Научная статья на тему 'Авиация Третьего рейха'

Авиация Третьего рейха Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
896
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / AVIATION / ИСТРЕБИТЕЛИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА / FIGHTERS OF THE THIRD REICH / ЧУДО-ОРУЖИЕ / WUNDERWAFFE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лакеева Е.Ф., Лонин А.В.

Рассматриваются наиболее интересные и популярные истребители Третьего Рейха в годы Второй Мировой Войны, а также некоторые изобретения немецких ученых Люфтваффе, которые так и не удалось успешно реализовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIR FORSE OF THE THIRD REICH

The purpose of this report is to review the most interesting and popular fighting aircrafts of the Third Reich which were used during the Second World War as well as some other inventions of the German Luftwaffe scientists which were not sucessfully embodied.

Текст научной работы на тему «Авиация Третьего рейха»

Секция ««Освоение космического пространства: история и современность»

УДК 629.7

АВИАЦИЯ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Е. Ф. Лакеева Научный руководитель - А. В. Лонин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: katyalakeeva@yandex.ru

Рассматриваются наиболее интересные и популярные истребители Третьего Рейха в годы Второй Мировой Войны, а также некоторые изобретения немецких ученых Люфтваффе, которые так и не удалось успешно реализовать.

Ключевые слова: авиация, истребители Третьего Рейха, чудо-оружие.

AIR FORSE OF THE THIRD REICH

E. F. Lakeeva Scientific supervisor - A. V. Lonin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: katyalakeeva@yandex.ru

The purpose of this report is to review the most interesting and popular fighting aircrafts of the Third Reich which were used during the Second World War as well as some other inventions of the German Luftwaffe scientists which were not sucessfully embodied.

Keywords: aviation, fighters of the Third Reich, Wunderwaffe.

Немецкая авиация в годы Второй Мировой Войны была одной из самых сильных и инновационных. Не зря высшим оперативным соединением в люфтваффе был именно воздушный флот. Немецкие ученые и изобретатели поражали своими идеями в области авиационной промышленности. Именно во времена Третьего Рейха был запущен в воздух первый турбореактивный самолет.

Начнем с истребителей, а именно с Heinkel He 178. He 178 является первым в мире самолётом с турбореактивным двигателем. Первый полет совершил 27 августа 1939 года. Разработка самолёта He.178 производились компанией Эрнста Хейнкеля. Несмотря на то, что самолёт показал выдающиеся результаты при первых испытаниях, Рейхсминистерство авиации не выказало заинтересованности в этом проекте. Однако дальнейшие разработки породили He.280, который был более совершенным. Реактивный двигатель позволял быстро набирать высоту, разворачиваться и догонять противника, заходя ему в беззащитный хвост. Но вот дальность полета Не.280 была всего около 600 километров. Этого недостаточно для эффективного использования в качестве самолета-перехватчика. Полетное время первенца реактивной авиации составляло менее получаса. И почти половина от него тратилась на взлет и посадку. Несмотря на попытки запустить Не.280 в серию, более перспективной машиной был самолет Мессершмитта Me.262 [5].

Этот самолет и стал первым в мире серийным реактивным самолетом и первым в мире реактивным самолетом, принявшим реальный бой. По многим характеристикам машина превосходила все остальные самолеты. Скорость на 150-300 километров в час превышала скорость самых быстрых истребителей и бомбардировщиков тех лет и составляла примерно 800 км в час. Скороподъемность нового истребителя также была вне конкуренции. Он был способен совершать вертикальный набор высоты, чего не мог делать ни один самолет союзников. В управлении же машина оказалась значительно легче, чем массовый «Мессершмитт» Bf.109 [6]. Но стоит отдать должное и Bf.109. Bf.109 на всех фронтах Второй мировой войны был одним и лучших. К маю 1945 года Германия произвела 33984 этих истребителей. Было выпущено почти 30 существенно разнящихся модификаций Bf.109 и харак-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

теристики самолета постоянно улучшались. В009 конца войны был существенно лучше истребителя образца 1937 года. Одним из главных достоинств этого истребителя были мощные двигатели компании Даймлер-Бенц, которые позволяли развивать высокую скорость, а так же повышенная вооруженность и бронезащита [1; 7].

В 1941 году профессор Герберт Вагнер предложил Рейхсминистерству авиации проект управляемой ракеты класса «воздух-воздух», который разрабатывался им уже около года. В 1943 году заказ на разработку ракеты №.298 получила фирма Неп8сЬе1, а возглавил проект инженер Хески. Твердотопливный двигатель Schmidding 109-543 разгонял 95-килограммовую ракету до 850 км/ч за 5,5 секунд.

В конце 1944 года был произведен первый успешный пуск №.298У-1. После серии испытаний было решено оснастить ракетами ночные истребители 1и 88 0-1, Бо 217 1/К и 1и 388 1-1, а в ближайшей перспективе - и реактивные истребители Ме.262. Всего объем первого заказа составлял 300 ракет.

Но ни одна из этих ракет не дошла до Люфтваффе - завод неподалеку от Берлина, изготовлявший №.298, был разрушен при наступлении советских войск. Часть ракет была при этом уничтожена, а часть - захвачена советскими войсками и переправлена в Союз [1; 3]

Это был краткий обзор самолетов-истребителей Третьего рейха. Теперь поговорим о некоторых интересных и весьма оригинальных проектах Люфтваффе, количество которых к концу войны было поистине колоссальным.

Перелом хода войны на Восточном фронте вызвал к жизни весьма примечательный термин -чудо-оружие (по-немецки Wunderwaffe). Имперское министерство пропаганды, запуская столь трескучее название в оборот, тем самым уже косвенно признавало, что Германию может спасти только чудо. А на какое материалистическое чудо можно рассчитывать в ходе войны, как не на оружие? Спешно создавались и также спешно засекречивались самые безумные и фантастические проекты -принципиально новые бомбардировщики прорыва ПВО, подземоходы, акустические, солнечные и вихревые пушки... Для начала давайте познакомимся со вполне современным мифом о «стелс-технологиях» нацистов, воплощенных в чудо-бомбардировщике братьев Хортенов.

Летом 1943 года Геринг объявил конкурс на проект бомбардировщика по программе «1000^1000x1000» (доставка бомбового груза 1000 кг на расстояние 1000 км со скоростью 1000 км/ч). Примерно в это же время военная разведка сообщила, что за океаном ведутся работы над сходным самолетом по программе «10 000x10 000» (10 тысяч фунтов на 10 тысяч миль). Два этих события подсказали Хортенам перспективный путь дальнейших работ и в начале 1944 года преподнесли Герингу свое очередное детище Но-1Х как истребитель-бомбардировщик, способный поднять тонну бомбового груза и пролететь с ним тысячу километров со скоростью, близкой к требуемой. Рейхс-маршал был эмоциональным и увлекающимся человеком, необычный вид «летающего крыла» настолько поразил его воображение, что он потребовал начать летные испытания в кратчайшие сроки. Особенно Геринга подкупила дешевизна самолета - он был сделан из фанеры и сварных трубчатых конструкций, что позволяло строить его на любой мебельной фабрике. Позднее, когда в руки американцам попал один из образцов этого самолета, было выяснено, что именно форма «летающего крыла» способствует лучшей невидимости для радаров. В книге младшего из братьев говориться о том, что Хортены сознательно добивались снижения радиолокационной заметности Но 229. Однако книга была издана в 1982 году, на волне всеобщего интереса к теме «самолетов-невидимок», так что данное утверждение не является однозначно истинным. К тому же самолет конструкции Хортенов отражает радиоволны ротором компрессора турбореактивного двигателя, металлической рамой фонаря кабины и стальным трубчатым каркасом [4].

Одной из наиболее загадочных областей исследований ученых нацистской Германии остаются разработки летательных аппаратов, похожих на «летающие тарелки», или, как их во время войны называли пилоты союзников, «Фу Файтерс». Эти «тарелки», судя по рисункам, ничуть не отличались от НЛО. Почему же немцы обратились к дискам?

Как известно, в военные годы идёт борьба за поднятие скорости истребителей и грузоподъёмности бомбардировщиков, что требует интенсивных разработок в области аэродинамики. Аэродинамические исследования той поры дали хорошо известный результат - при заданных удельных нагрузках на крыло (на дозвуке) эллиптичное, в плане, крыло обладает наименьшим индуктивным сопротивлением, по сравнению с прямоугольным. Чем выше эллиптичность, тем меньше это сопротивление. А это, в свою очередь, прирост скорости самолета. Взгляните на крыло самолетов тех времен. Оно эллипсоидальное. (ИЛ - штурмовик, например). А если пойти еще дальше? Эллипс - тяготеет

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

к кругу. Вертолеты в стадии зарождения. Их устойчивость - тогда, не разрешимая проблема. Энерговооруженность «тарелки», и ее устойчивость, вот где предстоит схватка мысли, поскольку подъемная сила «тарелки» не велика. Однако турбореактивные двигатели уже есть. Ракетные - тоже. Соблазн большой.

В 1950-м в США рассекретили часть архивов ЦРУ, касавшихся НЛО. Из них следовало, что большинство зафиксированных после войны летающих объектов представляли собой исследуемые трофейные немецкие разработки военных лет, т. е. являлись делом рук человеческих.

Более значительный резонанс получила статья, напечатанная 25 марта 1950-го в итальянском «II Giornale d'Italia», где итальянский ученый Джузеппе Беллонце (Giuseppe Ballenzo) утверждал, что наблюдавшиеся во время войны светящиеся НЛО являлись всего-навсего изобретенными им дисковыми летательными аппаратами, так называемыми «дисками Беллонце», которые в обстановке строжайшей секретности разрабатывались с 1942-го в Италии и Германии [1; 2].

Библиографические ссылки

1. Козырев В. М., Козырев М. Е. Неизвестные летательные аппараты Третьего Рейха. 2002. С.15,125-129, 237, 311-315.

2. Тайны Третьего Рейха. Дисколеты [Электронный ресурс]. URL: http://www.skif.biz/index. php?name=Pages&op=page&pid=171 (дата обращения: 06.04.2015).

3. Александр Домингес. Оружие возмездия Третьего Рейха [Электронный ресурс]. URL: http://www.lki.ru/text.php?id=5902 (дата обращения: 06.04.2015).

4. Александр Домингес. Чудо-оружие Третьего рейха. Часть IV, заключительная [Электронный ресурс]. URL: http://www.lki.ru/text.php?id=6138 (дата обращения: 06.04.2015).

5. Немецкие реактивные самолеты в боях против сталинских соколов [Электронный ресурс]. URL: http://airaces.narod.ru/all/me262.htm (дата обращения: 06.04.2015).

6. Техника третьего рейха: первые в мире реактивные самолеты [Электронный ресурс]. URL: http://vpenze.ru/newsv2/66260.html (дата обращения: 06.04.2015).

7. Владимир Тучков. 5 лучших истребителей Второй мировой войны [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/post/article/88314/ (дата обращения: 06.04.2015).

© Лакеева Е. Ф., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.