Научная статья на тему 'Роль аудита в противодействии коррупции'

Роль аудита в противодействии коррупции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2116
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудит / коррупция / контроль / аудиторская проверка. / audit / corruption / control / audit.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крайнов Алексей Александрович

В данной статье рассматривается определение сущности и предметной области аудита как одной из форм последующего контроля реализации комплекса мер противодействия коррупции и профилактических действий для ее предотвращения в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of audit in fighting corruption

This article discusses the definition of the essence and subject area of audit as one of the forms of subsequent control of the implementation of a set of anti-corruption measures and preventive actions to prevent it in organizations.

Текст научной работы на тему «Роль аудита в противодействии коррупции»

Роль аудита в противодействии коррупции The role of audit in fighting corruption

Крайнов Алексей Александрович,

Российский Государственный Социальный Университет

Krainov Alexey Aleksandrovich,

Russian State Social University

Аннотация: В данной статье рассматривается определение сущности и предметной области аудита как одной из форм последующего контроля реализации комплекса мер противодействия коррупции и профилактических действий для ее предотвращения в организациях.

Summary: This article discusses the definition of the essence and subject area of audit as one of the forms of subsequent control of the implementation of a set of anti-corruption measures and preventive actions to prevent it in organizations.

Ключевые слова: аудит, коррупция, контроль, аудиторская проверка.

Keywords: audit, corruption, control, audit.

Значение аудита, как механизма противодействия коррупции в экономике очень велико, многие предприятия стремятся умышленно нарушить закон в области финансовых отношений, ведут теневую бухгалтерию, уходят от налогов, обманывают персонал, проводят незаконные сделки с бюджетными средствами и др. Все эти незаконные действия негативно влияют на экономику и бюджет страны.

Аудит помогает развиваться и самому предприятию в условиях рыночной экономике, часто руководители слабо владеют информацией о том, как ведутся дела на предприятии, где есть финансовые проблемы и что стоит предпринять для их разрешения. Своевременно и грамотно проведенная аудиторская проверка помогает выявить коррупцию и обнаруженные другие проблемы, чтобы можно было их быстро разрешить.

Аудит — это неотъемлемая часть экономических отношений, его развитие предполагает улучшение рыночной обстановки в стране, и стабилизации финансовых ресурсов государства [3].

В рыночных условиях аудит необходим, иначе налоговые поступления будут сокращаться, бюджет страны снизится, социальная политика не сможет существовать, а экономика страны станет слабой.

Основными и важными функциями аудита являются [5]:

1) Экспертная функция, аудиторы, осуществляющие проверку, являются профессиональными экспертами в области финансов и экономики. У всех предприятий и учреждений есть бухгалтерия, но не все являются профессионалами, поэтому экспертная функция аудита реализует за счет качественной проверки организации в отношении финансов и нужной помощи в разрешении нестандартных и сложных ситуаций;

2) Аналитическая функция, когда аудит призван анализировать все финансовые операции, которые проходят в организации и учреждении, их качество и законность, определять тенденции негативные или положительные и т.д.;

3) Консультационная функция, когда эксперты аудиторской проверки дают бухгалтерам и руководителям организации консультации, как в дальнейшем осуществлять достоверный учет и реализацию финансовых операций, если результаты аудита выявили недочеты и ошибки;

4) Информационная функция, когда аудиторы дают всестороннюю информационную основу руководителям и главным бухгалтерам, по срокам и правильности ведения финансовых операций.

Часто, аудиторы используют:

- детальные тесты, с помощью которых можно оценить сопоставимость показателей в различных регистрах (например, на счетах учета и в бухгалтерской отчетности);

- аналитические процедуры, с помощью которых, аудитор анализирует, где могла быть допущена ошибка, которая привела к искажениям в учете и отчетности [4].

В большинстве случаев, для сбора доказательств обязательны только проверки по существу, так как только результат фактической проверки правильности и достоверности отражения операций с объектом аудита - может служить железным доказательством. Для сбора доказательств, аудитор оценивает следующие элементы:

- построение системы бухгалтерского учета на аудируемом предприятии;

- фактическое наличие тех объектов аудита, которые отражаются в системе счетов или в бухгалтерской отчетности, юридическое право собственности на объект аудита (или обязанность при аудите обязательств);

- факт возникновения объекта аудита в проверяемом периоде;

- полнота наличия объекта аудита;

- стоимостное выражение объекта аудита;

- измерение объекта аудита;

- представление и точное определение объекта аудита.

Планирование аудита - это процесс подготовки и составления программы аудиторской проверки объектов аудита.

Планирование аудита является важнейшей частью аудиторской проверки, так как обеспечивает: последовательное изложение этапов проведения аудиторских процедур; расчет всех показателей, на которые будет ориентироваться аудитор, составляя аудиторское заключение; экономию времени и ресурсов аудита за счет объединения однородных процедур и прочих элементов аудита.

Для планирования аудита нет регламентированных на законодательном уровне указаний. Планирование осуществляется на уровне опыта и профессиональности аудитора, или на уровне исполнения внутрифирменных стандартов проведения аудиторских проверок.

При выполнении задания внимание аудитора может привлечь информация, значительно отличающаяся от той, которую он использовал при планировании аудиторских процедур. Например, при выполнении процедур по существу аудитор может получить доказательства, противоречащие доказательствам, полученным при тестировании эффективности средств контроля. В этом случае аудитору следует пересмотреть запланированные аудиторские процедуры, исходя из полученных результатов оценки рисков.

Аудитор изначально рассчитывает общий риск аудита (ОР), затем определяет величину внутрихозяйственного риска и риска контроля. И уже на основании полученных данных формируется приемлемая величина риска необнаружения и составляется план аудита. Могут быть такие ситуации, когда и внутрихозяйственный риск и риск контроля равны нулю. В таком случае, аудитор проводит аудиторскую проверку не опираясь на то, что все элементы аудиторского риска равны нулю.

На основном этапе, аудитор приступает непосредственно к аудиту. Прежде всего, аудитор проверяет документальное оформление всех операций. Аудитор проверяет правильность составления таких документов и наличие в них всех необходимых реквизитов. Далее, аудитор проверяет порядок исчисления и уплаты НДС. Для этого, аудитор определяет правильность определения стоимости товара и, соответственно правильность определения базы налогообложения. Также аудитор проверяет своевременность уплаты всех необходимых платежей в бюджет.

При проведении антикоррупционного аудита предприятия важно:

а) установить, какие финансовые коррупционные нарушения характерны данному объекту, с учётом специфики деятельности организации и возможные схемы сговора по хищению имущества организации, а также уровень коррумпированности проверяемых работников;

б) провести анализ документации по противодействию коррупции внутри компании;

в) провести антикоррупционное тестирование средств внутреннего контроля.

При наличии в штате организации отдела внутреннего контроля, аудитору необходимо узнать о проведении периодических антикоррупционных проверок и их результатах. Данная информация предоставит возможность определить уровень средств контроля, компетентность сотрудников, проводящих внутренний аудит, а также определить порядочность руководства.

Все результаты аудита хозяйственной деятельности фиксируются в разных рабочих документах аудиторов. Такими документами являются различные таблицы, где аудитор сопоставляет учетные и фактические данные, производит расчет отклонений, фиксирует нарушения со ссылками на законодательные акты, опросные листы, где аудитор фиксирует результаты опроса работников организации и прочие документы. В конце аудита, информация из документов аудитора позволяет составить аудиторское заключение, где выражено мнение специалистов о качестве учета отдельных участков и объектов в хозяйственной деятельности предприятия.

На заключительном этапе, аудитор на основании собранных аудиторских доказательств формирует заключение, в котором он выражает свое собственное и независимое мнение и результатах аудита импортных операций. Основываясь на рассчитанный уровень существенности, аудитор заключает, насколько найденные несоответствия влияют на финансовый результат организации.

Наличие службы внутреннего аудита не исключает проведения внешнего антикоррупционного аудита аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Международные стандарты аудита не ограничивают участие частных аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов в проведении аудита в государственных учреждениях. Аудит в России является одним из перспективных направлений оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Взаимодействие службы внутреннего аудита и внешних аудиторов позволяет повысить информационную обеспеченность последних, сократить трудозатраты и стоимость аудита.

Аудиторские проверки проводятся непрерывно, основываясь на графике аудитов, утвержденном руководителем предприятия. Важно отметить, что аудит может проводиться

как планово на основе плана аудитов, так и вне плана на основании отдельных распоряжений генерального директора.

Обобщение результатов позволяет сделать следующие выводы [3]:

- аудит является наиболее развитой, востребованной формой последующего антикоррупционного контроля;

- область аудита составляют операции, и процессы реализации комплекса антикоррупционных мер;

- вкорпоративном секторе аудит востребован организациями со сложенной организационной структурой, имеющими филиалы и дочерние компании, осуществляющие разнообразные виды деятельности с возможностью их кооперации;

- антикоррупционный контроль в государственном секторе предусматривает обязательность оценки функционирования и эффективности антикоррупционной деятельности, осуществляемой в рамках модели внутреннего контроля (COSO) в форме внутреннего аудита.

Таким образом, все функции аудита дают возможность организациям и учреждениям в дальнейшем избежать ошибок в финансово - хозяйственной деятельности, выявить незаконные операции, развивать предприятие, достоверно и правильно вести бухгалтерский и налоговый учет.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-Ф3 (последняя редакция)//Консультант Плюс

2. Методические рекомендации по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции. Приложение № 1 к протоколу заседания Совета по аудиторской деятельности от 6 июня 2017 г. № 34. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 16.04.2019).

3. Горшенков Г.Н. Эффективность антикоррупционной политики // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1.

4. Кабанов П.А. Антикоррупционные функции органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3.

5. Федотов А.Ф. Понятие государственного аудита // Вестник КемГУ. 2015. № 2-2 (62).URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiegosudarstvennogo-audita (дата обращения: 16.04.2019).

References

1. Federal law «On auditing» of 30.12.2008 for N 307-FZ (latest version)//Consultant Plus

2. Methodical recommendations on organization and implementation of anti-corruption measures by audit organizations and individual auditors. № Annex 1 to the minutes of the meeting of the audit Council of June 6, 2017 № 34. URL: http://www — consultant.ru (date accessed: 16.04.2019).

3. Gorshenkov G. N. Effectiveness of anti-corruption policy // Actual problems of Economics and law. 2016. No. 1.

4. Kabanov P. A. Anticorruption functions of bodies on prevention of corruption and other offenses of subjects of the Russian Federation // Actual problems of economy and the right. 2016. Vol. 10. No. 3.

5. Fedotov A. F., the Concept of state audit // Bulletin of the KemSU. 2015. № 2-2 (62).URL: http: / / Keberlinskaya / article/n / a understanding public audit (date accessed: 16.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.