УДК 336
А.В. Щаднева
студент 2 курса магистратуры, ТИУ г. Тюмень, РФ
АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК МЕТОД ОЦЕНКИ
ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Аннотация
Аудит в сфере закупок выступает одним из направлений аудита эффективности использования государственных средств базирующегося на финансовом контроле правомерности, и направленного не только на оценку достижения органами государственной власти запланированных целей и результатов реализации социально-экономических задач и возложенных на них функций, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, препятствующих их достижению. В данной статье рассмотрены основные аспекты аудита в сфере закупок по обеспечению государственных и муниципальных нужд товарами, работами и услугами как метод оценки их эффективности.
Ключевые слова Аудит, закупки, закон, стандарты, эффективность
Аудит в сфере закупок для государственных нужд, а также для нужд муниципальных образований, применяется с 2014 года. Поэтому, исследования данной аудиторской деятельности весьма актуальны. Бюджетная поддержка через одного контрагента с применением государственного контракта существенно расширяет контрольные возможности. Такая поддержка на конкурсной основе позволяет достигать целей контрактной системы закупок. Они заключаются в экономном, а также эффективном расходовании средств бюджета. Кроме того, данная система представляет собой надежную гарантию исполнения законодательства о бюджете и служит для недопущения различных злоупотреблений [1].
Особенности деятельности бюджетных учреждений заключаются в ограниченном уровне самостоятельности (главные аспекты указаны на рисунке 1).
Рисунок 1 - Главные аспекты ограниченного уровня самостоятельности в управлении организацией как особенность деятельности бюджетных учреждений.
Несмотря на созданную контрактную систему, ее эффективность, ежегодно допускаются случаи злоупотреблений и неэффективного расходования средств бюджета. В результате подобных действий, бюджетам различных уровней причиняется ущерб на миллиарды рублей. Чтобы выявлять подобные факты и своевременно реагировать не злоупотребления, необходима аудиторская деятельность.
Аудит урегулирован законом от 2013 года (ст. 98). Это основной нормативный документ, в котором содержатся положения об аудите в сфере закупок. Согласно данному закону, аудиторская деятельность осуществляется Счетной палатой, а также государственными органами субъектов РФ, реализующими
контрольно-счетные полномочия. Кроме того, контрольно-счетные органы создаются в муниципальных образованиях.
Указанные органы обязаны осуществлять деятельность по анализу и оценке эффективности проводимых закупок, их результатов. Они оценивают. Были ли достигнуты цели в связи с которыми проводились закупки. Такие задачи определены ст. 13 закона от 2013 года.
В целях реализации полномочий, контрольные органы осуществляют экспертную, аналитическую и иную деятельность. Они получают и проверяют данные о проводимых закупках, о планах по их проведению.
К функциям органов аудита относят представленные на рисунке 2.
( Л обобщают результаты, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и
V у недостатков
готовят предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок
систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в Единой информационной системе (ЕИС) обобщенную информацию о таких результатах
Рисунок 2 - Функции органов аудита
Аудитом проводится оценка обоснованности планируемых закупок. Результатом подобной оценки является обоснованность конкретной закупки. Если подобная покупка признается необоснованной, органы контроля должны выделить предписания по устранению выявленных нарушений и привлекать виновные лица к административной ответственности.
Деятельность субъектов проведения аудита в сфере закупок регулируется нормативно-правовые акты, которые принимаются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектами РФ, органами местного самоуправления [5].
Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок подготовлены Счетной палатой РФ в 2014 году (протокол от 21.03.2014 № 15К 961). Принятие данного документа является наиболее значимым событием в сфере регулирования закупок.
Указанный документ составлен специалистами департамента экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота государственного имущества и утвержден Коллегией Счетной палаты. Документ представляет собой единственный правовой акт, которым установлена методика проведения аудита закупок, а также порядок такого аудита [3].
В соответствии с документом, аудит является способом осуществления контроля за сферой закупок со стороны государства. В лице государственного органа выступает Счетная палата, действующая в рамках полномочий, предоставленных ФЗ «О счетной палате РФ».
Цели реализации контрольных полномочий заключаются в следующем:
- Оценка эффективности закупок, а также их обоснованности. Анализируется правильность принятия решений о проведении закупок;
- Оценка результатов данной деятельности. При этом анализируется достижение целей закупок, закрепленных указанным выше ФЗ.
Итогом аудита становится оценка обеспечения нужд государства, которые удовлетворяются путем проведения закупок. При этом оценивается уровень понесенных расходов и обоснованность таких затрат.
В ходе аудиторской деятельности оценивается соблюдение сроков исполнения заключенных контрактов, их цена, качество продукции или услуг, которые приобретаются по результатам закупок [2].
На основании Рекомендации в процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий Счетной палаты РФ представлены следующие этапы (на рисунке 3).
Рисунок 3 - Схема проведения в сфере закупок в пределах полномочий Счетной палаты РФ
Аудит в сфере закупок Счетной палатой РФ предлагается использовать источники информации, указанные на рисунке 4.
документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика
Информация
внутренние документы заказчика
законодательство о контрактной системе, включая Федеральный закон от 05.04.2013 и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок
система в сфере закупок, в том числе документы, утвержденные заказчиком и подлежащие размещению в единой
информационной системе в сфере закупок
документ о создании и регламентации работы
комиссии по осуществлению закупок
документ, регламентирующий процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок
утвержденные план и план-график закупок
утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг
Рисунок 4 - Источники информации при проведении аудита в сфере закупок Счетной палатой Российской Федерации
При этом система в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок - на официальном сайте URL: http://www.zakupki.gov.ru) включает анализ:
- планов-закупок;
- планов-графиков закупок;
- информации о реализации планов закупок;
- информации об условиях и ограничениях допуска товаров;
- перечня иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми РФ заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок;
- реестра контрактов;
- реестра недобросовестных поставщиков;
- библиотеки типовых контрактов и условий;
- реестра банковских гарантий;
- каталогов товаров, работ и услуг для обеспечения нужд;
- реестра плановых и внеплановых проверок;
- правил нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ и услуг [4].
Также для анализа предлагается использовать следующую информацию, указанных на рисунке 5.
электронные площадки и информация, размещаемая на них, включая реестры участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке
официальные сайты заказчиков и информация, размещаемая на них, в том числе о планируемых закупках
печатные издания, в которых публикуется информация о планируемых закупках
результаты предыдущих проверок соответствующих контрольных и надзорных органов, в том числе проверок, проводимых Счетной палатой РФ
информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе, полученная от правоохранительных органов в рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве
электронные базы данных федеральных органов исполнительной власти
иная информация (документы, сведения), полученная от экспертов, в том числе информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Рисунок 5 - Информация для аудита в системе закупок
В результате процесса проведения контрольных мероприятий могут использоваться несколько источников информации, которые имеют отношение к объекту и предмету аудита.
Таблица 1
Характеристика мониторинга закупок и аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг
Характеристики Мониторинг закупок Аудит в сфере закупок
Субъект Федеральным органом исполнительной власти регулирования контрактной системы в сфере закупок Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, контрольно-счетными органами муниципальных образований
2. Содержание деятельности Заключается в системе наблюдений в сфере закупок посредством сбора, обобщения и оценки информации о закупках Заключается в анализе и оценке результатов закупок, с целью достижения целей осуществления закупок
3. Регулирующие Постановление Правительства РФ «О мониторинге Методические рекомендации по
нормативные правовые акты закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проведению аудита в сфере закупок
4. Цели и задачи 1. Оценка степени достижения целей осуществления закупок. 2. Оценка обоснованности закупок. 3. Совершенствование законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Цел заключается в проверке, анализе и оценке информации об эффективности и результативности расходов на закупки; Задачи заключаются в выявлении отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установлении причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы
5. Объект оценки 1. Степень достижения целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определенных. 2. Обоснованность закупок. 3. Необходимость совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. 4. Эффективность обеспечения государственных и муниципальных нужд на основе методики, разрабатываемой и утверждаемой органом, обеспечивающим мониторинг, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики Осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Обоснованность закупок Оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования закупок. Оценка выполнения условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-Ф3 (ред. от 26.11.2019) «Об аудиторской деятельности»
2. Лукин, Андрей Внутренний финансовый аудит / Андрей Лукин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 188 c.
3. Мерзликина, Е. М. Аудит: моногр. / Е.М. Мерзликина, Ю.П. Никольская. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 368 с.
4. Скобара, В. В. Аудит. Методология и организация / В.В. Скобара. - М.: Дело и сервис, 2016. - 576 с.
5. Аудит. Практикум. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 608 с.
© Щаднева А.В., 2020