Научная статья на тему 'Аудиовизуальные музыкальные средства обучения на современном уроке русского языка'

Аудиовизуальные музыкальные средства обучения на современном уроке русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
474
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛИП И МЮЗИКЛ КАК ЖАНРЫ СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ / PERCEPTION / VISUAL PERCEPTION / AUDITORY PERCEPTION / AUDIO-VISUAL LEARNING TOOLS / MUSIC VIDEO AND MUSICAL AS GENRES OF SYNTHETIC ARTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Афанасенко Оксана Борисовна

В статье обосновывается психолого-методическая целесообразность использования на уроках русского языка современных музыкальных аудиовизуальных средств обучения (музыкальные видеоклипы и мюзиклы); предлагаются варианты заданий по созданию школьниками высказываний, предметом речи которых является содержание аудиовизуального фрагмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Афанасенко Оксана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AUDIO-VISUAL LEARNING TOOLS DURING THE MODERN RUSSIAN LANGUAGE LESSONMUSIC AUDIO-VISUAL LEARNING TOOLS DURING THE MODERN RUSSIAN LANGUAGE LESSON

The article substantiates the psychological and methodical expediency of using modern musical audio-visual learning tools (music videos and musicals) at the lessons of speech development; the variants of tasks for creating statements by schoolchildren, the subject of which is the content of the audiovisual fragment, are offered.

Текст научной работы на тему «Аудиовизуальные музыкальные средства обучения на современном уроке русского языка»

Педагогика

УДК: 37.032

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры русского языка и литературы Афанасенко Оксана Борисовна

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк), учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Лицей №11» г. Новокузнецка Кемеровской области (г. Новокузнецк)

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье обосновывается психолого-методическая целесообразность использования на уроках русского языка современных музыкальных аудиовизуальных средств обучения (музыкальные видеоклипы и мюзиклы); предлагаются варианты заданий по созданию школьниками высказываний, предметом речи которых является содержание аудиовизуального фрагмента.

Ключевые слова: восприятие, зрительное восприятие, слуховое восприятие, аудиовизуальные средства обучения, музыкальный клип и мюзикл как жанры синтетических искусств.

Annotation. The article substantiates the psychological and methodical expediency of using modern musical audio-visual learning tools (music videos and musicals) at the lessons of speech development; the variants of tasks for creating statements by schoolchildren, the subject of which is the content of the audiovisual fragment, are offered.

Keywords: perception, visual perception, auditory perception, audio-visual learning tools, music video and musical as genres of synthetic arts.

Введение. Мы воспринимаем действительность посредством органов чувств. Безусловно, все они играют существенную роль в познании человеком окружающего мира. Однако в соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительный, слуховой, осязательный, кинестетический, обонятельный и вкусовой тип восприятия. В зависимости от того, какую часть мозга (сенсорную систему) мы используем, психологи говорят о нас как о визуалах, аудиалах, кинестетиках или дискретах. Так, у визуалов ведущий канал восприятия составляют органы зрения. Аудиалы в основном получают информацию через слуховой канал. Кинестетики воспринимают подавляющую часть информации через обоняние, осязание и др., а также с помощью движений. Дискреты (дигиталы) воспринимают информацию через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Но даже сегодня, в XXI веке, обучение в школе не ориентировано на отдельный, т.е. ведущий тип восприятия информации каждым школьником. Мы привыкли повторять, что современное поколение детей -поколение визуалов. Означает ли это, что учитель для успешного овладения предметом школьниками должен педалировать исключительно на визуальный канал обучаемых? Безусловно, нет, ведь, кроме зрения, ведущим каналом в процессе обучения является и слух.

Изложение основного материала статьи. Как доказали психологи, наилучшие результаты в обучении дает комбинированное воздействие визуальной и аудиальной информаций, так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память. Исследования показали, что человек запоминает около 15 % информации, получаемой им в устно-речевой форме и 25 % - в зрительной. При условии, что оба эти способа передачи информации используются одновременно, реципиент может воспринять до 65 % содержания информации [1].

Отсюда становится очевидной безусловная и важнейшая роль аудиовизуальных средств обучения (теле-, видео- и художественные фильмы, учебные фильмы, телевизионные спектакли, компьютерные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки и т.д.) на уроках в современной школе. Обучаемый, воспринимающий информацию с помощью аудиовизуальных средств, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей необходимую эмоциональную основу, на базе которой значительно облегчается процесс перехода от чувственного образа к логическому мышлению. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.

Сегодня у методистов и учителей-предметников не вызывает сомнения тот факт, что получение знаний в школе особенно нуждается в живом созерцании и наблюдении. Аудиовизуальные средства с успехом решают эту задачу, способствуя превращению языка абстракций в живое средство общения. По нашему убеждению, именно уроки словесности обладают неисчерпаемым потенциалом для применения самых разнообразных аудиовизуальных средств обучения, направленных на формирование «универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивает воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире» [4, с. 5].

Из всего многообразия современных аудиовизуальных средств обучения, которые можно использовать на уроках русского языка, мы выбрали произведения синтетических видов искусств (органического слияния разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое), основу которых составляет музыка - музыкальные видеоклипы (видеоролики, клипы) и мюзиклы.

Почему именно музыка? Роль музыки в процессе обучения школьников речи, многоаспектность её влияние на детскую эмоциональную сферу, музыкальное мышление, воображение и т.д. подробно описаны в книге известного методиста Г.Б.Вершининой «Детское слово о музыке» [2]. Из всех многочисленных причин, по которым автор считает необходимым обращаться на уроках словесности к музыке, важнейшими для нас являются следующие - отлучение современного школьника от художественного опыта поколений, «эмоциональная неразвитость, глухота», формирование «детской личности средствами музыки» [2, с. 5-6]. Кроме того, у детей, в отличие от взрослых, острота слуха на слова понижена больше чем на тон. Поэтому в развитии слуха у детей большое значение имеет слушание музыки, обучение игре на музыкальных

инструментах, пение.

Обращение же к современным видам искусства обусловлено, во-первых, их синтетической природой, возможностью одновременно задействовать несколько каналов получения информации; во-вторых, мюзикл как музыкально-театральный сценический жанр и музыкальный видеоклип как короткий кино- или видеофрагмент, сопровождающий музыкальную композицию знакомы современным подросткам и, по нашему предварительному предположению, популярны в среде подрастающего поколения, вызывают у них интерес.

Последний критерий связан еще и с огромной ролью в восприятии той или иной информации нашего желания воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем [3]. Предмет восприятия может быть интересен или безразличен для воспринимающего и вызывать у него различные чувства. Естественно, что интересный предмет воспринимается более активно, и наоборот, безразличный предмет может быть вообще не замечен.

Однако говоря об обучении школьников разным типам высказываний по музыкальному клипу или фрагменту мюзикла, следует сказать о степени преднамеренности восприятия. В психологии принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии реципиент не руководствуется заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие в нашем случае включено в деятельность по созданию текста и осуществляется по ходу ее выполнения.

Предлагаем возможные варианты заданий по развитию речи с использованием аудиовизуальных средств на уроках русского языка в 9-м классе при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация». Синтаксис как раздел лингвистики считается завершающим разделом в изучении курса русского языка. Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка - коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности обусловлено создание на уроках по изучению этого раздела текстов разнообразных типов, жанров, стилей и др.

Так, после изучения темы «Сложноподчиненное предложение с придаточными причины» девятиклассникам предлагается просмотреть фрагмент мюзикла «Собор Парижской Богоматери» (Notre Dame de Paris, французская версия по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»; композитор -Риккардо Коччанте, автор либретто - Люк Пламондон). Мюзикл на языке-оригинале выбирается не случайно - фрагмент театрализованного действа представляет собой знаменитую сцену признания в любви трех героев-мужчин (Квазимодо, Феба де Шатопера, Фролло) цыганке-Эсмеральде. В сцене звучит знаменитая песня «Belle» («Красавица») в исполнении Гару, Даниэля Лавуа и Патрика Фьори. Перед просмотром фрагмента старшеклассникам дается установка на его анализ:

- Сейчас вы увидите фрагмент знаменитого мюзикла, созданного по мотивам романа французского писателя XIX века Виктора Гюго. Я знаю, что вы не изучаете французский язык, но перед вами не стоит задача понять смысл происходящего с опорой на значение слов. Прислушайтесь к звучанию музыки, голосам исполнителей, обратите внимание на их передвижения по сцене, мимику. Предположите, о чем поют герои мюзикла, подумайте, что подсказало вам направление ваших размышлений.

Запишите свой ответ, выдвинув тезис и приведя в качестве двух доказательств (аргументов) сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины. Используйте для связи частей сложноподчиненного предложения разные союзы со значением причины.

Первоначально школьники испытывают замешательство, их пугает сама мысль о том, что основное средство проникновения в идею сцены не слово, а музыка, пение и сценические движения. Возможно, этот психологический барьер стал в какой-то мере причиной того, что первого просмотра видеофрагмента для многих девятиклассников было недостаточно для четкой аргументации своего мнения. Для нас в какой-то степени стало открытием то, что подавляющая часть подростков в 15 лет не знает о мюзикле как жанре современного музыкально-сценического искусства и не знакома конкретно с мюзиклом «Собор Парижской Богоматери» не только на французском языке, но и на русском. Однако с первого просмотра все участки эксперимента уловили в красивой мелодии страдание героев, сильнейшие эмоции, которые вызвала в их душах девушка.

Приведем пример ответа девятиклассника.

- Я думаю, что в сцене из мюзикла «Собор Парижской Богоматери» изображено чувство любви трех мужчин к одной девушке. И любовь эта какая-то несчастная. Я так думаю, потому что каждый из них поёт отдельно свою часть песни и с началом каждого фрагмента девушка начинает передвигаться по сцене. Любовь безответная или запретная, так как сама мелодия очень грустная (хотя очень красивая), а девушка не подходит ни к кому из мужчин. Здесь очевидна трагедия и героини, на мой взгляд, поскольку она вообще лишена слов. Ощущение, что она только игрушка в руках других людей.

Приведенный текст ответа демонстрирует работу разных каналов восприятия аудиовизуальной информации старшеклассником - зрительного и слухового. Чтобы приблизиться к пониманию содержания сцены, школьнику потребовалось сосредоточиться и на «картинке», и на звуке. Безусловно, можно сказать и о некотором искусственном ограничении в выборе синтаксических конструкций при создании текста, однако это ограничение определяется типом текста, т.к. аргументативное высказывание априори содержит сложноподчиненные конструкции с придаточной частью причины.

При повторении темы «Типы речи (текста)» в 9-м классе в качестве материала для создания повествовательного типа текста можно использовать клип, созданный из фрагментов советского художественный фильма «Вам и не снилось» (1981 г., режиссёр Илья Фрэз). В клипе звучит песня Рабиндраната Тагора на музыку Алексея Рыбникова. Считаем важным перед просмотром видеоклипа сообщить школьникам о повести Виктории Токаревой, которая легла в основу сценария фильма. Уместно сказать несколько слов о замечательном композиторе - Алексее Львовиче Рыбникове - нашем современнике, авторе музыки к многочисленным кинофильмам, музыкальным спектаклям, а также рок-операм «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось». Предлагаем возможные вопросы для первичного просмотра клипа.

- Когда начинает звучать музыка: до появления видеоряда, одновременно с ним, после него? Почему?

- Какое настроение передает мелодия песни?

- Соответствует ли по эмоциональному настрою содержание текста песни и мелодии?

- Какое событие (ряд событий) положено в основу клипа?

Обсуждение этих вопросов позволяет выявить эмоциональную составляющую клипа и фильма в целом -жизнеутверждающий пафос всепобеждающей любви. Слова и мелодия гармонично сочетаются, возможно, потому что обычно музыка пишется по уже отснятому фильму. Композитор, просматривая отснятый и подобранный в черновом монтаже материал, создаёт музыку, соответствующую изображению, содержанию, идейному замыслу так, чтобы она «укладывалась» в определенный метраж эпизодов, сцен, всего произведения в целом. Это означает, что музыка к фильму в идеале должна выражать идею произведения.

Предварительное обсуждение событийной канвы клипа приводит к необходимости определить события, ставшие (по клипу) завязкой, кульминацией и развязкой повествования. Именно выявление этих композиционных элементов становится задачей вторичного просмотра.

Девятиклассники без труда определили эпизод первой встречи героев как завязку, эпизод с несчастным случаем - как кульминацию, эпизод встречи героев - как развязку. С опорой на эти ключевые фрагменты создается повествовательный текст. Большим достижением стало для нас то, что девятиклассники заинтересовались не только фильмом, но текстом повести В.Токаревой.

Выводы. Таким образом, использование на уроках словесности современных аудиовизуальных средств - музыкальных клипов и мюзиклов - не только подтверждает эффективность подобной работы, но и доказывает её сложность для старшеклассников: порой им непросто «перевести» эмоции с «языка музыки» на «язык слова». Кроме того, такой комплексный анализ позволяет не только совершенствовать коммуникативную компетенцию, но расширить и общекультурный кругозор старших школьников.

Литература:

1. Баданина Л. П. Психология познавательных процессов [электронный ресурс]: учеб. Пособие / Л.П.Баданина - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012.

2. Вершинина Г.Б. Детское слово о музыке: теория и практика обучения на уроке развития речи. -Новокузнецк, 1995.

3. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

4. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предметам области «Филология»: методические рекомендации: в двух ч. / сост. И.Г.Вертилецкая, Л.В.Ровнова; под общ.ред. И.Г.Вертилецкой. - Ч.1. Русский язык и литература. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014.

Педагогика

УДК 371 38

аспирантка 2 курса кафедры русского языка как иностранного Батищева Екатерина Вадимовна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Штернина Екатерина Сергеевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к обучению иностранным языкам, в частности, русскому языку как иностранному. Ведущим подходом к обучению сегодня принято считать коммуникативный подход, в центре внимания которого находится обучаемый как активный субъект учебной деятельности. Лидирующим принципом коммуникативного подхода является принцип коммуникативности, ведущий принцип современной методики преподавания иностранных языков.

Ключевые слова: методика преподавания, подход к обучению, коммуникативный поход, русский язык как иностранный.

Annotation. The article describes approaches to teaching foreign languages including teaching Russian as foreign language. The dominant teaching approach today is considered to be the communicative approach that sees a student as an active subject of the learning process. The leading principle of communicative approach is communicative principle, the main principle of contemporary methods of theaching foreign languages.

Keywords: methods of teaching, teaching approach, communicative approach, Russian as foreign language.

Введение. Проблема поиска эффективных подходов к преподаванию иностранных языков актуальна и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных лингвистов. Подход к обучению — базисная категория методики, обозначающая исходные положения относительно природы языка и способов овладения им. Известно, что в методике преподавания иностранных языков, в частности, русского языка как иностранного, не существует единой классификации подходов к обучению. Среди ученых, разрабатывавших данный вопрос, были М.В.Ляховицкий, М.Н.Вятютнев, Е.И.Пассов и др. Анализ предложенных ими подходов показывает, что основаниями для их классификации служат объект обучения, т. е. язык и речь, или способ обучения (прямой, сознательный, деятельностный). Сегодня ведущая роль в обучении иностранным языкам отдается коммуникативному подходу, для которого характерен деятельностный характер занятий, на которых учащиеся выступают в качестве активного субъекта учебной деятельности.

Формулировка цели статьи. Рассмотреть и кратко охарактеризовать существующие в методике преподавания иностранных языков подходы к обучению; описать современные тенденции в обучении русскому языку как иностранному; наметить пути дальнейшего развития методики преподавания РКИ.

Изложение основного материала статьи. Выбранный исследователем подход к обучению определяет методы и приемы, которые в дальнейшем будут реализованы на занятиях. На современном этапе развития теории методики выделяются такие подходы к преподаванию иностранных языков в ВУЗе, как:

1. информационный подход, характерной чертой которого является точность и конкретность теоретических знаний;

2. подход-инновация, обеспечивающий активное функционирование интеллектуальных и волевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.