АВА-ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС
1 2 Щекодина Е.В/, Якубова Ф.Р.2
1Щекодина Екатерина Вадимовна - студент;
2Якубова Фериде Рустемовна - преподаватель, кафедра специального (дефектологического) образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова,
г. Симферополь
Аннотация: в данной статье освещаются основные практические приёмы АВА-терапии (прикладной анализ поведения), применяемые в работе педагога-психолога с детьми, имеющими РАС (расстройство аутистического спектра). Ключевые слова: АВА-терапия, РАС.
УДК 376.42
Актуальность темы на современном этапе развития отечественной и зарубежной психологии представляется возможным более глубокое исследование и коррекции нарушений в развитии, изучение этиологии и патогенеза патологий разного уровня.
Существует множество методов коррекции поведения детей с расстройством аутистического спектра, но все они основаны на простых и чётких правилах:
• Первичный анализ глубины нарушений аутистического спектра.
• Участие родителей и близких ребёнка в процессе обучения.
• Циклически-поступательное обучение, основанное на выполнении заданий.
• Непрерывность обучения.
• Система поощрений.
• Отсутствие порицаний.
• Контрольные задания в конце корректирующего обучения.
ABA терапия не исключение, а одна из самых эффективных методик в коррекционной работе с детьми с РАС.
ABA терапия представляет собой комплекс психологических и образовательных средств и методов, которые подбираются индивидуально в соответствии с потребностями каждого ребёнка, чтобы изменить его поведение и улучшить его социальную адаптацию.
Аутизм - нарушение психического развития - уже давно считается таинственным явлением ещё давних пор, когда его даже не знали как называть. Ребёнок может получить диагноз «аутизм», когда у него можно наблюдать минимум шесть специфических типов поведения в трёх областях: принятыми нормами социального взаимодействия, коммуникации и поведения.
При определении диагноза обращают внимание на следующие особенности поведения и социальной коммуникации:
• отсутствие прямого взгляда на собеседника (глаза в глаза);
• неумение создавать эмоциональные отношения с ровесниками;
• отсутствие проявления желания поделиться с другими детьми своими эмоциями (радостью, неудачами, интересами, достижениями);
• отсутствие фантазии и разнообразия, изменений в ролевой игре или в дидактической игре, предполагающей социальную имитацию.
Аутизм — тяжёлое нарушение психического развития, при котором, в первую очередь, способность к социальному взаимодействию и общению находится на низком уровне.
В работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра необходим индивидуальный подход, постоянно обновляемые инновационные технологии и, иногда даже, уникальный, нестандартный подход.
Для чего нужна АВА-терапия?
Она помогает детям с расстройством аутистического спектра:
• лучше взаимодействовать с окружающими;
• повысить способность к обучению;
• скорректировать отклонения в поведении;
• достичь нормального для детей конкретного возраста уровня развития интеллекта;
• обучиться необходимым для последующей самостоятельной жизни навыкам.
АВА - обучение, его этапы:
1. Оценка начальных навыков;
2. Выбор функциональной цели;
3. Подбор эффективных инструментов;
4. Мониторинг эффективности и корректировка;
АВА-терапия, в идеале, должна проводиться ежедневно и длиться не менее 1часа, с переменами в 3-5 минут, на которых ребёнку можно предложить как физические упражнения, так и просто отдых в любом удобном положении.
Этапы обучения детей в рамках АВА-терапии
Ребёнка просят выполнить очень простое действие (например, взять в руки игрушку или показать на нужную картинку) и сразу дают подсказку — показывают, как он должен это сделать. Учитель подсказывает несколько раз, после чего повторяет просьбу, но уже без подсказки. Каждый раз, когда ученик делает то, о чем его просят, он получает похвалу. Все неудачные попытки не зачитываются с обязательным поощрительным комментарием вроде: «У тебя почти получилось. Давай попробуем ещё.».
Когда педагог видит, что его ученик освоил одно действие, он обучает его второму, затем третьему и т.д. Обучение считается пройдённым, если в результате занятий ребёнок начинает усваивать новую информацию за 1-2 повторения. Плюсы и минусы АВА-терапии
• Ребёнок учится правильному поведению при переходе из одной жизненной ситуации в другую. Благодаря этому он становится более самостоятельным.
• Первые результаты появляются довольно быстро, хотя обучение может занять много времени,.
• Согласно исследованиям, подавляющее большинство детей, прошедших обучение по программе АВА, могут учиться в обычных школах вместе с нормальными детьми.
• Она даёт все необходимые основы жизнедеятельности и необходимые основы социальной коммуникации: в частности, ребёнок учиться бесконфликтно общаться, усваивает важные понятия и определения, учится самостоятельно познавать мир и навыки самообслуживания.
Недостатки методики:
• АВА-терапия слабо эффективна, если ребёнок боится чужих людей.
• Перерывы в занятиях или сокращение их длительности может отрицательно сказаться на результате.
• Очень важно, чтобы родители тоже участвовали в работе и при помощи специалиста.
• На детей с расстройствами аутистического спектра инлгда не действует поощрение. Важно понять, какая награда нужна ребёнку, чтобы занятия принесли нужный результат.
АВА-терапия — одна из самых эффективных методов коррекционного обучения детей с аутизмом, но для достижения результата нужен хороший педагог-психолог, специалист с просто безграничным терпением и огромной любовью к своей работе и, конечно, к детям.
Список литературы
1. Барякина И.В., Будникова Е.С. Контрольно-диагностические материалы к программам для детей с выраженным нарушением интеллекта, 2015. 240 с.
2. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием // Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно. М.: Академический проект, 2002.
3. Шрамм Роберт. Детский аутизм и АВА; пер. с англ. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова.Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. 208 с