Научная статья на тему 'АУДИОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ГРУППЫ «ЛЮБЭ»)'

АУДИОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ГРУППЫ «ЛЮБЭ») Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
политика памяти / группа «Любэ» / Россия / Расторгуев / музыка / творчество / традиционные ценности / деструктивная идеология / politics of memory / Lube group / Russia / Rastorguev / music / creativity / traditional values / destructive ideology

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Игнатов И.С., Володихин Д.Ю.

умение передать пульс повседневной жизни всех исторических эпох современной России было бы невозможным без формирования и поддержания политики памяти. В статье рассматривается роль творческой деятельности в ходе формирования государственной политики памяти РФ. Авторы подчеркивается роль группы «Любэ», которая в состоянии подтолкнуть слушателей сопереживать о прошлом, словно мы находимся в эпицентре прошедших событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIOVISUALIZATION OF THE MEMORY POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE CREATIVITY OF THE GROUP "LUBE")

the ability to convey the pulse of everyday life of all historical epochs of modern Russia would be impossible without the formation and maintenance of a memory policy. The article examines the role of creative activity in the formation of the state policy of memory of the Russian Federation. The authors emphasize the role of the Lube group, which is able to push listeners to empathize about the past, as if we are in the epicenter of past events

Текст научной работы на тему «АУДИОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ГРУППЫ «ЛЮБЭ»)»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Игнатов И. С.

студент бакалавр 4 курса, направления подготовки политология, ФГБОУВО «Российский государственный социальный университет»

ignatov69ilya@gmail. com Володихин Д.Ю.

студент бакалавр 4 курса, направления подготовки политология, ФГБОУВО «Российский государственный социальный университет»

jzi.volodihin@yandex.ru

АУДИОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА

ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ГРУППЫ «ЛЮБЭ»)

Аннотация: умение передать пульс повседневной жизни всех исторических эпох современной России было бы невозможным без формирования и поддержания политики памяти. В статье рассматривается роль творческой деятельности в ходе формирования государственной политики памяти РФ. Авторы подчеркивается роль группы «Любэ», которая в состоянии подтолкнуть слушателей сопереживать о прошлом, словно мы находимся в эпицентре прошедших событий.

Ключевые слова: политика памяти, группа «Любэ», Россия, Расторгуев, музыка, творчество, традиционные ценности, деструктивная идеология

С 2021 г. в государственной политики Российской Федерации формируется новый вектор развития на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Это отражено, например, в стратегии национальной безопасности российской Федерации от 02.07.2021 г1., принятой указом президента Российской Федерации № 400, где закрепляется защита традиционных ценностей (4 пункт стратегии «Обеспечение национальной безопасности»), а также в Указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ

государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских

" 2

духовно-нравственных ценностей»2.

Озабоченность политического руководства Российской Федерации вопросами сохранения и продвижения в сознании граждан традиционных российских ценностей связанно с долгосрочным формированием деструктивных идеологических мотивов западных стран по отношению к России3:

• «Мемориальные войны» - борьба с памятниками Великой Отечественной войны в западной Европе, переосмысление исторического прошло и роли России в нем;

• Законодательное закрепление однополых отношений и иных нетрадиционных отношений и ценностей в ряде стран Европы и США и т.д.;

• «Санкционное давление» на Россию;

• Информационные войны - западная пропаганда в массмедиа с целью подрыва национальной безопасности Российской Федерации (призывы и действия, ведущие к дестабилизации политической системы);

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// Администрация Президента России: официальный сайт. - 2023. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (дата обращения: 24.01.2023).

2 Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"// Официальный интернет-портал правовой информации. - 2023. URL: http://publicaüon.pravo.gov.ru/Document/Vriew/00012022n090019 (дата обращения: 24.01.2023).

3 Свиридов Ю.В. Деструктивная деятельность США и их союзников в информационном пространстве как источник угроз военной безопасности Российской Федерации// Военная мысль, 2022. № 4. С. 36-43.

100

• Расширение НАТО на восток;

В данном ключе необходимо сосредоточить внимание на государственной политике памяти Российской Федерации, которая формирует традиционные нарративы, препятствующие деструктивным воздействиям со стороны недружественных стран1.

Государственная политика памяти Российской Федерации призвана осуществлять ряд необходимых функций, помогающих объединять многонациональный народ страны в единое целое, пропитанное одной общей идеей - единство и патриотизм. В качестве ключевых функций российской политики памяти на современном этапе можно выделить2:

• Воспитание молодого поколения;

• Патриотическое воспитание населения;

• Сохранения исторических нарративов о событиях прошлого страны;

• Сплочение народа;

• Закрепление традиционных ценностей: семьи, справедливости, милосердия, приоритет духовного над материальным и т.д3.

В условиях цифровизации всего и вся, происходит трансформация социальной реальности, когда все повседневные процессы "преломляются в цифровой призме": процессы коммуникации, оказание услуг, организация досуга, дистанционное образование и многое другое4. Распространение исторических нарративов происходит с помощью массмедиа, которые активно распространяют формирующийся пласт информации.

С помощью массмедиа актеры, певцы, блогеры, общественные деятели, деятели искусства транслируют смыслы и содержание своего творчества, активно участвуя в формировании общественного мнения. Популярная культура становится самостоятельным общественным феноменом, формируя продаваемый продукт, потребляемый аудиторией5. Медийные личности, транслирующие информацию на широкую аудиторию, с целью самореализации и удовлетворения своих личных материальных интересов, должны отдавать себе отчет, что они являются эталоном для определенного круга людей, перенимающим позицию кумира.

Государственная политика памяти Российской Федерации на современном этапе, включает в себя нарративы транслирующиеся в массмедиа (музыка, кинофильмы, телепередачи). Коммеморация (сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого) исторических событий с помощью творчества, придает ему эмоциональный окрас, давая большие смысловые нагрузки, а также темы для размышления аудитории. Согласно исследованию Фомина А.В. и Зотовой М.А.6 с помощью музыкального исполнения человек передает окружающим свои эмоции, заставляя их пережить те же

1 Беляев Е.В., Линченко А.А. Государственная политика памяти и ценности массового исторического сознания в современной России: проблемы и противоречия// Studia Humanitatis, 2016. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/gosudarstvennaya-politika-pamyati-i-tsennosti-massovogo-istoricheskogo-soznaniya-v-sovremennoy-rossii-problemy-i-protivorechiya/viewer (дата обращения: 24.01.2023).

2 Попп И.А., Шахнович И.С. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект// Педагогическое образование в России, 2018. № 12. С. 42-49.

3 Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"// Официальный интернет-портал правовой информации. - 2023. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 24.01.2023).

4 Чернов И.В. Цифровизация как тенденция развития современного общества: специфика научного дискурса// Гуманитарий Юга России, 2021. № 1. С. 121-132.

5 Алпатова О.Е. Музыка и медиа// Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2014. № 2. С. 983-986.

6 Фомин А.В., Зотова М.А. Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека и его творческий потенциал как компонент содержания музыкальнопедагогического образования// Музыкальное искусство и образование, 2018. № 2. С. 59-73.

моменты во время прослушивания. Также авторы приходят к выводу о том, что музыка является мощнейшим средством эмоциональной регуляции психологической активности человека.

Политика памяти проявляется и реализуется в формировании произведений искусства, частью которых является творчество российских музыкантов. В качестве основного элемента эмпирической базы исследования выбрано творчество популярной, существующей много лет группы «Любэ».

Музыкальный художник делится своими эмоциями через музыку, формируя чувства, мнения, реакции людей на различные жизненные события, касающиеся как проблем повседневной, обыденной жизни, так и вопросов, прямо связанных с исторической памятью и базовыми общественными ценностями.

Ярким примером культурного явления, формирующего государственные нарративы политики памяти Российской Федерации, является группа «Любэ» - советская и российская музыкальная группа, использующая элементы рок-музыки, шансона, русской народной музыки и авторских песен. Идея создания группы принадлежит продюсеру и композитору Игорю Игоревичу Матвиенко. В 1987 г. у него возникла идея создания музыкальной группы с национал-патриотическим уклоном и мужественным вокалом. Вокалиста и фронтмэна Матвиенко искал через советский вокально-инструментальный ансамбль «Лейся, песня», где окончательным вариантом его выбора стал Николай Расторгуев1.

По одной из версий, название группы связано со словом «любэ» (от украинского слова «любе») - на молодёжном сленге означает «любое, всякое, разное», демонстрируя, что группа ориентируется на широкую аудиторию2. По другой более интересной версии, название связано с популярным в те годы молодежным движением «Люберов»3. Это движение активно пропагандировало здоровый образ жизни, где основным местом сбора стали подвалы многоэтажек с самодеятельными качалками в подмосковных Люберцах. Свою популярность они, во многом, заслужили своим враждебным и радикальным отношением к «неформалам».

Группа «Любэ» отразила деятельность люберов в одной из первых песен «Люберцы»

1989 г., записанной в студии одновременно с другой не менее важной песней «Батька Махно». В этих работах приняли участие следующим составом: Игорь Матвиенко, Николай Расторгуев, гитарист группы «Мираж» Алексей Горбашов и Виктор Застров (музыкант ресторана «Люберцы»). Именно с моментом этих записей связана официальная дата рождения «Любэ». В этом же году группа отправилась на гастроли, где вокалист Расторгуев встретился с Аллой Пугачевой, по совету которой он одел военную гимнастерку для исполнения песни «Атас», и с тех пор она на долго стала важным атрибутом его сценического образа. С этой песней группа «Любэ» стала лауреатом фестиваля Песня Года в

1990 г., получив народное признание4.

Состав группы менялся не единожды, но костяк оставался тот же в лице продюсера Игоря Матвиенко и солиста Николая Расторгуева, а также текстовиков - Александра

1 Brief history and interesting facts about the "Lube" group. Nikolay Rastorguev: biography, personal life, songs, "Lube" Lyube surname// thestrip.ru. URL: https://thestrip.ru/en/karandash/kratkaya-istoriya-i-interesnye-fakty-o-gruppe-lyube-nikolai/ (дата обращения: 27.01.2023).

2 Михаил НАЗАРЕНКО. Наедине со всеми. Позови меня тихо по имени... Группа «Любэ» и ее бессменный лидер Николай Расторгуев дали аншлаговый сольник в Киеве// «Бульвар Гордона» № 16 (156), 22 апреля 2008. URL: https://web.archive.org/web/20150101054236/http://www.bulvar.com.ua/arch/2008/16/480e28af0cd77/ (дата обращения: 27.01.2023).

3 «Любера»: чем прославилась самая агрессивная субкультура СССР// Русская Семерка. URL: https://russian7.ru/post/lyubera-chem-proslavilas-samaya-agre/ (дата обращения: 28.01.2023).

4 Brief history and interesting facts about the "Lube" group. Nikolay Rastorguev: biography, personal life, songs, "Lube" Lyube surname// thestrip.ru. URL: https://thestrip.ru/en/karandash/kratkaya-istoriya-i-interesnye-fakty-o-gruppe-lyube-nikolai/ (дата обращения: 27.01.2023).

Шаганова и Михаила Андреева. Сегодня состав (помимо вышеотмеченного ядра) выглядит следующим образом: Виталий Локтев (российский клавишник, баянист, заслуженный артист России), Александр Ерохин (барабанщик, заслуженный артист России), Сергей Перегуда (инструменталист, гитарист), Дмитрий Стрельцов (бас-гитарист), Алексей Тарасов (бэк-вокалист, которого можно считать участником со времен основания группы, однако в концертный состав вошел лишь в 2005 г.), а также бэк-вокалисты Павел Сучков и Алексей Кантура1.

Анализируя вектор развития группы, становится очевидным, что она, в первую очередь, нацелена на национально-патриотическое направление, в котором нуждалось тогдашнее общество, в условиях беспрецедентного по интенсивности и коммуникативному разнообразию насаждения в России так называемых "западных ценностей". В интервью передачи «Бульвар Гордона» в 2008 г. после своего киевского концерта группа отмечала, что их песни «продолжают традиции советской и русской песни, где чудесным образом сочетаются мелодия и слова. В них русский дух, в них Русью пахнет... »2. Важно упомянуть сохранение преемственности к периоду Советского Союза и образу жизни тогдашней эпохи. Например, на одном из их первых альбомов «Атас» группа была одета как солдаты Красной Армии времен гражданской войны, где не обошлось без критики Запада и даже Имперской России. В "лихие 90-е" вышел альбом «Зона любви» и одноименный фильм «Зона Любэ». В 1995 г., к 50-летию окончания Второй мировой войны, «Любэ», использовав советский ретро звук 60-70х, обратилась к песням в формате времен Великой Отечественной Войны, таким как «Комбат», которые к тому же перекликались с тогдашними событиями в Чечне3.

В 2000-е гг. «Любэ» продолжала развивать свою востребованную зрителем патриотическую линию, что безусловно было замечено уже новой администрацией президента. Фронтмэн группы Николай Расторгуев был выдвинут на должность советника правительства по культуре в 2001 г. Расторгуев несколько раз избирался в Государственную Думу, демонстрировав свою поддержку президенту4.

В ходе своей творческой, общественной и политической деятельности Николай Расторгуев отмечен рядом государственных наград и премий: Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (21 февраля 2007), Орден Александра Невского (26 августа 2020), Народный артист Российской Федерации (10 октября 2002), Заслуженный артист Российской Федерации (16 апреля 1997) и другие государственные награды5.

Таким образом, востребованная ностальгия по советской и русской песне, постепенный переход к военизированному патриотизму и утверждению незыблемости традиционных ценностей как источника и условия жизнестойкости Российского государства стали одним из основных направлений творческой деятельности группы «Любэ» сохраняющей популярность и любовь зрителей почти 35 лет своего существования6.

Для дальнейшей работы с дискографией группы нам используется статистика современных цифровых площадок, в частности, сервисов «Яндекс. Музыка» и «^ройГу». Именно они предоставляют открытый доступ и более детальную статистику исполнителей

1 Группа Любэ// Любэ. URL: http://lube.ru/index.php/roster/ (дата обращения: 28.01.2023).

2 Михаил НАЗАРЕНКО. Наедине со всеми. Позови меня тихо по имени... Группа «Любэ» и ее бессменный лидер Николай Расторгуев дали аншлаговый сольник в Киеве// «Бульвар Гордона» № 16 (156), 22 апреля 2008. URL: https://web.archive.Org/web/20150101054236/http://www.bulvar.com.ua/arch/2008/16/480e28af0cd77/ (дата обращения: 27.01.2023).

3 Marlene Laruelle. Popular Culture and Putin's Legitimacy// YaleGlobal and the MacMillan Center - 2018. URL: https://archive-yaleglobal.yale.edu/content/popular-culture-and-putins-legitimacy (дата обращения: 28.01.2023).

4 Анна Закатнова. Солист "Любэ" Николай Расторгуев стал "медведем" - 2006// RG.RU. URL: https://rg.ru/2006/09/28/edinaya-rossiya.html_ (дата обращения: 28.01.2023).

5 Группа Любэ// Любэ. URL: http://lube.ru/index.php/roster/ (дата обращения: 28.01.2023).

6 Marlene Laruelle. Popular Culture and Putin's Legitimacy// YaleGlobal and the MacMillan Center - 2018. URL: https://archive-yaleglobal.yale.edu/content/popular-culture-and-putins-legitimacy (дата обращения: 28.01.2023).

для всех желающих пользователей. Первая отечественная площадка оценивает количество слушателей за декабрь 2022 г. в 1 516 494 слушателей, что на 103 509 больше, чем за ноябрь, что свидетельствует о росте популярности и востребованности творчества группы. Подписку на исполнителя «Любэ» на момент 26 января 2023 г. оформили 1 912 101 пользователей платформы. В свою очередь, Шведская компания Spotify, несмотря на свой недавний уход с российского рынка, по сей день демонстрирует мировой охват исполнителя. За декабрь 2022 г. «Любэ» имеет 186 845 слушателей за месяц, где 6 721 постоянных из Минска, 4 473 Гамбурга, 3 956 Берлина, Франкфурта 3 304 и 3 216 Риги.

Для раскрытия содержательной стороны влияния творчества на формирование государственной политики памяти Российской Федерации, применен метод контент-анализа для детального разбора текстов группы «Любэ». В качестве объекта были выбраны самые популярные композиции из площадок, а именно: «Комбат» (5 млн. прослушивания на Spotify), с которого начинается эпоха новых военных и патриотических песен в России, а также песни «Давай за...» (6 млн. прослушивания на Spotify) и «Конь» (4,5 млн. прослушивания на Spotify).

Композиция «Конь»1 - повествование лиричного героя о том, как они в ночь с его верным другом, в честь которого и названа песня, пересекают бескрайнее поле. Это поле является родным и ценным для героя, поэтому ему придается красочное определение - «по полю моему»:

«Ночкой тёмной тихо пойдём Мы пойдём с конём по полю вдвоём»; «По бескрайнему полю моему».

В четвертом куплете герой говорит о заре над полем, которое ассоциируется со страной, с Родиной. Выделяет «брусничный и алый цвет» зари, задаваясь вопросом, есть ли такое место или его нет:

«Дай-ка я разок посмотрю Где рождает поле зарю Аль брусничный цвет, алый да рассвет Али есть то место, али его нет»

Анализируя историю и идеологию группы их участников, можно с большой долей уверенности предположить о связанности алого, красного цвета с СССР, по которому в период создания песни ностальгировали множества граждан, неся вместе тяжёлое бремя девяностых.

Пятым и шестым куплетом герой раскрывает свои чувства к России, что несмотря на все трудности, он любит родные края, призывая природу вокруг себя воспеть его чувство: «Полюшко моё, родники»; «Я влюблён в тебя, Россия, влюблён»; «Будет добрым год-хлебород Было всяко, всяко пройдёт Пой о том, как я в Россию влюблён!».

Текст для композиции «Конь» написал Александр Шаганов, а аранжировка была создана Игорем Матвиенко. Изначально песню планировали отдать группе «Иванушки International», однако в последний момент продюсер передумал, понимая, что она должна быть исполнена именно в стиле «Любэ» для полной передачи настроения и атмосферы. Наполненность, яркость народных мотивов, любовь к родному краю в исполнении «Любэ» сделали песню любимой и популярной для миллионов слушателей2.

1 Любэ (Lube) - Конь (Horse) Lyrics// Genius Lyrics. URL: https://genius.com/Lube-horse-lyrics_ (дата обращения: 29.01.2023).

2 Любэ (Lube) - Конь (Horse) Lyrics// Genius Lyrics. URL: https://genius.com/Lube-horse-lyrics_ (дата обращения: 29.01.2023).

Композиция - «Давай за.»1 переносит в атмосферу войны, где на её фоне раскрываются человеческие чувства. Лирический герой переносит тяготы боевых будней, переживает за раненого товарища, вспоминает героев минувших дней, надеясь на счастливое будущее:

«Нас убивают, но мы выживаем И снова в атаку себя мы бросаем»; «Только бы выжил товарищ мой раненый Ты потерпи, браток, не умирай пока Будешь ты жить еще долго и счастливо»

В переходе вспоминаются и родные края, города, друзья, любовь, а также войска, которые их защищают:

«Давай за них, давай за нас и за Сибирь, и за Кавказ За свет далеких городов и за друзей, и за любовь Давай за вас, давай за нас и за десант, и за спецназ За боевые ордена, давай поднимем, старина»

В последнем куплете герой делится своей личной исторической памятью, связанной с его дедом, командиром Красной Армии, которая отсылает его в сложное военное время. Автор говорит о преемственности поколений, тех, кому довелось рисковать жизнью, защищая интересы своей родины:

«В старом альбоме нашел фотографии деда Он был командир Красной Армии»; «Запах травы на рассвете нескошенной Стоны земли от бомбежек распаханной Пара солдатских ботинок истоптанных Войнами новыми, войнами старыми».

В припеве текст завязывается на словосочетании «Давай за.», за то, что ценно и дорого, что надо помянуть в данный момент:

«Давай за жизнь, держись, брат, до конца Давай за тех, кто дома ждет тебя Давай за жизнь, будь проклята война Давай за тех, кто дома ждет тебя»

Автором текста и аранжировки выступил продюсер Игорь Матвиенко. В песне голос Растургаева обработан так, чтобы он ассоциировался со звуком рации или старого радиоприёмника, что несомненно служит дополнительным инструментом к выстраиванию нужной атмосферы. Песня стала известной и ушла в народ благодаря искренности, простоте и близкому для многих образу главного героя - обычного солдата, выполняющего свой воинский долг2.

Наконец, композиция «Комбат», которая отсылает нас к полям сражений и их атрибутике. Начинается и заканчивается песня с фразеологизма «На войне как на войне», который употреблял еще Л.Н. Толстой в «Войне и мире». Устойчивое выражение дает понять о сложности войны со всеми её тяготами, лишениями, последствиями3: «А на войне, как на войне — патроны, водка, махорка в цене А на войне нелегкий труд, а сам стреляй, а то убьют А на войне, как на войне, подруга, вспомни обо мне

1 Любэ (Lube) - Давай за... (Davai za...)// Genius Lyrics URL: https://genius.com/Lube-davai-za-lyrics_ (дата обращения: 29.01.2023).

2 Любэ «Давай за.»// soundtimes.ru. URL: https://soundtimes.ru/populyarnye-pesni-6/lyube-davaj-za_ (дата обращения: 29.01.2023).

3 На войне как на войне// Викисловарь. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/на_войне_как_на_войне (дата обращения: 29.01.2023).

А на войне неровен час, а может, мы, а может, нас»

Главным элементом повествования является командир батальона (сокращено «комбат»), некий ангел-хранитель, простых солдат, который постоянно рискует собственной жизнью и для которого сослуживцы важнее всех наград и звёзд на погонах1: «Комбат-батяня, батяня-комбат Ты сердце не прятал за спины ребят»; «Комбат, ё, командует он Комбат-батяня, батяня-комбат».

Четко и просто говорится ради чего идут столь тяжелые сражения: «А на войне, как на войне — солдаты видят мамку во сне»; «Эх, война, война идет, а пацана девчонка ждет»; «За нами Россия, Москва и Арбат».

За аранжировку ответственен Игорь Матвиенко, а текст был создан поэтом Александром Шагановым. Как упоминалось ранее, эта песня задала группе чёткий вектор развития: после её релиза коллектив углубился в военную тематику. В свою очередь, полюбившийся уже тогда стиль «Любэ», сделал песню не только музыкальным памятником воинам к 50-летию Победы СССР в Великой Отечественной Войне, но и хитом, который будут слушать и перепевать ещё долгие годы2.

Исторические нарративы, транслирующиеся в композициях группы «Любэ», востребованы и соответствуют государственной позиции в формировании политики памяти Российской Федерации - патриотизм, справедливость, братство и единство народов России, уважение к прошлому страны и забота о ее будущем и многое другое мы видим и слышим в творчестве этой талантливой группы.

Согласно данным статистики с сайта «Яндекс Музыка»3 количество людей, интересующихся творчеством группы, увеличивается, что говорит о широком народном признании. «Любэ» продолжает выпускать новые, близкие широкому зрителю патриотические и лирические композиции, что свидетельствует о внутренней потребности коллектива группы "Любэ" следовать в своем творчестве выбранному курсу.

Литература:

1. Алпатова О.Е. Музыка и медиа// Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2014. № 2. С. 983-986.

2. Анна Закатнова. Солист "Любэ" Николай Расторгуев стал "медведем" - 2006// RG.RU. URL: https://rg.ru/2006/09/28/edinaya-rossiya.html .(дата обращения: 28.01.2023).

3. Беляев Е.В., Линченко А.А. Государственная политика памяти и ценности массового исторического сознания в современной России: проблемы и противоречия// Studia Humanitatis, 2016. URL: https://cyberleninka.m/article/n/gosudarstvennaya-politika-pamyati-i-tsennosti-massovogo-istoricheskogo-soznaniya-v-sovremennoy-rossii-problemy-i-protivorechiya/viewer (дата обращения: 24.01.2023).

4. Группа Любэ// Любэ. URL: http://lube.ru/index.php/roster/ (дата обращения: 28.01.2023).

5. «Любера»: чем прославилась самая агрессивная субкультура СССР// Русская Семерка. URL: https://russian7.ru/post/lyubera-chem-proslavilas-samaya-agre/ (дата обращения: 28.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Любэ (Lube) - Комбат (Kombat)// Genius Lyrics. URL: https://genius.com/Lube-kombat-lyrics_ (дата обращения: 29.01.2023).

2 Любэ (Lube) - Комбат (Kombat)// Genius Lyrics. URL: https://genius.com/Lube-kombat-lyrics_ (дата обращения: 29.01.2023).

3 Любэ // Яндекс Музыка. URL: https://music.yandex.ru/artist/430384/albums (дата обращения: 30.01.2023).

106

6. Любэ - «Комбат»: история шлягера// soundtimes.ru. URL: https://soundtimes.ru/populyarnye-pesni-6/lyube-kombat_^aTa обращения: 29.01.2023).

7. Любэ (Lube) - Давай за. (Davai za...)// Genius Lyrics URL: https://genius.com/Lube-davai-za-lyrics_(дата обращения: 29.01.2023).

8. Любэ (Lube) - Комбат (Kombat)// Genius Lyrics. URL: https://genius.com/Lube-kombat-lyrics_(дата обращения: 29.01.2023).

9. Любэ (Lube) - Конь (Horse) Lyrics// Genius Lyrics. URL: https://genius.com/Lube-horse-lyrics_(дата обращения: 29.01.2023).

10. Любэ // Яндекс Музыка. URL: https://music.yandex.ru/artist/430384/albums (дата обращения: 30.01.2023).

11. Любэ «Давай за.»// soundtimes.ru. URL: https://soundtimes.ru/populyarnye-pesni-6/lyube-davaj-za_(дата обращения: 29.01.2023).

12. Любэ «Конь»// soundtimes.ru. URL: https://soundtimes.ru/populyarnye-pesni/lyube-kon (дата обращения: 29.01.2023).

13. Михаил НАЗАРЕНКО. Наедине со всеми. Позови меня тихо по имени... Группа «Любэ» и ее бессменный лидер Николай Расторгуев дали аншлаговый сольник в Киеве// «Бульвар Гордона» № 16 (156), 22 апреля 2008. URL: https://web.archive.org/web/20150101054236/http://www.bulvar.com.ua/arch/2008/16/480e28af0c d77/ (дата обращения: 27.01.2023).

14. На войне как на войне// Викисловарь. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/на_войне_как_на_войне (дата обращения: 29.01.2023).

15. Попп И.А., Шахнович И.С. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект// Педагогическое образование в России, 2018. № 12. С. 42-49.

16. Свиридов Ю.В. Деструктивная деятельность США и их союзников в информационном пространстве как источник угроз военной безопасности Российской Федерации// Военная мысль, 2022. № 4. С. 36-43.

17. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// Администрация Президента России: официальный сайт. - 2023. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (дата обращения: 24.01.2023).

18. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"// Официальный интернет-портал правовой информации. - 2023. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 24.01.2023).

19. Фомин А.В., Зотова М.А. Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека и его творческий потенциал как компонент содержания музыкальнопедагогического образования// Музыкальное искусство и образование, 2018. № 2. С. 59-73.

20. Чернов И.В. Цифровизация как тенденция развития современного общества: специфика научного дискурса// Гуманитарий Юга России, 2021. № 1. С. 121-132.

21. Brief history and interesting facts about the "Lube" group. Nikolay Rastorguev: biography, personal life, songs, "Lube" Lyube surname// thestrip.ru. URL: https://thestrip.ru/en/karandash/kratkaya-istoriya-i-interesnye-fakty-o-gruppe-lyube-nikolai/ (дата обращения: 27.01.2023).

22. Marlene Laruelle. Popular Culture and Putin's Legitimacy // YaleGlobal and the MacMillan Center - 2018. URL: https://archive-yaleglobal.yale.edu/content/popular-culture-and-putins-legitimacy (дата обращения: 28.01.2023).

References:

1. Alpatova O.E. Music and media. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. N 2. P. 983-986. (In Russ.).

2. Anna Zakatnova. Soloist of "Lube" Nikolay Rastorguev became a "bear" - 2006. RG.RU URL: https://rg.ru/2006/09/28/edinaya-rossiya.html (date of access: 28.01.2023). (In Russ.).

3. Belyaev E.V., Linchenko A.A. State policy of memory and values of mass historical consciousness in modern Russia: problems and contradictions. Studia Humanitatis. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-pamyati-i-tsennosti-massovogo-istoricheskogo-soznaniya-v-sovremennoy-rossii-problemy-i-protivorechiya/viewer (date of access: 24.01.2023). (In Russ.).

4. Lube Group. Lube URL: http://lube.ru/index.php/roster (date of access: 28.01.2023). (In Russ.).

5. "Lyubera": what made the most aggressive subculture of the USSR famous. Russian Seven URL: https://russian7.ru/post/lyubera-chem-proslavilas-samaya-agre (date of access: 28.01.2023). (In Russ.).

6. Lube - "Combat": the history of the smash hit. soundtimes.ru. URL: https://soundtimes.ru/populyarnye-pesni-6/lyube-kombat (date of access: 29.01.2023). (In Russ.).

7. Lube (Lube) - Come on for ... (Davai za...). Genius Lyrics. URL: https://genius.com/Lube-davai-za-lyrics (date of access: 29.01.2023). (In Russ.).

8. Lube - Kombat. Genius Lyrics. URL: https://genius.com/Lube-kombat-lyrics (date of access: 29.01.2023). (In Russ.).

9. Lube - Horse Lyrics. Genius Lyrics. URL: https://genius.com/Lube-horse-lyrics (date of access: 29.01.2023). (In Russ.).

10. Lube. Yandex Music. URL: https://music.yandex.ru/artist/430384/albums (date of access: 30.01.2023). (In Russ.).

11. Lube "Let's go for...". soundtimes.ru. URL: https://soundtimes.ru/populyarnye-pesni-6/lyube-davaj-za (date of access: 29.01.2023). (In Russ.).

12. Lube "Horse". soundtimes.ru. URL: https://soundtimes.ru/populyarnye-pesni/lyube-kon (date of access: 29.01.2023). (In Russ.).

13. Mikhail NAZARENKO, alone with everyone, Call me softly by name... The Lube group and its permanent leader Nikolay Rastorguev gave a sold-out solo concert in Kiev. "Gordon Boulevard". № 16(156), April 22, 2008 URL: https://web.archive.org/web/20150101054236/http://www.bulvar.com.ua/arch/2008/16/480e28af0c d77 (date of access: 27.1.2023). (In Russ.).

14. At war as at war. Wiktionary. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/Ha_BOHHe_KaK_Ha_BOHHe (date of access: 29.01.2023). (In Russ.).

15. Popp I.A., Shakhnovich I.S. State policy for the preservation of the historical memory of citizens of the Russian Federation: regulatory aspect. Pedagogical education in Russia. 2018. N 12. P. 42-49. (In Russ.).

16. Sviridov Yu.V. Destructive activity of the United States and its allies in the information space as a source of threats to the military security of the Russian Federation. Military thought. 2022. N 4. P. 36-43. (In Russ.).

17. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 02.07.2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation". Administration of the President of Russia: official website, 2023. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (date of access: 24.01.2023). (In Russ.).

18. Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022 N 809 "On approval of the Foundations of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values". Official Internet portal of legal information, 2023. URL:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (date of access: 24.01.2023). (In Russ.).

19. FominA.V., ZotovaM.A. The impact of music on the psychoemotional state of a person and his creative potential as a component of the content of musical pedagogical education. Musical art and education, 2018. № 2. P. 59-73. (In Russ.).

20. ChernovI.V. Digitalization as a trend in the development of modern society: the specifics of scientific discourse// Humanities of the South of Russia, 2021. № 1. P. 121-132. (In Russ.).

21. Brief history and interesting facts about the "Lube" group. Nikolay Rastorguev: biography, personal life, songs, "Lube" Lyube surname// thestrip.ru URL: https://thestrip.ru/en/karandash/kratkaya-istoriya-i-interesnye-fakty-o-gruppe-lyube-nikolai/ (дата обращения: 27.01.2023).

22. Marlene Laruelle. Popular Culture and Putin's Legitimacy // YaleGlobal and the MacMillan Center - 2018. URL: https://archive-yaleglobal.yale.edu/content/popular-culture-and-putins-legitimacy (дата обращения: 28.01.2023).

AUDIOVISUALIZATION OF THE MEMORY POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE CREATIVITY OF THE GROUP "LUBE")

Abstract: the ability to convey the pulse of everyday life of all historical epochs of modern Russia would be impossible without the formation and maintenance of a memory policy. The article examines the role of creative activity in the formation of the state policy of memory of the Russian Federation. The authors emphasize the role of the Lube group, which is able to push listeners to empathize about the past, as if we are in the epicenter of past events.

Keywords: politics of memory, Lube group, Russia, Rastorguev, music, creativity, traditional values, destructive ideology

Для цитирования: Игнатов И.С., Володихин Д.Ю. Аудиовизуализация политики памяти Российской Федерации (на примере творчества группы «Любэ»)// Архонт, 2023. № 1(34). С. 100-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.