АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ: хозяйственные проблемы
Анатолий Борисович Вифлеемский,
директор Центра экономики образования, доктор экономических наук, г. Н. Новгород
На августовских конференциях в этом году, конечно, будут обсуждаться проблемы, связанные с содержанием образования, особенно в условиях непродуманного и непрофессионального реформирования образовательных стандартов, новые системы оплаты труда, нормативное подушевое финансирование, государственные и муниципальные задания и т.д. В то же время есть ещё и хозяйственные вопросы, которые часто перекладываются на заместителей директоров по административнохозяйственной части. Однако, как показывает практика, нерешённые хозяйственные вопросы могут стать причиной того, что школу закроют, поэтому они становятся сегодня особенно актуальными.
• правила пожарной безопасности • пожарный надзор • плановые и внеплановые проверки • акт проверки • запрет курения • правовые нормы • ответственность • штрафы
Требования пожарной безопасности, казалось бы, установлены действующим законодательством, однако в чём именно они состоят, для многих руководителей школ до сих пор загадка. И это не удивительно, ведь каждый год одни и те же документы органы государственного пожарного надзора (ГПН) начинают трактовать по-новому: то, что не вызывало претензий, вдруг становится нарушением, поскольку изменилась позиция проверяющих. Проверки как плановые, так и внеплановые осуществляют государственные инспекторы соответствующих органов Госпожнадзора. Как правило, они оживляются после очередного «громкого» пожара,
в котором погибли десятки людей. Это может быть и ночной клуб (как было с «Хромой лошадью»), который ни имеет не малейшего отношения к социальной сфере, но «отдуваться», как правило, приходится образовательным учреждениям: именно в них идут проверяющие, после таких событий и чаще всего, ищут не там, где потеряли...
Проверки Госпожнадзора
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее —
Закон о пожарной безопасности) под государственным пожарным надзором подразумевается проверка соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности. Полномочия, задачи, функции и порядок организации деятельности органов Государственного пожарного надзора определяются Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре». Этот надзор осуществляется должностными лицами органов Государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти. Одна из основных задач государственного пожарного надзора — защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, имущества организаций от пожаров, ограничение их последствий.
Проверки Госпожнадзора должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон
№ 294-ФЗ).
Согласно общему порядку, изложенному в статье 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки в отношении юридического лица могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Однако в пункте 9 данной статьи есть оговорка, согласно которой в отношении видов деятельности в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере плановые проверки возможны два и более раза в три года. Перечень видов деятельности и периодичность проведения плановых проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
Согласно этому постановлению органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, имеют право проверять учреждения дошкольного и начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования не чаще одного раза в год. Деятельность детских лагерей на время каникул должна проверяться не чаще одного раза перед началом каникул. Планы проверок должны быть опубликованы на региональном сайте Главного управления МЧС.
Внеплановая проверка возможна, когда истекает срок исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения. Также основанием для внеплановой проверки может стать полученная из любых источников информация о причинении вреда (или угрозе причинения вреда) жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также об угрозах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со статьёй 13 Федерального закона № 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проводить сложные и (или) длительные исследования, испытания, специальные экспертизы и расследования, на основании мотивированных предложений должностных лиц органов государственного и муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения проверки может быть продлён руководителем этого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.
Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя (его заместителя) госпожнадзора. В этом документе должны быть указаны фамилии и должности инспекторов, направленных на проведение проверки. Если в распоряжении не отражены сведения об инспекторе, пришедшем с проверкой, руководитель школы вправе ему отказать.
В соответствии со статьёй 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.
О внеплановой выездной проверке школа уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 часа до начала её проведения любым доступным способом (пункт 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ). Исключение составляют только случаи, прямо указанные в законе. При любой из проверок инспектор обязан под подпись вручить руководителю копию распоряжения о проверке, заверенную печатью. Одновременно проверяющие должны предъявить служебные удостоверения.
Руководитель имеет право присутствовать при проверке и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, также он может требовать от инспекторов представления информации, относящейся к предмету проверки. Руководитель школы может в административном или судебном порядке обжаловать действия (бездействие) инспекторов, повлёкшие за собой нарушение его прав как руководителя организации.
Инспектор не имеет права проверять, как выполняются обязательные требования, если они не относятся к полномочиям госпожнадзора. Если руководителя проверяемой организации (или уполномоченного лица) нет на рабочем месте, инспектор не имеет права проводить проверку. Руководитель может отказать инспектору, если тот требует представить документы, информацию, образцы продукции, не являющиеся предметом проверки или не относящиеся к нему. Также инспектор не имеет права изымать оригиналы подобных документов.
Информация, полученная в ходе проверки, является охраняемой законом тайной, которую инспектор не вправе разглашать. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные законодательством РФ. Также инспектор не имеет
права требовать оплаты за проверку и превышать установленные сроки её проведения.
Что проверяют?
Пожарные инспекторы проверяют соблюдение школами Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Перечень нормативов пожарной безопасности, которые должны соблюдать школы, достаточно большой, при этом трактовка их соблюдения постоянно ужесточается. Правила содержат несколько разделов и есть требования, которые должны выполнять все без исключения учреждения образования. Особенно это касается раздела I ППБ 01-03.
В каждой организации должны быть изданы приказ руководителя организации и инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с пунктом 6 ППБ 01-03. В приложении к Приказу МЧС России № 313 приведены обязательные требования к такой инструкции — в ней должны быть отражены следующие сведения: порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ; порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов; места для курения; порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды; предельные показания контрольноизмерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв; обязанности и действия работников при пожаре: правила вызова пожарной охраны; порядок аварийной остановки технологического оборудования; порядок отключения вентиляции и электрооборудования; правила применения средств
пожаротушения и установок пожарной автоматики; порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
Приказ руководителя должен также определять порядок осмотра помещения в конце рабочего дня и противопожарного инструктажа сотрудников (пункт 15 Приказа МЧС России № 313).
В соответствии с пунктом 7 ППБ 01-03 все сотрудники должны допускаться к работе только после противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение. Если сотрудник не прошёл противопожарный инструктаж, инспектор отметит нарушение в акте. Эти требования выполнить несложно, хотя на практике многие школы «попадаются» именно на таких мелочах.
В зданиях и сооружениях, где на этаже одновременно находятся более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре, соответствующая Нормам пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»
(НПБ 104-03), утверждённым Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323. Это ещё один «любимый» документ инспекторов, выискивающих нарушения.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации, по которой как минимум раз в полгода надо проводить практические тренировки по эвакуации всех работников (учебные тревоги). При этом необходимо учитывать, что планы (схемы) эвакуации должны совпадать с планом здания (сооружения).
Кроме того, в каждом помещении на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной
охраны, чтобы любой сотрудник мог с ней связаться (пунктом 13 ППБ 01-03). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (пунктом 52 ППБ 01-03).
Согласно пункту 33 ППБ 01-03 около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности.
Ещё один «любимый» пункт проверки пожарной безопасности — пункт 108 ППБ 01-03, регламентирующий обеспеченность огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения. Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в Приложении 3 к Приказу МЧС России № 313. Перечень помещений и оборудования, которые должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения (АУП) и пожарной сигнализации (АУПС), приведён в Нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утверждённых Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315.
Особое внимание при проверке уделяется количеству первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и так далее), исправности электрооборудования (проводки, розетки), наличию автоматической установки противопожарной защиты и пожарной сигнализации. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава) должны содержаться в соответствии с паспортными данными. При этом на каждом огнетушителе должна быть соответствующая этикетка или бирка. Пожарные рукава следует укомплектовать соединительными головками, пожарным стволом и соединить с пожарным водопроводом. Количество и тип необходимых
огнетушителей определяются в соответствии с правилами пожарной безопасности. Критерием служит площадь здания и материалов, которые могут загореться.
С руководителей школ при проверках спрашивают документы о своевременном обслуживании и проверке таких установок. Согласно пункту 34 ППБ 01-03 они должны постоянно содержаться в рабочем состоянии. Противопожарные установки, огнетушители, электрооборудование (проводки, розетки и так далее) должны быть исправными, огнетушители — проверенными.
Проверяют пожарники и уборку территории вокруг школы. В соответствии с пунктом 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда.
Приведём также перечень часто встречающихся нарушений Правил пожарной безопасности:
• не проведены замеры сопротивления изоляции электропроводки в связи с истечением срока (ППБ 01-03 пункт 57, ПУЭ пункт 2.1.21);
• выход на чердак не оборудован противопожарным люком второго типа с размером 0,6х0,8 м (ППБ 01-03 пункт 3, СНиП 21-01-97 пункт 8.4);
• двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров второго этажа, ведущие в классы, группы, не оборудованы механизмами для само-закрывания и уплотнениями в притворах (ППБ 01-03 пункт 3, СНиП 21-01-97 пункт 6.18);
• здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 пункт 3, НПБ 110-03);
• здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей, если возник пожар или (ППБ 01-03 пункты 3, 16, НПБ 110-03);
• не проведена обработка деревянных (горючих) конструкций чердака и кровли в связи
с истечением сроков и потери свойств огнезащитной обработки (ППБ 01-03 пункт 36);
• допущена эксплуатация ветхой электро проводки на первом и втором этажах,
в подвале и в хозяйственном корпусе (ППБ 01-03 пункт 57, ПУЭ);
• допущена установка оборудования (батареи), выступающей из плоскости стены в лестничной клетке между первым
и вторым этажом на высоте 1,5 метра от пола (менее 2,2 метров (ППБ 01-03 пункт 3, СНиП 21-01-97 пункт 6.32);
• лестничная клетка на первом этаже не отделена от коридора, ведущего к основно му эвакуационному выходу, перегородкой и устройством в перегородке дверей с механизмами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (ППБ 01-03 пункт 3, СНиП 21-01-97 пункт 6.18, 6.34);
• допущено устройство складских и хозяйственных помещений в подвале здания, выход из которого не изолирован от общей лестничной клетки (ППБ 01-03 пункт 40);
• не заделаны раствором или другим негорючим материалом образовавшиеся отверстия в местах пересечения электрокабеля со стенами в электрощитовой (ППБ 01-03 пункты 37, 57 ПУЭ);
• не определены категории по взрывоопасной и пожарной безопасности, а также класс зоны по правилам установки электрооборудования складских помещений и кладовых в здании (ППБ 01-03 пункт 33);
• допущена окраска пола коридора подвала и лестничного марша, ведущего из подвала, горючей масляной краской (ППБ 01-03 пункт 53);
• не определена категория помещений в здании хозяйственного корпуса (ППб 01-03 пункты 3, 33).
Курить в школах... можно
Некоторые школы запретили курение на своих территориях, за что уже были оштрафованы пожарниками. Получается, что курить на территории школы (и даже детского сада!) можно, но в специально отведённых для этого местах.
Выполнять требования пожарников заставляют и суды, как показывает судебная практика. Некоторые школы были поражены такими требованиями и пытались их обжаловать в суде. При этом они ссылались на нормы статьи 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», запрещающие курение в образовательных учреждениях.
Однако судьи более внимательно читали законы. Ведь в этой статье написано, что в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полёта менее трёх часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения в специально отведённых местах для курения табака. На основании этого суды соглашались с требованиями пожарных, обязывающих школу распорядительным документом определить такое место.
Статья 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» весьма лукавая. В ней не только запрещается курение в определённых случаях, но также возлагается на работодателя обязанность оснастить специально отведённые места для курения табака. При этом нарушение положений данной статьи влечёт за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.
Однако наличие таких норм, по нашему мнению, ещё не повод убирать из уставов школ
запрет курения для учащихся: ведь специально оборудованные места для курения должны предусматриваться именно работодателем и для работников (вопрос о том, стоит ли педагогам подавать дурной пример, — это уже этический вопрос).
В соответствии со статьёй 20 Трудового кодекса РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры.
Согласно статье 8 Трудового кодекса (ТК) РФ работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьёй 372 ТК РФ порядка учёта мнения представительного органа работников, не применяются. В таких случаях действуют нормы трудового законодательства и другие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии со статьёй 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания, который в рабочее время
не включается. Отдельного перерыва на перекур ТК РФ не предусматривает. Поэтому правилами внутреннего распорядка школы может быть установлен и запрет курения в течение ра бочего времени вне специально отведённых для этого мест.
Но само место для курения, отвечающее установленным требованиям, пусть и «спрятанное» подальше от глаз детей, как ни прискорбно, в школе должно быть. Иначе — штраф.
По окончании проверки инспектор составляет акт по установленной форме в двух экземплярах. В нём указывается такая обязательная информация, как дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа пожарного надзора, дата и номер распоряжения, на основании которого проведён контроль, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего контроль, наименование проверяемой организации, должность его представителя, присутствовавшего при проверке, дата, время и место её проведения. В акте перечисляются полученные во время проверки результаты, в том числе выявленные нарушения, их характер, лица, на которых возложена ответственность за совершение этих нарушений. Акт подписывает должностное лицо, проводившее контроль.
Один из экземпляров актов (с копиями приложений) должен быть вручён руководителю (другому уполномоченному представителю школы) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Подписывая акт, руководитель может указать, согласен ли он с изложенным, а также с отдельными действиями инспекторов. Если руководителя нет на месте или он отказывается дать расписку об ознакомлении с актом проверки, этот документ должен быть направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Данные о проверке должны быть внесены в журнал учёта проверок, который по типовой форме нужно вести в каждой школе. В журнале инспектор должен изложить сведения о проверяющем органе, начале и окончании проверки, времени её проведения, основаниях, целях, за-
дачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях. Также должны быть указаны фамилии, имена, отчества и должности инспекторов, проводящих проверку, и поставлены их подписи.
Если руководитель не согласен с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с предписанием об устранении выявленных нарушений, то в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может представить в госпожнадзор свои возражения в письменной форме.
При выявлении во время проверки административного правонарушения должностное лицо ГПН составляет протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и предписания об устранении выявленных нарушений.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечёт административную ответственность — предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц школы — от тысячи до двух тысяч рублей, на сами школы как юридические лица — от 10 до 20 тысяч рублей, или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершённые в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц — от двух до трёх тысяч рублей, на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей (пункты 1, 2 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, что привело к пожару без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью
Акт проверки
человека либо без наступления других тяжких последствий, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до двух тысяч рублей, на должностных лиц — от трёх до четырёх тысяч рублей, на юридических лиц — от 30 до 40 тысяч рублей (пункт 3 статьи 20.4 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 20.4 КоАП РФ несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц — от 500 до тысячи рублей, на юридических лиц — от пяти до 10 тысяч рублей.
За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (пункт 1 статьи 19.5 КоАП РФ) для должностных лиц — от тысячи до двух тысяч рублей, для юридических лиц — от 10 до 20 тысяч рублей. Также для должностных лиц КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трёх лет.
Административная ответственность может реализоваться как надзорными органами и в судебном порядке в соответствии со статьями КоАП РФ. За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несёт уголовную ответственность: минимальную — штраф до 80 тысяч рублей, максимальную — до трёх лет лишения свободы с лишением права занимать определённые должности (пункт 1 статьи 219 Уголовного кодекса (УК) РФ). Если же нарушения правил пожарной безопасности повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то руководитель школы может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (пункты 2, 3 статьи 219 УК РФ).
Отвечает ли учредитель за школу?
Деньги на выполнение всё более многочисленных предписаний пожарников требуются немалые, взять их муниципальному образова-
тельному учреждению неоткуда, кроме как из бюджета соответствующего муниципалитета. Бюджет весьма ограничен и чаще всего деньги на выполнение всех предписаний не выделяются.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 56 Гражданского кодекса (ГК) РФ предусмотрено, что юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Согласно пункту 2 этой статьи казённое предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статей 115 и 120 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности этих средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несёт собственник его имущества.
Исходя из вышеназванных норм права можно сделать вывод, что администрация муниципального образования не может нести ответственность за подведомственные муниципальные учреждения, поскольку эти учреждения как юридические лица сами несут ответственность за нарушение норм законодательства. И суды освобождают от ответственности местные администрации.
В то же время органы прокуратуры могут направить иски, понуждающие собственника имущества казенного учреждения выполнить в порядке субсидиарной ответственности требования пожарников. По крайней мере, когда в отношении бюджетных учреждений существовала субсидиарная ответственность (т.е. до 2011 года), были такие прецеденты. В отношении новых бюджетных и автономных учреждений субсидиарная ответственность отсутствует и деятельность таких учреждений может быть приостановлена.
В ряде случаев, понимая нереальность предъявления требований к образовательным учреждениям, но стремясь стимулировать выполнение требований пожарной безопасности, инспекторы сами штрафуют местные администрации, которым подведомственны образовательные учреждения. В ряде случае суды встают на сторону пожарников.
Учитывая тенденции судебной практики, можно прогнозировать, что органы управления всё чаще будут привлекаться к ответственности за нарушения пожарной безопасности в подведомственных образовательных учреждениях. В то же время, если полномочия собственника будут передаваться комитетам по управлению муниципальным имуществом, как это сделано во многих муниципальных образованиях, к административной ответственности могут привлекаться и эти органы.
Можно ли минимизировать штрафы?
Надеяться, что дадут достаточно денег на выполнение всех предписаний пожарников, наивно. Тем более, что пожарники находят всё новые и новые основания для привлечения к ответственности, и то, что раньше не вызывало их нареканий, вдруг становится нарушением. Поэтому штрафы за нарушения правил пожарной безопасности можно считать неизбежными для руководителей школ. Остаётся лишь правильно вести себя в суде и пытаться их минимизировать или вообще получить освобождение от административной ответственности. Судебная практика подсказывает, каким образом это
можно сделать, а в каких случаях ничего не получится: надо обязательно выполнять всё, что не требует значительных средств, а вот от остального суд может и освободить, учтя нереальность выполнения всех предписаний.
Ещё один возможный итог рассмотрения дела в суде — признание нарушений правил пожарной безопасности малозначительным, что влечёт освобождение от административной ответственности: в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Эскалация требований пожарных
Превратно понимая свои должностные обязанности или стремясь получить материальное вознаграждение, некоторые ретивые пожарники стали направлять в суды дела об административном правонарушении, требуя не наложить штраф, а приостановить деятельность школы на срок 90 суток.
Теперь проверки пожарников вполне могут закончиться «приостановлением деятельности» школы, и если предписания не выполнены, школу действительно могут закрыть. Новые механизмы финансирования (субсидии государственным и муниципальным бюджетным и автономным учреждениям) должны эти угрозы учитывать. Эти вопросы следует обсуждать на августовских мероприятиях, иначе может получиться так, что разговоры об образовательных стандартах, о качестве образовательных услуг образования будут бессмысленны — просто негде и некому будет оказывать эти услуги. НО