Научная статья на тему 'Аудиториат в структуре Военного ведомства'

Аудиториат в структуре Военного ведомства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
276
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРИАТ / СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ / СВОД ВОЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ / SECURITY FORCES / THE MILITARY CODE OF ORDINANCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Янчев Александр Сергеевич

Статья посвящена становлению, развитию, формированию и деятельности Аудиториатского департамента Военного министерства Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the formation, development, formation and activities of the Department of Military Ministry Auditoriat Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Аудиториат в структуре Военного ведомства»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 27 (281). Право. Вып. 32. С. 129-131.

А. С. Янчев

АУДИТОРИАТ В СТРУКТУРЕ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА

Статья посвящена становлению, развитию, формированию и деятельности Аудиториатского департамента Военного министерства Российской империи.

Ключевые слова: аудиториат, силовые структуры, Свод военных постановлений.

Исторически, начиная с правления Петра I, вся судебная деятельность Военного министерства Российской империи была сосредоточена непосредственно в самих армейских подразделениях. При этом единственным и основным нормативным документом для совершения правосудия над военнослужащими, совершившими уголовные преступления, являлся «Артикул воинский с процессом надлежащим к судящим». При этом Артикул воинский с процессом оставался единственным нормативным актом, продолжавшим действовать в войсках без значительных изменений до издания «Полевого уголовного уложения 1812 года» в военное время, а в мирное время до издания Военно-уголовного устава, вошедшего в Свод военных постановлений 1840 г. Необходимо отметить и еще одну характерную деталь — любое расследование преступлений, совершенных чинами Военного ведомства, и правосудие над ними были выведены из-под контроля Сената, который, по определению Петра I, «есть верховное место империи нашей; имея себе подчиненными все присутственные места, он как хранитель законов печется о повсеместном наблюдении правосудия»1.

Артикул закрепил довольно стройную систему судебных органов, где судьями в военных судах являлись строевые командиры, а в качестве второй инстанции выступал вышестоящий начальник. Учитывая, что строевые командиры поголовно были юридически малограмотны, глава первая «О суде и судах» Краткого изображения процессов или судебных тяжб устанавливала: «... и того ради держатся при войсках генералы, обер- и полковые аудиторы, от которых весма требуетца доброе искусство в правах, и надлежит оным добрым быть юристам, дабы при кригсрехтах накрепко смотрели и хранили, чтоб процессы порядочно и надлежащим образом отправлялись». Существенное отличие аудиторов от военных судей заключалось в том, что аудитор являлся штатным должностным лицом Военного ведомства, а судьи назначались в соответствии с очередью, определен-

ной командиром полка, и имели звание не ниже обер-офицера, т. е. майора. Аудиторы (и это специально оговаривалось в законе) не являлись членами суда, а выступали, как правило, либо в роли секретарей, либо наблюдателей за установленным порядком судопроизводства на всех стадиях его процесса, независимо от того, в какое время — мирное или военное — происходил суд над чинами Военного ведомства. В случае процессуальных нарушений аудитор обязан был давать всем участникам процесса разъяснения, тем самым выполняя некие консультационные и надзорные функции. Значимость чиновников аудиториата была закреплена Табелью о рангах, относя генерал-аудиторов к седьмому классу, а обер-аудиторов к девятому2. Подчеркивалась и особая обязанность аудитора следить за беспристрастностью суда. В то же самое время аудитор отвечал и за неправомерный приговор, если вынесению такого приговора он сам «по-хлебствовал», т. е. потворствовал.

Реформирование Военного ведомства в царствование Александра I повлекло за собой и преобразования в аудиториате. Учрежденный в сентябре 1805 года для этих целей Комитет представил императору доклад «О преобразовании Генерал-Аудиториата. С приложением штата», и в октябре этого же года аудиторская экспедиция Военной коллегии прекращает рассматривать жалобы и производить следствия на военнослужащих, передав все дела в Генерал-Аудиториат Министерства военно-сухопутных сил. На вновь созданный Аудиторский департамент возлагается весь процесс надзора и контроля за следствием, судом и исполнением наказания в войсках, хозяйственных учреждениях Военного министерства лиц, соприкасающихся в своей хозяйственной деятельности с Военным ведомством, а также всю без исключения ревизию судебных дел над военнослужащими3. Образование Аудиторского департамента и постоянная нехватка в войсковых подразделениях аудиторов потребовала значительного количества юристов, для чего во всех высших военных

130

А. С. Янчев

учебных заведениях Империи были введены специальные курсы по правоведению.

Начиная с 1832 г. происходит очередная реорганизация Военного министерства, при котором образуется Военный Совет — коллегиальный совещательный орган взамен Совета при Военном министре — и утверждаются новые правила Генерал-Аудиториата. Главный Штаб Е.И.В., Военный Совет и Генерал-Ауди-ториат образуют высшее звено управления всеми сухопутными силами, все остальные департаменты — низшее звено. Такое функциональное разделение управления вооруженными силами способствовало наилучшему и более оперативному управлению войсками. Образуя третий элемент высшего звена управления Военным министерством, Генерал-Аудиториат, в состав которого входят высшие чины Военного министерства, назначавшиеся Императором по согласованию с Военным министром, являлся последней инстанцией «по части военно-судной». Ему принадлежала окончательная ревизия всех без исключения военно-судных дел, право «подвергать виновных судей к ответственности по мере замеченных при ревизии дел упущений и неправильных суждений», а также усовершенствование военно-уголовного законодательства.

К комплектованию Аудиториата в войсках законодатель применял повышенные требования, имея постоянно в виду, что «... существо обязанности, лежащей на производителях дел военно-судных, от познаний и нравственности коих зависит нередко участь подсудимых», и требовал от Военного министерства «... употребить все попечение к наполнению всех должностей по части военно-судной такими чинами, которые и по способности, и по нравственным качествам вполне соответствуют своему назначению»4.

Чины Аудиториата должны были иметь специальное образование, полученное в учрежденном для этого особом училище, «собственно для сего рода службы образованным». Обучение и воспитание в училище основывалось «на правилах чистой Христианской нравственности, любви к ближнему и непоколебимой преданности к престолу и отечеству». Необходимо отметить, что подготовка юристов начинает осуществляться не только в высших и средних учебных заведениях, но и в недрах самого Военного министерства. Отбор в аудиторы из гражданских ведомств и низших чинов Военного министер-

ства проводился по конкурсу, с »несомненным доказательством способности и отличной нравственности» претендентов. Для «приготовления кантонистов в Аудиторы» (а кантонистами считались дети всех военных и пахотных поселян) порядок определения их в службу и дальнейшее производство в чины было утверждено специальное высочайшее положение, показывающее, насколько серьезно стоял вопрос с кадровой нехваткой юристов в полковых войсковых соединениях. В дальнейшем именным указом было категорически запрещено использовать знания и служебное время Аудиторов для ведения «полковой экономической части и загружать их другими, не свойственными им производствами». Зачисленные в штат Аудиториата «сравнивались в правах и преимуществах с чинами прочих родов государственной службы с представлением улучшенного содержания». Необходимо констатировать, что военное уголовное и процессуальное законодательство на тот момент опережало гражданское, а Аудиторский департамент, отвечавший за судопроизводство в вооруженных силах, всегда комплектовался из чиновников, получивших основательное юридическое образование. По мнению авторитетного источника, Военного министра при Николае I А. И. Чернышева, «по судной части военные узаконения принимались основанием не только в военном, но и в уголовном судопроизводстве гражданского ведомства»5.

Предание суду всегда предшествовало следствие. Контроль за правильностью и сроками проведения следствия был возложен на Аудиторский департамент Военного министерства с обязанностью «издать подробное положение о порядке производства следствия по Военному ведомству, определить в оном, со всею точностию и ясностию, проступки, подлежащие взысканию без предварительного изсле-дования, и преступления, требующие следствия и суда»6. К следствию привлекали особо заслуживающих доверия чиновников, как правило, это были штаб- и обер-офицеры, в особо важных случаях для производства следствия создавалась специальная комиссия. Если в деле оказывались замешанными гражданские или духовные лица, то следствие производилось в присутствии депутатов от этих сословий. По уголовным делам срок следствия был определен в один месяц, без изъятия воскресных и праздничных дней7. К обязанностям по части военно-судной отно-

Аудиториат в структуре военного ведомства

131

сился также и надзор за исполнением решений или приговоров военных судов. Аудиторский департамент обязан был наблюдать, «чтобы решения по делам военно-судным исполнялись везде безотлагательно и со всею точностию»8. В части обязанности по усовершенствованию военно-судного законодательства от Аудиториата требовалась самая настоящая конкретика: «В определении степени усовершенствований, не увлекаясь тщетными умозрениями, основываясь на опыте и точном познании состояния нравственности в войсках и тех мер, какия наиболее необходимы для вящшаго утверждения оной, сообразно с настоящими потребностями военной службы и законами военного устройства, ныне действующими»9.

Положительным моментом и существенным отличием от ранее принятых военно-уголовных узаконений и законов уголовных и процессуальных Т. XV Свода законов Российской империи явилось включение в Свод военных постановлений положение по профилактике предупреждений преступлений в Военном министерстве. «Обязанности по охранению нравственности военнослужащих разделялись между двумя частями Военного Министерства: Инспекторскою и Военно-судною». Если Инспекторская часть предупреждала преступления профилактическими мерами, то часть «Военно-судная преследует силою закона преступления, уже совер-шившиеся»10.

Приведенные выше материалы показывают, какое огромное значение придавалось судебно-надзорному направлению юридической политики Российского государства в области военного строительства. А Аудиториатский департамент Военного министерства через судебно-надзорное направление, которое сочетало в себе как совершенствование судоустройства и судопроизводства в Военном министерстве, так и различные формы ведомственного контроля и профилактики правонарушений, осуществлял один из векторов политического воздействия государства на юридическую сферу его деятельности в вооруженных силах.

Примечания

1 ПСЗ-1. Т. 4. № 2328; Т. 5. № 3006.

2 ПСЗ-1. Т. 6. № 3890.

3 ПСЗ-1. Т. 28. № 21.904, № 21.944.

4 Свод военных постановлений. СПб., 1839. Ч. 1, кн. I. Ст. 679-683; ПСЗ-1. Т. 34. № 26.767, Т. 36. № 27.788; ПСЗ-2. Т. 11. № 9038. § 39.

5 Архив Канцелярии Военного министерства. Доклад Военно-походной канцелярии ЕИВ. Дело «О порядке ревизии Свода Военных академий». № 1291 за 1833 г. Оп. 1. Письмо гр. Чернышева Сперанскому от 9.02.1833. Л. 14.

6 РГВИА. Ф. 29. Ст. 679-680.

7 РГВИА. Ф. 29. Прим. к ст. 686. Ч. V, кн. 2. Гл. 3. Отд. 1.

8 Там же. Ст. 80-85, 94.

9 Там же. Ст. 700-702.

10 Там же. Ч. I, кн. I. Ст. 676-678.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.