Научная статья на тему 'Аутопсихологическая компетентность менеджеров среднего звена: функции, показатели, проекции'

Аутопсихологическая компетентность менеджеров среднего звена: функции, показатели, проекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-РЕГУЛЯТОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL WORK / PERSONAL-REGULATIVE FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астапенко Е. В.

Анализируется проблема аутопсихологической компетентности, специфика её проявления в профессиональной деятельности менеджеров. Выделяются особенности влияния развитых аутопсихологических процессов на степень эффективности в профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The autopsychological competence of managers of an average link: functions, indices, projections

It is analyzed the problem of the autopsychological competence, specificity of its manifestation in professional work of managers. There are distinguished features of influence of autopsychological processes on efficiency degree in professional work

Текст научной работы на тему «Аутопсихологическая компетентность менеджеров среднего звена: функции, показатели, проекции»

Астапенко Е.В.

Аутопсихологическая компетентность менеджеров среднего звена: функции, показатели, проекции

Анализируется проблема аутопсихологической компетентности, специфика её проявления в профессиональной деятельности менеджеров. Выделяются особенности влияния развитых аутопсихологических процессов на степень эффективности в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, профессиональная деятельность, личностно-регуляторные особенности.

Социально экономические преобразования современного общества влекут за собой изменение формата требований к профессиональному росту менеджера как одной из ключевых фигур системы управления в различных сферах общественной практики. Акцент переносится на уровень развития субъект-ности, сформированость аутопсихологической компетентности, способности моделировать и реализовывать конструктивные стратегии собственного бытия в профессии и вне её. Это выступает одним из главных психологических факторов актуализации профессионального и личного потенциала личности. И позволяет оптимальным образом использовать ресурсы для продуктивного решения профессиональных задач в различных по степени сложности ситуациях. Возможно выделение ряда компонентов компетентности, которые можно использовать при разработке системы профессионального развития и аудита в деятельности менеджеров. Актуальность изучения аутопсихологической компетентности определяется социальным заказом, ростом теоретического и практического интереса к проблемам развития профессионального и личного акме. Анализ отечественной психологической литературы показал наличие внутренних связей между компонентами этой компетентности, возможность выделения различных взаимосвязей: саморегуляция - самопознание, Я-концепция - самоосуществление, рефлексия - самотворчество, мотивация - самопознание. Основные исследования аутопсихологической компетентности связаны с изучением отдельных её элементов: самопознание, самооценка, формирование продуктивной Я-концепции, саморегуляция, профессиональное самосознание, мотивация достижения и рефлексивная культура. Отдельные работы связываются с акмеологической культурой, стратегиями жизни. Ряд проявлений аутопсихо-логического конструкта, такие как «самотворчество», «самоосуществление», «самоэксперементирование», «самосозидание» представлены только с позиции теоретических исследований.

В отечественной психологии рассматривается аутопсихологическая компетентность как признак психологической и профессиональной зрелости личности, и базируется на таких характеристиках как ответственность, самодетерминация, саморазвитие, саморегуляция, саморефлексия, интернальность контроля,

самосознание и самоопределение, мотивация, смыслы, ценности. В зарубежной психологической литературе феномен self-компетентности (самокомпетентности) тесно связывается с мотивацией, регулированием поведения и когнитивными способностями; self-компетенция предполагает взаимосвязь между элементами внутренней и внешней деятельности: самоуправление (успешное преодоление), самовосприятие и эффективность.

Развитая аутопсихологическая деятельность способствует адекватной самооценке, развитию позитивного образа Я, достижению поставленных профессиональных и личных задач. М. Мели на основе наблюдения за деятельностью крупных российских бизнесменов выделяет внутренние характеристики личности, способствующие организации оптимального уровня жизнедеятельности в целом, обозначая категорию «self-made», объединяющую предпринимателей, не имеющих изначально административных и политических ресурсов. Создавая свою деятельность с нуля, они добились успеха только за счет своих личностных качеств, таких как: масштабность и ясность целей; отсутствие внутренних преград, внутреннего конфликта; способность к руководству собственными принципами и мотивами; оптимизм; ощущение абсолютной возможности влиять на все происходящее (самоуверенность); открытость «суровой правде» и реальным фактам; компетентность во времени; наличие харизмы; ясность мышления и без-альтернативность решений; способность воспринять максимум информации «на входе», не ставя никаких фильтров, барьеров, проанализировать ее, установить нестандартные связи. Люди, входящие в категорию «self-made» опираются на свои сильные качества, на свои успешные стратегии, на те достижения, которые есть к данному моменту. Представленные данные на наш взгляд соотносятся с характеристиками аутопсихологической деятельности (самоопределение, самосознание, самоорганизация, самостоятельность, самоотношение, самодер-минация). Наличие данного вида компетентности обеспечивает конструктивные субъект-субъектные отношения, способствует достижению поставленных значимых целей, активизации своего личностного и профессионального потенциала, что является значимой детерминантой успешной деятельности. Определение функциональной роли аутопсихологической деятельности в профессиональной деятельности менеджеров многозначно: обеспечение оптимального функционального состояния, процессов планирования и организации рабочего процесса, построение и поддержка конструктивных межличностных отношений. Развитые аутопсихологические процессы проявляются в профессиональной деятельности как конструктивные стратегии поведения, направленные на достижение поставленных задач, включающие активность, продуктивную Я-концепцию, развитую систему саморегуляции, интернальность, ответственность, определенные когнитивные стили и т.д. Векторами развития данного образования могут быть жизненные стратегии, стили жизни. Специфика её влияния на жизнедеятельность человека в целом проявляется в особенностях стратегий поведения, механизмах осуществления выбора, способах действий в кризисных ситуациях.

Литература

1. Белоус В.В., Боязитова И.В. Системное познание индивидуальности человека. -Пятигорск: ПГЛУ, 2009.

2. Белоус В.В., Михитарьянц Е.Я. Влияние разноуровневых основ интегральной индивидуальности на результативность совместной мыслительной деятельности // Формирование профессиональной личности учителя. - Пятигорск, 1992. - С. 12.

3. Боязитова И.В., Нгуен Кхак Тхан, Белоус В.В. Особенности структур интегральной индивидуальности у студентов с различной адаптированностью к требованиям высшей школы / Тезисы докл. Третьего Международного Конгресса. Симпозиум 8: Интегральная антропология. Когнитивная психология. Этнопсихология. - Пятигорск, 2001. - С. 29-32.

4. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вят-кина. М., 1999. -С. 327.

5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., Педагогика. 1986.

6. Найманов А.Т. Экспериментальное исследование проблемы распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 1991. - 20 с.

7. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2004. - С. 256.

8. Ширяева И.Ю., Развитие структур интегральной индивидуальности студентов с полярным отношением к ценностям: расточительные и бережливые студенты: автореф. дис. ... док-ра психол. наук. - Ставрополь, 2005. - С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.