Научная статья на тему 'Аутстаффинг персонала, как метод снижения трансакционных издержек компании'

Аутстаффинг персонала, как метод снижения трансакционных издержек компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутстаффинг персонала, как метод снижения трансакционных издержек компании»

хозяйствования в современных условиях: Международная научно-практическая интернет-конференция 1-30 ноября 2004 г. URL: http://conf.bstu.ru/conf/docs /0028/0492.doc.

5. Рубанов, А.М. Технология управления инновационным потенциалом образовательной организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования: монография. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 160 с.

6. Трегубова, Л.Б. Маркетинговые технологии как инструмент управления дополнительным образованием педагога // Человек и образование. - №1 (34). - 2013 г. - С. 105-108.

АУТСТАФФИНГ ПЕРСОНАЛА, КАК МЕТОД СНИЖЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПАНИИ

Сергеичева И.А. - к.э.н., магистрант ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

«Сегодня в качестве главного приоритета мы обозначили инновационное

развитие экономики... Это наша стратегическая задача. Это необходимое,

условно говоря, инфраструктурное условие для развития инноваций» [1]. Такую задачу поставил Председатель Правительства РФ Путин В.В. перед экономистами на Международном инвестиционном форуме еще в 2008 г. Похожие приоритеты в развитии экономики России обозначают многие экономисты, политики и общественные деятели. Добиться осуществления поставленной задачи невозможно без реализации многих задач, в том числе задачи формирования кадрового обеспечения инновационного развития экономики России.

В ходе формирования системы кадрового обеспечения инновационного развития экономики, актуальным становится вопрос привлечения в регион кадровых ресурсов. Меры по стимулированию мобильности специалистов в области менеджмента инноваций играют растущую роль среди инструментов государственной научной и инновационной политики. Работа в других регионах, в странах ближнего или дальнего зарубежья привлекает, прежде всего, возможностью применения накопленного опыта в новых условиях; стремлением к получению знаний в масштабных проектах; повышением собственной капитализации на рынке труда.

143

Эксперты в области управления персоналом полагают, что услуги лизинга персонала будут пользоваться большим спросом, когда инновационная деятельность в регионах активизируется, приток иностранных корпораций в Россию возрастет, а российские предприятия начнут серьезно думать о разработке и внедрении инноваций. Ожидается, что около 50% всех работников примерно через 10-15 лет будут работать по контракту лизинга или аутстаффинга.

Основными предпосылками для использования лизинга персонала обычно является необходимость нанять работников в других регионах, не открывая при этом филиалов или представительств, а также получить в распоряжение в короткие сроки необходимое число специалистов для работы над инновационными проектами.

Традиционно компании затрачивают большой объем средств на управление персоналом. Динамично развивающийся рынок ежедневно ставит перед компаниями все новые задачи. Вследствие этого растут и расходы компании, так как теперь затраты на сотрудника включают в себя зарплату, обязательные налоги, оплату рабочего места и прочих мелочей. Помимо этого, на расходы влияют такие сопроводительные мероприятия как корпоративное обучение, услуги сторонних компаний по кадровому консалтингу.

Практика кадрового менеджмента показывает, что грамотно сделанные вложения в персонал обязательно окупятся. Однако вложения компании влекут за собой риск. И в какой-то момент руководство задается вопросом, как бы снизить затраты на сотрудников и риски от этих вложений, не снижая при этом качество работы с персоналом. Компании стремятся обеспечить хороший уровень прибыли, поэтому предпринимателям приходится снижать издержки. На наш взгляд, решение этой проблемы существует.

Это технология, позволяющая снижать административные и трансакционные издержки, связанные с персоналом компании. Она известна достаточно давно - это аутстаффинг, один из разновидностей аутсорсинга бизнес-процессов. Аутстаффинг (англ. outstaffing, от staf - кадры, штат служащих) представляет собой аутсорсинг кадровых процессов. В западной терминологии этот процесс получил название профессиональной организации работодателей (professional employer organization).

Мы трактуем аустаффинг как привлечение компанией внештатного специалиста, имеющего соответствующие знания, профессиональные навыки и

144

опыт на время выполнения определённого проекта. Причем, следует отличать данное понятие от аутсорсинга. Аутстаффинг предполагает передачу не функций, а конкретных работающих в компании сотрудников.

При этом эти сотрудники оформляются в штат сторонней организации, а фактически работают на прежнем месте и выполняют прежние функции, а лизинг специалистов - это использование навыков и знаний специалистов на условиях работы по контракту. Сущность механизма аутстафинга заключается в выводе персонала за штат компании и оформление его в штат компании аутстаффера (провайдера), с последующим предоставлением этого персонала организации-заказчику от имени аутстаффера за вознаграждение.

Однако до сих пор сохраняются невыясненными вопросы нормативного регулирования аутстаффинга. Ни трудовое и гражданское законодательство Российской Федерации отношения, возникающие при найме персонала, по сути, не регламентирует. Существуют лишь упоминания в российском законодательстве, которые можно отнести к услугам аутстаффинга.

В международном праве услуги, связанные с наймом работников третьими лицами регламентируются женевской Конвенцией Международной организации труда, которая регламентирует механизм агентств занятости и защиту прав трудящихся, являющихся участниками таких правоотношений [2].

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) содержит пункт 74.50 ОКВЭД, который формулирует такой вид экономической деятельности как «Найм рабочей силы и подбор персонала». ОКВЭД, помимо прочего, включает описание видов экономической деятельности. В данном случае описание данного вида сформулировано следующим образом: деятельность по найму временной рабочей силы: обеспечение на подрядной основе предприятий наемной рабочей силой, преимущественно для выполнения временной работы, агентством, которое и выплачивает им вознаграждение за выполняемую работу.

Налоговой Кодекс также описывает услуги по предоставлению персонала, в частности, в статье 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией». К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией [3].

145

Таким образом, Налоговый кодекс РФ относит затраты, связанные с предоставлением персонала сторонними организациями, как прочие расходы, на себестоимость. Гражданское законодательство регламентирует порядок составления гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг, на основании которого могут строиться отношения Заказчика персонала и Провайдера [4]. Кроме этого, п.п. 2 и 3 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ, позволяют заключать любые соглашения, которые не противоречат действующему законодательству, а также дают возможность заключать и договоры возмездного оказания услуг по участию в производственном процессе [2].

Согласно Трудовому Кодексу, обязательства, связанные с выполнением его норм принимает на себя Провайдер услуг - аутстаффер. Статья 67 Трудового кодекса устанавливает отношения между работником и компанией-заказчиком, при определенных условиях как трудовые [1]. Федеральный закон, регулирующий отношения в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, не содержит упоминания об обязательности лицензирования услуг аустаффинга [6].

Как известно, трансакционные издержки - это издержки, связанные с осуществлением сделки, или альтернативные издержки, возникающие в случае неосуществления увеличивающей эффективность сделки. Дж. Коммонс выделял три типа трансакций, неотделимых друг от друга, но различных по функциям участников. Это - торговые трансакции, трансакции управления и рационирования.

Фактически материальные ценности производятся и реализуются с помощью трансакций управления. Они подразумевают отношения власти и подчинения между узаконенными уровнями иерархии (например, мастер и рабочий). Верхний уровень готовит приказы о приобретении, отчуждении или использовании предмета, а нижний должен их исполнять [7]. В этой связи, издержки на услуги по найму персонала следует отнести к трансакционным издержкам. Данный процесс включает в себя как издержки ex ante, так и издержки ex post.

В нашем случае, к трансакционным издержкам по аутсорсингу кадровых процессов следует отнести следующие:

1) издержки поиска информации и ведения переговоров с работниками, поскольку при заключении договора с Провайдером, данными вопросы будут

146

решены. Однако, издержки заключения контракта между субъектами сделки, которые тоже можно отнести к трансакционным, остаются неизменными;

2) уменьшение административных затрат на содержание большого штата сотрудников, благодаря увеличению численности сотрудников, которые оформлены в аутстаффинговой компании;

3) аутсаффинг позволяет уменьшать риски, связанные с трудовыми отношениями в юридическом поле. Все обязанности по увольнению сотрудника берет на себя компания, которая предоставляет услуги аутстаффинга. Данным тезисом снижаются издержки спецификации защиты прав собственности. Кроме этого, аутстаффинг персонала ведет к уменьшению кадрового делопроизводства, так как эти функции тоже осуществляет компания, предоставляющая услуги аутстаффинга;

4) появляется возможность разгрузить бухгалтерию путем освобождения от функции начисления заработных плат;

5) издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма. Реализовать данный тезис можно путем экономии на обучении и контролем над текучестью кадров. Для организаций, деятельность которых напрямую связана с производственной или коммерческой тайной, выведение сотрудников за штат может стать хорошим решением, положительно влияющим на процесс производства.

Таким образом, основная выгода, по мнению специалистов, лежит в плоскости экономии от выведения за штат компании большого числа сотрудников, а вслед за этим и экономии на всех вышеперечисленных трансакционных издержках. Преимущества использования аустаффинга очевидны, однако проработка нормативно-правовой базы предоставления услуг аустаффинга необходима и способна оптимизировать данные процессы в Российской Федерации.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 28.12.2013), гл. 39 ст.779-783.

2. Из выступления В.В. Путина на пленарном заседании VII Международного инвестиционного форума «Сочи-2008», 19 сентября 2008 г. http://www.iip.ru/professional-opinion/vystuplenie-predsedatelya-pravitel

147

stva-rossiy skoy-federacii-vvputina-na-plenarnom-zasedanii-x-mejdunarodno go-investicionnogo-foruma-sochi-2011/.

3. Конвенция №181 Международной организации труда "О частных агентствах занятости" (Женева, 19 июня 1997 года) (по состоянию на 20.02.1997 года) (по состоянию на 20.02.2014) http://online.zakon.kz/Document/?doc _id=1019885.

4. Литвинцева, Г.П. Институциональная экономическая теория. учебник / Г.П. Литвинцева. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. - С. 112.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ), п.19 ст. 264. http://www.referent.ru/1/205796.

6. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_148978/.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 28.12.2013), ст. 67. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&docu mentId=167991.

ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Соболева Т.Н. - магистрант ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

Развитие Интернета в России в последние десятилетия оказало огромное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, обусловив определенного рода переворот в сфере информационных технологий. На сегодняшний день Интернет является самым эффективным инструментом в сфере маркетинга, маркетинговых коммуникаций, исследований, рекламных стратегий, а также скорости донесения информации до потенциального потребителя.

Особенно актуальное развитие в общей маркетинговой и рекламной стратегии получил интернет-маркетинг - один из самых молодых, но наиболее успешно развивающихся направлений маркетинговых коммуникаций. Понятие интернет-маркетинга рассматривается достаточно многогранно: как теория и методология организации маркетинговой деятельности, как проведение

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.