Научная статья на тему 'АВТОМАТИЧЕСКАЯ АВТОРИЗАЦИЯ НА ПОРТАЛЕ ПФР И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ'

АВТОМАТИЧЕСКАЯ АВТОРИЗАЦИЯ НА ПОРТАЛЕ ПФР И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Черный П.Н.

В статье проведено исследование качества предоставления услуг ПФР населению, выявлены наиболее острые проблемы и предложено решение - создание социально ориентированного портала. Определены перспективы и плюсы, которые данный портал может привнести в работу ПФР. Проведен сравнительный анализ информационной системы Пенсионного Фонда РФ с аналогичными системами ведущих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЧЕСКАЯ АВТОРИЗАЦИЯ НА ПОРТАЛЕ ПФР И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ»

3. Прахов И.А., Савицкая Е.В. Образовательный кредит: зарубежный опыт и возможности использования в условиях асимметричной информации // Экономика образования. 2008. №2. С. 138-148.

4. Чернова О.А. Региональная финансовая политика в отражении процессов модернизации региональной экономики // Региональная экономика. Юг России. 2013. №2. С. 195-202.

5. Чернова О.А., Давыденко И.Г. Финансы населения в развитии финансового потенциала региона // Финансы. 2013. №7. С.19-23.

6. Чернова О.А. Моделирование инновационно ориентированных кластеров в контексте проблем повышения сбалансированности развития экономики региона // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №47. С. 14-21.

Черный П. Н. аспирант 2го курса

Байкальский государственный университет экономики и права

Россия, г. Иркутск

АВТОМАТИЧЕСКАЯ АВТОРИЗАЦИЯ НА ПОРТАЛЕ ПФР И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ

В статье проведено исследование качества предоставления услуг ПФР населению, выявлены наиболее острые проблемы и предложено решение -создание социально ориентированного портала. Определены перспективы и плюсы, которые данный портал может привнести в работу ПФР. Проведен сравнительный анализ информационной системы Пенсионного Фонда РФ с аналогичными системами ведущих стран.

Ключевые слова: социальная информатизация; Пенсионный Фонд; информационный портал; информационная политика; государственные органы.

В 2014 году в странах Европейского союза достигнуто использование интернет ресурсов гос услуг 46% населения, в 2015 поставлена цель довести до 50%. Статистика же использования портала гос услуг в РФ по информации Минкомсвязи 5% населения, наиболее массовым спросом портал пользуется в Приморском крае (15,1 % населения). Эксперты министерства связывают эту ситуацию с тем, что власти региона уделяют большое внимание переводу госуслуг в электронный вид.

Сравнивая пенсионные информационные системы стран Европы с информационной системой Пенсионного Фонда РФ можно увидеть следующие различия:

1) при подаче заявления на оформление пенсии нет необходимости личного присутствия заявителя, документы присылаются в электронном виде. В России же обязательно личное присутствие заявителя;

2) возможность отслеживать состояние своего заявления удаленно -через сайт. В России через портал госуслуг можно посмотреть только

отчисления в пенсионный фонд;

3) при отсутствии какого-либо необходимого документа пенсионные фонды в других странах помогают его восстановить с помощью своих каналов связи - отправляют запросы в другие государственные службы, предприятия. В России все документы собирает заявитель;

4) облегченный пакет предоставляемых документов: благодаря интеграции всех государственных информационных систем - создание единого информационного пространства. К чему Россия тоже двигается, но очень медленно, поэтому сейчас заявитель собирает полный пакет документов.

Для выявления наиболее острых проблем в предоставлении услуг ПФР населению, было проведено анкетирование среди людей, посещавших клиентскую службу УПФР в Иркутском районе в течении дня. В анкете предлагалось выразить отношение к работе ПФ. Проанализировав ответы 300 опрошенных, можно прийти к следующим выводам:

63% опрошенных жаловались на отсутствие возможности у населения удаленного взаимодействия с ПФР:

• Их них 32% на отсутствие возможности записаться на прием заранее и прийти к назначенному времени без очереди;

• 25% не понимали почему нельзя досылать документы электронно;

• И 6 % отметили неэффективность сайта ПФР для населения, так как на нем отражаются внутренние организационные моменты и трудно найти необходимую информацию, адресованную конкретно клиентам, а также отмечалось, что нельзя получить консультацию онлайн.

Также 27% опрошенных сообщили, что не понимают какие документы необходимо предоставить. Что это за документы, как выглядят, где их брать. Из-за этого им приходится не однократно посещать клиентскую службу.

10 % отмечали особую трудность в получении информации людям с ограниченными способностями: глухими, немыми, плоховидящими. Отсутствую методы взаимодействия с такими клиентами.

Решение выявленных проблем заключается в создании концептуально нового портала ПФР с упрощенной регистрацией пользователя.

При посещении сайта ПФР пользователю предлагается зарегистрироваться через соц. сети, регистрация в этом случае осуществляется через файлы cookie, либо через ввод номера СНИЛС.

Файлы cookie - это файлы, которые создаются посещаемыми пользователем веб-сайтами для хранения пользовательской информации, например настроек веб-сайта или данных о профиле. Cookie хранятся на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта пересылает этот

фрагмент данных веб-серверу в составе НТТР-запроса. На слайде представлены одни из многих ресурсов, содержащих в себе пользовательскую информацию.

После подтверждения информации производится идентификация указанной личности с базой персонифицированных данных пенсионного фонда. Для идентификации может быть использовано не только ФИО, но и любая другая доступная информация: дата рождения, город проживания, место работы, образование и т.д. В случае неоднозначного определения личности будут заданы дополнительные вопросы через систему регистрации. После успешной регистрации сайт автоматически подстраивается под конкретного пользователя, использую информацию, которую он получил из базы данных.

Причем осуществить такую схему работы достаточно просто. Зато использование таких технологий откроет большие возможности для улучшения сайта.

Рассмотрим, какие перспективы откроет использование такой регистрации:

Во-первых, появится возможность вынести на первый план новости, которому будут интересны данному человеку. Например, если пользователем является пенсионер, то будет сделан акцент на новости, касающиеся изменений пенсии по старости, если пользователем является молодая девушка - на материнский капитал и т.д;

Во-вторых, возможность использование «памяток». Например, если возраст пользователя подходит к пенсионному, то приходит сообщение, в котором подробно описано какие документы необходимо предоставить для оформления пенсии по старости, чтобы человек уже задумался и мог начать подготовку необходимых документов и в случае отсутствия некоторых мог их заранее восстановить, адрес ближайшего отделения, часы приема и телефон, по которому он может обратиться в случае возникновения вопросов;

В-третьих, получение личной информации: текущее состояние накопительной части пенсии, в каком пенсионный фонде состоит пользователь, на какой стадии находится обработка заявления. В случае возникновения проблемы в оформлении документов, пользователю также могут приходить сообщения, уведомляющие его об этом;

В-четвертых, при наличии информации об ограниченных способностях пользователя сайт будет переходить на специально разработанный режим. Например, если пользователь слабовидящий, то будет включен увеличенный шрифт, звуковое сопровождение и возможность голосового управления.

К вышеперечисленным возможностям использования данной технологии можно добавить следующие немаловажные преимущества: авторизация будет проходить легко и быстро, предоставляемая информация

будет легко усваиваема - «ничего лишнего, только самое нужное», поэтому использование сайта не будет составлять труда у людей преклонного возраста, инвалидов и просто неопытных пользователей. Ведь именно на это должна быть нацелена социальная политика!

Подводя итог вышесказанному, при уделении внимания власти регионов на пропаганду использования электронных гос.услуг, посещаемость такого портала ПФР будет резко увеличена.

Во-первых, за счет молодого поколения, обращающегося в ПФР для получения СНИЛС на детей и лиц, обращающихся по поводу материнского капитала, они составляют 26% всех обращений.

Во-вторых, благодаря автоматической настройки портала под конкретного человека (увеличение шрифта, голосовое управления) порталом смогут пользоваться люди с ограниченными способностями.

И, в-третьих, автоматически настроенный интерфейс портала будет понятен пенсионерам, уйдет боязнь пользоваться интернет услугами. С каждым годом число информационно образованных пенсионеров будет расти.

Использованные источники:

1. Агеева Е. В. Пенсионный фонд России / Е. В. Агеева. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. — 111 с.

2. Вдовенко Л. А. Информационная система России: прошлое, настоящее и будущее / Л. А. Вдовенко // Информационные ресурсы России. — 2006. — №2. — С. 37-39.

3. Суетен Д. Е. Пенсионный фонд проанализировал итоги и перспективы развития российской пенсионной системы / Д. Е. Суетен // Юридический консультант. — 2011. — № 2. — С. 18-37

Чижова Л. А., к.э.н. доцент, старший научный сотрудник ФГБУНАрхангельский научный центр УрО РАН

доцент

кафедра экономики и управления на предприятии НОУВПО Северный институт предпринимательства

Россия, г. Архангельск РОЛЬ ТРАНСПОРТА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ

Аннотация: В статье приведен анализ данных статистики по транспорту Архангельской области, результаты которого позволяют говорить о значительной роли транспорта региона в формировании и развитии его транспортной системы. Часть территорий Архангельской области относится к Арктической зоне РФ, в связи с чем, принятие решений по развитию транспортной системы региона должно коррелироваться с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.