Научная статья на тему 'Итоги и уроки боевых действий советских ВВС в Испании'

Итоги и уроки боевых действий советских ВВС в Испании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1160
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги и уроки боевых действий советских ВВС в Испании»

ИТОГИ И УРОКИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИИ СОВЕТСКИХ ВВС В ИСПАНИИ

В.В. Гагин, председатель Воронежского русского военно-историчес-

кого общества, соискатель кафедры отечественной истории Воронежского государственного педагогического университета

Первым и главным уроком для советских ВВС явилась необычайная важность применения (в боевых действиях с сильным противником) новой техники, которая может обеспечить преимущество и инициативу в воздушных, а следовательно, и в наземных сражениях. Например, осенью 1936 г. войска мятежников, усиленные интервентами и поддерживаемые с воздуха итальянскими и немецкими авиачастями (летчиков-испанцев у франкистов тогда почти не было), успешно продвигались к Мадриду. Пилоты «Фиатов» наслаждались полным господством в воздухе. И тут они получили неприятный сюрприз: 28 октября четверка незнакомых бомбардировщиков нанесла удар по аэродрому Таблада, где итальянцы заканчивали подготовку третьей эскадрильи «СЮ 2» - истребителей фирмы «Фиат». Отбомбившись, самолеты ушли так быстро, что патрулировавшим над летным полем истребителям удалось обстрелять лишь машину, поврежденную зенитным огнем. И не мудрено - итальянцы впервые столкнулись с новым бомбардировщиком конструкции А.Н. Туполева «СБ», по скорости заметно превосходившим «СК.32». В последующие дни «СБ» успешно атаковали еще несколько окрестных, авиабаз и 1 ноября на стоянках аэродрома Гамональ они сожгли шесть итальянских бипланов. Более того, встретившись в районе Торрихоса с группой истребителей «Фиат», скоростные бомбардировщики «СБ» сами начали их преследовать. 2 ноября неприятностей у итальянских летчиков прибавилось. В разных местах они столкнулись с новыми республиканскими истребителями (это были советские «И-15») и потеряли четыре машины. В этот же день произошел первый с начала гражданской войны крупный воздушный бой. Примерно тридцати «СК.32» и «Не 51» противостояли около двадцати «И-15». Обе стороны заявили о большом количестве побед, но последующий анализ потерь говорит о том, что на аэродром не вернулся один «Фиат» и один советский истребитель. А 15

ноября итальянские пилоты впервые столкнулись с «И-16», применившими непривычную для них тактику боя на вертикалях1.

Таким образом, вмешательство советских летчиков на новейшей советской авиатехнике практически полностью сорвало попытки вражеских бомбардировщиков прорваться к Мадриду и сыграло немалую роль в провале франкистского плана захвата испанской столицы. Действительно, «Фиату» тяжело было тягаться с «И-15» и «И-16». Хотя «СК.32» немного превосходил биплан Поликарпова по скорости на малых высотах, он существенно уступал своему более верткому противнику в горизонтальной маневренности. «И-15» был почти в полтора раза легче и имел мотор большей мощности. Да и несущая площадь у него была больше. Такое сочетание обеспечивало поликарповской машине значительное преимущество в виде меньшего радиуса виража, да и выполнялся он существенно быстрее. Учитывая господствовавшую тогда тактику ближнего маневренного боя на горизонталях, можно говорить о превосходстве «И-15» над итальянским истребителем. Мощный мотор плюс малая масса дали советскому самолету выигрыш и в скороподъемности. Единственным маневром, которым итальянец мог оторваться от противника, являлось пикирование - здесь более тяжелый «СК.32» разгонялся куда быстрее, чем «И-15». Вот что писал в своих мемуарах Г.Н. Захаров, воевавший в Испании на «И-15»: «Вообще догонять пикирующий «Фиат» - пустая затея: он тяжелее «И-15», на пикировании у него скорость больше. Итальянские пилоты это знают и таким образом всегда выходят из боя»2.

«И-16 тип 5», впервые примененный в небе Испании, наоборот, немного уступал итальянскому истребителю «СК.32» конструктора Розателли по маневренности на горизонталях, но значительно выигрывал в скорости на всех высотах, а заодно и в вертикальном маневре. От него «СК.32» на пикировании уйти уже не мог. Испанский летчик Ариас отме-

чал: «Итальянские летчики часто применяли этот прием: чтобы уйти от удара, устремлялись в пике... Я повел «Москас» (так испанцы называли советский истребитель «И-16». - Прим. авт.) вслед за ним и, не выпуская из прицела, нажал на гашетку... И верно, «Фиат» вспыхнул. Он так и не вышел из пике, метеором врезался в землю». Грамотно используя преимущества своей машины, пилот «И-16» мог навязать противнику выгодный для него стиль боя. Вот эпизод боя «И-16» с «CR.32», описанный А.И. Гусевым: «После атаки на «Фиат» идет вверх Виктор Скляров. За ним увязывается другой «Фиат». Виктор уходит на вертикаль. Противник упрямо лезет за ним. Но у Склярова, я знаю, имеется запас скорости плюс еще неиспользованная мощь мотора. Не стоит «Фиату» с ним тягаться. Он быстро выдыхается. Ему не хватает ни инерции, ни мощности двигателя, и он как бы останавливается, зависает в воздухе и сваливается на крыло. Наступает критический момент. Едва заметив, что самолет противника выдыхается, Скляров переводит «ишачка» в пикирование, быстро догоняет неуправляемый «Фиат» и расстреливает его в упор с дистанции 75-50 метров»0.

Между тем важным моментом для сравнительной оценки отечественной и зарубежной техники являлась большая огневая мощь итальянского истребителя. Наличие крупнокалиберных пулеметов фирмы «Бреда» позволяло открывать огонь первым, и их тяжелые пули наносили существенные повреждения. Кроме того, в боекомплект «Бреды» входили и разрывные боеприпасы. Однако фактически эта ситуация появлялась только при стрельбе сверху вниз, поскольку начальная скорость пули у этой системы была невысока. За счет скорострельности секундный залп четырех «ПВ-1» на «И-15» примерно равнялся тому, который имел «CR.32 bis» и превосходил другие модификации этой машины. «И-16 тип 5» нес только два пулемета, но это были новые пулеметы системы «ШКАС», отличавшиеся еще большим темпом стрельбы. Однако Г.Н. Захаров вспоминал и о выявленных недостатках: «... «И-15» явно не хватало устойчивости: самолет «рыскал», а это мешало вести прицельный огонь и заставляло подходить к противнику вплотную». То же самое можно было сказать и об «И-16». Более устойчивый «CR.32», наоборот, почти не раскачивался при стрельбе, что обеспечивало хорошую концентрацию пуль на мишени. Кроме этого,

«Фиат» имел еще два существенных «плюса»

- значительную дальность полета (примерно в полтора раза больше, чем у «И-15» и «И-16 тип 5») и хорошую боевую живучесть, обеспеченную цельнометаллической конструкцией. Последнюю отлично проиллюстрировал случай с истребителем, который в воздушном бою столкнулся с «И-16» и вернулся на базу без половины нижнего крыла. «Ишак» этого столкновения не пережил. Правда, «Фиат» не имел бронезащиты. На «И-15» кустарно изготовленные бронеспинки начали монтировать уже в Испании, а на «И-16» они стояли с самого начала»4.

Итак, главнейшей проблемой и важнейшей чертой боевых действий в Испании стала гонка вооружений - постоянное и быстро меняющее лидера соперничество противоборствующих сторон по наращиванию боевых возможностей самолетов. Но, сравнивая и оценивая достоинства и недостатки самолетов, следует иметь в виду, что они не обязательно в полной мере могут проявляться в бою. Успехи или, наоборот, неудачи действий на том или ином типе самолета впрямую связаны не только с качественным превосходством или недостатками техники, но и с тактикой использования этой техники, которая и приводит к реальному изменению положения на фронтах. Правильная тактика сводит к минимуму недостатки техники и обнажает ее достоинства. Как показал прошлый и показывает современный опыт, победа в бою достигается не только благодаря качественному и количественному превосходству техники, но в большой степени благодаря опыту летных кадров, способных выработать и реализовать такую тактику действий, которая была бы наиболее эффективна в борьбе с данным противником. Г.Н. Захаров: «Уже потом, повоевав, набравшись опыта в боях, мы естественным путем пришли к пониманию тактики современного по тем меркам воздушного боя. А поначалу летчики не учитывали даже таких тактических азов, как заход в атаку со стороны солнца. Поэтому нередко начинали бой из заведомо невыгодной позиции. Основными же нашими козырями в первые дни боевой работы были исключительная маневренность «И-15» и индивидуальное мастерство пилотов». В ходе воздушных сражений в небе Испании, Китая, а затем и Монголии выявлялись не только сильные или слабые стороны боевых самолетов, но и совершенствовалась тактика воздушного боя, разрабатыва-

лись новые приемы борьбы в воздухе. Так, например, именно в Испании летчики стали использовать тактику тесного взаимодействия скоростных истребителей «И-16» и маневренных «И-15». Задача скоростных истребителей состояла в том, чтобы догнать врага и завязать бой, после чего маневренные «И-15» сковывали боем истребителей противника, а «И-16» атаковали бомбардировщиков. Такая тактика действий оказалась весьма эффективной и применялась потом советскими летчиками в Китае и Монголии. Подлинными новаторами, носителями нестандартных тактических идей были П.В. Рычагов, С.И. Грицевец, Г.П. Кравченко и другие наши асы5.

Опыт воздушных боев часто определял и основные направления по улучшению и совершенствованию боевых самолетов. Так, испанский опыт, в частности, показал, что на истребители надо ставить бронеспинки для защиты летчика от пуль калибра 7,6-7,9 мм. История технического противоборства советских ВВС и авиации интервентов изобилует яркими примерами непосредственного влияния «войны умов» на ход боевых действий на фронтах гражданской войны в Испании. В феврале 1937 г. для борьбы с окрепшей с помощью СССР истребительной авиацией республиканцев в Испанию направляются 40 немецких машин-истребителей «Бф-109Б» конструкции Вилли Месеершмитта. Эти самолеты приняли активное участие в боевых действиях на Северном фронте. Нужно сказать, что первые появившиеся в Испании «мессершмитты» модификаций «Б» (основное отличие - деревянный винт) и «Д» (металлический винт) были снабжены двигателем «ЮМО-2ЮД» мощностью 635 л.с., развивали скорость до 470 км/ч и были вооружены двумя синхронными пулеметами «МГ-17» калибра 7,92 мм. То есть ни по скорости, ни по вооружению они не превосходили советский истребитель «И-16», находящийся на вооружении у республиканцев. К тому же немецкая машина еще не была окончательно доведена. Слабым, например, оказался узел перестановки стабилизатора (у Бф-109 стабилизатор был подвижным, пилот мог в полете изменить его угол установки при выборе выгоднейшего режима полета). Нередко случались катастрофы. Терпели «мессершмитты» поражение и в воздушных боях. Первый Бф-109 был сбит 15 мая 1937 г. в районе Бильбао испанцем Леопольдом Моркильясом. Но Люфтваффе не сбавляли темпов технического совершенство-

вания своих самолетов, и положение изменилось через год. Новый «Мессершмитт» - «Бф-109Е» (вскоре он стал обозначаться как «Ме-109Е») был оснащен двигателем «Даймлер-Бенц 601А» мощностью 1100 л.с., вооружен четырьмя пулеметами «МГ-17» (в некоторых вариантах крыльевые пулеметы были заменены 20-мм пушками «МГ-ФФ» («Мв-ГГ») и развивал скорость 570 км/ч. Вот этот самолет оказался грозным воздушным противником и под занавес испанской войны проявил себя как наилучший истребитель. Советские истребители «И-16» и «И-15» значительно уступали ему по скорости, скороподъемности и вооружению. Немецкий истребитель-моноплан вызывал огромный интерес советских специалистов. Были предприняты беспрецедентные диверсионные, разведывательные, дипломатические и непосредственно боевые усилия по захвату более-менее исправного образца нового «Мессершмитта». Когда такой «Бф-109» попал в руки республиканцев, он был немедленно отправлен в СССР, где его облетывал известный летчик-испытатель и ас войны в Китае Степан Супрун. Кроме прочих новинок, определенный интерес вызывал сбрасываемый фонарь кабины - при всей кажущейся не важности этой детали конструкции самолета. Между тем его конструкция помогала летчику быстро покидать самолет в аварийной ситуации, что придавало пилоту дополнительную уверенность в бою. На советских самолетах подобное надежное устройство появилось позднее, поэтому летчики «на всякий случай» не закрывали фонарь, идя в бой, - в результате советские истребители недобирали паспортных значений скорости, что зачастую напрямую отрицательно влияло на исход воздушного поединка. Оставил самолет благоприятное впечатление и своими летными данными. Прежде всего, это касалось устойчивости и управляемости. «Ме-109Е» был устойчив на всех режимах полета и мог летать с брошенной ручкой управления, чего никак не мог позволить себе пилот на «И-16». Впрочем, теория высокоманевренного «неустойчивого» истребителя с задней центровкой была пересмотрена и у нас, а новые машины «Як», «ЛаГГ» и «МиГ» создавались с учетом новых требований. Именно эти самолеты и стали «укротителями» «мессершмиттов» в период Великой Отечественной войны6.

Другой важной особенностью явилось то, что партийное руководство влияло на ход боевых действий не только на тактическом, а

и на стратегическом уровне, тем более что политический ландшафт Испании образца 1936-1940 гг. был чрезвычайно разнообразен и сильно влиял на обстановку на фронтах. Так, в разгар войны в Испании, в 1937 г., И.В. Сталин уже не ограничивался политическими рекомендациями, обязательными к исполнению испанскими коммунистами. Развернув в то время яростную борьбу со своими политическими оппонентами внутри страны и сделав троцкистов «козлами отпущения» за все свои промахи, ошибки и преступления, он перенес ее на международную арену. В то время троцкистов травили, шла «великая чистка» компартий разных стран от всех, кто хоть отдаленно исповедовал взгляды Троцкого или выражал сомнения в правильности проводимого Сталиным политического курса. Такие действия вызвали ответный саботаж, диверсии и сопротивление в иных формах, в том числе и в среде испанских авиаторов. Война в Испании была активно, с присущими этому ведомству перегибами, использована НКВД СССР для самого широкого внедрения в Испанскую республику, в ее военные, государственные и политические структуры, создания здесь опорных пунктов и групп, с помощью которых Сталин предполагал значительно расширить свои секретные операции в Европе и Америке. Направленные в Испанию специалисты этого ведомства должны были оказать помощь республике в организации разведки и контрразведки, но уже вскоре они стали активно вмешиваться в политическую борьбу, заниматься вербовкой агентуры среди испанцев и бойцов интернациональных бригад, проводить специальные операции против политических деятелей и организаций, находившихся в оппозиции к коммунистам. Одной из первостепенных задач агентуры НКВД в Испании была борьба с троцкизмом, в ходе которой широко использовались те же методы, что и в Советском Союзе: провокации, аресты и расправы без суда и следствия, пытки, расстрелы и т.п. В республике ходили слухи о чудовищных издевательствах над арестованными в подвалах барселонского отеля «Колон», где размещалась штаб-квартира Объединенной социалистической партии Каталонии, в тюрьме в Алкала де Эна-рес под Мадридом и других тюрьмах. Именно прямолинейные и недальновидные действия агентуры НКВД создали в некоммунистических партиях и организациях Народного фронта и западноевропейской общественно-

сти стойкое убеждение в том, что Советский Союз взял курс на устранение всех противников компартии с политической арены и «советизацию» Испании7.

Еще одним важнейшим обстоятельством являлось то, что по мере накопления боевого опыта республиканской армией и ее командованием роль советников из СССР постепенно снижалась, а численность их сокращалась. Так, в Москве первоначально планировалось участие только опытных советских военных специалистов. Однако на деле, в том числе и по политическим соображениям, уровень профессионализма правительственных войск неуклонно падал. Во-первых, качественно и количественно испанские командиры убывали в результате как боевых, так и небоевых потерь (участились случаи перехода на сторону франкистов). Во-вторых, если в 1936-м - первой половине 1937 г. в Испанию из СССР ехали высококвалифицированные специалисты, кадровые генералы и офицеры, имевшие богатый опыт - военный, политический и житейский, - окончившие военные академии, то после расправы над высшим военным комсоставом Красной Армии туда стали посылать средних и младших командиров, часть из которых имела лишь среднее военное образование. Дело доходило до того, что советниками в дивизии и корпуса назначались старшие лейтенанты и капитаны. Понятно, что уровень оперативной помощи с их стороны резко снизился, и даже республиканское командование потеряло к ним интерес. (Поразительно, но с тем же явлением автор столкнулся при изучении войны в Корее 1950-53 гг. и боевых действий в Египте в 1973 г., которые имели такие же последствия.) Это свидетельствует о недальновидной политике, непоследовательности и недооценке советским командованием «положительной обратной связи» - реакции руководства стран-потребителей военной помощи.

При осуществлении своих задач советники и тем более специалисты столкнулись с массой проблем. Подавляющее большинство из них не знали языка, обычаев, традиций и национального характера испанцев, отношений между различными политическими силами, порядков, существовавших в испанских вооруженных силах, особенностей театра военных действий и т.д. Так, по настоянию советников в республиканской армии был создан институт политкомиссаров, сыгравший в целом положительную роль в повышении мо-

рально-политического уровня и единства частей. Но именно он стал причиной острейших противоречий и столкновений между различными политическими силами. Тем не менее, советники и специалисты советских ВВС сыграли большую роль в становлении испанской народной армии, в разработке и осуществлении многих наступательных и оборонительных операций, в создании оборонной авиапромышленности, подготовке младшего и среднего командного состава. Многие из них были награждены орденами, некоторые получили звание Героя Советского Союза, что, однако, не спасло часть из них от репрессий впоследствии8.

О том, что республиканской авиационной промышленности (технически отсталой изначально) нужна помощь, советские военспецы неоднократно доносили с указанием, в чем именно нужна эта помощь. Но ответа на все их запросы, хотя бы в порядке информирования, не было: «В этом вопросе чувствуется бездушное отношение к нашим советским людям, работающим здесь в авиационной промышленности, что поставило нас в очень тяжелое и смешное положение», - писал вое-нинженер Шарапов9. Нам неизвестны многие подлинные мотивы, которыми руководствовались высшие военные деятели нашей страны, сначала направившие в Испанию людей и технику, а затем, когда преимущество стало переходить к противнику, резко изменивших свое отношение к ним. Но надо обязательно вспомнить и о том, что 1937-1938 гг. отмечены в истории СССР не только ожесточенными боями в Испании. Они стали черным периодом в жизни нашей страны, во много ослабившим Красную Армию. Многие талантливые командиры, прекрасно знавшие свое дело, навсегда исчезали из штабов и управлений ВВС. На их место приходили новые сотрудники, но и они, не успев набраться опыта и разобраться в обстановке, тоже исчезали в тюрьмах и лагерях. Стоит ли после этого удивляться, что призывы о технической помощи авиационным заводам далекой Испании оставались без внимания10?

Опыт войны в Испании показал, что истребители должны вести бой в составе пары ведущего и ведомого, меча и щита. Опытный пилот и командир Иван Лакеев подчеркивал, что высота полета для истребителя является залогом победы, что каждая атака должна быть внезапной для противника, а внезапность достигается смелым маневром и неожи-

данным приемом в бою. Но этот драгоценный опыт не получил широкого распространения и оставался достоянием ограниченного круга военных летчиков. Например, командира эскадрильи и аса И. Лакеева также тревожило и вооружение истребителей. Из-за излишней скорострельности «ШКАСа» патроны расходовались слишком быстро. Это оружие часто отказывало из-за застывания смазки на большой высоте. В вопросах управления воздушным боем комкор Е. Птухин считал обязательным установку на самолетах радио, подкрепляя это примерами, когда подсказом с земли можно было существенно повлиять на исход схватки. Так же обстоятельно он доказывал отсталость существующего взгляда на одновременное применение в воздушном бою скоростных «И-16» и маневренных «И-15». Последние привязывали к себе «И-16». Он поставил вопрос о необходимости перехода звена от трехсамолетного состава к четырехсамолетному, состоящему из двух пар и хорошо зарекомендовавшему себя в воздушных боях в небе Испании.

Враг также преподносил суровые уроки. Действия по шаблону, без учета нового в технике и тактике порой вели к неоправданным потерям, поэтому Я. Смушкевич энергично совершенствовал боевую подготовку. Тщательно изучались летчиками, к примеру, уязвимые места авиатехники противника: куда бить наверняка. Специально организованный советскими специалистами отряд охотников за «юнкерсами» сбил 50 «неуязвимых», как их называли, фашистских бомбардировщиков.

Герой Советского Союза генерал-майор в отставке А. Гусев вспоминал, как летчики-добровольцы вернулись из Испании в СССР. Самое главное, что они хотели сделать, — немедля совершенствовать, менять в нашей военной авиации устаревшие методы боевой подготовки. Замечания летчиков касались и коренной переделки авиатехники, и таких «мелких» доводок, как, к примеру, спаривание 12,7-мм пулеметов для прикрытия «СБ» (скоростного бомбардировщика) от атак истребителей противника снизу. Коллективные предложения «испанцев» охватывали важные вопросы боевой учебы. Вскоре состоялось совещание участников боев в Испании, командования ВВС, представителей наркоматов авиапромышленности, вооружения, приборостроения, видных конструкторов. И сразу завязался спор, который зачастую уводил его участников от существа дела. Отчего возни-

кали споры там, где, казалось бы, не было двух мнений, становится ясно из выступления конструктора истребителей «И-15» и «И-16» H.H. Поликарпова. Он признал справедливость претензий «испанцев», касающихся техники. «Но нельзя не учитывать того, - говорил Поликарпов, - что эти самолеты сданы в серийное производство в 1934-1935 гг. А немецкий истребитель «Ме-109» - последняя модель... Мы намерены пока сделать только то, что впишется в габариты машины и при этом улучшит ее тактико-технические данные. Ведь даже незначительные изменения в размерах самолета вызовут необходимость перестройки оборудования на заводах. А к чему это приведет? К сокращению количества выпуска авиатехники». Нет, выпуск самолетов шел по сталинскому плану, против которого вряд ли кто дерзнул бы выступить. Объективно, с экономической точки зрения это представляется правильным11.

22 июня 1937 г., ровно за 4 года до начала войны, И.В. Сталин лично слушал троих авиаторов - «испанцев» - Я. Смушкевича, К. Гусева, И. Копца. Интересен тот факт, что Яков Владимирович закончил доклад словами о том, что с началом войны воздушные армии нападающей державы внезапно пересекут границу с целью разрушения и уничтожения наиболее важных военных объектов противника. Это показывает опыт Испании. Смуш-кевич был репрессирован накануне войны, а 22 июня 1941 г. немецкие люфтваффе без объявления войны обрушили бомбардировки на важнейшие оборонные объекты СССР по методу, отработанному в Испании, Польше и Франции.

Неожиданных поворотов в истории много: в июне 1941 г. Сталин требовал выполнения мероприятий, которые даже снижали боеготовность, чтобы не спровоцировать Гитлера. Такая же вынужденная ошибка, продиктованная внешнеполитическими соображениями, была накануне войны с Японией у Дугласа Макартура, закончившаяся катастрофой в Перл-Харборе. Исторический опыт впоследствии показал: при желании выход из положения нужно и можно найти. Например, повысить качественный уровень каждой степени боеготовности в боевом уставе. Так, для ВВС

- готовность № 1 - самолеты в воздухе (а не «пилоты в кабинах, двигатели прогреты»).

За месяцы до окончания войны в Испании немцы, итальянцы и русские уже внедряли как в авиастроительную промышленность,

так и в организацию военно-воздушных сил выводы из уроков, полученных столь тяжелым путем в боях. При этом не только специалисты советских ВВС совершили историческую ошибку, положительно оценив опыт использования истребителей-бипланов, хотя для немцев недостатки истребителя «Хейн-кель-51» ознаменовали фактическую смерть истребителей-бипланов в ВВС Г ермании. С другой стороны, итальянцы были настолько окрылены тактико-техническими характеристиками своих «01-32», что решили развернуть производство следующего истребителя-биплана - «С11-42». Немцы также невысоко оценили другой тип истребителя-биплана в Испании - «Арадо-68»: два таких самолета летали в качестве ночных истребителей в группе № 9, работавшей в 1938 г. с авиабазы Ла Сенья, но их характеристики только послужили для люфтваффе дополнительным подтверждением того, что дни истребителей-бипланов сочтены. Что касается первых моделей «Мессершмитг-109», то немцы не без основания считали, что они превосходят все типы самолетов, летавших в небе Испании. Однако вооружение самолета, состоявшее из трех пулеметов, было признано недостаточным, после чего был установлен четвертый пулемет. Кроме того, было выявлено, что дальность этого истребителя недостаточна для сопровождения бомбардировщиков, выполняющих рейды к объектам, расположенным на вражеской территории на большом удалении от линии фронта; это привело к созданию подвесных топливных баков.

Немцы, так же как и многие советские историки, приписывают многие тактические изобретения своим знаменитым асам и командирам. К примеру: штурмовку истребителями придумал, по одним советским источникам, Е. Птухин, а по другим - Я. Смушкевич, то же можно сказать и о тактике замены трехсамолетных звеньев на пары, только тут добавляется еще и С.П. Денисов. Западные же историки боевой порядок «четыре пальца» приписывают В. Мельдерсу и Г. Траутлофту, и им же - новейшие приемы использования скоростных истребителей-монопланов (на опыте «Мессершмитта Бф-109»), забывая, что в СССР моноплан Поликарпова «И-16» начали использовать в войсках - да и в Испании -гораздо раньше. Фон Рихтгофену приписывается идея использования устаревших истребителей «Не 51» для штурмовки, хотя это у немцев однозначно произошло позже, чем в

республиканской авиации. Именно Смушке-вич и Птухин впервые сосредоточили авиацию непосредственной поддержки на ближайших к линии фронта площадках, что стало прообразом т.н. «аэродромов подскока», но и этот урок лучше был усвоен противником -пилотами «Люфтваффе» во второй мировой войне. Именно слаженная и в высшей степени грамотная работа немецкого наземного авиационного персонала, который в сравнении с советскими ВВС был еще и в 5 раз многочисленней, позволяла агрессорам быстро реагировать на передвижение линии фронта вперед12. Неудивительно, что в СССР дело не довели до логического завершения: Смушкеви-ча, Птухина и многих других расстреляли как «врагов народа», и советские ВВС заново «изобретали велосипед», снова оплачивая уроки русской кровью.

Были и положительные сдвиги. Советский Союз к 1936-1939 гг. был количественно обеспечен современными авиазаводами, моторостроительным производством и собственным алюминием (комбинаты в Волхове и Днепропетровске). Вопрос экстенсивности и эффективности использования алюминия в довоенном СССР - очень серьезная тема, выходящая сейчас за рамки рассмотрения.

Советские ВВС стали самостоятельным родом войск в РККА, однако организационная чехарда нанесла огромный урон их боеготовности. Сначала основой структуры советских ВВС была эскадрилья однотипных самолетов, а 3-5 эскадрилий составляли авиабригаду (приблизительно 130-150 машин). В 1933 г. были сформированы тяжелобомбардировочные корпуса. В каждом корпусе - 2-4 тяжелобомбардировочные бригады. В 1936 г. они были реорганизованы в Армии особого назначения с базированием в Воронеже, Хабаровске и Ростове-на-Дону. По штату 1938 г. в АОН входили 2 бригады ТБ, 1 бригада - легких бомбардировщиков и 1 - истребителей. По итогам войны в Испании, а также в Китае в конце 1938 г. появилась новая структура -авиационный полк. В каждой авиабригаде было два полка по 4—5 эскадрилий. В полку тяжелых бомбардировщиков по штатному расписанию насчитывалось до 40 машин, а в полках легких штурмовиков, разведчиков и истребителей было по 63 самолета. На 1 января 1938 г. в советских ВВС находилось 3 воздушных армии, 5 авиакорпусов и 77 авиабригад (24 ТБ, 25 ЛБ и СБ, 10 штурмовых, 14 истребительных и 4 разведывательных). В пер-

вой половине 1938 г. военно-воздушные силы СССР имели 115 тактических единиц на уровне авиаполка. Противовоздушная оборона СССР имела центры округов ПВО - Москва, Ленинград, Баку, которые прикрывали корпуса ПВО, остальные важные города и промышленные центры обороняли дивизии и бригады. Корпус ПВО также состоял из бригад. Например, Московский - из 57-й истребительной авиабригады, зенитной артиллерии, прожекторных полков, звуковых установок дальнего обнаружения и отрядов аэростатов заграждения. Морская авиация насчитывала в 1938 г. 1215 боевых самолетов. Воздушно-десантные войска имели в своем составе 6 бригад. Из них одна была размещена на Дальнем Востоке, а пять других - в Европейской части Союза.

Особое внимание уделялось обучению летчиков, но зачастую на местах гнались за количественными показателями. В 1937-39 гг. количество школ военных летчиков выросло с 18 до 32. Осовиахим в 1936 г. насчитывал 170 аэроклубов. За 1930-41 гг. аэроклубы подготовили 120 тысяч летчиков. Численность состава ВВС в январе 1938 г. - 194 900 чел. (12,2 % от всего личного состава РККА). Материальная часть (1938 г.): бомбардировщиков и штурмовиков - 4222; истребителей -2255; остальных - 166213. Обладая официально 8139 самолетами первой линии, советские ВВС были сильнейшими в мире, к сожалению, во многом - только номинально.

СССР поставил республиканской Испании в основном современную военную технику: истребители И-15 и И-16, бомбардировщики СБ и P-Z (или «Эр-зет»), Весной 1938 г. положение республиканцев на фронтах значительно ухудшилось, и одновременно стало заметно охлаждение Советского Союза к проблемам президента X. Негрина. Известно много обращений республиканского правительства к СССР за помощью, которые Сталин просто проигнорировал. Положение Республики стало особенно тяжелым, когда 15 апреля 1938 г. националисты вышли к морю, разрезав республиканскую зону на две части. Нарком иностранных дел М. Литвинов 29 апреля 1938 г. сообщал поверенному в делах СССР в Испании С. Марченко: «Просьбу Негрина о помощи я передал в инстанцию (в Политбюро), но решение еще не принято». Вопросы республиканского правительства о новых поставках оружия Литвиновым «ставились перед надлежащей инстанцией, но реше-

ний не имелось» (19 июля 1938 г.). Наконец, 7 августа Литвинов пишет Марченко в Барселону: «По поставленным испанпра (испанское правительство) вопросам до сих пор решений нет. Я объясняю себе причину задержки решений тем, что ответы намечаются отрицательные». И только к концу 1938 г. Сталин разрешил доставку через Францию части запрашиваемой военной техники и вооружения. Так, 13 декабря намечалось к отправке 15 торпедных катеров с торпедами, 40 радиотанков Т-26, 134 самолета различных типов, 359 артиллерийских орудий, 1350 тонн пороха и тротила и пр.»14.

Советский Союз выступал в той войне как последовательный защитник интересов Испанской республики, сделавший все от него зависящее для торжества испанской демократии и стремившийся побудить западные страны к совместной борьбе с фашизмом. Массы советских людей испытывали самые искренние чувства солидарности к борьбе испанского народа против франкистского режима, за национальную независимость и демократию, были готовы оказать и оказывали ему всю возможную в тех условиях помощь и поддержку. За время войны в Советском Союзе было собрано добровольных пожертвований на сумму 264 млн руб. Наркоматы обороны, иностранных дел, партийные и комсомольские органы, исполкомы Коминтерна и Коммунистического Интернационала молодежи были завалены заявлениями советских граждан, выражавших желание поехать в Испанию добровольцами и сражаться там с фашизмом, принять на воспитание или усыновить испанских детей, вывезенных в Советский Союз.

Однако, как показывают многочисленные факты и документы, сводить испанскую политику Советского Союза к интернациональной солидарности было бы неверно. В ней присутствовали и такие моменты, которые его руководители не афишировали, а историки по разным причинам были вынуждены замалчивать. Если брать дипломатическую деятельность СССР в отношении Испании, то она, несомненно, была нацелена на то, чтобы не допустить победы испанской реакции, сорвать агрессивные планы фашистских держав, убедить или заставить правительства Англии и Франции отказаться от политики невмешательства в том виде, как она проводилась. В равной степени то же можно сказать о военно-технической помощи СССР Испанской

республике, о торговых отношениях, культурных связях.

И, тем не менее, советская политика в испанском вопросе была значительно более сложной и многогранной. Когда же, несмотря на рекомендации и советы, правительство Испанской республики и партии Народного фронта так и не смогли предотвратить поражение антифашистских сил, раздражение Сталина не имело предела. Во время приемов прибывших из Испании советников и специалистов Сталин не скрывал своего раздражения, грубо прерывал докладывающих, употреблял крепкие выражения. Вероятно, теми же чувствами он руководствовался и в отношении сотен тысяч испанцев-республиканцев, вынужденных после падения республики покинуть родину и оказавшихся во французских концлагерях. Упрек, который бросил Ф. Раскольников в своем «Открытом письме Сталину», что он предал побежденных испанских революционеров, бросив их на произвол судьбы и предоставив заботу о них другим государствам, был совершенно справедлив. Переписка между Исполкомом Коминтерна с ЦК ВКП (б) и НКВД показывает, сколь неохотно давались въездные визы даже для тех, кто, казалось бы, ничем не запятнал себя, проявил все свои качества «верного сына великого Сталина», был готов на все, чтобы только избежать репрессий, спасти свою жизнь и жизнь своих близких. Бесконечные проверки, манипуляции со списками отъезжавших в СССР беженцев, беспричинные отказы и т.п. приводили к тому, что разочаровавшиеся в «отце народов» люди порывали с коммунистическим движением, уезжали в страны, где им ничто не грозило, а то и переходили в стан врагов15.

Однако при всех негативных моментах, которые были характерны для испанской политики Сталина, гражданская война в Испании была одной из тех региональных войн, в которых Советский Союз сыграл прогрессивную роль. В то время как демократические государства, прежде всего Англия, Франция и США, не просто устранились от оказания помощи испанской демократии в самый драматический период ее борьбы с реакцией, но и по сути дела поощряли своим бездействием фашистскую агрессию против Испанской республики, Советский Союз, обладая значительно меньшими, чем они, возможностями, оказал ей моральную, политическую, дипломатическую, экономическую и военную по-

мощь, которая позволила антифашистам Испании в течение 32 месяцев отражать вооруженный натиск внутренней и международной реакции. Нередко эта помощь шла за счет снятия вооружений собственных войск, а отправка боеприпасов резко уменьшила мобилизационные ресурсы советских военных округов и отрицательно сказывалась на боеготовности частей Красной Армии. Гражданская война в Испании обошлась советскому народу, не в пример другим локальным войнам, в которых он принимал участие, «малой кровью». Из почти 3-х тысяч советских людей, побывавших в Испании в то время, погибло около 200 человек16.

Почему И.В. Сталин не довел дело до победного конца?

Причина 1. Обида и разочарование в испанцах, зараженных анархизмом и троцкизмом, а то и просто не бывших в восторге от коммунистических идей и не готовых идти за них до конца, хоть и не принимавших фашизм. Хозяин Кремля в 1936 г. это понимал, а потом идеологическая составляющая по каким-то причинам стала недооцениваться. В результате - недоверие и к своим военным, контактировавшим с испанцами, в том числе и к летчикам. СССР пришлось вести в Испании «войну на два фронта»: с внешним фашизмом и еще - внутреннюю, с испанскими троцкистами, а затем и с подозреваемыми в пораженческих настроениях и расстрелянными за критические настроения и малую эффективность работы начальниками ВВС Я. Смушкевичем, Д. Локтионовым, П. Рычаговым.

Причина 2. Географическая - «руки коротки оказались». Тут бы и выводы сделать насчет, к примеру, необходимости авианосцев в составе ВМФ СССР. Другое дело, нашлись бы для этого средства или нет... Дискуссии в штабах РККА на тему авианосцев велись весьма горячие - вплоть до обвинений крупнейших военно-морских начальников в попытке подрыва экономики СССР с последующим расстрелом.

Причина 3. Финансовая - золото X. Нег-рина закончилось, а СССР выбивался из сил -нищий народ не имел передышки, работая на подъем армии и промышленности.

Причина 4. Испанию пришлось «бросить», потому что назрели более близкие проблемы, у самых границ - Китай, Монголия, Финляндия. Отсюда и нехватка опытных, грамотных командиров и летно-технического

состава для действий на всех театрах военных действий.

Причина 5. Задача-минимум была выполнена - авиатехника опробована, военные набрали опыт.

Гражданская война в Испании была, в конечном итоге, войной СССР против тех стран, которые поддержали фашизм, и не столько в Испании, сколько в Германии и Италии. Основополагающая, доминирующая особенность, главная черта воздушной войны в Испании: СССР вел бои отлаженной авиационной техникой - ей было в среднем 2-3 года - самый расцвет; немцы же - с отсталыми самолетами начали, затем оперативно и динамично отреагировали на отставание, а потом опробовали в операциях новинки, отладили их и, доведя до кондиции, ушли далеко вперед, отслеживая этот процесс непрерывно. В СССР же многих из тех, кто сделал правильные выводы и настаивал на скорейшем исправлении ошибок, обвинили в очернительстве и подвергли репрессиям в той или иной форме сразу же; а за объективно неправильные, только положительные, хвалебные выводы из уроков Испании пришлось отвечать военным летчикам в начале Великой Отечественной войны. Рядовым пилотам -правы были они или нет - в неравных схватках с вооруженным более совершенной техникой и тактикой противником, а командирам ВВС - в ГУЛАГе и застенках Лубянки.

Проблема кроется и в крайне субъективном отношении ВКП(б) и И.В. Сталина лично именно к «человеческому фактору»: встревоженных и критически настроенных «ветеранов Испании» поставили к стенке сразу как паникеров, а в 41-м расстреляли остальных -тех, кто давал победные реляции и уверял, что воздушная броня крепка. В результате, многими элементами драгоценного опыта воспользоваться не успели (просто после того, как в течение одного-двух лет одних расстреляли, другим, на примере горького опыта первых, расхотелось проявлять инициативу). С коротким интервалом начались еще три войны, и тревожных симптомов (таких, как появление «Бф-109», лучшего, по мнению многих, истребителя второй мировой войны) при общей организационной неразберихе не заметили всерьез.

Точный учет личных воздушных побед затруднен большой разницей в данных с обеих сторон. У советских, а затем и испанских летчиков бытовало правило: сбитые самолеты

делить как бы на всех участников боя. Отсюда

- на первый взгляд, странные дробные числа и такие выражения в отчетах, как «сбил лично», «сбил в группе» - учет побед велся весьма оригинально, и поэтому затрудняет составление списка асов и числа их побед, а также изучение результатов воздушных боев.

В советской литературе часто встречается: у многих летчиков-истребителей из СССР один и тот же результат: «лично сбил 6 самолетов противника»17. Загадка одинаковости проста: цифры взяты из представления к званию Героя Советского Союза (И.В. Сталин определил, или, как тогда говорили, «спустил», норму «на Героя», которая составляла шесть сбитых). Остальные самолеты для советских военных бюрократов уже как бы не имели значение. Так эти цифры и остались зафиксированными в официальных изданиях советского послевоенного периода, безусловно, отрицательно повлияв на достоверность итогов воздушных боев.

В настоящее время благодаря многочисленным публикациям, посвященным сравнительному анализу таких исторических источников, как открытые архивные материалы в России, а также широкий доступ к зарубежным собраниям и публикациям, стало возможным получать более достоверные данные.

Приходится констатировать и тот факт, что часто не умели и не желали обобщать и хранить накопленный предшественниками богатый боевой опыт даже крупные советские военачальники: одни собирали его по крупицам, а другие сразу же теряли. Так и подошли к началу Великой Отечественной войны. Автор лишний раз убедился в этом, собирая материалы о воздушной войне в Афганистане -специалисты ВВС из Генштаба РФ охотно передали ему для работы множество подлин-

ных аналитических документов штаба ВВС 40-й армии - ни у кого за 15 лет со дня вывода войск не нашлось времени их обобщить. А вот немцы, используя испанский опыт, развитию своей авиации, и в первую очередь -истребительной, уделили должное внимание. И как результат - превосходство вражеских самолетов над нашими «И-16», «И-152», «СБ» в воздушных схватках и на заключительном этапе войны на Пиренейском полуострове, и в начальный период Великой Отечественной войны было уже бесспорным.

1 Шингарев С. И. Чатос идут в атаку. - М., 1996. - С. 68.

2 Захаров Г.Н. Я - истребитель. - М., 1983. - С. 121-122.

3 Самолетостроение в СССР. 1917-1945 гг. - М., 1992. -С. 109-112.

4 Котельников В.Р. Пиренейский сверчок // Крылья Родины. - 1995. - № 9. - С. 9-15.

5 Бодрихин Н.Г. Сталинские соколы. - М., 1997. - С. 61.

6 Российский государственный военный архив. Фонд № 29. Опись 76. Дело 76. Техническое испытание И-16.

7 Рыбалкин Ю. Операция «X». Советская военная помощь республиканской Испании (1936-1939). - М.,

2000. - С. 44.

8 Гагин В.В. Воздушная война в Испании. - Воронеж,

2001.-С. 78.

9 Якуба Н. «Испанские» советские самолеты // Крылья Родины. - 1989. - № 9. - С. 18-23.

10 Докучаев А. Суду не придавать... // Крылья Родины. -1990,-№7.-С. 42-44.

11 Маслов М. Истребитель И-16. - М., 1997. - С. 57.

12 Пимлотт Джон. Luftwaffe - Военно-воздушные силы III Рейха. - М., 2005. - С. 88.

13 Шухмин Б.С. Советская военная авиация 1917-1941. -М., 1986.-С. 203.

14 Рыбалкин Ю. Операция «X». Советская военная помощь республиканской Испании (1936-1939). - М.,

2000. - С. 44.

15 Рыбалкин Ю. Москва, Настасьинский, 13. Родина. -1996. -№3,- С. 14-19.

16 Гагин В.В. Воздушная война в Испании. - Воронеж,

2001.-С. 25.

17 Джога И. Герои боев с фашистами в Испании // Вопросы истории. - 1991. - № 9. - С. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.