Астапенко Е.В.
Аутопсихологическая компетентность менеджеров среднего звена: функции, показатели, проекции
Анализируется проблема аутопсихологической компетентности, специфика её проявления в профессиональной деятельности менеджеров. Выделяются особенности влияния развитых аутопсихологических процессов на степень эффективности в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, профессиональная деятельность, личностно-регуляторные особенности.
Социально экономические преобразования современного общества влекут за собой изменение формата требований к профессиональному росту менеджера как одной из ключевых фигур системы управления в различных сферах общественной практики. Акцент переносится на уровень развития субъект-ности, сформированость аутопсихологической компетентности, способности моделировать и реализовывать конструктивные стратегии собственного бытия в профессии и вне её. Это выступает одним из главных психологических факторов актуализации профессионального и личного потенциала личности. И позволяет оптимальным образом использовать ресурсы для продуктивного решения профессиональных задач в различных по степени сложности ситуациях. Возможно выделение ряда компонентов компетентности, которые можно использовать при разработке системы профессионального развития и аудита в деятельности менеджеров. Актуальность изучения аутопсихологической компетентности определяется социальным заказом, ростом теоретического и практического интереса к проблемам развития профессионального и личного акме. Анализ отечественной психологической литературы показал наличие внутренних связей между компонентами этой компетентности, возможность выделения различных взаимосвязей: саморегуляция - самопознание, Я-концепция - самоосуществление, рефлексия - самотворчество, мотивация - самопознание. Основные исследования аутопсихологической компетентности связаны с изучением отдельных её элементов: самопознание, самооценка, формирование продуктивной Я-концепции, саморегуляция, профессиональное самосознание, мотивация достижения и рефлексивная культура. Отдельные работы связываются с акмеологической культурой, стратегиями жизни. Ряд проявлений аутопсихо-логического конструкта, такие как «самотворчество», «самоосуществление», «самоэксперементирование», «самосозидание» представлены только с позиции теоретических исследований.
В отечественной психологии рассматривается аутопсихологическая компетентность как признак психологической и профессиональной зрелости личности, и базируется на таких характеристиках как ответственность, самодетерминация, саморазвитие, саморегуляция, саморефлексия, интернальность контроля,
самосознание и самоопределение, мотивация, смыслы, ценности. В зарубежной психологической литературе феномен self-компетентности (самокомпетентности) тесно связывается с мотивацией, регулированием поведения и когнитивными способностями; self-компетенция предполагает взаимосвязь между элементами внутренней и внешней деятельности: самоуправление (успешное преодоление), самовосприятие и эффективность.
Развитая аутопсихологическая деятельность способствует адекватной самооценке, развитию позитивного образа Я, достижению поставленных профессиональных и личных задач. М. Мели на основе наблюдения за деятельностью крупных российских бизнесменов выделяет внутренние характеристики личности, способствующие организации оптимального уровня жизнедеятельности в целом, обозначая категорию «self-made», объединяющую предпринимателей, не имеющих изначально административных и политических ресурсов. Создавая свою деятельность с нуля, они добились успеха только за счет своих личностных качеств, таких как: масштабность и ясность целей; отсутствие внутренних преград, внутреннего конфликта; способность к руководству собственными принципами и мотивами; оптимизм; ощущение абсолютной возможности влиять на все происходящее (самоуверенность); открытость «суровой правде» и реальным фактам; компетентность во времени; наличие харизмы; ясность мышления и без-альтернативность решений; способность воспринять максимум информации «на входе», не ставя никаких фильтров, барьеров, проанализировать ее, установить нестандартные связи. Люди, входящие в категорию «self-made» опираются на свои сильные качества, на свои успешные стратегии, на те достижения, которые есть к данному моменту. Представленные данные на наш взгляд соотносятся с характеристиками аутопсихологической деятельности (самоопределение, самосознание, самоорганизация, самостоятельность, самоотношение, самодер-минация). Наличие данного вида компетентности обеспечивает конструктивные субъект-субъектные отношения, способствует достижению поставленных значимых целей, активизации своего личностного и профессионального потенциала, что является значимой детерминантой успешной деятельности. Определение функциональной роли аутопсихологической деятельности в профессиональной деятельности менеджеров многозначно: обеспечение оптимального функционального состояния, процессов планирования и организации рабочего процесса, построение и поддержка конструктивных межличностных отношений. Развитые аутопсихологические процессы проявляются в профессиональной деятельности как конструктивные стратегии поведения, направленные на достижение поставленных задач, включающие активность, продуктивную Я-концепцию, развитую систему саморегуляции, интернальность, ответственность, определенные когнитивные стили и т.д. Векторами развития данного образования могут быть жизненные стратегии, стили жизни. Специфика её влияния на жизнедеятельность человека в целом проявляется в особенностях стратегий поведения, механизмах осуществления выбора, способах действий в кризисных ситуациях.
Литература
1. Белоус В.В., Боязитова И.В. Системное познание индивидуальности человека. -Пятигорск: ПГЛУ, 2009.
2. Белоус В.В., Михитарьянц Е.Я. Влияние разноуровневых основ интегральной индивидуальности на результативность совместной мыслительной деятельности // Формирование профессиональной личности учителя. - Пятигорск, 1992. - С. 12.
3. Боязитова И.В., Нгуен Кхак Тхан, Белоус В.В. Особенности структур интегральной индивидуальности у студентов с различной адаптированностью к требованиям высшей школы / Тезисы докл. Третьего Международного Конгресса. Симпозиум 8: Интегральная антропология. Когнитивная психология. Этнопсихология. - Пятигорск, 2001. - С. 29-32.
4. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вят-кина. М., 1999. -С. 327.
5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., Педагогика. 1986.
6. Найманов А.Т. Экспериментальное исследование проблемы распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 1991. - 20 с.
7. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2004. - С. 256.
8. Ширяева И.Ю., Развитие структур интегральной индивидуальности студентов с полярным отношением к ценностям: расточительные и бережливые студенты: автореф. дис. ... док-ра психол. наук. - Ставрополь, 2005. - С. 31.