Научная статья на тему 'Юридическая политика Российского государства по упорядочению Военного законодательства в первой половине XIX века'

Юридическая политика Российского государства по упорядочению Военного законодательства в первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СВОД ВОЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ / ВОЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGAL POLICE / CODE OF MILITARY REGULATIONS / MILITARY LEGISLATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Янчев Александр Сергеевич

Проанализированы вопросы юридической политики Российского государства в первой половине XIX века, которая способствовала распространению влияния права даже на такой специфический государственный институт, как вооруженные силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law policy of the Russian state on streamlining of the military legislation in the first half of the XIX century

The author analyzed questions of the legal policy of the Russian state in the first half of the XIX century which promoted the spread of influence of law on such a specific institute as armed forces.

Текст научной работы на тему «Юридическая политика Российского государства по упорядочению Военного законодательства в первой половине XIX века»

УДК 342(470)(09)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ВОЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

А. С. Янчев, преподаватель кафедры правовых дисциплин филиала ЮУрГУ в

г. Озерск

Проанализированы вопросы юридической политики России* ского государства в первой половине XIX века, которая способствовала распространению влияния права даже на такой специфический государственный институт, как вооруженные силы.

Ключевые слова: юридическая политика, Свод военных постановлений, военное законодательство

Исследованный материал показывает сложный и противоречивый процесс правотворческой деятельности Российского государства в сфере развития государственных и законодательных механизмов Российской Империи. Исследование деятельности верховной власти по упорядочению военного законодательства в первой половине XIX века позволяет сделать ряд выводов, характеризующих попытки наведения порядка в сфере правовых регуляций в контексте общих усилий по систематизации всего законодательного массива Российского государства. По мнению разработчиков Свода военных постановлений, Свод должен был выступать как инструмент, регулирующий общественные отношения в вооруженных силах страны, поэтому созданию Свода военных постановлений придавалось особое значение. Анализ создания Свода показывает, что по ряду внутриполитических и внешних причин он не мог быть составлен ранее второй половины XIX века. При этом стратегический и целенаправленный характер воздействия со стороны государства на процесс создания и ревизии Свода военных постановлений предполагал с самого начала работ необходимость задействовать все имеющиеся на тот момент юридические средства и механизмы, обеспечивающее их реальное проведение. Такая возможность могла быть обеспечена в условиях только той государственной политики и при той модели государственного управления, которую проповедовал Николай I, благодаря особому вниманию которого эта работа была продолжена и успешно завершена под руководством военного министра А. И. Чернышева и М. М. Сперанского, идеолога работ по систематизации всего российского законодательства.

Целенаправленная юридическая политика верховной власти способствовала распростра-

нению влияния права на все без исключения государственные институты, даже на такой специфический, как вооруженные силы. Верховная власть создавала при этом возможность всем сословиям и социальным группам, непосредственно относящимся или соприкасающимся с вооруженными силами, действовать в соответствии с правом, сообразуя частные и общественные интересы в достижении общественно значимых результатов. В политическом воздействии верховной власти на модернизацию военного законодательства достаточно четко определяются четыре основных направления: законодательное, административное, судебно-надзорное и образовательно-научное.

Законодательное направление юридической политики в области военного строительства связано прежде всего с созданием и совершенствованием механизмов и процедур законотворческой деятельности, с выработкой властных решений на уровне узаконений, поиском определения их видов и нормативносодержательной нагрузки, определением их юридической силы. В ходе ее реализации в процессе законотворчества происходили оформление и закрепление политических решений верховной власти в виде издания и опубликования законодательных актов, отработки прохождения законопроектов через центральные органы власти - Государственный Совет, Кабинет министров и Сенат, а также порядка их обсуждения и утверждения. Юридическая политика выражалась не только в правотворческой деятельности верховной власти, но и взаимодействуя с экономической и социальной политикой государства, находила прямое применение в законоприменитель-ной деятельности вновь созданного Военного министерства и его функциональных подразделений - департаментов.

Систематизация военного законодательства в 1826-1838 гг. проходила параллельно с созданием Свода законов Российской Империи, базой для которых послужило Полное собрание законов Российской Империи, позволившее выявить и привести в порядок весь законодательный массив государства, начиная с Соборного уложения 1649 года. Именно Полное собрание законов как акт хронологической инкорпорации создал необходимые условия для обеспечения преемственности между отдельными узаконениями, помещенными в собрание законов, и нормативными актами Свода военных постановлений. Получивший законодательное признание, Свод военных постановлений явился отраслевой консолидацией действующих в России законов в области военного строительства. Только источниками права для Свода военных постановлений послужило более 3300 высочайших повелений, указов, манифестов и других законодательных актов органов государственного управления, не считая подзаконных актов - различных инструкций, форм учета и контроля над деятельностью Вооруженных сил.

Представляется также, что некоторые нормативные акты, наиболее полно и последовательно регламентирующие правоотношения в области военного строительства, занимают особое положение в Своде военных постановлений. Эти законы не обладают более высокой юридической силой по отношению к другим законодательным актам, но в идущих от них генетических связях реализуется историческая, юридическая и социальная преемственность одних узаконений к другим. Без сомнения, к таким нормативным актам прежде всего необходимо отнести Соборное уложение 1649 года, Устав воинский вкупе с Артикулом воинским и Экзерцицией Петра I, Табель о рангах, Манифест Императора Петра III от 18 февраля 1762 г. и Жалованная грамота дворянству Екатерины II от 21 апреля 1785 г., а также принятые в ее правление Инструкции пешего и конного полка полковникам. Из правления Александра I необходимо выделить Учреждение для большой действующей армии, разработанное М. Л. Магницким и послужившее прообразом генерал-майору Д. И. Ахшарумову для создания Свода военных постановлений. И, наконец, все административно-управленческие законы и новый Устав рекрутский, принятые в царствова-

ние Николая I и направленные на улучшение управляемости Военного ведомства.

Административное направление юридической политики получает институциональное оформление в создании Военного министерства на началах отраслевого управления и на принципах единоначалия. Важное место в административном направлении отводится координации и взаимодействию Военного ведомства с центральными органами власти в лице Государственного Совета и Комитета министров, с другими министерствами и силовыми структурами, наделенными различными и достаточно определенными функциональными обязанностями. В это же время происходит отладка деловых отношений и связей не только между Военным министерством и органами местного управления в лице Генерал-Губернаторов, Военных Губернаторов, Губернаторов и местных дворянских обществ, но и между Департаментами самого Военного министерства. Таким образом, административное направление в виде целенаправленной, институционально и законодательно оформленной деятельности вновь созданных органов государственного управления могло проводить в жизнь присущими только этой системе административными методами политическую волю верховной власти.

Юридическая политика в судебно-надзорном направлении, несмотря на принятые меры по совершенствованию деятельности Сената и образование Министерства юстиции, в совокупности с контрольно-надзорными функциями Министерства финансов, Государственного казначейства и прокурорским надзором не достигла нужных целей. Структура судебной системы и подсудность судов в то время была такова, что не имела четкого определения, и ее характерной, основополагающей чертой была ведомственность. Для рассмотрения гражданских и особенно уголовных дел употреблялись в делопроизводстве как военные законы, изданные в правление Петра I и впоследствии, так и гражданские, а, по мнению авторитетного источника Военного министра Чернышева, «по ссудной части военные узаконения принимались основанием не только в военном, но и в уголовном судопроизводстве гражданского ведомства»1. Необходимо констатировать, что военное уголовное и процессуальное законодательство на тот момент опережало гражданское, а Аудиторский департамент, отвечавший за судо

Янчев А. С.

Юридическая политика Российского государства по упорядочению военного законодательства...

производство в вооруженных силах, всегда комплектовался из высококлассных юристов. Принятое в 1812 году Учреждение для большой действующей армии включало в себя разработанное Магницким полевое уголовное уложение, взятое в дальнейшем за основу Военно-уголовного устава Свода военных постановлений. Генерал-Аудиториату, состоящему из высшего военного генералитета, принадлежали окончательная ревизия всех без исключения военно-судных дел, а также усовершенствование военно-уголовного законодательства.

Одновременно происходит развитие и системы правительственного надзора за деятельностью Военного министерства. В ее число входят и получают дальнейшую институционализацию в меньшей степени прокурорский и сенатский надзор, в большей степени финансовый контроль со стороны Министерства финансов и Государственного казначейства. Кроме этого, в пределах Военного министерства создается внутренняя служба контроля и ревизии, осуществляемая в основном Аудиториатским департаментом, а также Департаментами Инспекторским, Комиссариатским, Провиантским и Военных поселений. Существенным положительным отличием от ранее принятых военно-уголовных узаконений и тома XV Свода законов Российской Империи являлось включение в Свод военных постановлений положений по профилактике предупреждений преступлений в Военном министерстве. Эти профилактические меры были возложены на Инспекторский департамент Военного министерства, который «предупреждает преступления мерами, для действия сей части предписанными».

Для предварительного рассмотрения и проверки дел «по спорам и искам казны на частных людей и частных лиц на казну, вступающих исполнительным или судебным порядком к Военному Министру, в Военный Совет или в Генерал-Аудиториат» впервые в практике военного строительства России была учреждена должность юрисконсульта. Подчиняясь непосредственно Военному министру, юрисконсульт делал заключение о подведомственности спора, полноте собранных материалов, необходимых для его рассмотрения, и давал заключение по существу дела2.

Не менее важной проблемой юридической политики государства оставалась проблема подготовки квалифицированных кадров для Военного ведомства. Примечательно, что

обучение со времен Петра I было обязательной составляющей дворянского воспитания, и не удивительно, что Свод военных постановлений уделяет этому вопросу значительное место - всю Книгу III Части I «Образование Военно-Учебных заведений с их управлениями». Причем вопросы обучения находят свое отражение и в Части II «О прохождении службы по военному ведомству вообще», напрямую связывая образовательный ценз с продвижением по службе в Военном министерстве, основываясь на положениях тома IX («Свод законов о состоянии»), В соответствии со Сводом военных постановлений обязанности по управлению Военно-учебными заведениями «...составляют одно из важнейших вспомогательных средств военного устройства».

К комплектованию Аудиториата законодатель применял более повышенные требования, имея постоянно в виду «...существо обязанности, лежащей на производителях дел военно-судных, от познаний и нравственности коих зависит нередко участь подсудимых», и требовал от Военного министерства «употребить все попечение к наполнению всех должностей по части военно-судной такими чинами, которые и по способности и по нравственным качествам вполне соответствуют своему назначению»3.

Чины Аудиториата должны были иметь специальное образование, полученное в учрежденном для этого особом училище, «собственно для сего рода службы образованным». Обучение и воспитание в училище основывалось «на правилах чистой Христианской нравственности, любви к ближнему и непоколебимой преданности к престолу и отечеству». Отбор в аудиторы из гражданских ведомств и низших чинов Военного министерства проводился по конкурсу, с «несомненным доказательством способности и отличной нравственности» претендентов. Зачисленные в штат Аудиториата «сравнивались в правах и преимуществах с чинами прочих родов государственной службы, с представлением улучшенного содержания»4.

Итогом формирования и реализации юридической политики Российского государства в сфере военного строительства в первой половине XIX века стало то, что она способствовала формированию слоя военных специалистов, обладающих не только специальными военными знаниями, но и знаниями, позволяющими провести военную реформу в новых

социально-экономических условиях после отмены крепостного права.

1 РГВИА. Архив канцелярии Военного министерства.

1833. Дело № 1291. Опись № 1 «О порядке ревизии Свода военных узаконений». Л. 14. Письмо гр. Чернышева Сперанскому от 9 февраля 1833 г.

2 Свод военных постановлений. Ч. I. Кн. I. Ст. 836-840.

3 Там же. Ст. 679-682. ПСЗ-2. Т. 11. № 9038. § 39.

4 Там же. Ст. 683.

Статья поступила в редакцию 15 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.