Научная статья на тему 'Информационные технологии в экономике'

Информационные технологии в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2107
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в экономике»

— Коротко об авторах -

Заика Т.Д. - главный специалист, Лаврук Л. В. - главный экономист,

ОАО ХК «Якутуголь».

--------------------------------- © С.Н. Иванов, С.А. Кузьменко,

А.В. Харьковский, 2007

УДК 622.333

С.Н. Иванов, С.А. Кузьменко, А.В. Харьковский ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ

Области применения информационных технологий в сфере экономики. Области применения корпоративных информационных систем в сфере управленческого учета. Перемены в российской экономике сделали отдельную организацию не только объектом управления, но и субъектом, формирующим законы управления по собственным критериям. Законодательно установлены только система фискальных требований и правила финансо-

вого бухгалтерского учета. Непривычная ранее свобода в принятии управленческих решений вместе с назревшей необходимостью использовать ее грамотно привлекает внимание российских бизнесменов к давно сложившимся в мире принципам и методам управленческого учета.

Процесс формирования отечественного управленческого учета, очевидно, не может быть автоматическим переносом уже достигнутого в нашу практику хозяйствования. С одной стороны, необходимо учитывать национальные особенности, а с другой стороны, необходимо учитывать общие тенденции совершенствования бизнеса на базе научно-технического прогресса и в целях лучшего удовлетворения потребностей потребителей.

Корпоративный (системный) подход к процессу управления организацией представляется наиболее эффективным, так как позволяет обеспечить согласованность краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных управленческих решений.

Краткосрочные управленческие решения однозначно отображаются на хозяйственные операции организации и учитываются в виде бухгалтерских проводок. Бухгалтерские проводки за определенный период времени (традиционно месяц, квартал, год) обобщаются в оборотный баланс и ряд отчетных форм на его основе. Среднесрочные и долгосрочные управленческие решения находят свое выражение в бюджетах организации, составляемых, как правило, на год, пять, десять лет. А бюджеты есть ни что иное, как плановые показатели по всем (или отдельным, в зависимости от подробности и ориентации планирования), пунктам баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и прочих отчетных форм.

Отдельные задачи принятия управленческих решений по конкретным вопросам хозяйственной деятельности организации сформулированы, методы их решения известны.

Интересна проблема корпоративного представления таких задач, поиск оптимальных решений по комплексному критерию, сформированному на базе долгосрочных стратегий развития организации.

Построение любой системы управления включает три обязательных этапа:

- создание информационного пространства, необходимого для определения управляющих воздействий;

- разработку методологии синтеза управлений;

- создание отчетных форм представления информации на основании которых принимаются управленческие решения.

Подача управляющих воздействий на объект, которым является финансово-хозяйственная деятельность организации, осуществляется в "ручном режиме" менеджером соответствующего уровня.

Проблема создания единого информационного пространства организации на сегодня успешно решена, и это решение реализовано в многочисленных программных продуктах. Все профессиональные разработчики систем управления предприятием используют именно этот подход. Создание общей концепции автоматизации процесса принятия управленческих решений своевременно как с точки зрения потребностей рынка, так и по уровню существующего программного обеспечения в этой области.

В настоящее время имеются два различных направления развития программного обеспечения: задачи исследования операций в экономике, использующие базу данных управленческого учета, и задачи финансового бухгалтерского учета, фиксирующие состоявшиеся хозяйственные операции и отражающие финансовое состояние организации в виде баланса с последующим анализом. Однако база данных управленческого учета и информация для задач бухгалтерского учета являются подмножествами единого информационного пространства организации. Для обеспечения качественного решения каждой отдельной задачи с точки зрения внешней выходной информации необходимо формализовать ее как часть общей задачи управления организацией, то есть использовать корпоративный подход.

Представляется правильным подойти к решению проблемы с построения структуры областей принятия решений с последующей детализацией ее до конкретных задач управления.

Выделим ряд задач, образующих верхний уровень системы управления организацией, решение которых формируют ограничения для принятия решений на нижних уровнях системы и позволяют представить общий критерий максимизации приведенной чистой прибыли в виде линейной формы частных критериев для принятия решений по отдельным вопросам хозяйственной деятельности.

Основой автоматизированного синтеза управленческих решений может служить математическая модель финансово-

хозяйственной деятельности, в которой реализовано формальное описание процедуры выполнения бухгалтерских проводок и построения баланса организации. Модель представляет экономическую информацию методом пространства состояний в применении к хозяйственной деятельности организации. Вектор состояния системы определен как бухгалтерский баланс, некоторые функции, характеризующие эффективность деятельности организации, трактуются как выходные величины. Входными же воздействиями в системе являются хозяйственные операции.

Представление экономической информации в виде подмножества управленческой информации, а это подмножество - как подмножество единого информационного пространства позволяет подойти к моделированию влияния управленческих решений на баланс организации, через который может быть оценено качество принятого управленческого решения.

Полученную систему можно разбить на подсистемы, моделирующие отдельные этапы финансово-хозяйственной деятельности организации, которые требуют принятия управленческих решений. Процедура принятия такого решения, как правило, есть оптимизационная процедура по требуемому критерию в заданных ограничениях. Ограничения получаются как связи выделенной подсистемы с остальными частями системы, а критерии оптимизации задаются в соответствии с общей стратегией управления организацией.

Таким образом, математическое моделирование финансовохозяйственной деятельности организации позволяет на едином информационном пространстве строить оптимизационные процедуры поиска управленческих решений (например, методами исследования операций). И далее, учитывая тот факт, что модель является имитационной, полученные решения могут быть оценены с точки зрения прогноза состояния и финансовых результатов организации в случае применения их в практике хозяйствования.

Последний этап разработки системы управления организацией

- ее интерфейс. Непременным условием на этом этапе является обеспечение не просто выдачи соответствующего решения, а прозрачное объяснение тех логических умозаключений или количественных характеристик, которые привели к его получению.

Современные средства автоматизации управления производством.

ЕЯР системы

История развития средств автоматизации берет начало с середины 70-х. Исходным стандартом стал MRP (material requirement planning — планирование потребностей в материалах). Он помог существенно повысить эффективность предприятий за счет более своевременного и точного расчета потребностей в материалах и комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.

MRP-II (manufacturing resource planning — планирование потребностей производства) стал развитием предыдущего стандарта, который позволил вести планирование всех ресурсов предприятий. В идеале система MRP-II занимается оперативным планированием в единицах продукции, финансовым планированием и обладает свойством моделирования, т. е. может отвечать на вопросы «что, если?..». Система реализует ряд функций, каждая из которых связана с остальными: бизнес-планирование, планирование продаж и операций, объемно-календарное планирование, планирование потребности в материалах, планирование потребности в производственных мощностях, а также функции поддержки производственных мощностей и материальных ресурсов. Результаты работы этих систем интегрируются с финансовыми отчетами, бюджетным и складским планированием.

Очень важным для производственного предприятия является то, что переход к стандарту MRP-II позволяет предприятиям контролировать себестоимость производимой продукции, в том числе и в разрезе материалов, комплектующих и деталей, входящих в производимые изделия.

ERP — это следующий этап «эволюции» в методологии управления производством (enterprise resource planning — планирование ресурсов предприятия) появился в начале 90-х годов прошлого века и представляет собой единое хранилище, содержащее абсолютно всю информацию о компании. Он позволяет осуществить всесторонний контроль над производственными процессами, найти новые возможности повышения конкурентоспособности и качества продукции, соответствовать требованиям рынка, проводить эффективное планирование производства, а также заменить большинство отдельных и не связанных информационных приложений интегрированной средой. Это только несколько доводов, утверждающих, что без современных средств автоматизации управления компанией предпринимателю не обойтись.

На базе стандарта ERP создано множество программных средств - ERP-систем. Они позволяют решить множество проблем предприятия, связанных с планированием производства, учетом, контролем производственного процесса, анализом стратегии развития и принятием решений с минимальной долей риска. Рассмотрим самые распространенные ERP-системы.

Современные ERP-системы

Сегодня в мире используется более 500 интегрированных систем управления предприятиями (ИСУП), реализующих самые современные концепции - ERP и MRP-II.

Большинство ERP-систем не привязано к какой-то конкретной отрасли народного хозяйства и могут успешно применяться в легкой и тяжелой промышленности, строительстве и транспорте. Но следует помнить, что время внедрения ИСУП на производстве в каждом конкретном случае может существенно зависеть от профиля компании.

Таблица 1

Рейтинг ERP ИСУП

№ Название системы Рейтинг

1 MBS Axapta 7.G6%

2 1С: Предприятие 6.53%

3 IFS Applications 5.5G%

4 Oracle E-Buisness Suite 5.G7%

5 SSA ERP (Baan) 4.98%

6 mySAP Business Suite 4.94%

7 MBS Navision 4.92%

8 Terrasoft CRM 4.5G%

9 MFG/PRO 4.23%

1G proLOG 4.14%

11 mySAP All-in-One 4.G8%

12 Галактика 3.9G%

Приведем 12 самых популярных ЕКР-систем, по мнению сайта www.belerp.com (табл. 1).

Можно отметить, что данное ранжирование нельзя считать на 100% верным, потому что рейтинг программных продуктов генерируется автоматически, на основании популярности систем автоматизации на сайте и новостей по ним. Кроме того, на первых местах располагаются решения, в основном, для предприятий малого и

1бб

среднего бизнеса, а это отнюдь не означает, что они работают качественнее программ, размещенных в последних строках табл. 1 и предназначенных для крупных производственных комплексов. Рассмотрим некоторые из перечисленных ИСУП.

Microsoft Business Solutions Axapta (MBS Axapta) - это ERP-система для комплексной автоматизации больших и средних предприятий, реализующая следующие управленческие концепции: ERM, CRM, SCM, Knowledge Management, Business Intelligence, e-commerce и др. Важнейшей особенностью системы является наличие уникальной технологии для создания приложений, которая позволяет быстро и эффективно строить решения, полностью адаптированные к требованиям конкретного предприятия. При этом сохраняется полный контроль развития системы, что обеспечивает ее надежность и исключает конфликты между обновлениями, сделанными различными участниками процесса внедрения.

Кроме того, программный продукт MBS Axapta поддерживает дискретный тип производства, обеспечивает автоматизацию управленческих процессов по всем направлениям деятельности предприятия и включает технологии MS SQL, Oracle RDBMS, WEB, WAP, XML, BizTalk, .NET и другие. В настоящее время компания Microsoft Business Solutions входит в пятерку крупнейших поставщиков ERP-систем, занимает первое место на рынке бизнес-приложений для средних предприятий и имеет более 260 тысяч клиентов во всем мире.

Программный комплекс SAP R/3, разработанный фирмой SAP (сокращение от Systems, Applications and Products in Data Processing), является одной из самых известных интегрированных систем управления предприятием в мире. Система ориентирована главным образом на крупные и средние предприятия и успешно применяется в таких областях, как машиностроение, связь и телекоммуникации, металлургия и т.д. Данный программный продукт очень популярен и используется многими именитыми компаниями и организациями. В их числе армия и ВМФ США, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), Reebok, Colgate, Белорусский металлургический завод, Мозырский нефтеперерабатывающий завод и др. Примечательно то, что фирма SAP была создана пятью бывшими сотрудниками IBM (Claus Wellenreuther, Hans-Werner Hector, Klaus Tschira, Dietmar Hopp и Hasso Plattner) в городе Вейнгейме. Тогда она на-

зывалась SAP Systemanalyse und Programmentwicklung. В 1976 году была основана компания SAP GmbH, а годом позже фирма переместилась в Вальдорф, Германия, где и обитает по сей день. На 2005 год корпорация насчитывала порядка 32000 сотрудников, 8200 из которых занимались разработкой продуктов семейства SAP R/3 и других приложений.

Программный продукт "1С: Предприятие 8.0" предназначен для решения широкого круга задач автоматизации учета и принятия решений, стоящих перед динамично развивающимися современными предприятиями. Компания "1С" позиционирует свою разработку как ERP систему для управления компаниями среднего и малого бизнеса. Важно то, что новая версия платформы была создана с учетом 6-летнего опыта применения системы программ "1С: Предприятие 7.7", которую используют сотни тысяч организаций для автоматизации своей деятельности. Несмотря на значительные изменения, восьмая версия программного пакета сохранила идеологическую преемственность с предыдущими решениями компании "1С".

Гибкость платформы "1С: Предприятие 8.0" позволяет применять ИСУП в самых разнообразных областях: автоматизация производственных и торговых предприятий, бюджетных и финансовых организаций, предприятий сферы обслуживания и т.д. Она позволяет искать решение задач планирования, составления бюджета и финансового анализа и т.д.

IFS Applications - полнофункциональная ERP-система для комплексной автоматизации средних и больших предприятий. В 2003 году в данном пакете программ впервые появилась новая управленческая концепция 3LM, объединяющая в себе взаимосогласованное управление жизненными циклами продукции (PLM), основных фондов (EAM) и работы с людьми (персоналом, заказчиками (CRM) и т.д.). Большим плюсом IFS Applications является широкая функциональность этой системы. Она предлагает готовые инструменты для управления производством, ремонтами, финансами, цепочками поставок, персоналом, инжинирингом, проектами, взаимоотношениями с заказчиками, качеством и общей эффективностью предприятия. Кроме того, для IFS Applications характерны открытость к интеграции, гибкость в настройке, простота в обучении и удобство в эксплуатации.

Программный продукт IFS Applications принадлежит шведской компании Industrial & Financial Systems, которая является одним из крупнейших европейских разработчиков программного обеспечения. Данный комплекс бизнес-приложений для управления своими предприятиями используют: Volvo, BMW, MG Rover, Land Rover, Lotus, London Taxis, ВВС и ВМФ Норвегии, Министерство обороны Великобритании, ВС Франции и Греции, NEC, Ericsson, Philips Semiconductors и др. Всего в мире с IFS Applications работают более 3GGG компаний, 17 из которых находятся в СНГ. Эта система совершенствуется на протяжении уже 2G лет, апробирована на более чем 5GGG предприятиях и впитала в себя как их специфику, так и современные стандарты и технологии управления.

ИСУП "Галактика ERP" - это комплексная система управления предприятием, обладающая широкими функциональными возможностями и ориентированная на автоматизацию решения задач, возникающих на всех стадиях управленческого цикла. Средства программы позволяют в едином информационном пространстве оперативно обеспечивать менеджеров различного уровня управления необходимой и достоверной информацией для принятия управленческих решений.

Отличительными особенностями "Галактика ERP" и других программных продуктов корпорации "Галактика" являются: современные методики управления предприятиями (концепции ERP и MRP-II) с учетом специфики стран СНГ, простота и надежность, гибкость, быстрое внедрение (от 4 месяцев до 1,5 лет) и относительно небольшая стоимость решений. Сфера применения ИСУП "Галактика" охватывает множество направлений: нефтегазовая отрасль, машиностроение и металлообработка, химическая промышленность, транспорт, строительство, энергетика и др. Сегодня клиентами корпорации являются около 6GGG предприятий в России и странах Ближнего Зарубежья. Среди них ОАО "Керамин", РО "Бел-телеком", авиакомпания "Аэрофлот-Дон", ООО "Акцепт" (Рен ТВ) и др.

В новой версии ИСУП "Галактика ERP", которая увидела свет уже в прошлом 2GG5 году, присутствуют дополнительные средства для управления качеством продукции и недвижимостью, для ведения табельного учета при управлении персоналом.

Становится очевидным, что российские компании стараются использовать не только технологические достижения в сфере раз-

работки новых продуктов, но и уделяют внимание проблемам эффективности всего процесса автоматизации, качества предоставляемых услуг. Качество становится для них экономической категорией. Повышенное внимание к этой проблеме вызвано быстрым ростом персонала российских разработчиков программного обеспечения, усложнением управленческой структуры организации, специфичностью и наукоемкостью этого вида бизнеса.

Наличие системы автоматизации является одним из необходимых требований для получения инвестиций от банка. В данном случае автоматизированная система рассматривается как инструмент для обеспечения контроля за движением денежных потоков клиентов-кредитозаемщиков в интересах банка.

Внедрение ERP-системы на предприятии.

ERP на производстве

Существует ряд убедительных доводов в пользу того, что без современных средств автоматизации управления производством, таких как ERP российскому промышленнику сейчас просто не обойтись. К их числу относятся: потребность в получении «прозрачной» информации для оперативного принятия управленческих решений, в осуществлении всестороннего контроля за ходом производственного процесса; поиск новых возможностей повышения конкурентоспособности и качества продукции; выход на международный рынок инвестиций.

В пользу внедрения ERP говорит также способность этой технологии заменить большинство слабоинтегрированных (и зачастую устаревших) информационных приложений, используемых для управления производством, единой интегрированной системой. Оборотная сторона этого вопроса состоит в том, что внедрение ERP на производстве — очень непростая задача, предполагающая определенный риск для предприятия. Процесс перехода к технологиям ERP занимает большой промежуток времени, требует значительных материальных вложений и даже определенной «перестройки сознания» руководства и персонала предприятия.

В действительности это только «крайние» точки зрения на данную проблему, а вопрос «внедрять или не внедрять?» ERP на производстве более многогранен и требует рассмотрения «за» и «против» по самым разным аспектам.

Зачем нужно внедрять ERP на производстве? С какими проблемами может столкнуться заказчик, решившийся на оптимиза-

цию управления производством средствами ЕКР? Как подойти к выбору подходящей системы? Вот неполный перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть, прежде чем вынести окончательное решение.

Когда же предприятию действительно необходимо пойти на оптимизацию управления производством средствами ЕКР?

Существует два аспекта, когда для предприятия вопрос внедрения производственного ЕКР-модуля становится по-настоящему актуальным.

Первый аспект — внешний, или рыночный. Предприятие постоянно сталкивается с такими проблемами, как несоответствие заказа срокам выполнения, а иногда отказ от заказа вообще. К этому могут привести несвоевременные поставки материалов и комплектующих, внеплановые заказы клиентов, брак и другие факторы, в свою очередь влияющие на качество продукции и выполнение производственных планов. К данной группе факторов относятся также сроки подготовки производства продукции. Вышеперечисленные факторы создают ситуацию, когда предприятие не может или не успевает соответствовать требованиям рынка, вовремя откликаться на запросы клиентов.

Второй аспект — внутренний. На предприятии не существует четкого представления о том, из чего складывается себестоимость продукции. Финансовые службы компании не обеспечены в полном объеме информацией для учета своих расходов на производство продукции, в том числе в разрезе материалов, комплектующих и деталей, входящих в производимые изделия. Предприятие не имеет эффективных средств для того, чтобы четко контролировать и планировать загрузку оборудования, трудозатраты и потребности в сырье.

Проблемы эти тем или иным образом зависят от эффективности планирования производства и прозрачности бизнес-процессов предприятия. Если руководители производственного предприятия не получают «прозрачной» информации для планирования потребностей в сырье, комплектующих и мощностях либо информация поступает не вовремя и разрозненно, если предприятие ощущает недостаток оперативных данных для того, чтобы управлять спросом, контролировать качество и себестоимость продукции, тогда стоит задуматься о внедрении ЕКР-системы на производстве.

Чтобы оперативно решить эти проблемы, предприятию требуются автоматизированные средства управления и создания отчетности, которые покрывают все этапы производства — от его запуска до завершения. В наиболее полном объеме эти средства реализованы в ЕКР-системах.

Остановимся на самых значимых функциональных блоках ЕКР-систем и отметим, какие преимущества может дать производственному предприятию внедрение ЕКР-системы на производстве. Управляя всей информацией о производстве продукции и создавая консолидированную инфраструктуру электронного обмена данными, ЕКР-система позволяет решить множество проблем предприятия, которые можно объединить в следующие блоки задач.

Планирование производства

Этот блок включает такие задачи, как среднесрочное и долгосрочное планирование и прогнозирование продаж и производства, потребностей в материалах и мощностях. Процесс планирования является очень трудоемкой задачей с точки зрения вычислений, так как для разработки достоверного плана требуется учитывать большое количество входных параметров (сроки поставки и расход материалов, наличие необходимых производственных мощностей, их загрузку и пропускную способность, необходимость ремонта оборудования, потребности рынка). Производственный модуль позволяет составить долговременный прогноз потребностей в материалах и ресурсах на основе накопленных данных, а также спланировать сиюминутные потребности в материалах и оборудовании, обеспечивая своевременную поставку сырья и наличие необходимых производственных мощностей. Средства ЕКР позволяют избежать многих технических и методологических ошибок в вычислениях при составлении планов, а также значительно уменьшить число сотрудников, выполняющих данную работу.

Учет

Всем известно, с каким объемом информации приходится работать на производстве. Только количество документов, содержащих спецификации, конфигурации, описания технологических процессов, может достигать нескольких сотен тысяч. Прибавим к этому необходимость учета производственных мощностей, инструментов, оборудования, персонала, поставщи-

ков сырья — и создание единой базы хранения покажется нам еще более невыполнимой задачей. Используя средства ЕЯР, мы можем создать на производстве среду, в которой учет ведется по единым правилам, и добиться достоверности и непротиворечивости данных. Создание единого информационного пространства дает возможность доступа к учетным данным для всех потребителей, помогает избежать двойного ввода и искажения информации. Таким образом, мы обеспечиваем предприятие ресурсами для оперативного анализа и контроля производственных процессов и сокращаем трудозатраты на поиск необходимой информации.

Контроль

Благодаря внедрению ЕИР-системы все данные регистрируются в реальном времени и мгновенно интерпретируются по единым алгоритмам. Становится возможным своевременно контролировать совершение производственных операций. Таким образом, мы имеем возможность вовремя вмешаться в ход производственного процесса, прекратить неверные операции или внести соответствующие коррективы. Оперативно поступающая информация позволяет предприятию и его руководству гораздо проще осуществлять контроль над материаль-ными ресурсами и качеством продукции.

Анализ

Заложенные средства анализа позволяют реализовывать деятельность компании в соответствии с ее стратегией и проигрывать ситуации «что, если...?». Аналитические ресурсы ЕИР-системы предоставляют возможность разрабатывать решения, обеспечивающие снижение затрат (например за счет уменьшения времени складского хранения, планирования загрузки мощностей, ресурсов, подбора оптимальных поставщиков и сроков поставок) или увеличение выручки (за счет своевременности обработки клиентских заказов и обеспечения более высокой скорости их регистрации).

Принятие решений

Пожалуй, самая ответственная задача: ошибочные решения стоят наиболее дорого. ЕИР-система дает специалисту, принимающему решения, ту информацию, на основании которой он может выдвигать решения с минимальной долей риска.

Предприятие, которое оперативно и качественно решает задачи, связанные с управлением производством, уже имеет большие преимущества перед своими конкурентами. Но плюсы модуля ЕИР-

системы, отвечающего за производство, не ограничиваются только его функциональностью. Грамотный подход к реализации проекта внедрения ЕИР поможет изменить в лучшую сторону показатели общей эффективности ведения бизнеса:

улучшить качество обслуживания клиентов и заказчиков, взаимоотношения с поставщиками, увеличить число клиентов и поставщиков (вследствие более оперативного выполнения заказов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

за счет оптимизации функций прогнозирования и планирования производственной деятельности (в частности закупок материалов, загрузки мощностей) повысить эффективность всего производственного процесса в целом;

сократить сроки выпуска новой продукции за счет оптимизации производственных процессов и производственных операций;

снизить издержки, связанные с управлением производством, сократить непродуктивные расходы и уменьшить себестоимость продукции;

оптимизировать управление оборотными средствами за счет значительного уменьшения складских запасов, увеличить оборачиваемость товаров и доходы предприятия.

Критерии выбора системы

На российском рынке представлено большое количество промышленных систем как западных, так и отечественных производителей, которые, помимо стоимости, могут отличаться количеством поддерживаемых управленческих функций, средств анализа информации, специализацией на определенных типах и видах производства, соответствием управленческим стандартам и концепциям, наличием средств разработки и интеграции с другими системами. Такое многообразие несколько затрудняет конечный выбор. Мы хотели бы остановиться на тех критериях выбора, которые, на наш взгляд, наиболее значимы для производственного предприятия.

Во-первых, система должна отвечать требованиям общепринятых стандартов управления производством, по которым осуществляется планирование и контроль различных стадий производственного процесса: потребностей в сырье, закупок, загрузки мощностей, распределения ресурсов и пр.

Во-вторых, система должна максимально удовлетворять отраслевым стандартам. Очевидно, что в каждой отрасли производство имеет свою специфику: ЕИР-система, эффективно работающая на производстве табуреток, не будет соответствовать требова-

ниям авиастроительного предприятия. Если система имеет необходимую предприятию отраслевую специализацию — это идеальный вариант с точки зрения простоты внедрения. Здесь все зависит от желания заказчика, что ему проще и дешевле — ставить опробованное отраслевое решение либо подгонять ERP-систему под стандарты своего производства.

Третьим критерием выбора ERP-системы для производства является технологическая составляющая, а именно наличие в системе стандартизованных средств разработки, дающих возможность добавлять новую функциональность или изменять существующую быстро и с минимальными усилиями. Помимо отраслевых нюансов производства нужно учитывать, что каждое предприятие по-своему уникально и имеет свои корпоративные стандарты, возможно, обладает своими технологическими ноу-хау, которые под стандартное ядро производственного модуля ERP-систем могут не подходить. Чтобы адаптировать производственный модуль до идеального соответствия бизнес-процессам, специфичным для конкретного производственного предприятия, необходимо, чтобы ERP-система обладала теми «кирпичиками», с помощью которых можно было бы «достроить» недостающие блоки. Более того, легко конфигурируемые ERP-системы, оснащенные встроенными средствами разработки, позволяют системе легко эволюционировать вместе с производством. В случае если на производстве что-то меняется (увеличиваются его масштабы, внедряются новые технологии, происходит переориентация на новые рынки и т. п.), у предприятия не возникает необходимости кардинально менять информационную систему или же прибегать к внедрению новой.

При выборе ERP-системы для производственного предприятия важным критерием является возможность интеграции с другими приложениями, используемыми на производстве. Например, с системами управления данными о продукте — PDM (product data management) или системами автоматизированного проектирования (CAD/CAM), которые являются очень важными для промышленного предприятия, поскольку обеспечивают документооборот всей конструкторской и технологической документации. Чтобы реализовать полный цикл подготовки, планирования и производства продукции, необходимо интегрировать ERP с системами PDM и САПР. Интеграция решает одну из основных проблем внедрения ERP-систем — сложность создания единой базы информации.

Опыт компании-партнера, осуществляющей внедрение ЕИР, также может служить гарантом успешного проекта. Но, по сути, процесс выбора системы нельзя строго отделять от выбора партнера, поскольку основная масса российских интеграторов, предлагающих решения в области управления ресурсами предприятия, специализируется на внедрении систем какого-то одного производителя.

Глубокое знание предметной области является, пожалуй, самым важным критерием при выборе компании-партнера. Помимо того, что специалисты компании должны хорошо разбираться в возможностях современных систем автоматизации в целом и конкретной системы в частности, команда внедренцев должна знать специфику управления бизнесом вообще. Внедрение ЕИР-системы выходит далеко за рамки установки ПО и предполагает большой объем предварительной работы, связанной с детальным анализом и реинжинирингом бизнес-процессов и обучением персонала работе с системой. Реорганизация бизнес-процессов проводится в первую очередь для того, чтобы повысить эффективность деятельности предприятия, а не для того, чтобы подогнать бизнес-процессы под функциональность системы. Автоматизировать неэффективные бизнес-процессы не имеет никакого смысла.

Выбирая партнера, нельзя недооценивать значение отраслевого опыта. Компании, изучившей специфику и нюансы конкретной отрасли промышленности, будет проще «общаться с заказчиком на одном языке», понять его задачи и предложить наиболее адекватное решение. Это гарантирует предприятию, что внедрение пройдет быстрее и успешнее.

Сложившиеся подходы к автоматизации

Внедрение систем автоматизации - это прежде всего использование новых форм контроля и управления, основанного на работе с одним из важнейших ресурсов предприятия. Этим ресурсом является достоверная и оперативная информация о происходящих финансово-хозяйственных процессах. С ростом масштабов бизнеса увеличиваются и усложняются информационные потоки, растут требования к оперативности сбора, передачи и обработки информации, надежности и безопасности таких систем. В результате программные решения для комплексной автоматизации становятся все более сложными и дорогими.

Планируя проекты технологического перевооружения на основе информационных технологий, российские менеджеры стараются ориентироваться на один из следующих вариантов:

Реализовывать проект силами собственных специалистов по автоматизации;

Адаптировать готовые решения российских или западных поставщиков;

С помощью профессиональных фирм делать полностью заказную систему.

У каждого из приведенных выше вариантов свои достоинства и свои недостатки. Было бы некорректно говорить о том, что какой-либо из них априори лучше или хуже другого. Каждый может быть эффективным при наличии условий, способствующих оптимальному решению всего комплекса задач на протяжении всего процесса автоматизации.

Затраты на комплексную автоматизацию необходимо рассматривать как сбалансированные и долгосрочные инвестиции в создание эффективного управления предприятием, увязанные с общей концепцией бизнеса. Основными факторами риска в этом инвестиционном проекте для предприятий является неготовность к новым формам организации работ и практически полное отсутствие на предприятиях детально проработанной стратегии автоматизации.

В целях снижения факторов риска на начальных этапах работ предприятием должны быть сформулированы и определены:

- цели и задачи автоматизации, возможные варианты бюджета работ;

- детальные требования как к системе, так и процессу автоматизации;

- требуемая по времени продолжительность работ;

- показатели и критерии оценки качества программного обеспечения.

На основе этих данных и необходимо осуществлять поиск наиболее предпочтительных вариантов взаимодействия в треугольнике «требования предприятия - возможности собственных специалистов по автоматизации - возможности поставщиков программных решений».

Ниже приведены негативные факторы, в разной степени влияющие на эффективность процесса автоматизации:

- безразличное отношение к проектам лиц, принимающих решения;

- организационно-финансовые трудности предприятий;

- скрытое или явное противодействие со стороны персонала предприятий;

- неготовность к новым формам организации управления на основе информационных технологий, требующих соблюдения жестких регламентов работ по сбору и обработке информации;

- технические проблемы.

Проблемы внедрения ERP на производстве

Внедрение ERP-системы, как мы упоминали, — процесс очень сложный, включающий целый комплекс мероприятий.

Но внутренние проблемы предприятия могут еще более усложнить этот a priori трудоемкий процесс. Наш опыт работы с промышленными предприятиями показывает, что «классическими» проблемами российских предприятий, затрудняющими процесс автоматизации, являются состояние нормативно-справочной базы, уровень подготовки персонала и управленческая дисциплина, а также степень участия руководителя предприятия в проекте.

Нормативно-справочная база предприятия — комплекс первичных документов, содержащих информацию о продукции, материалах, производственных операциях, стандартах управленческого учета материальных ресурсов — необходима, чтобы проанализировать производственные процессы предприятия и обеспечить нормальное функционирование ERP-системы, более того, без такой базы сложно осуществлять производственное планирование. Зачастую нормативно-справоч-ная документация находится в плачевном состоянии, и заказчику приходится не просто ее дорабатывать, а практически создавать заново.

ERP-система для российского предприятия — это не просто инструмент для управления ресурсами предприятия, а скорее новая идеология ведения бизнеса. Поэтому от управленцев и персонала требуется не только соответствующая квалификация (знание новых методик и стандартов управления, их преимуществ), но и определенная «психологическая готовность», которая зависит от корпоративной культуры предприятия: насколько сотрудники готовы к своевременному выполнению заданий, принимают новшества, осознают значение автоматизации предприятия для перспективного развития.

Успех перехода к «новой идеологии» во многом зависит от позиции руководителя компании. Он должен не только четко понимать цели и задачи внедрения новых технологий и управлять процессом, а быть идейным вдохновителем всего проекта. Российский руководитель во многом недооценивает роль своего личного участия в процессе внедрения. Он может не касаться технологических составляющих, но управлять изменениями и реформами компании, чем, по сути, и является внедрение ЕИР, может только руководитель.

Учитывая эти проблемы, простого, с точки зрения внедрения ЕИР, заказчика, скорее всего, не существует. Но есть предприятия, условия в которых максимально приближены к идеальным. В основном это региональные компании, относящиеся к сектору тяжелого машиностроения. В таких предприятиях уже есть хорошая «база» — высокий уровень дисциплины, сильные отделы АСУ, сотрудники которых хорошо осознают, как и зачем нужно автоматизировать производство, понимают преимущества современных перспективных разработок и технологий. Основной проблемой машиностроительных предприятий является состояние нормативно-справочной базы. Для легкой и пищевой промышленности наиболее характерна проблема, связанная с управленческой культурой и подготовкой персонала, а именно с отсутствием понимания, зачем вообще система ЕИР нужна.

— Коротко об авторах -------------------------------------------

Иванов С.Н. - начальник отдела информационных технологий, Кузьменко С.А. - ведущий экономист,

Харьковский А.В. - ведущий инженер,

филиал ОАО ХК «Якутуголь» обогатительная фабрика «Нерюн-гринская».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.