Научная статья на тему 'Становление и развитие судебной системы военно-морского ведомства России XVIII-XIX веках'

Становление и развитие судебной системы военно-морского ведомства России XVIII-XIX веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДОПРОИЗВОДСТВО / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ВОЕННО-МОРСКОЙ СУД / НАКАЗАНИЕ / JUDICIAL SYSTEM / COURT PROCEEDINGS / JUDICIARY / NAVAL COURT / PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харьковский Евгений Леонидович

в статье идет речь об эволюции судебной системы Военно-морского ведомства России XVIII-XIX веках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF NAVY DEPARTMENT JUDICIAL SYSTEM OF RUSSIA IN XVIII-XIX CENTURIES

the article deals with the evolution of Navy Department judicial system of Russia in XVIII-XIX centuries

Текст научной работы на тему «Становление и развитие судебной системы военно-морского ведомства России XVIII-XIX веках»

Линза времени

Ye.L. KHARKOVSKIY*

FORMATION AND DEVELOPMENT OF NAVY DEPARTMENT JUDICIAL SYSTEM OF RUSSIA IN XVIII-XIX CENTURIES

УДК 343.99 ББК 67.711.41-1

Х23

Аннотация: в статье идет речь об эволюции судебной системы Военно-морского ведомства России ХУШ-Х1Х веках.

Ключевые слова: судебнаясистема, судопроизвод ство, судебнаявласть, военно-морской суд наказание.

ЕВГЕНИЙ

ЛЕОНИДОВИЧ

ХАРЬКОВСКИЙ*

СТАНОВЛЕНИЕИ РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ВЕДОМСТВА РОССИИ XVIII-XIX ВЕКАХ

Annotation', the article deals with the evolution of Navy Department judicial system of Russia in XVIII-XIX centuries.

Key words judicial system, court proceedings, judiciary, naval court, punishment.

Судебная система на русском флоте развивалась параллельно с администрацией, но не столь динамично, так как в этом долгое время не было потребности. При Адмиралтейской коллегии (или Адмиралтейств-коллегии), начавшей свою работу с 1718 г., для судопроизводства полагался обер-аудитор с аудитором Эти чины вначале были в ведении конторы генерал-кригс-комиссара, затем (с 1728 г.) поступили в непосредственное ведение коллегии. Конфирмация приговоров вначале принадлежала Сенату, но указом от 7 июня 1728 г. было предписано, чтобы «криминальные дела о воинских людях и Адмиралтейских служителях рассматривать и конфирмацию чинить в Военных Сухопутной и Морской коллегиях, а в Сенат не посылать»1. Непосредственное осуществление правосудия производилось в комиссиях. По повелению Петра I 8 мая 1722 г. была учреждена такая комиссия при Главном адмиралтействе в Петербурге для суда над морскими и адмиралтейскими служителями. Отдельно было предписано также, чтобы преступления рассматривались и наказывались в соответствии с воинскими сухопутными артикулами2. По этим артикулам, изложенным в Воинском уставе, воинский суд разделялся на генеральный кригсрехт и полковойкригс-рехт; в первом рассматривались дела о государственных преступлениях, возмущенияхв армии и преступлениях высших воинских чинов, во втором- прочие преступления офицеров и нижних чинов.

Комиссия, рассматривающая дела о правонарушениях, была образована распоряжением

* Под конфирмацией подразумеваетсяутвержде-ние приговоров В судебном процессе петровской эпохи функции постановления приговора и его ут-

---------------- верждения были разделены Впоследствии, согласно

* Кавдидаг юридических шук, доцент Военно-судебномууставу 1884 г., система конфир-

(Воронежскийинститут фСИН России) мации была сохранена лишь в отношении судовниз-

Б-таЛ: [email protected]. шей подсудности

коллегии и включала в себя презуса (председателя) и асессоров, которые назначались из числа морских офицеров на определенный срок, и одного аудитора для делопроизводства. Называлась она комиссией фергеров и кригсрехтов (то есть допросов и военных приговоров) и совмещала в себе следственные и судебные полномочия. Такие же комиссии были учреждены при портах, на флоте или эскадрах во время плавания. Решения (сентенции) комиссии представлялись на конфирмацию в адмиралтейскую коллегию, от комиссии при Главном адмиралтействе непосредственно, а из портовых комиссий через главных командиров или через конторы над портом.

Отдельного положения о морском судоуст ройстве и судопроизводстве в это время еще не было издано. В 1721 г. капитаном К.Н. Зотовым был переведен с французского устав о суде адмиралтейском и был рассмотрен Петром Великим одновременно с составлением Морского устава, но какого-либо решения тогда принято не было. В 1726 г. вследствие представления Адмиралтейств-коллегии о необходимости в регламенте адмиралтейского нижнего суда императрица Екатерина I повелела, чтобы указанный переведенный К.Н. Зотовым устав был передан в Адмиралтейскую коллегию, с тем чтобы она завершила рассмотрение документа и представила его на утверждение в Верховный тайный совет. Адмиралтейская коллегия получила все материалы от К.Н. Зотова, но дальнейшего хода делу дано не было3.

В 1797 г. учреждается особый генерал-ауди-ториат для сухопутного и морского ведомств, в котором велено рассматривать все следственные и судебные дела о штаб- и обер-офицерах, генералах и нижних чинах из дворян. В Адмиралтейскую коллегию поступали дела о нижних чинах не из дворян в тех случаях, когда они по закону подлежали наказанию в виде смертной казни. Генерал-аудитор все названные выше дела со своим мнением представлял на высочайшую конфирмацию, а исполнение конфирмации поручалось Адмиралтейскойколлегии Вплоть до 1805 г. правил о порядке судопроизводства в генерал-аудиториате не было издано.

В 1804 г. с целью приведения судебной части при Адмиралтейств-коллегии в надлежащее устройство был учрежден генеральный кригс-рехт, в котором положено было иметь одного непременного члена, одного генерал-аудитор-лейтенанта, обер-аудитора и двух аудиторов а сверх того в случае надобности назначать временных членов. В число обязанностей непре-

менного члена генерального кригсрехта входило наблюдение за судопроизводствомво всем морском ведомстве, поэтому все чины, состоящие в военно-судебной части, должны были находиться в непосредственной зависимости от него (в том числе по его представлению они назначались и увольнялись)4. Порядок же судопроизводства оставался неутвержденным.

Вслед за этим 8 сентября 1805 г. императором был утвержден доклад Комитета, учрежденного для нового образования - генерал-ауди-ториата, «О преобразовании генерал-аудитори-ата» с приложением штата и «правил к образованию оного»5. В соответствии с этим докладом генерал-аудиториат восстановлен на правах, равных с государственными коллегиями, как для военного сухопутного, так и для морского ведомств. Ранее учрежденный генеральный кригсрехт упразднялся.

Состав генерал-аудиториата был таков: генерал-аудитор (или президент), 4 генерал-лейтенанта или генерал-майора (2 от армии и 2 от флота), 2 военных советника, генерал-аудитор-лейтенант для наблюдения за делопроизводством, ему в помощь 6 обер-аудиторов при каждом из них по 2 аудитора, секретарь и при нем помощник, экзекутор, архивариус и некоторое число канцелярских служителей.

Порядок производства по судебным и следственным делам в отношении лиц, несущих службу на флоте, был следующий. Нижние чины морского ведомства предавались суду по распоряжениям главных командиров или старших начальников в портах, а чины морских полков -по предписаниям инспекторов этих полков. Обер-офицеры и штаб-офицеры (до полковника) предавались суду или теми же начальниками, или по высочайшим повелениям, а полковники и генералы - всегда по высочайшим повелениям. Суд производился в комиссиях военного суда, учреждавшихся при полках или других командах; приговоры комиссий представлялись начальникам полков или команд, которые возносили их со своим мнением к главным командирам или старшим начальникам в порту, где не было главных командиров, а приговоры о чинах морских полков - к соответствующим инспекторам. Затем приговоры о нижних чинах, если они были не из дворян и не подлежали смертной казни, утверждались теми же начальниками, в противном случае, равно как и приговоры об офицерах, представлялись от этих начальников с их мнениями в генерал-аудиториат, а последний со своим мнением - на высочайшую конфирмацию.

Линза времени

Линза времени

Вскоре после этого вследствие реформы военного министерства вместо генерал-аудитори-ата был учрежден аудиториатский департамент с тем, чтобы от него были отделены дела, принадлежащие Морскому министерству, в котором

1 июля 1812 г. был образован аудиториатский департамент. Он состоял из двух отделений под руководством директора департамента или генерал-аудитора В 1817 г. был издан особый закон, согласно которому все судебные дела поступали в аудиториатский департамент, а тот, в свою очередь, вносил доклады на имя императора через морского министра или через Государственный совет (в отношении лиц гражданских). Окончательное утверждение приговоров о всех чинах, как военных, так и гражданских (до генерала), по суду оправданных, и до полковника, не подлежащих лишению жизни, предоставлено власти морского министра, который мог передавать эти дела на предварительное рассмотрение в Адмиралтейств-коллегию, что было необязательно6.

21 марта 1821 г. был утвержден новый штат аудиторскихчинов при портовых военно-судных комиссиях. По этому штату обер-аудиторы( всего 13) и аудиторы (всего 16) полагались в портах: санкт-петербургском кронштадтском, ре-вельском, архангельском, свеаборгском, николаевском, херсонском, севастопольском, на Дунае, в Астрахани и Охотске7. Каждая военно-судная комиссия включала в себя также пре-зуса, нескольких асессоров, числом не более 6. Следующие изменения в штате аудиторских чинов были утверждены в 1855 г.

Реформы морского ведомства, начатые в 1827 г. и завершенные разделением управления флотом на Морское министерство и морской штаб Его Императорского Величества в 1831 г., не могли не затронуть судебные органы. Для ревизии следственных и военно-судебных дел был учрежден морской генерал-аудиториат при Морском министерстве, состоящий из председателя и флагманов, или морских генералов, назначаемых высочайшей властью. Аудиториатс-кий департамент переформирован и подчинен ге-нерал-аудиторуфлота, действовавшему на правах директора департамента. Морскому гене-рал-аудиториату было рекомендовано во всем придерживаться правил 1832 г. для генерал-ауди-ториата военного министерства вплоть до издания свода морских уголовных постановлений (которое осуществлено было только в 1851 г.).

До 1867 г. генерал-аудиториатов было 5: 1) для сухопутной армии - при военном министерстве; 2) для флота - при морском; 3) для

чинов Горного корпуса - при министерстве финансов; 4) для чинов корпуса лесничих - при министерстве государственных имуществ; 5) для инженеров путей сообщения - при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий8. Генерал-аудиториат военного министерства состоял из председателя, 6 штатных членов из высших военных чинов и из нескольких сверхштатных членов, которые могли быть назначены из чинов гражданского ведомства. В морском генерал-аудиториате заседали флагманы (морские генералы). В состав горного аудито-риата входили члены совета корпуса горных инженеров и другие лица горного ведомства, назначавшиеся высочайшею властью, председательствовал в нем или начальник штаба означенного корпуса, или директор департамента горных и соляных дел, по старшинству в чине. Лесной аудиториат состоял из нескольких генералов и полковников корпуса лесничих. Аудитори ат Главного управления путей сообщения и публичных зданий состоял из товарища главноуправляющего (председатель), начальника штаба и трех других членов по высочайшему назначению. Решения аудиториатови генерал-аудиториатовпо важным делам приводились в исполнение только после высочайшего утверждения9.

Все делопроизводство по заведованию личным составом военно-судебного ведомства было сосредоточено в Главном военно-судном управлении. Подготовкойк занятию военно-судебной должности в военно-окружных судах занимались специальные кандидаты, на которых председателем суда возлагалась защита подсудимых Из среды кандидатов назначались также военные следователи и помощники военных прокуроров. Военные следователи по поручению военного начальства производили предварительное следствие в нескольких случаях: 1) когдавоеннослужащими нарушались законы дисциплины и военной службы, хотя бы в деле и участвовали лица гражданского ведомства; 2) когда военнослужащими совершалось преступление в месте, состоящем в исключительном ведении военного начальства; 3) когда преступление не против дисциплины и военной службы совершалось одними военнослужащими при отправлении службы в месте, не находящемся в ведении военного начальства. Во всех остальных случаях следствие производилось не военным, а судебным следователем.

Военно-прокурорский надзор подчинялся главному военному прокурору, который вместе с помощником состоял при главном военном суде. При каждом военно-окружном суде имел-

ся военный прокурор и его помощники. Обязанности военно-прокурорскогонадзора были ана -логичны обязанностям прокурорского надзора при судах гражданского ведомства10.

Новый Военно-морской судебныйустав был утвержден 15 мая 1867 г. Он распространял на военно-морские суды все те принципы судопроизводства, которые уже были введены в судах гражданских (принцип гласности, принцип устного производства и пр.). Устав послужил к устранению многочисленных недостатков судебной системы на флоте. По новым нормам судебная власть на флоте предоставлялась: экипажным судам, военно-морским судам и главному военно-морскому суду в качестве верховной кассационной инстанции.

Военные суды выносили решения по уголовным делам следующих военнослужащих: 1) лица военного звания, состоявшие на действительной военной службе, за все преступления и проступки, за исключением нарушений постановлений о печати, которые подлежали ведению общих судебных установлений с соблюдением лишь некоторых особенных правил, указанных в военно-судебном уставе; 2) лица военного звания, не состоявшие на действительной военной службе (то есть не входившие в состав войска, но состоящие в воинских чинах), - лишь за преступления и проступки, относящиеся к нарушению обязанностей военной службы; 3) чины запаса - за неявку по призыву на действительную службу или к учебным сборам, за преступления и проступки, совершенные во время этих сборов, за нарушение требований дисциплины и воинского чинопочитания во время ношения форменной военной одежды; 4) гражданские чиновники военного ведомства - за должностные преступления и нарушение правил военной дисциплины. Уволенные в отставку предавались военному суду лишь за те совершенные во время службы преступные деяния, которые были связаны с нарушением обязанностей военной службы. Если преступление совершалось соучастниками военного и гражданского ведомств, то дело о них совокупно рассматривалось судом гражданского ведомства. Однако если при этом затрагивались интересы военной службы и дисциплины, то все соучастники предавались военному суду11.

Лицам военного звания наказание назначалось в соответствии с военно-уголовными законами. По Закону от 4 сентября 1881 г. в местностях, находящихся на чрезвычайной охране, генерал-губернаторам, а где они отсутствовали - министру внутренних дел было предос-

тавлено право передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о преступлениях. Кроме того, в прочих местностях, не объявленных на чрезвычайном положении, министру внутренних дел по соглашению с министром юстиции было предоставлено право предавать военному суду гражданских лиц за преступления государственные, а также за некоторые преступления против порядка управления.

В своей деятельности помимо общего свода законов Российской империи судебная система морского ведомства руководствовалась военно-морским законодательством Надо отметить, что военно-морские законы в России появились при Петре I. В 1720 г. был издан составленный самим государем «Устав морской о всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море». В 1797 г. издали новый «Устав военного флота»12, который в 1853 г. был заменен «Морским уставом»13, пересмотренным в 1869 г.14 В 1886 г. канцелярия морского министерства приступила к изданию «Свода морских постановлений»15. К тому же важными военно-морскими законами были «Военноморской устав о наказаниях» (1875 г.)16, «Военно-морской дисциплинарный устав» (1891 г.) и «Военно-морской судебный устав» (1874 г.)17. Все уставы в основных чертах повторяли положения соответствующих уставов военно-сухопутного ведомства.

Кроме того, главный штаб издал целый ряд постановлений, относящихся к военно-морским законам: «Положение об офицерах военно-морского судебного ведомства» (1886 г.)18, «Устав

о строевой береговой службе для флота»19, «Свод правил для морских команд» (1887 г.)20, «Инструкция для судового десанта» (1887 г.)21. Кодификация военно-морских законов была произведена значительно позже, только в 1886 г.22

Таким образом, можно утверждать, что эволюция судебной системы на Российском императорском флоте в основных своих чертах повторяла стадии развития военно-морской администрации . Последняя, в свою очередь, изменялась в контексте общегосударственных политических и правовых реформ. Мы считаем, что данная взаимосвязь была неизбежной, так как административные преобразования сообщали импульс, необходимыйдля дальнейшего развития судебной системы. Нетрудно также убедиться в том, что для осуществления правосудия на флоте всегда не хватало нормативноправовой базы, поэтому преобразования в судоустройстве всегда опережали издание законов, регулирующих судопроизводство.

Линза времени

Линза времени

Среди причин необходимости совершен- водства, сокращении неизменно присутству-

ствования судебных органов можно выделить ющего в нем бюрократического элемента;

следующие: а) потребность в единообразном в) гуманизация судопроизводства и системы

порядке производства следствия и суда в от- наказаний, отвечающая общему направлению

ношении всех лиц, служащих на флоте; б) по- судебной реформы, проведенной в середине

требность в упрощении порядка судопроиз- XIX в.

Список использованной литературы

1 Полное собрание законов Российскойимперии. Т. 28. № 5279.

2 См.: Материалы для истории русскогофлота СПб., 1865-1904. Ч. 4. С. 566.

3 См.: Чубинский В. Историческоеобозрение устройствауправления морским ведомством в России. СПб., 1869. С. 44-45.

4 См.: Полное собрание законов Российскойимперии. Т. 28. № 21396.

5 См.: Там же. № 21904.

6 См.: Там же. Т. 29. № 22074.

7 См.: Чубинский В. Указ соч. С. 159.

8 См.: Богданович В. Исторический очерк деятельности военного управления в России за 1855-1880 гг. СПб., 1888. С. 18.

9 См.: Там же. С. 22.

10 См.: ЗайончковскийП.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978. С. 105.

11 См.: Редигер А. Комплектованиеи устройство вооруженнойсилы. СПб., 1907. С. 44.

12 См.: Собрание законов и постановленийпо части морскогоуправления СПб., 1847. Ч. 7. С. 118.

13 См.: Собрание указаний и постановлений по морскому ведомству. СПб., 1866. С. 32.

14 См.: Собрание указаний и постановлений и других распоряжений по морскому ведомству за 1884. СПб., 1885. С. 123.

15 См.: Собрание указаний и постановлений и других распоряженийпо морскомуведомству за 1891. СПб., 1892. С. 255.

16 См.: Собрание указаний и постановленийи другихраспоряженийпо морскому ведомствуза 1884. СПб., С. 187.

17 См.: Собрание указаний и постановлений и другихраспоряжений по морскомуведомству за 1891. С. 277.

18 Свод морских постановлений СПб., 1910. С. 88.

19 Там же. 1887. Кн. 3. С. 227.

20 Свод правил для морских команд СПб., 1887.

21 Свод морских постановлений. СПб., 1896. Кн. 10. С. 147.

22 Там же. 1910. С. 84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.