Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО НА ТЕОКРАТИЮ, ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ'

ВЗГЛЯДЫ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО НА ТЕОКРАТИЮ, ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1812
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-правовая мысль / теократия / государство / Церковь / state-legal thought / theocracy / state / Church

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дина Викторовна Алонцева

Статья посвящена исследованию мировоззренческой позиции христианского теолога, великого мыслителя и отца Церкви Августина Блаженного на соотношение теократии, государства и Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The views of blessed Augustine in a theocracy, the Church and the state

The article is devoted to the study of the worldview position of the Christian theologian, great thinker and father of the Church Augustine the blessed on the relationship of theocracy, state and Church.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО НА ТЕОКРАТИЮ, ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ»

УДК 342 ББК 67.1

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10515

ВЗГЛЯДЫ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО НА ТЕОКРАТИЮ, ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права

и государства; история учений о праве и государстве

Аннотация. Статья посвящена исследованию мировоззренческой позиции христианского теолога, великого мыслителя и отца Церкви Августина Блаженного на соотношение теократии, государства и Церкви.

Ключевые слова: государственно-правовая мысль, теократия, государство, Церковь.

Annotation. The article is devoted to the study of the worldview position of the Christian theologian, great thinker and father of the Church Augustine the blessed on the relationship of theocracy, state and Church.

Keywords: state-legal thought, theocracy, state, Church.

Каждая эпоха государственного развития характеризуется своей трансформацией и деятелями, стоящими у истоков этих преобразований, происходит замена одних ценностей другими, по-новому строится система общественных взаимоотношений, изменению в связи с этим подвергаются государство, общество, граждане.

Византийская империя является ярким примером государства, которое затронули коренные изменения, повлиявшие на ее судьбу. И, несомненно, взгляды и идеи выдающихся деятелей той эпохи могут быть полезны в наше время, поскольку Россия XXI в. вновь находится на историческом перепутье, связанным с отсутствием государственной идеологии и навязыванием западной системы ценностей.

Как справедливо отметил E.H. Трубецкой, «Блаженный Августин — одна из самых интересных исторических личностей» [2, с. 36].

Августин Блаженный (354—430) — один из основоположников идеи теократической государственности, один из известнейших идеологов

Дина Викторовна АЛОНЦЕВА, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина, кандидат юридических наук, доцент E-mail: dina.alontseva@mail.ru

христианской Церкви, чей жизненный путь пришелся на период распада Византийской империи и формирования новой государственности.

Концепция государственного устройства в мировоззрении Августина Блаженного строится на довольно значимом принципе, под коим он оправдывал само существование государства как организацию «высшего града». Эта позиция становится основополагающей всей научной системы теолога, из которой он выдвигает идею о единственно справедливой форме государства — теократической.

Рассуждая о теократии, Блаженный Августин задавался вопросом относительно государственно-церковных отношений: где начинается государство и где кончается Церковь. По его мнению, «становление Римской империи связано с распространением христианской идеологии, которая служит объединяющим государственным началом» [1, с. 179].

Поскольку становление христианского единства нового Рима происходило достаточно не просто, идеальным государством того периода

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

считался идеал Града Божьего, где высшим принципом, определяющим отношения Бога к людям, является не принцип «любви», а принцип законности, правопорядка.

Августин Блаженный, несомненно, считал, что для Римской империи лучше быть христианской, поскольку христианство автоматически не превращает земное государство в Град Божий.

Отдельного внимания в его творческом наследии стоит уделить вопросу соотношения двух градов: земного государства и Града Божьего.

В теократической концепции Августина Блаженного прослеживается принцип «оправдания» существования государства.

В частности, по его мнению, «исторический процесс — не соединение двух градов в единую хилиастическую теократию, а их отделение, земное государство оправдывается лишь «до времени», лишь пока человек является рабом греховной цепи необходимости и не достигает свободы и покоя в Боге» [1, с. 36].

Рассуждая о государстве, Августин Блаженный затрагивает вопросы, касающиеся государственной власти, призывая граждан их соблюдать.

Выстраивая концепцию теократической государственности, Августин Блаженный начинает синтезировать отношения государства с другими социальными институтами, а частности с Церковью.

Церковь, по его мнению, выступает в государстве в качестве правового организма, наделенного определенной компетенцией, как «единство принудительное, насильственное».

Тем не менее Августин Блаженный «не мог чрезмерно оптимистично относиться к будущему Римского государства как такового: не потому, что это Рим, а потому, что это государство, так как любое общество людей, кроме Града Божьего, является неотъемлемой частью земного града, обреченного на неизбежное крушение.

Град Божий основывается не только на христианской теократии, но и на свободном человечестве как основе государственности» [1, с. 180].

Таким образом, идея относительно оправдания существования государства Августина Блаженного приобретает новые очертания, в его взглядах присутствует отрицание института власти, в частности, «государство имеет право на существование лишь постольку, поскольку оно уходит в Церковь» [2, с. 98]. Истинное назначение государства заключается в служении Церкви и объединении граждан с позиции религии.

Библиографический список

1. Алонцева Д.В. Августин Блаженный об истоках теократической государственности в Византийской империи // Образование и право. 2019. № 6. С. 179—181.

2. Трубецкой Е. Н. Философия христианской теократии в V веке / Вопросы философии и психологии. М., 1891 — 1892. Кн. 9. С. 25—68; Кн. 10. С. 109—150; Кн. 13. С. 87—108; Кн. 14. С. 1—36.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.