Научная статья на тему 'АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ ОБ ИСТОКАХ ТЕОКРАТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ'

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ ОБ ИСТОКАХ ТЕОКРАТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
537
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ / ВЗГЛЯДЫ НА ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / STATE-LEGAL THOUGHT / VIEWS ON THE STATE / SOCIAL STRUCTURE / THEOCRATIC STATEHOOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алонцева Дина Викторовна

Актуальность. Статья посвящена актуальным вопросам истоков идей теократической государственности одного из известнейших идеологов христианской церкви, жившего в период распада Византийской империи и формирования новой государственности Августина Блаженного (354 - 430 гг.). Сделан акцент, что одной из господствующих идей того периода была разработка концепции государственного устройства. Цель исследования состоит в рассмотрении истоков теократической государственности в воззрениях Августина Блаженного. Методология исследования. При написании данной работы использовалась широкая методологическая база, характерная для теории государства и права, истории учений о праве и государстве. Основу составили три группы методов: всеобщие, общенаучные, специально-юридические. Результаты проведенного исследования позволили автору реконструировать мировоззренческую позицию христианского теолога, великого мыслителя и отца церкви Августина Блаженного на сущность теократической государственности. Автор приходит к выводу, что феномен теократии рассматривался мыслителем сквозь призму оправдания существования самого государства. В попытках обоснования сущности государства Августин Блаженный применял христианскую интерпретацию государственного устройства как организацию «высшего града». Эта позиция становится основополагающей всей научной системы теолога, из которой он выдвигает идею о единственно справедливой форме государства - теократической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ST. AUGUSTINE ON THE ORIGINS OF A THEOCRATIC STATE IN THE BYZANTINE EMPIRE

Relevance. The article is devoted to the topical issues of the origins of the ideas of theocratic statehood of one of the most famous ideologists of the Christian Church, who lived in the period of the collapse of the Byzantine Empire and the formation of the new statehood of Augustine the Blessed (354 - 430). Emphasis is placed on the fact that one of the dominant ideas of that period was the development of the concept of government. The purpose of the study is to examine the origins of theocratic statehood in the views of Augustine the blessed. Research methodology. In writing this work, we used a broad methodological framework characteristic of the theory of state and law, the history of the teachings of law and the state. The basis was made by three groups of methods: General, General scientific, special-legal. The results of the study allowed the author to reconstruct the worldview of the Christian theologian, the great thinker and father of the Church Augustine the blessed on the essence of theocratic statehood. The author comes to the conclusion that the phenomenon of theocracy was considered by the thinker through the prism of justifying the existence of the state itself. In his attempts to substantiate the essence of the state, Saint Augustine Applied the Christian interpretation of the state structure as an organization of the “highest city". This position becomes fundamental throughout the scientific system of the theologian, from which he puts forward the idea of the only just form of the state - theocratic

Текст научной работы на тему «АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ ОБ ИСТОКАХ ТЕОКРАТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

АЛОНЦЕВА Дина Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

е-mail: dina.alontseva@mail.ru

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ ОБ ИСТОКАХ ТЕОКРАТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация. Актуальность. Статья посвящена актуальным вопросам истоков идей теократической государственности одного из известнейших идеологов христианской церкви, жившего в период распада Византийской империи и формирования новой государственности Августина Блаженного (354 - 430 гг.). Сделан акцент, что одной из господствующих идей того периода была разработка концепции государственного устройства.

Цель исследования состоит в рассмотрении истоков теократической государственности в воззрениях Августина Блаженного.

Методология исследования. При написании данной работы использовалась широкая методологическая база, характерная для теории государства и права, истории учений о праве и государстве. Основу составили три группы методов: всеобщие, общенаучные, специально-юридические.

Результаты проведенного исследования позволили автору реконструировать мировоззренческую позицию христианского теолога, великого мыслителя и отца церкви Августина Блаженного на сущность теократической государственности.

Автор приходит к выводу, что феномен теократии рассматривался мыслителем сквозь призму оправдания существования самого государства. В попытках обоснования сущности государства Августин Блаженный применял христианскую интерпретацию государственного устройства как организацию «высшего града». Эта позиция становится основополагающей всей научной системы теолога, из которой он выдвигает идею о единственно справедливой форме государства - теократической.

Ключевые слова: государственно-правовая мысль, взгляды на государство, общественное устройство, теократическая государственность.

ALONTSEVA Dina Victorovna,

PhD, associate Professor, head of the Department of theory and history of state and law,

Bunin Yelets state University

ST. AUGUSTINE ON THE ORIGINS OF A THEOCRATIC STATE IN THE BYZANTINE EMPIRE

Annotation. Relevance. The article is devoted to the topical issues of the origins of the ideas of theocratic statehood of one of the most famous ideologists of the Christian Church, who lived in the period of the collapse of the Byzantine Empire and the formation of the new statehood of Augustine the Blessed (354 - 430). Emphasis is placed on the fact that one of the dominant ideas of that period was the development of the concept of government.

The purpose of the study is to examine the origins of theocratic statehood in the views of Augustine the blessed.

Research methodology. In writing this work, we used a broad methodological framework characteristic of the theory of state and law, the history of the teachings of law and the state. The basis was made by three groups of methods: General, General scientific, special-legal.

The results of the study allowed the author to reconstruct the worldview of the Christian theologian, the great thinker and father of the Church Augustine the blessed on the essence of theocratic statehood.

The author comes to the conclusion that the phenomenon of theocracy was considered by the thinker through the prism of justifying the existence of the state itself. In his attempts to substantiate the essence of the state, Saint Augustine Applied the Christian interpretation of the state structure as

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

ББК 67.1 УДК 340.122

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

an organization of the "highest city". This position becomes fundamental throughout the scientific system of the theologian, from which he puts forward the idea of the only just form of the state - theocratic.

Key words: state-legal thought, views on the state, social structure, theocratic statehood.

Каждая эпоха государственного развития характеризуется своей трансформацией и деятелями, стоящими у истоков этих преобразований, происходит смена одних ценностей другими, по-новому строится система общественных взаимоотношений, изменению в этой связи подвергаются государство, общество, граждане. Византийская империя - яркий пример государства, которое затронули коренные изменения, повлиявшие ее на судьбу и, несомненно, выдающиеся деятели той эпохи, чьи взгляды и идеи могут быть полезны в наше время, поскольку Россия XXI в. вновь находится на историческом перепутье, связанным с отсутствием государственной идеологии и навязыванием западной системы ценностей. Дабы Третий Рим не пал вслед за первым и вторым, необходимо обращение представителей отечественной политико-правовой мысли к доктринам и деятелям прошлого. В этой связи, на наш взгляд, довольно интересными являются политико-правовые воззрения Августина Блаженного.

Как справедливо отметил Е.Н. Трубецкой, «Блаженный Августин - одна из самых интересных исторических личностей <...>. Августин есть во всех отношениях олицетворение той переходной эпохи ^го столетия, когда один, обветшавший мир рушится, а другой созидается на его развалинах» [2, с. 36]. Центральной фигурой западного христианства, великим мыслителем и отцом церкви называли А. Блаженного русские дореволюционные исследователи Н.А. Зверев и Л.М. Лопатин [1, с. 26].

Августин Блаженный (354 - 430 гг.) - один из основоположников идеи теократической государственности, один из известнейших идеологов христианской церкви, чей жизненный путь пришелся на период распада Византийской империи и формирования новой государственности. Мировоззренческий путь Августина Блаженного складывался довольно сложно ввиду языческого миропонимания его отца и христианского миросозерцания его матери. Родиной христианского теолога является Северная Африка, которая, с одной стороны, - страна пороков и разврата, с другой -Родина великих учителей церкви: Тертуллиана, святых мучеников Киприана и самого Августина [2, с. 36]. Идеалами общества, в котором воспитывался Августин Блаженный, выступали языческие культы, смешение их осуществления с христианскими ценностями, ненависть к монахам и подвижникам, окружение из нравственно падших

людей. Сознание ученого впитывало окружавшую действительность, которая внутренне была ему противна. Вполне закономерно, что, познав чуждую действительность, Августин Блаженный миросозерцал новым идеалам и ценностям.

Концепция государственного устройства в мировоззрении Августина Блаженного строится на довольно значимом принципе, под коим он оправдывает само существование государства как организацию «высшего града». Эта позиция становится основополагающей всей научной системы теолога, из которой он выдвигает идею о единственно справедливой форме государства -теократической.

Теократическая государственность в миропонимании Августина Блаженного - это «всестороннее господство божественного порядка над жизнью, как всемогущая церковь, властвующая над индивидом и обществом, как теократия, в которой мирское начало поглощено духовным» [2, с. 62]. Одной из идей, разделяемых им, была идея об идеальном «единстве мирового плана, от века, заключавшегося в божественном осознании» [2, с. 65].

Примечательно то обстоятельство, что миросозерцание Августина Блаженного пришлось на период распада Римской империи. Как «спасти общество вопреки распаду государства» - вот что интересовало мыслителей в тот период [2, с. 110]. По сути, распад Рима связан с разрушением Рима - языческого и возникновением Рима - христианского, католического, зарождением «христианской идеи всемирного Града Божьего, где христианская теократия торжественно возвещается как единственно истинный, нерукотворный вечный город» [2, с. 111]. Более того, теократическая государственность в своей основе, по его мнению, базировалась на трех принципах, а именно: как закон вселенной, принцип «архитектурного единства» церкви, содержание религиозной жизни личности и общества.

Рассуждая о теократии, Августин Блаженный задавался вопросом относительно государственно-церковных отношений, где начинается государство и где кончается церковь. По его мнению, становление Римской империи связано с распространением христианской идеологии, которая служит объединяющим государственным началом. Поскольку становление христианского единства нового Рима происходило достаточно непросто, идеальным государством того периода считался идеал Града Божьего, где высшим прин-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

ципом, определяющим отношения Бога к людям, является не принцип «любви», а принцип законности, правопорядка. Августин Блаженный, несомненно, считал, что для Римской империи лучше быть христианской, поскольку христианство автоматически не превращает земное государство в Град Божий.

Отдельного внимания в его творческом наследии стоит уделить вопросу соотношения двух градов: земного - государства и Града Божьего. Как отмечают исследователи трудов Августина Блаженного Н.А. Зверев и Л.М. Лопатин, «совпадение государства в Град Божий все может совершиться лишь в немногие счастливые моменты земной истории, Град Божий все же по существу остается трансцендентным этому миру, остается странником во временной жизни» [1, с. 367]. Все ярче в теократической концепции Августина Блаженного прослеживается принцип «оправдания» существования государства. В частности, по его мнению, «исторический процесс - не соединение двух градов в единую хилиасти-ческую теократию, а их отделение, земное государство оправдывается лишь "до времени", лишь пока человек является рабом греховной цепи необходимости и не достигает свободы и покоя в Боге» [1, с. 367]. Рассуждая о государстве, Августин Блаженный затрагивает вопросы, касающиеся государственной власти, призывая граждан их соблюдать.

Выстраивая концепцию теократической государственности, он начинает синтезировать отношения государства с другими социальными институтами, в частности с церковью. Церковь, по его мнению, выступает в государстве в качестве правового организма, наделенного определенной компетенцией, как «единство принудительное, насильственное». Тем не менее, Августин Блаженный не мог чрезмерно оптимистично относиться к будущему римского государства как такового - не потому, что это Рим, а потому, что это государство, так как любое общество людей, кроме Града Божьего, есть неотъемлемая часть земного града, обреченного на неизбежное крушение. Град Божий основывается не только на христианской теократии, но и на свободном человечестве как основе государственности.

Его идея относительно оправдания существования государства приобретает новые очертания, в его взглядах присутствует отрицание института власти (в частности, «государство,

имеет право на существование лишь постольку, поскольку оно уходит в церковь») [2, с. 98]. Истинное назначение государства заключается в служении церкви и объединении граждан с позиции религии.

В поиске этимологического определения государства Августин Блаженный полемизирует с Цицероном, для которого государство является общим делом, представляющем интерес всего народа. Августин Блаженный возражает такой трактовке, полагая, что государство, не знающее справедливости и права, не может называться таковым. Справедливость в его понимании рассматривается с двух позиций: с объективной - как «правда Божия» и с субъективной как «праведность» [2, с. 99]. Рассуждая об идее справедливости, Августин Блаженный раскрывает ее значимость для истинного определения государственности.

Таким образом, теократическая сущность государственности в мировоззрении Августина Блаженного вполне оправдана в силу того, что построением концепции «идеальной» государственности занимались в тот период развития общества большей степенью представители богословия, нежели правоведы. Августин Блаженный естественное право отождествлял Божественной правдой, смешивая такие понятия, как «право» и «нравственность». Носителем права мыслитель считал церковь, только через нее, по его мнению, государство становилось сообществом права.

Список литературы:

[1] Зверев Н.А., Лопатин Л.М. К вопросу о миросозерцании Блаженного Августина // Вопросы философии и психологии. 1983.- № 18(3). - С. 26

- 40.

[2] Трубецкой Е.Н. Философия христианской теократии в V веке // Вопросы философии и психологии. 1891 - 1892. - Год II, кн. 9. - С. 25 - 68; год II, кн. 10. - С. 109 - 150; год III, кн. 13. - С. 87 - 108; год III, кн. 14. - С. 1 - 36.

Spisok literatury:

[1] Zverev N.A., Lopatin L.M. K voprosu o mirosozercanii Blazhennogo Avgustina // Voprosy filosofii i psihologii. 1983.- № 18(3). - S. 26 - 40.

[2] Trubeckoj E.N. Filosofiya hristianskoj teokratii v V veke // Voprosy filosofii i psihologii. 1891

- 1892. - God II, kn. 9. - S. 25 - 68; god II, kn. 10. - S. 109 - 150; god III, kn. 13. - S. 87 - 108; god III, kn. 14.

- S. 1 - 36.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.