Научная статья на тему 'Истоки «теократической государственности» в Византийской империи'

Истоки «теократической государственности» в Византийской империи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
252
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
теократическая государственность / политико-правовая мысль / взгляды на государство / theocratic statehood / political and legal thought / views on the state

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дина Викторовна Алонцева

Статья посвящена истокам идей «теократической государственности» в Византийской империи. Сделан акцент на значимость исследования. В статье подчеркивается, что научные изыскания ученых имели общую концепцию — идею божественного происхождения власти. Господствующей идеей политико-правовой мысли Византийской империи была идея божественного происхождения как самого государства, так и права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The origins of «theocratic statehood» in the Byzantine Empire

The article is devoted to the origins of the ideas of «theocratic statehood» in the Byzantine Empire. Emphasis is placed on the importance of the study. The article emphasizes that the scientific research of scientists had a common concept — the idea of the divine origin of power. The dominant ideas of political and legal thought of the Byzantine Empire was the idea of the divine origin of both the state and the law.

Текст научной работы на тему «Истоки «теократической государственности» в Византийской империи»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 340.122 ББК 67.1

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10543

ИСТОКИ «ТЕОКРАТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Дина Викторовна АЛОНЦЕВА, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: dina.alontseva@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права

и государства; история учений о праве и государстве

Аннотация. Статья посвящена истокам идей «теократической государственности» в Византийской империи. Сделан акцент на значимость исследования.

В статье подчеркивается, что научные изыскания ученых имели общую концепцию — идею божественного происхождения власти. Господствующей идеей политико-правовой мысли Византийской империи была идея божественного происхождения как самого государства, так и права.

Ключевые слова: теократическая государственность, политико-правовая мысль, взгляды на государство.

Annotation. The article is devoted to the origins of the ideas of «theocratic statehood» in the Byzantine Empire. Emphasis is placed on the importance of the study. The article emphasizes that the scientific research of scientists had a common concept — the idea of the divine origin of power. The dominant ideas of political and legal thought of the Byzantine Empire was the idea of the divine origin of both the state and the law.

Keywords: theocratic statehood, political and legal thought, views on the state.

Западные идеалы, которые широко декларируются всеми средствами массовой информации, затмевают сознание современных граждан, и такие европейские ценности, как однополые браки, стирание тендерных границ, гедонизм и прочее, становятся нормами для воспитания наций.

Россия XXI века так же, как и Российская империя XX века, находится на историческом перепутье, поскольку на конституционном уровне подчеркивается отсутствие государственной идеологии, во многом определяющей миропонимание граждан. Всем известна существующая не одно столетие религиозно-политическая идея «Москва — Третей Рим», символизирующая па-

дение Римской и Византийской империй из-за пренебрежения верой; остается только Третий Рим, т.е. Российское государство.

Как отмечал К.Н. Леонтьев, «основы российского государственного и домашнего быта остаются тесно связанными с византизмом» [3, с. 19].

Для консолидации нашего общества, по мнению Святейшего Патриарха Кирилла, необходимо не просто обратить самое пристальное внимание на положительные стороны исторического опыта России, но и выделить базисные ценности [4].

Как отмечает Ф.И. Успенский, «Византия передала славянским народам религию, письмен-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

ность, язык, государственное устройство, так как под византийским влиянием формировались мировоззрение древнерусского общества и политико-правовые идеи русской мысли» [6, с. 56]. В связи с этим изучение идей теократической государственности в миропонимании ученых Византийской империи вполне оправдано и актуально.

Первым светским исследователем, разработавшим оригинальную типологию государственного управления, включающую три составляющие: власть главы государства, избранную родом власть и теократию, был Иосиф Флавий (354 — 430).

Наибольшее внимание римский историк уделял теократии, поскольку именно она, по его мнению, отражала истинную божественную природу, обосновывая свою идею так: «явившись к Саулу, Самуил объявил последнему, что он послан к нему Господом Богом, чтобы напомнить ему, что, хотя Предвечный и избрал его царем над всеми евреями, он именно в силу такого избрания должен повиноваться Господу Богу и не отказывать последнему в послушании: хотя сам он и правит народами, но верховная власть над ним самим и над всем существующим все-таки находится в руках Божьих» [2].

Сторонником идеи теократической государственности является константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст (345 — 407), которой факт участия церковной власти в делах государственных обосновывал теократической теорией. По его мнению, «несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» [1].

Из приведенной цитаты ученого видна ссылка на Апостола Павла, в которой он поддерживал божественное происхождение власти; подчинение ей, по его мнению, считалось нравственной нормой и долгом каждого гражданина.

Идея теократической государственности рассматривается христианским богословом и философом Августином Блаженным (354 — 430). По его мнению, это «всестороннее господство божественного порядка над жизнью, как всемогущая Церковь, властвующая над индивидом и обществом, как теократия, в которой мирское начало поглощено духовным» [5, с. 62].

Одной из идей, разделяемых Августином, была идея об идеальном «единстве мирового плана, от века, заключавшегося в божественном осознании» [5, с. 65]. Примечательно, что миросозерцание Блаженного Августина пришлось на период распада Римской империи.

Как «спасти общество вопреки распаду государства», вот что интересовало мыслителя в тот период [5, с. 110].

По сути, распад Рима связан с разрушением Рима — языческого и возникновением Рима — христианского, католического, зарождением «христианской идеи всемирного града Божьего, где христианская теократия торжественно возвещается как единственно истинный, нерукотворный вечный город» [4, с. 111].

Более того, теократическая государственность в своей основе, по мнению Блаженного Августина, базировалась на трех принципах, а именно, как закон вселенной, принцип «архитектурного единства» Церкви, содержание религиозной жизни личности и общества.

Рассуждая о теократии, Блаженный Августин задавался вопросом относительно государственно-церковных отношений — где начинается государство и где кончается Церковь.

По мнению Блаженного Августина, становление Римской империи связано с распространением христианской идеологии, которая служит объединяющим государственным началом. Поскольку становление христианского единства нового Рима происходило не просто, идеальным государством того периода считался идеал Града Божьего, где высшим принципом, определяющим отношение Бога к людям, является не принцип «любви», а принцип законности, правопорядка.

Августин Блаженный, несомненно, считал, что для Римской империи лучше быть христианской, поскольку христианство автоматически не превращает земное государство в Град Божий. Церковь в таком государстве выступает в качестве правового организма, наделенного определенной компетенцией, как «единство принудительное, насильственное». Тем не менее Августин Блаженный не мог чрезмерно оптимистично относиться к будущему римского государства как такового: не потому, что это Рим, а потому, что это государство, так как любое общество людей, кроме Града Божьего, является неотъемлемой частью земного града, обреченного на неизбежное крушение.

Град Божий основывается не только на христианской теократии, но и на свободном человечестве как основе государственности.

Теократическая сущность государственности в мировоззрении Августина Блаженного вполне оправдана в силу того, что построением концепции «идеальной» государственности занимались в тот период развития общества большей

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

степенью представители богословия, нежели правоведы.

Августин Блаженный естественное право отождествлял с Божественной правдой, смешивая такие понятия, как право и нравственность. Носителем права мыслитель считал Церковь; только через нее, по его мнению, государство становилось сообществом права.

Таким образом, рассмотренные истоки теократической государственности в трудах ученых-мыслителей Византийской империи показывают христианскую интерпретацию сущности государства, оправдывая божественную основу государственности и закладывая религиозные начала для оправдания существования как государственной власти, так и самого государства.

Библиографический список

1. Иже во святых отца нашего Иоанна Зла-тоустого архиепископа Константинопольского избранные творения. Беседы на послание к Римлянам. М., 1994. Репринт. воспроизведение из-

дания: Творения святаго отца нашего Иоанна Златоустаго Архиепископа Константинопольс-каго в русском переводе: В 12 т. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903 // http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/ riml23.html

2. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона // URL: http://www. mystudies.narod.ru/library/nochrist/flavius/ apion2.htm

3. Леонтьев К.Н. Избр. М., 1993. С. 19, 22, 27, 28, 33-36, 40.

4. Святейший Патриарх Кирилл считает необходимым сформулировать базисные ценности // URL: http://www.pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-kirill-sc/

5. Трубецкой E.H. Философия христианской теократии в V веке // Вопросы философии и психологии. М., 1891 - 1892. Год II. Кн. 10. С. 25-150.

6. Успенский Ф.И. Истории Византийской империи. Т. 1. Период I (до 527 г.). Период II (518 - 610 гг.). М., 2001. С. 56.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Конституционное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Под общ. ред. В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева; под ред. Е.Н. Хазова, Н.М. Чепурновой. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 687 с.

ISBN 978-5-238-03214-6

Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Особое внимание уделено избирательной системе в России. Представлены важнейшие изменения порядка выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации ФС РФ. Отражены законодательные нормы о передаче полномочий ФМС структурам МВД России.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.