Финансовый контроль
АУДИТ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
А.Е. СУГЛОБОВ, кандидат экономических наук, профессор Государственного университета управления,
заслуженный экономист РФ
При сложившихся условиях на первый план выдвигается необходимость совершенствования качества контроля (аудита) объектов несоциальной сферы на всех уровнях контроля: государственного, внешнего (в том числе аудит), внутреннего.
Рассмотрим методологию и методику аудита непроизводственной сферы на примере аудита отчетности потребительского общества. Аудит непроизводственной сферы экономических субъектов следует также начинать с ознакомления с бизнесом, предварительного планирования, включения вопросов аудита непроизводственной сферы в Общий план и Программу аудита. Одним из перспективных этапов аудита непроизводственной сферы является оценка системы внутреннего контроля.
Совет потребительского _общества
Экономическая служба
Ревизионная комиссия
Правление потребительского общества
Юридический отдел
Главный бухгалтер
Бухгалтер по Бухгалтер по Бухгалтер по
производству общественному торговле и прочим
питанию услугам
1 1 1
Материально- Материально- Материально-
ответственные ответственные лица: ответственные лица:
лица: зав. складом зав. складом, зав. кладовщик, зав.
т. инженер производством магазином
Организационная структура управленческой и бухгалтерской службы потребительского общества
В первую очередь при оценке системы внутреннего контроля (СВК) аудитор должен изучить и оценить организационную структуру предприятия. Целесообразно при этом обобщить эту информацию в виде схемы (см. рисунок). Это позволит аудиторам получить наиболее полное представление об управленческой структуре предприятия, взаимодействии его подразделений между собой и подчиненности, а также установлении распределения ответственности и др.
Степень значимости СВК заключается в том, что она позволяет более полно и всесторонне изучить финансовую и хозяйственную деятельность предприятий потребительской кооперации и их структурных подразделений, определение экономической целесообразности и правильности совершаемых хозяйственных операций, а также достоверность учетной и отчетной бухгалтерской информации.
Существенной особенностью деятельности предприятия общественного питания потребительской кооперации является ее нацеленность на решение социальных задач. Вместе с тем при проведении контроля следует систематически проверять финансовые показатели результатов деятельности, поскольку безубыточность работы потребительской кооперации является одним из непременных условий ее существования, дальнейшего развития и решения социальных задач.
Значительный удельный вес на предприятиях общественного питания
занимают товарные операции. Поэтому в Программу аудита общепита потребкооперации следует включить следующий перечень проверяемых вопросов по соответствующим разделам (табл. 1).
Результаты проверки, полученные по разделам программы аудита, следует отражать в рабочей документации аудитора с обязательным указанием периода проведения аудиторской процедуры по каждому разделу учета, даты составления и проверки документа.
При проведении аудита товарных операций на предприятиях общественного питания потребительской кооперации наиболее уместными и целесообразными методами получения аудиторских доказательств являются: проверка документов по существу с позиции установления факта законности и экономической целесообразности операции, проведения встречной проверки документов, направление письменных запросов третьим лицам, арифметическая и фактическая проверка наличия товаров и достоверности осуществления расчетов с покупателями и поставщиками.
Наиболее эффективными приемами проверки полноты и своевременности оприходования
и списания и товаров в кладовой, продуктов и готовых изделий на кухне и в торговом зале являются внезапная инвентаризация и хронологическая проверка.
При проведении аудита товарных операций большое значение имеют аналитические процедуры. Они представляют собой анализ и оценку аудитором полученной информации, а также расчет и изучение основных финансово-экономических показателей проверяемого предприятия общественного питания с целью выявления незаконных или неправильно отраженных в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, а также выявление причин допущенных искажений.
Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется введением большого числа новых нормативно-правовых актов, что обусловливает большие квалификационные требования к специальности аудитора. Он должен обладать знаниями по организации, технологии и этике аудита, бухгалтерскому учету, финансам, кредиту, законодательству, налогообложению, контролю и ревизии хозяйственной деятельности, экономики, организации и управ-
Таблица 1
Программа аудита товарных операций предприятий общественного питания
Наименование раздела Содержание вопроса (процедуры)
1. Аудит общего состояния системы бухгалтерского учета Соответствие учредительных документов действующему законодательству. Правильность учетной политики и ее соответствие действующему законодательству. Установление значения применяемого объема и состава средств вычислительной техники на подготовку бухгалтерской отчетности и проведение аудиторской проверки
2. Аудит эффективности и надежности системы Ознакомление с организационной структурой предприятия. Наличие и документальное оформление распределения обязанностей между работниками по выполнению функций внутреннего контроля. Документальное оформление контрольных процедур
З.Проверка фактического наличия и правильности хранения товаров Соблюдение сроков проведения инвентаризации. Правильность и своевременность отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации в кладовой и в буфете. Проведение инвентаризации под контролем аудитора
4. Аудит товарных операций в кладовой Правильность оформления операций по поступлению товаров. Оценка уровня учета продуктов в кладовой. Документальное оформление операций по отпуску из кладовой сырья, покупных полуфабрикатов и кулинарных изделий. Правильность составления отчетности материально-ответственными лицами. Правильность бухгалтерского учета товарных потерь
5. Аудит бухгалтерского учета сырья в производстве и выпуска продукции Документальное оформление поступления в производство сырья и полуфабрикатов. Документальное оформление деятельности производства (цехов). Правильность учета затрат на приготовление продуктов; оформление отпуска готовых изделий на раздачу.
6. Аудит реализации товаров в буфетах и мелкорозничной торговле Правильность формирования цен на продукцию собственного производства и покупные товары. Правильность применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением наличными деньгами. Правильность организации аналитического учета по каждому материально-ответственному лицу в буфете и мелкорозничной сети. Полнота и своевременность сдачи выручки в кассу в конце рабочего дня. Правильность составления товарных отчетов работниками торговли
7. Аудит учета товарных операций на предприятиях общественного питания в центральной бухгалтерии Соблюдение правил оценки товаров в кладовой, производстве, буфете и мелкорозничной сети. Правильность расчета и списания затрат (расходов на продажу). Правильность определения объема товарооборота общественного питания для исчисления торговых наценок. Правильность отражения операций по реализации покупных товаров и продукции собственного производства, а также формирования финансовых результатов для целей бухгалтерского учета и налогообложения
лению агропромышленным производством, компьютеризации учета и экономических программ, достаточными для практической деятельности в сфере внешнего и внутреннего аудита; владеть методами организации и проведения экспертизы бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, аудиторских проверок и услуг; уметь защищать законные имущественные интересы хозяйствующих субъектов в органах налогообложения и правоохранительных органах. Необходимость в высоком уровне квалификации аудиторов определяет состав требований к претендентам на получение специальности аудитора, принципиальные подходы к формам и методам подготовки, ее объему и продолжительности.
На основе вышеизложенного, в целях улучшения организации внутреннего аудита на предприятиях агропромышленного комплекса целесообразно:
• рекомендовать всемерное развитие внутреннего аудита, опережающий режим подготовки кадров аудиторов и повышения квалификации работников управления по аудиторской деятельности;
• определить состав требований к претендентам на получение специальности аудитора, принципиальные подходы к формам и методам подготовки, ее объему и продолжительности;
• разработать и внедрить в производство отраслевые нормативные положения и организационные регламенты внутреннего аудита;
• разработать и установить порядок введения стандартов, норм, руководств для деятельности внутренних аудиторов;
• создание профессиональных центров внутренних аудиторов на принципах самоорганизации.
Практика управления и исследования становления многоукладной экономики свидетельствуют о неотложности организации аудита в социальном комплексе на основе общих для всей хозяйственной деятельности правовых регламентов и с учетом особенностей социальной сферы. В составе обстоятельств, обусловивших развитие аудита в социальной сфере, приоритетное значение имеют следующие:
• потребность защиты социальных интересов населения (как работающего, так и не работающего). Преобладающее большинство социальных субъектов реорганизовано в процессе реформы и включено в сферу государственной и негосударственной экономики. В этих условиях ведомственный финансовый контроль частично воздействует только на социальные субъекты,
находящиеся в государственной собственности. Для остальных субъектов социальной сферы (прежде всего негосударственного сектора) контроль практически упразднен, создается впечатление бесконтрольности и вседозволенности. Промедление в создании новой структуры для исполнения контрольной функции социальной сферы способствует нарушению законов при осуществлении хозяйственных операций, не позволяет обеспечить сохранность специального имущества и его эффективное использование в социальной сфере, правильное исчисление и рациональное распределение доходов от платных социальных услуг, защиту законных интересов широких слоев населения. Самостоятельно хозяйствующие субъекты социальной сферы непосредственно заинтересованы в достоверном бухгалтерском балансе и реальной оценке финансового состояния организации социальной сферы и своих партнеров, в подтверждении соответствия законам и учредительным документам деятельности органов управления на предприятиях и в объединениях (правлений, советов директоров, координационных советов и др.);
сложность системы законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность социальных формирований, обусловливает острую потребность в консультациях и методической помощи по организации учета и отчетности, исчислению дохода и прибыли, пользования кредитами, защите имущественных интересов своих учредителей. В социальном комплексе специфичны действующие нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию; достоверная оценка реальности бухгалтерского баланса и финансового состояния хозяйствующих социальных субъектов необходима также для банков как условие гарантии возврата кредитов;
защита социальных субъектов от неправомерных действий органов налогообложения, пенсионного и имущественных фондов, банков; необходимость в регулировании на паритетных началах отношений социальных организаций с юридическими и физическими лицами. Аудиторские проверки применяемых этими предприятиями цен (наценок) и других условий реализации товаров или социальных услуг, проводимые по инициативе региональных органов государственного управления, могут служить основой для принятия эффективных антимонопольных мер;
В процессе реформирования экономических отношений и хозяйственной организации в Российской Федерации система органов контроля кардинально трансформировалась. Резко сократилась сфера деятельности ведомственного контроля социальной сферы и численность занятых в них работников.
В новой системе контроля хозяйственной деятельности закономерно, вследствие изменений отношений собственности, резко сократилась сфера ведомственного контроля и структура его деятельности, ориентированная на контроль исполнения функций федерального и регионального управления. В сфере хозяйственного управления (на всех его уровнях) контрольные функции осуществляет аудиторская служба, соответствующая предпринимательскому статусу хозяйствующих субъектов и сочетающая независимый финансовый контроль с оказанием услуг в финансовой сфере. Контроль за правильностью составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения осуществляют распорядители и главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств. В контрольно-аналитической работе распорядители и главные распорядители бюджетных средств используют такие методы, как анализ и проверка.
Аудит социальной сферы призван оценить деятельность организации с точки зрения достоверности ее отчетности и выполнения социальных условий.
В ходе аудиторской проверки решаются следующие задачи:
• соответствует ли деятельность бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам;
• правильно ли составлены бюджетная заявка, смета доходов и расходов, а также обоснованны ли расчеты по конкретным видам доходов и расходов;
• соответствуют ли показатели сметы доходов и расходов лимиту бюджетных обязательств и сведениям, содержащимся в уведомлении о бюджетных ассигнованиях;
• своевременно ли представляются бюджетным учреждением сметы доходов и расходов на утверждение распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств;
• достоверно ли составлена отчетность бюджетной организации по исполнению сметы доходов и расходов.
Специфика социальной сферы села и ее аудита определяется тем, что предприятия социальной
сферы осуществляют свою деятельность на основании Положения о территориальных округах администрации конкретного района, области, администрациях поселков, сельских округов.
Обслуживание организаций социальной сферы осуществляется, как правило, централизованной бухгалтерией администрации поселка и села.
Так, например, централизованная бухгалтерия пос. Деденево Московской области обслуживает следующие учреждения:
• муниципальное дошкольное учреждение № 40;
• муниципальное дошкольное учреждение № 42;
• деденевскую общеобразовательную среднюю школу,
• дом культуры;
• библиотеку;
• администрацию;
• централизованную бухгалтерию.
В соответствии с действующим законодательством правильность ведения учетных операций и составления отчетности в бюджетных учреждениях должна подвергаться систематическому контролю.
К числу основных задач в области финансового контроля за деятельностью бюджетных учреждений относятся:
• проверка соблюдения действующего законодательства, а также других нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок формирования и использования финансовых ресурсов;
• создание условий для наиболее эффективного использования потенциала бюджетной сферы в интересах развития общества и удовлетворения социальных потребностей;
• установление полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств, проверка соблюдения финансовой дисциплины, выявление отклонений от принятых стандартов, применение в случае финансовых нарушений жестких санкций не только к самим учреждениям, но и к конкретным должностным лицам;
• содействие организации и ведению бухгалтерского учета, составлению обоснованной достоверной отчетности;
• разработка мер по предотвращению будущих финансовых нарушений, получение компенсаций за причиненный ущерб от виновных лиц. В ходе осуществления аудиторских контрольных мероприятий проверяется законность всех совершаемых финансово-хозяйственных операций, устанавливаются полнота и своевременность формирования финансовых ресурсов, их целевой характер и эффективность использования, выявляются нарушения финансовой дисциплины.
Целенаправленный финансовый контроль позволяет постоянно следить за движением финансовых ресурсов в общественном производстве, в том числе в деятельности бюджетных учреждений; благодаря ему удается правильно оценивать результаты финансово-хозяйственных операций бюджетных учреждений, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий.
Наряду с финансовым ведомственным контролем все более широкое значение приобретает независимый аудиторский контроль. В ходе исследования разработаны методические подходы к организации аудита социальной сферы.
Первое, что делает аудитор при проведении контрольных мероприятий — ознакомление с деятельностью проверяемой организации. Аудитор проверяет следующие документы: наличие утвержденных смет расходов бюджетной организации в разрезе бюджетов, ее устав, свидетельство о государственной регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах,
договоры банковских счетов, приказы, распоряжения, внутренние положения и др.
Для предварительного обследования может быть использован следующий бланк проверки (табл. 2).
Аудит основан на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты аудита оформляются аудиторским заключением, имеющим юридическую силу, и письмом руководству о результатах проверки.
Аудитор должен дать полный и обоснованный отчет руководству с описанием конкретных ошибок, сделать ссылку на нормативный акт из правового обеспечения бюджетного процесса, дать предложения по исправлению выявленных недостатков и порекомендовать методику учета.
Основные этапы проверок отражены в реестре (табл. 3), где показаны аудируемые операции, проверяемые документы, выводы ревизора по отношению к осуществляемой операции.
Данные предварительного обследования организаций социальной сферы
Таблица 2
1. Общие данные об организации
Наименование организации
Данные о регистрации в налоговых органах, во внебюджетных фондах
Руководитель организации
Главный бухгалтер
Юридический адрес, фактический адрес, контактный телефон
Наличие на балансе подведомственных учреждений, их статус
Численность организации в целом и в разрезе структурных подразделений
Источники финансирования: в том числе
Федеральный бюджет
Региональный бюджет
Местный бюджет
Внебюджетные средства
2. Организация бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля
Организация бухгалтерского учета: централизованная бухгалтерия; отдельная бухгалтерия, другие
Описание используемой системы бухгалтерского учета: ручная, с использованием программ бухгалтерского учета
Описание используемого программного продукта, организация обслуживающая программное обеспечение
Количество компьютеров используемых для учета
Численность сотрудников бухгалтерии
Фамилия, имя отчество, образование, стаж работы бухгалтеров, в том числе на данном участке
Выполняемые обязанности, какие документы обрабатывает, какие расчеты составляет, какие проводки делает
Оценка состояния бухгалтерского учета
Нормативно-правовое состояние ведение бухгалтерского учета
Форма хранения учетных регистров (бумажная, электронная), состояние учетных регистров
Таблица 3
Контрольные процедуры аудита основных операций организаций социальной сферы села
Этап проверки Объект контрольной проверки Выводы и решения аудитора
Операции по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников Сметы бюджетных учреждений, договора, регистры учета и движения денежных средств Целевое или не целевое расходование средств. Достоверность отчетности по денежным потокам. Обеспечивается ли раздельное ведение учета расходов по каждому источнику ассигнований
Учет кассовых операций М/о № 1, ф. 381, ф. 440, м/о № 2, м/о № 5 Во всех ли приходно-расходных документах указывается за счет какого источника приобретены или получены денежные средства или материальные ценности. Характер учета кассовых расчетов (автоматизирован или ведется вручную). Правильно ли оформлены выходные документы: прошиты, пронумерованы, подписаны руководителем? Нарушен ли лимит кассы?
Учет труда и заработной платы. Расчеты по оплате труда, налогам на доходы физических лиц Приказ руководителя организации, табель использования рабочего времени ф. 421, карточка-справка ф. 417 Периодичность ведения табеля, аккуратно ли составлен табель, нет ли поправок, правильно ли ведется карточка-справка ф. 417: отражаются ли сведения по всем источникам финансирования суммы начисленной заработной платы по видам, суммы удержаний по видам, суммы к выдаче
Учет поступления и расход продуктов питания Договора, контракты, меню-раскладки Характер учета продуктов питания и поставщиков (автоматизировано или ведется вручную). Цена списания продуктов, правильное видение учета списка продуктов оговоренный в договоре или контракте, не ведется ли учет по продуктам, которых нет в списках?
Учет расчетов с подотчетными лицами М/о № 8 Ведется ли м/о № 8, характер оплаты товарно-материальных ценностей: безналичным путем или нет
Учет движения малоценного инвентаря Оборотная ведомость ф. М-44 Полное ли отражение наименование предметов, количество, стоимость их в разрезе учреждений. Указан ли источник приобретения средств и номера субсчетов отражения, имеется ли подпись главного бухгалтера и исполнителя. Правильность перевода в состав основных средств малоценного инвентаря
Основные средства Ф. ОС-6 Состояние аналитического учета, ведение инвентарных карточек, описей и оборотных ведомостей. Правильность и законность списания ОС. Правильность начисления и учета износа, на основании годовых норм износа. Эффективность и целевое использование
Отчетность бюджетной организации Формы бюджетной Отчетности Правильность заполнения отчетных форм, их соответствие информации бухгалтерских регистров и установленным требованиям бюджетного учета
В бюджетных организациях наиболее значимыми являются вопросы проверки сметы расходов. Контрольные мероприятия аудитора по проверке сметы расходов можно представить в табл. 4.
Аудитор составляет реестр для отражения использования бюджетных средств. Анализируя ситуацию, получает объяснения у ответственных лиц, делает свои выводы по поводу ошибок и их устранения.
Аудит достоверности отчетности по статьям расходов целесообразно начинать с проверки обоснованности смет на содержание бюджетной
Реестр контрольных ме)
организации. Проверку обоснованности сметы расходов бюджетной организации целесообразно представить в виде разработанной в ходе исследования табл. 5.
Таблица состоит из двух частей. В первой части «Общие сведения» дается подробное описание учреждения, его технические данные (кубатура строений по наружному обмеру и внутренняя площадь здания), школа и сады должны дать информацию о комплектации классов и детей в садах, в том числе в старших группах и яслях, дать данные о количестве дето-дней, так же режим работы учреждения,
Таблица 4
риятий статей расходов
Учреждение Статься Экономическое состояние Комментарии
Проверяемое подведомственное учреждение Статья расходов Излишне запланировано, недорасход, перерасход денежных средств Ошибки, указанные аудитором, действия по устранению ошибок
Таблица 5
Аудит обоснованности сметы расходов бюджетной организации
Расчет к смете
Общие сведения Территориальный округ (наименование учреждения)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Общая кубатура всех строений по наружному обмеру м3 Внутренняя площадь здания м2 Количество групп, в них детей: в т. ч. ясельных групп, в них детей: Рабочие дни учреждения: Количество дето-дней: Количество классов, в них учащихся: Количество ГПД, в них учащихся: Количество освобожденный ГПД, 17,5 %: Количество штатных единиц: Лимит потребления электроэнергии (кВт/ч): Потребления теплоэнергии по договору (Гкал): Водоснабжение: вода м3 стоки м3 Количество телефонных точек:
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ РАСЧЕТА РАСХОДОВ ПО СМЕТЕ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Экономическая классификация расходов, наименование статей Расчет плановых расходов Сумма, тыс. руб. Замечания аудитора
1 2 3 4
211 — заработная плата
212 — прочие выплаты
прочие текущие расходы
оплата льгот по коммунальным услугам
213 — начисления на оплату труда
221 — услуги связи
222 — транспортные услуги
командировки
транспортные услуги
223 — коммунальные услуги:
оплата тепловой энергии
оплата электрической энергии
оплата водоснабжения
224 — арендная плата за пользование имуществом
225 — услуги по содержанию имущества:
оплата содержания помещения
СЭС
вывоз мусора
замер сопротивления, заправка огнетушителей
прочие коммунальные услуги
ремонт оборудования и инвентаря
текущий ремонт зданий и сооружений
226-прочие услуги:
страхование транспортных средств
прочие текущие расходы
310 — увеличение стоимости основных средств:
мягкий инвентарь
прочие расходные материалы
320 — увеличение стоимости нематериальных активов
340 — увеличение стоимости материальных запасов:
медикаменты
продукты питания
горюче-смазочные материалы
прочие расходные материалы и предметы снабжения
290 — прочие расходы:
подписка
учебные пособия
Таблица 6
Аудит расчета оплаты коммунальных услуг с изменением тарифа на тепло с 1 февраля 2005 г.
Статья расходов Расчет Сумма,тыс. руб. Замечания аудитора
1 2 3 4
230 — «коммунальные услуги»: 341,9 Расчет проведен
— отопление 1.01-1.02 123,783 Гкал х 519,96 руб. х 18 % 254,8 верно
1.03-год 242,445 Гкал х 625,20 руб. х 18 % 43,8
— освещение 1124,7 м2 х 33 кВт/ч х 1 руб. х 18 % 43,3
— водоснабжение вода 1562,0 м3 х 6,83 х 18 %
стоки 1562,0 м3 х 16,66 х 18 %
количество оказываемых коммунальных услуг по договору.
Из показателей, указанных в «Общих сведениях», вытекает вторая часть — «Проверка правильности расчета расходов по смете бюджетной организации». Она разделена на 4 столбца. Первый столбец «Экономическая классификация расходов» составлена по новой бюджетной классификации с учетом расходов, относящихся к этой статье. Второй столбец «Расчет плановых расходов» содержит расчеты по планируемым статьям, а третий столбец «Сумма» — итоговую сумму по статье расходов. Четвертый столбец аудитор заполняет в виде замечаний, пожеланий по проверяемым расчетам.
Также можно использовать упорядоченную разработанную таблицу для аудита текущих изменений по сметам расходов в течение года (табл. 6.).
В результате изменения тарифов организация произвела пересчет статьи сметы 230 «коммунальные услуги», которая после внесения изменений составила 341,9 тыс. руб. Аналогично аудитор должен проверить изменившиеся статьи коммунальных расходов, точность произведенных пересчетов.
Итоговую сумму по статье 230 аудитор сверяет с уточненным планом.
Аудитор, как правило, должен разбираться в особенностях применяемых данной организацией автоматизированной системы учета.
Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с Планом счетов и типовыми проектными решениями по комплексной автоматизации бухгалтерского учета. В условиях комплексной автоматизации учета данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители — выходные формы документов (мемориальные ордера, карточки, ведомости, Главная книга, отчет и т. п.).
Аудитору необходимо учитывать изменения, которые произошли с введением новой бюджетной классификации и связанного с ней нового плана счетов бюджетного учета. Введенная новая бюджетная классификация по некоторым статьям не дает полного отображения расходов. Например, такая статья, как 310 «увеличение стоимости основных средств», делится на «мягкий инвентарь» и «оборудование».
В централизованных бухгалтериях администрации поселков и других населенных пунктов Московской области чаще всего используется автоматизированная программа «Парус-бюджет». Обслуживанием этой программы занимается компания ГП «Сигма». С введением новой бюджетной классификации возникает необходимость разработки и внедрения системы отчетности расходов по новой бюджетной классификации. В ходе исследования разработана таблица соответствия новой бюджетной классификации расходов по шифрам и статьям (табл. 7).
Внедрение в практику деятельности бюджетных организаций международных подходов потребовало коренного изменения плана счетов и их функционального назначения.
Так, по новым правилам основными средствами в бюджетных учреждениях считаются материальные объекты независимо от стоимости, срок полезного использования которых больше года. Помимо этого должно выполняться еще одно условие: указанные объекты должны относиться к основным средствам по Общероссийскому классификатору основных фондов, который утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359. Таким образом, аудитор проверяет выполнение обоих условий.
При проверке правильности отражения на счетах износа основных средств следует иметь в виду, что изменились правила его начисления. По новым правилам, счет 020 «Износ основных средств» заменил счет 010400000 «Амортизация». Этот счет предназначен для отражения амортизации, начисленной на объекты основных средств и
Таблица 7
Таблица учета новой бюджетной классификации по подстатьям
Наименование Шифр Статья
1 2 4
Расходы 200 1
Оплата труда и начисления на оплату труда 210 2
Заработная плата 211 030
Прочие выплаты 212 031
Командировки и служебные разъезды 040
Оплата льгот по коммунальным услугам 050
Начисления на оплату труда 213 140
Приобретение услуг 220 200
Услуги связи 221 210
Транспортные услуги 222 220
Транспортные услуги 221
Командировки и служебные разъезды 222
Коммунальные услуги 223 230
Оплата отопления и технологических нужд 231
Оплата потребления газа 232
Оплата потребления электроэнергии 233
Оплата водоснабжения помещения 234
Арендная плата за пользование имуществом 224 240
Услуги по содержанию имущества 225 250
Оплата содержания помещения 251
Прочие коммунальные услуги 252
Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря 253
Оплата текущего ремонта зданий и сооружений 254
Прочие услуги 226 260
Расходы на обслуживание страхования гражданской ответственности 261
Прочие текущие расходы 262
Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям 240 300
Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и му- 241 310
ниципальным организациям
Субсидии государственных организаций 320
Социальное обеспечение 260 360
Пособие по социальной помощи населению 262 380
Трансферты 390
Методическая литература 391
Прочие расходы 290 400
Поступление нефинансовых активов 300 450
Увеличение стоимости основных средств 310 480
Мягкий инвентарь и оборудование 481
Прочие расходные материалы и предметы снабжения 482
Приобретение не производственного оборудования и предметов дли- 483
тельного пользования
Увеличение стоимости материальных запасов 340 500
Медикаменты, перевязочные и прочие лекарственные средства 501
Продукты питания 502
Оплата горюче-смазочных материалов 503
Прочие расходные материалы и предметы снабжения 504
Всего расходов 850
нематериальных активов. Как известно, до введения в действие нового Плана счетов стоимость нематериальных активов в бюджетных учреждениях не погашалась.
Согласно новой инструкции и по основным средствам, и по нематериальным активам организации социальной сферы начисляют амортизацию. Аудитор проверяет выполнение установленного
для основных средств нового порядка начисления амортизации:
• по основным средствам до 1 000 руб. амортизация не начисляется;
• по основным средствам стоимостью от 1 000 до 10 000 руб. амортизация начисляется в размере 100 % при сдаче в эксплуатацию.
• по остальным основным средствам амортизационные отчисления производятся ежемесячно в течение срока использования объекта. Расчет производится линейным способом,
который действует в бухгалтерском учете. При этом способе сначала определяется годовая сумма амортизации, а затем ежемесячная. Результаты аудита постановки бухгалтерского учета и достоверности отчетности учреждения социальной сферы могут быть представлены следующим образом (табл. 8).
Переход организаций социальной сферы на новый План счетов требует проработки вопросов аудита учетного процесса в соответствии с новой инструкцией. Применение в практике аудита пред-
Таблица 8
Результаты аудита постановки бухгалтерского учета и достоверности отчетности учреждений социальной
сферы пос. Деденево Московской области
Выявленные аудитором факты Причины, комментарии Предложения аудитора
1. Сметы расходов за 2003 г. выполнены в сумме 102 606,2 тыс. руб. или на 96,5 % к уточненному плану в сумме 106 393 тыс. руб. Недорасходование средств по смете Недоиспользование средств приводит к частичному лишению сельского населения социальных льгот и гарантий
Недорасходованы средства:
1.2. По статье «Оплата труда»:
по детским дошкольным учреждениям — в сумме 32,1 тыс. руб. На летний период детские сады закрывались Закрытие на летний период детских садов приводит к частичному лишению сельского населения социальных льгот и гарантий
по клубу — в сумме 5,9 тыс. руб. Вакансия 0,5 ставки уборщицы Приводит к частичному лишению сельского населения социальных льгот и гарантий
по аппарату управления — в сумме 2,8 тыс. руб. Возместил расходы «Фонд XXI век», согласно договору аренды Использовать внебюджетные источники для повышения уровня оплаты и развития объектов социальной сферы
1.3. По статье «Оплата потребления электроэнергии»:
по детским дошкольным учреждениям — в сумме 13,9 тыс. руб. В связи с закрытием детских садов на летний период, запланировано по лимиту 73,1 тыс. кВт/ч., факт — 55,5 тыс. кВт/ч.). Приводит к частичному лишению сельского населения социальных льгот и гарантий
1.3. По статье «Оплата льгот по коммунальным услугам»:
по детским дошкольным учреждениям — в сумме 10,2 тыс. руб. В связи с увольнением сотрудников Приводит к частичному лишению сельского населения социальных льгот и гарантий
по общеобразовательной школе — в сумме 7,8 тыс. руб. В связи с увольнением учителей Приводит к частичному лишению сельского населения социальных льгот и гарантий
по Дому культуры — в сумме 7,3 тыс. руб. В связи с увольнением заведующей Приводит к частичному лишению сельского населения социальных льгот и гарантий
по библиотеке — в сумме 4,3 тыс. руб. В связи с увольнением библиотекаря приводит к частичному лишению сельского населения социальных льгот и гарантий
1.4. По статье «Оплата аренды помещений»:
по клубу — в сумме 8,1 тыс. руб. Не выставлялись счета в связи с тем, что клуб временно не работал Усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования социальных объектов
1.5. По статье «Прочие трансферты населению:
по детским дошкольным учреждениям — в сумме 10,2 тыс. руб. В связи с изменением числа педработников Приводит к частичному лишению сельского населения социальных льгот и гарантий
по общеобразовательной школе — в сумме 9,3 тыс. руб. В связи с изменением числа педработников, наличие совместителей Приводит к частичному лишению сельского населения социальных льгот и гарантий
По статье «Оплата потребления теплоэнергии»:
по Дому культуры — в сумме 3,6 тыс. руб. Перерасчет температурного режима Следует более детально и точно делать расчеты
по библиотеке — в сумме 9,3 тыс. руб. Перерасчет температурного режима Следует более детально и точно делать расчеты
Выявленные аудитором факты Причины, комментарии Предложения аудитора
2. Проверкой расходования бюджетных средств на оплату коммунальных услуг установлено следующее. При определении количества тепловой энергии по Деденевской общеобразовательной школе (директор Т. Ю. Довженко ) поставщиком ООО «ДЭМЗ-Энерго» (договор № 1-Б-03 от 01.01.2002), а с мая 2003 г. МУЛ «Деденевское ЖКХ» (муниципальный контракт № 4 от 01.05.2003 г.), принималась кубатура подвального помещения в полном объеме, в том числе подвал 852 м3 (2132 м3 х 0,4). Аналогично, по зданию Деденевской начальной школы в расчете указан объем 9839 м3, в том числе подвал 970 м3, а следовало принять 925 м3, в том числе подвал 388 м3 (970 м3 х 0,4). В результате завышения кубатуры зданий по Деденевской общеобразовательной школе необоснованно израсходовано бюджетных средств на оплату тепловой энергии в 2002 г. 19 873 руб., в 2003 г. 31 003 руб. Кроме того, завышение кубатуры зданий Деденевской общеобразовательной школы позволило необоснованно заложить излишние ассигнования в смету на 2004 г. в сумме 42 327руб. Расчеты прилагаются Согласно Методических указаний по определению расходов топлива электроэнергии и воды на вы работку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, разработанных АКХ им. К. Д. Панфилова и упрежденных Комитетом по муниципальному хозяйству от 22.02.1994, в расчет принимается только 40 % объема отапливаемых подвалов. Объем основного здания Деденевской школы в расчете указан 16 964 м3, в том числе подвальное помещение 2 132 м3, а следовало принять 15 684 м Следует более детально и точно делать расчеты
3. Технические паспорта зданий Деденевской общеобразовательной средней школы не соответствуют действительности Нет техпаспорта на пристройки столовой и перехода от основного здания школы к зданию начальной школы Для определения точных данных по объемам и площадям школы следует технические паспорта привести в соответствие
4. В проверяемом периоде организацией питания учащихся Деденевской общеобразовательной средней школы занималась частный предприниматель Т. Ф. Янута Согласно условиям договора ЧП «Янута Т Ф. » должна восстанавливать затраты по коммунальным услугам (вода, стоки, электроэнергия), однако задолженность по коммуналь-ньм услугам на 01.03.2004 составила 81 772 руб. По данным бухгалтерского учета данная задолженность не числится Восстанавливать затраты по коммунальным услугам (вода, стоки, электроэнергия), однако задолженность по коммунальным услугам
5. Админиистрация поселка Дедене-во и централизованная бухгалтерия занимает помещение без надлежащего оформления документов Оформлением документов на помещение не занимались Оформить документы
ставленных в исследовании предложений позволит обеспечить аудитора инструментами проверки и улучшить качество ее проведения.
Выполнение требований закона является обязательным условием функционирования экономического субъекта в правовом обществе и защиты имущественных интересов как учредителей, акционеров, так и клиентов. Отсутствие обязательных проверок в последние годы вызвало значительный рост финансовых злоупотреблений и нарушений.
Это отчасти может быть преодолено развитием сети аудиторского контроля и услуг.
Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло распределение и перераспределение совокупного продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные
фонды. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению. Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уплаты процентов по долгам государства и т. п.).
Остановился на финансовом контроле в отношении хозяйствующих субъектов. Для частных предприятий он связан с контролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализации продукции, формирования и использовании доходов от предпринимательской деятельности. Для бюджетной сферы — это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов. Когда говорят о финансовом контроле со стороны органов государственной власти, то, прежде всего, речь идет о проверке соблюдения финансового законодательства
* Игнатов В. Г. Батурин Л. А. Бутов В. И. Мащенко Ю. А. Уварова Г. Г. Ходарев С. В. Ходарев А. С. Эланский Ю. Г. Экономика социальной сферы: учебное пособие, 2-е изд. М.; Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.
в части своевременности и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и платежей между предприятиями и организациями. Финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирование предпринимательской деятельности, рациональное использование имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.
При активной государственной финансовой политике государство выделяет те сферы социального обеспечения и устойчивости, которые дают большинству населения достойное общественное положение. Приоритетом должно стать преодоление социальной несправедливости, создание демократической системы социальной защищенности граждан*.
Таким образом, для достижения цели аудита организация должна обеспечивать органичное взаимодействие всех четырех его субъектов. Приоритетные задачи современного этапа организации аудита в АПК состоят в обеспечении правового статуса внешнего и внутреннего аудита и организационного статуса внутреннего аудита, разработке отраслевых стандартов, норм и руководств аудиторской деятельности, создании системы подготовки и аттестации кадров.
вниманию кредитных организаций!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.
При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2005 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2006 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2006 года.
Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 http:\\www.financepress.ru
(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]