Научная статья на тему 'Аудиторская деятельность как средство в борьбе с коррупцией'

Аудиторская деятельность как средство в борьбе с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
922
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / КОНТРОЛЬ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / UDIT / CONTROL / THE FIGHT AGAINST CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полываная Ольга Викторовна, Литвин-жиркова Дарья Александровна

Рассмотрена аудиторская деятельность, представляющая собой современную форму финансового контроля, влияющую на проведение в Российской Федерации сбалансированной антикоррупционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A UDIT ACTIVITY AS BEING IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION

The article describes the audit activities, which is a modern form of financial control that affects the implementation in the Russian Federation, balanced anti-corruption policy.

Текст научной работы на тему «Аудиторская деятельность как средство в борьбе с коррупцией»

4. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: приказ Генпрокуратуры РФ от 05 сентября.2011 г. № 277.

Одинцов Виктор Николаевич, канд. юрид. наук, доц. кафедры управления органами расследования преступлений, полковник полиции, odin. vno@yandex. ru, Россия, Москва, Академии управления МВД России.

CONSIDERA TION OF THE APPLICA TIONS AND MESSA GES ON INCIDENTS A S FUNC TION OF TERRITORIAL A UTHORITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

V.N. Odintsov

Summary: in article the activities of staff of law-enforcement bodies of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia for consideration of messages on incidents regulated by the criminal procedure legislation of Russia and other regulations are analyzed.

Keywords: investigator, chief of division of inquiry, head of investigative body, chief of body of inquiry, statement and message on incidents.

Odintsov V.N., candidate jurid. Sciences, assistant professor of management authorities investigate crimes of the Academy of the Interior Ministry of Russia, a police colonel. (Russia. Moscow)

УДК 343.3.7

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО В БОРЬБЕ

С КОРРУПЦИЕЙ

О.В. Полываная, Д.А. Литвин-Жиркова

Рассмотрена аудиторская деятельность, представляющая собой современную форму финансового контроля, влияющую на проведение в Российской Федерации сбалансированной антикоррупционной политики.

Ключевые слова: аудит, контроль, борьба с коррупцией.

Все большее количество государств озабочены ростом коррумпированности своих государственных служащих и выходом этого явления на международный уровень. В России коррупция стала одним из основных препятствий к выходу нашей страны из системного российского кризиса. Рассматривая влияние коррупции на состояние государства и его экономики, следует более детально остановиться на государственном финансовом контроле.

Все чаще в юридических исследованиях, посвященных проблеме разделения властных полномочий, встречается мнение о надобности выделения контрольной власти как самостоятельной ветви власти (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) [1].

С переходом к рыночным отношениям в нашей стране появился новый вид финансового контроля - аудит. Функцией аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия финансовых и хозяйственных операций, совершенных ими в соответствии с нормативно - правовыми актами, действующими в РФ [2].

Аудит как форма независимого финансового контроля может охватывать все хозяйственные субъекты, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

Аудиторская проверка по общему правилу проводится на основании договора, который заключается между аудитором и клиентом (аудируемым лицом) и регулируется нормами гражданского права, если иное не предусмотрено действующим законодательством об аудите.

Аудиторская деятельность является предпринимательской и осуществляется в частном интересе. При этом используют аудиторское заключение не только граждане и юридические лица, но и должностные лица органов государства [3].

Компании, в соответствии с налоговым законодательством, обязаны представлять в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность. Действующим законодательством установлен закрытый перечень форм бухотчетности организации. В состав отчетности включено и аудиторское заключение (кроме баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки). Обязаны представить аудиторское заключение только те фирмы, которые подлежат обязательному аудиту.

Одним из основных принципов аудита как финансового контроля является его независимость, которая выражается в отсутствии у аудитора какой-либо заинтересованности в делах проверяемого лица, а также его независимость от третьих лиц [4]; [5].

Становление двух отдельных элементов системы финансового контроля России - государственного и негосударственного контроля происходит в полном отрыве друг от друга. Развитие аудита при внедрении его в негосударственный сектор экономики, как новой формы внешнего финансового контроля, было оторвано от ранее существующих форм и опыта, накопленного ранее органами государственного финансового контроля. На современном этапе развития России, когда ставится вопрос о создании единой концептуальной основы системы финансового контроля, начинают стираться различия между государственным и негосударственным секторами. Это говорит о необходимости приведения этих элементов как общей системы финансового контроля к единым теоретическим и методологическим подходам. Это, в свою очередь, позволит объединить усилия государственного и негосударственного контроля и направить их на обеспечение открытости и гласности деятельности

всех хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективного развития экономики государства в целом. Кроме того, такое объединение создаст серьезный стимул для развития на новой основе государственного контроля, использования современных технологий и стандартов, привлечения к контролю в как в государственном, так и негосударственном секторе наиболее опытных аудиторов, что, в свою очередь, приведет к повышению эффективности проводимых контрольных мероприятий [6]; [7].

В соответствии с Указом Президента РФ № 129 от 3 февраля 2007 г., создана межведомственная рабочая группа, которая готовит предложения по реализации в российском законодательстве положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. В данных документах важное место отведено вопросам аудита. Общая стратегия борьбы с коррупцией в стране должна учитывать меры, не только сокращающие спрос на «получение взяток» в государственном секторе, но и направленные на сокращение «предложения незаконных выплат» со стороны частного сектора. Как в том, так и в другом случае принципиальное значение имеют меры по совершенствованию финансового контроля и аудита.

Усиление роли аудита в частном секторе имеет большое значение для противодействия коррупции со стороны «предложения взяток», что признается большинством стран мира. В 1999 г. Международная федерация бухгалтеров (МФБ) в целях обсуждения возможного вклада бухгалтеров и аудиторов в глобальную стратегию борьбы с коррупцией опубликовала доклад «Бухгалтерская профессия и борьба с коррупцией» (The Accountanc Professionand the Fight Against Corruption) [8] .В данном документе отмечается, что в борьбе с коррупцией решающую роль играет руководство компаний. При этом обозначено, что деятельность специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту имеет большое значение для поддержания надлежащего корпоративного управления и обеспечения прозрачности информации о деятельности компании. Большинством стан мира признается важная роль аудита в противодействии коррупции.

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию призывает государства принять такие национальные законы, в соответствии с которыми обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом какого-либо неправомерного преимущества любому из ее государственных должностных лиц квалифицировалось бы в качестве уголовного преступления. Таким преступлением следует считать также намеренное представление в ложном свете действий, связанных с подкупом государственных должностных лиц, при помощи бухгалтерских и отчетных процедур [9].

В Конвенции ООН против коррупции говорится о необходимости обеспечения того, чтобы частные организации обладали достаточными механизмами внутреннего аудиторского контроля для оказания помощи в предупреждении и выявлении коррупционных деяний, и чтобы финансовые документы таких организаций подлежали обязательному аудиту [10].

Конвенция ООН против коррупции призывает стран-участниц принять общие правила и стандарты в области бухгалтерского учета и аудита (с учетом национальных законодательств), и принять меры для запрещения:

1) создания неофициальной отчетности;

2) проведения неучтенных или неправильно зарегистрированных операций;

3) ведения учета несуществующих расходов;

4) отражения обязательств, объект которых неправильно идентифицирован;

5) использования поддельных документов;

6) намеренного уничтожения бухгалтерской документации ранее сроков, предусмотренных законодательством.

Реализация в российском законодательстве положений указанных Конвенций приведет к усилению роли аудита не только со стороны «предложения взяток», но и со стороны «спроса на взятки».

Таким образом, антикоррупционная политика должна реализовываться во всех сферах общественных отношений, в том числе в сфере укрепление демократических основ Российского государства и открытости деятельности государственных и гражданских служащих, что будет способствовать снижению коррупции. Необходимо развитие и укрепление роли института гражданского общества как основы правового демократического государства. Для успешного противодействия коррупции должны применяться современные технологии, новейший опыт развитых стран, добившихся значительных успехов в борьбе с ней. Задачи повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами делают необходимым расширение функций независимой экспертизы в области расходования бюджетных средств путем подтверждения финансовой отчетности органов исполнительной власти с выражением независимого экспертного мнения относительно его достоверности, а также экспертизы систем внутреннего контроля и результативности управления государственными и муниципальными финансами.

Список литературы

1. Ялбулганов А.А. О правовом регулировании государственного финансового контроля // Юрист. 1999. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 20.10.2015).

2.Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ7 (в ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности » // Российская газета. 2008. 31 декабря. № 267.

3. Баканов М.И. Аудит / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 2005. URL: http://www.alleng.ru/ (дата обращения 20.10.2015).

4. Богатая Н.Н. Аудит и аудиторские процедуры: учебник для вузов/ Н.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова.- Ростов-на-Дону: Феникс. 2006. URL: http://www. alleng.ru/ (дата обращения 20.10.2015).

5. Волков Н.Г. Бухгалтерский учет и аудит, есть реальные проблемы //

Главбух. 2007. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 20.10.2015).

6. Воронина Л.И. Основы современного бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие / Л.И. Воронина. М.: ИНФРА-М. 2008. URL: http://www. alleng.ru/ (дата обращения 20.10.2015).

7. Васильев А.А. Противодействие коррупции: проблемы эффективности правовых средств [Текст] / А.А. Васильев // ЧиновникЪ. 2007. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 20.10.2015).

8. Дубинина И.В. Роль аудита в борьбе с коррупцией // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. № 3. URL: http:// cyberleninka.ru/ (дата обращения 20.10.2015).

9. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999). URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения 20.10.2015).

10. Конвенция ООН против коррупции: URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 20.10.2015).

Полываная Ольга Викторовна, ст. преподаватель кафедры юриспруденции o.poluvana@yandex. ru, Россия, Республика Крым, Феодосия, Феодосийская финансово -экономическая академия,

Литвин-Жиркова Дарья Александровна, ст. преподаватель кафедры юриспруденции, o.poluvana@yandex. ru, Россия, Республика Крым, Феодосия, Феодосийская финансово -экономическая академия.

A UDIT ACTIVITY AS BEING IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION O. V Polyvanaya, D.A. Litvin - Zhirkova

The article describes the audit activities , which is a modern form of financial control that affects the implementation in the Russian Federation, balanced anti-corruption policy .

Keywords: audit, control, the fight against corruption.

Polyvanaya Olga Viktorovna, Art. Lecturer of the Department of Law [email protected], Russia, Republic of Crimea, Theodosia, Feodosia Finance - Academy of Economic Studies,

Litvin-Zhirkova Daria Alexandrovna, Art. Lecturer of the Department of Law [email protected], Russia, Republic of Crimea, Theodosia, Feodosia Finance - Academy of Economic Studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.