Научная статья на тему 'АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СМИ И ПЕРИОД ВЫБОРОВ ВО ФРАНЦИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМАТОВ (ПО ИТОГАМ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2017 Г.)'

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СМИ И ПЕРИОД ВЫБОРОВ ВО ФРАНЦИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМАТОВ (ПО ИТОГАМ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2017 Г.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Меди@льманах
ВАК
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ / ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захарова Милана Владимировна

В статье исследуются актуальные особенности регулирования аудиовизуальных СМИ во Франции в период президентской предвыборной кампании, правила и нормы Высшего аудиовизуального совета, действие которого распространяется как на общественных, так и на коммерческих вещателей. Также изучаются новые форматы теледебатов, в которых приняли участие все претенденты на пост президента до первого тура голосования. Особое внимание уделяется анализу сильных и слабых сторон французской модели в ходе электоральной кампании 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF AUDIOVISUAL MEDIA DURING THE ELECTIONS IN FRANCE: TRANSFORMATION OF FORMATS (FOLLOWING THE RESULTS OF THE RRESIDENTIAL CAMPAIGN OF 2017)

In France, the election process presupposes strict observance of the rules of the game: candidates have no right to collect donations for the election campaign, publicly discredit their opponents, the use of state symbols is prohibited in election campaigning, etc. There are also strict rules for covering political life and elections in audiovisual media. Regulation is carried out by the Supreme Audiovisual Council - the Conseil Superieur d’Audiovisuel (CSA) - the guarantor of freedom of audiovisual broadcasting. The main goal is to ensure the observance of democratic principles, to guarantee the pluralism of opinions. The article examines the actual features of the regulation of audiovisual media in France during the presidential election campaign of 2017, the rules and norms of the CSA, which apply to both public and commercial broadcasters. Strict consideration of “time of speeches” and “air time” allows to guarantee the presence of candidates and their supporters on TV screens, depending on their “political weight”. In addition, the specificity of such standards as “fair” and “equall” distribution of the air time, accounting of journalistic comments, compensation in equivalent programs and some others are revealed. Also, new formats of TV debates are being studied, in which all candidates for the presidency took part before the first round of voting. Particular attention is paid to the analysis of strengths and weaknesses of the French model during the electoral campaign of 2017.

Текст научной работы на тему «АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СМИ И ПЕРИОД ВЫБОРОВ ВО ФРАНЦИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМАТОВ (ПО ИТОГАМ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2017 Г.)»

Аудиовизуальные СМИ в период выборов во Франции: трансформация форматов

(по итогам президентской кампании 2017 г.) Милана Захарова

В статье исследуются актуальные особенности регулирования аудиовизуальных СМИ во Франции в период президентской предвыборной кампании, правила и нормы Высшего аудиовизуального совета, действие которого распространяется как на общественных, так и на коммерческих вещателей. Также изучаются новые форматы теледебатов, в которых приняли участие все претенденты на пост президента до первого тура голосования. Особое внимание уделяется анализу сильных и слабых сторон французской модели в ходе электоральной кампании 2017 г.

Ключевые слова: регулирование аудиовизуальных СМИ, выборы, ВАС, теледебаты.

© Захарова Милана Владимировна кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), milana.z@mail.ru

В мае 2017 г. во Франции состоялись очередные выборы президента V Республики, им стал 39-летний Эммануэль Мак-рон, еще три года назад совершенно не известный широкой публике. Самая скандальная, захватывающая, медиатизиро-ванная кампания последних лет, говорили эксперты. Исследование, посвященное роли и месту медиа в предвыборной президентской кампании во Франции, охватывает период с августа 2016 по май 2017 гг. На первом этапе рассматривается система регулирования аудиовизуальных СМИ в период выборов, изучается ее актуальная специфика,изменения и нововведения, принятые перед выборами 2017 г. Эмпирической базой для анализа выступили законодательные акты1 и документы регулирующих инстанций, материалы ведущих СМИ Франции за указанный период, официальные сайты и другие цифровые платформы, программы и тексты / видеозаписи выступлений кандидатов. В настоящей работе представлены наиболее значимые результаты и выявленные тенденции.

Необходимо отметить, что вопросы взаимодействия и взаимовлияния СМИ и политических процессов на разных уровнях традиционно привлекают внимание и российских (Беглов, 2002; Вартанова,

2013; Вороненкова, 2011; Урина, 2010; Ша-рончикова, 2006, 2014), и зарубежных исследователей (Cayrol, Charon (eds.), 2012; Zielonka (ed.), 2015). Не меньший интерес вызывают и выборные кампании (президентские, парламентские, в местные ораны самоуправления), особенности их освещения в СМИ, медиастратегии кандидатов (Гладкова, 2012; Захарова 2015; Урина 2016; Филаткина, 2016; Якова, 2015; Ян-гляева, Кряжева, 2015).

На пути к новому политическому ландшафту

Президентские выборы 2017 г. заняли совершенно особое место в политической истории современной Франции. Эта кампания «сломала» многие существовавшие ранее традиции и правила игры, в корне изменив саму электоральную модель.

Основные элементы политического пейзажа V Республики - левые и правые -впервые не сыграли решающую роль в политической жизни страны. Вышедшие во второй тур кандидаты - Эммануэль Мак-рон и Марин Ле Пен - не просто выступили политическими оппонентами, но предстали политиками, придерживающимися диаметрально противоположных взглядов. Один только выход во второй тур представителя ультраправого Национального фронта (Front National, FN) М. Ле Пен является тревожным и одновременно знаковым событием. А политическому движению Ф. Макрона «Вперед!» (En Marche!) было на тот момент всего лишь год (создано 6 апреля 2016 г.), и в ходе кампании не всегда было понятно, какую политическую позицию занимает Макрон (он называл себя «ни левым, ни правым», затем «и левым, и правым» кандидатом, потом -«прогрессистом»2). Президентом Франции стал не просто довольно молодой политик, но и политик, не имеющий внушительного политического багажа, что всег-

да обеспечивало в глазах французского электората легитимность кандидата.

Сюрпризы начались уже в самом начале. В ходе вот уже нескольких выборных кампаний ключевые политические игроки: Социалистическая партия (Parti Socialiste, PS) и Республиканцы (Les Républicains, LR) (бывш. Союз за народное движение (Union pour un mouvement populaire, UMP)) проводят «примэр» (la primaire) по примеру американских праймериз с целью в ходе дебатов определить единого партийного кандидата. Термин «примэр» используется сознательно, поскольку данная процедура не является полным аналогом американской. В голосовании может принять участие любой гражданин страны старше 18 лет, заплативший два евро. В лагере правых практически все социологические опросы отдавали первое место мэру Бордо Алену Жюппе, второе - бывшему президенту Николя Сар-кози и только затем следовал бывший премьер-министр Франсуа Фийон3. Победу одержал Фийон, которого в последнее время называли «хромой уткой» в политике. «Примэр» в левом лагере закончились не менее неожиданно. Действующий президент Франсуа Олланд принял решение не выдвигать свою кандидатуру на второй срок, что эксперты объясняли в первую очередь крайне низким индексом популярности, рекордным за всю историю замеров, - к концу президентского срока он составлял 22%4. Фаворита партийной гонки бывшего премьер-министра Мануэля Вальса обгоняет не очень известный и опытный партийный функционер, занимавший одно время пост министра образования, - Бенуа Амон5.

В лидеры сразу выходит Ф. Фийон, успех его кампании обозреватели называют оглушительным. Однако журналистское расследование, проведенное сатирической газетой «Канар аншене» (Le Canard enchaîné), и последовавшие разоблаче-

ния финансовых махинаций наносят непоправимый вред имиджу «почти безупречного» политика. Многие соратники по партии предлагают ему уйти в отставку, но Фийон решает продолжать борьбу. Уже к началу февраля 2017 г. верхние строчки в опросах общественного мнения занимает молодой политик Э. Макрон, за ним следует М. Ле Пен. Здесь нужно сказать, что с именем М. Ле Пен в ходе предвыборной кампании также было связано несколько скандалов, но они не повлияли на общий результат, ей удалось выйти во второй тур. Впервые в истории Пятой Республики крайне правая партия Национальный фронт пересекает символический порог 20% голосов6. Поражение республиканцев (20%) обозреватели назвали «личным провалом» Ф. Фийона7. Стоит обратить внимание и на необычайно низкий результат Социалистической партии (6,36%), что свидетельствует о кризисе доверия к политической платформе социалистов (см. табл. 1).

По результатам голосования 7 мая 2017 г. Э. Макрон получил 66,1% голосов (за него проголосовали 20 753 797 человек), М. Ле Пен - 33,9% (10 644 118 избирателей^. Инаугурация нового президента состоялась 14 мая 2017 г. Разумеется, победу Э. Макрона можно объяснять тем, что он стал кандидатом «вне системы», что импонировало французскому избирателю, уставшему от экономических проблем и не выполняющихся обещаний, напуганного террористическими атаками и миграционным кризисом, избирателю, которому Э. Макрон смог предложить надежду на изменения. Но это не отменяет того факта, что многие называли его представителем «банкиров», «олигархов», «владельцев медиа»9 (кандидат это последовательно отрицал). Нужно отметить также продуманную цифровую стратегию штаба Макрона, охватывающую и уже ставшие традиционными форматы, и ак-

тивную работу в социальных сетях с целью привлечения молодежной аудитории, которая оказалась необычайно эффективной. Однако он стал тем кандидатом, которому оказали единодушную поддержку практически все традиционные СМИ, что произошло впервые в современной политической истории Франции. Принято считать, что в первом туре французский избиратель голосует сердцем, во втором - головой, и здесь, видимо, ничего не изменилось.

Несмотря на множество проблем, которые поставила эта кампания, вопросов, требующих в дальнейшем переосмысления, со всей очевидностью можно утверждать, что СМИ (и шире - медиа) сыграли в выборных конструкциях 2017 г. весьма значительную роль. Некоторые аспекты достойны отдельного внимания.

Регулирование аудиовизуальных СМИ в президентской предвыборной кампании

Во Франции выборный процесс предполагает строгое соблюдение правил игры: кандидаты не имеют право собирать пожертвования на предвыборную кампанию, публично дискредитировать своих противников, в предвыборной агитации запрещено использование государственной символики и пр. Здесь также действуют строгие правила по освещению политической жизни и выборов в аудиовизуальных СМИ. Регулирование осуществляется Высшим аудиовизуальным советом, ВАС (Conseil Supérieur de l'Audiovisuel, CSA) - гарантом свободы аудиовизуального вещания. Основная цель - обеспечить соблюдение демократических принципов, гарантировать плюрализм мнений. При освещении политической жизни аудиовизуальные СМИ обязаны руководствоваться «принципом плюрализма» (действует с 1969 г., в 2009 г. внесены поправки), предполагающим равномерное рас-

Таблица 1. Результаты первого тура голосования 23 апреля 2017 г.

Кандидат в президенты Партия / политическое движение Голоса, %

Эммануэль Макрон Вперед! / En marche ! 24,01

Марин Ле Пен Национальный фронт / Front national 21,30

Франсуа Фийон Республиканцы / Les Républicains 20,01

Жан-Люк Меланшон Непокоренная Франция / La France insoumise 19,58

Бенуа Амон Социалистическая партия / Parti socialiste 6,36

Николя Дюпон-Эньян Вставай, Франция / Debout la France 4,70

Жан Лассаль Будем сопротивляться! / Résistons ! 1,21

Филипп Путу Новая антикапиталистическая партия / Nouveau parti anticapitaliste 1,09

Франсуа Асселино Народный республиканский союз / Union populaire républicaine 0,92

Натали Арто Рабочая борьба / Lutte ouvrière 0,64

Жак Шеминад Солидарность и прогресс / Solidarité et progrès 0,18

Источник: https://www.lefigaro.fr/elections/resultats/КPR2017

пределение времени политических вы- электоральной активности и репрезен-ступлений между правительством, боль- тативности, т.е. его (или партии, которую шинством и оппозицией в парламенте, при он представляет) результатов на послед-этом время выступлений президента при- них выборах, места в опросах общест-бавляется ко времени политического боль- венного мнения. «Равное» распределе-шинства (за исключением обязательных ние времени означает, что каждый кан-речей главы государства согласно ст. 5 дидат, вне зависимости от его популяр-Конституции 1958 г.). При освещении пре- ности, имеет право на одинаковый доступ зидентской электоральной кампании ау- к эфиру (Захарова, 2015: 173-178). При диовизуальные СМИ обязаны руководст- этом эти нормы не распространяются ни воваться специальными нормами, разра- на печатную прессу, ни на Интернет, они, ботанными ВАС, согласно которым осу- по выражению экспертов, имеют право ществляется строгий учет «времени вы- «быть медиа мнений»10. ступлений» (le temps de parole) самих кан- Президентские выборы во Франции дидатов и лиц, выступающих в их под- проходят в мае. Официально президент-держку, и всего «эфирного времени» (le ская предвыборная кампания стартует temps d'antenne), посвященного им (вклю- 20 марта. По французским избиратель-чая «время выступлений»), в программах ным законам граждане страны для реги-ведущих радиостанций и телеканалов. страции в качестве кандидатов на прези-Объем эфира каждого претендента на раз- дентских выборах должны сначала зару-ных этапах оценивается по двум крите- читься поддержкой 500 представителей риям: «справедливый» (leprincipe d'équité) госвласти, занимающих или занимавших и «равный» (le principe d'égalité). «Спра- в прошлом выборные должности (мэров ведливое» распределение времени по- городов, депутатов, советников и пр.), дразумевает, что доступ к эфиру канди- а потом до 16 марта представить эти поддата зависит от его «политического веса»: писи в Конституционный совет. Эта сис-

тема была введена в 1962 г., количество подписей было увеличено со 100 до 500 в 1976 г. с целью «отсева» несерьезных кандидатов11. Конституционный совет определяет подлинность этих подписей и утверждает список кандидатов, который публикуется 20 марта в официальной газете республики «Журналь Оффи-сьель» (Le Journal Officiel). После этого официально начинается предвыборная кампания. Хотя, по факту, она идет уже давно.

После жарких дискуссий в ходе выборов 2012 г. было принято решение о реформе существующей системы. В тот момент представители крупнейших аудиовизуальных СМИ и медиаэксперты выступили с критикой существовавших правил, в частности о том, что пятинедельный период «равного» времени выступлений (соответствовал периоду официальной электоральной кампании 20 марта - 6 мая) не соответствует ни интересам общества, ни интересам вещателей, которые под угрозой санкций (вплоть до отзыва лицензии) вынуждены предоставлять слишком много эфирного времени аутсайдерам президентской гонки, не набирающим в итоге и нескольких процентов голосов^. И 25 апреля 2016 г. в парламент был внесен законопроект о модернизации правил, действующих в период президентской предвыборной кампании, а уже 7 сентября 2016 г. ВАС распространил среди ключевых общественных и коммерческих вещательных структур новые правила и календарь учета". Все остальные вещатели были обязаны предоставить в ВАС соответствующие данные по первому требованию.

Весь отслеживаемый отрезок времени был поделен на три этапа: предварительный (с 1 января до 20 марта), промежуточный ( с 20 марта до 10 апреля), электоральный (с 10 апреля до 5 мая), при переходе от одного этапа к другому проис-

ходит определенное ужесточение правил, чтобы обеспечить наибольшую «справедливость». На первом этапе действует принцип «справедливого» распределения «времени выступлений» и «эфирного времени»; на втором - «справедливое» «время выступлений» и «справедливое» распределение «эфирного времени», при условии «равноценных программ» (programmation comparables) (до реформы было «равное» «время выступлений»); на третьем этапе -«равное» распределение «времени выступлений» и «эфирного времени» (см. рис.).

При выявлении нарушений на первом этапе аудиовизуальные СМИ не обязаны компенсировать их в равноценных программах, а на втором - уже обязаны. А на третьем этапе любая компенсация должна иметь место в строго идентичной программе. В новом законе четко прописано понятие «равноценной программы», принимается в расчет и время выхода. Например, нельзя одного кандидата пригласить на утреннюю радиопередачу с большой аудиторией, а другого - в выходящую после полуночи14. Также было уточнено определение «политического веса» участников президентской гонки: теперь учитываются результаты на выборах разного уровня, участие в дебатах и даже способность вести активную агитационную работу в социальных сетях15.

Еще одним нововведением стал учет журналистских комментариев в пользу того или иного кандидата, что вызвало критику журналистского сообщества. Так, бывший евродепутат, в настоящее время - журналист радиостанции «Эроп 1» (Europe 1) Даниэль Кон-Банди назвал ВАС «комиссией по безопасности медиа»!6. С 2017 г. было введено обязательство предоставлять «жандарму аудиовизуальных СМИ» (так французские журналисты называют ВАС) еженедельные отчеты с середины февраля, ежедневные - на неделе перед голосованиями первого и вто-

С

[

Предварительный период

>

Публикация ■списка кандидатов

Промемжуточный период

>

0фЯ

©марта

Справедливое распределение «времени выступлений» и «эфирного времени»

евраля фта

Г

Справедливое распределение «времени выступлений и «эфирного времени»

Период сбора 500 подписей представителей госвласти в поддержку кандидата

С

Электоральный период

3

ееля f 20 апреля /5 мая

О о

Равное

распределение «времени выступлений и «эфирного времени»

1-1 тур ^ L2 тур

Рисунок. Правила освещения президентских выборов 2017 г. в аудиовизуальных СМИ Франции

рого туров. Это в разы усложнило систему. Для проведения учета были созданы специальные группы как на каналах общественного телевидения («Франс Теле-визьон» (France Télévisions)), так и коммерческого телевещания («Бэ-эф-эм ТВ», ТФ1 (BFM-TV, TF1)). Так, на «Бэ-эф-эм ТВ - РМС» (BFM-TV - RMC) и «ТФ1 - ЛСИ» (TF1 - LCI) подсчетами занимались пять человек, а в «Франс Телевизьон» работала группа из 10 сотрудников1?

Колосс на глиняных ногах или страж плюрализма?

Хрупкую систему встряхнули непредвиденные обстоятельства. Сначала карты спутало «дело Фийона», которое освещалось аудиовизуальными СМИ активно. Разразившись в отслеживаемый по правилам ВАС период, в конце января 2017 г., оно тоже подлежало строгому учету. По нормам ВАС можно не учитывать только «абсолютно неблагоприятные» (explicitement défavorables) высказывания. Поэтому защита кандидата и его сторонников включалась в положенное ему по нормативам время. Однако, несмотря на все предосторожности со стороны вещателей, 8 мар-

та 2017 г. ВАС счел присутствие «дела Фийона» в эфире ненормально завышенным. Регулирующая инстанция потребовала восстановить баланс до 20 марта. «Но что бы они сказали, если бы СМИ "убили" дело Фийона?» - задается вопросом ответственный за соблюдение правил ВАС в холдинге «Франс телевизьон» Анна Гранд д'Эснон. «Мы не предлагаем СМИ меньше показывать Фийона, а рекомендуем увеличить доступ к эфиру других кандидатов»18, - говорила в свою защиту руководитель направления «Плюрализм» в ВАС Сильви Пьер-Броссолет. Аудиовизуальные СМИ вынуждены адаптироваться. «Бэ-эф-эм ТВ», например, принимает решение осветить скандал, а первую встречу Ф. Фийона с избирателями после того, как на него официально завели дело, не транслировать. Штаб кандидата в президенты отправляет ВАС официальный протест и называет сложившуюся ситуацию «неприемлемой дискриминацией»!9 .

К этим трениям необходимо добавить и эволюцию политической шахматной доски. «Эммануэль Макрон не принадлежит ни к одной из традиционных партий, не имеет результатов на прошлых выборах,

<...> выступает индивидуально. ВАС необходимо осмыслить это новое явление»20, -говорит генеральный директор ЛСИ Тье-ри Тюийер. В предэлекторальный период (август-декабрь), когда при освещении политической жизни действует «принцип плюрализма», к трем крупным блокам (правительство, большинство и оппозиция в парламенте) добавляются «партии, не представленные в парламенте» и «другие партии». Именно к этим последним, получающим право на довольно ограниченное «время выступлений», относятся объединения Э. Макрона, Ж.-Л. Мелан-шона и М. Ле Пен. Так, движение «Вперед!» получило всего 5% на «Бэ-эф-эм ТВ» и каналах «Франс телевизьон», в то время как в опросах общественного мнения Э. Макрон получал от 9 до 20%. А уже в ходе электоральной кампании благодаря новым критериям определения «политического веса» ситуация была другой. Так, в период с 1 февраля по 12 марта «время выступлений» было более сбалансированным и соответствующим реальному положению дел: Ф. Фийон - 28%, Б. Амон - 20%, Э. Макрон - 18%, М. Ле Пен - 15,6%, Ж.-Л. Меланшон - 9,1%21.

Однако определение «политического веса» по новым правилам ВАС вызвало критику так называемых малых партий (petits partis), заявивших о несправедливости. М. Ле Пен назвала проведенную реформу «антидемократичной»^. Журналисты газеты «Монд» (Le Monde) провели исследование, экстраполировав новые требования в промежуточный (20 марта - 10 апреля 2017 г.) период на выборы 2012 г. Действительно, «малые игроки» (такие, как Н. Арто, Ф. Путу и Н. Дюпон-Эньян) получили бы почти в 20 раз меньше эфирного времени, показатели М. Ле Пен выросли бы на 52%, Ж.-Л. Меланшона - на 33%. А Ф. Олланд и Н. Саркози увеличили бы свое время почти в три раза23. Конечно, нужно принимать во внимание, что

в последние годы на пост президента баллотируется 10-12 человек, что серьезно усложняет французскую модель регулирования политической жизни. В 2017 г. М. Ле Пен заявила, что ее лишили четверти положенного ей времени, а Ж.-Л. Меланшон негодовал, что его превратили в невидимку24.

Теледебаты: обновление формата, эволюция жанра

Впервые теледебаты между двумя кандидатами на пост президента страны были проведены во Франции в 1974 г., когда в главной политической дуэли сошлись Франсуа Миттеран и Валери Жискар д'Эстен. Это событие привлекло внимание 25 млн телезрителей. С этих пор дебаты перед вторым туром голосования стали традиционным элементом электоральной кампании, привлекающим многомиллионную аудиторию. Теледебаты между финалистами президентской гонки не проводились только в 2002 г., когда Жак Ширак отказался вести диалог с главой Национального Фронта Ж.-М. Ле Пеном (см. табл. 2).

Однако теледебатам «между двумя турами», которые остаются кульминацией президентских выборов, сегодня предшествует три раунда теледуэлей, позволяющих избирателю оценить кандидатов перед первым туром голосования. В 2017 г. первая встреча у барьера была запланирована на 20 марта, в ней принимали участие пять «основных» кандидатов (Ф. Фийон, Б. Амон, М. Ле Пен, Э. Макрон, Ж.-Л. Меланшон), вторая встреча между всеми кандидатами - 4 апреля, третье рандеву тоже полным составом - за три дня до первого тура, 20 апреля. Дебаты всех кандидатов перед первым туром голосования проходили впервые, как и встреча только «основных» участников президентской гонки. Отметим, что согласно данным ме-диаметрических организаций, за теледе-

Таблица 2. Теледебаты финалистов президентской кампании во Франции

Дата Участники Телеканалы Аудитория (млн человек)

10 мая 1974 г. Франсуа Миттеран, Валери Жискар д'Эстен Первый и второй канал ОРТФ 25

5 мая 1981 г. Валери Жискар д'Эстен, Франсуа Миттеран ТФ1, Антенн 2 30

28 апреля 1988 г. Франсуа Миттеран, Жак Ширак ТФ1, Антенн 2 30

2 мая 1995 г. Лионель Жоспен, Жак Ширак ТФ1, Франс 2 16,78

2002 г. Жак Ширак отказался встречаться с Жан-Мари Ле Пеном

2 мая 2007 г. Николя Саркози, Сеголен Руаяль ТФ1, Франс 2 20,06

2 мая 2012 г. Николя Саркози, Франсуа Олланд ТФ1, Франс 2 17,79

3 мая 2017 г. Эммануэль Макрон, Марин Ле Пен ТФ1, Франс 2 16,5

Источник: данные медиаметрических организаций, сайты французских СМИ.

батами следили в прямом эфире от 10 до 15 млн, теледуэль финалистов привлекла внимание 16,5 млн французов25.

ТФ1 стала первой телесетью, организовавшей 20 марта дебаты пяти «основных» кандидатов. Передачу транслировали и на входящем в группу круглосуточном информационном канале ЛСИ. Отбор кандидатов в зависимости от их места в опросах общественного мнения позволил отдельным политическим деятелям назвать событие «плохой новостью для демократии»^. Дебаты 11 кандидатов 4 апреля проходили на круглосуточных информационных каналах «Бэ-эф-эм ТВ» и «ЭсНьюс» (CNews), все приглашенные имели равный доступ к эфиру в передаче, которая шла три с половиной часа. «Это первый случай в истории французского телевидения, когда в ходе дебатов встречаются все кандидаты на пост президента»27, - с гордостью говорил генеральный директор «НекстРадьо ТВ»

(NextRadioTV) Ален Вейль. Как отмечали обозреватели, в наиболее невыгодном положении оказалась М. Ле Пен, утратившая монополию на радикальный дискурс, образ защитника простого народа, поскольку некоторые «малые» кандидаты (например, Ф. Асселино) пошли в своем радикализме даже дальше, чем глава НФ, а крайне левые (Н. Арто, Ф. Путу) смотрелись как настоящие защитники рабочих^. Ряд экспертов отметили неэффективность дебатов, в которых принимают участие 11 человек, поскольку часто само мероприятие превращалось в какофонию, когда было непонятно, кто и кому отвечает, что затрудняло оценку позиции политических оппонентов29. Однако многие считали, что эта новая форма предвыборной борьбы была крайне полезной для избирателей, потому что позволила увидеть кандидатов вместе и сравнить их предложения30.

А 20 апреля 2017 г. на канале «Франс 2» (France 2) состоялись дебаты (20.00-23.00)

между 11 кандидатами на пост президента Франции. Для них был разработан особый формат (прежде всего по просьбе основных участников, не желавших повторения дебатов 4 апреля): индивидуальные интервью кандидата с журналистами Давидом Пюжадасом и Леа Саламе продолжительностью 15 мин., следующий за ним право на ответ и в конце передачи две с половиной минуты для заключительной речи (он заменил изначально предполагаемые традиционные дебаты, как во встречах 20 марта и 4 апреля). «Мы не пойдем в сторону политики-спектакля, мы выбираем серьезную, структурированную, статусную формулу. Программа -это компас, наша цель - просветить граждан»31, - так объясняла нововведение директор службы информации «Франс телевизьон» Мишель Фиельд. По согласованию с кандидатами были определены общие для всех темы беседы - безработица, покупательская способность, внешняя и европейская политика Франции, при этом журналисты могли задать один-два уточняющих вопроса по программе, а сам кандидат - остановиться на каком-то аспекте своей платформы более подробно. Порядок выступлений был определен в результате жеребьевки, в конце передачи каждый произнес заключительное слово. Такое своеобразное жанровое решение позволило некоторым экспертам назвать событие «политическим вечером на Франс 2», но никак не дебатами перед первым туромз2.

По традиции, в период электоральной кампании ведущие телеканалы запускают специальные политические программы. Например, на ТФ1 уже в сентябре 2016 г. начинается выход передачи «Политическая жизнь» (Vie politique), а к информационной программе в 20.00 создается специальное приложение «Будущий президент» (Demain président), выходящее в эфир сразу после завершения новостей. К ин-

тересным новым явлениям можно отнести создание телеканалом политической передачи «Елисейский дворец 2017» (Elysée 2017), не дожидаясь традиционной дуэли претендентов. Программа шла в прайм-тайм на ТФ1 и ЛСИ в период между двумя турами, 25 апреля ее гостем стала М. Ле Пен, 27 апреля - Э. Макрон. В 2012 г. вещательная структура приглашала вышедших в финал кандидатов в спецвыпуск, завершавший вечернюю информационную передачу в 20.00, однако этот формат был признан не совсем успешным.

Дебаты финалистов президентской гонки состоялись 3 мая 2017 г. и были по уже сложившейся традиции организованы совместными усилиями ТФ1 и «Франс 2». Встреча претендентов на пост президента страны стала самой резкой и грубой за всю историю теледебатов, эксперты оценили ее как «диалог глухих», «кулачный бой». Резкие нападки друг на друга начались уже на первой минуте эфира и не ослабевали все 154 минуты передачи. Теледебаты мая 2017 г. называли невозможным диалогом кандидатов, стоящих на несовместимых и непримиримых позициях33. Многие вспоминали Ж. Ширака, отказавшегося вести дискуссию с лидером националистов.

Французская модель регулирования аудиовизуальных СМИ в период выборов президента страны далека от идеала и полна противоречий. В комментариях и аналитических обзорах французских экспертов, посвященных президентской кампании 2017 г., часто звучал тезис о том, что во французских реалиях «эффект Трампа» невозможен. Обозреватели вспоминали американскую систему, где не существует никаких правил, что привело к супермедиатизации Дональда Трампа. Нормы ВАС предстают реальной альтернативой, позволяющей соблюдать принципы плюрализмы. Среди обсуждавшихся пу-

тей - гарантированный минимум присутствия в СМИ.

Отметим, что рассмотренные в настоящей работе актуальные особенности регулирования аудиовизуальных СМИ в период выборов во Франции - реформа аудиовизуальных средств массовой информации, сильные и слабые стороны системы, обновление формата теледебатов -являются лишь небольшой частью новых медийных конструкций, имевших место в президентской предвыборной кампа-

нии 2017 г. Их изучение и уточнение предстает интересной исследовательской задачей для дальнейшей работы. Однако нельзя не отметить, что последняя электоральная гонка со всей очевидностью продемонстрировала неоднозначность отношений между политикой и журналистикой во Франции, взаимовлияние и взаимозависимость которых оставляет многие вопросы открытыми... как, впрочем, уже не раз случалось на протяжении истории французских медиа.

Примечания

1 Основными законами, регулирующими политическую жизнь Франции, являются: Закон об информатике, досье и свободам 1978 г., Закон об аудиовизуальной коммуникации 1982 г., Законы о финансировании политической жизни 1988 и 1995 гг.

2 Chapuis N. (2017) Présidentielle : les leçons d'un premier tour historique. Le Monde, 23 avril.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Les sondages de la primaire de la droite depuis septembre (2016). Le Monde, 20 novembre.

4 Popularité : Emmanuel Macron fait mieux que François Hollande en début de mandate (2017). Le Figaro, 25 juin.

5 Berdah А. (2017) Benoît Hamon remporte largement la primaire à gauche. Le Figaro, 29 janvier.

6 Chapuis N. (2017) Présidentielle: les leçons d'un premier tour historique. Le Monde, 23 avril.

7 Там же.

8 Résultats Présidentielle 2017. Résultats du second tour. Режим доступа: https://www. lefigaro.fr/elections/resultats/КPR2017

9 Rescan М. (2017) Ce qu'il faut retenir du passage d'Emmanuel Macron dans « L'Emission politique » de France 2. Le Monde, 7 avril.

10 Début officiel de la campagne présidentielle, le temps de parole des candidats à égalité stricte (2017). Le Monde, 20 mars.

11 Présidentielle: les 5 000 noms de parrains des candidats rendus publics (2012). Les Echos, 31 mars.

12 Renault E. (2012) Les medias exigent de changer la règle du temps de parole. Le Figaro, 8 février; Psenny D. (2012) Neuf radios et televisions contre la règle du stricte égalité du temps de parole. Le Monde, 9 février; Vey T. (2012) Présidentielle: le casse-tête du temps de parole. Le Figaro, 30 mars; Fraissard G., Ternisien X. (2012) «Les règles sur l'égalité du temps de parole appauvrissent le débat politique». Le Monde, 29 mars.

13 Psenny D. (2017) Candidats et médias soumis au principe d'équité. Le Monde, 18 février.

14 Там же.

15 Temps de parole des candidats : le CSA veille (2017). Le Monde, 20 mars.

16 Psenny D. (2017) Candidats et médias soumis au principe d'équité.

17 Piquard A. (2017) Campagne présidentielle: pourquoi la question du temps de parole vire au casse-tête. Le Monde, 20 mars

18 Там же.

19 Там же.

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же.

23 Dagorn G. (2017) Temps de parole : vers une présidentielle plus inégalitaire? Le Monde, 1 avril

24 Piquard A. (2017) Campagne présidentielle: pourquoi la question du temps de parole vire au casse-tête.

25 Cavelier J., Morio J. (2017) Pourquoi TF1 lance « Elysée 2017 », une nouvelle émission politique en prime time. Le Monde, 25 avril.

26 Sallé С. (2017) Présidentielle : le débat prévu sur TF1 fait déjà polémique. Le Figaro, 21 février.

27 Delcambre A. (2017) Election présidentielle : ce qu'il faut savoir sur le débat sur BFM-TV et CNews. Le Monde, 4 avril.

28 Fressoz F. (2017) Débat : un mauvais moment pour Marine Le Pen. Le Monde, 5 avril.

29 Guillaume Tabard : «Trop de débatteurs a tué le débat» (2017). Le Figaro, 5 avril.

30 Frémont A.-L. (2017) Qui a remporté le débat ? Qui a été le moins convaincant? L'avis des experts. Le Figaro, 5 avril.

31 Thèmes, ordre de passage, temps de parole... Ce que l'on sait de l'émission politique de France 2 (2017). Le Monde, 19 avril.

32 Delcambre A. (2017) Fortes incertitudes autour du débat du 20 avril sur France 2. Le Monde, 1 avril.

33 Galiero Е., Bourmaud F.-X. (2017) Débat: Macron tient le choc et s'impose face à Le Pen. Le Figaro, 4 mai.

Библиография

Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики.

М.: МедиаМир, 2013.

Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации

Германии. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.

Гладкова А.А. Освещение парламентских выборов в газете «Эт Фолк» («Алхемейн Дахблад») (сравнительный анализ кампаний 1918 и 2010 гг.) // МедиаАльманах. 2012. № 2. С. 44-53.

Захарова М.В. О некоторых особенностях государственного регулирования политической жизни во Франции (на примере президентской предвыборной кампании и выборов в Парламент в 2012 г.) // Выборы в новом медийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ИКАР, 2015. С. 168-185.

Урина Н.В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия. М.: ВК; Фак. журн. МГУ, 2010.

Урина Н.В. Роль СМИ Италии в предвыборных кампаниях (2013-2015 гг.) // МедиаАльманах. 2016. № 1. С. 50-62.

Филаткина Г.С. Аргентинская медиагруппа Clarín: взаимоотношения с администрацией Киршнер и роль в президентских выборах 2015 г. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12. С. 182-186.

ШарончиковаЛ.В. «Монд» в меняющемся мире. М.: МедиаМир, 2014.

ШарончиковаЛ.В. Пресса Франции в меняющемся мире. М.: ИСПИ РАН, 2006.

Якова Т.С. Прямая демократия: швейцарская модель (на примере выборов и референдумов 2011-2013 гг.) // Выборы в новом медийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ИКАР, 2015. С. 186-206.

Янгляева М.М., Кряжева О.Л. Парламентские и президентские выборы в Финляндии: динамика развития медиатизированной публичной сферы // Выборы в новом медийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ИКАР, 2015. С. 207-234.

Cayrol R., Charon J.-M. (eds.) (2012) Médias, opinions et présidentielles. Paris: INA Editions.

Zielonka J. (ed.) (2015). Media and Politics in New Democracies. Europe in a Comparative Perspective. Oxford: Oxford University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.