Научная статья на тему 'Проблемы информационной системы пенсионного фонда и методы их решения'

Проблемы информационной системы пенсионного фонда и методы их решения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
358
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационной системы пенсионного фонда и методы их решения»

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОМ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА

И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Черных Павел Николаевич

аспирант, Байкальский Государственный Университет Экономики и Права, Иркутск

Отделение Пенсионного фонда по Иркутской области образовано 27 февраля 1991 года. Отделение ПФР обслуживает более 700 тысяч пенсионеров. В системе персонифицированного учета зарегистрировано 2 млн. 640 тысяч индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.Сегодня на территории Иркутской области работают 28 территориальных Управлений Пенсионного фонда.

Сейчас информационная система каждого управления ПФР по иркутской области включает в себя сервер с базой данных выплатных дел страхователей, проживающих в данном районе, и 3 типа автоматизированных рабочих места (АРМ): АРМ работника клиентской службы, АРМ работника отдела назначения и АРМ работника отдела выплаты. Каждое АРМ оснащено DOS-приложением с соответствующим функционалом, написанном на Clipper и работающим с «местной» базой. Казалось бы, что MS DOS прекратил свое существование, но он до сих пор используется в государственных учреждениях. Срок жизни приложений для DOS оказался больше, чем срок жизни платформы. На современных компьютерах DOS-версии прекрасно работают под управлением Windows 98 и выше. Ежемесячно осуществляется выгрузка всей базы управлений в базу отделения ПФР по Иркутской области, и ежедневно управления обмениваются пенсионными делами по тем застрахованным лицам, кто переехал в другой район.

Процесс обработки выплатного дела можно разделить на 3 этапа, каждый из которых выполняют определенный отдел с использованием соответствующего приложения.

1 этап: клиентская служба. Сотрудники этой службы ведут прием населения, собирают документы, оформляют дело и заносят данные по страхователю в базу. Недостатки: низкая скорость работы сотрудников клиентской службы из-за:

• частого «зависания» базы, что в свою очередь происходит из-за нехватки мощностей;

• клавиатурного управления программой;

• отсутствие возможности выбора из списка постоянно вводимой информации.

Обработка одного выплатного дела на данном этапе в среднем составляет 20 мин.

2 этап: отдел назначения. После того, как специалисты клиентской службы приняли документы и ввели данные о страхователе, они передают документы в отдел назначения пенсий. Сотрудники отдела назначения рассматривают документы и на основании статей закона о выплате пенсий выносят решение о выплате либо отказе. При положительном решении вручную высчитывают стаж и средства, заработанные пенсионером, рассчитывают размер полагающейся пенсии и заносят ее в базу. Недостатки: приложение автоматически не рассчитывает размер пенсии, это приходится делать сотрудникам отдела назначения пенсии, что не исключает ошибки при расчете;

Обработка одноговыплатного дела на данном этапе в среднем составляет 40 мин.

3 этап:отдел выплаты. После того, как специалист отдела назначения обработал документы страхователя и назначил размер пенсии, он передаёт данное дело в отдел выплаты. Сотрудники данного отдела проверяют расчет пенсии, определяют способ выплаты пенсии и отправляют на выплату. Недостатки:

• из-за возможности допущения ошибки сотрудниками отдела назначения приходится перепроверять расчет пенсии;

• иногда происходит «потеря» дела после его обработки в отделе назначения, и дело не видят из приложения работника отдела выплат, это происходит при одновременной передачи 2 и более дел специалистами из приложений отдела назначения из-за однозадачное™ DOS. Случается это с 1 -2 делом из 100.

Обработка одного выплатного дела на данном этапе в среднем составляет 30 мин. В случае потери дела + 40 мин.

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что у данной информационной системы имеются большие недостатки. Самые главные из них это:

• дублирование базы выплатных дел на серверах управлений и отделения по Иркутской области, у сотрудников отделения и других управлений нет оперативного доступа к выплатным делам рассматриваемого управления;

• использование устаревшего программного и аппаратного обеспечения, которое уже не только не может удовлетворить потребность в расширении функциональных возможностей, в том числе автоматизация приема решения о выплате пенсии и определения размера полагающейся пенсии, но и не справляется с объемами обрабатываемой информации и одновременным многопользовательским доступом;

• очень много времени тратится у работников управлений на решение тех задач, которые можно автоматизировать, вследствие чего увеличивается время на обработку выплатного дела и снижается качество предоставляемых услуг.

Для решения этих проблем: сокращения трудовых и материальных затрат, а также оптимизации рабочего процесса, - целесообразно сделать централизованную базу данных в отделении с возможностью удаленного доступа для работников управлений через специальные модернизированные АРМ, адаптированные к работе в современных условиях и расширенным функционалом.

Для этого необходимо будет заменить DOS-прило-жения, так как они уже не способны решать поставленные задачи по расширению и улучшению функционала информационной сети ПФР.

Конечно, у DOS приложений есть свои достоинства. Программа для DOS - это почти самодостаточная ра-

бочая среда, включающая в себя все необходимое для полноценного автономного функционирования. Благодаря своему "эксклюзивному" однозадачному положению DOS-версия работает быстро даже на очень слабых компьютерах, так как нетребовательна к ресурсам вычислительной техники.

Но у DOS-приложений есть недостатки, с которыми уже невозможно примириться:

• однозадачная среда - действительно большое неудобство, так же как и отсутствие встроенной возможности переносить данные из одной задачи в другую. Проблемы, возникающие из-за этого недостатка, мы уже описали выше;

• отсутствие графического интерфейса. Конечно, привыкших к дружественному графическому интерфейсу работников раздражают "неэстетичные" меню, необходимость пользоваться клавишами дополнительной клавиатуры и тому подобные непременные атрибуты DOS-программ. Среди нового персонала возникают недоумения в использовании такой «старины» и нежелание с ней работать;

• отсутствие комфортных условий для высококачественного оформления печатных форм документов. Трудность создания аутентичных форм документов установленного образца. Это связано с ограничениями текстового редактора бланков, настройкой печати принтера.

Переход же от DOS к Windows позволит также организовать эффективное взаимодействие и интеграцию приложений, например с бухгалтерскими и офисными программами.

Сформулируем общий вывод: переходить на Windows-версии программ придется. Дело не в том, что DOS-версии программ плохи, просто требования к функциональным возможностям ПО постоянно растут, и соответствовать им программы, работающие вне Windows, уже не в состоянии.

Рассчитаем, насколько сократится обработка пенсионного дела с приходом Windows:

1. Обработка дела в клиентской службе сократится в среднем на 5 мин за счет устранения «зависания» системы и за счет удобства пользования новым приложением;

2. Обработка дела в отделе назначения сократится на 20 мин в основном за счет автоматизации функции расчета пенсии;

3. Обработка дела в отделе выплат сократится на 10 мин в основном за счет отсутствия необходимости проверять расчет пенсии.

4. Перестанут «пропадать» дела.

Итого: обработка одного пенсионного дела сократится в среднем с 90 мин до 55, то есть на 39%!

Переход от DOS к Windows не был осуществлён ранее, потому что до недавнего времени DOS-приложения вызывали только небольшие неудобства и были неприхотливы к аппаратному обеспечению (как и в большинстве бюджетных организациях, в управлениях ПФР используется устаревшая техника). Но сейчас DOS уже не может удовлетворить все потребности, и появилась возможность обновить устаревшее оборудование и разработать новое обеспечение, так как на это наконец-то стали выделять достаточно средств.

Для организации новой системы потребуется разработать новое программное обеспечение и реорганизовать взаимодействие. Обозначим основные этапы работы:

№ Наименование этапа Длительность, дней

1 Составление ТЗ на проект 28

2 Проведение конкурса и выбор разработчика 30

3 Разработка приложений 21

4 Настройка СУБД 10

5 Обеспечение удаленного доступа 14

6 Опытная эксплуатация и исправление недочетов 60

7 Приемка работ 7

8 Ввод в действие, обучение сотрудников 28

В итоге получается, что реализация проекта займет не менее 198 дней. Теперь обозначим затраты: так как база пенсионных дел уже хранится на серверах в отделении, необходимо только организовать удаленный доступ к ней из районных управлений, поэтому затраты на дополнительное оборудование будут минимальны - в основном замена устаревшего. Покупка дополнительного сервера нам обойдется в 60 тыс. руб. + прочие расходы в районе 20 тыс. руб. Аренда (покупка) и ремонт помещения также не требуется, действующая серверная отвечает необходим требованиям. Поэтому основная доля расходов придется на оплату разработчикам.

Проектную бригаду рекомендуется составлять в следующем составе:

1. Руководитель проекта- 100 тыс. руб. за проект;

2. Программист для разработки приложений - 2 чел. * 80 тыс. руб. за проект;

3. Программист СУБД - 2 чел. * 80 тыс. руб. за проект;

4. Консультант - работник ПФР.

Расходы на з/п на время создания проекта составят 100000 +2*80000 +2*80000 = 420000 руб. Отчисления с з/п сотрудников составляют 30,2%. 420000*0,302+420000=546840.

+ Затраты на составление ТЗ и проведения конкурса - 20 тыс. руб.

Итого: округлим сумму и ориентировочно стоимость проекта равна 650 тыс. руб.

Создание централизованной базы в отделении и разработка новых приложений дляАРМ положительно отразится в целом на работу всех управлений по Иркутской области:

• высвобождение оборудование: на 50% сервера в управлениях загружены именно базой выплатных дел, после создания централизованной

базы, высвобожденная мощность будет обеспечивать быстродействие локальных приложений;

• значительно облегчит работу сотрудников: автоматизация расчета пенсии и других функций, не будет необходимости выгружать базу в отделение и пересылать дела в другие управления, оптимизация приложений - быстрота, удобство, привлекательность;

• повышение привлекательности пенсионного фонда в глазах население: документы в клиентской службы будут приниматься быстро, сократятся очереди, сократится время на принятие решения о выплате пенсии, расчет пенсии и перечисление.

Данный проект обновления информационной системы применителен не только к Иркутской области, его можно использовать и в других регионах, так как там сложилась аналогичная ситуация.

Делая вывод к вышесказанному: мы видим, как отстала в развитии информационная система ПФР от существующего уровня развития информационных технологий. До сих пор используется "древнее" программное обеспечение, написанное под DOS.

Сравнивая пенсионные информационные системы США, Канады и стран Европы с информационной системой Пенсионного Фонда РФ можно увидеть следующие различия:

1) при подаче заявления на оформление пенсии нет необходимости личного присутствия заявителя, документы присылаются в электронном виде. В России же обязательно личное присутствие заявителя;

2) возможность отслеживать состояние своего заявления удаленно - через сайт. В России через портал госуслуг можно посмотреть только отчисления в пенсионный фонд;

3) при отсутствии какого-либо необходимого документа пенсионные фонды в других странах

помогают его восстановить с помощью своих каналов связи - отправляют запросы в другие государственные службы, предприятия. В России все документы собирает заявитель;

4) облегченный пакет предоставляемых документов: благодаря интеграции всех государственных информационных систем - создание единого информационного пространства. К чему Россия тоже двигается, но очень медленно, поэтому сейчас заявитель собирает полный пакет документов.

В итоге хочу сказать, что мало усовершенствовать информационную систему ПФР и других государственных органов, нужно еще и повышать информационную образованность населения. Потому что у нас уже создан портал гос.услуг, где можно удаленно узнавать свою персональную информацию (штрафы, налоги, пенсионные отчисления ит.д.), подавать заявления на предоставление услуг, но используют его всего около 15% населения! (по данным Минкомсвязи 07.2013). В других же развитых странах аналогичные порталы используют около 50% населения.

Список использованной литературы:

1. АгееваЕ. В. Пенсионный фонд России/ Е. В. Агеева. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. — 111 с.

2. БратищенкоВ. В. Базы данных/ В. В. Братищенко. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. — 98 с.

3. ВдовенкоЛ. А. Информационная система России: прошлое, настоящее и будущее/ Л. А. Вдовенко // Информационные ресурсы России. —2006. — №2. — С. 37-39.

4. ДигоС. М. Базы данных: проектирование и использование/ С. М. Диго. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 591 с.

5. СуетенД. Е. Пенсионный фонд проанализировал итоги и перспективы развития российской пенсионной системы/ Д. Е. Суетен // Юридический консультант. — 2011. — № 2. — С. 18-37.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЗЕМНОЙ АППАРАТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ С БОРТОВОЙ ЦИФРОВОЙ ВЫЧИЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ РАКЕТЫ НОСИТЕЛЯ СОЮЗ-2

Чиркова Наталья Сергеевна

магистрант кафедры Автоматики ИРИТ-РТФ УрФУ, г. Екатеринбург

Уманский Алексей Борисович канд., техн., наук, начальник сектора НПО автоматики, г. Екатеринбург

На сегодняшний день актуальной проблемой в организации взаимодействия «борт-земля» объектов ракетно-космической техники является перераспределение задач как средство разрешения противоречия между возрастанием объема передаваемой информации, обусловленной ростом сложности объектов ракетно-космической техники, и повышением требований к скоростям и контролю правильности передаваемой информации. Следовательно, одной из обязательных задач является обеспечение достоверности передаваемой информации при

взаимодействии наземной аппаратуры системы управления (НАСУ) с бортовой цифровой вычислительной системой (БЦВС) ракеты носителя (РН) на всех этапах подготовки к пуску.

В настоящее время, в связи с предстоящим вводом в эксплуатацию космодрома «Восточный», ведется модернизация РН Союз-2, в которой одним из новых элементов системы управления является БЦВС на базе семейства модулей «Малахит-7». БЦВС нового поколения «Малахит-7», разработанная на НПО автоматики, с учетом возмож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.