Научная статья на тему 'Аутсорсинг и эволюция парадигмы функционирования фармацевтической промышленности'

Аутсорсинг и эволюция парадигмы функционирования фармацевтической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТАРГЕТНЫЙ ПРЕПАРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашов А.И., Котляров И.Д.

Проанализирована сущность аутсорсинга и показана специфика его применения в фармацевтической промышленности. Выявлен новый вид аутсорсинга дублирующий. Показана роль аутсорсинга в обеспечении устойчивого развития российской фармацевтической отрасли и описан механизм этого обеспечения. Также показана роль аутсорсинга в обеспечении эффективного сбыта таргетных препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг и эволюция парадигмы функционирования фармацевтической промышленности»

45 (180) - 2010

Поиск. Проблемы. Решения

УДК 334.752

АУТСОРСИНГ И ЭВОЛЮЦИЯ ПАРАДИГМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

А. И. БАЛАШОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики фирмы E-mail: abalashov@hse.spb.ru

И.Д. КОТЛЯРОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики фирмы E-mail: ivan.kotliarov@mail.ru Санкт-Петербургский филиал Государственного университета — Высшей школы экономики

Проанализирована сущность аутсорсинга и показана специфика его применения в фармацевтической промышленности. Выявлен новый вид аутсорсинга - дублирующий. Показана роль аутсорсинга в обеспечении устойчивого развития российской фармацевтической отрасли и описан механизм этого обеспечения. Также показана роль аутсорсинга в обеспечении эффективного сбыта таргет-ных препаратов.

Ключевые слова: аутсорсинг, фармацевтическая промышленность, устойчивое развитие, таргетный препарат.

Аутсорсинг представляет собой эффективный инструмент снижения издержек предприятия за счет передачи исполнения бизнес-процессов профильному внешнему оператору [1, 5]. В настоящее время, когда эффективное управление издержками становится одним из ключевых условий рыночного успеха предприятия (а в ряде ситуаций — условием его выживания), аутсорсинг приобретает все большую и большую популярность. Тем не менее экономическая сущность аутсорсинга далеко выходит за рамки простой оптимизации издержек,

а сам аутсорсинг позволяет предприятию решить задачи, которые другие инструменты менеджмента выполнить не в состоянии.

Поиск новых способов развития особенно актуален для предприятий фармацевтической отрасли в мире и в России. На мировом уровне так называемая «биг фарма» (крупнейшие международные производители лекарственных средств) столкнулась с проблемой резкого снижения эффективности вложений в разработку новых препаратов [3, 8]. Интересно отметить, что один из лидеров мирового фармацевтического рынка, бельгийская компания Solvay, приняла решение о продаже своего лекарственного подразделения английской компании Abbott и сосредоточении на рынке строительной химии (деятельность на котором требует существенно меньших затрат на НИОКР).

Российская фармацевтика, в свою очередь, в ходе рыночных преобразований отечественной экономики была вынуждена сосредоточиться на обеспечении собственного выживания, что привело к преимущественному производству дженериков (лекарственных средств, имеющих тот же состав

действенных веществ, лекарственную форму и эффективность, что и оригинальные препараты), но не защищенных патентом, а в ряде случаев — к прямому незаконному копированию иностранных лекарственныхсредств [6].

В данной работе авторами сделана попытка проанализировать сущность аутсорсинга, показать его специфику в фармацевтической промышленности, а также выявить пути использования аутсорсинга как способа интеграции российских предприятий в систему международного разделения труда в сфере производства лекарственных средств (ЛС). Кроме того, авторы берут на себя смелость прогнозировать изменение бизнес-модели функционирования фармацевтической отрасли, вызванное развитием современных лекарственных технологий.

Специфика аутсорсинга в фармацевтической промышленности. Аутсорсинг представляет собой передачу предприятием-заказчиком (аутсорси) на исполнение какой-либо задачи или функции на исполнение внешнему оператору (аутсорсеру). Он выступает в качестве одной из форм разделения труда и межфирменной кооперации в современных условиях [1].

Основным отличием отношений аутсорсинга от закупки товаров или услуг, а также от подряда является то, что товар (или услуга), являющийся конечным продуктом передаваемой функции (или задачи), изготавливается в соответствии с техническими требованиями заказчика и согласно его стандартам качества, а организационное взаимодействие между заказчиком и аутсорсером происходит согласно регламентам, принятым в отношениях между подразделениями компании-заказчика. Иными словами, в течение периода сотрудничества предприятие-оператор, являясь юридически независимым, выступает в качестве внешнего подразделения фирмы-заказчика.

Основным достоинством аутсорсинга для аутсорси, детально описанным в литературе, является возможность повысить эффективность своей хозяйственной деятельности за счет отказа от непрофильных процессов (что ведет к снижению издержек) и концентрации на профильных процессах (что позволяет повысить рентабельность). Отметим, что под непрофильными процессами в данной статье понимаются не те виды деятельности, которые не имеют прямого отношения к основному занятию компании, а те, рентабельность которых ниже уровня, требуемого компанией-аутсорси.

О недостатках аутсорсинга говорится значительно реже, поэтому целесообразно остановиться нанихподробнее [5]:

1) утрата компетенций в переданном процессе. Иными словами, аутсорси утрачивает опыт в ведении данного вида деятельности (из-за передачи его стороннему исполнителю). По этой причине заказчик попадает в зависимость от аутсорсера;

2) возможность недобросовестного использования аутсорсером переданной ему технической информации, необходимой для эффективного выполнения порученного ему процесса. Примерами такого недобросовестного использования может быть выпуск продукции сверх оговоренного объема с его последующей продажей, присвоение технологии или ее продажа конкурентам заказчика.

Важными достоинствами аутсорсинга для аутсорси являются:

1) возможность увеличения объемов продаж и повышения загрузки своих производственных мощностей;

2) получение доступа к передовым мировым технологиям (необходимым для качественного выполнения заказа; нередки случаи предоставления таких технологий самим заказчиком — например в форме продажи своих непрофильных подразделений аутсорсеру). Специфика фармацевтической промышленности вносит определенные изменения в модель аутсорсинга, применяемую грандами «биг фармы» в ключевом для них виде деятельности — разработке новых лекарственных препаратов.

Разумеется, в фармацевтике, как и в других отраслях промышленности, применяется производственный аутсорсинг (при котором аутсорсеру передается изготовление конечной продукции по технологии заказчика) [2]. Рост числа фармацевтических фабрик, прошедших сертификацию по системе Good Manufacturing Practice (GMP), в странах с низкой стоимостью рабочей силы (Китай, Индия, Восточная Европа), позволил компаниям «биг фармы» перенести производство на эти фабрики. Благодаря этому снижаются производственные издержки, а выпуск продукции приближается к конечному потребителю, что имеет особое значение в условиях быстрого роста фармацевтического рынка в этих странах [2]. Тем не менее с точки зрения теоретического анализа производственный аутсорсинг в фармацевтике особого интереса не представляет. Не представляет интереса также изучение аутсорсинга непроизводственных процессов (логистика, бухгалтерский учет, обслуживание информационных систем и т. д.) — принципиальных отличий от

схемы передачи их на исполнение внешним операторам в других отраслях также не наблюдается.

Основным фактором, обеспечивающим конкурентоспособность фармацевтической компании, является способность разрабатывать новые лекарственные препараты (и наличие патентов на уже существующие лекарственные средства), которая обусловливается наличием мощного научно-исследовательского подразделения и владением технологией взаимодействия с государственными сертифицирующими органами. При этом за выпуском нового ЛС (лекарства-блокбастера) одним из представителей «биг фармы» часто следует появление аналога (препарата, имеющего сходный лечебный эффект), выпускаемого конкурирующей компанией, что ведет к снижению объема продаж оригинального препарата [12].

Однако, как уже было упомянуто ранее, эффективность вложений в разработку новых лекарств падает. Количество выпускаемых на рынок препаратов снижается (в среднем на рынок выводится не более одного принципиально нового лекарства в год), а удельные затраты растут (доходя до 500 млн долл. на один препарат, а в отдельных случаях — и до миллиарда [8]). В сочетании с приближением истечения срока действия патентов на уже существующие лекарства-блокбастеры эта ситуация ставит фармацевтические компании в сложное положение [2]. Экономическая модель функционирования компаний «биг фармы» построена на постоянном выводе на рынок лекарств-блокбас-теров по высоким ценам, на которые они имеют исключительные права в течение срока действия патента. При отсутствии принципиально новых разработок компании «биг фармы» фактически оказываются без инструментов для обеспечения своего развития и существования и низводятся до положения производителей дженериков.

Одним из вариантов решения этой проблемы могло бы стать привлечение к разработке новых препаратов сторонних компаний. Однако полностью передавать на сторону этот процесс опасно, так как есть существенный риск утечки информации — являющийся, как уже было сказано ранее, одним из недостатков аутсорсинга. Кроме того, затруднительно найти профессионального аутсорсера, владеющего всеми необходимыми технологиями (этому требованию в первую очередь удовлетворяют конкуренты — другие компании «биг фармы»; очевидно, что обращаться к ним за содействием в разработке новых препаратов не имеет смысла).

По этой причине до недавних пор сотрудничество с внешними партнерами сводилось для крупных фармацевтических фирм к приобретению мелких биотехнологических компаний, ведущих перспективные разработки [8]. Однако недостаток такого подхода состоит в том, что разработки этих мелких компаний (каждая из которых, как правило, работает над одним-единственным препаратом) практически никогда не находятся на стадии клинических или даже доклинических испытаний. Будущую коммерческую эффективность таких разработок прогнозировать сложно. В конечном счете до стадии регистрации доходит лишь малая доля препаратов, разрабатываемых такими компаниями. В итоге это оборачивается убытками для фирмы-покупателя (по сути дела, вынужденной заниматься не профильным для нее видом деятельности — венчурным финансированием — в расчете на то, что хотя бы часть приобретаемых разработок дойдет до стадии коммерческой реализации), а средняя эффективность вложений в НИОКР не повышается.

В последние годы в фармацевтической промышленности стало углубляться разделение труда и появились специализированные компании [8]:

• синтезирующие — создающие новые молекулы, могущие выступать в качестве основы для лекарственных средств;

• каталожные — формирующие библиотеки соединений, разработанных синтезирующими компаниями;

• биоскрининговые — проводящие проверку воздействия какого-либо соединения на ту или иную биомишень.

Это позволило компаниям «биг фармы» сократить издержки на разработку лекарственных препаратов путем приобретения библиотек готовых соединений у каталожных компаний и передачи их на исследование биоскрининговым компаниям для отбора наиболее перспективных соединений. Дальнейшую работу над таким образом отобранными молекулами ведут уже сами компании «биг фармы».

Следует, однако, помнить о том, что аутсорсинг представляет собой не только инструмент снижения издержек, но также и способ обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов фирмы.

В этой ситуации фармацевтическими компаниями был разработан особый вид аутсорсинга, который мы обозначим термином «сопутствующий аутсорсинг» (также оправдан был бы термин

«дублирующий аутсорсинг»). Его специфика заключается в следующем. Как уже было сказано, после выхода на рынок нового лекарства конкуренты достаточно быстро выпускают препарат, имеющий аналогичный эффект. Для того чтобы лишить конкурентов возможности выпустить аналог, компания-производитель оригинального лекарственного средства должна самостоятельно разработать и зарегистрировать такой аналог [7]. Но это означало бы для производителя излишнюю затрату финансовых и организационных ресурсов, при которой подразделение НИОКР было бы вынуждено тратить силы на разработку дублирующего препарата, вместо того чтобы работать над созданием принципиально нового ЛС. Расширение же отдела НИОКР чревато ухудшением его управляемости и снижением его эффективности — за счет того, что часть персонала будет занята разработкой не инновационных, а дублирующих лекарственных препаратов.

По этой причине мировые фармацевтические компании оставляют за собой разработку новых препаратов, а создание аналогов (препаратов № 2) передается внешним специализированным компаниям-разработчикам (которые объединяют в себе полный цикл «синтез-каталогизирование—биоскрининг»). Это позволяет мировым грандам фармацевтики обеспечить наибольшую эффективность деятельности своих отделов НИОКР за счет их концентрации на разработке инновационных препаратов. При этом молекулы, от которых аут-сорсеры должны будут отталкиваться при разработке дублирующего ЛС, синтезируются ими не самостоятельно, а передаются аутсорси [7].

Специфика этого вида аутсорсинга состоит в следующем. В классическом аутсорсинге внешнему оператору передается вся функция целиком, а сам аутсорси от ее выполнения отказывается. В случае же сопутствующего (дублирующего) аутсорсинга заказчик оставляет за собой инновационную составляющую функции, тогда как рутинная работа (создание аналогов на основе разработок аутсорси) передается аутсорсеру, который не подменяет аутсорси, асопутс-твует ему (дублирует его) — откуда и название.

Эта модель взаимодействия представляет большой интерес для российских фармацевтических компаний, так как позволяет перенять опыт и разработки мировых гигантов, перейти от копирования дженериков к разработке дублирующих препаратов, а в дальнейшем — и к самостоятельной разработке оригинальных ЛС. Эту модель успешно применяет московское предприятие «ХимРар» [7,8].

Эта схема взаимодействия тесно переплетается с другой — когда компания «биг фармы» передает внешней компании молекулы, прошедшие доклинические испытания, для дальнейшей доработки и проведения полного цикла клинических испытаний. В том случае, если молекулу удалось довести до стадии успешно апробированного ЛС, оно возвращается заказчику для последующей коммерциализации, а компания-исполнитель получает роялти от его продажи. Такая передача на доработку имеет место в том случае, если фирма-заказчик по каким-либо причинам сворачивает свои исследования в определенной области, но не желает продавать полученные результаты конкурентам. Например, именно таким образом компания «ХимРар» установила партнерство с компанией Roche, когда она пожелала сосредоточиться на одном направлении деятельности — создании лекарств против рака, а наработки в сфере вирусологии были переданы «ХимРару». Кроме того, зачастую компания-заказчик желает получить экономию путем передачи своих молекул на доработку компаниям-исполнителям в странах с более низкой стоимостью рабочей силы. По этой модели шла компания Pfizer в своем сотрудничестве с компанией Pliva из Хорватии [7]. Итогом этого сотрудничества стал широко известный препарат Сумамед (величина роялти, полученных Pliva от его продажи в мире, превысила доходы Хорватии от туризма).

Таким образом, несмотря на особо высокие риски недобросовестного использования конфиденциальной информации, характерные для фармацевтической отрасли, ведущие мировые производители ЛС активно внедряют аутсорсинг в свою практику. Можно предположить, что в будущем использование аутсорсинга будет расти, а мировые фармацевтические гранды постепенно сосредоточатся на проведении испытаний препаратов и на их регистрации, а также на аккумулировании финансовых средств для оплаты разработок, тогда как функции собственно синтеза и биоскрининга, а также функции производства готовых лекарственных форм будут переданы сторонним подрядчикам.

Аутсорсинг как инструмент обеспечения устойчивого развития российской фармацевтической промышленности. Российская фармацевтическая промышленность развивалась на технологической и организационной основах, заложенных в эпоху СССР. Специфика советской фармацевтики заключалась в том, что функционировала она в рамках международного разделения труда, организованно-

го в Совете экономической взаимопомощи (СЭВ). Согласно этому разделению труда, на территории СССР производились в основном лекарственные субстанции (основа для изготовления ЛС), а также базовые низкотехнологичные препараты первой необходимости. Производство собственно лекарственных форм было сосредоточено в Восточной Европе.

После развала СЭВ, разрыва интеграционных связей между российскими и восточноевропейскими предприятиями и снятия таможенных барьеров, после которых на территорию нашей страны стали поступать высококачественные лекарственные препараты зарубежного производства, перед отечественными фармацевтическими компаниями встала проблема выживания. Восточноевропейские предприятия, которые ранее приобретали у них субстанции, по экономическим (переход под контроль ведущих мировых компаний и низкое качество российских субстанций) и политическим (взятый бывшими союзниками СССР по СЭВ курс на переориентацию на Западную Европу) причинам отказались от продолжения сотрудничества. Производимые в России базовые препараты первой необходимости (анальгин, валидол, активированный уголь и т. д.) продавались по низкой цене с низким маржинальным доходом, и концентрация на их производстве была недостаточна для обеспечения прибыльного выживания. Наконец, отсутствие опыта в разработке собственных высокотехнологичных препаратов и нехватка средств для инвестиций в создание новых ЛС (обусловленная резким изменением экономической ситуации в стране) делали невозможным использование традиционной для «биг фармы» модели ведения бизнеса.

Оказавшись в этом положении, российские фармацевтические предприятия выбрали единственное остававшееся д ля них решение: переход на производство копий иностранных ЛС (производство дженери-ков или же изготовление контрафактной продукции — бывшее возможным в России в середине 1990-хгг. благодаря слабому контролю за соблюдением прав интеллектуальной собственности). Постепенно, благодаря усилению тенденции к легализации бизнеса, российские компании отказались от производства контрафактных лекарств и сосредоточились надже-нериках (доля зарегистрированныхдженериков в нашей стране, по оценкам экспертов, на сегодняшний день составляет порядка 70—80%, тогда как в США она не превосходит 25%, а в Японии — 20% [10]). При этом инновационные высокотехнологичные препараты поставлялись из-зарубежа [6].

Такая модель, приемлемая на стадии выживания фармацевтической промышленности, в настоящее время не отвечает интересам нашей страны. Она приводит к зависимости российской системы лекарственного обеспечения от поставок из-за рубежа — что неприемлемо по причине стратегической значимости этой системы для нашей страны. Кроме того, существенная часть дохода от продажи лекарств на территории России поступает к иностранным производителям, а диктуемая поставщиками стоимость препаратов не всегда соответствует доходам отечественных потребителей. По сути дела, речь идет о лекарственной ренте, выплачиваемой российской системой здравоохранения зарубежным производителям.

Отметим, что формально российские фармацевтические предприятия выводят на рынок новые препараты (противовирусный препарат Арбидол, иммуномодулятор Виферон и т. д. [3]). Однако речь идет не о принципиально новых разработках, а об адаптации для массового рынка лекарств, разработанных для военных нужд во времена СССР [3]. Очевидно, во-первых, что задел таких препаратов не бесконечен, а во-вторых — что эти лекарственные средства не могут считаться подлинно инновационными.

В этой ситуации возникает насущная необходимость в формировании собственной инновационной сферы в фармацевтической промышленности, которая бы позволила обеспечить нашу страну лекарствами не только собственного производства, но и собственной разработки. К сожалению, сами производители сформировать такую сферу не в состоянии ввиду недостаточных финансовыхресурсов. По мнению авторов, основным инструментом решения данной проблемы может стать аутсорсинг.

Разработка собственных лекарственных препаратов требует больших затрат ресурсов. Дублирующий же аутсорсинг позволяет компани-ям-аутсорсерам, освоившим лишь часть цикла разработки и регистрации нового препарата, успешно сотрудничать с грандами «биг фармы» и осваивать принципиально новые технологии, которые в будущем могут позволить перейти к самостоятельной разработке лекарств.

В этой связи представляется целесообразным разработать целевую программу поддержки российских предприятий-аутсорсеров, работающих в сфере фармацевтики (т. е. синтезирующих, каталогизирующих и биоскрининговых компаний) и сотрудничающих с зарубежными фармацевтическими предприятиями.

Такая программа должна содействовать решению следующих задач:

1) упрощение сотрудничества зарубежных компаний с российскими аутсорсерами. В качестве мероприятий по такому упрощению можно было бы предложить, например, частичное участие (из средств российского бюджета) в оплате услуг аутсорсера. Возможное возражение, что Россия не заинтересована в компенсации затрат иностранных компаний, нивелируется следующими соображениями:

• выделенные на оплату услуг аутсорсера средства будут перечислены российской компании-исполнителю, т.е. все равно останутся в России и будут содействовать развитию российской фармацевтической отрасли;

• участие в оплате услуг аутсорсера позволит России претендовать на участие и в полученных результатах. Речь в первую очередь идет о том, что часть полученных разработок должна быть закреплена за предприятием-аутсорсером. Это право должно явно прописываться в контракте между иностранным заказчиком и отечественным аутсорсером, в том случае если при исполнении заказа будут задействованы средства российского бюджета;

2) участие государства в финансировании приобретения российскими компаниями инновационных молекул, на основе которых (путем внесения незначительных изменений без утраты фармацевтических свойств) могли бы быть разработаны отечественные препараты [4];

3) организация сотрудничества между российскими компаниями-аутсорсерами разных уровней, а также между отечественными производителями ЛС с целью построения гибкой сетевой инновационной структуры, способной общими усилиями снабжать российскую фармацевтическую промышленность лекарственными препаратами отечественной разработки. Речь идет не о создании инновационной корпорации (и тем более — не о профильной государственной компании), а скорее об ассоциации, в которой поощрялся бы обмен информацией и сотрудничество. Аналогично, государство могло бы частично финансировать лицензионные платежи, перечисляемые производителями отечественным разработчикам.

По решению Правительства РФ, под Санкт-Петербургом создается фармацевтический кластер.

Возможно, было бы целесообразно разработать комплекс мер по его поддержке — в том числе и с учетом описанныхпредложений [И].

Такая модель позволила бы нашей стране, с одной стороны, включиться в мировое разделение труда в области фармацевтики, а с другой — решить задачу создания собственных лекарственных препаратов, что, в свою очередь, обеспечило бы устойчивое развитие отечественной фармацевтической промышленности [12,13] и дало бы ей возможность перейти от производства дженериков к изготовлению инновационных лекарственных средств.

Особо следует оговориться, что производственный аутсорсинг в фармацевтике (т. е. производство готовых лекарственных препаратов для нужд иностранных правообладателей с целью их дальнейшей коммерциализации за рубежом) в условиях России малоперспективен. В первую очередь, он направлен на освоение технологий производства, а не разработки, что в настоящее время для нашей страны второстепенно. Главная проблема состоит в том, что для производственного аутсорсинга необходима сертификация предприятия по стандартам ОМР, а в настоящее время такую сертификацию прошли только 14% российских компаний, что обусловлено высокими затратами на проведение необходимого для ее прохождения перевооружения производственных мощностей (10—30 млндолл. на одно предприятие). При этом стоимость российской рабочей силы довольно высока, а производительность труда в нашей стране ниже европейских показателей. В силу этого у компаний «биг фармы» отсутствует заинтересованность в размещении заказов на производство лекарств на российских предприятиях. По этой причине особое внимание следует уделять не производственному аутсорсингу, а аутсорсингу инновационному (дублирующему), так как только он может обеспечить доступ к передовым технологиям разработки лекарственных препаратов [3].

Тенденции развития фармацевтического аутсорсинга. На рынке доминируют традиционные лекарственные средства, являющиеся продуктом массового стандартизированного лекарственного производства (иными словами, препарат, продаваемый в разных странах, ничем не различается ни по содержанию действующих средств, ни по лечебному эффекту). Однако специалисты прогнозируют, что в ближайшем будущем следует ожидать таргетных (специализированных) препаратов, действующих на геномном, генном или молекулярном уровнях и адаптированных под конкретного пациента [2].

Переориентация мировой фармацевтики на сбыт таргетных препаратов приведет к существенным изменениям в модели ведения бизнеса, причем эти изменения коснутся не только компаний «биг фармы», но и производителей дженериков:

• «биг фарма» будет вынуждена отказаться от модели лекарств-блокбастеров (по определению, являющихся стандартизированными). Можно осторожно прогнозировать, что компании «биг фармы» сосредоточатся не на отдельных лекарствах (как это имеет место в настоящее время), а на направлениях деятельности (т. е. на лечении отдельных видов заболеваний): Roche, например, в качестве своей специализации выбрал онкологию;

• компании — производители дженериков, в настоящее время опирающиеся на разработки «биг фармы» и занимающиеся изготовлением аналогов лекарств, по которым истек срок действия патентной защиты, окажутся без основы для копирования — сложно представить себе дженерик для таргетного препарата. Возможно, часть производителей дженериков окажется поглощенной компаниями «биг фармы» (нуждающимися в наращивании своих производственных мощностей). Другая часть будет вынуждена уйти с рынка, а некоторые предприятия начнут по лицензии правообладателей изготавливать таргетные препараты для локальных клиентов (особенно это касается производителей дженериков, находящихся в странах с низким душевым доходом). Также претерпит изменения модель взаимодействия производителей лекарств и пациентов. В настоящее время прямое взаимодействие между ними невозможно, препараты выписываются врачами в поликлиниках и приобретаются больными в аптеках самостоятельно. Очевидно, что в случае таргетных средств такая схема функционировать не может — лекарство должно быть адаптировано под специфику каждого пациента, а выполнить эту адаптацию не может ни лечащий врач, ни фармацевт в аптеке — как по причине отсутствия соответствующих компетенций, так и в силу нежелания производителей массово передавать соответствующие технологии больницам, поликлиникам и аптекам. Столь же очевидно, что сами фармацевтические компании заниматься диагностикой пациентов (необходимой для разработки таргетного препарата) не смогут.

На взгляд авторов, решением этой проблемы могут стать специализированные компании, осу-

ществляющие диагностику пациентов, передающие данные своих анализов на фармацевтические предприятия и, возможно, синтезирующие по полученным формулам готовые лекарственные средства. Иными словами, фармацевтические компании передадут на аутсорсинг процесс взаимодействия с потребителем, а сами сосредоточатся на создании таргетных препаратов. Возможно, данные диагностико-синтезирующие компании будут аффилированы с самими фармацевтическими компаниями. В этом случае можно было бы говорить о франчайзинге (являющемся, как показал один из авторов данной статьи, частным случаем аутсорсинга [9]) — при котором компании «биг фармы» разработали бы диагностический бренд и комплекс необходимых для работы с пациентом технологий, а в дальнейшем эти технологии передавались бы независимым предприятиям-франчайзи. Такая модель позволила бы, с одной стороны, сохранить контроль за технологиями в руках компаний-производителей, а с другой — выделить работу с пациентами в отдельный вид деятельности (как это происходит и сейчас). Эта работа велась бы в интересах фармацевтических производителей, но от имени франчайзи.

Таким образом, следующим этапом развития аутсорсинга в фармацевтике может стать его внедрение в сферу взаимодействия грандов «биг фармы» с потребителем в случае использования таргетных препаратов. Если в наши дни аптеки и клиники являются просто маркетинговыми посредниками, самостоятельно осуществляющими сбытовые функции, то с учетом специфики таргетных препаратов их сбыт будет происходить на основе аутсорсинга. По этой причине также изменятся функции аптек — они будут вынуждены постепенно переходить от торговли традиционными лекарственными препаратами к выполнению функций диагностики и синтеза таргетных средств. Также, вероятно, можно говорить о возможности интеграции аптечной и клинической деятельности.

Такие прогнозы могут показаться излишне смелыми, однако переход к принципиально новому типу лекарственных средств с высокой степенью вероятности повлечет за собой смену моделей функционирования всех участников фармацевтического рынка. Авторы лишь позволили себе изложить наиболее вероятный, по их мнению, вариант развития событий.

При этом важно помнить, что речь идет не о мгновенном замещении таргетными препаратами традиционных ЛС. Более того, по мнению авторов,

оба вида препаратов будут сосуществовать, так как всегда будет спрос на унифицированные недорогие лекарства для лечения привычных заболеваний (простуда, головная боль и т.д.). За таргетными лекарствами останется ниша препаратов, предназначенных для лечения заболеваний, соответствующих следующим условиям:

• достаточная распространенность (в противном случае постоянные издержки на разработку основы для такого препарата будут слишком высоки);

• субъективная опасность — заболевание должно восприниматься пациентом как представляющее значительную опасность для его здоровья и социального благополучия, вследствие чего пациент готов оплачивать более высокую цену (типичную, как полагают авторы, для таргет-ных препаратов).

Таким образом, несмотря на специфику фармацевтической промышленности, особую роль в которой играет интеллектуальная собственность (передача которой на сторону нежелательна и чревата высокими рисками для предприятия), на практике были выработаны модели аутсорсинга, позволяющие его применять в качестве инструмента снижения издержек и повышения эффективности использования собственных ресурсов фирмы. Для описания этой модели было введено понятие «дублирующий аутсорсинг».

Авторы полагают, что использование аутсорсинга в фармацевтике будет нарастать. В частности, не следует забывать о применении аутсорсинга для обеспечения устойчивого развития российской фармацевтической промышленности, а также о том, что модель внедрения таргетных препаратов потребует тесной интеграции производителей и продавцов лекарственных средств, обеспечить которую также способен аутсорсинг.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что мировая фармацевтическая промышленность стоит на пороге кардинальной смены парадигмы своего функционирования и развития, и задача

нашей страны — получить максимальную выгоду

от назревающих изменений.

Список литературы

1. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаф-финг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Балашов А. И. Новые тенденции в развитии мировой фармацевтической отрасли к концу первого десятилетия XXI века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2010, № 137.

3. Балашов А. И. Обоснование содержания устойчивости развития фармацевтической отрасли и проблемы ее достижения в Российской Федерации //Проблемысовременной экономики, 2009, № 3 (31), С. 317-321.

4. Вильде Т. Повеяло лекарством // Эксперт Северо-Запад. 2010, № 8 (454).

5. Ефимова С., Пешкова Т., КоникН. Аутсорсинг// Управление персоналом. 2006.

6. ИшмухамедовА. А. Российский фармрынок: 10 лет истории и прогноз развития // Ремедиум. Август. 2006. С. 18-21.

7. Костина Г. Горизонтальный перенос молекул // Эксперт. 2010. № 15 (701).

8. Костина Г. От хита до блокбастера // Эксперт. 2005. № 9 (456).

9. Котляров И. Д. Опыт формального описания франчайзинга // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: экономика. 2007. № 5 (18), С. 129-138.

10. ЛанинД. Кластерный анализ // Эксперт, 2010, № 22 (707).

И. Попков В. П., Балашов А. И., Мячин Ю. В. Обеспечение устойчивости развития предпринимательских структур на основе инвестиционного планирования. СПб.: Нестор, 2004.

12. Садчиков И. А., Балашов А. П., Редъкин В. А. Экономика фармацевтической отрасли: монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.