Научная статья на тему 'МЕДИА И ПОЛИТИКА ВО ФРАНЦИИ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2017 Г.: ПРОТИВОСТОЯНИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ'

МЕДИА И ПОЛИТИКА ВО ФРАНЦИИ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2017 Г.: ПРОТИВОСТОЯНИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
292
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / МЕДИАСКАНДАЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / АНГАЖИРОВАННОСТЬ СМИ / PRESIDENTIAL ELECTION / MEDIA SCANDAL / SOCIAL NETWORKS / FAKE NEWS / MASS MEDIA BIAS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова Милана Владимировна

В статье исследуются основные тенденции и новые явления в вопросах взаимодействия СМИ и политических процессов во Франции в период президентской предвыборной кампании 2017 г., изучается роль и место медиа в современных электоральных конструкциях. Особое внимание уделяется анализу коррупционных скандалов и роли СМИ в их медиатизации, вопросу ангажированности СМИ, фейковой информации и борьбы с нею массмедиа и самих кандидатов в президенты страны, а также росту значения социальных сетей в предвыборной кампании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA AND POLITICS IN FRANCE IN THE 2017 PRESIDENTIAL CAMPAIGN: CONFRONTATION AND INTERDEPENDENCE

The 2017 presidential election in France yielded an unexpected result. A young progressive politician Emmanuel Macron was elected President of the country. Neither the left-wing nor the right-wing forces played a significant part in the electoral process, as it used to be during the Fifth Republic. The crisis of the traditional political system expressed itself in the votes of citizens who elected the candidate, previously unknown to the wide public. Notably, the role of mass media (and, more broadly, the media) in the presidential race was more pronounced than ever before. This paper examines the major trends and new phenomena in the issues of interaction between mass media and the electoral processes in France during the 2017 presidential election campaign, studies the role and place of the media in current electoral structures. Special attention is given to the analysis of corruption scandals and mass media’s role in their mediatization (e.g. Penelope Gate), mass media bias and its influence on public opinion (media scandals involving N. Dupont-Aignan, M. Le Pen and J.-L. Mélenchon), fake news and the ways mass media and the candidates struggled against it (information verification in media outlets: the Désintox section in the Liberation newspaper, Les Décodeurs in Le Monde; the projects on the candidates’ websites: E. Macron’s Désintox, F. Fillon’s Stop Intox, M. Le Pen’s Vérités). The author also points to an increase in influence of social networks on the 2017 election campaign in comparison with 2012 (creating the candidate’s “alternative” channels to inform voters on YouTube and Facebook; “direct” communication with the youth audience on the forums of Jeuxvideo.com and through Snapchat).

Текст научной работы на тему «МЕДИА И ПОЛИТИКА ВО ФРАНЦИИ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ 2017 Г.: ПРОТИВОСТОЯНИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ»

Медиа и политика во Франции в президентской кампании 2017 г.: противостояние и взаимозависимость

Милана Захарова

В статье исследуются основные тенденции и новые явления в вопросах взаимодействия СМИ и политических процессов во Франции в период президентской предвыборной кампании 2017 г., изучается роль и место медиа в современных электоральных конструкциях. Особое внимание уделяется анализу коррупционных скандалов и роли СМИ в их медиатизации, вопросу ангажированности СМИ, фейковой информации и борьбы с нею массмедиа и самих кандидатов в президенты страны, а также росту значения социальных сетей в предвыборной кампании. Ключевые слова: президентские выборы, медиаскандал, социальные сети, фейковые новости, ангажированность СМИ.

© Захарова Милана Владимировна кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), milana.z@mail.ru

Президентские выборы во Франции в 2017 г. изменили многие, казалось бы, незыблемые правила электоральной борьбы, сломали стереотипы. Необыкновенно ярко в ходе последней выборной гонки проявилась роль СМИ (и шире - медиа), которые сыграли большую роль, чем когда-либо ранее. Борьба за власть и влияние превратилась и в борьбу со СМИ, а степень медиатизации кампании побила все рекорды. Исследование, посвященное роли и месту медиа в предвыборной президентской кампании во Франции, охватывает период с августа 2016 г. по май 2017 г. Настоящее исследование продолжает анализ наиболее ярких явлений и тенденций, связанных с взаимодействием СМИ и выборных процессов (Захарова, 2018). Эмпирической базой выступили материалы ведущих СМИ Франции за указанный период, официальные сайты и другие цифровые платформы, программы и тексты/ видеозаписи выступлений кандидатов, законодательные акты и документы регулирующих инстанций.

Необходимо отметить, что вопросы взаимодействия/взаимовлияния СМИ и политических процессов на разных уровнях традиционно привлекают внимание и российских (Беглов, 2002; Вартанова, 2013; Вороненкова, 2011; Урина, 2010; Ша-

рончикова, 2006, 2014), и зарубежных исследователей (Cayrol, Charon (eds.), 2012; Zielonka (ed.), 2015). Не меньший интерес вызывают и выборные кампании (президентские, парламентские, в местные ораны самоуправления), особенности их освещения в СМИ, медиастратегии кандидатов (Гладкова, 2012; Захарова, 2015; Урина 2016; Филаткина, 2016; Якова, 2015; Янг-ляева, Кряжева, 2015).

Выборы-2017: кандидаты и результаты

Напомним, что президентские выборы 2017 г. заняли особое место в политической истории современной Франции. Основные элементы политического пейзажа Пятой республики - левые (Социалистическая партия (Parti Socialiste, PS)) и правые (Республиканцы (Les Républicains, LR)) - впервые не сыграли решающую роль в политической жизни страны. Вышедшие во второй тур кандидаты предстали политиками, придерживающимися диаметрально противоположных взглядов. С одной стороны, Э. Макрон и движение «Вперед!» (En Marche!), созданное 6 апреля 2016 г., не совсем понятной политической позиции (в ходе кампании Макрон называл себя «ни левым, ни правым», затем «и левым, и правым» кандидатом, потом - «прогрессистом»1), с другой - представитель ультраправого Национального фронта (Front National, FN) М. Ле Пен.

В лидеры президентской гонки сразу выходит представитель республиканцев Ф. Фийон, однако журналистское расследование, проведенное сатирической газетой Le Canard enchaîné, и последовавшие разоблачения финансовых махинаций наносят непоправимый вред имиджу политика. Уже к началу февраля 2017 г. верхние строчки в опросах общественного мнения занимает молодой политик Э. Макрон, за ним следует М. Ле Пен. Впервые в истории Пятой республики крайне правая партия

Национальный фронт пересекает символический порог 20% голосов2. Поражение республиканцев (20%) обозреватели назвали «личным провалом» Ф. Фийона3. Стоит обратить внимание и на необычайно низкий результат Социалистической партии (6,36%), что свидетельствует о кризисе доверия к политической платформе социалистов (см. табл.).

По результатам голосования 7 мая 2017 г. Э. Макрон получил 66,1% голосов (за него проголосовали 20 753 797 человек), М. Ле Пен - 33,9% (10 644 118 избирателей)4. Инаугурация нового президента состоялась 14 мая 2017 г.

«Вы меня уничтожили». Самая скандальная кампания

Президентская кампания 2017 г. стала самой скандальной и грязной в современной политической истории Франции. В конце января 2017 г. выходит книга «Внутри тайников Минфина» (Dans l'enfer de Bercy) журналистов Ф. Сейса и М. Л'Оур, где среди прочих разоблачений появляется информация о том, что Э. Макрон в свою бытность министром экономики за восемь месяцев 2016 г. потратил на свои представительские расходы 80% соответствующего бюджета всего ведомства (около 120 000 евро). Бюджет на представительские расходы предназначен для организации министром и его замами официальных приемов, завтраков и обедов в министерстве и т.д. Ф. Сейс говорил в интервью Le Figaro, что Макрон использовал министерство как взлетную площадку, приглашая известных и влиятельных людей на встречи, плел свою паутину: «В этом нет ничего нелегального, даже если это серая зона»5. Эта информация позволила отдельным политикам заявить, что данные деньги использовались для подготовки предвыборной кампании и финансирования движения «Вперед!». Макрон последовательно отрицает обвинения, утверждая, что строго соблюдает

Таблица. Результаты первого тура голосования (23 апреля 2017 г.)

Кандидат в президенты Партия / политическое движение Голоса, %

Эммануэль Макрон Вперед! (En marche!) 24,01

Марин Ле Пен Национальный фронт (Front national) 21,30

Франсуа Фийон Республиканцы (Les Républicains) 20,01

Жан-Люк Меланшон Непокоренная Франция (La France insoumise) 19,58

Бенуа Амон Социалистическая партия (Parti socialiste) 6,36

Николя Дюпон-Эньян Вставай, Франция (Debout la France) 4,70

Жан Лассаль Будем сопротивляться! (Résistons!) 1,21

Филипп Путу Новая антикапиталистическая партия (Nouveau parti anticapitaliste) 1,09

Франсуа Асселино Народный республиканский союз (Union populaire républicaine) 0,92

Натали Арто Рабочая борьба (Lutte ouvrière) 0,64

Жак Шеминад Солидарность и прогресс (Solidarité et progrès) 0,18

Источник: https://www.lefigaro.fr/elections/resultats/#PR2017

правила игры6. Досталось и М. Ле Пен, ко- од 1988-2013 гг.). «Ничто во французском торую, среди прочего, обвиняли в выпла- законодательстве не мешает парламенте своим сотрудникам зарплат из фондов тарию нанять в качестве ассистента бли-Европарламента. Однако больше всех от жайшего родственника <...> при условии, «войны компроматов» пострадал Ф. Фий- если он действительно выполняет свои он. В последние годы подобные корруп- обязанности», - иронизировали журна-ционные скандалы преследуют правых - листы7. П. Фийон же в публичных выступ-можно вспомнить Ж. Ширака, Н. Саркози, лениях подчеркивала, что она держится в А. Жюппе, однако ни разу они не случались стороне от политической карьеры мужа. в столь неподходящий момент, когда на И 14 февраля против Фийона было от-кону - кресло президента. крыто дело за «растрату общественных

Вспыхнув в самый разгар электораль- фондов», а затем и по некоторым другим ной кампании, «дело Фийона» сразу выш- обвинениям8. Разразившийся в СМИ скан-ло за рамки традиционного политическо- дал по поводу фиктивной работы жены го сценария. 24 января 2017 г. в Le Canard кандидата от республиканцев, получив-enchaînéвыходит статья, в которой утверж- ший название «Пенелопагейт», оказал дается, что жена Ф. Фийона, домохозяй- разрушающее воздействие на имидж и ка Пенелопа Фийон, заработала более кампанию Ф. Фийона. Он выбирает стра-600 000 евро, выполняя обязанности по- тегию агрессивной защиты, заявляет, что мощника депутата парламента. Дальней- стал жертвой «операции исключитель-шее расследование, а также обнаружен- ного масштаба, очень профессионально ная «работа» литературного советника в подготовленной клеветы»9, но она его не журнале La Revue des Deux Mondes увели- спасает. Дальнейшие журналистские рас-чили эту цифру до 900 000 евро (за пери- следования только усугубляют ситуацию.

«Фийон объявляет войну СМИ» - с таки- должен решать, готов ли он отдать свой

ми заголовками выходили французские голос за политика, замешанного в корруп-

газеты и журналы. ционном скандале, - подчеркивает П. Эве-

В борьбу с «продажной прессой» всту- но. - Когда в 1995 г. Жак Ширак участвовал

пают и сторонники правого кандидата. в выборах, все знали о состоянии его дел,

К самым любопытным можно отнести рас- пресса много писала об этом, но решение

пространение слухов в Twitter и Facebook принимал народ. СМИ не всемогущи»13. о том, что расследование Canard enchaîné

было ответным жестом Э. Макрону, кото- Власть или служанка? рый,являясь министром экономики, про- Имеют ли СМИ реальную силу? стил газете налоговую задолженность в Еще одной темой, которая постоянно

размере 3,5 млн евро. Якобы журналисты поднималась в ходе президентской пред-

спасали молодого политика от реакции выборной кампании, стал вопрос об анга-

граждан на «разоблачения», содержащие- жированности СМИ. Массив материалов,

ся в только что вышедшей книге «Внутри посвященных этой проблеме в СМИ, со-тайников Минфина». Журналисты газе- циальных сетях, сайтах кандидатов и пр.,

ты Le Monde опровергли эту «новость»!0, побил все рекорды, вызывая жаркие дис-

опубликовав неопровержимые аргументы, куссии. Только Le Monde и Le Figaro в пе-

включая факты о том, что Canard enchaîné риод февраль-апрель 2017 г. разместили никогда не имела долгов и власть Э. Мак- более 200 публикаций (печатная версия, рона никогда не распространялась на на- разные рубрики сайта, тематические блоги

лотовые службы. ведущих журналистов на сайтах изданий).

В защитной риторике Ф. Фийон прибе- Обвинения приняли небывалый размах.

гает к хорошо известной в политической Например, Н. Дюпон-Эньян обвинял лично

истории Франции практике - обвинению С. Дассо (владелец группы Le Figaro, сена-

во всех грехах СМИ. Так, в начале февраля тор от департамента Эссонн, республика-он приносит своим избирателям извине- нец) в цензуре, бойкоте, объявленном ему

ния за «спланированную кампанию по его изданиями группы за то, что он публично

дискредитации со стороны СМИ» и обеща- выступал против Ф. Фийона. Со слов канди-

ет подать в суд на «нечестную прессу»". дата получалось, что Дассо «держит руку»

«Медиалинчевание», «медиатрибунал», на политических страницах ежедневной

«политическое убийство» - именно так ха- газеты, а главный редактор согласовывает

рактеризовал кандидат республиканцев редакционный контент с владельцем. Дело

происходящее. «Нападать на СМИ - это приняло такой размах, что Общество жур-

классика жанра, особенно в политико- налистов Le Figaro (Société des journalistes

финансовых скандалах, - говорит историк (SDJ) du Figaro) распространило коммюнике,

медиа Патрик Эвено. - Это имело место где говорилось, что журналисты не полу-

уже много раз, еще с Панамского скандала чали никаких инструкций по цензуриро-

в конце XIX в. Политики часто набрасыва- ванию кандидата и только за первые три

ются на журналистов, когда оказываются недели апреля издание цитировало Н. Дю-в затруднительном положении, особен- пон-Эньяна 120 раз, 15 материалов были

но если задета их честь»!2. Это позволяет посвящены исключительно его персоне^.

выставить себя жертвой. Французы все Журналисты даже назвали эту ситуацию

меньше доверяют СМИ, и политики этим «делом НДА» (Le cas NDA). «Поддержка,

пользуются, в то время как журналисты регулярно оказываемая Ф. Фийону, осо-

просто делают свою работу. «Избиратель бенно в хрониках и редакционных ста-

57

тьях, не является сюрпризом, - пишет Le одного из руководителей высшего зве-Monde. - Какое участие принимает в этом на Ait/s media в штаб Макрона тоже был основной акционер? Мы точно не знаем, свидетельством сговора. Не раз нападала говорят журналисты. Некоторые увере- лидер НФ и на Le Monde, один из владель-ны, что Дассо оказывает определенное цев которой, П. Берже, социалист, откры-влияние, другие считают - выбор делает то выступил на своей странице в Twitterв редакция»^. поддержку Э. Макрона.

Интересная ситуация складывалась и П. Берже опубликовал следующий твит: вокруг Национального фронта. Например, «Без малейших оговорок я предоставляю М. Ле Пен не раз выступала с разоблаче- мою поддержку Эммануэлю Макрону, ко-ниями журналистов, СМИ, которые, по ее торый как президент поведет нас к соци-мнению, встали на сторону своего протеже ал-демократии». Это публичное заявление Э. Макрона и вели всю кампанию только вызвало шквал критики в адрес Le Monde. в его пользу16. Если верить бывшему ди- Директор газеты Ж. Феноглио выступил с ректору политической службы Le Figaro заявлением: «Наши акционеры свободны Ф. Гульё, газета слишком мало места от- в выборе своей позиции, но это не имеет водила М. Ле Пен с целью «не навредить никакого отношения к работе редакции. правым республиканцам»". Интересная Я являюсь гарантом этой редакционной статья на эту тему была опубликована в The независимости: она тотальна»!9. Однако Guardian1a, где утверждалось, что не только сложно говорить о независимости и объ-традиционно правая Le Figaro дистанци- ективности, когда через несколько недель ровалась от лидера французских нацио- он после долгих рассуждений о нейтра-налистов, традиционно левая Libération литете газеты, свободе информировать, вообще отказывалась публиковать ма- об отсутствии приверженности к тому или териалы с любыми представителями НФ, иному политическому лагерю заканчива-а круглосуточный информационный ка- ет редакционную статью фразой: «одна нал BFM-TV выделил М. Ле Пен очень ма- кандидатура совершенно несовместима ло эфирного времени. Выпускающий ре- во всех отношениях с нашими ценностями дактор BFM-TV(в последнее время канал и нашими обязательствами - кандидату-часто занимает третье место по объему ра Марин Ле Пен»20. телеаудитории среди коммерческих ве- Еще один старый адепт критики СМИ -щателей после TF1 и М6, является первым Ж.-Л. Меланшон, выступающий против этой среди круглосуточных информационных «медиакасты» последние несколько лет. каналов) Э. Беру говорил, что эти обвине- Одно из известных выражений политика -ния «взяты из воздуха» и предоставлял «СМИ - это вторая кожа системы». Его ата-статистические данные, доказывающие ки носят регулярный характер: Libération, обратное. Le Monde, политические передачи на ра-

Однако это не мешало М. Ле Пен во все- дио и телевидении, где «окопались ска-услышание обвинять владельца группы зители из Социалистической партии», по-Aitis media (включает и Libération, и BFM- падают под удар21. Кандидат от Непоко-TV) миллиардера Патрика Драи в заго- ренной Франции не считает журналистов воре с целью выдвижения в президенты нейтральными, и оценки, которые он им Э. Макрона, который, работая в админи- дает, являются неотъемлемой частью его страции Ф. Олланда, содействовал пред- политической борьбы. принимателю в совершении некоторых Стоит сказать, что на этом фоне выгод-сделок. Кроме того, по ее мнению, уход но смотрелся Э. Макрон, который не раз

в ходе кампании высказывался в поддер- ныйтелефон. Разразившийся в СМИ скан-жку журналистов и СМИ. «Каждый раз, ког- дал команда Фийона попыталась быстро да мы ставим под вопрос легитимность загасить, распространив заявление о том, СМИ, мы освистываем противовес власти, что инцидент произошел по вине наня-необходимый для демократического об- той для мероприятия охранной фирмы и щества»22, - говорил он. При этом журна- больше к ее услугам прибегать не будут24. листы критиковали его за двойственную Ежегодное исследование «Барометр позицию: доступный и открытый для об- доверия к СМИ», которое проводит Kantar щения, он становился более надменным, TNS по заказу газеты La Croix, опублико-когда в СМИ появлялась негативная для ванное в начале февраля 2017 г., показа-него информация. Так, в ходе презента- ло рекордно низкий за последние 15 лет ции своей программы 2 марта кандидат уровень: лишь 44% французов доверяют обвинил «дорогого друга» журналиста газетам, 41% - телевидению, менее 25% -М. Манодей из Mediapart, интернет-из- Интернету. Зависимыми от политического дания, известного журналистскими рас- давления журналистов считают 67% опро-следованиями, в том, что он «расчистил шенных, от финансового - 58%, и это - са-путь для Национального фронта», пред- мый высокий показатель за всю историю ставив его как «кандидата финансовой замеров. При этом почти 80% граждан олигархии»^3. В то же время сторонники Франции уверены, что качественные ин-политика не стеснялись набрасываться формационные СМИ играют важную роль на СМИ в социальных сетях. в президентской выборной кампании25.

Противостояние политических деяте- Следует отметить, что карту недоверия к лей и СМИ принимает формы, которые еще СМИ в той или иной степени разыграли все совсем недавно невозможно было даже кандидаты электоральной кампании 2017 г., представить. Политики позволили себе не в том числе и с помощью предоставления просто выступать против СМИ, которые «альтернативной информации» на своих их не поддерживали, но и ограничивать сайтах и аккаунтах в социальных сетях. их свободы - вплоть до того, что представителей отдельных средств массовой С°циальные сети всгупаютв б°рьбу информации не пускали на официаль- Впервые в политической истории Фран-ные мероприятия и пресс-конференции ции социальные сети стали полноправным кандидатов. И если подобные демарши участником предвыборной борьбы. Если в со стороны М. Ле Пен, запретившей по- 2012 г. эксперты указывали на недостаточ-являться на ее публичных выступлениях ное использование предоставляемых дан-журналистам Mediapart и политической ными платформами возможностей (только передачи Quotidien (канал TMC, входит в Ж.-Л. Меланшон выделялся на общем фо-группу TF1), отказав в аккредитации, ни- не), то в 2017 г. эти инструменты были на-кого не удивляли, то такое поведение ла- конец оценены по достоинству. Некоторые геря Фийона вызвало серьезную полеми- видео, размещаемые командой Макрона ку. Пожалуй, самыми резонансными стали на его странице в Facebook, имели до 2 млн события 9 апреля на митинге в поддер- просмотров2б. «Сегодня больше недове-жку кандидата, проходившем в Порт-де- рия, даже безразличия к традиционным Версаль, когда по отношению к политиче- СМИ. Мы как будто бы существуем в двух ским журналистам телеканалов Canal+ и мирах, - говорит политический обозрева-ТМСбыла проявлена физическая агрессия, тель Quotidien.- Люди начинают создавать а также разбиты видеокамера и мобиль- собственные медиаканалы, в частности,

59

с помощью социальных сетей»27. Даже са- в прайм-тайм, - иронизировали француз-мые консервативные политики понимают ские тележурналисты, - а также выражать это. Эксперты отмечали и новую тенденцию протесты при малейших нарушениях»29. к «реинформированию» (фр. réinformation), Нельзя не отметить и тот факт, что, по-когда аудитория (в первую очередь мо- жалуй, впервые в политической истории лодежная), получив информацию по так современной Франции много внимания называемым официальным каналам (тра- уделялось работе с молодежной аудито-диционным СМИ), обращается к другим рией (18-25 лет). Попытки достучаться до источникам - сайтам и аккаунтам в со- самых молодых избирателей, многие из циальных сетях политических деятелей, которых впервые принимают участие в альтернативному интернет-телевидению выборах и часто далеки от традиционных (например, крайне правому TV Libertés). информационных каналов и СМИ, пред-Кандидаты стараются воспользоваться принимали практически все участники новыми возможностями, создать собствен- выборной кампании. Можно упомянуть ные каналы, чтобы обойти традиционные Ж.-Л. Меланшона и Ф. Филиппота (НФ), об-СМИ. Настоящим новатором снова высту- щавшихся с молодежью с помощью своих пает Ж.-Л. Меланшон, который еще в 2016 г. каналов на YouTube и принимавших непо-запустил серию роликов в Интернете на средственное участие в обсуждениях на своем канале на видеохостинге YouTube под форумах Jeuxvideo.com (самый популярный общим названием «Это не увидишь на ТВ» молодежный форум Франции). (Pas vu à ia téié). На каждую встречу при- Однако один из самых любопытных, на глашался новый гость, с которым политик наш взгляд, проектов был осуществлен вел продолжительную беседу по важным социальной сетью Snapchat совместно с для его политической платформы темам. несколькими кандидатами в президенты. Затем была создана передача Revues de la Социальная сеть и мобильное приложе-Semaine,также пользовавшаяся определен- ние Snapchat позволяют обмениваться с ным успехом. И все это без политических друзьями фото и небольшими видео, ко-оппонентов и за весьма скромную цену. торые можно сопроводить текстом, эмод-Национальный фронт адаптирует такой жи, различными фильтрами (сообщения же подход. «СМИ потеряли доверие на- автоматически удаляются по истечении рода, который обращается к Интернету 24 ч). Snapchat - одна из самых популяр-для получения информации»^8, - утвер- ных «игрушек» современной французской ждала М. Ле Пен на своих встречах с из- молодежи. Пользователи Snapchat каждый бирателями. Она и ее команда представ- день перед первым туром голосования по-ляли сайт и аккаунты в социальных сетях лучали два небольших послания-интервью кандидата как источник альтернативной с одним из четырех кандидатов - Ф. Фийо-информации. Некоторые медиаэксперты ном, Б. Амоном, М. Ле Пен, Э. Макроном. называют антимедийный дискурс канди- Формат вопрос-ответ позволял молодому датов в президенты отчасти искусствен- человеку задать вопрос кандидату и поной конструкцией, продуманным отве- лучить на него ответ (продолжительность том на настроения в обществе, которое одной сессии - 10 сек). Проект осуществ-за последние три года сильно охладело лялся непосредственно французской кок традиционной журналистике. «Эти тре- мандой социальной сети. Стоит отметить, ния не мешают политическим деятелям что команда Snapchat сознательно откло-скрупулезно подсчитывать время высту- няла агрессивные вопросы и вопросы, спо-плений и требовать, чтобы их приглашали собные поставить кандидата в неудобное

положение30. Пожалуй, самым острым мо- странство. «Правительство собирается ментом был разговор Ф. Фийона с одним дать право голоса заключенным, вклю-из студентов, который поинтересовался, чая джихадистов», «Кампания Макрона может ли он стать его помощником как на 30% спонсируется Саудовской Арави-депутата парламента. Фийон попросил ей», «Власти сделают выходными днями молодого человека прислать свое резю- праздники мусульман и евреев» - эти и ме. В целом вопросы носили общий ха- им подобные «новости» имели десятки рактер («Объясните, почему мы должны (а иногда и сотни) тысяч перепостов в со-голосовать за вас?», «Можете ли вы спеть циальных сетяхз2. Недостоверные, лож-одну из песен Далиды?», «Любите ли вы ные, сознательно искаженные факты, слу-рэп?»), однако были затронуты и серьез- хи, создающиеся буквально на ходу, фо-ные темы («Как вы планируете улучшить тографии и видеоматериалы, вырванные условия жизни в университетах?», «Какие из контекста, проникали в медиа (в пер-шаги вы намерены предпринять для уре- вую очередь через социальные сети, ко-гулирования конфликта в Сирии?», «Дей- торые сегодня являются быстрым источ-ствительно ли вы намерены выйти из зо- ником первичной информации), ставя в ны евро?»). На основе проведенных ми- трудное положение качественные СМИ, ни-интервью были составлены истории а также кандидатов на пост президента. кандидатов, размещенные на YouTube3i. В хаос вносили свою лепту и сами полити-Благодаря такому формату образы кан- ки, не раз в ходе кампании прибегавшие дидатов получились более легкими, даже к дезинформации избирателей. Манипу-сюрреалистичными (каждому было пред- лирование общественным мнением иног-ложено воспользоваться любимым фильт- да достигает невообразимых масштабов. ром для некоторых эпизодов). Бурную ре- «Французы имеют меньше прав во Фран-акцию вызвали события в Twitter, мнения ции, чем иностранцы» и «Семь миллио-разделились: одни высоко оценили воз- нов безработных» (М. Ле Пен), «Французы можность увидеть более доступный и по- работают меньше, чем все другие евро-нятный портрет кандидата в президенты, пейцы» и «Мы являемся страной с самой другие называли проект заигрыванием с большой задолженностью среди крупных молодежью. Этот новый способ коммуни- развитых стран» (Ф. Фийон) - эти и мно-кации с молодежной аудиторией пытались гие другие заявления разоблачала каче-использовать в 2017 г. многие известные ственная пресса, предоставляя читателям политики - Н. Саркози, Ф. Олланд, но да- достоверную информацию. Но, разуме-леко не все оказались способны говорить ется, это происходило уже после того, как на одном языке с юными избирателями. они были сделаны. Snapchat делает ставку на скорость, ин- Распространение фейковых новостей терактивность и юмор. Проект, имевший связано с развитием социальных сетей большой резонанс, стал первым успеш- и поисковых систем, считают эксперты. ным проектом подобного рода. «Сегодня информация циркулирует гори-

зонтально, все данные распространяются Эпидемия фейков. в одной плоскости. Доступ к недостовер-

Медиа и кандидаты в осаде ной информации часто происходит по ре-

К важным явлениям политического пей- комендации друзей, знакомых из своего зажа электоральной гонки 2017 г. следует круга общения, которых считают надеж-отнести и фейковые новости, в букваль- ными, - говорит социолог СМИ Ж.-М. Ша-ном смысле заполонившие медиапро- рон. - Традиционные медиа, испытываю-

61

щие экономические трудности, в погоне за внимания разоблачению неблагожелатель-сенсациями сокращают время обработки ных материалов в СМИ, посвященных их информации, и поэтому даже они могут по- персонам и избирательным платформам. пасть в ловушку»33. Журналистика - компас

в мире информации, журналистика, про- Президент, к°-гор°го одвдам ШИ веряющая факты, анализирующая заяв- Э. Макрон стал президентом, которого ления политиков, бизнесменов, лидеров сделали СМИ, - так оценивали итоги вы-гражданского общества, столкнулась со боров 2017 г. французские обозреватели старой угрозой в новых масштабах, кото- и эксперты. И с этим нельзя не согласить-рые еще десять лет назад невозможно было ся, французские СМИ оказали беспреце-представить. Стараясь сохранять высокие дентную поддержку Э. Макрону, чего еще стандарты журналистской деятельности, не случалось в современной политиче-французская качественная пресса вот уже ской истории Франции. Можно вспомнить несколько лет осуществляет специальные 2002 г., когда в финал президентской гонки проекты по борьбе с информационными вышли Ж. Ширак и Ж.-М. Ле Пен, и лозун-фальшивками. Можно упомянуть рубрики ги «За вора, но не за фашиста», «Голосуй Désintox в газете Libération, Les Décodeurs в с прищепкой на носу», ставшие хресто-Le Monde, представляющие собой отделы матийными, буквально заполонили СМИ. по верификации информации. Например, Однако даже этот случай не иллюстрирует в проекте Les Décodeurs принимают учас- то единодушие, с каким пресса и аудио-тие десять журналистов. Стоит отметить их визуальные СМИ стали на сторону лиде-активную работу в период выборов, экс- ра движения «Вперед!». Причем это про-пертные разоблачения фальшивок. изошло еще до того, как он стал победи-Нужно сказать и о том, что эпидемия телем первого тура голосования вместе с фейков взволновала даже штабы некото- лидером Национального фронта. рых кандидатов, которые стали создавать Французская медиамодель полна про-секции по верификации информации и тиворечий. Почти все частные СМИ в стра-борьбе с недостоверными заявлениями не находятся в руках ее самых богатых оппонентов. Это тоже произошло впервые граждан, финансистов, промышленников, в истории французских выборов. Так, на банкиров, игроков телекоммуникационной сайте Э. Макрона была открыта страни- отрасли, компании которых часто зависят ца Désintox, где его команда занималась от государственных заказов. Характерно проверкой и восстановлением фактов для нее и традиционное влияние государ-о кандидате. Поводом для ее создания ства. «Порочные связи» власти, бизнеса стала эпидемия слухов («Вы знаете, что и СМИ часто становятся предметом по-Эммануэль Макрон собирается устано- лемики, а редакционная независимость вить шариат на Майотте?», «Макрон вве- ставится под вопрос. Выборы 2017 г. стали дет новый налог для всех домовладель- еще одним этапом в этом споре. цев»), захлестнувшая Facebook34. В своем Рассмотренные в настоящей работе тен-стремлении к проверке фактов он был не денции и новые явления в вопросах взаи-одинок - JLMDésintox у Ж.-Л. Меланшона, модействия медиа и выборных процессов Stop intox у Ф. Фийона, Vérités у М. Ле Пен. во Франции - коррупционные скандалы Конечно, здесь речь идет о защите имид- и роль СМИ в их медиатизации, ангажи-жа участника президентской гонки, а не о рованность СМИ и их влияние на обще-достоверности информации. М. Ле Пен и ственное мнение, рост роли и влияния Ж.-Л. Меланшон, например, уделяли много социальных сетей в предвыборной кам-

пании, фейковая информация и борьба с нею СМИ и самих кандидатов - являются еще одной частью новых медийных конструкций в президентской предвыборной кампании 2017 г. Стоит отметить, что не -смотря на рост недоверия к СМИ со сто-

роны политиков, они продолжают серьезно относиться к массмедиа, вступают в полемику, почти в борьбу. Последние события наглядно продемонстрировали, что СМИ все еще способны играть важную роль в электоральных процессах.

Примечания

1 Chapuis N. (2017) Présidentielle : les leçons d'un premier tour historique. Le Monde, 23 avril.

2 Там же.

3 Там же.

4 https://www.lefigaro.fr/elections/resultats/#PR2017

5 Feertchak А. (2017) Bercy dispose du droit de vie ou de mort sur la plupart des décisions politiques. Le Figaro, 17 février.

6 https://www.actualitte.com/article/monde-edition/un-livre-accuse-macron-d-avoir-finance-en-marche-avec-l-argent-de-bercy/69286

7 Penelope Fillon aurait touché plus de 900.000 euros au total, selon Le Canard enchaîné (2017). Le Figaro, 31 janvier.

8 Pagesy H., Daudré B. (2017) Présidentielle : nous avons compilé les moments forts de cette campagne. Le Figaro, 6 mai.

9 Penelope Fillon aurait touché plus de 900.000 euros au total, selon Le Canard enchaîné.

10 Sénécat A. (2017) Non, l'affaire Fillon n'est pas un cadeau de remerciement du « Canard enchaîné » à Macron. Le Monde, 16 février.

11 Ce qu'il faut retenir de la conférence de presse de François Fillon l'enquête. Le Figaro, 2017, 2 février.

12 Lamothe J. (2017) Patrick Eveno: «Les politiques s'en prennent aux médias quand leur honneur est mis en cause». Le Monde, 7 février.

13 Там же.

14 Delcambre A. (2017) «Le Figaro» a-t-il «boycotté» Nicolas Dupont-Aignan? Le Monde, 21 avril.

15 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Delcambre A., Piquard A. (2017) Les médias pris dans la bataille de la présidentielle. Le Monde, 11 mars.

17 Delcambre A. (2017) «Le Figaro» a-t-il «boycotté» Nicolas Dupont-Aignan?

18 Sayare S. (2017) How Marine Le Pen Played The Media. The Guardian, 20 april. Режим доступа: https://www.theguardian.com/news/2017/apr/20/how-marine-le-pen-played-the-media

19 Nouchi F. (2017) «Le Monde» roule-t-il pour Macron? Le Monde, 10 mars.

63

20 Fenoglio J. (2017) Présidentielle 2017: les valeurs d'un vote. Le Monde, 22 avril.

21 Delcambre A., Piquard A. (2017) Les médias pris dans la bataille de la présidentielle.

22 Там же.

23 Там же.

24 Violences au meeting de Fillon: des journalistes de Canal+ et TMC portent plainte (2017). Le Monde, 12 avril.

25 Baromètredesmédias,l'intérêtdesFrançaispourl'actualitéauplusbasdepuis200.La Croix, 2017, 2 février. Режим доступа: https://www.la-croix.com/Economie/Medias/Barometre-medias-linteret-Francais-pour-lactualite-plus-depuis-2002-2017-02-02-1200821913

26 Delcambre A., Piquard A. (2017) Les médias pris dans la bataille de la présidentielle.

27 Там же.

28 Там же.

29 Там же.

30 Morin V. (2017) Présidentielle: quatre candidats s'affichent sur Snapchat. Le Monde, 21 avril.

31 Истории кандидатов можно посмотреть на YouTube. Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=02Q1ZZhYUmE&feature=youtu.be

32 Sénécat A. (2017) Présidentielle: 15 intox qui ont pollué la campagne. Le Monde, 29 mars.

33 Alcaraz M., Madelaine N. (2017) Jean-Marie Charon: «Ne pas donner la même valeur à l'info sur le Web et sur le papier a été une erreur». Les Echos, 21 janvier.

34 Damgé М. (2017) Présidentielle: comment «désintox» et «décryptages» ont envahi les cellules de campagne. Le Monde, 14 avril.

Библиография

Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013.

Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.

Гладкова А.А. Освещение парламентских выборов в газете «Эт Фолк» («Алхемейн Дахблад») (сравнительный анализ кампаний 1918 и 2010 гг.) // Меди@льманах. 2012. № 2. С. 44-53.

Захарова М.В. Аудиовизуальные СМИ в период выборов во Франции: трансформация форматов (по итогам президентской кампании 2017 г.) // МедиаАльманах. 2018. № 1. С. 50-65. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2018.126137

Захарова М.В. О некоторых особенностях государственного регулирования политической жизни во Франции (на примере президентской предвыборной кампании и выборов в Парламент в 2012 г.) // Выборы в новом медийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ИКАР, 2015. С. 168-185.

Урина Н.В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия. М.: ВК; Фак. журн. МГУ, 2010.

Урина Н.В. Роль СМИ Италии в предвыборных кампаниях (2013-2015 гг.) // Ме-диаАльманах. 2016. № 1. С. 50-62.

Филаткина Г.С. Аргентинская медиагруппа Clarín: взаимоотношения с администрацией Киршнер и роль в президентских выборах 2015 г. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12. С. 182-186.

ШарончиковаЛ.В. «Монд» в меняющемся мире. М.: МедиаМир, 2014. ШарончиковаЛ.В. Пресса Франции в меняющемся мире. М.: ИСПИ РАН, 2006. Якова Т.С. Прямая демократия: швейцарская модель (на примере выборов и референдумов 2011-2013 гг.) // Выборы в новом медийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ИКАР, 2015. С. 186-206.

Янгляева М.М., Кряжева О.Л. Парламентские и президентские выборы в Финляндии: динамика развития медиатизированной публичной сферы // Выборы в новом медийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ИКАР, 2015. С. 207-234.

Cayrol R., Charon J.-M. (dir.) (2012) Médias, opinions et présidentielles. Paris: INA Editions. Zielonka J. (ed.) (2015) Media and Politics in New Democracies. Europe in a Comparative Perspective. Oxford: Oxford University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.