АУДИТ СИСТЕМ КОНЦЕНТРАЦИИ РЕСУРСОВ
А. П. ТЯПУХИН, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Менеджмент» Оренбургского государственного университета
Глобализация хозяйственных процессов, наблюдаемая в последнее время в мировой экономике, предопределяет необходимость разработки теории и методологии управления объединениями предприятий (мезоэкономическими системами), включая все его основные функции, к числу которых, как известно, относится аудит. Следует отметить, что аудит мезоэкономических систем существенно отличается от аудита отдельных предприятий, поскольку:
— аудиторская проверка большей частью направлена не на сам объект (предприятие, группу предприятий), а на связи между отдельными предприятиями (группами предприятий);
— экономическая эффективность мезоэконо-мической системы предопределяется результатами деятельности ее наиболее слабого звена;
— наблюдается широкая дифференциация звеньев мезоэкономической системы по значительному спектру технико-экономических показателей;
— крайне сложно отделить одну мезоэконо-мическую систему от другой в связи с наличием большого числа связей между хозяйствующими субъектами, каждый из которых в зависимости от поставленной задачи может относиться к той или иной мезоэкономической системе;
— звенья мезоэкономической системы значительно отличаются по степени воздействия друг на друга; так, например, в российских условиях четко прослеживается тенденция диктата поставщика ресурсов по отношению к их потребителю (продолжающийся рост цен на нефть и нефтепродукты — прямое тому подтверждение); кроме того, можно отметить особую роль так называемых торговых
посредников, которые в настоящее время обладают реальной властью на рынке, позволяющей им воздействовать как на поставщика ресурсов, так и на их потребителя, и др.
Отмеченные выше особенности мезоэкономических систем предопределяют необходимость их классификации, которая во многом облегчается, если в данной системе выделить главное звено — отдельное предприятие, создающее или входящее в мезоэкономическую систему.
Ранее был обоснован ключевой классификационный признак указанных выше систем — изменение количественных параметров потока перерабатываемых системой ресурсов [1]. Исходя из этого, можно выделить три типа мезоэкономических систем:
— системы распределения ресурсов (уменьшение количественных параметров потока ресурсов);
— системы концентрации ресурсов (увеличение количественных параметров потока ресурсов);
— концентрационно-распределительные системы (как уменьшение, так и увеличение количественных параметров потока ресурсов).
Нетрудно заметить, что систему распределения ресурсов создает служба сбыта, а систему концентрации ресурсов — служба материально-технического обеспечения рассматриваемого предприятия.
Выделим особенности систем концентрации и распределения ресурсов применительно как к их поставщику, так и к их потребителю:
— в рыночных условиях нередки колебания потребительского спроса и его структуры, что вызывает необходимость рациональной загрузки каналов систем концентрации и распределения, т. е. в ряде слу-
24
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРШ ъ ПЫХШИХ*
öwitu.MUj.AUfUfr cfHfazßvteHufi. шашшяшшш^яшшшш^шш^^^тшш^т
Количество Q
Q > Q Q <Q
Качество К
К < К
К.....< к
Затраты Z
Z >Z
z <z
пс пт
т >т
пс пт
Время Т
т <т
пс пт
z >z
пс пт
Затраты Z
Z <Z
пс пт
к ж
пс пт
Качество К
К < К
пс пт
Склад предприятия Склад предприятия и/или посредника Склад предприятия Отказ (оптимизация ти К) Отказ (оптимизация ТИ Z) Склад посредника
Склад посредника Прямые поставки Прямые поставки Отказ (оптимизация К) Отказ (возможно кредитование") Прямые поставки
Отказ (оптимизация 2) Отказ (возможно кредитование') Отказ (возможно кредитование1) Отказ (оптимизация К и 7)
Склад посредника Прямые поставки Прямые поставки Отказ (оптимизация К)
Склад предприятия и/или посоедника Прямые поставки
Отказ (оптимизация К) Отказ (оптимизация К) Рис. 1. Варианты взаимодействия поставщика (пс) и потребителя (пт) по основным факторам приобретения ресурсов
чаев экономически целесообразно отказываться от прямых поставок ресурсов в пользу взаимодействия с посредническими организациями;
— ключевыми факторами, позволяющими описать потребности покупателя в ресурсах, являются количество, затраты, время и качество; причем первые три фактора могут быть описаны количественно, а последний фактор — либо качественно, либо посредством использования интегрального показателя качества ресурсов;
— используя различные комбинации перечисленных в предыдущем пункте факторов, можно классифицировать все встречающиеся варианты ситуаций взаимодействия поставщика (пс) и потребителя (пт) с учетом возможностей первого субъекта и потребностей второго субъекта (рис. 1) [2].
Данные рис. 1 позволяют выявить рациональные решения в области принятия решения о характере и месте закупки ресурсов или сбыта продукции и услуг. Для этого следует учитывать соотношения:
Т и Т ,
пс пт '
где Хпс — интервал времени, необходимый для изготовления требуемой партии ресурсов поставщиком и ее поставки на склад потребителя;
Хшп — интервал времени между поступлениями партий ресурсов их потребителю в соответствии с его интересами;
0 и0 ,
где Qnc — количество ресурсов в партии, минимально необходимое поставщику с точки зрения технологии их изготовления и транспортировки, определяемое на основе себестоимости изготовления данных ресурсов и, соответственно, их цены; Qnm — количество ресурсов в партии, поставляемой потребителю в соответствии с его интересами;
К и К ,
пс ппг
где Кпс — качество продукции и услуг, обеспечиваемое их поставщиком;
Кпт —- качество продукции и услуг, необходимое их потребителю;
Z и Z ,
пс mir
где Znc — затраты на изготовление продукции и оказание услуг их поставщиком; Z„ — предельная величина затрат потребителя на приобретение продукции и услуг. Анализируя данные, представленные на рис. I,
можно сделать следующие выводы:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж20РШ ъ TtPATZmcx*
25
— варианты взаимодействия контрагентов могут быть оценены предприятием с точки зрения его состояния в качестве поставщика либо в качестве потребителя ресурсов; исходя из этого, можно оценить эффективность того или иного варианта действий для достижения поставленных перед ним целей;
— указанные выше особенности позволяют оценить варианты поведения предприятия при поступлении заказа на продукцию и услуги от их потребителя и последующем размещении заказа уже со своей стороны у поставщика ресурсов;
— возможны комбинированные варианты удовлетворения запросов потребителя, например на основе закупок ресурсов как у их производителя, так и у торговых посредников (региональных дистрибьюторов, дилеров и др.);
— в зависимости от колебаний спроса на продукцию и услуги предприятию-потребителю целесообразно менять варианты поведения, т. е. при падении спроса на них отказываться от прямых поставок и прибегать к услугам торговых посредников; при этом, естественно, следует учитывать так называемые затраты на контакты с новым поставщиком;
— при определенных характеристиках рассматриваемого рынка ресурсов возможен диктат как поставщика, так и потребителя с навязыванием условий сделки одной из сторон другой стороне; оптимальным вариантом является готовность поставщика к удовлетворению потребностей клиента, в том числе посредством передачи заказа субподрядчикам.
Отличия систем концентрации ресурсов и распределения продукции и услуг
Классификационный признак
Система концентрации и ресурсов
Система распределения продукции и услуг
1. Вид деятельности предприятия
2. Поведение при увеличении спроса на ресурсы (продукцию и услуги)
3. Способ установления контакта с контрагентом
4. Принятие решения о закупке (сбыте)
5. Переход на выпуск новой продукции и оказание услуг
6: Расширение номенклатуры продукции и услуг
7. Поведение в отношении контрагента
8. Действия при повышении цен на ресурсы (продукцию и услуги)
9. Опасность при совершении сдел ки
10. Организационная зависимость звеньев логистической системы
11. Возможность холостого пробега транспортных средств
12. Политика в отношении запасов
13. Форма движения ресурсов
14. Отношение к предложению
Закупка
Осуществление закупок на более
высоком уровне системы концентрации ресурсов (сокращение уровней канала) Конкурс на поставку ресурсов среди имеющихся поставщиков
Коллегиальное
Возможен отказ от имеющихся поставщиков
Влияние на номенклатуру закупаемых ресурсов может быть незначительным
Навязывание собственных нужд контрагенту Форвардные сделки (закупка ресурсов впрок по минимальным ценам) Иммобилизация финансовых ресурсов в запасах В основном от поставщика
Движение к поставщику
Запасы минимальны
Как правило, складская Стимулируют закупки, увеличивая прибыль в расчете на единицу
Сбыт
Расширение числа каналов рас пределения продукции и услуг (увеличение уровней канала)
Создание системы распределения продукции и услуг на добровольной основе С учетом требований потребителя
продукции и услуг Перепрофилирование деятельности звеньев системы распределения
продукции и услуг Влияние на сбыт может быть значительным (усложняется процесс распределения ресурсов) Удовлетворение потребностей
контрагента Продажа продукции и услуг по максимальным ценам Возможность инфляционных процессов
В основном от потребителя
Движение от потребителя
Запасы предопределяются необходимостью постоянной готовности к удовлетворению потребностей клиентов Как складская,так и транзитная Стимулируют сбыт, уменьшая прибыль в расчете на единицу продукции
26
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шворня -и тграхших*
Целью данной работы является разработка рекомендаций по проведению аудита в системах концентрации ресурсов, функционирующих на территории Российской Федерации.
Для достижения данной цели целесообразно проследить отличия систем распределения и концентрации ресурсов, сформированных предприятием. Данные отличия представлены в таблице [2].
В качестве дополнения к таблице выделим следующие особенности систем концентрации ресурсов:
1) в отличие от систем распределения ресурсов в системах концентрации в определенных случаях поощряется конкуренция между возможными поставщиками; причем закупка ресурсов осуществляется у поставщика, предложившего лучшие условия закупки; исходя из этого, сложно оценить эффективность принятого решения в данной сфере управленческой деятельности, поскольку речь идет о так называемой упущенной на данный момент времени выгоды потребителя ресурсов (рассматриваемого предприятия);
Рис. 2. Последовательность выявления особенностей функционирования системы распределения продукции и услуг, созданной отдельным предприятием (организацией)
2) реализация оптимального управленческого решения в области закупок может быть ограничена целым рядом факторов, таких как :
— дефицит ресурсов на рынке;
— отсутствие финансовых средств у покупателей ресурсов;
— наличие долгосрочных обязательств, которые поставщик вынужден соблюдать и др.;
3) объем закупаемых ресурсов и их качество предопределяются существующим спросом на конечную продукцию и услуги;
4) решения в области закупок ресурсов обычно принимаются так называемым закупочным центром, каждый участник которого преследует свои цели, в связи с чем решения в данной сфере управления носят большей частью компромиссный характер;
5) как показывает практика, на мировом и внутренних рынках ключевым фактором, предопределяющим выбор того или иного поставщика, является его надежность, т. е. готовность к выполнению меняющихся требований потребителя ресурсов при наличии существующих
у него ограничений; таким образом, речь идет о факторе, который трудно описать количественно, что оказывает влияние на технологию аудиторской проверки, и др.
Обобщая изложенное, можно отметить, что аудит систем концентрации ресурсов, созданных различными предприятиями, весьма затруднен и требует разработки соответствующего теоретико-методологического аппарата.
На рис. 2 представлена последовательность выявления особенностей функционирования системы распределения продукции и услуг, созданной отдельным предприятием (организацией).
Аудит систем концентрации ресурсов отличается следующими характеристиками:
1) аудит может проводиться:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: -теория -и -НР^хж-их*
27
OttmuvHujau^fi. teUugi
5 (38) - 2005
— соответствующей службой предприятия, создавшего и оптимизирующего систему концентрации ресурсов;
— соответствующими службами объединения предприятий в условиях их функционирования, например в виде финансово-промышленной группы для определения рационального формирования транзакционных издержек;
— сторонними организациями (внешними аудиторами);
2) аудит имеет четко выраженную управленческую ориентацию и направлен на поиск резервов, позволяющих оптимизировать закупочную политику системы концентрации ресурсов в целом;
3) периодичность аудита целиком определяется ситуацией, складывающейся на рынке определен-
Нет
Рис. 3. Последовательность подготовки и проведения аудита системы концентрации ресурсов
ных видов продукции и услуг, для которых необходимы соответствующие ресурсы, поэтому не отличается стабильностью проверок;
4) аудитявляется систематизированным, ориентированным на создание «равнопрочной» системы концентрации ресурсов, конкурентной на рынке за счет создания условий, способствующих привлечению необходимого количества поставщиков и их готовности к удовлетворению потребностей предприятия (группы предприятий или системы в целом) в соооветствующих видах ресурсов.
«Равнопрочность» системы концентрации достигается посредством предотвращения появления так называемых «узких мест» в системе за счет координации движения потоков разнообразных ресурсов на основе логистических принципов, в частности, за счет внедрения концепций MRP 1 / MRP II, или Just-in-time;
5) аудит проводится по инициативе высшего менеджмента крупных звеньев системы концентрации (в первую очередь предприятия, создавшего и использующего данную систему) и распространяется на
j сферу обеспечения (напомним, что в отличие от снабжения и закупок под обеспечением мы понимаем процесс, включающий концентрационную логистику, заключение договоров и получение права собственности на все виды ресурсов, необходимых рассматриваемому предприятию);
6) аудит, как правило, является ступенчатым; на первом этапе осуществляется проверка деятельности всех звеньев системы концентрации в целях выявления узких мест данной системы; далее аудит распространяется на узкие места (звенья системы) в целях создания целостного представления о причинах их низкой эффективности и разработки соответствующих мероприятий по устранению имеющихся проблем.
Один из вариантов подготовки и последовательности аудита системы распределения представлен на рис. 3.
На рис. 3 в блоке I представлены основные типовые объекты аудита системы концентрации ресурсов.
28
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя к -нра-кж-кы
На рис. 4 схематично изображены данные — хозяйствующий субъект (предприятие) как
объекты и направления перемещения ресурсов элемент канала движения ресурсов (далее — ХС); между ними. Причем, как видно на рис. 4, ресурсы — канал движения ресурсов как элемент ка-
могут поступать на предприятия либо напрямую нала концентрации (далее — КД); от поставщика (левая часть рис. 4), либо в рамках — канал концентрации как элемент системы
канала концентрации КК, по каналу движения концентрации ресурсов (далее — КК); (КД,) (правая часть рис. 4); — уровень канала концентрации как элемент
7) звенья системы концентрации должны осу- системы концентрации ресурсов (далее — УС); ществлять аудит по каждому виду ресурсов с ориента- — система концентрации (СК).
цией на их поставщиков и потребителей, что в итоге Методики аудита систем концентрации ресур-
позволяет дифференцировать потоки данных ресурсов сов можно разделить на два вида: и разграничить различные системы концентрации, в — экспресс-методики, позволяющие получить
том числе конкурирующие между собой, и др. оперативные данные о состоянии систем концен-
Методика проведения аудита базируется на трации ресурсов; двух основных подходах: — комплексные методики, целью которых
— на отраслевом подходе, поскольку звенья является получение подробной информации для системы концентрации за исключением субпод- разработки стратегии приобретения ресурсов, рядчиков относятся к сфере торговли; Представленные выше признаки позволяют вы-
— на специальном подходе, который требует делить десять типовых методик, используемых для разработки методик проверки групп хозяйствую- аудита системы концентрации ресурсов (рис. 5). щих субъектов, обладающих общими специальны- Анализируя данные, представленные на рис. 5, ми признаками; в нашем случае — это приобретае- можно отметить:
мые системой (каналом) концентрации ресурсы. — значительное многообразие используемых
При разработке методики следует учитывать для аудита систем концентрации ресурсов методик; тип исследуемого объекта. Как видно на рис. 4, — сложность разграничения данных методик
типовыми объектами аудита являются: для достижения целей хозяйствующих субъектов и
их объединений;
— четкую ориентацию аудита с точки зрения контроля качества как вертикальных, так и горизонтальных связей внутри систем концентрации ресурсов.
Естественно, что в рамках данной статьи невозможно представить все возможные варианты методики аудита систем концентрации, поэтому остановимся на особенностях аудита типовых объектов, представленных на рис. 3-5.
Анализ литературных источников показывает, что на сегодняшний день экспресс-методики аудита систем концентрации ресурсов используются для следующих целей:
1) определения равномерности и ритмичности поставок ресурсов контрагентом.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРъЯ -и ТСР/ГХЖСМ
29
Типовые объекты аудита ХС КД КК УС ск
Экспресс-
методики Вид методики аудита
Комплексные
методики
Рис. 5. Классификация методик аудита систем концентрации ресурсов
Напомним, что равномерность поставки — поступление ресурсов потребителю одинаковыми по размеру партиями через равные промежутки времени, а ритмичность — поступление ресурсов потребителю в согласованных по размеру партиях и в сроки, оговоренные в договоре их поставки.
Как нетрудно видеть, для проведения данной работы необходимо контролировать два основных параметра: количество ресурсов в партии и интервал времени между двумя смежными поставками. При этом следует учитывать возможные варианты исследования:
— указанные выше параметры могут подчиняться определенному закону, в основе которого лежат колебания спроса на продукцию и услуги, предоставляемые потребителю данным предприятием;
— в отдельных случаях необходима проверка соответствия поставок условиям договора по признаку сортности ресурсов (в первую очередь сельскохозяйственной продукции);
2) расчета ущерба, причиненного предприятию-потребителю поставщиком ресурсов.
При этом возможны следующие варианты:
— недопоставка ресурсов, предопределяющая дальнейшее уменьшение объема производимой продукции и оказываемых услуг. В данном случае аудитору следует получить информацию о количестве и номенклатуре недопоставленных ресурсов, их цене, структуре себестоимости, размере штрафных санкций, предъявленных потребителем данному предприятию;
— простои предприятия по причине отсутствия ресурсов с последующим форсированием производства продукции и оказания услуг. Для расчета ущерба следует оценить структуру системы оплаты труда (размер оплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, отчисления на социальное страхование, величину резерва на отпуск), а также штрафные санкции, предъявленные потребителями из-за срыва сроков поставки им готовой продукции или предоставления услуг;
— замена сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др., что приводит к повышенным расходам на закупку недопоставленных поставщиком ресурсов;
— различный размер ущерба, нанесенный рассматриваемому предприятию несколькими поставщиками, что требует его однозначной оценки для предъявления каждому из них обоснованных штрафных санкций;
3) выявления качества структуры закупочного центра, поскольку в рыночной экономике решение в данной сфере обычно принимается коллективом специалистов различного профиля, каждый из которых преследует присущие ему цели. Поэтому данный фактор обязательно должен находиться в центре внимания специалистов по управлению персоналом на предприятии;
4) оценки эффективности системы управления заказами на предприятии и прогнозирования потребности в компонентах продукции, производимой на предприятии.
В первом случае следует обратить внимание на эффективность взаимодействия служб закупок, сбыта и производственных подразделений на основе имеющихся у них полномочий и ответственности за качество их реализации. Во втором случае важно оценить эффективность системы мониторинга прогнозов и степени ее оперативности в сфере варьирования имеющихся в наличии методов прогнозирования спроса на продукцию и услуги;
5) качества системы оперативного планирования на предприятии.
Комплекс работ в данном направлении требует эффективного использования основных логистических концепций управления ресурсами типа MRP 1 / MRP II, достаточно широко представленных в литературных источниках. При этом аудитору следует обратить внимание на следующие управленческие аспекты проведения работ:
— организацию системы бухгалтерского и управленческого учета на предприятии;
— эффективность системы коммуникационных процессов между подразделениями объекта аудита;
— состояние исполнительской дисциплины на предприятии;
— степень загрузки производственных мощностей;
— рациональность привлечения сторонних организаций (субподрядчиков) для выполнения (в том числе за счет сокращения сроков) производственной программы предприятия;
ХСЭ КДэ ККз УСЭ скэ
хск КДк ККк УСК СКк
30
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШВОРНЯ ъ тсратжкха
— качество технологического процесса и его соответствие параметрам производственной программы;
— гибкость в управлении персоналом на предприятии при колебаниях спроса на продукцию и услуги и др.;
6) оптимальности системы норм и нормативов, используемой на предприятии.
Очевидно, что развитие научно-технического прогресса постоянно диктует необходимость их ужесточения, хотя в то же время возникает опасность недопоставки ресурсов, что может привести к срыву выполнения производственной программы;
7) оценки размеров запасов на предприятии, которая производится в соответствии с существующими рекомендациями.
При этом учитывается широкий спектр факторов, влияющих на данный вид активов предприятия, таких как:
— годовой спрос на конечные продукцию и услуги и его колебания;
— затраты на оформление заказа на поставку ресурсов, их транспортировку и переналадку производства у поставщика;
— затраты на хранение ресурсов;
— уровень инфляции на рынке ресурсов данного типа;
— производительность предприятия-поставщика;
— система скидок на ресурсы в зависимости от размера их партии и др.;
8) выявления целесообразности использования форвардных сделок, что обусловлено колебаниями цен на ресурсы.
Фактически данный вариантявно коррелирует с качеством функционирования системы прогнозирования на предприятии, что является прерогативой его маркетинговой службы;
9) решения задачи MOB (закупать или производить), которая, как показывает практика, является достаточно сложной из-за широкого многообразия факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Исходя из этого, следует учитывать необходимость комплексного подхода к решению данной задачи за счет использования количественных и качественных методов моделирования;
10) выбора метода закупок ресурсов.
Один из методологических подходов к достижению данной цели представлен на рис. 1;
11) определения оптимального на данный момент времени поставщика ресурсов.
Фактически данная цель может быть достигнута при наличии обширной базы данных по имеющимся и потенциально возможным поставщикам и варьировании ими (при наличии такой возможности) для качественного удовлетворения потребностей покупателей продукции и услуг данного предприятия.
Таким образом, в данной статье автор постарался очертить ряд наиболее проблемных сфер аудита систем концентрации ресурсов, от функционирования которых во многом зависит конкурентоспособность предприятия, создавшего данную систему. По мере развития рыночных отношений роль рынка ресурсов будет постоянно возрастать, поэтому продолжение исследований по затронутой проблеме является весьма актуальным.
Литература
1. Тяпухин А. Логистические системы // РИСК,- 2001. - № 3.- С. 3-14.
2. Тяпухин А., Коган А. Стратегические приоритеты предприятия // РИСК. - 2004. - № 2,- С. 3-11.
3. Тяпухин А. Концентрация ресурсов на предприятии // РИСК,- 2003. - № 2,- С. 56-62.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шеоръя и
31