УДК 159.9.072.432
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ДЕТЕРМИНАНТЫ
Щербакова Татьяна Николаевна Авраменко Денис Игоревич
В статье показаны основные проекции модернизации российского образования в профессиональной деятельности менеджера образовательной сферы. Выделены и описаны показатели и критерии профессиональной успешности менеджера образования. В работе дана характеристика различных уровней детерминации профессиональной успешности менеджеров образовательного учреждения. Выделена роль различных видов психологической компетентности: коммуникативной, социальной, информационной, аутопсихологической в организации реализации активности субъекта менеджмента. Описаны направления и возможности развития профессиональной психологической компетентности менеджеров в данной сфере. Систематизированы значимые субъективные факторы достижения профессионального успеха в управленческой активности. Дан анализ представлений менеджеров о критериях и показателях успеха.
В статье показаны содержательные и структурные особенности психологического портрета современного менеджера образования как субъекта инновационной управленческой деятельности. Представлены анализ и интерпретация результатов эмпирического изучения уровня субъективного контроля, выраженности мотивации достижений, стратегии поведения в конфликте и ряда характеристик, демонстрирующих стремление к авторитаризму и власти либо к подчинению и альтруизму у менеджеров образования.
В работе дана характеристика психологических рисков и затруднений информационного и коммуникативного характера в деятельности современного менеджера в сфере образования. Выявлен и структурирован заказ менеджеров на психологическое сопровождение профессионального развития. Описаны направления, возможности и психологические условия развития ресурсов менеджеров в контексте профессиональной деятельности.
На основании результатов теоретического и эмпирического анализа в статье обоснована необходимость использования характеристики психологических технологий в развитии профессиональной компетентности менеджеров образования. Обозначены цели и основные векторы реализации
программы психологической поддержки профессионально-личностного развития и компетентного поведения современного менеджера образовательного учреждения.
Ключевые слова: профессиональная успешность, менеджер образования, психологическая компетентность, личностный потенциал, риски менеджмента, субъективный контроль, поведение в конфликте, мотивация достижений, самоэффективность, конкурентоспособность.
В динамически изменяющейся современной российской социореальности конкурентоспособную активность субъекта профессиональной деятельности в сфере управления определяет не только успешность и результативность, но и субъективная удовлетворенность собственной профессиональной и социальной состоятельностью. В моделировании управления образовательным учреждением сегодня находят отражение основные позиции прогрессивных преобразований как современного российского общества в целом, так и инновации, касающиеся непосредственно образования. В современной психологии интерес к фигуре менеджера образования определяется рядом позиций: возрастанием роли менеджера в инновационном образовательном пространстве, недостаточной изученностью особенностей данной профессиональной деятельности, ограниченностью опыта формирования организационной культуры в образовательных учреждениях, дефицитом технологий целенаправленного развития личного мастерства менеджера в образовательной сфере, необходимостью изучения специфики адаптации к условиям управления в инновационном режиме. С точки зрения акмео-логического подхода, достижение личной успешности отражает уровень зрелости личности профессионала, способного творчески, конструктивно использовать свой потенциал и приобретенный опыт. Зрелость личности коррелирует с принятием ответственности за содержание, характер и результат предпринимаемой активности. Особое значение эти позиции приобретают в организации продуктивного менеджмента в образовании.
Актуальность изучения данной проблематики обусловлена интенсификацией, модернизацией современного российского образования, продуцирующей поиск новых путей и способов активизации созидательной активности субъектов управления в данной сфере. Внедрение профессиональных стандартов, создание новых, организационно-психологических механизмов в управлении выдвигает и новые требования к профессионализму и личности менеджера образования. При этом необходимо учитывать, что модернизация образования России ХХ! в. требует психологически целесообразного управления, направленного на результат, на обеспечение высокого качества образовательных услуг, государственного и социального заказа, повышение
конкурентоспособности и продуктивности функционирования целостной системы образовательного учреждения. Это связано прежде всего с тем, что произошла смена парадигмального уровня организации образовательного процесса с акцентом на смыслах и ценностях образования для конкретного субъекта и утверждением его смыслопорождающего характера, что нашло свое отражение в современной теории смыслодидактики [1]. В зарубежных исследованиях также отмечается наращивание темпа модернизации образовательных процессов с изменением их содержательной и технологической составляющих и акцентом на обеспечении психологической безопасности субъектов образования [11, 15]. Продуктивность управленческой позиции менеджера предполагает: компетентную оценку диспозиций, осознанность организационного маневра, формирование и оптимальное использование ресурсов, минимизацию рисков, умение формировать и максимально использовать потенциал команды, осуществлять прогноз. В современной управленческой деятельности менеджеров актуализируется идея формирования позитивного имиджа в моделировании самопрезентации на характерных средах, построения индивидуальной карьерной стратегии и возможности расширения карьерных притязаний субъекта менеджмента [9, 13, 14]. Коммуникация представляет внутреннюю сторону управленческих процессов, эффективность которых определяется личным мастерством менеджера, его коммуникативной, социально-психологической и личной компетентностью. В управлении организации менеджер не только осуществляет технологическую сторону процесса, но и реализует ментальные модели профессиональной активности, интегрируя в них различные социально-психологические характеристики.
Менеджер образования сегодня включен в разнообразный контекст социальных отношений, где его профессиональная и личная состоятельность коррелирует с определенным статусом, что позволяет оказывать влияние и реализовывать собственные проекты [10]. В деятельности менеджера образования задействованы творческие ресурсы личности. Большое значение здесь имеют удовлетворенность от качественного решения профессиональных задач, возможность развития личности и чувство собственного достоинства, самореализации в деятельности. Эффективность менеджера связывается со способностью получить высокое качество и результативность с минимальными затратами и максимальной пользой для дела, окружающих и самого себя. С точки зрения современной психологии, достижение личной успешности отражает уровень зрелости личности, способной творчески и конструктивно использовать свой потенциал и приобретенный индивидуальный опыт профессиональной деятельности. Сегодня профессиональный успех в пространстве социального и индивидуального бытия человека рассматривается
как критерий состоятельности и благополучия, социально-психологическим подтверждением высокой самоэффективности. Проблема успешности субъекта жизнедеятельности становится одним из приоритетных направлений исследования в психологии. Это связано прежде всего с тем, что человек, стремящийся к успеху, во многом способствует общественному прогрессу и задает определенную социально-психологическую модель достижений для других.
Профессиональный успех менеджера в ряду других субъективных факторов обусловлен высоким самоконтролем, самоактуализацией психологических, социальных образовательных и биографических возможностей для результативного включения в систему социальных и профессиональных отношений. В ряду профессионально значимых характеристик менеджера особое место занимает конкурентоспособность и компетентность, рассматриваемая как интегральная характеристика, включающая ряд компонентов: знания, умения, навыки и способы выполнения деятельности. Погружаясь в поле профессиональных смыслов, проектов действий, общения, субъект деятельности должен освоить индивидуальный стандарт выполнения профессиональной роли [7]. Менеджмент рассматривается как ресурс в повышении стандарта жизни как организаций, общества, так и конкретного человека. Исследование проблемы детерминант успешной деятельности менеджеров разного типа становится все более актуальной задачей психологической науки, как отечественной, так и зарубежной [3, 4, 14]. Анализ опыта подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров дает возможность очертить проблемное поле рисков, которые возникают у современного менеджера в данной области. Это прежде всего недостаточный уровень развития психологической компетентности, что затрудняет решение вопросов социального взаимодействия.
В качестве критерия компетентности указывается содержание результата профессиональной деятельности, общения или личностной успешности. Большое значение в достижении профессионального успеха играют различные психологические переменные: направленность, потребности, мотивационно-целевые образования [2, 12].
Для общей и профессиональной успешности современного менеджера большую роль играет уровень развития коммуникативной компетентности, которая исследуется в контексте проблематики общения, взаимодействия и социальной перцепции. Коммуникативная компетентность определяется как сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, свойства личности, психологические состояния, сопровождающие процесс общения.
Социальная компетентность рассматривается как показатель развития социальных способностей, социальной одаренности. Эта категория в широком смысле отражает соотношение субъектности и социальности личности как имманентно присущих ей характеристик в качестве субъекта взаимодействия с различными агентами социума.
С позиций акмеологического подхода продуктивность деятельности рассматривается как единство функциональной и психологической составляющих. Это обусловлено потенциалом психологических знаний, конструктивностью психологических умений, содержанием личностных качеств, интегрированностью уровней субъективного контроля и оптимальностью выбираемых стратегий, входящих в ее структуру. Различные подсистемы психологической компетентности - когнитивная, коммуникативная, социальная и аутопсихологическая - выполняют специфические функции в ак-меологическом развитии субъекта: вместе с тем его успешность возможна при условии развития психологической компетентности как системной интегральной характеристики. Аутопсихологическая компетентность менеджера образования в том числе характеризует его способность реализовывать личностный потенциал в профессиональной управленческой деятельности. В психологических исследованиях подчеркивается, что аутопсихологическая компетентность субъекта проецируется на практике в способности и готовности реализовывать совокупный потенциал личностных качеств, знаний, умений, опыта для достижения успешной, продуктивной творческой деятельности, как в профессиональной, так и в социальной сфере, и возможность непрерывного самосовершенствования. Высокий уровень развития аутоп-сихологической компетентности обеспечивает оптимальную организацию деятельности менеджера, адекватное самоотношение, уверенность в себе, самостоятельность [8].
Опрос участников курсов подготовки тьюторов в сфере инновационного управления образованием показывает, что в числе основных затруднений они выделяют неумение реализовывать демократические модели руководства; нечеткое понимание алгоритма командообразования, тех психологических способов и механизмов, при помощи которых можно осуществлять мотивацию персонала. Затруднения касаются также работы с персоналом в системе аудита и других оценочных систем. В отношении самоменеджмента демонстрируются проблемы в плане самоконтроля, самопомощи. Большое количество слушателей курсов тьюторов демонстрируют определенную степень неуверенности в ситуациях решения психологических задач, связанных со стратегией поведения в конфликте, анализом собственной деятельности, определением рисков общения. Анализ ответов курсантов показывает, что они в недостаточной мере владеют приемами тайм-менеджмента и способами
управления своими эмоциональными и функциональными состояниями. Таким образом, можно сделать вывод о наличии дефицита психологической компетентности как следствия несовершенства программ подготовки менеджеров. Вместе с тем все возрастающая роль психологической компетентности как фактора успешной деятельности менеджера настоятельно требует развития психологической культуры субъекта управления [5]. Сегодня необходимо ставить цель моделирования развития психологической компетентности как фактора, входящего в комплекс и составляющего будущий профессиональный успех.
В подготовке менеджера психологическая компетентность выступает как дополнительный профессиональный ресурс, позволяющий на оптимальном уровне организовывать как собственное профессиональное поведение, так и активность всей команды.
Высокий уровень мотивации компетентности включает развитие потребности в самоактуализации, персонализации, самотворчестве, самоэффективности, а также глубокий интерес к психологически смысложизненным ориентациям, включающим психологическую компетентность как ценность, высокую мотивацию достижений, выраженные мотивы роста.
На современном этапе развития общества особую роль в оценке эффективности педагогической деятельности и возможности акмеологического развития педагогических кадров играют психологические критерии. В обобщенном виде их можно представить следующим образом:
- устойчивость интереса к профессии и расширению профессионального
опыта;
- удовлетворенность профессиональными достижениями;
- профессиональное здоровье;
- удовлетворенность потребности в персонализации;
- выраженная мотивация компетентности;
- психологический комфорт в профессиональном взаимодействии;
- широкий тезаурус профессиональных средств [6].
В силу особого статуса в организации и своего функционала успешный тип менеджера выступает в качестве ресурса ее эффективности и дальнейшего развития. При этом несомненный научный интерес вызывает изучение представлений менеджеров об атрибутах и сопутствующих психологических эффектах успеха. С этой целью была разработана соответствующая анкета. Группа респондентов была сформирована из менеджеров, работающих в сфере образования г. Ростова-на-Дону. Анализ данных анкетирования позволил сделать следующие выводы. В качестве внешних атрибутов успеха выделены: экономическая независимость и материальное благополучие, комфорт, возможность путешествий, возможность удовлетворить свои желания
и потребности, наличие престижных предметов в индивидуальном личном пространстве, профессиональные достижения, признание, социальный и профессиональный рост, изменения статуса в профессиональном сообществе.
В качестве сопутствующих успеху психологических эффектов выделены: рост уверенности в самоэффективности, «расширение личных горизонтов», развитие интересов и потребностей, изменение имиджа, накопление опыта достижений, расширение межличностных контактов, выдвижение более сложных целей, позитивный эмоциональный настрой, желание закрепить и умножить успех. Более 50 % респондентов отмечают значение имиджа для успешного менеджера, среди основных характеристик такового отмечаются: деловой стиль, хорошая физическая форма, опрятность, современность, привлекательность, этичность движений и высказываний, демонстрация эмоционального позитива. Вместе с тем, как показывают исследования психологов, в создании успешного имиджа менеджера большую роль играет его соответствие социально-ролевым ожиданиям профессионального сообщества, а также требованиям потенциальных и актуальных экспертных групп (заказчики, потребители услуг, работодатели, аудиторы). Эффективность имиджа менеджера определяется в большей степени тем, насколько хорошо развиты с одной стороны профессиональное самосознание и идентификация с группой профессионалов в данной сфере, а с другой - уровнем развития социально-перцептивных способностей и умением рефлексивного анализа эффектов самопрезентации в пространстве делового взаимодействия.
Результаты изучения опыта работы и анализ анкетирования руководителей образовательных учреждений Ростовского региона позволяют выделить также ряд психологических рисков, связанных с использованием информационных технологий в управлении:
- недостаточный уровень информационной компетентности;
- затруднения когнитивного плана, связанные со стилем мышления и особенностями восприятия;
- выработанные стереотипы работы с информацией, представленной на бумажных носителях;
- недостаточная осведомленность в отрасли информационного потенциала профессионально значимых сайтов, федеральных и региональных банков, цифровых образовательных ресурсов, справочных систем, действующих форумов;
- дефицит временных ресурсов для совершенствования информационной культуры.
Вместе с тем необходимо отметить, что руководители образовательных учреждений проявляют высокую заинтересованность в приобретении новых
знаний, готовность к сотрудничеству и социальному партнерству в данной области, отмечают удовлетворение от возможности встраивать информационные технологии в систему управления.
На основании анализа результатов анкетирования был сформирован запрос руководителей на психологическую поддержку развития информационной компетентности, включающий следующие направления:
- освоение конструктивных схем работы с информационными потоками, представленными в сети Интернет;
- развитие оптимального восприятия информации в скоростном режиме;
- снятие психологических барьеров, возникающих в процессе работы с информационными ресурсами, формирование эффективного стиля коммуникации в сетевых профессиональных сообществах;
- расширение индивидуального тезауруса паттернов компетентного поведения в информационном пространстве.
Являясь носителем коммуникативной и информационной компетентности, руководитель образовательного учреждения в процессе взаимодействия не только предъявляет собственный профессионализм педагогической команде, но и демонстрирует преимущества компетентных моделей коммуникативного и информационного поведения. Это выступает мощным фасилицирующим фактором развития соответствующих компетенций у педагога.
Современный руководитель осуществляет управление в инновационном поле разнохарактерных проектов, поэтому уровень его коммуникативной и информационной компетентности не только позволяет позиционировать себя как эффективного субъекта, но и обеспечивает должное качество образования. В связи с этим сегодня актуализируется проблема разработки соответствующих программ психологической помощи специалистам в моделировании адекватного государственному и социальному заказу образа современного менеджера, способного продуктивно управлять инновационными процессами в образовании.
Уровень коммуникативной компетентности определяет степень продуктивности менеджера как субъекта управления.
Вместе с тем, менеджеры в сфере образования испытывают затруднения коммуникативного порядка:
- психологические барьеры в общении с педагогами (эмоциональные, когнитивные, информационные, смысловые);
- недостаточное владение техникой построения деловой беседы с педагогами;
- информационные потери в ходе делегирования полномочий.
Как показывает анализ исследований менеджеров в системе повышения квалификации, можно выделить ряд психологических аспектов,
способствующих повышению статуса информационной компетентности в педагогической деятельности:
- формирование в образовательном учреждении многофункционального информационного пространства;
- организация функционального сотрудничества «администрация - педагог - обучающийся - родитель» в режиме онлайн (электронные журналы, консультации, форумы, сетевые проекты, действующий сайт школы и отдельных субъектов образования);
- высокая мотивация и наличие системы стимулирования повышения уровня владения информационными технологиями;
- расширение возможности самопрезентации и персонализации в обучающих, профессиональных и социальных сетевых сообществах;
- использование информационных ресурсов для реализации стратегии внедрения индивидуальной траектории развития обучающихся и индивидуальной траектории карьерного роста педагога;
- обеспечение возможности участия в сетевых конкурсах: профессиональных, социальных, учебных;
- система работы по формированию субъективных фильтров (нравственно-этических, научных, культуросообразных), обеспечивающих безопасность личности при работе с информационными потоками;
- развитие психологической готовности субъектов образования к работе в информационно насыщенной среде.
В исследовании была поставлена цель эмпирически выявить определенные характеристики психологического портрета современного менеджера образования. Респондентами выступили руководители образовательных учреждений Ростовской области, проходившие повышение квалификации на базе ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО. В качестве исследуемых параметров были выделены: уровень субъективного контроля, выраженность мотивации достижений, стратегия поведения в конфликте и ряд характеристик, значения которых демонстрируют выраженность общей тенденции стремления к авторитаризму и власти либо к подчинению и альтруизму.
В исследовании были использованы методики: тест УСК, разработанный в НИИ им. В. М. Бехтерева на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера такими авторами, как Е. Ф. Бажин, Е. А. Голышкин, Л. М. Эткинд; методика М. Ш. Эминова, предназначенная для изучения мотивации (мотивации стремления к успеху и мотивации избегания неудач); опросник Кеннета Томаса; методика диагностики поведения личности в конфликтной ситуации; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Всего в исследовании приняло участие 122 человека. Анализ результатов полученных данных показал, что наиболее предпочитаемые стратегии поведения в конфликте
выстроились в следующей иерархической последовательности: «компромисс», «избегание», «сотрудничество», «приспособление», «соперничество». Очевидно, тенденция выбирать компромисс как способ разрешения конфликтной ситуации отражает сложность контекста осуществления системы управления в современном инновационном образовании, где одновременно действует целая совокупность разноуровневых направлений трансформации, требующих согласования, и вместе с тем существует необходимость постоянного повышения качества деятельности. Определенное влияние здесь оказывает и развитие медиативных служб, задачей которых является примирение, что формирует определенные установки в профессиональном сознании работников образования.
Показатели уровня субъективного контроля распределились следующим образом: более выражена интернальность в области межличностных отношений, достижений и семейных отношений. С точки зрения респондентов здесь ситуация более контролируется ими, чем внешними обстоятельствами и другими людьми. При этом значительно ниже показатель общей интер-нальности и субъективного контроля в производственной сфере: здесь руководители данной группы в меньшей степени чувствуют себя способными самостоятельно контролировать весь процесс и считают, что доля влияния внешних факторов на успех значительно выше. Возможно, это связано с обилием быстро нарастающих инновационных трансформаций, что не позволяет в достаточной мере динамично перестроить систему управления и создает определенные проблемы в плане оценки самоэффективности в этих вопросах. Средние показатели интернальности получены в отношении здоровья и неудач. Таким образом, руководители образовательных учреждений считают, что в области неудач в равной мере присутствует ответственность как внешних агентов, так и их собственная. В плане мотивации достижения успеха было констатировано, что в группе руководителей с высокими показателями стремления к успеху преобладают мужчины; напротив, в группе руководителей, продемонстрировавших ориентацию на избегание неудач -только женщины. Результаты преобладающего количества респондентов, как мужчин, так и женщин, по мотивации достижения успеха лежат в зоне средних значений.
Данные исследования дают возможность выделить совокупность альтернативных характеристик, показывающих соотношение стремления к власти и подчинению, агрессии и альтруизму. Здесь было выявлено следующее: самые высокие показатели по группе выраженности альтруизма, дружелюбия и одновременно авторитарности. Таким образом, у современных руководителей присутствует одновременно альтруистическая направленность и авторитаризм, что, в общем, отражает современную парадигму системы
управления - сочетание гуманистической ориентации и системно организованного контроля. Вместе с тем показатели агрессии и подозрительности в целом по группе получили достаточно низкие значения, что может отражать специфику образовательной среды, где существует традиция формирования установок толерантности, безопасности и коллегиальности. Низкие показатели в группе по параметру «эгоистичность» являются проекцией специфических особенностей педагогической деятельности и соответствующего профессионального сообщества. Современный менеджер осуществляет управление в инновационном поле разнохарактерных проектов, поэтому уровень его компетентности и сформированность профессионально значимых качеств не только позволяют позиционировать себя как эффективного субъекта, но и обеспечивают должное качество образования.
Сегодня представляется целесообразной разработка программ акме-ологического сервиса и тематических проектов, целью которых является достижение релевантности уровня компетентности менеджера образования и выдвигаемых требований к его профессионализму:
- развитые коммуникативные, социально-перцептивные и интерактивные умения;
- широкий арсенал средств получения обратной связи;
- высокий уровень субъективного контроля;
- владение техниками психологической самоподдержки;
- владение способами позиционирования себя как субъекта, которому можно доверять;
- развитая система способов самооценки, саморефлексии, самотворчества. Менеджер образования в определенном смысле выступает в качестве
эталонного субъекта для педагогической команды образовательного учреждения. В данном контексте повышение его компетентности в направлении освоения технологии саморазвития и личностного роста является значимой детерминантой профессионального успеха.
Среди направлений психической поддержки целесообразно выделить: психологические консультации и информирование, моделирование индивидуальной траектории развития компетентности на основе психологической диагностики, формирование позитивной установки на преодоление психологических барьеров при работе в инновационном режиме.
Научно-теоретический анализ позволяет выделить условия профессионального развития менеджеров образования. Значимым условием здесь выступает наличие в общественном сознании установки на достижение высокого уровня профессионализма, государственного заказа и социального запроса на профессионалов менеджеров в сфере образования, повышение престижа и статуса руководителя образовательного учреждения. Немаловажным
условием непрерывного профессионально-личностного развития и саморазвития менеджеров является наличие соответствующей направленности, мотивации и индивидуальных возможностей. В контексте персонификации повышения квалификации менеджеров образования большую роль играет самообразование и наличие профессионального сообщества, позволяющего обмениваться результатами и стимулирующего постановку новых целей самосовершенствования. Важным условием прогрессивного развития менеджеров образования выступает также наличие акмеологической среды на уровне образовательной организации, формирование привлекательного имиджа руководителя. В деятельности современного менеджера образования большое значение имеет целеполагание, т. к. наличие четкой и ясной цели является системообразующим фактором успешного функционирования педагогической системы и успешной совместной деятельности всех субъектов образования. Функциональные компоненты управляющего модуля педагогической системы включают управленческий педагогический анализ и оценку возможностей и рисков, целеполагание, планирование и проектирование, организацию, контроль и корригирование. Каждый из этих аспектов требует от руководителя проявления определенной компетентности и высокого уровня личной включенности. В системе детерминант профессиональной успешности менеджера особую роль играет модуль профессионально значимых качеств, представляющий собой интегральную многокомпонентную, развивающуюся систему. Несмотря на наличие разных подходов к выделению блоков данной системы, в целом ее структуру можно представить как взаимосвязь следующих компонентов: ценностно-смыслового, мотивационного, когнитивного, коммуникативного, организационного и конативного.
В системе повышения квалификации менеджеров образования может успешно осуществляться программа адресного психологического сопровождения и поддержки развития информационной компетентности руководителя школы. В качестве целей программы могут выступать: актуализация ресурсных возможностей личности, помощь в преодолении субъективных рисков и профессиональных проблем психологического плана, психологическое тьюторское сопровождение реализации индивидуальных проектов формирования компетентного поведения.
Литература
1. Абакумова И. В, Кукуляр А. М., Фоменко В. Т. Смыслодидактика как системное воплощение общей теории смысла в практике учебного процесса // Российский психологический журнал. - 2014. - Т. 11. - № 3. - С. 24-32.
2. Арутюнян В. Э. Проблема мотивации развития психологической компетентности педагога в системе повышения квалификации // Гума-
нитарные и социальные науки: научно-методический и прикладной журнал. - 2012. - № 2.
3. Астапенко Е. В. Аутопсихологическая компетентность менеджеров среднего звена: функции, показатели, проекции // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - № 4. - С. 64-66.
4. Мексон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е издание: пер с англ. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2008. - 672 с.
5. Хлебунова С. Ф., Щербакова Т. Н, Алимова Е. Е. Психологические основы инновационного менеджмента в условиях государственно-общественного управления. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. - 320 с.
6. Щербакова Т. Н., МалкароваР. Х. Коммуникативный ресурс как акмеоло-гический фактор профессионального развития педагога // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 40-45.
7. Щербакова Т. Н., МисировД. Н. Психологическая компетентность и успешность профессиональной подготовки менеджеров // Известия ЮФУ. Педагогические науки. - 2011. - № 12. - С. 47-59.
8. Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя как профессиональный ресурс // Российский психологический журнал. - 2005. -Т. 2. - № 4. - С. 66-84.
9. Hoekstra H. A. A career roles model of career development // Journal of Vocational Behavior. - 2011. - V. 78. - Is. 2. - pp. 159-173.
10. Hogan R., Hogan J. Personality and status // Personality, social skills and psychopathology: An individual differences approach / Eds. D. G. Gilbert, J. J. Connoly. - N.-Y.: Plenum Press, 1991. - pp. 137-154.
11. McMillan J. H., Schumacher S. Research in education: Evidence-based inquiry. - Pearson Higher Ed, 2014.
12. Murpfi P. K., Alexander P. A. A motivated exploration of motivation terminology // Contemporary Educational Psychology. - 2000. - 25. -pp 3-53.
13. StuartC. Speak for yourself: The complete guide to effective communication and presentations. - London: Piths, 2000. - 294 p.
14. Vinkenburg C. J., Weber T. Managerial career patterns: A review of the empirical evidence // Journal of Vocational Behavior. - 2012. - V. 80. -Is. 3. - pp. 592-607.
15. Welsh W. N. The Effects of School Climate on School Disorder // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. - 2000. - V. 567. -no. 1. - pp. 88-107.