Научная статья на тему 'Негосударственные пенсионные фонды: место в системе обязательного пенсионного страхования'

Негосударственные пенсионные фонды: место в системе обязательного пенсионного страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
766
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вавулин Д. А.

В статье речь пойдет о месте негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в реформе системы государственного обеспечения в Российской Федерации и механизме формирования накопительной части трудовой пенсии через НПФ. Высокий уровень требований и контроля со стороны государственных органов, подробно рассмотренных автором, позволяет судить об уровне безопасности взаимодействия граждан с НПФ. Материал может служить пособием для тех, кто задумывается о выборе НПФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негосударственные пенсионные фонды: место в системе обязательного пенсионного страхования»

В статье речь пойдет о месте негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в реформе системы государственного обеспечения в Российской Федерации и механизме формирования накопительной части трудовой пенсии через НПФ. Высокий уровень требований и контроля со стороны государственных органов, подробно рассмотренных автором, позволяет судить об уровне безопасности взаимодействия граждан с НПФ. Материал может служить пособием для тех, кто задумывается о выборе НПФ*.

Негосударственные пенсионные фонды: место в системе обязательного пенсионного страхования

Д. А. ВАВУЛИН,

кандидат экономических наук,

начальник отдела Орловского регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе

В рамках реализации одной из наиболее важных и одновременно одной из самых спорных реформ - реформы системы государственного пенсионного обеспечения - россияне, родившиеся в 1967 г. и позже, получили возможность самостоятельно выбирать, кому доверить накопительную часть своей будущей трудовой пенсии.

Будущие пенсионеры, являющиеся застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования, вправе перевести накопительную часть пенсионных накоплений в одну из негосударственных (частных) управляющих компаний, прошедших жесткий конкурсный отбор, либо же оставить средства в ПФР, который затем переведет

* Проблема выбора между государственной и частной управляющей компанией достаточно подробно рассмотрена автором в статье «Кому доверить управление накопительной частью будущей пенсии» //ЭКО. 2007. № 6. © ЭКО 2006 г.

их под управление государственной управляющей компании Внешэкономбанка (ВЭБ). Следует отметить, что в том и другом случае формирование накопительной части трудовой пенсии осуществляется через ПФР. Помимо того, застрахованные лица имеют право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать для этой цели негосударственный пенсионный фонд.

Этапы развития НПФ

В 1989 г. Госстрах ввел дополнительную услугу по страхованию пенсий. И уже в ноябре 1991 г. возник первый НПФ -Российский страховой пенсионный фонд. Первые лицензии НПФ выданы в октябре 1995 г. В мае 1998 г. после долгих процедур согласований (проект трижды отклонялся Государственной думой) вступил в силу Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - закон «О НПФ»), который регулирует различные аспекты функционирования НПФ и сегодня. В течение 1996-2007 гг. сфера негосударственного пенсионного страхования развивалась вполне динамично (табл. 1).

В настоящее время НПФ представляют собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения. Учредителями НПФ могут выступать физические и юридические лица. Чаще всего НПФ учреждаются крупными и достаточно прибыльными предприятиями, которые заинтересованы в обеспечении дополнительных пенсий для своих сотрудников, могут профинансировать эти расходы, но при этом хотят контролировать деятельность той организации, которой они доверяют долгосрочные пенсионные ресурсы.

Являясь некоммерческой организацией, НПФ не имеют права распределять полученные доходы между своими учредителями. Доходы НПФ направляются исключительно на строго определенные цели: пополнение средств пенсионных резервов (доход от размещения средств пенсионных резервов); пополнение средств пенсионных накоплений (доход от инвестирования средств пенсионных накоплений); покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельно-

ИНСТИТУТЫ РЫНКА 6 ЭКО №2, 2008

Таблица 1

Динамика развития системы негосударственного пенсионного страхования в 1996—2007 гг. (на 1 января)

Показатель 1996 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Количество НПФ с действующими лицензиями на начало года, ед. 26 270 234 250 256 257 270 261 280

Собственное имущество НПФ, млрд руб. - - 23,3 45,1 63,7 125,6 215,8 344,4 5144,8

Имущество для осуществления уставной деятельности, млрд руб. - - 5,9 10,3 10,3 31,5 42,5 59,6 91,4

Сумма пенсионных резервов НПФ, млрд руб. - 10,5 15,6 33,6 51,4 89,6 169,8 277,4 405,2

Общая сумма инвестиций, млрд руб. - - 19,9 39,3 60,2 116,5 - - -

Количество участников, тыс. чел. - - 3318,9 3953,1 4365,2 5194,4 5530,9 6059,1 6420,7

Количество участников, получающих негосударственную пенсию, тыс. чел. - - 279,2 330,5 351,1 428,0 500,6 704,8 865,5

Пенсионные выплаты, млрд руб. - - 0,8 1,1 2,1 3,3 5,0 7,6 10,3

Пенсионные взносы, млрд руб. - - 4,1 6,8 11,5 - - - -

Совокупный вклад учредителей, млрд руб. - - - - 4,2 6,6 9,4 11,4 21,1

Пенсионные взносы, млрд руб. - - 4,1 6,8 11,5 - - - -

Таблица составлена по данным официального сайта ПФР в сети Интернет (http://www.pfr.ru), ФСФР России (http:// www.ffms.ru), информационных серверов «Investfunds» (http://www.investfunds.ru) и «Лаборатория пенсионной реформы» (http://www.pensionreform.ru).

сти НПФ; формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.

Структура органов управления НПФ во многом схожа со структурой органов управления акционерных обществ. Высшим органом управления большинства НПФ является совет фонда, формируемый учредителями без какого бы то ни было представительства вкладчиков или участников. К компетенции совета обычно относят решение стратегических вопросов деятельности, утверждение важнейших документов (изменения устава, принятие и изменение правил фонда), определение инвестиционной политики. Совет также утверждает отчет о работе фонда за год и план на следующий год, смету расходов, назначает исполнительные органы, формирует попечительский совет.

Уставом НПФ должно предусматриваться обязательное формирование попечительских советов - коллегиальных органов, выполняющих надзорные функции и обеспечивающих общественный контроль за деятельностью НПФ. В них могут включаться представители предприятий и организаций -вкладчиков НПФ, профсоюзов, рядовые участники или просто уважаемые люди со стороны. Как правило, квот представительства тех или иных групп не существует. Попечительские советы участвуют в предварительном утверждении годового отчета, в предварительном согласовании важнейших решений НПФ (например, изменения в правилах НПФ), в ознакомлении с деловой документацией НПФ.

Оперативное управление деятельностью НПФ обычно осуществляет специально назначенный исполнительный орган -единоличный (генеральный или исполнительный директор) и/ или коллегиальный (дирекция, правление). Исполнительный орган формируется советом фонда и подотчетен ему, однако степень контроля может быть различной. Оперативным контролем за деятельностью исполнительного органа НПФ занимаются ревизионные комиссии.

Первоначально исключительным видом деятельности НПФ являлось негосударственное пенсионное обеспечение участников НПФ. Впоследствии сфера деятельности существенно расширилась: теперь НПФ вправе осуществлять не только негосударственное пенсионное обеспечение, но также профес-

ИНСТИТУТЫ РЫНКА 6*

сиональное пенсионное страхование и деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию1, которая заключается в аккумулировании, инвестировании и учете средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначении и выплате им накопительной части трудовой пенсии.

Требования

НПФ допущены в систему государственного пенсионного обеспечения страхования с 1 января 2004 г. Для осуществления деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо получить соответствующую лицензию ФСФР России; зарегистрировать в ФСФР России страховые правила; подать в ФСФР России заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

На момент подачи в ФСФР России такого заявления НПФ должен соответствовать следующим требованиям: иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет; иметь опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 г., ас 1 июля 2009 г. - не менее 20 тыс.; иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности с 1 января 2005 г. не менее 30 млн руб., а с 1 июля 2009 г. - не менее 50 млн руб.; в целях обеспечения защиты прав участников иметь совокупный вклад учредителей (вклад учредителя), внесенный денежными средствами, в размере не менее 30 млн руб.; не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности; не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

Инвестиции НПФ

В целях сохранения и прироста средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, подлежат обязательному инвестированию. При этом они могут быть инвестированы только в строго определенные классы финансовых инструментов2. В соответствии с законом «О НПФ» структу-

1 В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании.

2 Инвестиционный портфель НПФ - активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений, переданных НПФ в доверительное управление управляющей компании (управляющим компаниям).

ра инвестиционного портфеля НПФ должна удовлетворять следующим основным требованиям (табл. 2)3.

Таблица 2

Требования к структуре инвестиций НПФ

Вид актива Максимальная доля в портфеле

Ценные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ Не более 5%

Депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу) В сумме не более 10%

Ценные бумаги, эмитированные аффилированными лицами НПФ, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария Не более 5%

Акции одного эмитента Не более 10%

Облигации одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ Не более 10% совокупного объема находящихся в обращении облигаций

Доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ Не более 15% капитализации эмитента. Не более 15% выпуска ценных бумаг субъекта РФ

Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях Не более 20%

Средства, размещенные в ценные бумаги иностранных эмитентов Не более 20%

Доверительное управление

НПФ осуществляют инвестирование пенсионных накоплений через управляющие компании. Передача средств пенси-

3 Их перечень определен Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

онных накоплений управляющим компаниям производится НПФ исключительно на основании договора доверительного управления. Передача средств в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к управляющей компании. При этом доверительный управляющий вправе распоряжаться средствами пенсионных накоплений исключительно для их сохранения и прироста.

Договор доверительного управления заключается на срок не более 15 лет. Неотъемлемой его частью является инвестиционная декларация управляющей компании, где определены требования к целям инвестирования,составу и структуре инвестиционного портфеля.

Управляющая компания несет ответственность перед НПФ и его участниками за ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. В то же время она не несет ответственности перед участниками по обязательствам НПФ.

Доверительным управляющим по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений может быть только управляющая компания, соответствующая требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Для получения права на управление средствами пенсионных накоплений, предназначенными для финансирования накопительной части трудовой пенсии, управляющие компании прошли конкурс. По его условиям претендентов обязали иметь под своим управлением активов на сумму не менее 200 млн руб., а размер собственных средств - не менее 50 млн руб.

У управляющей компании не могло быть просроченной задолженности перед бюджетом и учредителями доверительного управления за два финансовых года, а у компании и ее руководителя - взысканий за административные правонарушения в области финансов и рынка ценных бумаг в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе4.

4 Всем этим требованиям частные управляющие компании, победившие в конкурсе, должны соответствовать на протяжении всего периода осуществления ими деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений.

В настоящее время по итогам жесткого конкурса отобрано 55 частных управляющих компаний.

Контроль и надзор

Хранение средств пенсионных накоплений НПФ, инвестированных в ценные бумаги, осуществляет специализированный депозитарий - юридическое лицо, имеющее лицензию ФСФР России. Взаимоотношения НПФ и специализированного депозитария основаны на договоре об оказании последним услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, учету и переходу прав на ценные бумаги, в которые размещены средства НПФ. Депозитарий осуществляет ежедневный контроль за соблюдением НПФ и управляющими компаниями ограничений на размещение средств, правил размещения и инвестирования средств; другие функции. В каждый момент времени услуги специализированного депозитария могут оказываться НПФ только одним юридическим лицом, имеющим соответствующие лицензии.

Деятельность НПФ находится под строгим государственным регулированием, контролем и надзором. Регулятором и контролером всей пенсионной системы в России выступает Минфин РФ, а непосредственное государственное регулирование, контроль и надзор осуществляет ФСФР России. Помимо того, ФСФР России производит контроль за процессом инвестирования средств пенсионных накоплений, находящихся в собственности НПФ.

Независимым органом контроля является общественный совет, в который входят представители работников, работодателей и правительства. Совет может создавать экспертные группы для рассмотрения различных вопросов пенсионной реформы. Любые операции по размещению пенсионных накоплений в ценные бумаги должны быть согласованы со специализированным депозитарием, который хранит все ценные бумаги, приобретаемые управляющей компанией, и контролирует все операции, которые с этими бумагами производятся. Без одобрения специализированного депозитария никакие сделки невозможны.

Депозитарий НПФ обязан сообщать в ФСФР России, а также в управляющую компанию о нарушениях, выявленных при

осуществлении контроля за инвестированием пенсионных накоплений. Специализированный депозитарий несет ответственность перед НПФ за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, при неисполнении своих обязанностей депозитарий несет солидарную ответственность с частной управляющей компанией, заключившей договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений

Реальная альтернатива

Итак, начиная с 2004 г. НПФ получили доступ к огромному и долгосрочному финансовому ресурсу - средствам обязательного пенсионного обеспечения. И если ранее клиентская база НПФ формировалась, главным образом, за счет корпоративных клиентов, осуществляющих добровольное пенсионное страхование, что обусловливало ее относительную узость, то теперь появились и отдельные физические лица, желающие передать накопительную часть своих пенсионных накоплений в НПФ. Это позволяет фондам существенно расширить клиентскую базу и диверсифицировать бизнес. Таким образом, в настоящее время НПФ стали реальной альтернативой частным управляющим компаниям и государственной управляющей компании в сфере управления деньгами накопительной части пенсии будущих пенсионеров (табл. 3).

На сегодняшний день право на осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию получили уже 115 НПФ (из 293).

Как видно из табл. 3, на сегодняшний день сумма пенсионных накоплений, переданных застрахованными лицами в НПФ, пока уступает как суммам пенсионных накоплений, находящимся под управлением частных управляющих компаний, так и суммам, оставшимся в ПФР (и соответственно переданным в управление государственной управляющей компании). Вместе с тем в последние три года наметилась четкая тенденция к росту сумм пенсионных накоплений, находящихся в собственности НПФ. Так, по состоянию на 31.12.2006 г. такие суммы возросли почти в пять раз по сравнению с суммой пенсионных накоплений, находящих-

Таблица 3

Некоторые характеристики НПФ в 2002—2006 гг. (на 31 декабря), млн руб.

Сумма пенсионных накоплений 2002 2003 2004 2005 2006

Всего 47173 95571 98475 183929 543519

В том числе:

в государственной управляющей компании (ВЭБ) 45561 92372 94373 176345 267073

в частных управляющих компаниях 1612 3200 2967 5578 266481

в НПФ - - 1135 2007 9965

При составлении таблицы использованы данные Информационного сервера в сети Интернет «1пуе81!иЫ8» (http://www.investfunds.ru).

ся в собственности НПФ на 31.12.2005 г., и почти в девять раз - по сравнению с состоянием на 31.12.2004 г. Вполне закономерно предположить продолжение подобной тенденции и в дальнейшем - в связи с повышением осведомленности населения в вопросах функционирования пенсионной системы Российской Федерации и его финансовой грамотности.

Преимущества

Так какие же преимущества получает застрахованное лицо, отказавшись от формирования накопительной части через ПФР и передав пенсионные накопления для формирования накопительной части трудовой пенсии в НПФ?

Во-первых, будущий пенсионер доверяет управление накопительной частью пенсии профессионалам. Ведь, в отличие от управляющих компаний (государственной и частных), размещение пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений, а также выплата пенсий - это профильный бизнес НПФ.

Во-вторых, учет и выплату пенсий будет производить сам НПФ. Вместе с тем ПФР будет по-прежнему раз в год направлять будущему пенсионеру письмо с уведомлением о состоянии его счета. Однако сумму на накопительном счете застрахованное лицо сможет узнавать чаще - по договоренности с НПФ.

В-третьих, передав накопительную часть трудовой пенсии в НПФ, можно рассчитывать на большую потенциальную доходность пенсионных накоплений, а значит, и на больший размер пенсии в будущем. Как показывает рэнкинг НПФ5, по итогам 2006 г. НПФ обеспечили доходность пенсионных накоплений от 10,46% до 24,3% годовых6. Это почти вдвое превышает доходность государственной управляющей компании (ВЭБа), которая по итогам 2006 г. составила 5,67% годовых, и вполне сопоставима с доходностью частных управляющих компаний (от 6,20% до 39,17% годовых).

В-четвертых, в отличие от управляющих компаний, работающих со средствами пенсионных накоплений обезличен-но7, будущий пенсионер в любой момент времени может узнать о том, сколько денег находится на его счете.

В-пятых, важное преимущество формирования накопительной части трудовой пенсии через НПФ - возможность ее наследования после смерти застрахованного лица. Трудовые пенсии по старости, выплачиваемые ПФР, унаследовать невозможно. При переходе в НПФ такая возможность появляется.

Риски

Как считают большинство аналитиков, работа с НПФ сопряжена с большими рисками в силу того, что средства пенсионных накоплений переходят из собственности государства в собственность НПФ, а также меньшей прозрачности НПФ. Кроме того, для управления пенсионными накоплениями НФП привлекаются частные управляющие компании, и потенциальная доходность от управления будет ниже за счет вознаграждения управляющим компаниям и самому НПФ. В этой связи можно сделать следующий комментарий.

Учредители НПФ не могут направлять средства, находящиеся в собственности НПФ, на какие-то иные цели и виды

5 Рэнкинг отражает места 29 НПФ по итогам управления пенсионными накоплениями граждан; составлен на основе данных о доходности.

6 http://hpf.investfunds.ru/ratings

7 ПФР перечисляет в управляющую компанию пенсионные накопления всех застрахованных лиц, пожелавших, чтобы их пенсионные накопления инвестировала данная управляющая компания, НПФ работает со средствами пенсионных накоплений каждого конкретного застрахованного лица.

деятельности, кроме уставной. Таким образом, весь сформированный доход будет направлен на увеличение пенсионных накоплений застрахованных лиц. На средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, не может быть обращено взыскание по долгам НПФ (за исключением долгов перед застрахованными лицами), вкладчиков, страхователя, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников. К ним не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

Следующий комментарий связан с актуарным оцениванием. НПФ должны отчетливо представлять, какие суммы данный фонд может инвестировать, во что инвестировать, на какой срок, а также учитывать доходность этих вложений. Нужно учитывать имеющиеся обязательства перед пенсионерами и необходимость будущих выплат. Кроме того, для разных клиентов НПФ предлагает разные пенсионные схемы. Все это требует услуг специалистов, которые на основании различных методик оценивают соотношение между активами фонда и его обязательствами. Таких специалистов называют актуариями. Они проводят актуарную оценку деятельности НПФ, в которой отражается его долгосрочная устойчивость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность НПФ подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное заключение - это результаты оценивания принятых НПФ обязательств (в том числе и перед застрахованными лицами), а также актуарной стоимости средств пенсионных накоплений. Актуарное заключение представляется НПФ в ФСФР России не позднее 30 июля каждого года.

Ежегодно по итогам финансового года НПФ обязаны проводить и независимую аудиторскую проверку. Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, бухгалтерской отчетности НПФ, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений и др. Аудиторское заключение представляется НПФ в ФСФР России.

Риски, связанные с функционированием НПФ, можно существенно снизить путем диверсификации вложений в несколько управляющих компаний, то есть, попросту говоря, если не складывать «все яйца в одну корзину».

Шаги навстречу

Что же нужно сделать будущему пенсионеру, чтобы получить возможность использовать преимущества, которые обеспечивают застрахованным лицам НПФ?

Прежде всего, необходимо отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и перейти в НПФ. Застрахованное лицо самостоятельно выбирает НПФ из числа тех, которые имеют право осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. (Ознакомиться со списком НПФ, включенных в систему обязательного пенсионного страхования, можно, например, на официальном сайте ФСФР России в сети Интернет -http: //www.ffms.ru).

Далее предстоит выбор из более чем сотни кандидатов, имеющих право осуществлять обязательное пенсионное страхование. Чтобы не ошибиться и сделать грамотный выбор, НПФ необходимо оценить по различным критериям, характеризующим его деятельность. При этом, пожалуй, основополагающими критериями должны быть надежность и стабильность НПФ, а также эффективность деятельности НПФ за все время его существования.

Надежность НПФ - это гарантия выполнения обязательств НПФ перед клиентами. В принципе надежность НПФ можно оценить так.

Во-первых, опыт работы в области негосударственного пенсионного обеспечения, прежде всего, с момента первой выплаты негосударственных пенсий. Здесь следует уточнить количество участников НПФ, а также динамику увеличения или уменьшения их количества. Оценить следует и уровень профессионализма персонала НПФ. Работники НПФ должны иметь соответствующую квалификацию, определенный стаж на рынке негосударственного пенсионного обеспечения.

Во-вторых, состав учредителей - он может свидетельствовать о близости НПФ к ведущим финансово устойчивым предприятиям, финансовым компаниям, а значит, наряду с количеством крупных учредителей, подтверждать его надежность.

В-третьих, размер пенсионного и страхового резервов. Общий объем пенсионных резервов характеризует масштаб деятельности НПФ, обеспечивает его платежеспособность перед своими клиентами. Это свидетельствует о надежности НПФ, обеспечивает защиту прав участников и застрахованных лиц НПФ.

В-четвертых, размер имущества НПФ, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, который подтверждает его финансовую состоятельность, обеспечивает устойчивость при наступлении неблагоприятных обстоятельств, а также позволяет в ходе работы НПФ использовать совершенные технологии, оборудование и т. д.

В-пятых, репутация НПФ на рынке. Оценка по данному критерию осуществляется на основании данных об имевших место приостановлениях действия лицензии на осуществление деятельности, а также дефицита, выявленного на основании актуарного оценивания, либо убыточного баланса.

В-шестых, диверсификация инвестиционного портфеля НПФ. Оценивается степень распределения рисков между различными инвестиционными программами НПФ. Вкладывая деньги в различные финансовые инструменты, которые обладают разной надежностью и разным уровнем риска, НПФ как бы «страхует» свои активы. Для оценки этого критерия необходимо знать, в какие управляющие компании вкладываются деньги вкладчиков и какова структура инвестиционного портфеля, предлагаемого управляющей компанией.

В-седьмых, членство в профессиональных объединениях. Это обеспечивает дополнительные гарантии выполнения обязательств НПФ перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами. Если за деятельностью НПФ осуществляют контроль не только различные государственные органы, но и профессиональные ассоциации, это служит дополнительным признаком надежности.

Еще один важный ориентир при выборе НПФ - эффективность работы за время его существования. Это - гарантия,

что НПФ распоряжается средствами пенсионных накоплений надлежащим образом, обеспечивая их сохранение и прирост в соответствии с общерыночным уровнем доходности. Эффективность деятельности НПФ определяется на основании различных критериев: роста доли НПФ на рынке негосударственного пенсионного обеспечения и государственного пенсионного обеспечения, успешности инвестиционной политики НПФ и доверия со стороны клиентов8.

После оценки по различным критериям будущий пенсионер должен внимательно ознакомиться с документами выбранного им НПФ. Сделать это можно как непосредственно в офисе НПФ, так и на официальном сайте НПФ в Интернете. У НПФ должны быть лицензия, правила НПФ, составленные и утвержденные в соответствии с законодательством. Помимо того, должны быть определены порядок формирования пенсионных накоплений и условия выплаты дополнительной пенсии. Также желательно узнать, с каким специализированным депозитарием и управляющими компаниями работает данный НПФ.

Когда будущий пенсионер окончательно определится с выбором, ему потребуется заключить договор обязательного пенсионного страхования с этим НПФ. Для этого нужно лично явиться в офис НПФ. Выполнив все формальности и заключив договор, застрахованное лицо должно передать в ПФР заявление о переходе из ПФР в НПФ. Сделать это можно только один раз в год не позднее 31 декабря текущего года.

Застрахованное лицо может передать заявление в ПФР одним из следующих способов: лично явившись в территориальный орган ПФР; лично явившись в орган (организацию), с которым ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей; по почте или с курьером (установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществляется нотариусом или иным образом).

8 Информацию об основных показателях деятельности НПФ можно найти на страницах специализированных изданий (например, журналы «Пенсионные фонды и инвестиции» и «Пенсия»), деловых СМИ («Коммерсантъ», «Коммерсантъ-Деньги», «Ведомости») и в сети Интернет (например, на сайте http:// www.pensionreform.ru или http://www.investfunds.ru), где публикуются различного рода аналитические материалы, а также рэнкинги НПФ.

В дальнейшем застрахованное лицо имеет право перейти из одного НПФ в другой, самостоятельно выбирая новый НПФ, а также из НПФ в ПФР.

Вместо заключения

По оценкам экспертов Счетной палаты РФ, в 2007 г. дефицит бюджета ПФР (страховой части) достигнет 88 млрд руб. (против 74,5 млрд руб. в 2006 г.), а к 2015 г. он, по расчетам Минфина РФ, превысит 500 млрд руб. (около 2% ВВП). Накопительная часть бюджета ПФР, так же, как и страховая, по большому счету, не соответствует своему названию.

Доходность, которую демонстрирует государственная управляющая компания (ВЭБ), ниже уровня инфляции (5,67%) и значительно уступает доходности, показываемой большинством частных управляющих компаний, а также НПФ. Вместе с тем, как это ни парадоксально, будущие пенсионеры не спешат переводить пенсионные накопления в эти финансовые институты: по-прежнему около 95% средств пенсионных накоплений находятся под управлением ВЭБа, то есть только около 5% россиян сознательно работают со своими будущими пенсиями, инвестируя денежные средства через частные управляющие компании и НПФ. Отчасти это связано с недоверием граждан к каким бы то ни было финансовым инструментам после кризиса 1998 г. и предшествующих годов.

Но возможность увеличения государственной пенсии до более приемлемого уровня со временем приведет к массовому обращению населения в частные финансовые институты, в том числе и в НПФ. Перетоку пенсионных накоплений из ВЭБа в частные управляющие компании и НПФ могут поспособствовать и действия органов государственной власти, которые, констатируя все возрастающий дефицит ПФР и низкую эффективность управления пенсионными накоплениями ВЭБом, могут принять решение в безусловном порядке перевести пенсионные накопления из ВЭБа в наиболее надежные частные управляющие компании и НПФ. Именно такой вариант предусматривают, в частности, предложения Минфина РФ, МЭРТ РФ и ФСФР России, которые активно обсуждаются на правительственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.