуют значениям, которые получают от ведомственных источников информации.

Программное обеспечение ЕМИСС обеспечивает выполнение следующих функций: поиск и получение официальной статистической информации через веб-ресурс портала ЕМИСС; ведение паспортов показателей; поддержка актуальности классификаторов и ведомственных справочников; обмен информацией между пользователями портала ЕМИСС. Для выполнения указанных функций пользователям доступны следующие операции:

1. Поиск статистических показателей несколькими способами: поиск по Тематическому рубрикатору; поиск по ведомствам, ответственным за показатели определенного сегмента из плана статистических работ; поиск по классификаторам и справочникам показателей; контекстный поиск по фрагменту описания показателя.

2. Просмотр паспортов показателей;

3. Просмотр числовых значений показателей за отчетные периоды.

4. Работа с аналитическими отчетами.

5. Экспорт значений в универсальные форматы передачи данных;

6. Просмотр нормативных документов.

Применение программно-

технических средств Центрального узла ЕМИСС обеспечивает размещение, актуализацию и контроль наполнения показателей по ведомственным сегментам системы; формирование и ведение базы данных официальной статистической информации; предоставление доступа к официальной информации; интеграцию доступа с другими государственными системами. Применение ресурсов ЕМИСС обеспечивает взаимодействие участников формирования единого пространства официальной статистической информации Российской Федерации.

Пользователями Единой межведомственной системой статистических данных являются органы государственной статистики, государственные организа-

ции статистической деятельности, органы местного самоуправления, другие организации и отдельные пользователи. Единая межведомственная информационная система предоставляет статистические данные по отчетным направлениям ведомств, с которыми предусмотрена работа системы (ведомства обмена).

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее Минпромторг России) является одним из таких отчетных ведомств в системе ЕМИСС и обязан представлять данные в систему в соответствии с Федеральным планом статистических работ. До настоящего времени координацию загрузок и настроек всех служебных параметров в системе производил ФГУП «ЦНИИ «Центр», а от ведомства обмена - Мин-промторг России. Основные направления отчетности ведомства Минпром-торг России: металлургия, медтехника, лекарственные средства, боеприпасы и взрывчатые вещества, лицензии и контроль, внешне-экономическая деятельность, судостроение, авиационная промышленность, радиоэлектронное подавление. Ниже на схеме взаимодействия организаций по работе ЕМИСС (смотри Рисунок 1) представлены направления потоков информации при выполнении бизнес-процессов при работе с системой ЕМИСС по отчетному ведомству Минпромторг России.

На Рисунке 1 показана роль ФГУП «ЦНИИ «ЦЕНТР» как координатора управления от Минпромторга России в структуре взаимодействия с системой ЕМИСС. Для работы системы с ведомством Минпромторг России ФГУП «ЦНИИ «ЦЕНТР» обеспечивает отправку всех управляющих сигналов и обеспечивает дистанционное управление системой ЕМИСС в ведомственном сегменте Минпромторга России.

Последовательность действий по

Органы государственной статистики

Органы государственной власти и субъекты Российской

Органы местного с амоуправления

Организации государственной статистической деятельности

Координатор управления ведомственного сегмента ЕМИСС по

Минпромторгу России -сотрудники ФГУП «ЦНИИ «Центр»

ЕМИСС

Предприятие -сборщик суммарных отчетных данных от груп пы предприятий

Предприятия готовят отчеты по показателям статистической отчетности

Отчетные ведомства обмена системы статданными

1 г

МИНПРОМТОРГ РОССИИ

1 г

Департа стратегич развит мент еского ия

Департаменты отчетных направлений министерства: Департамент металлургии, боеприпассов и вооружения, Медпром, Авиапром, судостроения, радиоэлектронной, внешнеэкономической деятельности, контроль, лицензии

Рисунок 1. Схема взаимодействия организаций по работе ЕМИСС

организации работ в ЕМИСС.

1. Формирование Федерального плана Статистических работ. Утверждение отчетных направлений по ведомствам.

2. Постановка задачи Ведомству -Объекту отчетности в ЕМИСС.

3. В Ведомстве - Объекте - постановка задачи ответственному департаменту и департаментам отчетных направлений.

4. Назначение и подготовка ответственных лиц по сбору и подготовке отчетных данных в соответствии с регламентом работы ЕМИСС.

5. Подготовка на предприятии-сборщике информации для формирования метаданных с целью создания справочников и паспортов отчетных данных.

6. Сотрудники от ведомственного сегмента Минпромторг России - формирование и введение Справочников и его составляющих по отчетным направлениям.

7. Подготовка и ввод паспортов данных по каждому отчетному показателю (сотрудник института).

8. Проведение этапов согласования, утверждения, публикации метаданных в системе ЕМИСС.

9. Сбор данных предприятиями-сборщиками суммарных показателей, занесение данных в шаблоны отправки, отправка во ФГУП «ЦНИИ Центр».

10. В ответственной организации от сегмента Минпромторг России - ФГУП «ЦНИИ «Центр» - прием данных от предприятий-сборщиков, проверка данных на соответствие шаблонам отправки на портал, на соответствие связей с профильными справочниками, проверка номеров загрузки и идентификаторов файлов, проверка маркировок единиц измерения и названий отчетных периодов.

11. Актуализация данных по отчетным периодам. Реализация загрузок: проведение формально - логического контроля загружаемых данных в системе; при успешном результате

формально-логического контроля - проведение загрузки партии отчетных данных по каждому показателю.

Задачи сбора, актуализации, выборки и визуализации данных с последующей обработкой полученных суммарных результатов позволят в плане принятия своевременных объективных решений для управления по всем направлениям статистической деятельности в стране. Для интеграции всех статистических данных в едином информационном пространстве необходимы единые подходы в вопросах сбора и предоставления информации, единые форматы передаваемых данных в интеграционных ресурсах межсистемного взаимодействия.

Принцип сбора и формирования исходных загружаемых данных в ЕМИСС представляет интерес с точки зрения подхода к единице загружаемой информации в систему, которая представлена в виде разработанной для системы формы по каждому загружаемому показателю. В форме содержится основная информация по названию показателя, контрольным суммам количества загружаемых числовых значений, по показателю в разрезах объемов собираемых данных в связи со значениями справочников, сформированных в системе по каждому показателю.

В форме представлена и другая служебная информация: номер загрузки, контакты ответственного лица по данному показателю и другая. Указанный метод сбора информации в виде описанных форм по каждому показателю можно применять и в единой системе Мин-промторга России для обеспечения связи системы с ЕМИСС, а также в информационно аналитических системах сбора и предоставления служебной информации по предприятиям отраслей промышленности. Это позволит совершенствовать процесс автоматизации ввода, сбора и дальнейшей отправки отчетных данных в

государственные интеграционные системы, совершенствовать производственные и кадровые процессы во ФГУП «ЦНИИ ЦЕНТР» и в других предприятиях, в структурах, занятых формированием отчетности и отправки отчетных данных.

Актуальность и своевременность данных, предоставляемых в государственных системах, зависит от объемов собираемой информации и скорости обработки, от передачи информации между системами межведомственного взаимодействия. Качество принимаемых решений в условиях кризиса и экономическая безопасность промышленных предприятий тесно связана с обработкой и полнотой информации по предприятиям и по ситуации в стране в целом9.

В настоящее время создано большое количество информационно-аналитических систем внутриведомственного характера, а также интеграционных систем федерального значения, таких как система ЕМИСС. Встает проблема по дальнейшему объединению и интеграции этих систем. Форматы и структуры собираемых и передаваемых данных влияют на совершенство процессов интеграции существующих внутриведомственных и государственных систем. Использование предложенного формата собираемых и передаваемых данных позволит решить проблему создания и увеличения единого информационного пространства внутри страны и позволит совершенствовать систему управления за счет полноты собираемых и предоставляемых данных.

В заключение статьи отметим, что механизмы хранения исторических (долговременных) данных предлагается реализовывать двумя путями:

- для систем, которые переносятся в средыдлятестированиябизнес-процессов при помощи стандартных механизмов ре-

зервного копирования и восстановления, предлагается внедрить отдельную систему дедупликации, в рамках которых обеспечить хранение исторических данных в течение необходимого времени. Эта же система может использоваться для резервного копирования и восстановления сред тестирования;

- для систем, которые переносятся в среды для тестирования бизнес - процессов при помощи механизмов репликации, с учетом проведенного исследования необходимо хранить историю моментальных снимков данных на уровне дисковых массивов.

Литература

1. Ситников С.Е. Модель обновления продукции предприятиями оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник ОПК России.-2015.- №1. - С. 46-53.

2. Ситников С.С., Кохно П.А. Приоритетные направления и технологические тенденции оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник ОПК России.- 2013.- №2. - С. 30-39.

3. Кохно П.А., Кохно А.П. Алгоритмы размытой классификации в финансовом анализе промышленных предприятий // Финансовый бизнес.- 2016.- № 2. - С. 43-48.

4. Кохно П.А., Вейко А.В. Стоимостная оптимизация рынка космических услуг // Финансовый бизнес.- 2016.- № 3.

5. Кохно П.А. Конкурентный цикл вооружения // Военная мысль.- 2016.- № 6. - С. 57-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кохно П.А., Лаптев В.Н. Инновационные кластеры // Общество и экономика.- 2014.- № 2-3. - С. 135-155.

7. Кохно П.А., Серов Н.В. Проецирование отраслевой структуры определяющих производств // Общество и экономика.- 2016. - №2. - С. 82-103.

8. Единаямежведомственнаяинформационно-статистическая система. Руководство пользователя. [Электронный ресурс] // Федеральный портал ЕМИСС. Нормативные документы. Документация. Руководство пользователя. 2014. -Режим доступа: https://www.fedstat.ru/about.do

9. Кохно П.А., Родина Е.А. Менеджмент успешности: монография. - М.: ИТД «Перспектива», 2016. - 308 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.