Научная статья на тему 'Аудиторские риски в сфере финансового контроля транспортно-логистических услуг'

Аудиторские риски в сфере финансового контроля транспортно-логистических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / РИСКИ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / AUDIT / RISKS / FINANCIAL CONTROL / TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузюрина Юлия Игоревна, Тарасова Анна Вадимовна, Кирпиков Алексей Николаевич

В статье рассмотрены отраслевые особенности проведения аудита организаций транспортно-логистических услуг, выявлены аудиторские риски, характерные для компаний, оказывающих такие услуги и разработаны ответные действия на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузюрина Юлия Игоревна, Тарасова Анна Вадимовна, Кирпиков Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIT RISKS IN THE FIELD OF FINANCIAL CONTROL OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES

The article discusses industry-specific features of conducting an audit of transport and logistics services organizations, identifies audit risks specific to companies providing such services and develops response measures to them.

Текст научной работы на тему «Аудиторские риски в сфере финансового контроля транспортно-логистических услуг»

БУ1ГЛЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЛНЛЛИ0 И ЛУДИТ. N 1. 2019 г.

17

УДК 35.073.5

Дата направления в редакцию: 18-11-2019 Дата рецензирования: 19-11-2019 Дата публикации: 15-12-2019

Кузюрина Юлия Игоревна

Магистрант Института управления, экономики и финансов Казанский (Приволжский) федеральный

университет e-mail: Kuzyurina145@mail.ru

Тарасова Анна Вадимовна

Магистрант Института управления, экономики и финансов Казанский (Приволжский) федеральный

университет e-mail: anna.4b@mail.ru

Кирпиков Алексей Николаевич

к. э. н., доцент Института управления, экономики и финансов Казанский (Приволжский) федеральный

университет e-mail: axelgreat@mail.ru

Kuzyurina Yulia Igorevna

Undergraduate student of Institute of Management, Economics and Finance Kazan Federal University

e-mail: Kuzyurina145@mail.ru

Tarasova Anna Vadimovna

Undergraduate student of Institute of Management, Economics and Finance Kazan Federal University

e-mail: anna.4b@mail.ru

Kirpikov Alexey Nikolaevich

Candidate of Economy, Associate Professor, Institute of Management, Economics and Finance Kazan Federal University

e-mail: axelgreat@mail.ru

АУДИТОРСКИЕ РИСКИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

AUDIT RISKS IN THE FIELD OF FINANCIAL CONTROL OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES

Аннотация (нарус). В статье рассмотрены отраслевые особенности проведения аудита организаций транс-портно-логистических услуг, выявлены аудиторские риски, характерные для компаний, оказывающих такие услуги и разработаны ответные действия на них.

Ключевые слова: аудит, риски, финансовый контроль, транспортно-логистические услуги.

Abstract (in eng). The article discusses industry-specific features of conducting an audit of transport and logistics services organizations, identifies audit risks specific to companies providing such services and develops response measures to them.

Keywords: audit, risks, financial control, transport and logistics services.

В настоящее время наблюдается активное развитие и совершенствование транспортной отрасли, вместе с ней и отрасли логистики, представляющей собой систему по организации доставки груза с минимальными временными затратами и оптимизацией расходов на доставку. Расширение данной сферы является одной из характерных тенденций современной экономики. Вместе с тем специфические особенности рассматриваемой отрасли вызывают сложности и определенные риски

при аудите компаний, занимающихся оказанием транспортных услуг. В данной статье нами будут рассмотрены аудиторские риски, присущие организациям данной отрасли и ответные реакции на них.

Первостепенно рассмотрим особенности транспортно-логистической отрасли, к ним можно отнести:

1) зависимость от уровня деловой активности клиентов;

2) высокий износ основных средств;

3) необходимость создания резерва под

18 _

ремонт основных средств;

4) существенная величина стоимости основных средств;

5) необходимость инвестиций, а также распространение лизинга основных средств;

6) высокая вероятность недобросовестных действий со стороны персонала (диспетчеров, водителей), недостаточная квалификация сотрудников;

7) необходимость лицензии для отдельных видов перевозок;

8) высокая зависимость от цен на топливо;

9) необходимость уплаты транспортного налога, также в отношении большегрузных автомобилей массой более 12 тонн, взимается плата за порчу дорог;

10) достаточно сильная зависимость от погодных условий и качества дорожного покрытия.

Данные особенности можно разделить на две группы:

- особенности отрасли, которые приводят к возникновению аудиторского риска;

- внешние факторы, влияющие на оказание транспортно-логистических услуг и аудиторский риск.

В связи с тем, что в данной статье нами будут рассмотрены именно аудиторские риски, возникающие в сфере транспортно-логистических услуг, целесообразно сперва обратиться к особенностям отрасли, приводящим к возникновению аудиторского риска. Также необходимо рассмотреть конкретные аудиторские процедуры, которые способствуют снижению данных аудиторских рисков.

Так, особенность, связанная с зависимостью от уровня деловой активности клиентов транспортной компании, приводит к возникновению риска обеспечения непрерывности деятельности фирмы, оказывающей транспортно-логистичес-кие услуги. Соответственно, данная особенность может стать причиной снижения показателей выручки в том случае, когда

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ. происходит общее снижение уровня поставок на рынке. В этом случае аудитору необходимо провести такую аналитическую процедуру, как анализ эффективности деятельности экономических субъектов (грузоотправителя, грузополучателя). Также в ситуации реального снижения прибыли организации для завышения показателей эффективности деятельности фирмы руководство может завысить величину показателя выручки в отчетности. В данном случае необходимо сопоставить данный показатель с аналогичными по данной отрасли показателями хозяйствующих субъектов.

Далее перейдем ко второй особенности отрасли - высокий износ основных средств. Это может привести к появлению риска неверного отражения сумм начисленной амортизации и определения срока полезного использования основного средства. Уменьшению аудиторского риска поспособствует пересчет суммы амортизации, анализ карточки счета 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация», инспектирование приказов руководителя о ремонте основных средств, изучение их целесообразности.

Следующей особенностью отрасли транспортно-логистических услуг является возможность создания резерва под ремонт основных средств. В данном случае возникает риск неверного расчета суммы резерва. Аудитору необходимо произвести пересчет суммы резерва, проверить обоснованность его создания, корректность бухгалтерских записей, срок резерва, возможно, проведение инвентаризации резерва.

Существенная величина стоимости основных средств может привести к риску завышения раздела бухгалтерского баланса «Внеоборотные активы». Ответными действиями аудитора на выявленные риски будут проверка первичных документов по наличию и движению основных средств, а также инвентаризация основ-

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ. N 1. 2019 г.

19

ных средств.

В связи с тем, что данной отрасли присущ высокий износ основных средств и их существенная стоимость, транспорт-но-логистические компании нуждаются в инвестициях либо в лизинге. Данная необходимость может стать причиной риска невыполнения обязательств перед кредиторами и лизингодателем. Для снижения данного риска аудитору необходимо проверить соблюдения ковенант, условий договоров (с банком, инвестиционных), а также провести проверку платежеспособности аудируемого лица.

Кроме того, очень важной особенностью отрасли предоставления транспорт-но-логистических услуг является высокая вероятность недобросовестных действий со стороны персонала (диспетчеров, водителей), а также их недостаточная квалификация. Таким образом, с одной стороны, возникает риск мошенничества, который аудитор может минимизировать путем проверки путевых листов, выборочного пересчета расходов на ГСМ. С другой стороны, возникает риск неверно выбранного логистом оптимального маршрута перевозок, что ведет к необоснованному завышению расходов компании.

Далее рассмотрим влияние внешних факторов на данную отрасль.

Во-первых, на себестоимость оказываемых транспортной компанией услуг влияют цены на топливо (бензин, дизель), а также стоимость запасных частей, так как данный вид основных средств подвержен частым поломкам.

Во-вторых, необходимо отметить влияние государства на деятельность транспортных компании. Оно связано с необходимостью получения лицензий на отдельные виды перевозок.

Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 года) «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат

такие виды деятельности как:

- деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

- деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

- деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности [3].

Государство также влияет на данную отрасль с помощью налогообложения, взимая транспортный налог, нормативное регулирование которого обеспечивает глава 28 части второй Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № Н117-ФЗ. Кроме того, собирая плату за проезд по платным участкам автодорог, данную обязанность устанавливает Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам установлен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2016 № 47 «О плате за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог».

Следующим внешним фактором, оказы-

20

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.

вающим влияние на деятельность отрасли транспортно-логистических услуг, являются погодные условия. Климатические условия могут привести к форс-мажорным обстоятельствам, несвоевременному исполнению доставки груза, что приведет к уплате штрафов, предусмотренных условиями договора с клиентом.

В настоящее время рынок транспорт-но-логистических услуг сталкивается с такими проблемами, как крупный географический масштаб страны, слаборазвитая инфраструктура, а также падение объемов производства в большинстве секторов экономики, и, следовательно, снижение грузопотоков [4]. Снижение объемов перевозок больше всего испытывает железнодорожный транспорт и автоперевозчики. В данных условиях все больше усиливается конкуренция между разными видами транспорта. В современных экономических условиях клиенты-грузоотправители становятся все более требовательными к качеству и полноте обслуживания

логистического оператора, а также к уровню своих транспортно-логистических расходов.

В то же время наблюдаются определенные точки роста данной отрасли. В первую очередь, речь идет о сегменте комплексной логистики. В нынешних макроэкономических условиях клиенты осознают необходимость оптимизации производства и снижения своих издержек (например, снижение тарифов). Далее подробнее остановимся на прогнозах развития данной отрасли в России.

Специалисты прогнозируют:

- темпы роста рынка ниже уровня инфляции на фоне стагнации грузовой базы;

- слабо положительная динамика коммерческого грузооборота в 2017-2018 гг. окажется недостаточной для восстановления до уровня 2014 г.;

- оптимизация транспортных и логистических компаний, консолидация рынка [5].

В заключение необходимо отметить,

Рис.1. Динамика объемов рынка транспортно-логистических услуг в России

за 2012-2018 гг.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ. N 1. 2019 г.

что в настоящее время сфера транспортно-логистических услуг активно развивается, что обуславливает необходимость детального исследования аудиторских рисков в данной отрасли. Анализ рассмотренных в статье особенностей отрасли, которые приводят к возникновению аудиторского

_ 21

риска и внешних факторов, влияющих на оказание транспортно-логистических услуг и аудиторский риск, а также определение перспектив развития данного рынка позволят снизить риски при аудите компаний, занимающихся оказанием транспорт-но-логистических услуг.

Библиография

1. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 15.11.19).

2. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_72386/ (дата обращения 15.11.19).

3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/ (дата обращения 15.11.19).

4. Крышкин О. Настольная книга по внутреннему аудиту: риски и бизнес-процессы. / О. Крышкин -2-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 477с.

5. Рогуленко Т. М. Аудит: учебник/ Т. М. Рогуленко. - М.: КноРус, 2014. - 382с.

References (transliterated)

1. Nalogovyj kodeks RF. Chast' vtoraya. // [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671/ // (data obrashcheniya 15.11.19).

2. Federal'nyj zakon ot 08.11.2007 N 257-FZ (red. ot 02.08.2019) «Ob avtomobil'nyh dorogah i o dorozhnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/ // (data obrashcheniya 15.11.19).

3. Federal'nyj zakon ot 04.05.2011 N 99-FZ (red. ot 02.08.2019) «O licenzirovanii otdel'nyh vidov deyatel'nosti» // [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/ // (data obrashcheniya 15.11.19).

4. Kryshkin O. Nastol'naya kniga po vnutrennemu auditu: riski i biznes-processy. 2-e izd. -M.: Al'pina Pablisher, 2015. - 477s.

5. Rogulenko T.M. Audit: uchebnik/ T.M. Rogulenko. - M.: KnoRus, 2014. - 382s.

© Ю.И. Кузюрина, А.В. Тарасова, А.Н. Кирпиков, 2019

Ссылка на статью: Кузюрина Ю.И., Тарасова А.В., Кирпиков А.Н. - Аудиторские риски в сфере финансового контроля транспортно-логистических услуг // Вести научных достижений. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. - 2019. - №1. - С. 17-21. DOI: 10.36616/2713-1726-2019-1-17-21 URL: https://vestind.ru/journals/accounting/releas-es/1-2019/articles?pdfView&page=17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.