Научная статья на тему 'Автографы членов семьи Романовых в Петербургской консерватории'

Автографы членов семьи Романовых в Петербургской консерватории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ST PETERSBURG CONSERVATORY / РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN MUSIC SOCIETY / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ СЕМЬЯ / ROYAL FAMILY / РОМАНОВЫ / THE ROMANOVS / АВТОГРАФ / AUTOGRAPH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сквирская Тамара Закировна

В библиотеке и музее Петербургской консерватории хранятся автографы и другие документы представителей императорской фамилии, датируемые XVIII — началом XX века. Значительная часть этих материалов связана с августейшими председателями Русского музыкального общества. В статье дается обзор документов — в их числе письма, нотные рукописи, телеграммы, протоколы, дипломы, — отражающих различные страницы истории РМО и Петербургской консерватории и деятельность Романовых как ценителей и покровителей искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Сквирская Тамара Закировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Romanov family memorabilia in the collections of the library and the museum of the St Petersburg Conservatory

Tamara Skvirskaya describes documents in the collections of the library and the museum of the St Petersburg Conservatory related to the Romanov family. The dates of these documents range from the 18 th to the 20 th century and some of them are in the handwriting of the royal family members. The documents show the Romanovs as connoisseurs and benefactors of music and shed light on their connection with the Russian Music Society.

Текст научной работы на тему «Автографы членов семьи Романовых в Петербургской консерватории»

К 400-летию Дома Романовых

Тамара Сквирская

Автографы

членов семьи Романовых в Петербургской консерватории

В библиотеке и музее Петербургской консерватории хранятся автографы и другие документы представителей императорской фамилии, датируемые XVIII — началом XX века. Значительная часть этих материалов связана с августейшими председателями Русского музыкального общества. В статье дается обзор документов — в их числе письма, нотные рукописи, телеграммы, протоколы, дипломы, — отражающих различные страницы истории РМО и Петербургской консерватории и деятельность Романовых как ценителей и покровителей искусства.

Ключевые слова: Санкт-Петербургская консерватория, Русское музыкальное общество, российская императорская семья, Романовы, автограф.

Документы Романовых, хранящиеся в фондах Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова — в Научной музыкальной библиотеке и в Музее истории консерватории,— охватывают период от середины XVIII до начала XX века. Значительная часть этих материалов связана с августейшими покровителями Русского музыкального общества и Петербургской консерватории (состоявшей в ведении Общества с 1862 по 1918 год) 1 Однако есть и более ранние документы членов императорской фамилии. Среди них — грамота императрицы Елизаветы Петровны с ее личной печатью, находящаяся в музее,

1 См.: Финдейзен Н. Ф. Очерк деятельности С.-Петербургского отделения ИРМО (18591909). СПб. : Тип. Глав. упр. уделов, 1909; Константиновские Чтения — 2009. К 150-летию Русского музыкального общества / Сост. и ред. И. Ф. Безуглова. СПб., 2010.

в личном фонде Н. И. Зарембы (директора консерватории в 1867-1871 годах) и данная его деду Александру Зарембе в 1746 году 2.

Другие документы XVIII века представляют собой уникальное собрание нотных рукописей 3 (в однотипных цветных картонных обложках с фигурными наклейками), которое предположительно принадлежало Великому князю Петру Федоровичу (впоследствии — император Петр III), внуку Петра I. Большая часть из этих рукописей — отдельные голоса (партии) сочинений Франческо Арайи и других придворных композиторов, причем сочинений, порой не представленных в каких-либо других

4

источниках .

Петр Федорович (1728-1762; император в 1761-1762) известен как скрипач-любитель, он участвовал в постановках опер, в придворных концертах, исполняя партию первой скрипки. На ряде партий из рассматриваемого собрания рукописей имеется надпись: «Для Его Императорского Высочества» (на французском языке), и это партии первой скрипки. Можно заключить, что именно по этим экземплярам играл Петр Федорович во дворцах Петербурга или Ораниенбаума. Среди представленных в рукописях сочинений — опера Арайи «Сципион», сочиненная в 1745 году по случаю бракосочетания Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). В ее исполнении, судя по надписи на партии первой скрипки, участвовал сам Великий князь. Кантата Арайи «Пророчествующая Урания», также входящая в это собрание, была исполнена в Ораниенбауме в 1757 году по случаю именин Петра Федоровича.

Еще один интересный рукописный экземпляр — партитура четырех хоров Г. Ф. Раупаха (служил в качестве придворного капельмейстера в 1758-1762 и 1768-1778 годах). На верхней крышке изящного кожаного переплета имеется тисненый суперэкслибрис с латинскими инициалами «РР» 5. Эти инициалы известны в качестве одного из владельческих экслибрисов Великого князя Павла Петровича — будущего императора Павла I. В рукописи указана дата: 1771 год.

2 Музей истории СПбГК. См.: Алексеев-Борецкий А. А. Николай Иванович Заремба. СПб. : Береста, 2011. С. 225. Благодарю Андрея Александровича Алексеева-Борецкого за консультации по материалам Музея истории СПбГК.

3 Научно-исследовательский отдел рукописей Научной музыкальной библиотеки СПбГК (НИОР СПбГК).

4 О некоторых из этих рукописей см.: Сквирская Т. З., Сомов В. А. Материалы зарубежных музыкантов в отделе рукописей библиотеки С.-Петербургской консерватории // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международной конференции / Сост. И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. М., 2000. С. 219.

5 НИОР СПбГК. Ед. хр. 4595.

Материалы второй половины XIX — начала XX века связаны в основном с документацией консерватории и Русского музыкального общества. С самого начала истории РМО пост его председателя занимал член царствующей фамилии. Все августейшие председатели РМО были истинными ценителями и покровителями музыкального искусства 6, начиная с первого председателя и одного из создателей РМО Великой княгини Елены Павловны (супруги сына императора Павла I — Великого князя Михаила Павловича). В НИОР СПбГК хранится письмо А. Г. Рубинштейна Великой княгине Елене Павловне от 28 мая 1865 года 7.

Следующим после Елены Павловны председателем Русского музыкального общества (с 1873 года) был Великий князь Константин Николаевич Романов (сын императора Николая I); при нем общество получило титул «Императорского» (ИРМО). Подписи-автографы Константина Николаевича имеются на грамоте, свидетельствующей об избрании Н. И. Зарем-бы почетным членом ИРМО, а также на одном из протоколов заседания Художественного совета Петербургской консерватории 8. Сохранилась также телеграмма Константина Николаевича на имя графа А. А. Боб-

9

ринского .

Супруга Константина Николаевича — Великая княгиня Александра Иосифовна — сменила его на посту председателя ИРМО после его смерти, в 1892 году, но еще ранее начала выполнять обязанности его заместителя; сложила с себя полномочия председателя в 1908 году. Резолюции Александры Иосифовны Романовой сохранились на протоколе заседания Художественного совета от 31 мая 1891 года (см. ил. 1)10, а также на эскизе плафона Малого зала консерватории, выполненном художником А. П. Ря-бушкиным («Утверждаю. Александра») ". Две имеющиеся в консерватории телеграммы Александры Иосифовны адресованы А. Г. Рубинштейну 12 и А. К. Глазунову

6 См.: Моисеев Г. А. Августейшее музицирование и покровительство музыке в России (вторая половина XIX века) // Вестник истории, литературы, искусства: альманах / Гл. ред. И. Х. Урилов; Отделение ист.-филол. наук РАН. М., 2013. Т. 9. С. 251-270.

7 НИОР СПбГК. Ед. хр. 5582. Публикацию письма см.: Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3 т. / Сост., текстол. подготовка, комм. и вступ. статья Л. А. Баренбойма. Т. 2. М., 1984. С. 140-141.

8 Оба документа — в Музее истории СПбГК. Воспроизведение грамоты см.: Санкт-Петербургская консерватория: Документы и материалы из фондов библиотеки и Музея. Т. 1. СПб., 2002. С. 55.

9 НИОР СПбГК. Ед. хр. 8260.

10 Музей истории СПбГК.

11 Музей истории СПбГК. См.: Санкт-Петербургская консерватория: Документы и материалы из фондов библиотеки и Музея. Т. 1. С. 98-99.

12 НИОР СПбГК. Ед. хр. 8261.

13 НИОР СПбГК. Ед. хр. 6072. Л. 23.

Александра Иосифовна, как и ее супруг, любила музицировать и сама сочиняла музыку. В библиотеке Петербургской консерватории сохранились пять музыкальных произведений августейшей сочинительницы: «Титан», «Болеро», «Скорый марш», Кантата, Псалом (изданные партитуры) 14, а Псалом также в виде рукописной партитуры

«Титан» предназначен для симфонического оркестра, «Болеро» и «Скорый марш» — для духового. Кантата и Псалом написаны на стихи самой Александры Иосифовны и предназначены для солистов, смешанного хора, симфонического оркестра и органа 16. Сочинения Великой княгини исполнялись на концертах в Мраморном дворце, Павловском вокзале, входили в репертуар Придворного оркестра; одно из сочинений Великой княгини (симфоническая поэма «Титан») исполнялось во время коронационных торжеств в Москве в 1896 году. Отметим также, что в отделе нотной литературы библиотеки СПбГК недавно обнаружено издание с владельческой печатью Александры Иосифовны — еще один «осколок» великокняжеских библиотек семьи Романовых

Сын двух председателей ИРМО, Константина Николаевича и Александры Иосифовны — Великий князь Константин Константинович (известный в качестве поэта «К. Р.» — Константина Романова) был вице-председателем ИРМО с 1897 по 1908 год. С конца 1890-х Александра Иосифовна тяжело болела, и Константин Константинович фактически выполнял обязанности председателя ИРМО.

Его подписи-автографы имеются в различных документах: в личном деле А. К. Глазунова («Утверждаю. Константин» — А. К. Глазунов, выбранный директором консерватории в конце 1905 года, был утвержден в этой должности К. К. Романовым) 1®; в адресе, поднесенном А. К. Глазунову в 1907 году по случаю юбилея его творческой деятельности в дипломах на звание свободного художника, которые выдавались лицам, окончившим консерваторию .

14 Отдел нотной литературы НМБ СПбГК. Ед. хр. 213317, 213319, 213321-213323. На ил. 2 см. титульный лист «Болеро» для духового оркестра.

!5 НИОР СПбГК. Ед. хр. 4361. См. ил. 3.

'6 Подробнее о сочинениях Александры Иосифовны см.: Сквирская Т. З. Великая княгиня Александра Иосифовна — председатель Русского музыкального общества (18921908) // Мшкш: Вестник СПбГК. 2009. № 5 (18). С. 23-26.

17 Экземпляр обнаружен в отделе нотной литературы библиотеки СПбГК А. А. Алек-сеевым-Борецким.

1® НИОР СПбГК. Ед. хр. 6072. Л. 14. См. ил. 4. " Музей истории СПбГК.

2° В Музее истории СПбГК хранится диплом пианистки О. К. Калантаровой, а в НИОР СПбГК (ед. хр. 8263) — диплом гобоиста Н.-Э. Х. Кристерсона; оба документа с автографом Константина Константиновича Романова, расписавшегося за председателя ИРМО.

ашоп^еп а^Шз

Л1С№А5

('ПНИНЫ' |>ЛГ

(¡пии^ Пш^якг 1Сими*

РАнттои ат РЕТЕШик^иоитл

Ил. 2. Великая княгиня Александра Иосифовна. «Болеро». Титульный лист издания партитуры. СПб. : А. Иогансен, б. г. Отдел нотной литературы НМБ СПбГК. Ед. хр. 213317

Ил. 3. Великая княгиня Александра Иосифовна. Псалом. Титульный лист рукописной партитуры. НИОР СПбГК. Ед. хр. 4361. Л. 1

Ил. 4. Доклад об утверждении А. К. Глазунова в должности директора Петербургской консерватории с резолюцией Великого князя Константина Константиновича. 7 декабря 1905 г. НИОР СПбГК. Ед. хр. 6072. Л. 14

Хранящаяся в НИОР СПбГК телеграмма Великого князя Константина Константиновича адресована князю А. Д. Оболенскому 21. В библиотеке консерватории имеется также раритетный нумерованный экземпляр издания драмы К. Р. «Царь Иудейский» 22, музыку к которой в 1913 году сочинил А. К. Глазунов 23.

Последним председателем ИРМО (в 1909-1918 годах) была принцесса Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская, правнучка императора Павла I, внучка первого председателя Общества Великой княгини Елены Павловны. Ее деятельность запечатлена в нескольких документах, сохранившихся в НИОР СПбГК. Это четыре письма к ней С. В. Рахманинова, занимавшего официальный пост ее помощника по музыкальной части (на одном из его писем есть приписка Елены Георгиевны, см. ил. 5)24; два ее письма А. К. Глазунову 25, телеграммы О. О. Палечеку 26 и Н. В. Арцыбушеву 27. В составе поступившего в НИОР СПбГК весной 2013 года архива композитора и пианиста Владимира Дроздова находится диплом Петербургской консерватории, выданный в 1911 году его родственнице, пианистке Фанни Швейгер, за подписью принцессы Елены Саксен-Альтенбургской 2®.

В период председательства Елены Георгиевны ИРМО торжественно отмечало 50-летие (в 1909 году). С этим юбилеем ИРМО поздравил сам император Николай II, направивший в адрес августейшей председательницы Общества телеграмму (см. ил. 6). Телеграмма императора Николая II, датированная 17 декабря 1909 года, хранится в НИОР СПбГК в переплетенном сборнике телеграмм к юбилею ИРМО. Телеграмма написана рукой телеграфиста, принимавшего ее. Император послал ее из Севастополя, где он находился в декабре 1909 года со своей семьей на императорской яхте «Штандарт». Текст телеграммы следующий: «Прошу Ваше Высочество передать Императорскому русскому музыкальному обществу мои

21 НИОР СПбГК. Ед. хр. 8262.

22 Издание в настоящее время хранится в НИОР СПбГК.

23 См.: Брагинская Н. А. Музыка А. Глазунова к драме К. Р. «Царь Иудейский». На изломе творческой судьбы // Петербургские страницы русской музыкальной культуры: сб. ст. / Ред.-сост. Л. Г. Данько, Т. В. Брославская. СПб., 2001. С. 55-64; Кручини-на А. Н. «Проповедь добра, правды и красоты» // Мифы и миры Александра Глазунова: сб. науч. ст. / Ред.-сост. З. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб., 2002. С. 28-37.

24 НИОР СПбГК. Ед. хр. 2662-2665. См.: Михеева М. В. Архив С. В. Рахманинова в Петербурге как источник изучения творчества и биографии композитора. Тамбов; Ивановка, 2012. С. 73-82.

25 НИОР СПбГК. Ед. хр. 4189, 4190.

26 НИОР СПбГК. Ед. хр. 7052.

27 НИОР СПбГК. Ед. хр. 4321. Л. 7.

2® Архив был по инициативе А. А. Алексеева-Борецкого привезен в Петербург и подарен НИОР СПбГК Наташей Черний, внучкой Владимира Дроздова, проживающей в США.

Помощмнмъ па музыкальной члстн

Прелой тили

НМПЕРДТОРОНДГО Русшвго Муэынааьнаго

Ил. 5. Письмо С. В. Рахманинова принцессе Елене Георгиевне Саксен-Альтенбургской, с ее припиской на левом поле. 25 января 1912 г. НИОР СПбГК. Ед. хр. 2663

Ил. 6. Телеграмма императора Николая II принцессе Елене Георгиевне Саксен-Альтенбургской. 17 декабря 1909 г. НИОР СПбГК. Ед. хр. 6137. Л. 21

поздравления с днем празднования его полувековой деятельности и пожелания дальнейшего преуспеяния на пользу русского искусства. Нии 99

колай» .

Некоторые документы, хранящиеся в НИОР СПбГК, отражают деятельность других представителей императорской семьи. Это телеграмма Великой княгини Екатерины Михайловны (дочери Великой княгини Елены Павловны и внучки Павла I), адресованная директору консерватории К. Ю. Давыдову 30. Кроме того, имеется письмо профессору Петербургской консерватории Н. Ф. Соловьеву за подписью Великой княгини Александры Петровны, попечительницы Петербургского Совета детских приютов (ведомства учреждений императрицы Марии), на бланке Совета (см. ил. 7, подпись — «Александра П.») з\

Ее Императорское Высочество Александра Петровна Романова (18381900) — жена Великого князя Николая Николаевича (сына императора Николая I), хозяина Николаевского дворца (на нынешней площади Труда). Александра Петровна и по рождению сама имела отношение к династии Романовых, являясь правнучкой императора Павла I (внучкой Великой княгини Екатерины Павловны, дочерью принца Петра Ольден-бургского). Делом своей жизни Александра Петровна считала благотворительность. В частности, она основала Покровскую общину сестер милосердия и Покровскую больницу в Петербурге 32, Покровский женский монастырь в Киеве, куда Александра Петровна переселилась в 1881 году; в 1891 году приняла монашеский постриг с именем Анастасия. Недавно — в 2009 году—Великая княгиня Александра Петровна Романова была причислена Украинской православной церковью к местночтимым киевским святым.

Завершая обзор, необходимо упомянуть имеющийся в библиотеке Петербургской консерватории экземпляр драгоценнейшего издания, посвященного императорской фамилии: «Коронационного сборника» 33. Это роскошное двухтомное издание вышло в Петербурге в 1899 году малым тиражом и было посвящено состоявшейся в 1896 году коронации Николая II, последнего российского императора. В первый том помещены материалы и документы по истории коронационного обряда русских пра-

29 НИОР СПбГК. Ед. хр. 6137. Л. 21.

30 НИОР СПбГК. Ед. хр. 684.

31 НИОР СПбГК. Ед. хр. 2349.

32 Отметим, что несколько лет назад перед зданием Покровской больницы установлен бюст Великой княгини Александры Петровны.

33 НИОР СПбГК. Ед. хр. 7359-7360.

Ил. 7. Письмо Великой княгини Александры Петровны Н. Ф. Соловьеву. 19 ноября 1868 г. НИОР СПбГК. Ед. хр. 2349

вителей, начиная с Ивана Васильевича Грозного (1547); во втором томе описаны коронационные торжества 1896 года.

Огромный формат «Коронационного сборника», накладные посеребренные чеканные медальоны на верхних крышках переплета каждого тома, плотная тонированная бумага верже, золотые обрезы, множество цветных иллюстраций и элементов книжного декора, выполненных в красках с золотом по эскизам выдающихся художников (в их числе Н. С. Са-мокиш, Е. П. Самокиш-Судковская, С. И. Васильковский, А. Н. Бенуа, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, А. П. Рябушкин, В. А. Серов и др.) — все это создает ощущение царственной величественности. Этот шедевр отечественного книжного искусства достойно иллюстрирует завершение многовековой традиции венчания на царство российских государей.

Литература

1. Алексеев-Борецкий А. А. Николай Иванович Заремба. СПб. : Береста, 2011. 251 с.

2. Брагинская Н. А. Музыка А. Глазунова к драме К. Р. «Царь Иудейский». На изломе творческой судьбы // Петербургские страницы русской музыкальной культуры: сб. ст. / Ред.-сост. Л. Г. Данько, Т. В. Брославская. СПб., 2001. С. 55-64.

3. Константиновские Чтения — 2009. К 150-летию Русского музыкального общества / Сост. и ред. И. Ф. Безуглова. СПб., 2010. 248 с.

4. Кручинина А. Н. «Проповедь добра, правды и красоты» // Мифы и миры Александра Глазунова : сб. науч. ст. / Ред.-сост. З. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб., 2002. С. 28-37.

5. Михеева М. В. Архив С. В. Рахманинова в Петербурге как источник изучения творчества и биографии композитора. Тамбов ; Ивановка, 2012. 208 с.

6. Моисеев Г. А. Августейшее музицирование и покровительство музыке в России (вторая половина XIX века) // Вестник истории, литературы, искусства : Альманах / Гл. ред. И. Х. Урилов; Отделение ист.-филол. наук РАН. М. : Собрание, 2013. Т. 9. С. 251-270.

7. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3 т. / Сост., текстол. подготовка, комм. и вступ. статья Л. А. Баренбойма. Т. 2. М. : Музыка, 1984. 222 с.

8. Санкт-Петербургская консерватория: Документы и материалы из фондов библиотеки и Музея. Т. 1 / Гл. ред. Л. Г. Данько. СПб. : Фортэкс, 2002. 184 с.

9. Сквирская Т. З. Великая княгиня Александра Иосифовна — председатель Русского музыкального общества (1892-1908) // Мшкш: Вестник СПбГК. 2009. № 5 (18). С. 21-27.

10. Сквирская Т. З., Сомов В. А. Материалы зарубежных музыкантов в отделе рукописей библиотеки С.-Петербургской консерватории // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международной конференции / сост. И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. М., 2000. С. 217-230.

11. Финдейзен Н. Ф. Очерк деятельности С.-Петербургского отделения ИРМО (18591909). СПб. : Тип. глав. упр. уделов, 1909. 119 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.