Научная статья на тему 'Августейшие председатели Императорского Русского музыкального общества (1859-1917)'

Августейшие председатели Императорского Русского музыкального общества (1859-1917) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
296
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНОВЫ / ОБЩЕСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ROMANOVS / SOCIETY / CHARITY / MUSICAL CULTURE / PUBLIC LIFE / PUBLIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бахтин Виктор Викторович

Статья посвящена музыкальному обществу с момента его возникновения в 1859 году до ликвидации в 1918 году. В статье рассматриваются лидеры общества. Общество с момента организации находилось под опекой представителей династии Романовых. В 1868 году русское музыкальное общество было переименовано в Императорское. На протяжении всего своего существования его возглавляли высшие и знатные деятели российского государства, в частности, великая княгиня Елена Павловна, супруга Великого Князя Михаила Павловича, финансировавшая институты общества, князь Константин Николаевич, учредивший устав общества. Княгиня Александра, активно участвовавшая в музыкальной поддержке общества, княгиня Елена Георгиевна, поддерживавшая общество в трагическую военно-революционную эпоху. Охарактеризовав председателей общества, в статье показана их роль в становлении и развитии Императорского Русского музыкального общества. К работе общества были привлечены активные общественные деятели и талантливые музыканты. Великая княгиня Елена Павловна покровительствовала великому музыканту А. Г. Рубинштейну и княгине Елене Георгиевне Саксен-Альтенбургской. Все лидеры определили вектор развития общества и внесли свой вклад в развитие музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бахтин Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHAIRMEN OF THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY (1859-1917)

The article is devoted to the music society from the moment it arose in 1859 until its liquidation in 1918. The article discusses the leaders of society. Society since the organization was under the tutelage of representatives of the Romanov dynasty. In 1868, the Russian Musical Society was renamed the Imperial. Throughout its existence, it was headed by the highest and noble figures of the Russian state, in particular, Grand Duchess Elena Pavlovna, the wife of Grand Duke Mikhail Pavlovich, who financed the institutes of society, Prince Konstantin Nikolaevich, who founded the Charter of the company. Princess Alexandra, who actively participated in the musical support of society, Princess Yelena Georgievna, who supported society in the tragic military revolutionary era. Having characterized the chairmen of the society, the article shows their role in the formation and development of the Imperial Russian Musical Society. Active public figures and talented musicians were involved in the work of society. Grand Duchess Elena Pavlovna patronized the great musician A. G. Rubinstein and Princess Elena Georgievna Saxe-Altenburg. All leaders determined the vector of development of society and contributed to the development of musical culture.

Текст научной работы на тему «Августейшие председатели Императорского Русского музыкального общества (1859-1917)»

Дата публикации: 15 ноября 2019 DOI: 10.5281/zenodo.3533410

Исторические науки

АВГУСТЕЙШИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛИ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (1859-1917)

Бахтин Виктор Викторович1

1 Кандидат исторических наук, доцент, Воронежский государственный университет инженерных технологий, 394036, Россия, г. Воронеж, проспект Революции, д. 19, E-mail: vvbakhtin@rambler.ru

Аннотация

Статья посвящена музыкальному обществу с момента его возникновения в 1859 году до ликвидации в 1918 году. В статье рассматриваются лидеры общества. Общество с момента организации находилось под опекой представителей династии Романовых. В 1868 году русское музыкальное общество было переименовано в Императорское. На протяжении всего своего существования его возглавляли высшие и знатные деятели российского государства, в частности, великая княгиня Елена Павловна, супруга Великого Князя Михаила Павловича, финансировавшая институты общества, князь Константин Николаевич, учредивший устав общества. Княгиня Александра, активно участвовавшая в музыкальной поддержке общества, княгиня Елена Георгиевна, поддерживавшая общество в трагическую военно-революционную эпоху.

Охарактеризовав председателей общества, в статье показана их роль в становлении и развитии Императорского Русского музыкального общества. К работе общества были привлечены активные общественные деятели и талантливые музыканты. Великая княгиня Елена Павловна покровительствовала великому музыканту А. Г. Рубинштейну и княгине Елене Георгиевне Саксен-Альтенбургской. Все лидеры определили вектор развития общества и внесли свой вклад в развитие музыкальной культуры.

Ключевые слова: Романовы, общество, благотворительность, музыкальная культура, общественная жизнь, общественные организации.

I. ВВЕДЕНИЕ

В середине XIX века в России происходил активный процесс институционализации гражданского общества. Возникали многочисленные общественные объединения. Их становление было продиктовано в том числе и потребностями российского общества в духовной самореализации. Многие общества появились из художественных и музыкальных салонов, клубов, кружков. Подобные процессы были характерны и для любителей музыки. В Санкт-Петербурге в 1774 г. возник Музыкальный клуб [13. С. 2].

42

К началу XIX в. клуб распался, но в марте 1802 г. появилось Филармоническое общество с благотворительной целью, как касса музыкальных вдов.

Инициаторами выступили бароны А. А. Раль, Ф. Аделунг, несколько музыкантов Придворного оркестра. Учредители по примеру Венского Филармонического общества, намеревались, давая в год несколько больших концертов, собрать капитал, проценты с которого выплачивались бы в виде пенсий осиротевшим семьям членов общества[1. С. V]. В 1840 г. братья Виельгорские основали Симфоническое музыкальное общество, просуществовавшее до 1851 г. В 1850 г. князем А. Ф. Львовым учреждено «Концертное общество» [13. С. 6 ].

Одновременно в среде музыкальной общественности возникает идея создания общероссийского общества. Инициаторами выступили великая княгиня Елена Павловна, А. Г. Рубинштейн и другие. Русское музыкальное общество открылось в Санкт-Петербурге в 1859 г. Новое общество приняло устав и имущество Симфонического музыкального общества [13. С. 12 ]

Музыкальное общество станет яркой страницей в истории культуры второй половины XIX в. — до 1918 г., содействовавшее распространению музыкального просвещения и образования.

II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Данная статья опирается на традиционные методы историзма, научной объективности и системности. Они позволили изучить вопрос становления, развития и деятельность Русского музыкального общества и его отделений.

III. ТЕОРИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящее время различные общественные организации становятся объектом многочисленных научных публикаций. В дореволюционный период появились воспоминания и работы членов общества Н. Д. Кашкина [7]. А. И. Пузыревского [9, 11], Н. А. Маныкина-Невструева [5 ], Н. Ф. Финдейзена [13. Эти работы носили больше мемуарно-публицистический характер, но в тоже время авторы наметили подход к дальнейшему изучению накопленного опыта Русского музыкального общества и его отделений. Интерес сохранился и в советский период, однако в те годы умалчивалась тема покровительства обществу со стороны представителей императорской фамилии.

Отдельно отметим монографию Л.А. Баренбойма [2], сборник под редакцией Б. С. Штейнпресса [4]. В конце XX в. стали появляться фундаментальные труды, посвященные дореволюционной музыкальной культуре. Появились исследователи, изучающие деятельность Русского музыкального общества как в столицах, так и губернских центрах.

IV. РЕЗУЛЬТАТЫ

Русское музыкальное общество возникло в 1859 г. Оно с первых дней было под покровительством членов императорской фамилии.

26 ноября 1859 г. руководство обществом (комитет директоров) получил рескрипт великой княгини Елены Павловны следующего содержания: «Удовлетворяю вашему желанию, я исходатайствовала Высочайшее Государя Императора соизволение на состояние Русского Музыкального Общества под Моим покровительством. Извещаю Вас об этом, мне приятно уверить Вас, что сочувствую искренне развитию музыкального искусства на отечественной почве.

43

Я всегда буду содействовать успехам общества и полезным его стремлениям к поощрению возникающих дарований» [13. С.12].

Елена Павловна (1807-1873) до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, супруга великого князя Михаила Павловича.

Елена Павловна вносила ежегодно крупные взносы на содержание и развитие общества. Так в первый год существования она внесла 1000 руб. Александр II повелел «давать ежегодно в пользу общества по 500 руб. серебром [13. С.16 ].

Великая княгиня принимала деятельное участие в жизни общества. Она выделяла добавочные средства на содержание некоторых профессоров консерватории, на содержание 34 стипендий, на содержание столовой для малообеспеченных учеников и т.д. Всего она выделила более 11 600 руб. в год.

Для учреждения общества она привлекла талантливых помощников в лице салонной певицы (меццо-сопрано), директрисы петербургского приюта для арестантских детей Ю.Ф. Абазу, супругу генерал-адъютанта С. Я. Веригина, княгиню Е.П. Витгенштейн и баронессу Раден [13. С. 58-59]-Управление музыкальной частью общества взял на себя на себя А.Г. Рубинштейн. Он собирал хоры и оркестр, репетировал с ними и дирижировал симфоническими собраниями. На основании устава, общество должно было давать 10 симфонических концертов. Они стали исполняться с 23 ноября 1859 г. Для репетиций музыканты и любители еженедельно собирались в одном из залов дворца великой княгини Елены Павловны [6. С. 22 ].

Стараниями великой княгини Русскому музыкальному обществу был пожалован дом в собственность для Санкт-Петербургской консерватории [9. С. 31].

После смерти великой княгини Елены Павловны попечительство взял на себя великий князь Константин Николаевич. Это звание он принял с Высочайшего повеления 26 января 1873 г. Первым его шагом стало исходатайствование Русскому музыкальному обществу титула Императорского, пожалованное Александром II 16 марта 1873 г. Также им был переработан устав общества. Был решен и вопрос об управлении Санкт-Петербургской консерваторией. С этого времени руководство ей стало осуществлять дирекция общества [13. С. 59-60].

44

В 1850 году Константин Николаевич (1827-1892), великий князь, второй сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны возглавил Комитет по пересмотру свода морских уставов, стал членом Государственного Совета. Разносторонне образованный, Константин Николаевич был сведущ в политике, религии, землеустройстве, астрономии, географии, археологии, истории, искусстве, любил музыку и сам играл на виолончели, владел несколькими языками и был весьма начитан. С 1855 года он вступил в управление флотом и Морским ведомством на правах министра, много сделал для улучшения российского флота и его переоснащения.

С вступлением на престол брата Александра II принимал активное участие в работе Финансового комитета, в подготовке судебной и крестьянской реформ. Являясь убежденным сторонником освобождения крестьян, в 1860 г. он возглавил комитет по крестьянскому делу. До 1863 являлся наместником Царства Польского. С 1865 по 1881 г. - председатель Государственного Совета и Адмиралтейств-совета. Константин Николаевич занимал целый ряд почетных должностей: попечитель Александровского комитета о раненых, шеф воинских частей в России, Австро-Венгрии, Пруссии и Баварии.

Великий князь Константин Николаевич возглавлял общество до своей смерти 13 января 1892 г., т. есть покровительствовал обществу 19 лет. Он покровительствовал Санкт-Петербургскому м Московскому консерваториям. В 1878 г. под непосредственным надзором и руководством Константина Николаевича были выработаны уставы Московской консерватории и музыкального училища.

Великий князь всегда оказывал внимание Московской консерватории и почти ежегодно посещал ее экзаменационные спектакли, лично прослушивал учащихся в различных классах, начиная с младшего отделения [8. С. 1-2].

В 1890 г., тяжело заболев, он сложил с себя полномочия председателя. Временно исполнять с октября того года стала супруга Константина Николаевича великая княгиня Александра Иосифовна. После смерти великого князя она была утверждена в роли председателя общества.

45

Великая княгиня Александра Иосифовна - младшая дочь герцога Иосифа Фридриха Саксен-Альтенбургского. В октябре 1847 года приехала в Россию. С 1848 г. - супруга Константина Николаевича.

Считалась одной из первых красавиц Петербурга, в ней находили сходство с портретами Марии Стюарт. Отличалась веселостью, добродушием и изяществом. Она увлекалась музыкой, любила музицировать. Австрийский композитор Иоганн Штраус (младший) посвятил ей вальс «Великой княгине Александре» и кадриль «Терраса Стрельны» [12. С. 23 ].

Александра Иосифовна, как и ее супруг, любила музицировать и сама сочиняла музыку. В библиотеке Петербургской консерватории сохранились пять музыкальных произведений августейшей сочинительницы: «Титан», «Болеро», «Скорый марш», Кантата, Псалом (изданные партитуры), а Псалом также в виде рукописной партитуры. «Титан» предназначен для симфонического оркестра, «Болеро» и «Скорый марш» — для духового. Кантата и Псалом написаны на стихи самой Александры Иосифовны и предназначены для солистов, смешанного хора, симфонического оркестра и органа. Сочинения великой княгини исполнялись на концертах в Мраморном дворце, Павловском вокзале, входили в репертуар Придворного оркестра; одно из сочинений великой княгини (симфоническая поэма «Титан») исполнялась во время коронационных торжеств в Москве в 1896 году [11. С. 88 ].

Великая княгини приняла решение об открытии при Санкт-Петербургской консерватории музея Н. Г. Рубинштейна, отдав под него свой кабинет [12. С.23 ].

Большое внимание великая княгиня Александра Иосифовна уделяла благотворительности, учредив стипендию своего имени для консерваторцев, она оплачивала ежегодно дешевую столовую для учащихся и т.д. Занимаясь благотворительной деятельностью она принимала деятельное участие в осуществлении государственной социальной политики, смотря как «подданные» империи выполняли свои «служебные» обязанности (гражданские функции). Вместе с тем она выступала проводником православно-русских традиций попечительства о нуждающихся и в этом находила своеобразный способ самореализации, самовыражения себя как личности [3. С. 240].

В 1908 г. Александра Иосифовна по состоянию здоровья сложила с себя звание покровительницы общества [9. С. 135].

В браке с Константином Николаевичем имела шестерых детей: Николая, Ольгу, Веру, Константина, Дмитрия, Вячеслава. Потомки ее дочери Ольги, королевы Греческой, царствовали в Греции с перерывами до 1974 года. Праправнуками Александры Иосифовны в настоящее время являются: королева Испании София и наследник британского престола принц Чарльз.

46

©®

9 февраля 1909 г. в качестве председателя утверждена великая княгиня Елена Георгиевна, внучка великой княгини Елены Павловны [9. С. 136].

Принцесса Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская (урожд. герцогиня Мекленбург-Стрелицкая; 1857-1936) - общественный деятель и благотворитель; старшая дочь генерал-адъютанта и генерала от артиллерии русской службы герцога Г.А. Мекленбург-Стрелицкого (1823-1876) и великой княгини Екатерины Михайловны (1827-1894), представительница русской ветви Мекленбург-Стрелицкого великогерцогского дома (единственной славянской династии в Германии).

Ее выбор был неслучаен. Она увлекалась музыкой, активно участвовала в деятельности общества. В 1898 г. учредила премию в память А. Г. Рубинштейна [9. С. 136].

По ходатайству Елены Георгиевны в 1911-1912 гг. было расширено здание Санкт-Петербургской консерватории, открыт театр на 2000 мест [9. С. 138].

В период председательства Елены Георгиевны Императорское русское музыкальное общество торжественно отмечало 50-летие (в 1909 г.). С этим юбилеем общество поздравил сам император Николай II, направивший в адрес августейшей председательницы Общества телеграмму [11. С. 92].

Музыкальным помощником великой княгини был русский композитор, пианист, дирижёр С. В. Рахманинов [11. С. 92]. За период председательства в Императорском русском музыкальном обществе Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской в России открылось три консерватории, действовало около 50 Отделений Императорского русского музыкального общества [3. С. 241].

Принцесса Елена Саксен-Альтенбургская, герцогиня Саксонская станет последней председательницей общества. На период ее председательствования выпали и революция 1905 года, и Первая мировая война (с началом которой она приняла российское подданство и при этом всячески помогала русским военнопленным в Германии, устраивала концерты в пользу раненых) [3. С. 241].

Ч

зк\

47

После событий 1917 года Елена Георгиевна вместе со своими близкими выехала из Петербурга в Кисловодск. Затем она окажется в эмиграции, где организует Музыкальное общество, а в Париже вместе с Рахманиновым поддерживала Русскую консерваторию [3. С. 241]. Последние свои дни она провела в поместье Ремплин в Германии.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русское императорское музыкальное общество неразрывно связано с представителями дома Романовых. Великие князья и княгини Елена Павловна (1860—1873), Константин Николаевич (1873— 1892), Александра Иосифовна (1892-1908), принцесса Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская (19091918) определяли вектор развития общества и способствовали развитию музыкальной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ashmarov I.A., Ershov B.A., Bulavin R.V., Shkarubo S.N., Danilchenko S.L. The Material and Financial Situation of the Russian Orthodox Church in the XIX - early XX Centuries. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020. Т. 138. С. 149-158.

Альбрехт Е. К. Общий обзор деятельности высочайше учрежденного С.-Петербургского филармонического общества. СПб.: тип. Э. Гоппе, 1884. 119 с

Ашмаров И.А., Зорина О.О. «Посредница между духом и материей», или как музыка влияет на нашу жизнь. Актуальные проблемы социально-культурного развития современного общества: сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2019. С. 71-75.

Баренбойм Л. A. A. Г. Рубинштейн: Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Л., 1957-1962. Т. 1-2.

Васильева Ю.Н., Ершов Б.А. Церковно-просветительская деятельность духовенства в начале XX века В сборнике: Возрождение России: от стабилизации к модернизации материалы Межвузовской научно-практической студенческой конференции. 2010. С. 70-73.

Волкова Е.А. Причины Октябрьской революции 1917 года в исторической концепции Г. П. Федотова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 6-11.

Волкова Е.А. Социально-историческая тематика в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. № 15 (236). С. 108-113.

Волкова Е.А., Фролова Е.В., Лихорадова И.Н. История формирования и эволюции религиозных взглядов Ф.М. Достоевского // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (125). С. 185-190.

Ершов Б.А. Русская Православная Церковь и светская власть в Воронежской губернии в XIX -начале XX века. ГОУ ВПО "Воронежский гос. технический ун-т". Воронеж, 2010. 167 с.

Ершов Б.А. Система духовного образования в Воронежской губернии в XIX веке // Образование и общество. 2010. № 5 (64). С. 105-108.

48

Ershov B.A., Fursov V.N. The Russian Church in the State Mechanism of Russia. Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2018. № 1. С. 32-37.

Ershov B.A., Perevozchikova L.S. Preaching Work of the Russian Orthodox Church in the Early XX Century. В сборнике: 6th International Conference on Education and Social Sciences Abstracts & Proceedings. 2019. С. 202-207.

Ershov B.A., Perevozchikova L.S., Romanova E.V., Ashmarov I.A. The Concept of Spirituality in Social Philosophy. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Т. 139. С. 688-694.

Ershov B.A., Volkova E.A., Frolova E.V., Volkov N.M., Pletnev V.I. The Revolution of 1905-1907. in Russia: Results and Consequences. В сборнике: 6th International Conference on Education and Social Sciences Abstracts & Proceedings. 2019. С. 213-220.

Зима Т. Ю. Участие Императорского Двора в становлении и развитии русского музыкального общества (1859—1917). Часть 2 // Вестник МГУКИ. 2013. №2 (52). С. 238-242.

Из музыкального прошлого: Сборник очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. М.: Музгиз, 1960-1965.

2 т.

Краткий исторический очерк Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. 1860-1900: Сост. по поручению дирекции Моск. отд-ния О-ва правитель дел Отд-ния Н. Маныкин-Невструев. М.: т-во "Печатня С.П. Яковлева", 1900. 59 с.

Лисовский Н. М. Музыкальный календарь-альманах и справочная книжка на 1890 год. Санкт-Петербург: М. Бернард, 1889. 372 с.

Московское Отделение Императорского русского музыкального общества. Отчет деятельности за пятидесятилетие (1860 - 1910) / Составлен по поручению Дирекции Московского Отделения заслуженным профессором Н. Д. Кашкиным. М.: Т-во "Печатня С. П. Яковлева", 1910. 69 с.

Отчет Московского отделения Императорского Русского музыкального общества за 1891-92 год. М.: т-во Печ. С. П. Яковлева, 1893. 185 с.

Очерк пятидесятилетия деятельности С.-Петербургской консерватории / Сост. проф. С.-Петерб. консерватории А.И. Пузыревский и Л.А. Саккетти; Рус. муз. о-во. С.-Петерб. отд-ние. Петроград: Русско-фр. тип., 1914. 191 с.

Перевозчикова Л.С., Ершов Б.А., Ашмаров И.А., Волкова Е.А. Роль Русской Православной Церкви в жизни крестьян в России в XIX - начале XX вв. Русский исторический журнал «Былые годы». 2017. Том 43. Вып. 1. С. 121-128.

Пузыревский А. И. Императорское Русское Музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности. Санкт-Петербург: Тип. В. Я. Мильштейна, 1909. 48 с.

Сквирская Т. З. Великая княгиня Александра Иосифовна - председатель Русского музыкального общества (1892-1908) // Musicus (Музыкальный). Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2009. № 5 (18). С. 21-27.

Сквирская Т.З. Автографы членов семьи Романовых в Петербургской консерватории // OPERA MUSICOLOGICA. 2013. № 3 (17). С. 84-97.

Финдейзен Н. Ф. Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1859—1909). СПб.: тип. Гл. упр. уделов, 1909. 119 с.

49

CHAIRMEN OF THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY (1859-1917)

Bakhtin, Viktor Viktorovich1

1Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Voronezh State University of Engineering Technologies, 394036, Russia, Voronezh, Revolution Avenue, 19 , E-mail: vvbakhtin@rambler.ru

Abstract

The article is devoted to the music society from the moment it arose in 1859 until its liquidation in 1918. The article discusses the leaders of society. Society since the organization was under the tutelage of representatives of the Romanov dynasty. In 1868, the Russian Musical Society was renamed the Imperial. Throughout its existence, it was headed by the highest and noble figures of the Russian state, in particular, Grand Duchess Elena Pavlovna, the wife of Grand Duke Mikhail Pavlovich, who financed the institutes of society, Prince Konstantin Nikolaevich, who founded the Charter of the company. Princess Alexandra, who actively participated in the musical support of society, Princess Yelena Georgievna, who supported society in the tragic military revolutionary era.

Having characterized the chairmen of the society, the article shows their role in the formation and development of the Imperial Russian Musical Society. Active public figures and talented musicians were involved in the work of society. Grand Duchess Elena Pavlovna patronized the great musician A. G. Rubinstein and Princess Elena Georgievna Saxe-Altenburg. All leaders determined the vector of development of society and contributed to the development of musical culture.

Keywords: Romanovs, society, charity, musical culture, public life, public organizations.

REFERENCE LIST

Albrecht E.K. (1884) General overview of the activities of the highly established St. Petersburg Philharmonic Society. St. Petersburg: typ. E. Goppe.119 p. (in Russ)

Ashmarov I.A., Ershov B.A., Bulavin R.V., Shkarubo S.N., Danilchenko S.L. The Material and Financial Situation of the Russian Orthodox Church in the XIX - early XX Centuries. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020. T. 138. Pp. 149-158. (in Engl).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ashmarov I.A., Zorina O.O. (2019) "Mediator between spirit and matter," or how music affects our lives. Actual problems of the socio-cultural development of modern society: a collection of articles based on the materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. Voronezh: Voronezh State Technical University. Pp. 71-75. (in Russ)

Barenboim L. A. (1957-1962) A. G. Rubinstein: Life, artistic path, creativity, musical and social activity. Leningrad. Vol. 1-2. (in Russ)

Ershov B.A. (2010) The Russian Orthodox Church and secular power in the Voronezh province in the XIX - early XX centuries. GOU VPO "Voronezh State Technical University". 167 p. (in Russ)

Ershov B.A. (2010) The system of spiritual education in Voronezh province in the 19th century. Education and Society. №. 5 (64). Pp. 105-108. (in Russ)

Ershov B.A., Fursov V.N. (2018) The Russian Church in the State Mechanism of Russia. Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. № 1. Pp. 32-37. (in Russ)

50

Ershov B.A., Perevozchikova L.S. (2019) Preaching Work of the Russian Orthodox Church in the Early XX Century. 6th International Conference on Education and Social Sciences Abstracts & Proceedings. Pp. 202-207.

Ershov B.A., Perevozchikova L.S., Romanova E.V., Ashmarov I.A. (2019) The Concept of Spirituality in Social Philosophy. Smart Innovation, Systems and Technologies. T. 139. Pp. 688-694. (in Engl)

Ershov B.A., Volkova E.A., Frolova E.V., Volkov N.M., Pletnev V.I. (2019) The Revolution of 1905-1907. in Russia: Results and Consequences. 6th International Conference on Education and Social Sciences Abstracts & Proceedings. Pp. 213-220. (in Engl)

Essay on the fiftieth anniversary of the St. Petersburg Conservatory / Comp. prof. St. Petersburg conservatory A.I. Puzyrevsky and L.A. Sacchetti; Rus muses about. St. Petersburg Separation. Petrograd: Russian-fr. typ. 1914. 191 p. (in Russ)

Findeisen N. F. (1909) Essay on the activities of the St. Petersburg branch of the Imperial Russian Musical Society (1859-1909). St. Petersburg: typ. Ch. control inheritance. 119 p. (in Russ)

From the musical past: Collection of essays / Ed. B. S. Steinpress. M .: Muzgiz, 1960-1965. 2 Vol. (in

Russ)

Lisovsky N. M. (1889) Musical calendar-almanac and reference book for 1890. St. Petersburg: M. Bernard. 372 p. (in Russ)

Moscow Branch of the Imperial Russian Musical Society. (1910) Report of activities for the fiftieth anniversary (1860 - 1910) / Compiled on behalf of the Directorate of the Moscow Branch Honored Professor N. D. Kashkin. M .: T-in "Seal of S. P. Yakovlev". 69 p. (in Russ)

Perevozchikova L.S., Ershov B.A., Ashmarov I.A., Volkova E.A. (2017) Role of Russian Orthodox Church in life of peasants in Russia in XIX -the beginning of the XX-th centuries. Bylye Gody. Russian Historical Journal. №. 43 (1). Pp. 121-128. (in Russ)

Puzyrevsky A. I. (1909) The Imperial Russian Musical Society in the first 50 years of its activity. St. Petersburg: Type. V. Ya. Milshtein. 48 p. (in Russ)

Report of the Moscow branch of the Imperial Russian Musical Society for 1891-92. (1893) M. t-in Pec. S.P. Yakovleva.185 p. (in Russ)

Skvirskaya T. Z. (2009) Grand Duchess Alexandra Iosifovna - Chairman of the Russian Musical Society (1892-1908). Musicus (Musical). Bulletin of the St. Petersburg State Conservatory. ON. Rimsky-Korsakov.. № 5 (18). Pp. 21-27. (in Russ)

Skvirskaya T. Z. (2013) Autographs of members of the Romanov family at the St. Petersburg Conservatory. OPERA MUSICOLOGICA. № 3 (17). Pp. 84-97. (in Russ)

Vasilieva Yu.N., Ershov B.A. (2010) Church-educational activity of the clergy at the beginning of the XX century. In the collection: Revival of Russia: from stabilization to modernization materials of the Interuniversity scientific and practical student conference. Pp. 70-73. (in Russ)

Volkova E.A. (2016) Socio-historical subjects in the novel by F.M. Dostoevsky's "Crime and Punishment" Scientific reports of Belgorod State University. Series: History. Political science. 2016. №. 15 (236). Pp. 108-113. (in Russ)

Volkova E.A. (2013) The reasons for the October Revolution of 1917 in the historical concept of G.P. Fedotov. Scientific Herald of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Social Sciences and Humanities. №. 2. Pp. 6-11. (in Russ)

Volkova E.A., Frolova E.V., Likhoradova I.N. (2018) The history of the formation and evolution of religious views F.M. Dostoevsky. Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. 2018. №. 2 (125). Pp. 185-190. (in Russ)

Winter T. Yu. (2013) The participation of the Imperial Court in the formation and development of the Russian musical society (1859-1917). Part 2. Vestnik MGUKI. № 2 (52). Pp. 238-242. (in Russ)

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.