аудит бюджетного учреждения: обоснованность сметы расходов социальной сферы
А.Е. СУГЛОБОВ, кандидат экономических наук, профессор Государственного университета управления, заслуженный экономист РФ
Аудит социальной сферы призван оценить деятельность бюджетного учреждения с точки зрения достоверности его отчетности и выполнения социальных условий.
В ходе аудиторской проверки решаются следующие задачи:
• соответствует ли деятельность бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам;
• правильно ли составлены: бюджетная заявка, смета доходов и расходов, а также обоснованны ли расчеты по конкретным видам доходов и расходов;
• соответствуют ли показатели сметы доходов и расходов лимиту бюджетных обязательств и сведениям, содержащимся в уведомлении о бюджетных ассигнованиях;
• своевременно ли представляются бюджетным учреждением сметы доходов и расходов на утверждение распорядителям (главным распорядителям) бюджетных средств;
• достоверно ли составлена отчетность бюджетного учреждения по исполнению сметы доходов и расходов.
Специфика социальной сферы села и проводимого там аудита определяется тем, что предприятия социальной сферы осуществляют свою деятельность на основании Положения о территориальных округах администрации конкретного района, области, администрациях поселков, сельских округов.
Обслуживание организаций социальной сферы осуществляется, как правило, централизованной бухгалтерией администрации поселка и села.
Так, например, централизованная бухгалтерия пос. Деденево Московской области обслуживает следующие учреждения:
• муниципальное дошкольное учреждение № 40;
• муниципальное дошкольное учреждение № 42;
• Деденевская общеобразовательная средняя школа;
• дом культуры;
• библиотека;
• администрация;
• централизованная бухгалтерия.
В соответствии с действующим законодательством правильность ведения учетных операций и составления отчетности в бюджетных учреждениях должна подвергаться систематическому контролю.
К числу основных задач в области финансового контроля над деятельностью бюджетных учреждений относятся:
• проверка соблюдения действующего законодательства, а также других нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок формирования и использования финансовых ресурсов;
• создание условий для наиболее эффективного использования потенциала бюджетной сферы в интересах развития общества и удовлетворения социальных потребностей;
• установление полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств, проверка соблюдения финансовой дисциплины, выявление отклонений от принятых стандартов, применение в случае финансовых нарушений жестких санкций не только к самим учреждениям, но и к конкретным должностным лицам;
• содействие организации и ведению бухгалтерского учета, составлению обоснованной достоверной отчетности;
• разработка мер по предотвращению будущих финансовых нарушений, получение компенсаций за причиненный ущерб от виновных лиц.
В ходе осуществления аудиторских контрольных мероприятий проверяется законность всех совершаемых финансово-хозяйственных операций, устанавливаются полнота и своевременность формирования финансовых ресурсов, их целевой характер и эффективность использования, выявляются нарушения финансовой дисциплины.
Целенаправленный финансовый контроль позволяет постоянно следить за движением финансовых ресурсов в общественном производстве, в том числе в деятельности бюджетных учреждений; благодаря ему удается правильно оценивать результаты финансово-хозяйственных операций бюджетных учреждений, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий.
Наряду с финансовым ведомственным контролем все более широкое значение приобретает независимый аудиторский контроль. В ходе исследования разработаны методические подходы к организации аудита социальной сферы.
Первое, что делает аудитор при проведении контрольных мероприятий, знакомится с деятельностью проверяемого учреждения. Аудитор проверяет следующие документы: наличие утвержденных смет расходов учреждения в разрезе бюджетов, его устав, свидетельство о государственной регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, договоры банковских счетов, приказы, распоряжения, внутренние положения и др.
Для предварительного обследования может быть использован следующий бланк проверки (табл. 1).
Таблица 1
Данные предварительного обследования учреждений социальной сферы
1. Общие данные
Наименование учреждения
Данные о регистрации в налоговых органах, во внебюджетных фондах
Руководитель учреждения
Главный бухгалтер
Юридический адрес, фактический адрес, контактный телефон
Наличие на балансе подведомственных учреждений, их статус
Численность организации в целом и в разрезе структурных подразделений
Источники финансирования: в том числе
Федеральный бюджет
Региональный бюджет
Местный бюджет
Внебюджетные средства
2. Организация бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля
Организация бухгалтерского учета: централизованная бухгалтерия; отдельная бухгалтерия, другие
Описание используемой системы бухгалтерского учета: ручная обработка данных, с использованием программ бухгалтерского учета
Окончание табл. 1
Описание используемого программного продукта, организация, обслуживающая программное обеспечение
Количество компьютеров, используемых для учета
Численность сотрудников бухгалтерии
Фамилия, имя, отчество, образование, стаж работы бухгалтеров, в том числе на данном участке
Выполняемые обязанности, какие документы обрабатывает, какие расчеты составляет, какие проводки делает
Оценка состояния бухгалтерского учета
Нормативно-правовое состояние ведения бухгалтерского учета
Форма хранения учетных регистров (бумажная, электронная), состояние учетных регистров
Данные первичной проверки дают вводную обобщенную картину деятельности учреждения.
Аудит основан на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты аудита оформляются аудиторским заключением, имеющим юридическую силу, и письмом руководству о результатах проверки.
Аудит социальной сферы проводится наряду с ведомственной ревизией. Основная цель аудита — подтверждение достоверности отчетности об исполнении сметы расходов, а основная цель ревизии — проверка законности и целевого использования бюджетных средств.
Результаты проведенной ревизии оформляются актом, который подписывается ревизором и уполномоченными на то должностными лицами проверяемых субъектов. Итоги ревизии докладываются органу государственного финансового контроля, назначавшему ревизию. Вся информация, полученная в ходе ревизии, может быть использована только в целях проводимого финансового контроля и разглашению не подлежит.
Результаты аудита подкреплены нормативноправовыми документами. Аудитор должен дать полный и обоснованный отчет руководству с описанием конкретных ошибок, сделать ссылку на нормативный акт из правового обеспечения бюджетного процесса, дать предложения по исправлению выявленных недостатков и рекомендовать методику учета.
Основные этапы проверок отражены в реестре (табл. 2), где показаны аудируемые операции, проверяемые документы, выводы ревизора по отношению к осуществляемой операции.
Таблица 2
Контрольные процедуры аудита основных операций организаций социальной сферы села
Этап проверки Объект контрольной проверки Выводы и решения аудитора
Операции по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников Сметы бюджетных учреждений, договора, регистры учета и движения денежных средств Целевое или нецелевое расходование средств. Достоверность отчетности по денежным потокам. Обеспечивается ли раздельное ведение учета расходов по каждому источнику ассигнований
Учет кассовых операций М/о № 1, ф. 381, ф. 440, м/о №2, м/о №5 Во всех ли приходно-расходных документах указывается, за счет какого источника приобретены или получены денежные средства или материальные ценности. Характер учета кассовых расчетов (автоматизированно или вручную). Правильно ли оформлены выходные документы: прошиты, пронумерованы, подписаны руководителем. Нарушен ли лимит кассы
Учет труда и заработной платы. Расчеты по оплате труда. Приказ руководителя организации, табель использования рабочего времени ф. 421, карточка-справка ф. 417 Периодичность ведения табеля, аккуратно ли составлен табель, нет ли поправок, правильно ли ведется карточка-справка ф. 417: отражаются ли сведения по всем источникам финансирования суммы начисленной заработной платы по видам, суммы удержаний по видам, суммы к выдаче
Учет поступления и расход продуктов питания Договора, контракты, меню-раскладки Характер учета продуктов питания и поставщиков (автоматизированно или вручную). Цена списания продуктов, правильное ведение учета списка продуктов оговоренный в договоре или контракте, не ведется ли учет по продуктам, которых нет в списках
Учет расчетов с подотчетными лицами М/о № 8 Ведется ли м/о № 8, характер оплаты товарно-материальных ценностей: безналичным путем или нет
Учет движения малоценного инвентаря Оборотная ведомость ф. М-44 Полное ли отражение наименование предметов, количество, стоимость их в разрезе учреждений. Указан ли источник приобретения средств и номера субсчетов отражения, имеется ли подпись главного бухгалтера и исполнителя. Правильность перевода в состав основных средств малоценного инвентаря
Основные средства Ф. ОС-6 Состояние аналитического учета, ведение инвентарных карточек, описей и оборотных ведомостей. Правильность и законность списания ОС. Правильность начисления и учета износа на основании годовых норм износа. Эффективность и целевое использование
Отчетность бюджетного учреждения Формы бюджетной отчетности Правильность заполнения отчетных форм, их соответствие информации бухгалтерских регистров и установленным требованиям бюджетного учета
В бюджетных учреждениях наиболее значимыми являются вопросы проверки сметы расходов. Контрольные мероприятия аудитора по проверке сметы расходов можно представить в табл.3.
Таблица 3
Аудитор составляет реестр для отражения использования бюджетных средств. Анализируя ситуацию, получает объяснения у ответственных
лиц, делает свои выводы по поводу ошибок и их устранения.
Аудит достоверности отчетности по статьям расходов целесообразно начинать с проверки обоснованности смет на содержание бюджетного учреждения.
Проверку обоснованности сметы расходов бюджетного учреждения целесообразно представить в виде разработанной в ходе исследования табл. 4.
Таблица состоит из двух частей. В первой части «Общие сведения» дается подробное описание учреждения, его технические данные (кубатура строений по наружному обмеру и внутренняя площадь здания), школа и сады должны дать о себе данные комплектация классов и детей в садах, в том числе в старших группах и яслях, дать данные о количес-
Реестр контрольных мероприятий статей расходов
Учреждение Статья Экономическое состояние Комментарии
Прове- ряемое подведомс- твенное учрежде- ние Статья расхо- дов Излишне запланировано, недорасход, перерасход денежных средств Ошибки, указанные аудитором, действия по устранению ошибок
Таблица 4
Аудит обоснованности сметы расходов бюджетного учреждения
Расчет к смете
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Территориальный округ
(наименование учреждения)
1. Общая кубатура всех строений по наружному обмеру м3
2. Внутренняя площадь здания м2
3. Количество групп, в них детей:
4. в т.ч. ясельных групп, в них детей:
5. Рабочие дни учреждения:
6. Количество дето-дней:
7. Количество классов, в них учащихся:
8. Количество ГПД, в них учащихся:
9. Количество освобожденный ГПД, 17,5%:
10. Количество штатных единиц:
11. Лимит потребления электроэнергии (кВт ■ ч):
12. Потребление теплоэнергии по договору (Гкал):
13. Водоснабжение: вода м3 стоки м3
14. Количество телефонных точек:
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ РАСЧЕТА РАСХОДОВ ПО СМЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Экономическая классификация расходов, Расчет плановых расходов Сумма Замечания
наименование статей б. у р с. ц аудитора
1 2 3 4
211 — заработная плата
212 — прочие выплаты
прочие текущие расходы
оплата льгот по коммунальным услугам
213 — начисления на оплату труда
221 — услуги связи
222 — транспортные услуги
командировки
транспортные услуги
223 — коммунальные услуги:
оплата тепловой энергии
оплата электрической энергии
оплата водоснабжения
224 — арендная плата за пользование имуществом
225 — услуги по содержанию имущества:
оплата содержания помещения
СЭС
вывоз мусора
замер сопротивления, заправка огнетушителей
прочие коммунальные услуги
ремонт оборудования и инвентаря
текущий ремонт зданий и сооружений
226 — прочие услуги:
страхование транспортных средств
прочие текущие расходы
310 — увеличение стоимости основных средств:
мягкий инвентарь
прочие расходные материалы
320 — увеличение стоимости нематериальных активов
340 — увеличение стоимости материальных запасов:
медикаменты
продукты питания
горюче-смазочные материалы
прочие расходные материалы и предметы снабжения
290 — прочие расходы
подписка
учебные пособия
тве дето-дней, также режим работы учреждения, количество оказываемых коммунальных услуг по договору.
На основе показателей, указанных в «Общих сведениях», вытекает вторая часть «Проверка правильности расчета расходов по смете бюджетного учреждения». Она разделена на три столбца. Первый столбец «Экономическая классификация расходов, наименование статей» составлен по новой бюджетной классификации с учетом расходов, относящихся к этой статье. Во второй столбец «Расчет плановых расходов» забиваются
расчеты по планируемым статьям. Третий столбец «Сумма» указывает итоговую сумму по статье расходов. Четвертый столбец аудитор заполняет в виде замечаний-пожеланий по проверяемым расчетам.
Переход организаций социальной сферы на новый план счетов требует проработки вопросов аудита учетного процесса в соответствии с новой инструкцией. Применение в практике аудита представленных в исследовании предложений позволит обеспечить аудитора инструментами проверки и улучшить качество ее проведения.