УДК 94(4)"04/14":27+1:316
DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-4-31-39
Церковь и религия в создании единой Европы (из истории формирования первых «европейских» христианских проектов)
Е. В. Лежнина
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В последние годы по всему миру наблюдается рост этноконфессиональных конфликтов, в связи с чем в современной Европе все чаще поднимается вопрос о роли религии в интеграционных процессах. В том числе усилился научный интерес к истории европейской интеграции, начиная с периода, который идентифицируется как период формирования «европейской идеи», вплоть до современности, эпохи возникновения и развития Европейского Союза. Целью данной статьи является изучение самого раннего этапа развития европейских интеграционных идей, с IV по XIV века, с начала утверждения христианства в качестве государственной религии Римской империи до кризиса средневекового христианства, появления гуманистических идей и зарождения первых светских проектов союза европейских государств. Для данного периода характерно верховенство христианской церкви в духовной и политической жизни, объединение и унификация систем управления европейскими народами, формирование общеевропейской христианской культуры и мировоззрения. При этом существовало противостояние между двумя центрами христианства, с одной стороны, и между духовной и светской властями, с другой. Движение от христианской вселенской теократии с центром в Европе к союзу светских европейских государств также является важной чертой периода. Исследование базируется на принципах историзма и научной объективности, исто-рико-генетическом, сравнительно-историческом научных методах. Данная статья представляет исследование, в котором был использован междисциплинарный подход.
Ключевые слова: Единая Европа, «римский проект», христианство, европейская интеграция, папизм, цезарепапизм, европейские исследования.
Благодарности: статья подготовлена при поддержке гранта Jean Monnet Module 600407 EPP-1-2018-1-RU-EPPJMO-MODULE «Historical Memory Factor in EU Formation and Development» («Фактор исторической памяти в формировании и развитии Европейского Союза»).
Church and religion in creating a unified Europe
(from the history of the formation of the first "European" Christian projects)
E. V. Lezhnina
Mari State University, Yoshkar-Ola
In recent years, the growth of ethno-confessional conflicts has been observed all over the world, in connection with which the question of the role of religion in integration processes is being increasingly raised in modern Europe. In particular, the scientific interest in the history of European integration has increased, starting with the period that is identified as the period of the formation of the "European idea", up to the present, the epoch of the emergence and development of the European Union. The purpose of this article is to study the earliest stage of development of European integration ideas, from the IV to the XIV centuries, from the beginning of the adoption of Christianity as the state religion of the Roman Empire until the crisis of medieval Christianity and the emergence of humanistic projects and the birth of the first secular projects of the union of European states. This period is characterized by the supremacy of the Christian church in the spiritual and political life, the union and unification of the management system of European nations, the formation of a common European Christian culture and worldview. At the same time there was a confrontation between the two centers of Christianity, on the one hand, and between the spiritual and secular authorities, on the other. The movement from the Christian Ecumenical Theocracy, with its center in Europe to a union of secular European states, is also an important feature of the period. The study is based on the principles of historicism and scientific objectivity, historical genetic, comparative-historical scientific methods. The article presents a study based on an interdisciplinary approach.
© Лежнина Е. В., 2018
Keywords: United Europe, "Roman project", Christianity, European integration, papism, caesarepapism, European Studies.
Acknowledgments: the article was prepared with the support of Jean Monnet Module 600407 EPP-1-2018-1-RU-EPPJMO-MODULE grant "Historical Memory Factor in EU Formation and Development".
Европа как общность, обладающая особыми географическими, экономическими, политическими, культурно-историческими характеристиками, имеющая внутреннее единство и выраженные отличия от других частей планеты, формировалась в течение тысячелетий. Начиная с эпохи античности территория Европы обретала политическую, экономическую и духовную целостность за счет развития политических объединений: от союзов племен, городов-полисов до крупных моно и полиэтничных государств, развития экономического, политического, военного сотрудничества, создания общей культуры и духовных ценностей. В XX столетии европейские интеграционные процессы привели к возникновению экономико-политического объединения, оформленного в 1951 году шестью национальными государствами Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а в 1991 году в Маастрихе двадцатью семью державами -Европейского Союза.
На современном этапе одним из ключевых направлений формирования Единой Европы становится культурная интеграция, основные принципы которой закреплены «Всеобщей декларацией ЮНЕСКО о культурном разнообразии», принятой на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже 2 ноября 2001 года и «Европейскими соглашениями по вопросам развития», одобренными Советом Европы в процессе становления Евросоюза.
Европейский Союз, ставший перекрестком народов и религий, способствует развитию межкультурного диалога, проводит политику муль-тикультурализма, нацеленную на сохранение национальной и конфессиональной идентично-стей проживающих в Европе этнических и конфессиональных групп, на мирное сосуществование культур, толерантное отношение европейцев к проявлениям несвойственной им культуры. В частности, согласно «Европейскому соглашению по вопросам развития» от 8 июня 2016 года, «культурные отношения должны учитывать
региональные различия и местные особенности, приспосабливая действия к конкретным культурным условиям и интересам ... поощрять общение между людьми в условиях уважения и равенства и в духе партнерства» 1.
Однако демографический упадок коренного населения Европы в последние годы, стабильный рост числа иммигрантов, не стремящихся интегрироваться в европейское общество, воспринимается жителями Европы как кризис, угрожающий целостности Европейского Союза. Усиление конфликтов на национальной и конфессиональной основе, характеризованное американским политологом С. Хантингтоном как «столкновение цивилизаций», выражающееся, прежде всего, в религиозном противостоянии [13, с. 88], поставило под вопрос само существование Единой Европы, вызвало к жизни дискуссии о роли этносов и религий в эволюции в Европейском Союзе. В условиях обострения этноконфессиональных конфликтов все чаще звучат идеи о необходимости перехода к политике монокультурализма, акцентирующей внимание на обязательной интеграции неевропейских народов в европейское культурное пространство, на формирование/обновление концепции универсальных европейских ценностей.
Христианские церкви, долгий период времени оставшиеся в стороне процесса интеграции, рассматриваемого как светского, в последние годы стали активно заявлять о значимости своего участия в европейской политике, о необходимости усиления внимания к религии в меняющемся европейском мире, вычленении ее из общего понятия культуры и признания «христианских корней» современной Европы. На законодательном уровне данная борьба развернулась в плане расширения прав церкви в Лиссабонском договоре 2007 года,
1 Joint Statement by the Council and the Representatives of the governments of the Member States meeting within The Council, the European Parliament and the Commission of 8 June 2016. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=JOIN%3A2016 %3A29%3AFIN (дата обращения 20.12.2018).
рассматриваемом как замена Конституции Европейского Союза 2004 года, которую так и не удалось принять [6, с. 98].
Данный процесс был отмечен появлением в научном сообществе целого ряда работ, которые переосмысливают роль христианской церкви в формировании Единой Европы, начиная с возникновения христианства до оформления современного Европейского Союза1 [2; 16; 17; 18; 19]. В этой связи рассмотрение ранних проектов Единой Европы, которые являлись результатом деятельности христианских церквей, и оценка влияния религии на политическую, социальную и культурную интеграцию европейских государств приобретают особое значение.
Стоит отметить, что в эпоху античности понятие «Европа» было связано прежде всего с язычеством, в частности, с греческой мифологией. Согласно легенде, Европа была финикийской царевной, увезенной на о. Крит Зевсом, представшим в образе быка. Этот миф был популярен во многих частях Греции, в честь Европы строили храмы, пели гимны. А. Ф. Лосев отметил одну из отличительных черт Европы как мифологического персонажа - то, что это имя рано получило географическое выражение. Он подчеркнул, что в гомеровском эпосе Европа противопоставлялась Пелопоннесу и островам, отождествляясь со Средней Грецией, а с начала греко-персидских - Азии, то есть под ней вскоре стали понимать уже весь континент [9, с. 212].
Но в раннехристианский период «Европа» фигурирует в источниках исключительно только как географическая общность, лишаясь образа хтонической богини, а количество упоминаний о ней в источниках резко сокращается [4, с. 8-9]. Во многом это можно объяснить отсутствием данного понятия в Библии. В соответствии с иудейской традицией, описывающей заселение Земли после Всемирного потопа сыновьями Ноя, египтяне стали сыновьями Хама, дорийцы (греки) -Иафета, а евреи - Сима. Но в V веке Св. Иероним Стридонский (348-420), выполняя перевод на латынь Священного Писания», известный как «Вульгата», нашел в текстах Библии пророчество о победе потомков Иафета над сынами Сима, то есть греков, к тому времени освоивших все
1 Жосул Е. В. Религиозный фактор в процессах политической интеграции и дезинтеграции в Европе: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М, 2008. 24 с.
Средиземноморье, в том числе часть Европы, над евреями2.
В «Граде Божием» отца христианской церкви Аврелия Августина (354-430) имя Иафет переводится как «широта», то есть расхождение потомков Иафета связывается с их распространением по миру: «Да распространит Бог Иафета, да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом его»3. На географических картах раннего средневековья четко прослеживается связь потомков Ноя с континентами: Азия закреплена за Симом, Африка - за Хамом, Европа -за Иафетом. Таким образом, понятие «Европа» в первые века существования христианства имело нейтральный характер, но по мере развития и распространения христианства «Европа» все чаще появляется в источниках, являясь частью мира, разделенного ветхозаветными «сыновьями Ноевыми».
В эпоху средневековья единство и стабильность Европейского континента прежде всего связывалась с «римской идеей», являющейся как фундаментом как для формирования светских монархий, так и ставшей основой развития христианской теократии. В ней переплетается идея великой, распространяющейся на все континенты империи и вселенского христианства. «Римская идея» восходила к императору Константину I (272-337), закрепившему на территории Великой Римской империи христианство в качестве государственной религии, превратившему великую языческую державу в оплот новой веры, ориентированной на единый политический и духовный центр.
В то же время перенос Константином I Великим столицы империи из Рима в Византий (Константинополь), в «Новый» или «Второй Рим», вызвал не только дезинтеграцию государства (образование Западной и Восточной Римской империй), но формирование нового духовного центра, Восточной христианской церкви. Противоборство двух церквей, Западной и Восточной, за преобладание в Европе, обострившееся после окончательного раскола в 1054 году, длилось вплоть до завоевания Византии, наследницы Восточно-римской империи, турками-османами в 1453 году.
2 Иероним Стридонский Четыре книги толкования на Евангелие от Матфея / пер. с лат. М., 1996. С. 13.
3 Августин А. О граде Божием: в 4-х т. / пер. с лат. Т. 3. М.: Ладомир-Наука, 1994. С. 138.
Первым о претензиях Западной церкви на господство над христианским миром заявил Лев I Великий (390-461), занимавший пост Римского папы с 440 по 461 год. Он выдвинул идею о преобладании римского епископа над всеми другими христианскими патриархами, ссылаясь на Священное писание, а именно на обещание, данное Иисусом Христом апостолу Петру, который считался первым епископом Рима: «и Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»1.
В XI веке идея главенства Рима и пап получила обоснование в виде легенды о так называемом «Константиновом даре». Согласно преданию, император Константин I Великий передал римскому епископу Сильвестру в награду за исцеление от проказы всю полноту власти над Римом, Италией и западноевропейскими провинциями Римской империи. Сильвестр был наделен символами императорской власти (тиарой, диадемой, пурпурным плащом, туникой и скипетром), а вся Римская курия получила права сенаторов и патрициев.
Таким образом, Западная христианская церковь, закрепившись в Риме, получила власть над всеми светскими суверенами Западной Европы и заявила о своем праве представлять всю христианскую Европу, лишая тем самым этого права Восточную христианскую церковь и Священную римскую империю германской нации, также претендующую на верховную власть в регионе. Доказательство подложности «Константинова дара» было предоставлено в 1440 году итальянским гуманистом Лоренцо Валлой2, но Римско-католическая церковь считала документ подлинным вплоть до середины XIX столетия.
Активным сторонником создания универсалистской теократической империи был Римский папа Григорий VII (1020-1085). Его политическая программа, представленная в «Диктате папы» (1075), подразумевала создание всемирной монархии во главе с папством и приведение
1 Мф 16:18-19.
2 См.: Валла Л. Рассуждения о подложности так называе-
мой дарственной грамоты Константина // Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии / пер. И. А. Перельму-тера. М.: АН СССР, 1963. URL: http://www.vostlit.info/Texts/ rus4/Valla/frametext31.htm (дата обращения: 15.12.2018).
к подчинению всех светских правителей3. Неслучайно именно в этот период, стали широко распространяться трактаты и сочинения, утверждавшие принцип единовластия в Европе и в мире [15, с. 27]. В XII столетии «викарий Святого Петра» превратился в «викария Христова», стал контролировать канонизацию и освящение новых святых. В XIII и XIV веках прежде всего за счет развития папской фискальной системы церковь превратилась в настоящую монархию. И лишь на рубеже XIV-XV веков папское верховенство будет поставлено под угрозу соборным движением, которое, впрочем, в итоге потерпело поражение [6, с. 167].
Папство выступало в качестве духовного вдохновителя и практического организатора политики расширения христианского мира. Союзниками верховных прелатов выступали императоры Священной Римской империей и духовно-рыцарские ордена. Католики, благословленные Римом, отправились на захват языческих и мусульманских земель в рамках внутренних евразийских и внешних ближневосточных походов. Соединяя обе власти, в своем лице Римский папа становился императором, король становился священником. Каждый пытался реализовать по-своему единство духовной и светской власти («rex-sacerdos») [6, с. 170].
Серьезным соперником папства в борьбе за влияние на европейском континенте была Византия. После крушения в 476 году Рима, Восточно-римская империя на время стала оплотом христианства, «Вторым Римом», не уничтоженном варварами.
Константинопольские патриархи не имели настолько широких полномочий, нежели Римские папы. Патриархи так же стремились к верховной власти, владели монополией на отлучение светских правителей от церкви, создавали христианское вселенское законодательство и вершили правосудие, руководили работой поместных соборов. Однако в отличие от Римских пап, которым противостояли относительно слабые короли и императоры, патриархам приходилось соперничать за власть с могущественными византийскими василевсами. В Восточно-римской империи в отношениях между верховной светской
3 Трактат папы Григория VII «Диктат папы» // Средневековье в его памятниках / под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913. С. 98-99.
и духовной властью утвердились «доктрина симфонии», предполагавшая союз церкви и государства. Государственная власть приняла активное участие в вопросах веры, к примеру, участвуя в назначении на церковные должности, духовные лица принимали участи в гражданских делах, воздействуя на народные массы через религию [11, с. 74]. На практике «доктрина симфонии» переходила в «доктрину цезарепапизма», выраженную в обосновании контроля власти светской власти над церковью [5, с. 96]. Важным элементом развития «доктрины цезарепапизма» являлось произведение Евсевия Кесарийского (Памфила) (265-339) «Жизнь блаженного васи-левса Константина» в котором император представлен как представитель бога на земле, призванный реализовать его замысел для человечества: «Его то, одного из всех, когда-либо доходивших до слуха автократоров, явил он своим светильником и громогласейшим вестником непогреши-тельного богопочтения, осыпанным различными дарованными ему благами»1.
В рамках цезарепапизма действовал император Юстиниана (527-565). В период его правления Константинополь превратился в красивейший город Европы, был построен собор Святой Софии, ставший крупнейшим в Европе, а кодекс Юстиниана был принят всем христианским миром, стал юридической основой жизни средневековой Европы, заложив правовое единство народов и государств. Но после правления императора Юстиниана Византии не удалось удержать статус ведущего государства мира, наследницы Римской империи. К началу VIII века Византия окончательно превратилась в «евразийское» государство, держащее восточную границу европейского геополитического пространства и граничащее с миром ислама [4, с. 13].
Окончательный раскол Восточной и Западной церквей («Великая схизма») произошел 16 июля 1954 года, когда из-за отказа признать верховенство римской кафедры римский легат Гумбольт возложил на алтарь собора Святой Софии письмо об отречении константинопольского патриарха Кирулария (1443-1458). В ответ византийский патриарх отлучил от церкви папу. Так состоялось окончательное разделение церкви на Восточную
1 Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина / пер. СПбДА под ред. А. А. Калинина. («Византийская серия»). М.: Labarum. 1998. URL: http://aleteia.narod.ru/pamfil/ const/01.htm (дата обращения: 13.12.2018).
и Западную, причем каждая из них сохранила за собой наименование католической (Вселенской). С течением времени оно закрепилось лишь за Западной церковью, которая стала именоваться Римско-католической, тогда как Восточная назвалась Православной (Греко-православной), то есть придерживающаяся правой веры (ортодоксии) в противоположность размыс-лию еретиков (гетеродоксии) [1, с. 128]. Граница между православными и католическими приходами прошла через Восточную Европу, большая часть греческих, южнославянских и восточнославянских земель сохранили принадлежность Константинополю, в то время как Западная и Центральная Европа стали оплотом Рима.
Православная Византия, оказавшаяся на перекрестье католической и мусульманской цивилизации, была существенно ослаблена христианским воинством в период крестовых походов, завершившегося захватом и разграблением Константинополя крестоносцами в 1204 году и созданием Латинской империи.
Последняя попытка объединения церквей, укрепления единого христианского мира, была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе в 1438-1439 годах. Но Уния, утверждающая верховенство папского престола над всем христианским миром, была отклонена православными епископами.
Окончательно Византия была уничтожена турками в 1453 году. Западная Европа, с ее восходящей к предкам ревностью по отношению к византийской цивилизации и духовными наставниками, осуждавшими православных как еретиков и схизматиков, с преследующим ее чувством вины за то, что она бросила великий город в беде, предпочла забыть о Византии [10, с. 109]. После крушения Константинополя православный мир был разбит на две части: церкви, входившие в Константинопольский патриархат, оказались зависимы от османского правительства, Русь, находившаяся между «латинской митрой» и «исламским тюрбаном», стала преемницей Византии и по богословским мотивам, и на геополитическом уровне, провозгласила Патриаршество, а Москву -«Третьим Римом» [3, с. 224]. Цезарепапизм был полностью воспринят московскими правителями, став основой их церковной политики.
Другим важнейшим центром объединения Европы в указанный период были светские монархии, в первую очередь, империя Карла Великого
(768-814), рассматриваемая мыслителями в качестве первого светского проекта европейского единства. Британский историк и философ истории А. Тойнби связывал с основанием Империи франков, располагавшейся на территории современной Франции, Германии и Италии, формирование западноевропейской цивилизации. Тем не менее, он подчеркнул значение духовного владычества папы, «западного христианства» [12, с. 32]. Создание империи, объединяющей несколько народов, было невозможно без поддержки церкви, «освящавшей» власть правителей. Разделение в 843 году Франкской империи и образование Священной Римской империи Германской нации отражало сотрудничество Римской католической церкви и средневековой монархии в деле объединения христианской Европы.
Тем не менее в XIII-XIV веках произошло ослабление церковного влияния на европейскую политику, что было связано с укреплением тенденций национальной государственности, появлением сильных монархий - Англии и Франции. В частности, французский король Филипп IV Красивый (1268-1314) вступил в конфликт с Римским Папой Бонифацием VIII (1235-1303), обложив французское духовенство налогами, а затем пленив и глубоко оскорбив верховного прелата. Папа, стремясь укрепить пошатнувшуюся церковь, в 1302 году издал буллу «Шат Sanctam», в которой Бонифаций VIII изложил концепцию верховенства папы над всеми светскими монархами, известную как «теория «двух мечей»»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой -светскую власть. В соответствии с буллой, «оба меча во власти церкви, то есть и духовный меч, и светский меч; последний используется ради церкви, а первый - самой церковью; первый -священниками, а последний - князьями и королями, но по указанию и с согласия священни-ков»1. С возведением Филиппом IV на Папский престол архиепископа Бордо Бертрана де Го (1264-1314) под именем Климента V началось «Авиньонское пленение» (1309-1378) пап, в течение которого резиденция папы находилась не в Риме, а на территории Франции, под контролем французских королей. «Авиньонское пленение» знаменовало упадок средневековой теокра-
1 Булла Бонифация VIII Unam Sanctam. URL: http://templi.ru/ epoha-bulla-bonifacij-viii/ (дата обращения: 14.12.2018).
тии и утрату Римом статуса центра европейского христианства. На смену власти Римских пап во многом пришли церковные соборы.
К этому же периоду относится издание трактата королевского прокурора и магистра Парижского университета Пьера Дюбуа «О возвращении Святой земли» (1305-1307). Современные исследователи часто называют его первым проектом, в котором угадывается «европейская идея» [2, с. 47]. В трактате речь идет о подготовке к очередной попытке отвоевания Палестины у мусульман, однако данный поход, по мнению автора, должны возглавить не папа и кардиналы, а светские правители. П. Дюбуа предлагает собрать собор, остановить междоусобные войны и объединить усилия государств в борьбе за Святую землю. По итогам похода П. Дюбуа предлагает разделить захваченные в Азии территории среди стран-участников, выделив Иерусалим под управление церкви, а также закрепить власть над итальянскими землями за французским королем, а его брата Карла Валуа сделать императором Византии, таким образом объединяя два центра христианства под началом одной светской династии. «Прежний взгляд на Христианство как на союз государей под духовной гегемонией папы, чья власть распространяется на все, как светские, так и духовные интересы людей, сделался пустым признаком», - резюмирует он [цит. по: 4, с. 30].
Упадок власти церкви в Европе XIV столетия нашел отражение в трактате итальянского гуманиста Данте Алигьери «Монархия» (1312-1313), утверждавшего верховенство германского императора над папским престолом. Поддерживая монархию или империю как лучшие формы правления для обеспечения благосостояния для всего мира, подчеркивая значение Рима для мировой истории, признавая верховенство Бога как источника верховной власти, Данте разделял обязанности церкви и светского государства. Папа, как верховный первосвященник, должен вести «род человеческий к жизни вечной», а римский император «к земному счастью»2. Таким образом, Данте признавал германского императора наместником Бога на земле, который, уже достигнув господства над народами, не будет стремиться к захватам, а установит общий
2 Данте А. Монархия / пер. с итал. В. П. Зубова; комм. И. Н. Голенищева-Кутузова. М.: Кучково поле, 1999. С. 136-137.
христианский мир. Идея единой христианской Европы, основанная на разумном управлении и пацифизме, напрямую связывалась им не с церковью, а со светским государством. Церковь отнеслась к «Монархии» сурово, в 1329 г. осудив трактат, а в 1554 г. внеся его в список запрещенных для чтения книг.
Таким образом, центром притяжения европейского мира в период античности и раннего средневековья продолжали оставаться земли в границах Римской империи, а идея единого христианского государства реализовывалась исключительно через «римский проект». Тем не менее по мере становления национальных государств, освоения территорий на границах Европы, слабо связанных с античным прошлым, в формирования Европы политическая интеграция осуществляется светскими государствами.
Роль христианства как духовной основы продолжает сохраняться за счет общей для европейских народов духовной культуры, использования латыни как языка науки, образования, а также как способа международного общения. Унифицированная структура церкви, имеющая продолжение в отдельных государствах Европы, имеющих архиепископии или епископии, поддерживает общую систему управления, способствует созданию универсального христианского политического сообщества.
Границы христианской Европы постоянно менялись, вначале по мере проведения христианизации варварского мира, а затем после распада единой христианской церкви на Западно-римскую и Греко-православную, появляется внут-
Литература
ренняя граница между католической Западной Европой и православной Восточной Европой. В XV веке центр православия переместился из Константинополя, «Второго Рима», в Москву, ставшую известной как «Третий Рим».
Христианская церковь, склонная к теократии, боролась против сепаратизма светских государств, стремящихся к независимости от римского престола и претендующих на самостоятельность как в светских, так и в духовных делах. Однако если монархи отрицали притязания Римских пап на верховную власть, то продолжали поддерживать основы христианской религии, которая должна была освятить их власть, без принадлежности к христианству они стали бы изгоями в семье Европейских государств, были бы смещены собственным народом, свято верившим в сакральный характер власти, светской или духовной.
Как могущественное культурно-историческое сообщество, современная Европа основана именно на принципах секуляризма и идее культурного (а не религиозного превосходства) имеет мало общего с раннесредневековой Европой. Однако христианские ценности, дополненные гуманистами эпохи Возрождения, ставшие общечеловеческими ценностями, несомненно, являются важной частью духовной жизни европейцев, и их поддержание в условиях кризиса мультикультурализма способно преодолеть раскол Европы. Концепт Христианской Европы сохраняет свою актуальность в связи с наличием ведущей партии Европарламента - Европейской народной партии, а также активностью Ватикана на пути к сплочению Евросоюза.
1. Ахмедов Р. М. Разделение христианских церквей // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 2. С. 125-130.
2. Браницкий А. Г. Eiit una Europa?: история объединения Европы: противоречия, проекты, перспективы. Нижний Новгород: ННГУ, 2006. 320 с.
3. Дугин А. Основы геополитики. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Арктогея-центр, 2000. 451 с.
4. Европа: проблемы интеграции и развития: в 2 т. / под общ. ред. О. А. Колобова. Т. 1. История объединения Европы и теория европейской интеграции. Нижний Новгород: Изд-во АГПИ им. А. П. Гайдара, 2008. 352 с.
5. Казанцев Д. А. Симфония или цезарепапизм: роль церкви в политической жизни Византии и Древней Руси // Государство и право. 2017. № 3. С. 88-96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29008570 (дата обращения: 19.12.2018).
6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: У-Фактория, 2005. 329 с.
7. Левина Н. П. Лиссабонский договор - новый основополагающий документ Европейского Союза // Вестник РУДН. Серия Юридические науки. 2010. № 3. С. 98-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15201032 (дата обращения: 08.12.2018).
8. Лозинский С. Г. История папства. М.: Политиздат, 1986. 382 с.
9. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. 975 с.
10. Расимен С. Падение Константинополя в 1453 году. М.: Наука, 1983. 172 с.
11. Скабаланович Н. А. Византийское государство и церковь в XI веке. В 2-х т. Т. 1. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. 448 с.
12. Тойнби А. Дж. Постижение истории / пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: OOO Изд-во АСТ, 2003. 603 с.
14. Черняк А. В. Политика мультикультурализма в Европе - опыт для России // PoltBook. 2015. № 2. C. 133-148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23828292 (дата обращения: 12.12.2018).
15. Чубарьян А. О. Европейская идея: Проблемы войны и мира. М.: Международные отношения, 1987. 350 с.
16. Юмашев Ю. М. Европейская идея и ее развитие от «христианской республики» до Европейского Союза // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2015. № 3. С. 5-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24831291 (дата обращения: 11.12.2018).
17. Religion in an Expending Europe / ed. by T. A. Byrnes, P. J. Katzenstein. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
18. Ryan B. The Early Dream. A (very) brief history of the European Project (an excerpt from «A Soul for the Union», a report of THEOS, the UK's leading religion and society) // The Montréal Review. October 2016. URL: http://www.themontrealreview.com/ 2009/The-Christian-Democratic-origins-of-the-European-Project.php (дата обращения: 14.12.2018).
19. Scott M. T. The Global Resurgence of Religion and the Transformation of International Relations. New York: Palgrave MacMillan, 2005.
References
1. Akhmedov R. M. Razdelenie khristianskikh tserkvei [Separation of Christian Churches]. Mezhdunarodnyi zhurnal konstitut-sionnogo i gosudarstvennogoprava = International Journal of Constitutional and State Law, 2016, no. 2, pp. 125-130. (In Russ.).
2. Branitsky A. G. Erit una Europa?: istoriya ob"edineniya Evropy: protivorechiya, proekty, perspektivy [Erit una Europa?: the history of European unification: contradictions, projects, prospects]. Nizhny Novgorod: NNSU, 2006, 320 p. (In Russ.).
3. Dugin A. Osnovy geopolitiki. V 2 ch. [Basics of geopolitics. In 2 parts]. Part 1. Moscow: Arktogeya Center, 2000, 451 p. (In Russ.).
4. Evropa: problemy integratsii i razvitiya: v 2 t. [Europe: problems of integration and development: in 2 v.]. Ed. by O. A. Kolobov, Vol. 1. The history of European unification and the theory of European integration. Nizhny Novgorod: Publishing house of AGPI named after A. P. Gaidar, 2008, 352 p. (In Russ.).
5. Kazantsev D. A. Simfoniya ili tsezarepapizm: rol' tserkvi v politicheskoi zhizni Vizantii i Drevnei Rusi [Symphony or caesarepapism: the role of the church in the political life of Byzantium and Ancient Russia]. Gosudarstvo ipravo = State and Law, 2017, no. 3, pp. 88-96. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29008570 (accessed 12.19.2018). (In Russ.).
6. Le Goff J. Tsivilizatsiya srednevekovogo Zapada [The Civilization of the Medieval West]. Moscow: U-Factoriya, 2005, 329 p. (In Russ.).
7. Levina N. P. Lissabonskii dogovor - novyi osnovopolagayushchii dokument Evropeiskogo Soyuza [The Lisbon Treaty is a new fundamental document of the European Union]. VestnikRUDN. Seriya Yuridicheskie nauki = Vestnik RUDN. Series Jurisprudence. 2010, no. 3, pp. 98-104. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15201032 (accessed 08.12.2018). (In Russ.).
8. Lozinsky S. G. Istoriya papstva [The history of the papacy]. Moscow: Politizdat, 1986, 382 p. (In Russ.).
9. Losev A. F. Mifologiya grekov i rimlyan [Mythology of the Greeks and Romans]. Moscow: Thought, 1996, 975 p. (In Russ.).
10. Rasimen S. Padenie Konstantinopolya v 1453 godu [The Fall of Constantinople in 1453]. Moscow: Science, 1983, 172 p. (In Russ.).
11. Skabalanovich N. A. Vizantiiskoe gosudarstvo i tserkov' v XI veke. V 2-kh t. [The Byzantine state and the church in the XIth century. In 2 vols]. Vol. 1, Saint Petersburg: Publisher Oleg Abyshko, 2004, 448 p. (In Russ.).
12. Toynbee A. J. Postizhenie istorii [A Study of History]. Trans. from English. Moscow: Progress, 1991, 736 p. (In Russ.).
13. Huntington S. Stolknovenie tsivilizatsii [The Clash of Civilizations]. Moscow: OOO Publishing House AST, 2003, 603 p. (In Russ.).
14. Chernyak A. V. Politika mul'tikul'turalizma v Evrope - opyt dlya Rossii [Multiculturalism policy in Europe - experience for Russia]. PoltBook, 2015, no. 2, pp. 133-148. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23828292 (accessed 12.12.2018). (In Russ.).
15. Chubaryan A. O. Evropeiskaya ideya: Problemy voiny i mira [European idea: Problems of war and peace]. Moscow: International Relations, 1987, 350 p. (In Russ.).
16. Yumashev Yu. M. Evropeiskaya ideya i ee razvitie ot «khristianskoi respubliki» do Evropeiskogo Soyuza [The European idea and its development from the "Christian Republic" to the European Union]. Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossiiskoi akademii nauk = Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2015, no. 3, pp. 5-46. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24831291 (accessed 11.12.2018). (In Russ.).
17. Religion in an Expending Europe. Ed. by: T. A. Byrnes, P. J. Katzenstein, Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
18. Ryan B. The Early Dream. A (very) brief history of the European Project (an excerpt from A Soul for the Union, a report of THEOS, the UK's leading religion and society). The Montréal Review. October 2016. Available at: http://www.themontrealreview.com/ 2009/The-Christian-Democratic-origins-of-the-European-Project.php (accessed 14.12.2018).
19. Scott M. T. The Global Resurgence of Religion and the Transformation of International Relations. New York: Palgrave MacMillan, 2005.
Статья поступила в редакцию 1.10.2018 г.; принята к публикации 5.11.2018 г.
Submitted 1.10.2018; revised5.11.2018.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Лежнина Е. В. Церковь и религия в создании единой Европы (из истории формирования первых «европейских» христианских проектов) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 4. С. 31-39. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-4-31-39
Об авторе
Лежнина Елена Владимировна
кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ORСID 0000-0002-1898-3792, lezhnina.ev@marsu.ru
Citation for an article:
Lezhnina E. V. Church and religion in creating a unified Europe (from the history of the formation of the first "European" Christian projects). Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 4, pp. 31-39. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-4-31-39 (In Russ.).
About the author Elena V. Lezhnina
Ph. D. (History), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID 0000-0002-18983792, lezhnina.ev@marsu.ru