Научная статья на тему 'Аукцион как форма торгов'

Аукцион как форма торгов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1781
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГИ / КОНКУРС / АУКЦИОН / ТЕНДЕР / ДОГОВОР / ОФЕРТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ашимова Зауреш Сагидуллаевна

На сегодняшний день большое количество договоров возникает на основании проведения торгов. Торги, в свою очередь, как правило, проводятся в форме конкурса и аукционов. В данной статье автор дает определение аукциона, вместе с тем, отмечается не только различие, но и сходство признаков конкурса и аукциона. Также в статье анализируются иные проблемы проведения аукциона как формы торгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аукцион как форма торгов»

Ашимова Зауреш Сагидуллаевна,

кафедра гражданского права Казахского гуманитарно-юридического университета, магистр юриспруденции, докторант PhD

АУКЦИОН КАК ФОРМА ТОРГОВ

Развитие экономических отношений и связанная с этим необходимость совершенствования их юридического оформления приводят к установлению новых способов. На сегодняшний день торги являются, несомненно, универсальным механизмом, который позволяет установить правопорядок, который учитывает как интересы государства, так и частные интересы. Торги, имея глубокие исторические корни в римском частном праве, не потеряли свою актуальность, и на сегодняшний день являются одним из основных способов заключения сделок в области купли-продажи товаров или предоставления работ и услуг. Договоры заключаются на торгах в таких сферах, как государственные закупки и подряды, приватизация, продажа имущества, предоставление работ и услуг и другие.

В юридической литературе и гражданском законодательстве ряда стран мы можем отметить выделение таких форм торгов как аукцион и конкурс. В свою очередь, различают конкурс в виде тендера, и все большую популярность приобретают электронные торги, а также в законодательстве Республики Казахстан предусматриваются торги через товарные биржи ст.12 Закона РК «О государственных закупках» [1]. Гражданское законодательство Республики Казахстан, выделяя такую форму торгов как тендер, определяет, что при конкурсных торгах в форме тендера его инициатор (организатор) обязуется на основе предложенных им исходных условий заключить договор (в качестве продавца, покупателя, заказчика, подрядчика, арендодателя, арендатора и т.п.) с тем из участников тендера, кто предложит лучшие для инициатора тендера условия договора. Термин «тендер» в переводе с английского tender - предложение. Соответственно, в законодательстве Республики Казахстан тендер отождествляется с конкурсом.

Во всех перечисленных формах мы видим главным признаком состязательность участников

торгов, конкурирующих между собой за право заключения договора и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, которые будут соответствовать условиям проводимых торгов.

При большой схожести сущности конкурсов и аукционов можно выделить ряд различий. Во-первых, выигравшим торги на конкурсе является лицо, которое, по заключению специально образованной организатором торгов комиссии, предложило наилучшие условия (цена, срок, опыт, условия и т.д.), а на аукционе - лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Во-вторых, при проведении аукциона участники обязаны внести установленную сумму гарантийного взноса, которая не возвращается в случае, если лицо не пожелало приобрести какое-либо имущество.

В-третьих, предметом торгов в форме аукциона могут быть любое движимое или недвижимое имущество, не изъятое из гражданского оборота, в том числе объекты интеллектуальной собственности, договоры и имущественные права, включая импортные, экспортные и иные квоты и лицензии, а в конкурсе могут быть и работы и услуги.

В-четвертых, различен и способ определения победителя аукциона и конкурса.

Избрание той или иной формы торгов определяется самим собственником

продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Во Французском гражданском кодексе об аукционе упоминается как о случае перехода права собственности посредством аукциона, в порядке обращения взыскания на имущество [2].

Например, в ГК Республики Беларусь в ст. 417. регламентируется порядок и способы проведения аукционов. Таким образом, аукционы отнесены в главе 28 ГК Республики Беларусь Заключение договора [3].

В Гражданском кодексе Российской

Федерации также аукционы упоминаются в статье 447 «Заключение договора на торгах» [4].

Исторически сложилось так, что в советское время использование торгов в форме аукциона было нетипичной конструкцией заключения договоров, и известны лишь некоторые случаи. В 1931 году Министерство внешней торговли СССР проводило в г. Ленинграде аукционы по продаже пушнины, где аукционерами были только иностранные граждане, а расчет велся в иностранной валюте. В 1965 году в Москве проводился аукцион по продаже чистокровных и скаковых лошадей. В 1989 году Внешэкономбанк начал организовывать в СССР валютные аукционы, на которых впервые курс рубля стал устанавливаться по результатам торгов [5].

В Гражданском кодексе Республики Казахстан понятие аукциона дается в главе 46 «Конкурсные обязательства».

В ст.916 ГК РК определено, что при конкурсных торгах в форме аукциона продавец обязуется продать предмет аукциона тому участнику аукциона, который предложит за него наиболее высокую цену [6].

Победителем аукциона является лицо, предложившее «лучшую цену» или наиболее высокую цену, исходя из понятия термина «аукцион», который произошел от латинского слова «auction» - возрастание, увеличение. Таким образом, аукцион - это такая форма торгов, при которой договор заключается с лицом, предложившим наивысшую цену за предмет торгов.

Субъектов аукциона называет Э.Г. Плиев аукционатор (заказчик торгов), аукционист (организатор торгов) и аукционеры (участники торгов), хотя в практике и в законодательстве данные термины не употребляются [7].

В законодательстве Республики Казахстан нет специального закона, регулирующего порядок проведения аукциона, однако имеется упоминание об аукционе как одной из форм торгов в ст.916 ГК РК и Закона РК «О государственных закупках».

В Гражданском кодексе РК аукцион может проводиться на условиях повышения или понижения цены от объявленной продавцом.

В первом способе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар (имущество). Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» - денежный интервал, на который снижается цена предмета аукциона. Как правило, он устанавливается в процентном соотношении к стартовой цене. В подобном

случае каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую и выигрывает последний оферент. Данный аукцион активно используется в исполнительном производстве при реализации арестованного имущества, либо при проведении процедуры банкротства, приватизации государственного имущества, а также во многих других случаях.

Во втором способе мы видим, что победитель определяется путем пошагового понижения начальной цены. Однако мы часто встречаем такие определения, как «английский» или «голландский» методы проведения аукциона. Как правило, редукционы применяются при размещении государственных заказов, в связи с этим наличие в заявке участника размещения заказа-предложения о цене, превышающей его начальную максимальную цену, заведомо означает проигрыш в аукционе. Обычно начальная цена продажи устанавливается в 2-3 раза выше среднерыночной, снижает ее сам организатор торгов, а не участники аукциона. Цена будет снижаться до первого акцепта одним из участников и, соответственно, торги выигрывает первый акцептант.

Извещение о проведении торгов и, в частности, проведения аукциона рассматривается и учеными, и практикующими правоведами с двух позиций. Оно квалифицируется как публичная оферта (ст. ГК РК), т.е. предложение вступить в договор, обращенное к неопределенному кругу лиц, либо как односторонняя сделка организатора торгов, последствием которой является приглашение делать оферты.

По мнению Г. Суходольского, извещение о проведении торгов является публичной офертой, т.к. после его опубликования и получения от участников торгов заявок (предложений) у организатора конкурса возникает обязанность рассмотреть предложения участников и выбрать победителя [8].

К.Н. Волков, А.В. Ермакова считают, что заявки участников являются акцептом договора на проведение торгов и в то же время офертами на заключение конечного договора [9].

Ю.С. Турсунова считает, что одно лишь выдвижение оферты участником и принятие ее организатором не является достаточным для признания подобного договора заключенным. Общим волевым актом участников такого договора выступает только протокол об итогах торгов [10].

Таким образом, ряд ученых подразумевают извещение о проведении торгов в качестве

оферты и отождествлении ее с заключением определенного договора на проведение торгов. Д.В. Никонов даже предлагает установить обязательные требования к договору на проведение торгов, закрепив их в законе [11].

Однако иного мнения придерживается И.С. Петров, отрицая существование определенного договора на участие в торгах, т.к. участник торгов не несет никаких обязательств по проведению торгов, а представление требуемых документов и внесение задатка являются его правами, а не обязанностями. Претендент, подавший заявку и даже оплативший задаток, не может быть принужден к участию в самих торгах, он вправе отказаться от участия в любой момент и внесенный задаток подлежит возврату [12].

В Республике Казахстан, согласно ст. 35 ГК РК, государственные закупки способом аукциона осуществляются в режиме реального времени на веб-портале государственных закупок, проведение которых обеспечивается единым оператором в сфере электронных государственных закупок. Аукцион проводится на один лот, при этом предметом аукциона является товар, работа, услуга, здесь мы видим расширительное толкование ст. 916 ГК РК, в которой указано, что предметом аукциона может быть любое движимое или недвижимое имущество, не изъятое из гражданского оборота, в том числе объекты интеллектуальной собственности, договоры и имущественные права, включая импортные, экспортные и иные квоты и лицензии.

В аукционе участвуют потенциальные поставщики, определенные по итогам рассмотрения заявок на участие в аукционе, соответствующие требованиям аукционной документации и признанные аукционной комиссией участниками аукциона.

Заявка на участие в аукционе является формой выражения согласия потенциального поставщика осуществить поставку товаров,

выполнить работы, оказать услуги в соответствии с требованиями и условиями, установленными аукционной документацией.

Для участия в аукционе кроме предоставления необходимой документации законодатель выделяет также обеспечение заявки на участие в аукционе, которое вносится в размере одного процента от суммы, выделенной на аукцион для приобретения товаров, работ, услуг в порядке, определенном правилами проведения электронных государственных закупок.

Таким образом, потенциальный поставщик вправе выбрать один из следующих видов обеспечения заявки на участие в аукционе:

1) гарантийный денежный взнос, который вносится на банковский счет организатора государственных закупок либо на счет, предусмотренный бюджетным законодательством Республики Казахстан для организаторов государственных закупок, являющихся государственными органами и государственными учреждениями;

2) банковскую гарантию.

Также в ст. 916 ГК РК регламентировано, что лицам, принявшим участие в аукционе, но ничего не купившим на нем, сумма гарантийного взноса возвращается.

Исследование правовых проблем проведения аукционов, показало, что на сегодняшний день институт аукционных торгов является одним из сложнейших институтов. На сегодняшний день очень сложна и унификация законодательства о торгах в форме аукциона и внесения изменений в ГК РК. В Республике Казахстан процесс удовлетворения публичных нужд осуществляется специальным Законом РК «О государственных закупках», причем в некоторой степени указанный закон имеет приоритетное значение, нежели нормы ГК РК.

Однако такие виды торгов, как интернет-аукционы, не могут быть урегулированы

Список литературы

1. Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.)

2. Французский гражданский кодекс. Перевод с французского. Науч. ред.: Лавров Д.Г., Пер.: Жукова А.А., Пашковская Г.А., С-П., 2004.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года № 218-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.12.2013 г.) http://online.zakon.kz

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.11.2013 г.) http://online.zakon.kz

5. Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. М., 2011.

6. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (Особенная часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.) http://online.zakon.kz

7. Плиев Э.Г. Правовые проблемы предпринимательства в России. Цивилистический аспект. - М., 1999.С103-104.

8. Суходольский Г.А., Каган Е. Правовая природа конкурса // Хозяйство и право.2001.№2С.52.

9. Волков К.Н., Ермакова А.В. Особенности регулирования торгов, организуемых в сфере публичных интересов. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М., 2010. - С. 12, 23.

10. Турсунова Ю.С. Юридическая природа конкурса и правовое положение организатора торгов // Юридическая практика. 2003. №2 С.135.

11. Никонов Д.В. Правовая природа объявления торгов на заключение договора для государственных и муниципальных нужд // Ученые записки Института государственного права. Сб.научных трудов. - Тюмень, 2008 г. Вып. 9. - С. 176.

12. Петров И.С. Правовые аспекты организации и проведения приватизационных торгов // Законодательство и экономика. - 2001. - №12. С. 60.

Цазгргг кунде шарттардыц квп бвл1г1 сауда-саттыщты вткгзуг неггзгнде жасалады. Сауда-саттъщ вз кезегтде, конкурс жэне аукциондарреттде етюзтед1. Осы мацалада автор «аукцион» деген свздщ угымын аныщтайды, сонымен цатар, тек айырмашылыгын гана емес, конкурс пен аукцион белгтертщ ущсастыгын кврсетед1. Мацалада аукционные сауда-саттыщ формасыреттде втюзтутщ взге мэселелер1 де талданады.

Ty^h свздер: сауда-саттыщ, конкурс, аукцион, тендер, шарт, оферта, мемлекеттж сатып алу.

На сегодняшний день большое количество договоров возникает на основании проведения торгов. Торги, в свою очередь, как правило, проводятся в форме конкурса и аукционов. В данной статье автор дает определение аукциона, вместе с тем, отмечается не только различие, но и сходство признаков конкурса и аукциона. Также в статье анализируются иные проблемы проведения аукциона как формы торгов.

Ключевые слова: торги, конкурс, аукцион, тендер, договор, оферта, государственные закупки.

To date, a large number of contracts arises pursuant to bidding. Trading in turn, are usually held in the form of competition and auctions. In this article the author gives a definition of the auction, however, there is not only difference but also signs of similarity contest and auction.

The article also analyzes the various problems as a form of auction bidding.

Keywords: auction, tender, auction, tender, contract offer, and public procurement.

Зэуреш СаFидоллакызы Эш1мова,

Каза^ гуманитарльщ зац университетшщ азаматтьщ кафедрасы, ^¥^ьщтану магистр^

Ka3F3Y-Hi4 PhD докторанты

Аукцион сауда-саттык нысаны ретшде

Ашимова Зауреш Сагидуллаевна,

кафедра гражданского права Казахского гуманитарно-юридического университета, магистр юриспруденции, докторант PhD Аукцион как форма торгов

Ashimova Zauresh Sagidullaevna,

Kazakh Humanitarian Law University,Department of Civil Law, Master of Law, doctorale candidate Phd of Kazakh University of The Humanities and Law Auction as a form of trading

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.