ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Построение интегрированной системы управления
пищевым холдингом
Как объединить информационные потоки в рамках холдинга? Как добиться прозрачности и управляемости от сложной географически распределенной структуры? Как создать добавленную стоимость в логистике? Опытом построения решений для современных пищевых холдингов на базе ERP-системы Microsoft Dynamics AX делится компания «АНД Проджект» - «Золотой» партнер» Microsoft с компетенцией Business Solutions.
Сегодня рынок пищевой промышленности в России - один из самых интенсивно развивающихся и высококонкурентных. С одной стороны, существует сильнейшая конкуренция за потребителя, обусловленная интенсивным развитием мировой индустрии продуктов питания, постоянным появлением новых производственных и маркетинговых технологий. Чтобы оставаться конкурентоспособным, производитель вынужден втягиваться в «гонку инноваций», регулярно пересматривая свой продуктовый портфель и запуская на рынок новые идеи.
С другой стороны, не менее жестокая борьба развивается за каналы сбыта, так как сегодня ритейлеры диктуют свои условия производителям. Они находятся на конце продуктовой цепочки и от взаимоотношений с ними зачастую зависят сбыт продукции и оптовая цена. Требования сетевой розницы к поставщикам отнюдь не исчерпываются потребительскими рейтингами товаров, его уникальными свойствами. Высокие требования к срокам поставки, к качеству продукции и к качеству логистики могут сделать аутсайдером рынка даже производителя с сильным брендом и масштабной ТВ-рекламой.
Такая ситуация сложилась в основном вследствие того, что, по сути, рынок пищевых продуктов в России формировался стихийно в течение последних 15-20 лет, в то время как мировой рынок насчитывает многовековую историю. Российским предприятиям приходится конкурировать с бизнес-моделями иностранных компаний, отлаженных десятилетиями, да и современный российский потребительский рынок предъявляет требования, аналогичные западным. В этой связи нельзя не упомянуть уже легендарную российскую проблему дорог. Ни в одной стра-
не мира транспортная логистика не является такой головной болью как в России, стоит только выйти на федеральный уровень.
Учитывая это, многие игроки рынка избрали для себя стратегию вертикальной интеграции. Сейчас мы можем наблюдать на рынке быстрорастущие структуры «пищевых холдингов», создаваемых, в частности, через возрождение и объединение еще советских комбинатов, заводов и выстраивании дистрибуторской сети. Самим предприятиям это дает целый ряд плюсов: централизованное управление несколькими производственными площадками, с одной стороны, позволяет балансировать производственные мощности, в то время как территориальная распределенность позволяет выходить на общероссийский рынок продовольственный - уменьшается срок транспортировки скоропортящейся продукции. И наконец, решается извечная проблема «привязки» производства к дистрибуции.
Находясь в единой структуре, производитель и дистрибьютор могут совместно вырабатывать требования к новой продукции, которая выходит на рынок: согласовывать цены и скидки, планировать производственную программу. Никто лучше дистрибьютора, работающего каждый день в конкурентной среде, не скажет, чего и сколько пожелает потребитель. Но новые модели бизнеса требуют от компаний и новых подходов к управлению, и здесь слабым звеном может стать менеджмент. Проблема управления большой территориально распределенной структурой существует во многих российских компаниях, которые растут и расширяются. Амбициозные рыночные стратегии зачастую не подкреплены надежными управленческими инструментами.
На сегодняшний день основные задачи менеджмента пищевых холдингов можно свести к нескольким основным группам:
эффективное планирование производственной программы всех производственных площадок, исходя из консолидированной программы спроса на региональные и федеральные марки;
эффективное управление продуктовыми брендами, ассортиментная политика, грамотный маркетинг;
повышение эффективности операционной деятельности за счет оптимизации бизнес-процессов и снижения себестоимости;
обеспечение эффективной логистики как по входящему сырью, так и по готовой продукции, исходя из срока годности, поддержка ориентации дистрибьютора «на клиента»;
интеграция холдинга в единую структуру и обеспечение ее прозрачности и контролируемости со стороны управляющей компании в лице топ-менеджмента и акционеров.
Достичь этих целей сегодня жизненно важно для конкурентоспособности пищевого холдинга. И реализовать это можно только с помощью интегрированной системы управления, обладающей, с одной стороны, мощным функционалом, с другой - гибкой и адаптируемой к потребностям конкретного предприятия.
Опыт разработки компанией «АНД Проджект» решений для крупнейших пищевых холдингов показывает, что создание интегрированной системы управления на основе Microsoft Dynamics AX в рамках географически распределенного холдинга позволяет перейти на качественно иной уровень управления и организовать внутреннюю инфраструктуру ведения бизнеса, которая будет поддерживать принятую корпоративную стратегию.
Каждый проект по внедрению корпоративной информационной системы управления был по-своему уникален. Но во всех случаях у проектов была общая цель - создание единого информационного бизнес-пространства, объединяющего все бизнес-подразделения холдинга, и их обеспечение современными эффективными инструментами учета и управления, необходимыми для реализации корпоративной стратегии.
В проекте для Группы компаний «Пивоварни Ивана Таранова» специалисты компании «АНД Проджект» объединили на базе Microsoft Dynamics AX в единую информационную систему крупные предприятия холдинга, в том числе пивоваренные заводы в Калининграде, Новотроицке и Хабаровске и управляющую компанию в Москве. Благодаря разработанному улучшенному интерфейсу создания и обработки документов можно вводить и обрабатывать большое количество заказов - до 10 000 в месяц силами четырех операторов. Система позволяет формировать бухгалтерскую и управленческую отчетность, рассчитывать себестоимость готовой продукции, получать аналитические отчеты по закупкам сырья и реализации готовой продукции.
Проект для Группы компаний «ТИНЬ-КОФФ» поддерживал стратегические
ECONOMICS AND MANAGEMENT
планы компании по открытию нового завода, создания первой в РФ сети ресторанов-пивоварен и выхода компании на рынки капитала. Как отмечало впоследствии руководство компании, на фоне стремительного развития производства, увеличения продаж в 25 раз и спроса на пиво, в 3 раза превышающего предложение, без внедренной ERP-системы было бы невозможно оперативно выполнять поставки заказчикам и справляться с потоком заказов.
Одна из основных целей проекта внедрения информационной системы на базе Microsoft Dynamics AX в холдинге «Солнечные продукты» - повышение эффективности работы в сфере логистики и дистрибуции. Для этого внедряется специальный функционал, который будет осуществлять планирование деятельности от прогнозирования потребительского спроса до планирования отгрузок и загрузки транспорта. Кроме того, в новой системе сотрудники удаленных офисов компании будут вести текущую работу с клиентами, отражая свои действия в централизованной CRM-системе через специально разработанный WEB-интерфейс. Для работы с крупными сетевыми кли-
ентами в системе будет реализован шлюзовый интерфейс для прямого обмена данными с информационными системами заказчика, что, с одной стороны, минимизирует ошибки, а с другой - позволяет логистическим и производственным службам холдинга более оперативно обрабатывать заказ. На первом этапе проект охватит мас-ложировой дивизион холдинга, который включает ОАО «Жировой комбинат» (г. Саратов), ОАО «Московский жировой комбинат», ОАО «Новосибирский жировой комбинат» и ООО «Торговый Дом «Солнечные продукты».
Операционный директор ООО «ТД «Солнечные продукты» Владимир Сафонов отмечает: «Я уверен, что внедрение Microsoft Dynamics создаст «эффект близости» для нашего географически распределенного бизнеса. Все подразделения компании и удаленные офисы смогут работать как единый слаженный механизм. Мы сможем улучшить взаимоотношения с нашими клиентами за счет сокращения времени исполнения заказа, операционных затрат, что в конечном итоге позволит принципиально изменить рыночную позицию компании».
АНД Проджект» - ведущая российская компания, специализирующаяся в области -консалтинга и внедрения автоматизированных систем управления производственными предприятиями и холдингами. «АНД Проджект» входит в состав Группы компаний «Систематика». Имеет статус Microsoft Gold Certified Partner с компетенцией Microsoft Business Solutions. На счету компании более 80 внедрений системы Microsoft Dynamics AX (Microsoft Axapta) более чем в 70 городах России - от Калининграда до Хабаровска. Компанией сертифицированы собственные бизнес-решения на основе Microsoft Dynamics AX для различных отраслей промышленности.
Проекты «АНД Проджект», реализованные в пищевой промышленности на базе MS Axapta: «Пивоварни Ивана Таранова» (три завода - Калининград, Новотроицк, Хабаровск, дистрибуторские компании, управляющая компания), ОАО «Группа «Разгуляй», Холдинг «Росинтер Ресторантс», Частные пивоварни «ТИНЬКОФФ» (два завода), Группа компаний «Солнечные продукты».
И н ф о рмаци он но-рекламное обеспечение медицинского рынка России
На рынке с 1997 года
а ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ШеРАРПС+
TU РЫНОК БАД
* 1-е в России специализированное издание о рынке БАД для профессионалов
* Производители, поставщики БАД
* Упаковка, оборудование, сырье для производства БАД
издается с 2000 года
Hl МЕДТЕХНИКА И МЕДИЗДЕЛИЯ
* Специализированное информационно-рекламное издание о российском рынке медтехники
* Производители, оптовики, дистрибьюторы, В каждом номере более 180 компаний и 3000 позиций в сводном прайс-листе
издается с 2001 года
m
^www.farosplus.ru
КОММЕРЧЕСКИЕ УСЛУГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА:
• Маркетинговые исследования
• Direct Mail - целевая почтовая рассылка коммерческих предложений
• Электронная рассылка коммерческих предложений
НАШИ КООРДИНАТЫ:
190103, Санкт-Петербург-103, а/я 168
Тел ./факс: (812) 320-06-22/23/24/26, 324-73-50, 322-65-61
E-mail: [email protected]