Мнения, комментарии, разъяснения специалистов
АУДИТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА: ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
А. Е. СУГЛОБОВ, кандидат экономических наук, профессор, проректор Российского государственного аграрного заочного университета по финансово-экономической работе,
заведующий кафедрой аудита и анализа
Для социальной сферы экономики, представленной многотысячной совокупностью хозяйствующих субъектов социального комплекса, необходим специализированный аудит, учитывающий все особенности социальных организаций, специфику взаимодействия данных субъектов между собой и с органами государственного управления, социальные условия предпринимательства.
Практика управления и исследования становления многоукладной экономики свидетельствует о неотложности организации аудита в социальном комплексе на основе общих для всей хозяйственной деятельности правовых регламентов и с учетом особенностей социальной сферы. В составе обстоятельств, обусловивших развитие аудита в социальной сфере, приоритетное значение имеют следующие:
• потребность защиты социальных интересов населения (как работающего, так и не работающего); преобладающее большинство социальных субъектов реорганизовано в процессе реформы и включено в сферу государственной и негосударственной экономики; в этих условиях ведомственный финансовый контроль частично воздействует только на социальные субъекты, находящиеся в государственной собственности; для остальных субъектов социальной сферы (прежде всего негосударственного сектора) контроль практически упразднен, создается впечатление бесконтрольности и вседозволенности. Промедление в создании новой структуры для исполнения контрольной функции социальной сферы
способствует нарушению законов при осуществлении хозяйственных операций, не позволяет обеспечить сохранность специального имущества и его эффективное использование в социальной сфере, правильное исчисление и рациональное распределение доходов от платных социальных услуг, защиту законных интересов широких слоев населения. Самостоятельно хозяйствующие субъекты социальной сферы непосредственно заинтересованы в достоверном бухгалтерском балансе и реальной оценке финансового состояния организации социальной сферы и своих партнеров, в подтверждении соответствия законам и учредительным документам деятельности органов управления на предприятиях и в объединениях (правлений, советов директоров, координационных советов и других);
• сложность системы законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность социальных формирований обусловливают острую потребность в консультациях и методической помощи по организации учета и отчетности, исчисления дохода и прибыли, пользования кредитами, защиты имущественных интересов своих учредителей; в социальном комплексе специфичны действующие нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию;
• достоверная оценка реальности бухгалтерского баланса и финансового состояния хозяйствующих социальных субъектов необходима также для банков как условие гарантии возврата кредитов;
• защита социальных субъектов от неправомерных действий органов налогообложения, пенсионного и имущественных фондов, банков;
• необходимость в регулировании на паритетных началах отношений социальных организаций с юридическими и физическими лицами; аудиторские проверки применяемых этими предприятиями цен (наценок) и других условий реализации товаров или социальных услуг, проводимые по инициативе региональных органов государственного управления, могут служить основой для принятия эффективных антимонопольных мер;
• в процессе реформирования экономических отношений и хозяйственной организации в Российской Федерации система органов контроля кардинально трансформировалась; резко сократилась сфера деятельности ведомственного контроля социальной сферы и численность занятых в ней работников;
• в новой системе контроля хозяйственной деятельности вполне закономерно, что из-за изменений отношений собственности резко сократилась сфера ведомственного контроля и структура его деятельности, ориентированная на контроль исполнения функций федерального и регионального управления.
Анализ функционирования и развития аудита социальной сферы за рубежом и в нашей стране позволяет сформулировать следующее определение.
Аудит социальной сферы — специфическая информационная система обеспечения правовой защиты социальных, имущественных интересов сельского населения и государства на основе независимого контроля социальных нормативов, достоверности отчетности об исполнении смет организаций социальной сферы, их финансового состояния, своевременности финансирования из бюджетов потребнос-
Таблица 1
Система основных понятий аудита социальной сферы как специфической деятельности в сфере услуг
Аудит Система обеспечения правовой защиты социальных, имущественных интересов сельского населения и государства на основе независимого контроля социальных нормативов, достоверности отчетности об исполнении смет организаций социальной сферы, их финансового состояния, своевременности финансирования из бюджета потребностей, связанных с содержанием социальных объектов, и оказания им помощи в постановке бухгалтерского учета и управления, соблюдения законности хозяйственной деятельности, включая требования налогообложения и другие
Цель и задачи Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых социальных объектов, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ, соблюдении социальных гарантий населения. Независимый контроль социальных нормативов, установление достоверности отчетности об исполнении смет организаций социальной сферы, их финансового состояния, своевременности финансирования из бюджетов потребностей, связанных с содержанием социальных объектов, и оказания им помощи, эффективности использования средств, выделенных на социальную сферу и выполнения возложенных на них функций по социальной защите населения
Субъект Аудитор-лицо, имеющее установленное законом право независимого финансового контроля и оказания услуг по обеспечению законных социальных интересов населения. Субъект контроля (кто контролирует) — соответствующая аудиторская организация — носитель независимой контрольной функции. Субъект контроля в своей деятельности определяет состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид контроля и объект контроля. Обязанности, возложенные на субъекты контроля, должны вытекать и полностью соответствовать целям, которых стремятся достичь при создании аудита социальной инфраструктуры
Объект Аудируемая социальная организация, подвергаемая независимому контролю, обслуживаемая в обязательном или инициативном порядке
Предмет аудиторского контроля социальной инфраструктуры Основные характеристики состояния и поведения объекта контроля или то, что контролируют. Непосредственно предметом аудиторского независимого финансового контроля социальной инфраструктуры выступают все этапы учетного процесса учреждений социальной сферы, включая бюджетный процесс (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении), поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, постановку бухгалтерского учета и отчетности, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты и т. д.
Окончание таблицы 1
Принципы контроля Независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение. Из этих основных принципов вытекают и другие, в том числе: системность и плановость, коллегиальность и единоначалие, результативность, неподкупность субъектов контроля, согласованность действий различных контролирующих органов, а также принцип невозможности исключения при финансовом контроле прямой и опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, принцип финансовой дисциплины и финансовых санкций, принцип оперативности и действенности аудиторского контроля
Процесс контроля Деятельность субъектов аудиторского контроля, направленная на гарантирование достижения наиболее эффективными способами поставленных целей проверки, в том числе и основных контролируемых государством аспектов, путем реализации определенных задач контроля и применения соответствующих принципов, типов, методов и техники контроля
Метод (методики) контроля Методика организации контрольного мероприятия должна включать следующие взаимосвязанные этапы: планирование аудита; нормативно-правовая база в соответствии с темой проверки; программа проверки, включающая конкретные задания; процедуры привязки и ориентации контрольной работы на месте (объекте) проверки; процедуры по существу документальной и фактической проверки запрашиваемых материалов; подходы к систематизации материалов аудита социального объекта; мероприятия по составлению заключения аудитора, план согласования и обсуждения результатов аудита и предложений по нему; организация контроля за выполнением предложений по материалам аудиторского контроля
Техника и технология контроля; процесс контроля Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры, подтверждающие соблюдение как норм законодательства, так и социальных нормативов региона и РФ
Сбор и обработка исходных данных для проведения контроля При проведении проверки аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц), относящаяся к социальной инфраструктуре
Результат контроля и затраты на его осуществление Результаты контроля должны быть доложены в организации, осуществляющие финансирование социальных объектов — местные органы власти, хозяйствующие субъекты, на балансе которых находятся данные объекты социальной инфраструктуры. Важно соблюдение аудитором принципа гласности в том смысле, что он отражает прямо или опосредованно интересы людей как главных налогоплательщиков, которые должны владеть информацией об использовании своих средств на социальные объекты. Поэтому результаты контроля, которые отражают выполнение социальных нормативов, должны быть преданы гласности
Субъект, принимающий решение по результатам контроля (может быть и субъектом контроля); Местные органы власти, осуществляющие финансирование данной сферы, а также другие организации, участвующие в целевом ее финансировании
Принятие решения по результатам контроля. По результатам проверки аудитор разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного финансирования и организации социальной сферы и осуществления ее услуг
тей, связанных с содержанием социальных объектов, и оказания им помощи в постановке бухгалтерского учета и управления, соблюдения законности хозяйственной деятельности, включая требования налогообложения и другие.
Термин «аудит» происходит от латинского слова аиШге, что в переводе означает «слушать». Аудит как деятельность аналогична прослушива-
нию организма врачом. Приведенное выше определение дает возможность выделить и систематизировать основные понятия аудита социальной сферы, опираясь на цель и задачи этой деятельности, ее субъекты и объекты, способы организации, профессиональные особенности, правовое регулирование, аудиторские свидетельства и заключение (табл. 1).
Таблица 2
Отличие аудита от ведомственного контроля хозяйственной деятельности
Признаки Ведомственный контроль Аудит
Инициатор Вышестоящая организация Руководство предприятия, органы государственного управления
Нормативное регулирование Ведомственные инструкции и приказы вышестоящей организации Закон об аудиторской деятельности, стандарты аудита (в том числе специальные по социальной сфере)
Собственник (распорядитель) материалов проверки Вышестоящая организация Руководство предприятия, органы государственного управления
Подчиненность проверяющих Вышестоящая организация Руководство аудиторской фирмы
Чем руководствуются при проверках Распоряжениями вышестоящей организации Стандартами, нормами, тестами, обязательными для всех аудиторов, социальными нормами
Контроль качества Эпизодический Систематический
Источник финансирования Ведомство; органы государственного управления Аудируемое предприятие
Ответственность за некачественное проведение проверки Отсутствует Полная с возмещением ущерба, понесенного предприятием
Оказание услуг Эпизодические консультации Систематически по договору
Квалификация, этика поведения проверяющих Не имеет четких регламентов Четко регламентирована порядком лицензирования деятельности и уставом аудиторских фирм
В сфере хозяйственного управления (на всех его уровнях) контрольные функции осуществляет аудиторская служба, соответствующая предпринимательскому статусу хозяйствующих субъектов и сочетающих независимый финансовый контроль с оказанием услуг в финансовой сфере. Принципиальные отличия аудита социальной сферы от ведомственного контроля представлены в табл. 2.
В экономических субъектах, в которых существуют структуры ведомственного контроля, не исключается привлечение независимых аудиторских служб. При этом каждый вид контроля выполняет свойственные ему функции. Так, в подсобных хозяйствах российской энергосистемы контроль деятельности осуществляется как внутриведомственными ревизорами, так и независимыми аудиторскими фирмами. Если ревизоры уделяют основное внимание проверке тех вопросов, по которым идут распоряжения со стороны головной организации (цены, направления реализации, вопросы собственности, сохранность имущества, кассовая дисциплина), то аудиторы наиболее тщательно анализируют вопросы, связанные с достоверностью отчетности, выполнением этических и социальных норм в проверяемых организациях. При этом каждый субъект контроля играет свою важную роль для налаживания и сохранения законности, предотвращения штрафных санкций, минимизации потерь и налоговых выплат.
Формирование и развитие аудита социальной сферы выступает на современном этапе как обязательное и неотложное условие нормального функционирования демократического общества.
Аудит обеспечивает действенный финансовый контроль социальной сферы при сохранении коммерческой тайны и соблюдении законных интересов государства, юридических и физических лиц.
Организация аудита в социальной сфере вызывает необходимость проведения следующих мероприятий:
• создание научно-методической и нормативно-правовой базы для организации многоукладной экономики, обеспечивающей формирование достоверной информации для правовой защиты социальных интересов трудящихся в хозяйственной деятельности и независимо от ее организационных форм;
• формирование в условиях многоукладной экономики механизма осуществления методического обеспечения аудита и организации бухгалтерского учета в социальной сфере, оперативной, статистической отчетности и ревизионной работы, преобладание в социальном секторе государственных и негосударственных организаций означает, что аудит является единственно возможной организационной формой действенного контроля хозяйственной деятельности, оказания помощи
десяткам тысяч новых и реформированных социальных формирований в постановке учета, реальной оценке результатов деятельности, противостоянии монополистам; подготовка кадров аудиторов должной квалификации, специализирующихся на объектах социальной сферы, создание нормальных условий их деятельности;
организация надежного, с гарантией компетентности, обеспечения хозяйствующих субъектов нормативными и методическими материалами по бухгалтерскому учету, финансам и кредиту, внутрихозяйственному контролю по объектам социальной сферы; предупреждение неэффективных направлений реформирования объектов социальной
сферы, находящихся на балансах хозяйствующих субъектов;
обеспечение законных социальных интересов работников хозяйствующих субъектов и государства при исчислении и уплате налогов и других платежей;
информационное обеспечение действенных антимонопольных мер на основе аудиторских проверок применяемых цен, наценок и других условий реализации социальных услуг и товаров;
формирование важнейшего компонента механизма реорганизации (банкротства) предприятий, с выделением отдельной позиции по социальной инфраструктуре подпадающего под банкротство предприятия.