Анс1лшнигеасие прсцед^ъ 6- аудите
16 (31)-2004
АУДИТ СИСТЕМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ
А. Я. ТЯПУХИН, доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента Оренбургского государственного университета
Известно, что аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг [1]. В то же время практика показывает, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности предприятий в целях рационализации их расходов и увеличения прибыли.
Данное умозаключение является особо актуальным в условиях стремительного развития мирохозяйственных связей, в частности глобализации экономических процессов, предопределяющих появление крупных объединений предприятий, способных в кратчайшее время осуществлять крупные инновационные проекты. Фактически речь идет о том, что на смену микроэкономическим субъектам хозяйственной деятельности приходят мезоэкономические субъекты, функционирование которых (в том числе и проведение аудита) связано с определенными трудностями, Особое место среди таких систем занимают системы распределения продукции и услуг, под которыми мы понимаем системы каналов распределения, обеспечивающие управление потоками ресурсов (в том числе — продукции и услуг) в целях уменьшения их количественных параметров- и изменения качественных характеристик в соответствии с требованиями потребителей. В свою очередь канал распределения — многоуровневая упорядоченная совокупность юридических и/или физических лиц, образующих логистические цепи (каналы движения ресурсов) и выполняющих однородные функции и операции по управлению потоками ресурсов (в том числе — продукции и услуг) и передаче прав собственности на них потребителю.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по проведению аудита в системах распределения продукции и услуг, которым в настоящее время присущи следующие отличительные черты:
— нерациональность структуры как по числу звеньев, так и по их качеству (например, сегодня на одно промышленное предприятие-экспортер в России приходится около 350 организаций — торговых посредников, также занятых в сфере экспортных операций);
— высокая степень трансакционных издержек (по различным оценкам, они в 2 — 8 раз выше среднемирового уровня);
— значительная степень коррумпированности в связи с широкими возможностями увода финансовых средств от налогообложения и отмывания «грязных денег»;
— слабая проработанность теоретико-методо-логических положений, связанных с проектированием, формированием и оптимизацией данных систем и др.
Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:
— выявление особенностей проведения аудита систем распределения продукции и услуг;
— классификация методик аудита типовых объектов систем распределения продукции и услуг;
— определение последовательности выполнения операций аудита систем распределения продукции и услуг;
— обзор методик, которые могут быть использованы для оценки эффективности функционирования систем распределения продукции и услуг, и др.
Следует уточнить содержание объекта исследования, и в первую очередь его структуру. Как было отмечено ранее, канал распределения образуют юридические и физические лица, различающиеся между собой по ряду признаков:
— от чьего имени работают данные лица (от своего или от чужого);
30
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя ъ
Ансышнигсасиг ароцефури ацфшне
16 (31)-2004
— за чей счет они выполняют свои функции и операции (за свой или за чужой).
Классификация юридических и физических лиц, образующих канал распределения (в дальнейшем мы их будем называть торговыми посредниками), представлена на рис. 1.
Данные рис. 1 позволяют разработать типовую структуру канала распределения продукции и услуг (рис. 2) [2].
Анализ данных, представленных на рис. 2, позволяет сделать ряд принципиально важных выводов, способствующих достижению цели настоящего исследования:
— объем выполняемых каналом распределения функций и операций и, следовательно, финансово-экономические показатели деятельности торговых посредников во многом определяются типом (моделью) рынка определенного вида продукции или услуги (чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии); в условиях «рынка покупателя» данные параметры целиком предопределяются требованиями (запросами) потребителей продукции и услуг (для «рынка продавца» характерен диктат поставщика со все-
От чьего имени осуществляет деятельность торговый посредник
Свое имя Чужое имя
Свой счет
Дилер Дистрибьютор
За чей счет осуществляет
деятельность торговый
посредник Комиссионер Торговый агент
Чужой счет
Рис. 2. Типовая структура канала распределения продукции и услуг
Рис. 1. Классификация торговых посредников р
'У
ми негативными для потребителя последствиями, о которых шла речь ранее);
— в зависимости от объема выполняемых каналом распределения функций и операций его структура может весьма значительно изменяться как по форме, так и по содержанию;
— в системе распределения продукции и услуг могут осуществляться как вертикальные, так и горизонтальные контакты между торговыми посредниками, что приводит к увеличению длины канала распределения (или к наращиванию звеньев логистической цепи) с одновременным снижением (повышением) качества обслуживания потребителей;
— число звеньев логистической цепи во многом определяется формой движения продукции (транзитной или складской); в каждом анализируемом случае следует сопоставлять затраты на движение ресурсов; если затраты на складирование продукции значительны, то экономически целесообразно наращивать длину канала распределения;
— существенное значение для эффективного функционирования канала распределения играет тип используемой системы распределения продукции и услуг; так, при применении вертикальной системы обеспечивается контроль деятельности входящих в нее торговых посредников7 при одновременном росте затрат на выполнение контрольных операций, а при использовании горизонтальной системы наблюдается противоположная картина;
— торговые посредники, входящие в систему распределе-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя ъ ъытыъх*
Анолшчигеасие ирм/гус^ьи & сирршОе
16 (31)-2004
ния продукции и услуг, различаются по технико-экономи-ческим характеристикам и осуществляемой ими политике; так, например, ряд посредников может осуществлять реализацию продукции не одного, а нескольких поставщиков; иметь определенные ограничения по выполнению ряда функций и операций, работать в различных условиях внешней среды, осуществлять противоправные действия; это существенно осложняет процесс аудита крупных систем распределения продукции и услуг и т. п.
Обобщая изложенное, можно отметить, что аудит систем распределения продукции и услуг, созданных различными предприятиями, весьма затруднен и требует разработки соответствующего теоретико-мето-дологического аппарата.
На рис. 3 представлена последовательность выявления особенностей функционирования системы распределения продукции и услуг, созданной отдельным предприятием (организацией).
Аудит систем распределения продукции и услуг отличается следующими характеристиками.
1. Аудит проводится как внутренними подразделениями системы (в том числе на уровне подсистем), так и сторонними организациями (внешними аудиторами).
2. Аудит имеет четко выраженную управленческую ориентацию и направлен на поиск резервов, позволяющих оптимизировать сбытовую политику системы распределения продукции и услуг в целом.
3. Периодичнюсть^удйтац^
ся ситуацией,-складывающейся на рынке определенных в^дов продукции и услуг, поэтому не отли-чаетсяхтабильностью проверок.
/4. Аудит является систематизированным, ориентированным на создание «равнопрочной» системы распределения продукции и услуг, конкурентной на рынке за счет качественного удовлетворения потребностей покупателей.
Для обеспечения «равнопрочности» системы распределения продукции и услуг следует учиты-
Рис. 3. Последовательность выявления особенностей функционирования системы распределения продукции и услуг, созданной отдельным предприятием (организацией)
вать то обстоятельство, что прибыль, получаемая объектом исследования:
— с одной стороны, ограничена затратами данного объекта на приобретение и передачу права собственности на продукт или услугу и выполнение сопутствующих им логистических операций;
— с другой стороны, ограничена уровнем сложившихся на рынке цен.
Поэтому для контроля деятельности системы распределения продукции и услуг следует использовать следующую формулу:
Цр ^(((С5,(1 + г,)) +АС52)(1 + /*2) + ЛС^3)(1 + г3)..., (1)
где Ц — цена на продукт или услугу;
Сбх — полная себестоимость продукта или услуги у субъекта первого уровня системы распределения продукции и услуг;
г{ — рентабельность продажи продукта или услуги субъектом первого уровня системы распределения продукции и услуг;
АСб2 — затраты на реализацию продукта или услуги субъектом второго уровня системы распределения продукции и услуг;
г2 — рентабельность продажи продукта или услуги субъектом второго уровня системы распреде-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ тс ъмъмтгм
Аналитигеасие HfeMyeftyfcoi 6- аудите
16 (31)-2004
ления продукции и услуг, и так далее, вплоть до показателей, характеризующих деятельность субъекта п - го уровня системы распределения.
В самом первом приближении (АСб.« 0, г{ = = г2... = г = Const) формула (1) может быть представлена в следующем виде:
Цр=Сб,х(\^г)\ (2)
что в свою очередь позволяет определить число уровней системы распределения продукции и услуг:
In Ц -\пСб, п =---(3)
1п(1 + г) к }
Анализ формулы (3) показывает, что снижение рыночной цены Цр при одновременном росте себестоимости Сб1 и завышении рентабельности продаж г хотя бы одним уровнем системы распределения продукции и услуг (как правило, первыми ее уровнями) приводит к уменьшению показателя п либо к снижению общей для всех уровней системы рентабельности продаж г. Эта особенность должна постоянно учитываться аудитором во время проверки системы распределения продукции и услуг.
5. Аудит проводится по инициативе высшего менеджмента крупных звеньев системы распределения (в первую очередь предприятия, создавшего и использующего данную систему) и распространяется на сферу реализации продукции и услуг (напомним, что в отличие от сбыта и поставки под реализацией мы понимаем процесс, включающий распределительную логистику, заключение договоров и передачу права собственности на все виды продукции и услуг рассматриваемого предприятия).
6. Аудит, как правило, является ступенчатым; на первом этапе осуществляется проверка деятельности всех звеньев системы распределения в целях выявления «узких мест» данной системы; далее аудит распространяется на «узкие места» (звенья системы) для создания целостного представления о причинах их низкой эффективности и разработки соответствующих мероприятий по устранению имеющихся проблем.
Один из вариантов подготовки и последовательности аудита системы распределения представлен на рис. 4.
7. Звенья системы распределения должны осу- • ществлять аудит по каждому виду продукции и услуг с ориентацией на их поставщиков и потребителей, что в итоге позволяет дифференцировать потоки ресурсов и разграничивать различные системы распределения продукции и услуг, в том числе конкурирующие между собой, и др.
Методика проведения аудита базируется на двух основных подходах:
— на отраслевом, поскольку звенья системы распределения, за исключением субподрядчиков, относятся к сфере торговли;
— на специальном, который требует разработки методик проверки групп хозяйствующих субъектов, обладающих общими специальными признаками; в нашем случае — это реализуемая системой (каналом) распределения продукция и услуги.
При разработке методики следует учитывать тип исследуемого объекта. Как видно на рис. 4, типовыми объектами аудита являются:
— хозяйствующий субъект (предприятие) как элемент канала движения продукции и услуг (далее — ХС);
— канал движения продукции и услуг как элемент канала распределения (далее — КД);
— канал распределения как элемент системы распределения продукции и услуг (далее — КР);
— уровень канала распределения как элемент системы распределения продукции и услуг (далее—УС);
— система распределения продукции и услуг (далее — СР).
Методики аудита систем распределения можно разделить на два вида:
— экспресс-методики, позволяющие получить оперативные данные о состоянии систем распределения продукции и услуг;
— комплексные методики, целью которых является получение подробной информации для разработки стратегии реализации продукции и услуг.
Представленные выше признаки позволяют выделить десять типовых методик, используемых для аудита системы распределения продукции и услуг (рис. 5).
Анализируя данные, представленные на рис. 5, можно отметить следующее:
— значительное многообразие используемых для аудита систем распределения продукции и услуг методик;
— сложность разграничения данных методик для достижения целей хозяйствующих субъектов и их объединений;
— четкую ориентацию аудита с точки зрения контроля качества как вертикальных, так и горизонтальных связей внутри систем распределения продукции и услуг (рис. 6).
Естественно, что в рамках данной статьи невозможно представить все возможные варианты методики аудита систем распределения продукции и услуг, поэтому остановимся на особенностях аудита типовых объектов, представленных на рис. 4—6.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£бРЪЯ тс тсраъжтсМ
33
Аналшчигеасие ajbtyefcffiu аудите 1 б (31) * 2004
Анализ литературных источников показывает, что на сегодняшний день экспресс-методики аудита систем распределения продукции и услуг используются для достижения следующих целей [3]:
— для оценки эффективности фун-кционирования хозяйствующего субъекта (предприятия) в составе объединения предприятий;
— для ранжирования хозяйствующих субъектов (предприятий) по степени их вклада в результаты деятельности объединения предприятий;
— для выявления «узкого места» в рассматриваемой мезоэкономической системе;
— для сравнения эффективности функционирования торговых посредников одного уровня системы распределения продукции и услуг.
Перечисленные выше цели достигаются на основе определения следующих показателей:
— затрат на функционирование ХС (КД, КР, УС);
— чистой прибыли ХС (КД, КР, УС);
— валовых активов ХС (КД, КР, УС).
Кроме перечисленных выше показателей в практике управления системами распределения продукции и услуг широкое применение находят следующие показатели:
— объем реализованной продукции (используется компанией Alliend Electrical для оценки деятельности торговых посредников);
— скорость оборота активов;
—■ рентабельность оборота активов [4].
Данные показатели являются основой для создания интегральных показателей функционирования систем распределения, один из которых представлен в работе [5].
К числу важнейших показателей, подлежащих определению в ходе аудиторской проверки, относятся:
— число привлеченных к сотрудничеству новых потребителей;
— число претензий, поступающих в адрес объекта исследования;
Рис. 4. Последовательность подготовки и проведения аудита системы распределения продукции и услуг
Типовые объекты аудита ХС КД КР УС CP
Экспресс-методикй Вид методики ХСэ КДэ КРэ УСэ СРэ
аудита
Комплексные ХСк КДк КРк УСк СРк
методики
Рис. 5. Классификация методик аудита систем распределения продукции и услуг
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгортсЧ -к
^Налшнигеасие прхщгд^ъ 6- аудите
16 (31)-2004
Рис. 6. Типовые объекты аудита системы распределения продукции и услуг
— число обращений к покупателям в течение определенного периода времени;
— размер дебиторской и кредиторской задолженностей и др.
Определение данных показателей целиком устанавливается потребностями управленческого персонала объекта исследования, что должно найти отражение в программе аудита.
Помимо количественных показателей, отражающих деятельность системы распределения продукции и услуг, в практике аудита применяются качественные показатели, которые достаточно трудно поддаются оценке. Существует несколько способов, позволяющих разрешить данную проблему. К ним, например, относятся:
— графическая шкала балльной оценки деятельности торговых посредников;
— оценочная шкала характера поведения (ОШХП) персонала предприятия [4] и др.
После определения данных показателей, соответствующих расчетов и (при необходимости) дополнительного анализа в соответствии с данными рис. 4 выявляются объекты (ХС, КД, КР, УС), требующие более детального аудита в целях получения достоверной информации для принятия соответствующих решений по оптимизации системы распределения продукции и услуг.
Очевидно, что экспресс-методики аудита типовых объектов органично связаны между собой и их сочетание предопределяется целым рядом факторов, о которых шла речь ранее.
Если вести речь об использовании комплексных методик аудита систем распределения продукции и услуг, то в отношении микроэкономических объектов (предприятий) они проработаны достаточно детально. В то же время этого не скажешь в отношении мезоэкономических объектов (объединений хозяйствующих субъектов). При создании данных методик следует перенести акценты с исследования объектов на исследование связей между объектами, обеспечивающих «равнопрочность» системы распределения и ее конкурентоспособность на рынке. Данная проблема, по мнению автора, до настоящего времени не нашла должного отражения в отечественной литературе.
Таким образом, в данной статье автор постарался отразить основные аспекты аудита одной из наиболее проблемных экономических систем — системы распределения продукции и услуг. Очевидно, что по мере развития рыночных отношений теоретико-методологический аппарат данного вида деятельности будет совершенствоваться. Однако уже сейчас предстоит выполнить немалый объем работ по оптимизации деятельности каналов распределения. Данный аспект является актуальным в преддверии вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, когда станет окончательно ясно, что экономическое развитие страны во многом сдерживается крайне неудовлетворительным состоянием сферы обращения продукции и услуг.
Литература
1. Аудит в России. — М.: Инвест Фонд, 1994.
2. Тяпухин А Логистика и распределение продукции//Конъюнктура товарных рынков: Прогнозно-аналитическое приложение к журналу «РИСК», — 2002, — № 1.
3. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
4. Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.
5. Азоев Т.Л. Повышение конкурентоспособности сети реализации автомобилей//Маркетинг. — 1996. — № 6.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: торта тс
35