1Т В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
= ТЕМА НОМЕРА
Россия переживает новый этап эволюции информационных технологий. Сегодня ¡Т-компании предлагают заказчику не просто компьютеры, а решение его бизнес-задач: программное обеспечение, построение сетей, консультации по перестройке бизнес-процессов. Промышленные предприятия все чаще задумываются о возможностях повышения своей конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Именно поэтому в последнее время они начинают более тщательно подходить к выбору информационных решений. Если раньше инвестиции в ИТ могли осуществляться с точки зрения только одной локальной задачи, то сейчас к ИТ прибегают уже как к инструментарию для повышения эффективности бизнеса и в конечном итоге к конкурентоспособности. Именно благодаря современным технологиям стало возможным эффективное управление предприятием, которое помогает динамично реагировать на постоянно меняющуюся рыночную ситуацию, контролировать все стороны деятельности. Российский промышленный рынок сегодня характеризуется повышением инвестиционной привлекательности пищевой промышленности.
Сейчас на рынке происходит консолидация активов: небольшие компании объединяются в крупные холдинги и промышленные конгломераты. Перед владельцами новых структур стоят очень серьезные задачи. Они должны обеспечить централизацию управления и наладить взаимодействие между разрозненными подразделениями холдинга. Достичь этого без внедрения БЯР-системы практически невозможно. Сегодня такая система, разработанная с учетом специфики отрасли, позволяет оценивать эффективность инвестиций и повышать управляемость бизнеса. Во многом именно эти факторы обусловливают рост спроса на ИТ в пищевой отрасли. Затраты на ИТ в объеме произведенной продукции в российской экономике в целом составляют 0,72 %, в промышленности в целом - 0,5, в машиностроении - 0,85, добывающих отраслях - 0,52, металлургии - 0,54, пищевой промышленности - 0,31, химической промышленности - 0,21 %. По мнению экспертов, несмотря на скромное место в рейтинге затрат на ИТ, российская пищевая отрасль весьма перспективна. При этом по объемам производимой продукции и по темпам роста пищевая промышленность никак не выделяется на фоне прочих отраслей российской промышленности. Кроме того, пищевые комбинаты имеют очень низкие индексы ИТ-емкости в сравнении с усредненными показателями как по промышленности, так и в целом по экономике - почти в 2,5 раза ниже в последнем случае. Тем не менее 5-6 млрд руб., затраченных на ИТ, - цифра довольно существенная.
Автоматизация -
главный инструмент оптимизации в пищевой промышленности
«Слабый» рубль стал главным козырем конкурентного преимущества отечественных производителей продуктов питания в посткризисный период. Однако теперь, вследствие возврата сегодняшнего реального курса рубля к уровню 1998 г., нашим производителям приходится перестраиваться на жесткую конкуренцию в микроэкономическом поле: снижать себестоимость, улучшать систему дистрибуции и расширять рынки сбыта, улучшать качество продукции и т. д. Главным помощником в этом деле становятся системы автоматизации бизнес-процессов предприятия, позволяющие контролировать, управлять и планировать основополагающие параметры экономической деятельности.
Финансовый кризис 1998 г. стал наиболее сильным толчком к развитию пищевой промышленности. Существенное удорожание импортных продуктов питания, номинированных в долларовом исчислении, подстегнуло развитие отечественной пищевой индустрии. При этом иностранные производители столкнулись с катастрофическим падением объемов продаж, что привело к смене маркетинговых стратегий иностранных конкурентов в России: одни стали ждать лучших времен, другие стали строить собственные производственные мощности в стране, третьи и вовсе отказались от планов экспансии в Россию.
В то же время отечественные производители в этот период смогли получить некоторый задел, в первую очередь ценовой конкурентоспособности, и стали вытеснять иностранных производителей, не успевших обзавестись собственным производством в России, с отечественных рынков продовольствия. Именно в это время в России стали появляться и существенно укреплять свои рыночные позиции отечественные агрохолдинги и производители продуктов питания: ОАО «Вимм-Билль-Данн», АПК «Черкизовский», «Агрос», холдинг «Объединенные кондитеры» и др.
Однако длящееся уже несколько последних лет укрепление реального курса рубля свело на нет девальваци-онное преимущество, и в прошлом году, по экспертным оценкам, реальный курс рубля сравнялся с докризисным, т. е. уровнем 1997-1998 гг. При этом многие иностранные производи-
тели успели обзавестись в России собственными производственными мощностями и теперь им макроэкономические перетряски не страшны.
В этих условиях перед отечественными производителями возникла острая задача оптимизации и повышения эффективности не только на стадии снабжения и производства, но и на последнем логистическом участке - сбыте. Сложившаяся сегодня ситуация в некоторой степени аналогична периоду зарождения маржина-лизма в экономической науке, когда взгляды и интересы специалистов стали смещаться от глобальных проблем экономического устройства общества в сторону изучения микроэкономических задач, стоящих перед предприятием: оптимизации использования имеющихся ресурсов, снижения издержек, увеличения выручки и т. д.
Важнейшим союзником предприятия в вопросе повышения конкурентоспособности и прозрачности, увеличения эффективности и оптимизации используемых ресурсов, а также снижения издержек являются так называемые БКР-системы (система управления ресурсами предприятия). Современные средства автоматизации позволяют значительно поднять эффективность управления бизнес-процессами предприятия, добиться значительного снижения себестоимости продукции и, как следствие, роста конкурентоспособности компании. Наиболее известные и распространенные, а также доказавшие свои широкие возможности сегодня - про-
граммные средства, разработанные компанией Microsoft - Axapta и Navision, а также SAP/R3, Oracle и некоторые другие.
В качестве одного из примеров внедрения можно привести опыт автоматизации в группе компаний «НИ-ДАН» - ведущем холдинге отечественной пищевой промышленности России. Острая конкурентная борьба между производителями соков заставила руководство компании искать пути для снижения себестоимости выпускаемой продукции и повышения эффективности использования производственных ресурсов. В результате было принято решение о внедрении новой корпоративной информационной системы. Программный комплекс должен был сформировать единое информационное пространство для работы всех подразделений и филиа-
ГК «НИДАН». На российском рынке натуральных соков «НИДАН» входит в четверку лидеров. Арсенал компании составляют такие известные бренды, как «Чемпион», «Моя семья», «Каприз» и напитки на основе 100%-ного сока «Да!». Для компании Pepsi Co. «НИДАН» выпускает соки Tropicana. Заводы компании расположены в Москве и Новосибирске, а филиалы работают в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Воронеже.
лов компании, повысить скорость получения и обработки информации. Это должно было создать условия для более эффективного планирования бизнеса и повысить качество управления компанией. Новый алгоритм бизнес-процессов должен был позволить сократить сроки изготовления готовой продукции и помочь оперативно управлять системой ценообразования.
Большую роль в принятии решения о внедрении новой информационной системы сыграли планы компании по привлечению иностранных инвестиций и необходимость сертификации заводов по системе менеджмента качества ISO 9000. По словам И. Када-шева, директора по информационным технологиям ГК «НИДАН», совершенствование системы управления будет содействовать укреплению позиций компании на рынке и повысит доверие к ней со стороны партнеров и инвесторов. Действующая инфра-
структура ГК «НИДАН» состояла из достаточно большого количества самостоятельных баз данных и информационных систем. Чтобы добиться максимального положительного эффекта от внедрения новой корпоративной системы, было принято решение о постепенном вводе в эксплуатацию различных контуров Microsoft Axapta на предприятиях ГК «НИДАН».
После предварительного всестороннего обследования бизнес-процессов ГК «Нидан» было решено начать процесс внедрения новой корпоративной системы Microsoft Axapta с модулей контура «Производство». Это решение было вызвано несколькими причинами: во-первых, основной вид деятельности группы компаний «Ни-дан» - выпуск продуктов питания, поэтому автоматизация производственного процесса - самая важная часть проекта. Во-вторых, компания работает по «да-вальческой схеме». В связи с этим производство является достаточно обособленным бизнес-процессом. При внедрении системы Microsoft Axapta модули производственного контура пришлось интегрировать с минимальным числом действующих информационных систем и баз данных.
При внедрении модулей контура «Производство» были поставлены две задачи: во-первых, повысить эффективность использования производственных мощностей, во-вторых, улучшить качество оперативного управления на заводах ГК «Нидан». Эта задача решалась путем создания нового информационного пространства, в которое были объединены все производственные подразделения в Москве и Новосибирске. Единая база данных, функционирующая в режиме реального времени, позволила консолидировать потоки информации и проводить оперативный мониторинг работы 16 производственных линий.
Параллельно проводилась работа по унификации и детализации производственных операций изготовления напитков. Стандартизация бизнес-процессов позволила выявить дополнительные резервы для сокращения издержек. Появилась возможность оценить потери на каждом этапе производства и учитывать эти показатели в процессе планирования. Детализированная отчетность позволит на пос-
ледующих этапах проекта рассчитывать себестоимость сока на каждом этапе процесса производства.
Процесс внедрения модулей контура «Производство» затронул работу технологов, специалистов по учету, лаборантов и кладовщиков. Например, функции технологов, отвечающих за подготовку купажа, т.е. полуфабриката сока, были полностью автоматизированы. Система берет на себя процесс составления пропорций ингредиентов, самостоятельно рассчитывает количество купажей, необходимых для выпуска определенного объема сока, и помогает оптимально использовать производственные мощности. Внедрение модулей системы Microsoft Axapta положительно сказалось и на работе сотрудников склада. Существенно сократился объем ручной работы и снизилась трудоемкость при составлении отчетной документации.
В результате новая корпоративная система стала единым источником информации для подразделений компании. Повысилась оперативность сбора и обработки данных, сократилось время на подготовку отчетов. Заметно I улучшилось качество информации, необходимой для планирования и принятия важных управленческих решений.
• Стандартизация бизнес-процессов позволила выявить дополнительные резервы для снижения издержек.
• Консолидация информационных потоков о работе производственных линий дала возможность оптимально загрузить производственные мощности.
• Детализация отчетности позволила оценить потери на каждом этапе 1 производства и учесть эти показатели в процессе планирования.
• Повысился контроль над производственным процессом, использованием расходных материалов и перемещением готовой продукции.
• Автоматизация производства предоставила возможность более четко планировать потребность предприятий в сырье, оборудовании, транспорте.
Опыт внедрения систем автоматизации показывает, что какая бы ни была совершенная система - все равно ее приходится «затачивать» под специфические бизнес-процессы предприятия. Между тем внедрение имеющихся отраслевых ERP-реше-ний - это гораздо быстрее, удобнее, дешевле, чем настройка системы. От- 1 раслевое решение, как правило, более точно соответствует принятым в |
компании бизнес-процессам и хорошо учитывает специфику определенного производства. А различий в организации бизнес-процессов может быть столь много, что практически речь должна идти о индивидуальном подходе, стандарты организации бизнеса разных типов только складываются. Хотя вендоры ERP-продуктов неустанно говорят о том, что отраслевые решения есть, ИТ-директора продолжают испытывать в них недостаток. Рост спроса на продукты для вертикальных рынков отмечают многие аналитические агентства, в том числе IDC, но вот сами эти решения пока мало кто видел. Тем не менее примеры таких внедрений появляются.
Cerealia Unibake Russia существует немногим более года. Это подразделение скандинавской фирмы Cerealia
Cerealia AB - крупнейший шведский концерн, специализирующийся на хлебопечении. Объем продаж в 2003 г. превысил 1,3 млрд долл. США. Cerealia Unibake -датское подразделение шведского концерна, объем продаж в 2003 г. - 292 млн долл. Cerealia принадлежит шведскому кооперативу LantmKnnen, в который входит около 50 тыс. фермеров. Несколько лет назад группа открыла завод по производству мюсли под брендом «AXA» на Украине и владеет мукомольным заводом в Латвии.
Unibake, хлебопекарного холдинга. В позапрошлом году в г. Егорьевске (Московская область) компания купила промышленную площадку - недостроенную кондитерскую фабрику и превратила ее в завод по выпуску замороженных хлебобулочных изделий для фаст-фудов. Сроки запуска этого предприятия были очень сжатыми: работы начались лишь в апреле, а производство было запущено в конце 2005 г. Параллельно со строительством велось и создание ИТ-системы.
В Cerealia Unibake нет единого корпоративного стандарта на ERP. Есть только список рекомендованных пакетов, среди которых и MBS Axapta. Выбирая продукт для Егорьевского завода, его руководители избрали простую стратегию: так как времени очень мало, ничего заново не изобретать, а взять самый недавний и успешный опыт коллег из Норвегии как в части организации бизнес-процессов, так и в части использования ИТ-системы. Так как завод создавался практически с нуля (здания были, но производства в них не велось), это было вполне реально. На норвежском
предприятии-аналоге использовали отраслевое решение на базе Axapta -Food & Beverage, автоматизирующее процессы управления пищевым производством. Разработала его норвежская фирма-интегратор ABC. Это решение и было взято за основу, оказавшись первым таким внедрением в нашей стране. Среди российских партнеров MBS был проведен закрытый тендер. Выиграла его Консультационная группа АТК. На ее долю выпала настройка продукта в соответствии с нормами российского законодательства, поскольку в Cerealia Unibake Russia ведутся три вида учета -корпоративный (по стандартам МСФО), налоговый и бухгалтерский по российским правилам. Весь проект занял менее 3 мес. Как комментирует А. Аванесов, финансовый директор Cerealia Unibake Russia, таким образом был поставлен своеобразный рекорд скорости в масштабах холдинга.
Система развернута на 20 рабочих мест. Автоматизированы логистика, закупки, продажи, производство, финансы, можно точно калькулировать себестоимость производимой продукции. Предусмотрено широкое использование штрихкодирования, поскольку работа с лидерами сетей фаст-фуда требует соблюдения стандарта HACCP, основанного на нем. Практически вся цепочка приема сырья и отпуска товара, работа склада основаны на использовании штрихко-дов. У руководства Cerealia Unibake Russia уже есть планы по дальнейшему расширению функциональности, более широкому использованию уже внедренных модулей Axapta и развертыванию новых.
Своеобразно предполагают здесь решать задачу поддержки системы. Своя ИТ-служба у завода есть, но она выполняет в основном координирующие, а не производственные функции. А. Аванесов полагает, что нет никакого смысла развивать сильную внутреннюю экспертизу в каждой из ИТ-областей, будь то ERP или системы связи. Значительно эффективней будет оставить за собой только поддержку первого уровня, решение элементарных проблем пользователей и управление отношениями с внешними подрядчиками. Именно так и будут построены дальнейшие отношения с Консультационной группой АТК: компания будет обеспечивать заводской ERP поддержку второго уровня.
По мнению специалистов, в сфере корпоративной автоматизации наступает новая эра. Если в последнее время компании в основном были заняты
вопросами внутренней автоматизации собственных бизнес-процессов (внедрением ERP-систем), то сейчас во многих компаниях этот процесс завершается. Теперь же бизнес ждет практического воплощения в системах автоматизации новейших логистических концепций, разработанных в конце XX века (APS, SCM и др.).
Предложенное совсем недавно Консультационной группой АТК новое решение - реакция на новые веяния. Новое решение включает интеграцию стандартной функциональности ERP-системы (например, Microsoft Axapta), накопленного опыта создания и внедрения отраслевых и функциональных решений с новой для отечественного рынка системой Adexa eGPS, значительно расширяющей функциональность традиционной ERP-концепции, как внутрь предприятия (благодаря применению платформы совместного планирования -APS), так и захватывая все звенья цепочки поставок производства конечного продукта (планирование цепочек поставок- SCP), границы которой простираются далеко за пределы отдельно взятой юридически обособленной производственной единицы. Заложенная в системе технология совместного планирования и оптимизации (СПО) (Advanced Planning and Scheduling, APS) - одно из последних достижений управленческой мысли, включающее синхронное планирование производства и снабжения, а также диспетчеризацию производства.
С помощью инструментов Adexa SCP можно создавать детальный план, который будет включать закупки, поставки, производство и доставку клиентам. Система использует прогнозы продаж и заказы покупателей на уровне «семейств продуктов» или на уровне конечного продукта, для улучшения планирования производства, планирования производственных мощностей и создания сводного плана работ. Кроме того, система позволяет создавать планы-графики конечной сборки и многофабричной обработки, определять и расставлять приоритеты условий возникновения исключительных ситуаций. Adexa позволяет производителю выявить «узкие места» производственных мощностей, дисбаланс, дефицит материалов и быстро адаптировать свои графики работ при возникновении непредвиденных событий в цепочке поставок.
Я.П. ФЕДОРОВ, кандидат экономических наук Консультационная группа АТК