исцеления. Болезни души связаны с тем, что люди желают получить блага и роскошь, которых зачастую трудно добиться, а потерять легко, а также пытаются избежать тех несчастий, которых избежать невозможно. Исцеление подразумевало, в частности, выполнение следующих духовных упражнений на регулярной основе: 1) концентрация внимания на моменте "здесь и сейчас", чтобы избежать страстей, связанных с мыслями о прошлом или будущем, 2) представление себя частью Логоса, или универсального космического принципа, естественного порядка вещей.
Современные упражнения можно найти в работах израильско-американского философа-практика Р. Лахава. Если трактовать философию в узком, бытовом значении, как совокупность представлений о мире, то каждый индивид будет обладать собственной философией, сложившейся на основании его жизненного опыта, которая будет обусловливать его поведение и образ жизни. Задача философа-консультанта состоит в том, чтобы проанализировать опыт клиента, выявить его картину мира и сделать его осознанным по отношению к собственному "периметру", то есть поверхностному измерению повседневного существования. Это достигается не за счет прямого расспроса, а косвенным образом. К примеру, клиент должен был вспомнить 2-3 недавних жизненных ситуации, где он испытал неловкость. В первом случае консультируемый чувствовал себя неловко и скованно в поездке в такси, опасаясь того, что водитель может выставить ему низкую оценку в мобильном приложении. Второй случай был связан с необходимостью просить у начальника
прибавки к заработной плате. Отсюда делается вывод, что модель любых человеческих взаимоотношений для клиента сводится к вертикальной иерархии и обретению власти, что в итоге осознается и подтверждается самим клиентом. Такое представление может напомнить концепцию сверхчеловека немецкого философа Ф. Ницше, с чем клиент снова соглашается. Следующая задача философа-практика, после выведения "периметра" из "слепого пятна", - продемонстрировать консультируемому возможность смотреть на мир по-иному через тематически подобранные философские тексты, которые предлагаются клиенту для того, чтобы он мог войти с ними в "резонанс". В данном случае клиенту был предложен фрагмент из работы еврейского философа М. Бубера "Я и Ты", содержащего принципиально иную, горизонтальную, равноправную модель субъект-субъектных взаимоотношений. В качестве итога клиент испытал инсайт, осознав свою модель человеческих взаимоотношений, ее
ограниченность и возможность совершенно другого подхода к этому.
В конечном счете, индивиды при помощи философа-практика либо самостоятельно при помощи духовных упражнений преодолевают поверхностность собственного существования, временно или на регулярной основе обретая связь с собственным глубинным измерением, что феноменологически (со стороны чувственного опыта) они испытывают ощущение полноты, яркости, глубины и свежести жизни. Доклад подготовлен в рамках проекта РФФИ №17-33-00021 "Теория и практика философского консультирования: компаративистский подход".
PHILOSOPHICAL PRACTICE AS A MEANS OF MENTAL HEALTH IMPROVEMENT
REZVUSHKIN K.E. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia FSAEI HE SUSU (NRU), Chelyabinsk, Russia
Keywords: philosophical practice, philosophical counseling, mental health.
АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФЕНОМЕНА
РУДИНА А.В., ЛАКРЕЕВА А.В. ФГБОУВО КубГУ, Краснодар, Россия
Ключевые слова: девиантное поведение, аутоагрессия.
Актуальность. Аутоагрессия так или иначе хотя бы раз проявлялась в жизни каждого человека, но у некоторых она развивается в устойчивую черту - аутоагресивность, становясь большой проблемой. Мы поставили перед собой задачу - на основе обзора литературы по теме выявить современные научные представления о данном феномене, а также на основе эмпирического исследования проанализировать актуальность проявление проблемы аутоагрессивности для подростков.
Актуальность проблемы аутоагрессивного поведения подростков отражена в работах Г.Я. Пилягиной, Н.В. Агадзе, В.А. Руженкова. Исследованы мотивы аутоагрессивного поведения (А.Г. Амбрумова, А.Л. Венгер, А.И. Захаров и др.), особенности и факторы, провоцирующие появление данного феномена (В.И. Полтавцева, Г. Селье, З. Фрейда и др.). Анализ теоретических источников показал наличие нескольких подходов к определению сущности аутоагрессивного поведения. Часть отечественных исследователей (А.Е. Двирский, Д.М. Менделевич, Г.Т. Красильников, Е.В. Мартьянова и др.) отождествляют суицидальное и аутоагрессивное поведение, фактически ставя между ними знак равенства. В.А. Руженков обозначает как одну из категорий аутоагрессивного поведения - аутодеструкцию, понимая под ней преднамеренные действия, поступки при неосознавании возможности смертельного исхода как их результата, следствием которых является физическое или психическое разрушение личности, не носящее осознанной цели лишения себя жизни. Л.В. Ромасенко, под аутоагрессивным поведением, понимает бессознательные (в психологическом аспекте) механизмы формирования
психосоматических расстройств. Аналогичной точки зрения придерживаются А.П. Ховрачев и Л.Н. Юрченко, полагая, что "рассмотрение алкогольной зависимости как аутоагрессивного поведения уже давно стало аксиоматичным".
Интерес представляют выделенные исследователями особенности личности, важные для возникновения аутоагрессивного поведения (Г.Я. Пилягина):
1) фрустрация: у человека уже существует внутренний конфликт, но он подавляет свою агрессию;
2) психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные паттерны поведения;
3) несбывшиеся ожидания по отношению к объекту, потребность разрешения
внутриличностного конфликта.
Рассмотрим их подробнее.
Л.Г. Агеева, исследуя последствия внутриличностного конфликта, выделяет: деградацию личности, высокий уровень тревожности, виктимности, депрессию, появление чувства неполноценности и низкой самооценки, склонность к девиантному поведению. Неспособность приспособиться к существующим нормам гендерной культуры влечет за собой ряд последствий среди которых и аутоагрессия личности.
Источником внутриличностных
противоречий среди подрастающего поколения могут служить гендерные особенности личности и влияние на нее гендерных стереотипов. Опираясь на утверждение о том, что гендер является базовой характеристикой личности и служит механизмом реализации всех личностных смыслов (Л.Н. Ожигова), отметим, что, как подчеркивают исследователи, современная система гендерных
взаимоотношений в обществе ограничивает реализацию социальных ролей, провоцируя рост противоречий между индивидуальными особенностями, несовместимыми интересами, потребностями, ценностями, представлениями, ролями. Не случайно У.Гуд указывал, что источником гендерного внутриличностного конфликта является состояние ролевой напряженности у индивида, понимаемое им как чувство трудности при выполнении ролевых обязанностей. В исследованиях показано, что в качестве ведущего источника ролевой напряженности выступает множественность ролевых отношений индивида, в силу чего он сталкивается с широким кругом смущающих, а иногда конфликтующих ролевых обязанностей.
Отсутствие устойчивых взглядов на гендерные роли, идеалы, противоречивые стереотипы, усложняют процесс гендерной социализации подростков, особенно девушек. Многие исследователи считают, что представительницы женского пола подвержены риску социальной, в том числе семейной дезадаптации в большей степени, чем юноши. Девочки-подростки подвергаются
внутриличностому гендерному конфликту, приводящему к крайним формам аутоагрессии, влиянием современной медиапродукции и навязываемых ею стандартов красоты, моды, гламура. Пропаганда красивого худого тела,
активно ведется в социальных сетях и форумах, посредством марафонов, мотиваторов, вебинаров и т.д. У девушек чаще проявляются новые аутоагрессивные тенденции:
модификации тела (тату, пирсинг, самопорезы и т.д.), нарушение пищевого поведения, селфизм, рискованное сексуальное поведение и т.д.
Одним из видов аутоагрессии выступает расстройство пищевого поведения, имеющее такие формы как: анорексия, булимия, компульсивное переедание. Похудение и отказ от еды служат причинами нарушения психического и физического здоровья девочки-подростка, а в некоторых случаях такое стремление соответствовать весьма
сомнительным гендерным идеалам
заканчивается суицидом.
Селф-харм (от англ. Self-harm-самоповреждение) - еще один, набирающий популярность, аутограссивный акт.
Самоповреждения - осознанное нанесение физических повреждений на собственное тело без суицидальных намерений. В большинстве случаев это выражается в порезах в области предплечья, нанесенных острыми предметами. Фото изрезанных рук, представленных в виде "красивых картинок", активно заполоняют социальные сети. В подростковой субкультуре это воспринимается как некий признак
романтизма и вызывает восхищение среди сверстников.
Проведенное нами исследование на группе школьников убедительно показало наличие противоречивых потребностей у девочек -подростков: выделяться из "серой массы", с одной стороны, и соответствовать гендерным идеалам, с другой. Констатация данного противоречия свидетельствует, на наш взгляд, о наличии у подростков гендерного внутриличностного конфликта, следовательно, о существовании вероятности проявления самоповреждающего поведения.
Выводы. Проблема аутоагрессивного поведения весьма актуальна с точки зрения психологического здоровья личности. Под воздействием интенсивных, постоянно проявляющихся стрессов развивается внешняя агрессия, которая выплескивается наружу и направлена на других людей, или агрессия, направленная на себя. Рассматривать аутоагрессивность целесообразно на основе комплексного подхода, учитывая гендерные особенности личности и влияния негативных факторов социализации. Бороться с этим можно и даже нужно, особенно в сегодняшних реалиях, когда данное явление становится столь распространенным.
SELF-INJURIOUS BEHAVIOR: APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE
PHENOMENON
RUDINA, A.V., LAKEEVA A.V. KubSU, Krasnodar, Russia
Keywords: deviant behavior, autoaggression.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ ЛЕЙОМИОСАРКОМ ТЕЛА МАТКИ I СТАДИИ
ЗАБОЛЕВАНИЯ
САЕВЕЦВ.В., ЧЕРНОВА Л.Ф., ГУБАЙДУЛЛИНА Т.Н., КРАВЧЕНКО Г.Р., КУРЧЕНКОВА О.В.,
ТАРАТОНОВ А.В., МУХИНА.А. ГБУЗ ЧОКЦОиЯМ, Челябинск, Россия
Актуальность. Неэпителиальные
злокачественные опухоли (саркомы) относятся к числу редких опухолей. Так, в структуре заболеваемости они составляют всего лишь 4-5%от всех злокачественных опухолей матки и 1%от всех злокачественных опухолей женских половых органов. Наиболее частую гистологическую форму представляет
лейомиосаркома, которая составляет 41,4% от числа всех сарком матки. Пятилетняя выживаемость для I стадии заболевания составляет по данным разных авторов от 55% до 58% Местные рецидивы и проявления отдаленного метастазирования наблюдаются у 45-73% больных лейомиосаркомой матки. Стандартным подходом к лечению больных