Научная статья на тему 'РОЛЬ ТРАНСПОРТА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ'

РОЛЬ ТРАНСПОРТА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ / АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чижова Л.А.

В статье приведен анализ данных статистики по транспорту Архангельской области, результаты которого позволяют говорить о значительной роли транспорта региона в формировании и развитии его транспортной системы. Часть территорий Архангельской области относится к Арктической зоне РФ, в связи с чем, принятие решений по развитию транспортной системы региона должно коррелироваться с целями и задачами Транспортной стратегии РФ и Стратегии развития Арктической зоны РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чижова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТРАНСПОРТА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ»

будет легко усваиваема - «ничего лишнего, только самое нужное», поэтому использование сайта не будет составлять труда у людей преклонного возраста, инвалидов и просто неопытных пользователей. Ведь именно на это должна быть нацелена социальная политика!

Подводя итог вышесказанному, при уделении внимания власти регионов на пропаганду использования электронных гос.услуг, посещаемость такого портала ПФР будет резко увеличена.

Во-первых, за счет молодого поколения, обращающегося в ПФР для получения СНИЛС на детей и лиц, обращающихся по поводу материнского капитала, они составляют 26% всех обращений.

Во-вторых, благодаря автоматической настройки портала под конкретного человека (увеличение шрифта, голосовое управления) порталом смогут пользоваться люди с ограниченными способностями.

И, в-третьих, автоматически настроенный интерфейс портала будет понятен пенсионерам, уйдет боязнь пользоваться интернет услугами. С каждым годом число информационно образованных пенсионеров будет расти.

Использованные источники:

1. Агеева Е. В. Пенсионный фонд России / Е. В. Агеева. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. — 111 с.

2. Вдовенко Л. А. Информационная система России: прошлое, настоящее и будущее / Л. А. Вдовенко // Информационные ресурсы России. — 2006. — №2. — С. 37-39.

3. Суетен Д. Е. Пенсионный фонд проанализировал итоги и перспективы развития российской пенсионной системы / Д. Е. Суетен // Юридический консультант. — 2011. — № 2. — С. 18-37

Чижова Л. А., к.э.н. доцент, старший научный сотрудник ФГБУНАрхангельский научный центр УрО РАН

доцент

кафедра экономики и управления на предприятии НОУВПО Северный институт предпринимательства

Россия, г. Архангельск РОЛЬ ТРАНСПОРТА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ

Аннотация: В статье приведен анализ данных статистики по транспорту Архангельской области, результаты которого позволяют говорить о значительной роли транспорта региона в формировании и развитии его транспортной системы. Часть территорий Архангельской области относится к Арктической зоне РФ, в связи с чем, принятие решений по развитию транспортной системы региона должно коррелироваться с

целями и задачами Транспортной стратегии РФ и Стратегии развития Арктической зоны РФ.

Ключевые слова: Арктическая зона РФ, Архангельская область, транспортная система, транспортная стратегия, транспортная инфраструктура.

Сегодня одной из приоритетных задач реализации государственной политики в Арктической зоне РФ является создание и развитие транспортной инфраструктуры, что предусмотрено «Транспортной стратегией РФ до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 №1734-р и «Стратегией развития Арктической зоны РФ до 2020 года» [1, 2]. В качестве одной из основных проблем, решение которых планируется в рамках реализации Транспортной стратегии, названо то, что: «Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно. Накопились значительные различия в отношении уровней технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежной железнодорожной, автомобильной и трубопроводной инфраструктуры, а также тыловой терминальной и складской инфраструктуры» [1]. Кроме того в Стратегии отмечена важная роль развития Северного морского пути, прежде всего для осуществления коммерческих перевозок, с созданием соответствующей инфраструктуры в Арктическом бассейне.

В данной связи возникает необходимость создания единой транспортной системы Арктической зоны РФ, основу которой составит транспортная инфраструктура территорий, определенных Указом Президента РФ от 02.05.2014г. № 296 [3].

Часть территорий Архангельской области, а именно территории муниципальных образований Архангельской области: «Город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск», относятся к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации.

Совокупность всех видов транспорта, действующих на территории Архангельской области, образует региональную транспортную систему, которая обеспечивает все виды перевозок в регионе и оказывает существенное влияние на эффективность развития экономики области, социальные и культурные особенности жизни населения.

Северный морской путь (СМП) связывает северо-западные российские порты (Мурманск, Архангельск и другие) с Сибирью и Дальним Востоком России. Он может стать важнейшей частью кратчайшего морского пути

между странами Северной Европы с одной стороны и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, США (Аляска) и Канадой с другой (СевероВосточный проход, Северный морской коридор). Для его эффективного функционирования требуется, по крайней мере, восстановить и модернизировать существующую инфраструктуру, в первую очередь, обеспечить строительство нового поколения атомных ледоколов и модернизацию существующих.

В 2013 году в Архангельской области морским транспортом перевезено 1204,3 тыс. т грузов, в том числе в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности - 107,8 тыс. т. Грузооборот морского транспорта в 2013 году составил 4494,3 млн. т.км. Внутренним водным транспортом в 2013 году отправлено 2690 тыс. т грузов, грузооборот внутреннего водного транспорта составил 866,3 млн. т.км. Отправлено пассажиров - 1134,1 тыс. чел., пассажирооборот за 2013 год составил 6701,5 тыс. пасс. км.

На территории Архангельской области расположены Архангельское (железные дороги Коноша-Архангельск, Обозерский-Онега-Беломорск, Архангельск-Карпогоры-Вендинга), Сольвычегодское (железные дороги Коноша-Котлас-Микунь, Удимский-Великий Устюг, Котлас-Луза), часть Вологодского отделения Северной железной дороги (Коноша-Вожега). Эксплуатационная длина железнодорожных путей региона составляет 1767 км. Новое железнодорожное строительство в Архангельской области предусматривается основными направлениями Стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года [4].

В 2012 году24 по территории области железнодорожным транспортом перевезено 11,62 млн. тонн грузов (69,5% от общего объема грузоперевозок) и 4,42 млн. пассажиров (4,2% в структуре перевозок транспортом общего пользования). При этом поездами дальнего сообщения перевезено 2,26 млн. пассажиров, пригородного сообщения - 2,16 млн. [5].

Существующая сеть автомобильных дорог Архангельской области сформировалась исторически под влиянием географического положения региона, особенностей освоения его территории и расселения населения, размещения и развития производительных сил и развивалась в основном в меридиональных и субмеридианальных направлениях. Конфигурация дорожной сети региона в основном соответствует существующему размещению и уровню развития отраслей промышленности и сельского хозяйства, но при этом не ориентирована на тесное взаимодействие отдельных территорий, создает ограничения для социально-экономического и градостроительного развития региона.

По территории Архангельской области проходит участок федеральной трассы М-8 (Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск), его протяженность

24 - данные за 2013 год по ж/д транспорту не выделены

составляет 533,7 км.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области протяженность автомобильных дорог общего пользования в Архангельской области составляет 18776,6 км (в том числе в НАО - 289,6 км), 62,6% из них - это дороги с твердым покрытием. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 19,9 км на 1000 кв.км. территории [5].

На территории области имеются также ведомственные и частные автодороги, их общая протяженность составляет 1,94 тыс. км, в том числе -1,37 тыс. км - с твердым покрытием. На 01.01.2013 года парк автомобильного транспорта составлял 327,7 тыс. ед., в том числе: грузовые автомобили - 14,3%, автобусы - 2,5%, легковые автомобили - 83,2%. По данным статистического учета за 2013 год автомобильным транспортом перевезено 18036,9 тыс. т грузов, грузооборот составил 791,5 млн. т.км. По маршрутам общего пользования перевезено 59148,6 тыс. пассажиров, пассажирооборот составил 497,3 млн. пасс. км, расписание пассажирских перевозок автобусами на маршрутах общего пользования выполнено на 93,3%.

Воздушным транспортом в 2013 году перевезено 813 тыс. пассажиров, а также 3,59 тыс. т грузов и почты. При этом из аэропортов области отправлено 536,1 тыс. пассажиров и 2,98 тыс. т грузов и почты. Предельный пассажирооборот воздушного транспорта составил 1367,6 млн. пасс. км, фактический - 1005,5 млн. пасс. км, использование пассажировместимости -73,5%. Предельный тоннокилометраж составил 161 млн. т. км, фактический -94,3 млн. т. км, загруженность - 58,6%. Из 13,8 тыс. отправлений (прибытий) воздушных судов 17,6% выполнено с опозданием, среднее время опоздания одного рейса составляет 2,9 часа (в том числе на рейсах в страны дальнего зарубежья - 1,2 часа).

Отметим, что в 2013 году среди субъектов, территории которых полностью или частично относятся к Арктической зоне РФ, Архангельская область и Ненецкий автономный округ имели самые низкие доли убыточных организаций в сфере транспорта; по показателю перевезенных транспортом грузов и грузообороту транспорта Архангельская область находилась на четвертом месте; по количеству перевезенных пассажиров транспортом общего пользования и по перевезенным грузам автомобильным транспортом Архангельская область заняла одну из ведущих позиций (второе место после Красноярского края). По грузообороту автомобильного транспорта Архангельская область в 2013 году занимала первое место среди остальных субъектов Арктической зоны РФ, при этом имея более низкие показатели по числу дорожно-транспортных происшествий, чем Красноярский край и Республика Коми (см. таблица 1).

При освоении территорий Арктической зоны РФ важно учитывать их особенности. Так, например, в отношении Архангельской области необходимо иметь в виду наличие значительных по площади территорий, слабо связанных в транспортно-коммуникационном отношении, с отсутствием круглогодично действующих автодорог. Это самым серьезным образом должно сказываться на оценке перспектив развития транспортной инфраструктуры этих территорий, планировании к реализации соответствующих мероприятий.

Таблица 1 - Показатели статистики Арктической зоны РФ в 2013 году*

по транспорту субъектов

и о

со

сР -

о ас

<и со и И и л и

ч л ч

ой

н л о с

а ю

5 о

6 э

Н Б

£ 2

2 о

О ы

Ю й

г~1 т1 О ас ^ ас

со О, О

и н

ю о

^ о

к Р

й д- ас

Й О «

о 2

О о

К Н ЗС

и Л Й

со О Ю

т ^ О

Я О СО

^ ас л Дне

и

ч

о н л о ас

о

ас й

ю о

^ й ср л

и о ас

и

со Ю и О

ю а «и ®

сР 2

.й!

о ч ас ю

X и о

И

«

ас а й

СО

ас ас Й и

л и о ч

о и о ас л

ч .

я 2

^ И

0 II

1 н

И Й

Я ^

Л н

а о ас

о

- - ас й ер -Н Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

со

а ч

ас ^

И 2

о л

ас н

ас °

й 2 л

Н й

о к

ас >ас

о л о ч о ч о

ас

Л й

ас ас

Мурманская область

33,7

32,5

82,3

4,5

620

118,9

Ненецкий автономный округ_

0,21

0,03

3,4

2,1

76

121,2

25

Архангельская область (без НАО)_

16,5

5,6

101,0

52,8

4150

177,4

Республика Коми

190,6

198,0

73,3

34,2

1373

181,9

Ямало-Ненецкий автономный округ_

12,6

0,52

26,8

42,4

2347

123,6

Красноярский край_

140,8

73,6

203,5

126,8

3447

182

Республика Саха (Якутия)_

13,9

1517

107,4

Чукотский автономный округ_

1,4

0,05

0,56

1,3

32

61,2

* Составлено автором по официальным данным Росстата [6].

Анализ данных статистики по транспорту Архангельской области показывает значительность его роли в формировании и развитии транспортной системы региона. Поэтому каждый регион, территории

которого полностью либо частично относятся к территориям Арктической зоны РФ, должен принимать обоснованные решения по развитию своей транспортной системы в соответствии с целями и задачами Транспортной стратегии РФ и Стратегии развития Арктической зоны РФ.

Использованные источники:

1. Транспортная стратегия РФ до 2030 года.

2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года.

3. Указ Президента РФ от 02.05.2014г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».

4. Стратегия развития железнодорожного транспорта России до 2030 года.

5. Архангельская область без Ненецкого автономного округа в цифрах. 2013: краткий статистический сборник / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Арханг. обл. - Архангельск, Архангельскстат: 2014. - 238 с.

6. Федеральная служба государственной статистики - официальный сайт http: //www.gks .га/

Чуклина С.А., к.э.н.

доцент Костенко Е.А. студент 4го курса Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. Д.Н. Прянишникова

Россия, г. Пермь

СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье предпосылки возникновения инвестиционного кризиса в России, а также процессы способствующие его развитию и усугублению. Сравнивается процентный объем внутренних инвестиций от ВВП Российской Федерации и других стран.

Ключевые слова: инвестиции, кризис, инфляция, капитальные вложения, капитал.

Экономическая теория и мировая хозяйственная практика свидетельствуют, что инвестиционный кризис - это не чужеродное явление экономической политики, а ее внутренний элемент и органический результат. Истоки этого феномена на современном этапе лежат в стабильно низкой эффективности инвестиций в советской экономике. Особую роль сыграло также отсутствие мотиваций инвестирования, недонакопление средств практически всеми группами инвесторов и существенное изменение структуры инвестиций в сторону сокращения доли централизованных государственных вложений, несоответствие организационной структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.